Виды розничной торговой сети
Хозяйственно-торговая деятельность в Украине может осуществляться субъектами хозяйствования в следующих формах:
- материально-техническое снабжение и сбыт;
- энергоснабжение;
- заготовка;
- оптовая торговля;
- розничная торговля и общественное питание;
- продажа и передача в аренду средств производства;
- коммерческое посредничество в осуществлении торговой деятельности и другая вспомогательная деятельность по обеспечению реализации товаров (услуг) в сфере обращения (ч. 3 ст. 263 гл. 30 разд. VI ХК Украины).
Оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов занимается практически половина всех субъектов хозяйствования в Украине (предприятия - около 27 % от общей численности, предприниматели - около 55 %).
С одной стороны, торговлю можно назвать простой, потому что она не требует на начальном этапе таких колоссальных инвестиций (капиталоемкости), как, к примеру, промышленность или строительство. Любую торговую точку легко можно перепрофилировать с одного вида товаров на другой или даже на другой вид деятельности, чего не скажешь о других видах предприятий. Также торговым предприятиям гораздо проще с набором персонала.
С другой стороны, торговля - очень рискованный вид деятельности, так как продовольственные товары имеют свойство портиться, а промышленные товары - выходить из "моды", морально устаревать и т. д,
Общая характеристика видов розничной торговли
Розничная торговля - вид экономической деятельности субъектов хозяйствования по продаже (без переработки) населению новых и бывших в употреблении товаров, предназначенных преимущественно для потребления гражданами (частными лицами) или домашними хозяйствами, в магазинах, универсальных магазинах, лавках и киосках, посылочных торговых фирмах, торговыми посредниками и т. п. (п. 2.1 Инструкции N 327).
Коды розничной торговли согласно КВЭД-2010:
- 45.32 "Розничная торговля деталями для автотранспортных средств";
- 47.1 "Розничная торговля в неспециализированных магазинах";
- 47.2 "Розничная торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах";
- 47.3 "Розничная торговля горючим";
- 47.4 "Розничная торговля информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах";
- 47.5 "Розничная торговля товарами хозяйственного назначения в специализированных магазинах";
- 47.6 "Розничная торговля товарами культурного назначения и товарами для отдыха в специализированных магазинах";
- 47.7 "Розничная торговля товарами в специализированных магазинах";
- 47.8 "Розничная торговля с лотков и на рынках";
- 47.9 "Розничная торговля вне магазинов".
Следовательно, розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.
Сеть розничной торговли делится на:
- стационарную;
- полустационарную;
- торговлю вне магазинов (включая передвижную);
- павильоны.
Стационарная торговая сеть
Основным видом розничной торговой сети является стационарная, которая включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы).
Сеть розничной торговли стационарная - это совокупность объектов розничной торговли, расположенных в капитальных зданиях, имеющих систему специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием. Стационарная сеть функционирует в виде объектов розничной торговли - магазинов.
Таким образом, основу розничной торговли составляют магазины.
Магазин (лавка) - объект стационарной розничной торговли, размещенный в отдельном здании или помещении, которое имеет торговый зал для покупателей с достаточной торговой площадью для их обслуживания и систему специальных помещений (для хранения товаров, подготовки их для продажи, подсобных, административных, технических и т. п.), оснащенных торгово-технологическим оборудованием, применяет различные формы продажи товаров в широком ассортименте, предоставляет населению дополнительные услуги, обеспечивает высокую культуру торговли.
Магазин, который занимает несколько отдельных помещений в одном здании и подчинен одному субъекту хозяйствования, учитывается как один магазин (объект розничной торговли).
Если торговля осуществляется в нескольких отдельных помещениях в разных зданиях, то каждое помещение учитывается как самостоятельный магазин (объект розничной торговли), даже в том случае, когда он подчинен одному субъекту хозяйствования. Размеры магазинов характеризуются их торговой площадью.
Торговая площадь магазина - площадь для торговли и обслуживания покупателей, включая сданную в аренду (кроме площадей отдельных помещений, которые полностью сданы в аренду), то есть сумма площадей, на которых производится продажа товаров, и площадей для размещения служб по дополнительному обслуживанию покупателей (отдел заказов, кафетерий, демонстрационный зал, камера хранения, упаковочная, оформление продажи в кредит и другие службы по дополнительному обслуживанию покупателей). При этом торговая площадь включает площади, занятые под прилавками, стеллажами и другим оборудованием, которое установлено в торговом зале.
По размерам торговой площади магазины можно классифицировать следующим образом:
- менее 20 кв. м;
- от 20 кв. м до 60 кв. м;
- от 60 кв. м до 120 кв. м;
- от 120 кв. м до 400 кв. м;
- от 400 кв. м до 2500 кв. м;
- от 2500 кв. м до 5000 кв. м;
- от 5000 кв. м и более.
