Решение
о Комплексе совместных мер по повышению
продовольственной безопасности
государств-участников СНГ
(Кишинев, 14 ноября 2008 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ.
2. Просить правительства государств-участников СНГ поручить заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ совместно с Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества в аграрной сфере обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных указанным Комплексом совместных мер.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Кишиневе 14 ноября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утвержден
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых
Государств о Комплексе
совместных мер по повышению
продовольственной
безопасности
государств-участников СНГ
от 14 ноября 2008 года
Комплекс совместных мер
по повышению продовольственной безопасности
государств-участников СНГ
Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ(*) разработан во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года о повышении продовольственной безопасности государств-участников СНГ, Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, а также с учетом основных положений Соглашения об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ от 6 марта 1998 года.
_____________________
(*) Продовольственная безопасность, по определению ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), - четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам за счет собственного производства и необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Основной целью Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.
В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется следующими факторами:
- физическая доступность продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания в местах их потребления в объемах и ассортименте, необходимых для удовлетворения потребительского спроса населения;
- экономическая доступность продовольствия, состоящая в том, что уровень доходов, независимо от социального статуса и места жительства гражданина, позволяет ему приобретать продукты питания на уровне, соответствующем физиологическим нормам питания;
- безопасность продовольствия для потребителей, т.е. необходимость обеспечения производства, реализации и потребления пищевых продуктов, неспособных нанести вред жизни и здоровью населения;
- продовольственная независимость государства - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и поддержание в обычных и чрезвычайных ситуациях определенного уровня обеспечения продовольствием в основном за счет внутреннего производства, при котором, в случае временного прекращения импорта продовольствия, продовольственный кризис не возникает.
1. Анализ сложившейся ситуации
и проблем по обеспеченности основными видами
сельскохозяйственной продукции
государств-участников СНГ
1.1. Ситуация на сельскохозяйственных и
продовольственных рынках
В настоящее время происходят глобальные перемены на мировых сельскохозяйственных и продовольственных рынках. В ряде развитых стран неуклонно сокращается поддержка сельскохозяйственного производства и наступает период, когда цены выходят на уровень, определяемый локальными рыночными механизмами. Рост уровня доходов населения способствует росту спроса и цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Наблюдаются постоянный рост требований к качеству и безопасности продукции и расширению использования сельскохозяйственной продукции в качестве сырья для производства биотоплива. Такая ситуация не может не отразиться на продовольственной безопасности на национальном уровне.
В мире идет процесс удорожания продовольственных товаров, в том числе и в государствах-участниках СНГ. В последнее время особенно резко возросли цены на важнейшие виды продовольствия, в первую очередь на зерно и продукты его переработки, мясомолочную продукцию, рис и сахар.
Внутренние рынки государств-участников СНГ перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Сельхозпродукция собственного производства часто востребована не в полной мере, что отрицательно сказывается на доходах товаропроизводителей.
Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции (в 2007 году на 29% по сравнению с 2000 годом), этих объемов недостаточно для удовлетворения потребностей населения государств-участников СНГ в полной мере продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности. Агропромышленные комплексы государств-участников СНГ имеют возможность обеспечить население продовольствием при проведении согласованной аграрной политики, исходя из природно-экономических условий стран, наиболее полного использования преимущества различных территорий, повышения конкурентоспособности аграрного сектора.
Содружество сможет полностью использовать потенциал общего аграрного рынка (численность населения государств-участников СНГ достигла 280 млн. человек), успешно конкурируя с транснациональными компаниями, производителями США, Европейского Союза, государств Юго-Восточной Азии.
В последнее время наблюдаются понимание необходимости более тесного сотрудничества в рамках СНГ и увеличение объемов взаимной торговли продукцией АПК.
В настоящее время производство сельскохозяйственной продукции в государствах-участниках СНГ объективно обусловлено разнообразием экономических условий, различной землеобеспеченностью, снижением доли сельского населения. Больше приходится сельхозугодий и пашни на душу населения в Казахстане (5,3 и 1,45 га соответственно), меньше - в Кыргызстане (0,88 и 0,25 га), Молдове (0,69 и 0,5 га), Армении (0,65 и 0,14 га).
