Как расследовать несчастные случаи на производстве:
схемы действий для работодателей

В октябре 2004 года в Украине заработал новый Порядок расследования несчастных случаев. Поэтому сегодня мы расскажем вам, какие меры принять, если на вашем предприятии произойдет несчастный случай. Кстати, работодателю это знать обязательно. А поскольку оперативное реагирование в подобных обстоятельствах нужно как никогда, советуем прочитать эту консультацию сейчас. В ней вы найдете схемы, которые всегда помогут вам при расследовании несчастных случаев на производстве.

Прежде всего определим предмет нашей беседы. Итак, читаем: "несчастный случай - это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, произошедшие в процессе исполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых нанесен вред здоровью или наступила смерть" (абз. 1 ст. 14 3акона о страховании от несчастного случая). Перечень обстоятельств, при которых наступает такой страховой случай, утвержден постановлением № от 25.08.04 г. № 1112. Правда, могут возникнуть основания, при которых Фонд страхования от несчастных случаев признает страховым несчастный случай, произошедший при других обстоятельствах (не предусмотренных перечнем).

Конечно, несчастный случай как в жизни, так и на производстве - событие очень неприятное. Но если он все-таки произошел, нужно минимизировать потери, и именно руководству предприятия придется приложить все усилия, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем. К тому же работодатели должны организовывать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний (ст. 171 КЗоТа, ст. 22 Закона об охране труда). Именно расследование поможет прийти к правильным выводам и предотвратить несчастные случаи в дальнейшем. Поэтому далее мы расскажем о процедуре расследования.

Важно! Процедура зависит от того, привел несчастный случай к летальному исходу или нет, произошел с одним лицом или несколькими (групповой несчастный случай) и пр. Для лучшего понимания механизма расследования мы составим несколько схем для каждого из упомянутых вариантов. Кстати, их стоит размножить и развесить на досках объявлений в разных подразделениях предприятия, что позволит их руководителям правильно среагировать в такой чрезвычайной ситуации. А то, что несчастный случай - именно такая ситуация, думаем, вам понятно.

Итак, из схемы 1 (со схемой Вы можете ознакомиться в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”) вы узнаете, когда и какое расследование проводят.

"Обычное" расследование

Потерпевший (в случае незначительной травмы) или работник, выявивший несчастный случай, или его свидетель должен уведомить непосредственного руководителя работ либо иное уполномоченное лицо предприятия. Разумеется, потерпевшему следует оказать первую помощь.

В свою очередь, руководитель работ (например, мастер цеха) срочно организует оказание медицинской помощи потерпевшему, а если необходимо - его доставку в лечебно-профилактическое заведение. Дальше руководитель работ информирует о случившемся работодателя* и руководителя первичной организации профсоюза, членом которой является потерпевший, или уполномоченное наемными работниками лицо по вопросам охраны труда, если потерпевший не является членом профсоюза.

Еще одна задача руководителя работ- сохранить до прибытия комиссии по расследованию (комиссии по специальному расследованию) несчастного случая обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент несчастного случая (если это не угрожает жизни или здоровью других работников и не приведет к более тяжким последствиям). Также он должен принять меры для недопущения подобных случаев.

Иногда потерпевший, ссылаясь на несчастный случай на производстве, сразу обращается за помощью в лечебно-профилактическое заведение. Тогда последнее в течение суток должно уведомить о несчастном случае:

- предприятие, где работает потерпевший;

- соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда страхования от несчастных случаев;

- соответствующее учреждение (заведение) государственной санитарно-эпидемиологической службы - в случае выявления острого профессионального заболевания (отравления).

А что же работодатель? Он, узнав о несчастном случае то ли от руководителя работ, то ли от лечебно-профилактического заведения, действует по схеме 2 (со схемой Вы можете ознакомиться в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”).

Созданная работодателем комиссия (п. 2 схемы 2) расследует несчастный случай. Как именно, см. схему 3 (со схемой Вы можете ознакомиться в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”). На расследование несчастного случая комиссии отведено трое суток. Срок расследования могут продлить, но не больше чем на месяц. Правда, для этого нужно согласование с территориальным органом Госнадзорохрантруда (хотя об этом не сказано в Порядке расследования несчастных случаев, считаем, что согласование следует оформить письменно). О продлении срока работодатель издает приказ.