По формам обслуживания (торговли) магазины разделяют на:
- самообслуживание - разновидность магазина, в котором покупатель имеет свободный доступ ко всем товарам, самостоятельно подбирает и доставляет отобранные товары к месту расчета; не исключается возможность отпуска продавцами товаров, требующих нарезки, взвешивания (без предварительной оплаты). К магазинам самообслуживания относятся магазины, в которых стоимость проданных товаров по этому методу составляет не менее 70 % объема его товарооборота;
- с открытой выкладкой товаров - разновидность магазина, в котором покупатель имеет свободный доступ к товарам, открыто выложенным на рабочем месте продавца, самостоятельно знакомится с товарами, пользуется консультацией и помощью продавца (например, отмеривания и нарезка тканей, проверка приборов в действии, консультации по правилам пользования товарами и т. п.) и отбирает необходимые ему товары; расчет за товары производится через стол упаковки или на рабочем месте продавца;
- торговля через прилавок - разновидность магазина, в котором продажа товаров осуществляет продавец;
- торговля по образцам - разновидность магазина, в котором покупатель отбирает товар по образцам, выставленным в торговом (демонстрационном) зале, и после оплаты получает товар соответствующий образцу или непосредственно в магазине, или с доставкой на дом.
По специализации магазины делятся на:
- специализированный - разновидность магазина, в котором осуществляется торговля широким ассортиментом товаров одной или нескольких (не более четырех) товарных групп. Могут продаваться товары других товарных групп, но каждая из них не должна превышать 5 % объема розничного товарооборота магазина. Вид специализации определяется по наибольшей по объему продаж товарной группе;
- неспециализированный (универсальный) - разновидность магазина, ассортимент которого включает широкую (5 и более) номенклатуру товарных групп.
По товарной специализации магазины разделяют на:
- продовольственный - разновидность магазина, в котором осуществляется продажа продовольственных товаров, а также могут предлагаться непродовольственные товары; при этом объем продажи продовольственных товаров должен быть не менее 35 % объема розничного товарооборота магазина;
- непродовольственный - разновидность магазина, в котором осуществляется продажа непродовольственных товаров, а также могут предлагаться продовольственные товары; при этом объем продаж продовольственных товаров не должен быть более 35 % объема розничного товарооборота магазина.
К продовольственным специализированным магазинам относятся магазины типа: "Овощи-фрукты", "Водка", "Хлеб", "Кондитерские изделия", "Молоко", "Чай" и другие.
К продовольственным неспециализированным (универсальным) магазинам относятся магазины типа:
- гастроном;
- продтовары;
- универсам;
- супермаркет;
- гипермаркет.
Гастроном - разновидность неспециализированного продовольственного магазина, в котором осуществляется торговля широким ассортиментом продовольственных товаров через прилавок обслуживания и могут предоставляться дополнительные услуги населению.
Продтовары - разновидность неспециализированного продовольственного магазина, в котором осуществляется торговля широким ассортиментом продовольственных товаров.
Универсам - разновидность универсального магазина самообслуживания с торговой площадью от 400 кв. м до 2499 кв. м, в котором осуществляется торговля широким ассортиментом продовольственных товаров, могут быть отделы по продаже непродовольственных товаров и предоставляться дополнительные услуги населению.
Супермаркет - разновидность универсального магазина самообслуживания с торговой площадью от 400 кв. м до 2499 кв. м, в котором покупателю предлагается не менее 2000 наименований продовольственных товаров, широкий ассортимент непродовольственных товаров, а также широкий перечень дополнительных услуг (стоянка автотранспорта, услуги по питанию, комплектования подарочных наборов и др.).
Гипермаркет - разновидность универсального магазина самообслуживания с торговой площадью от 2500 кв. м и более, в котором осуществляется продажа не менее 10 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров, а также предлагается широкий перечень дополнительных услуг населению (стоянка автотранспорта, услуги по питанию, комплектование подарочных наборов и др.).
К непродовольственным специализированным магазинам относятся магазины типа "Одежда", "Обувь", "Ткани", "Мебель", "Радиотовары", "Ювелирные изделия", "Товары для спорта и туризма", "Автомобили", "Автотовары", "Книги", "Цветы", "Аптека", "Оптика", "Медтехника" и т. п.
К непродовольственным неспециализированным (универсальным) магазинам относятся магазины типа:
- универсальный магазин;
- дом торговли;
- универмаг.
Универсальный магазин - разновидность магазина, ассортимент которого включает широкую номенклатуру непродовольственных товаров.
К универсальным магазинам следует относить также магазины "Детский мир", "Все для детей" - это магазины, в которых осуществляется продажа универсального ассортимента товаров в основном для детей. Торговля отдельными ассортиментными группами осуществляется через обособленные отделы и секции.
Дом торговли - разновидность универсального непродовольственного магазина с торговой площадью от 1000 кв. м до 2499 кв. м, в котором осуществляется продажа населению предметов гардероба и других товаров.