Это вызывает необходимость создания общего продовольственного рынка государств-участников СНГ с довольно развитыми связями по ввозу и вывозу продовольственных товаров, поскольку потребление продовольствия во многих государствах-участниках СНГ превышает производство и в значительной мере обеспечивается за счет импорта.
Производство основных видов продовольствия
в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2007 годах
(кг на душу населения)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Государства-|Зерно |Картофель |Овощи |Мясо |Молоко |Яйцо, шт. |
|участники |---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
|СНГ |2005 г.|2007 г.|2005 г.|2007 г.|2005 г.|2007 г.|2005 г.|2007 г.|2005 г.|2007 г.|2005 г.|2007 г.|
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Азербайджан |251 |232 |131 |123 |136 |145 |18 |20 |151 |159 |106 |103 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Армения |123 |140 |175 |181 |206 |262 |17 |22 |185 |199 |161 |163 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Беларусь |657 |744 |837 |901 |205 |222 |71 |83 |581 |607 |317 |332 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Грузия |156 |... |96 |... |97 |... |24 |... |174 |... |112 |... |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Казахстан |910 |1301 |166 |156 |143 |142 |50 |54 |314 |326 |166 |172 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Кыргызстан |324 |284 |222 |262 |143 |151 |35 |35 |233 |236 |62 |71 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Молдова |788 |252 |105 |56 |108 |62 |24 |27 |183 |169 |212 |197 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Россия |546 |575 |260 |258 |106 |109 |34 |40 |218 |226 |258 |266 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Таджикистан |135 |130 |81 |93 |105 |117 |8 |8 |78 |82 |14 |16 |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Узбекистан |245 |... |35 |... |134 |... |24 |... |174 |... |75 |... |
|------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Украина |807 |630 |413 |411 |155 |147 |34 |41 |291 |263 |277 |301 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: данные по Грузии и Узбекистану за 2007 год
отсутствуют.
Потребление основных видов продовольствия
в государствах-участниках СНГ в 2005 и 2006 годах
(кг на душу населения)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Государства-|Хлебопродукты |Картофель |Овощи и |Мясо и |Молоко и |Яйцо, шт. |
|участники |(*) | |продовольственные|мясопродукты |молочные | |
|СНГ | | |бахчевые | |продукты | |
| | | |культуры | | | |
| |---------------+---------------+-----------------+---------------+---------------+---------------|
| |2005 г.|2006 г.|2005 г.|2006 г.|2005 г. |2006 г. |2005 г.|2006 г.|2005 г.|2006 г.|2005 г.|2006 г.|
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Азербайджан |182 |181 |91 |96 |175 |181 |22 |22 |170 |173 |98 |86 |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Армения |121 |126 |71 |65 |235 |287 |31 |32 |169 |180 |155 |142 |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Беларусь |95 |93 |181 |187 |127 |134 |61 |67 |259 |254 |256 |276 |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Грузия(***) |154 |... |45 |... |93 |... |16 |... |218 |... |108 |... |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Казахстан |139 |213(**)|111 |111 |176 |158 |58 |63 |303 |330(**)|159 |185(**)|
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Кыргызстан |136 |131 |143 |98 |131 |148 |38 |36 |211 |210 |60 |65 |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Молдова |142 |136 |75 |88 |101 |132 |40 |38 |174 |177 |177 |168 |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Россия |121 |121 |133 |132 |103 |106 |55 |58 |235 |239 |250 |256 |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Таджикистан |155 |... |28 |... |97 |... |14 |... |130 |... |10 |... |
|(***) | | | | | | | | | | | | |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Узбекистан |157 |... |23 |... |120 |... |33 |... |160 |... |53 |... |
|(***) | | | | | | | | | | | | |
|------------+-------+-------+-------+-------+--------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Украина |124 |120 |136 |134 |120 |127 |39 |42 |226 |235 |238 |251 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------
(*) В пересчете на муку.