При этом увеличивать срок расследования разрешается, только если:

- возникла необходимость в проведении лабораторных исследований, экспертизы, испытаний для установления обстоятельств и причин несчастного случая;

- несчастные случаи произошли с водителями, машинистами, пилотами (экипажем) транспортных средств (автомобилей, поездов, самолетов, морских и речных судов и т. п.) во время пребывания в рейсе вследствие катастроф, аварий и происшествий на транспорте. Тогда в расследовании обязательно используют материалы по расследованию катастроф, аварий и происшествий на транспорте, составленные соответствующими органами. Они передают эти материалы предприятию, где работают потерпевшие, в десятидневный срок по окончании расследования.

Специальное расследование

Порядок спецрасследования отличается от описанного выше. Наша схема 4 (со схемой Вы можете ознакомиться в разделе “Справочники”, подраздел “Приложения к документам”, папка “Консультации”) и пояснение к ней помогут вам понять, в чем разница.

Проводят расследование согласно пунктам 40-62 Порядка расследования несчастных случаев.

Прежде всего для спецрасследования руководитель территориального органа Госнадзорохрантруда приказом назначает комиссию (по согласованию с органами, представители которых входят в ее состав), которую возглавляет должностное лицо именно этого органа. В ее состав должен входить представитель органа, к сфере управления которого относится предприятие, а если он отсутствует - представитель соответствующей местной госадминистрации или исполнительного органа местного самоуправления. Также в состав специальной комиссии может входить страховой эксперт по охране труда - представитель Фонда страхования от несчастных случаев (п. 2 ст. 23 Закона о страховании от несчастного случая) и специалисты других служб и ведомств. Конечно, и руководителю предприятия придется назначить лицо (руководителя или специалиста службы охраны труда или другое), которое присоединится к специальному расследованию. Представитель профсоюза также участвует в нем. Разумеется, в состав комиссии могут входить представители других организаций (п. 42 Порядка расследования несчастных случаев).

На расследование групповых несчастных случаев и случаев с летальными исходами комиссии предоставляется не более 10 рабочих дней. И только по серьезным основаниям руководитель территориального отдела Госнадзорохрантруда может продлить этот срок.

Как и в случае с "обычным" расследованием, по результатам специального составляют Акт по ф. Н-5 (его регистрируют в Журнале регистрации потерпевших от несчастных случаев). Кроме этого, оформляют документы, предусмотренные п. п. 54 - 55 Порядка расследования несчастных случаев:

- Протокол осмотра места, где произошел (произошла) несчастный случай (авария)**;

- Эскиз места, где произошел (произошла) несчастный случай (авария)***, необходимые планы, схемы, фотоснимки такого места, поврежденных объектов, машин, механизмов, оснащения, инструмента и т. п.;

- Акт о несчастном случае, связанном с производством (ф. Н-1), или Акт о несчастном случае на предприятии, несвязанном с производством (ф. НПВ), на каждого потерпевшего, Карту учета профессионального заболевания (отравления) (ф. П-5) на каждого потерпевшего при необходимости;

- заключение экспертной комиссии, если ее создавали, и заключение экспертизы (научно-технической, медицинской и т. п.), если ее проводили;

- медицинское заключение о причинах смерти или характере и степени тяжести травмы потерпевшего, а также о состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

- протоколы опроса и объяснительные записки потерпевших, свидетелей и других лиц, причастных к несчастному случаю****;

- копии документов о прохождении потерпевшим обучения и инструктажей по охране труда;

- копии предписаний, протоколов об административных правонарушениях, касающихся несчастного случая, выданных работодателю должностными лицами органов государственного надзораза охраной труда до наступления несчастного случая и во время его расследования;

- справку о материальном ущербе, нанесенном несчастным случаем, и предоставлении потерпевшему или членам его семьи материальной помощи;

- прочие документы.

Кто контролирует расследование несчастных случаев

Не нужно говорить, что контроль за своевременным и объективным расследованием несчастных случаев, их документальным оформлением и учетом, выполнением мероприятий по предотвращению их возникновения очень важен. Но, к сожалению, и до сих пор не всегда несчастные случаи на производстве расследуют и учитывают. Поэтому функции надзора (контроля) возложены на органы государственного управления, органы Госнадзорохрантруда и Фонда страхования от несчастных случаев в рамках их компетенции.

Кроме того, есть еще и общественный контроль. Его осуществляют профсоюзы (через свои выборные органы и представителей) и уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.