Универмаг - разновидность универсального магазина с торговой площадью не менее 2500 кв. м, в котором осуществляется торговля универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, могут быть отделы по продаже продовольственных товаров и предоставляться дополнительные услуги населению. Торговля отдельными ассортиментными группами осуществляется через обособленные отделы и секции.
Полустационарная торговая сеть
Сеть розничной торговли полустационарная - совокупность объектов розничной торговли, которые занимают отдельное помещение, как правило, легкой конструкции без больших капитальных затрат и, как правило, не имеют торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями.
Полустационарная сеть функционирует в виде объектов розничной торговли - киосков, палаток, автозаправочных станций и т. п. Киоск, палатка учитываются как отдельные объекты торговли независимо от того, расположены они в любом помещении (магазине, кинотеатре и т. п.), на улице, рынке или в подземном переходе и т. п.
Киоск (ларек) - разновидность объекта полустационарной розничной торговли, занимающий обособленное помещение легкой конструкции, как правило, без торгового зала и имеет простое оборудование.
Автозаправочная станция (АЗС) - разновидность объекта полустационарной розничной торговли по продаже горючего для автотранспортных средств с использованием специального оборудования, а также сопутствующих товаров.
В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей. Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль полустационарной розничной торговли повышается.
Полустационарная розничная торговля организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и т. д.) через павильоны, палатки, ларьки и киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях, в местах отдыха населения, на вокзалах.
Торговля вне магазинов
Торговля вне магазинов (включая передвижную сеть) - совокупность нестационарных, передвижных пунктов по продаже товаров, которые приспособлены для длительной розничной торговли товарами населению на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и др.), через торговые автоматы, а также розничная торговля, осуществляемая коммивояжерами, через кассы неторговых предприятий, со складов, по почте, посредством Интернета, телефона, телевидения и т. п.
Лотки (раскладки, стенды, палатки) - нестационарные пункты продажи товаров на улице, на рынках, в подземных переходах, помещениях кинотеатров, магазинов, которые, как правило, на ночь разбираются.
Автомагазины, автофургоны - разновидность сети передвижной розничной торговли, предназначенной для продажи товаров населению посредством автомобильного транспорта.
Торговые автоматы - разновидность сети розничной торговли предметами повседневного спроса и импульсной покупки, необходимой в различных ситуациях. Их устанавливают на улицах, площадях, вокзалах, в местах отдыха населения для продажи штучных товаров.
Торговые автоматы применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, в метро, на вокзалах.
Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.
Торговля, осуществляемая коммивояжерами, - разновидность розничной торговли вне магазинов по продаже товаров разъездными агентами торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по образцам.
Торговля со складов - разновидность розничной торговли вне магазинов, осуществляющих торговлю строительными материалами, углем, автомобилями, бытовой техникой и т. д. со склада; имеет место расчета с покупателем и, как правило, не имеет торговой площади.
Продажа по почте - разновидность розничной торговли вне магазинов, когда товары присылают покупателю по почте по его заказу на основе выбора товара по каталогам, объявлениями, другими видами рекламы.
Торговля через Интернет, телефон, телевидение - разновидность торговли вне магазинов, когда предложение и заказ осуществляются с помощью Интернет, телефона, телевидения.
Торговля с арендованных углов, прилавков - разновидность торговли, осуществляемой с арендованных площадей, которые размещаются в других предприятиях торговли (магазинах, оптовых складских помещениях) и ресторанного хозяйства.
Торгово-сервисный центр (комплекс) - специально оборудованное помещение, площади которого сдаются в аренду предприятиям и физическим лицам - предпринимателям для осуществления деятельности по розничной торговли, ресторанного хозяйства, предоставления услуг туристических агентств, развлекательных объектов и т. п.
Таким образом, развозная сеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.
Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах.
Разносная торговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого и кондитерских изделий.
Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может быть организована стационарная торговля.
Посылочную торговлю осуществляют "Укрпочта", магазины "Книга-почтой", специальные секции некоторых крупных специализированных магазинов и т. д. Посылочная торговля является дополнительной формой торгового обслуживания населения.
Розничную посылочную торговлю осуществляют, как правило, базы, отправляя посылки по заказам покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.
Павильоны
Павильон - разновидность объекта розничной торговли, который расположен в здании легкого, некапитального строительства с небольшим торговым залом и вспомогательными помещениями.
Если павильон имеет торговый зал с площадью 20 кв. м и более, то он учитывается как магазин, а с площадью менее 20 кв. м - как киоск (п. 3.5 Инструкции N 327).
На рынках павильон имеет торговый зал, места в котором сдаются в аренду предприятиям и предпринимателям для осуществления деятельности по розничной торговле.
Список использованных документов
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Инструкция N 327 - Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.2005 г. N 327
КВЭД-2010 - Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. N 457
Людмила Волинец
"Консультант бухгалтера" N 12 (832) 26 червня 2017 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)