(**) Данные по Казахстану за 2007 год.
(***) Данные по Грузии за 1997 год, по Таджикистану и
Узбекистану - за 1995 год.
1.2. Проблемы агропромышленного комплекса
государств-участников СНГ
Основными проблемами агропромышленного комплекса являются низкий уровень промышленной переработки, несоответствие стандартов качества продовольствия основным требованиям международных стандартов, недостаточное внедрение инновационных разработок в аграрное производство и, как следствие, недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания и ряд других.
Несвоевременное решение сложившихся проблем в государствах-участниках СНГ в ближайшем будущем может привести к тому, что государства столкнутся с угрозой потери продовольственной безопасности, значительного технико-технологического отставания отраслей АПК, недостаточного уровня доходов населения и экспансии более дешевой импортной продукции.
В этой связи целесообразно создание благоприятных условий для внешнеторгового оборота продовольствия.
2. Комплекс совместных мер
по повышению продовольственной безопасности
государств-участников СНГ
-------------------------------------------------------------------------
| N | Мероприятия | Исполнители | Сроки |
|п/п| | | реализации |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 1.|Разработать Концепцию |Межправительственный совет |2008-2009 годы|
| |повышения |по вопросам АПК СНГ, | |
| |продовольственной |аграрные министерства и | |
| |безопасности |ведомства, научные | |
| |государств-участников |учреждения аграрной сферы | |
| |СНГ |государств-участников СНГ, | |
| | |Исполнительный комитет СНГ | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 2.|Рекомендовать |Аграрные и экономические |2009-2010 годы|
| |разработать по мере |ведомства государств- | |
| |необходимости законы |участников СНГ | |
| |о продовольственной | | |
| |безопасности в | | |
| |государствах-участниках | | |
| |СНГ | | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 3.|Разработать и утвердить |Межправительственный совет |2009-2010 годы|
| |Методику расчетов и |по вопросам АПК СНГ, | |
| |форму совместных |Межгосударственный | |
| |балансов важнейших |статистический комитет СНГ,| |
| |видов продовольствия |аграрные и экономические | |
| |государств-участников |ведомства, научные | |
| |СНГ |учреждения аграрной сферы | |
| | |государств-участников СНГ | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 4.|На основе предложений |Межправительственный совет |Ежегодно |
| |государств-участников |по вопросам АПК СНГ, | |
| |СНГ подготовить сводный |Межгосударственный | |
| |баланс производства и |статистический комитет СНГ,| |
| |потребления важнейших |аграрные и экономические | |
| |видов продовольствия |ведомства государств- | |
| | |участников СНГ | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 5.|Рассмотреть |Межправительственный совет |2009 год |
| |целесообразность |по вопросам АПК СНГ, | |
| |создания при |Межгосударственный | |
| |Межправительственном |статистический комитет | |
| |совете по вопросам АПК |СНГ, аграрные министерства | |
| |СНГ Конъюнктурного |и ведомства государств- | |
| |центра по анализу и |участников СНГ | |
| |прогнозированию развития| | |
| |рынка важнейших видов | | |
| |продовольствия | | |
| |государств-участников | | |
| |СНГ на основе | | |
| |функционирования сети | | |
| |информационно- | | |
| |маркетинговых центров | | |
| |СНГ | | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 6.|Разработать предложения |Межправительственный совет |2009-2010 годы|
| |по совершенствованию |по вопросам АПК СНГ, | |
| |нормативно-правовой |аграрные министерства и | |
| |базы, регламентирующие |ведомства государств- | |
| |условия торговли |участников СНГ | |
| |сельскохозяйственной | | |
| |продукцией и | | |
| |продовольственными | | |
| |товарами в рамках СНГ | | |
| |согласно принципам, | | |
| |правилам и нормам ВТО | | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 7.|Во исполнение п. 1.5 | | |
| |"Развитие общего рынка | | |
| |сельскохозяйственной | | |