Все перечисленные выше органы и лица могут требовать (в рамках своей компетенции) от работодателя проведения повторного (дополнительного) расследования несчастного случая, утверждения или пересмотра утвержденного акта ф. Н-5, акта ф. Н-1 (или ф. НПВ), признания несчастного случая связанным с производством и составления акта ф. Н-1 вместо ф. НПВ, если они выявили нарушение норм Порядка расследования несчастных случаев или других нормативно-правовых актов по охране труда.

Иногда работодатель отказывается составлять или утверждать Акт о несчастном случае, связанном с производством (ф. Н-1), Акт(специального) расследования несчастного случая (аварии) (ф. Н-5) или потерпевший (лицо, представляющее его интересы) не согласен с содержанием указанных актов. Тогда потерпевшему (лицу, представляющему его интересы) нужно обратиться с жалобой в орган Госнадзорохрантруда. В свою очередь, должностное лицо этого органа выдает обязательное для исполнения работодателем предписание по форме Н-9***** относительно необходимости проведения расследования (повторного расследования) несчастного случая, утверждения или пересмотра утвержденного акта ф. Н-5 или акта ф. Н-1 (или ф. НПВ), признания или непризнания несчастного случая связанным с производством и составления акта ф. Н-1 (или ф. НПВ).

Работодатель вправе обжаловать решение Госнадзорохрантруда в суде. На время рассмотрения дела действие предписания приостанавливается.

Если же работодатель не желает обжаловать предписание или суд принял решение не в его пользу, то в течение пяти дней работодатель должен издать приказ о выполнении предложенных в предписании мероприятий, а также привлечь к ответственности работников, допустивших нарушения законодательства об охране труда. О выполнении этих мероприятий работодатель уведомляет письменно орган Госнадзорохрантруда, должностное лицо которого выдало предписание, в установленный им срок.

Надеемся, наша консультация поможет вам быстро среагировать в чрезвычайной ситуации. А за более детальной информацией относительно расследования в некоторых особых ситуациях советуем обратиться к другим нормам Порядка расследования несчастных случаев.

--------------------

* Работодателями в соответствии со ст. 7 Закона о страховании от несчастного случая считают:

- собственника предприятия или уполномоченный им орган и физическое лицо, которое использует наемный труд;

- собственника расположенного в Украине иностранного предприятия, учреждения, организации (в том числе международных), филиала или представительства, которые используют наемный труд, если иное не предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

** Приложение 10 к Порядку расследования несчастных случаев.

*** Приложение 11 к Порядку расследования несчастных случаев.

**** Приложение 12 к Порядку расследования несчастных случаев.

***** Приложение 8 к Порядку расследования несчастных случаев.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины.

2. УКУ -Уголовный кодекс Украины.

3. КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях.

4. Указ № 29 - Указ Президента Украины "Вопросы Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда" от 16.01.03 г. № 29/2003.

5. Закон об охране труда - Закон Украины "Об охране труда" в редакции от 21.11.02 г. № 229-IV.

6. Закон № 229 - Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "Об охране труда" от 21.11.02 г. № 229-IV.

7. Закон о страховании от несчастного случая - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности" от 23.09.99 г. №1105-XIV.

8. Закон о пожарной безопасности - Закон Украины "О пожарной безопасности" от 17.12.93 г. № 3745-XII.

9. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-В Р.

10. Закон о НДС- Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

11. Закон о доходах - Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV.

12. Закон об отпусках- Закон Украины "Об отпусках" от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

13. Закон о защите от инфекций - Закон Украины "О защите населения от инфекционных болезней" от 06.04.2000г. №1645-III.

14. Закон о психиатрической помощи - Закон Украины "О психиатрической помощи" от 22.02.2000 г. № 1489-III.

15. Закон о профсоюзах - Закон Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 15.09.99 г. № 1045-XIV.

16. Закон о колдоговорах - Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях" от 01.07.93 г. №3356-XII.

17. Основы законодательства о здравоохранении - Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801 -XII.

18. Постановление № 994 - постановление КМУ "Об утверждении перечня мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы" от 27.06.03 г. № 994.

19. Постановление Госкомтруда СССР № 4 - Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов этого питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания" от 07.01.77 г. № 4/П-1.

20. Постановление Госкомтруда СССР № 73 - Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 г, № 731/П-13.

21. Порядок выдачи разрешений - Порядок выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами, утвержденный постановлением КМУ от 15.10.03 г. № 1631.

22. Порядок обработки нормативных актов по охране труда - Порядок обработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, которые действуют на предприятии, утвержденный Госнадзорохрантруда Украины от 21.12.93 г. № 132.

23. Порядок проведения аттестации рабочих мест - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442.

24. Порядок расследования несчастных случаев - Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.04г. № 1112.

25. Порядок № 559 - Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденный постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559.

26. Перечень № 559 - Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержденный постановлением КМУ от 23.05.01 г. № 559.

27. Перечень объектов и машин повышенной опасности - Перечень объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 15.10.03г. № 1631.

28. Перечень работ повышенной опасности - Перечень работ повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 15.10.03 г. № 1631.

29. Перечень № 263 - Перечень работ, требующих профессионального подбора, утвержденный приказом Минздрава и ГоснадзорохрантрудаУкраиныот23.09.94г. №263/121.

30. Перечень должностных лиц, обязанных проходить проверку знаний по охране труда - Перечень должностей должностных лиц, обязанных проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда Украины от 11.10.93 г. № 94.

31. Перечень тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин - Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденный приказом Минздрава Украины от 29.12.93 г. № 256.

32. Перечень тяжелых работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних - Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, утвержден приказом Минздрава Украины от 31.03.94 г. № 46.

33. Перечень работ с повышенной опасностью - Перечень работ с повышенной опасностью утвержден приказом Госнадзорохрантруда Украины от 30.11.93 г. №123.

34. Перечень должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение по вопросам пожарной безопасности - Перечень должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, и порядок их организации, утвержденный приказом МЧС Украины от 29.09.03 г. № 368.

35. Положение о надзоре за охраной труда - Положение о порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины, утвержденное приказом Госкомнадзорохрантруда Украины от 30.03.04 г. № 92.

36. Положение № 45 - Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденное приказом Минздрава Украины от 31.03.94 г. № 45.

37. Положение о разработке инструкций по охране труда - Положение о разработке инструкций по охране труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 29.01.98 г. № 9.

38. Типовое положение о службе охраны труда - Типовое положение о службе охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 03.08.93 г. №73.

39. Типовое положение о комиссии по охране труда - Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 03.08.93 г. № 72.

49. Типовое положение о работе уполномоченных трудовых коллективов - Типовое положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 28.12.93 г. № 135.

41. Типовое положение о кабинете охраны труда - Типовое положение о кабинете охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 18.07.97 г. №191.

42. Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда - Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 17.02.99 г. № 27.

43. Типовое положение об инструктажах, специальном обучении по вопросам пожарной безопасности - Типовое положение об инструктажах, специальном обучении и проверках знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденное приказом МЧС Украины от 29.09.03 г. № 368.

44. Санитарные правила по оснащению молокораздаточных пунктов - Санитарные правила по обустройству, содержанию и оборудованию молокораздаточных пунктов на промышленных предприятиях, утвержденные Главным государственным инспектором СССР от 16.05.57г. № 246-57.

45. Типовые правила внутреннего трудового распорядка -Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20.07.84 г. № 213.

46. Правила охраны труда при эксплуатации ЭВМ - Правила охраны труда при эксплуатации электронно-вычислительных машин, утвержденные приказом Госнадзорохрантруда Украины от 10.02.99 г. № 21.

47. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых вещей женщинами - Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых вещей женщинами, утвержденные приказом Минздрава Украины от 10.12.93 г. № 241.

48. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых вещей несовершеннолетними -Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых вещей несовершеннолетними, утвержденные приказом Минздрава Украины от 22.03.96 г. № 59.

49. Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест - Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные постановлением Министра труда и Главного государственного санитарного врача Украины от 01.09.92 г. № 41.

50. Инструкция по статистике зарплаты - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.04г. № 5.

51. Инструкция МЗ СССР № 658 - Инструкция по санитарному содержанию помещений и оснащения производственных предприятий, утвержденная Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР от 31.12.66 г. № 658-66.

52. Письмо № 436 - письмо ГНАУ "О рассмотрении письма относительно отнесения на валовые расходы расходов на проведение медицинских осмотров" от 22.01.04 г. № 436/6/15-1116.

“Все о бухгалтерском учете”, № 100 (10111), 26 октября 2004 г.