| |продукции" Плана | | |
| |основных мероприятий по | | |
| |реализации Концепции | | |
| |дальнейшего развития | | |
| |СНГ, утвержденного | | |
| |Решением Совета глав | | |
| |государств СНГ | | |
| |от 5 октября 2007 года: | | |
| |- обеспечить проведение |Межправительственный совет |2008-2009 годы|
| |анализа и подготовить |по вопросам АПК СНГ, | |
| |предложения по |аграрные министерства и | |
| |функционированию Общего |ведомства, научные | |
| |аграрного рынка |учреждения аграрной сферы | |
| |государств-участников |государств-участников СНГ, | |
| |СНГ и рынков важнейших |Исполнительный комитет СНГ | |
| |видов | | |
| |сельскохозяйственной | | |
| |продукции; | | |
| |- обеспечить реализацию |Межправительственный совет |2008-2010 годы|
| |мероприятий по развитию |по вопросам АПК СНГ, | |
| |лизинга |аграрные министерства и | |
| |сельскохозяйственной |ведомства государств- | |
| |техники, машин и |участников СНГ, | |
| |механизмов |Исполнительный комитет СНГ | |
| |заинтересованными | | |
| |государствами- | | |
| |участниками СНГ на | | |
| |период до 2010 года, | | |
| |одобренных Экономическим| | |
| |советом СНГ 14 декабря | | |
| |2007 года; | | |
| |- принять конкретные |Межправительственный совет |2008-2010 годы|
| |меры по сотрудничеству в|по вопросам АПК СНГ, | |
| |области выращивания |Межправительственный | |
| |сельскохозяйственных |координационный совет по | |
| |культур и селекционной |вопросам семеноводства СНГ,| |
| |работы, содержания и |аграрные министерства и | |
| |селекции |ведомства, научные | |
| |сельскохозяйственных |учреждения аграрной сферы | |
| |животных и птиц |государств-участников СНГ, | |
| | |Исполнительный комитет СНГ | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 8.|Подготовить предложения |Межправительственный совет |2008-2009 годы|
| |о целесообразности |по вопросам АПК СНГ, | |
| |совместного производства|аграрные, экономические | |
| |сельскохозяйственной |министерства и ведомства, | |
| |техники на предприятиях |Исполнительный комитет СНГ | |
| |государств-участников | | |
| |СНГ | | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
| 9.|Рассмотреть предложения |Межправительственный совет |2008 год |
| |о сотрудничестве в |по вопросам АПК СНГ, | |
| |области образования и |аграрные министерства и | |
| |подготовки |ведомства, научные | |
| |высококвалифицированных |учреждения аграрной сферы | |
| |кадров в сфере сельского|государств-участников СНГ, | |
| |хозяйства |Исполнительный комитет СНГ | |
|---+------------------------+---------------------------+--------------|
|10.|Обеспечить координацию |Межправительственный совет |2008 год |
| |позиций государств- |по вопросам АПК СНГ, Совет | |
| |участников СНГ по |министров иностранных дел | |
| |проблеме |СНГ, Исполнительный комитет| |
| |продовольственной |СНГ | |
| |безопасности в | | |
| |международных | | |
| |организациях | | |
-------------------------------------------------------------------------
3. Ожидаемые результаты
Реализация Комплекса совместных мер позволит укрепить продовольственную безопасность государств-участников СНГ, расширить для каждого государства рыночное пространство, повысить рост производства и его масштабы, занятость и доходы сельских товаропроизводителей, повысить устойчивость конъюнктуры рынка каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом, создаст условия для более полного эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.
Принятие государствами-участниками СНГ Концепции повышения продовольственной безопасности будет способствовать обеспечению их суверенитета и национальных интересов, позволит создать условия для свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств-участников СНГ, создаст условия широкого развития сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ.
Согласованная агропромышленная политика позволит обеспечить динамичное развитие всех сфер агропромышленного комплекса, повышение его конкурентоспособности и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом.
