Интернет-магазин: основные аспекты
налогового и бухгалтерского учета

Всемирная сеть не идет ни в какое сравнение с радио, телевидением и газетами. Это нечто особенное. В Интернете появились сетевое радио, сетевое телевидение и сетевые газеты. Само собой разумеется, что они не вытесняют обычные масс-медиа, а лишь дополняют их.

Ни одно из привычных средств массовой информации не может быть таким оперативным, ни одно из них не станет, как Интернет, снабжать нас сведениями по индивидуальному заказу, и ни одно не бывает в распоряжении пользователя круглосуточно. Интернет же одинаково доступен нам как в три часа дня, так и в три часа ночи.

С помощью Интернета можно передавать различные тексты, слушать радио, смотреть телепередачи, звонить по телефону, получать электронную почту, программное обеспечение, продавать и покупать товары и услуги и т.д.

Сеть постоянно развивается. Хотим мы того или нет, но Интернет благополучно вошел в нашу жизнь. А в интернет-магазинах сейчас имеется возможность, не выходя из дома, совершить покупку и заказ практически любого товара: от запчасти до автомобиля.

Таким образом, наступают времена, когда руководители многих предприятий решат торговать через интернет-магазины.

Общее представление об интернет-магазине и его работе

Интернет-магазин - это обыкновенный сайт в Интернете. Посетив его, потенциальный покупатель может без труда посмотреть перечень реализуемых товаров с подробным описанием, стоимостью, а иногда и фотографией.

Специального нормативного документа, который бы полностью регламентировал торговлю через интернет-магазин, нет. Следовательно, интернет-торговля регламентируется теми же документами, что и другие виды торговли. При этом на сайте такого магазина, обращенном к покупателю, как правило, расположены страницы со следующей информацией:

- перечень предлагаемых товаров и подробная информация о каждом из них (внешний вид, характерные особенности, наименование производителя, цена и т. п.);

- контактная информация, необходимая для заказа товаров и услуг (телефон, факс, e-mail, ICQ, почтовый адрес и др.);

- предложение получить счет на оплату товаров и услуг как физическим, так и юридическим лицам;

- возможность произвести оплату непосредственно на сайте;

- условия доставки либо самостоятельного получения заказанного товара, а также соответствующих товаросопроводительных и расчетных документов.

Следует отметить, что создание интернет-магазина возможно в двух разновидностях:

- самостоятельная торговая единица, не имеющая реального аналога;

- так называемая имитация интернет-магазина (псевдомагазины).

Целью имитации интернет-магазина является дублирование в сети реально существующего магазина для привлечения в него покупателей путем предварительного (вне торгового помещения) ознакомления с ассортиментом товаров, что освобождает персонал реального магазина от необходимости подробного консультирования этой части покупателей.

Для тех, кто к моменту совершения покупки уже сделал свой выбор, такой виртуальный псевдомагазин может обеспечить возможность резервирования конкретного товара на складе и предоставить определенные скидки при оплате в реальном магазине.

Торговля в интернет-магазине осуществляется вне торговых или офисных помещений, а выбор товара и его заказ не совпадают во времени с передачей товара покупателю. Поэтому продажу через интернет-магазин следует считать одновременно как продажей товаров на заказ, так и дистанционной торговлей.

Продажа товаров на заказ - вид торговли, при которой потребитель заключает договор купли-продажи товаров с продавцом на расстоянии с помощью средств дистанционной связи или осуществляет их предварительный заказ непосредственно у продавца (абзац 7 п. 1.2 Правил № 103).

Дистанционная торговля - форма продажи товаров вне торговых или офисных помещений, при которой выбор товара и его заказа не совпадают во времени с непосредственной передачей выбранного потребителем товара (абзац 2 п. 1.2 Правил № 103).

Преимущественно через интернет-магазины осуществляется продажа товаров и предоставление торговых услуг конечному потребителю. Поэтому такой вид деятельности относится к розничной торговле со всеми вытекающими последствиями.

В первую очередь следует заметить, что интернет-магазином является специализированный сайт в Интернете, на котором размещается информация о товарах и проводится заказ товара. В то же время товары, предлагаемые для продажи на этом сайте, находятся на складе торгового предприятия, которое осуществляет эту торговлю.

Схематично работа покупателя с интернет-магазином представлена на рис. 1.

С рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Таким образом, остановив свой выбор на конкретном товаре, покупатель оформляет заказ. Для этого требуется указать следующие сведения в специальной форме на сайте: фамилию, имя, отчество, контактный телефон, адрес, куда доставляются покупки, а также способ оплаты и т.д.

После оплаты товар доставляется посетителю-покупателю. Следовательно, торговля в интернет-магазине имеет следующие основные элементы:

- выбор необходимого товара/ услуги;

- формирование заказа;

- оплата товара/услуги;

доставка товара/услуги.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Выбор необходимого товара/
услуги в интернет-магазине

Зайдя на сайт, посетитель выбирает из списка предложенных товаров тот, который понравился, и “кладет” его в виртуальную корзину. Это ознакомительный этап, на котором никакие юридические взаимоотношения между магазином и посетителем не возникают.

Заказ товара

Избрав товар, посетитель переходит на страницу сайта, где размещен бланк заказа на доставку товару. Форму такого бланка каждый магазин разрабатывает самостоятельно. При этом следует учесть, что заполнение, отправление продавцу и подтверждение им заказа выполняет функции договора между продавцом (магазином) и покупателем (посетителем) и имеет юридические последствия - обязанность продавца поставить товар и обязанность покупателя оплатить товар.

В бланке заказа должны быть выделены звездочкой (или другим символом) поля, обязательные для заполнения.

Получив заказ, оператор интернет-магазина оформляет резерв товара на складе или заказывает его в другой компании. У многих фирм, осуществляющих торговлю через интернет, нет собственного склада - они предпочитают не “замораживать” денежные средства в товаре. Когда товар приготовлен к отправке, оператор перезванивает заказчику и согласовывает время доставки.

В основном, на предприятиях, занимающихся интернет-торговлей, имеется специальная программа, автоматически передающая сведения о заказе (наименование товара, сумма и другие необходимые данные) в бухгалтерскую программу. На основании данных сведений бухгалтерия подготавливает расчетные документы.

Также обращаем внимание на то, что п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что перед заключением договоров на расстоянии продавец (исполнитель) должен предоставить потребителю информацию о:

- наименовании продавца (исполнителя), его местонахождении и порядке приема претензии;

- основные характеристики продукции;

- цену, включая плату за доставку, и условия оплаты;

- гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;

- другие условия поставки или выполнения договора;

- минимальную продолжительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг;

- стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;

- период принятия предложений;

- порядок расторжения договора.

В случае непредоставления такой информации субъект хозяйствования несет ответственность согласно ст.ст. 15 и 23 Закона о защите прав потребителей.

Факт предоставления такой информации должен быть подтвержден в письменной форме или с помощью электронного сообщения. Информация, подтвержденная таким образом, не может быть изменена продавцом (исполнителем) в одностороннем порядке.

Подтверждение информации не нужно в том случае, когда услуга предоставляется средствами дистанционной связи и оплачивается через оператора телекоммуникационных услуг.

Целесообразно всю эту информацию указывать непосредственно в бланке заказа.

Требования к оформлению документов при осуществлении дистанционной торговли изложены также в разделе II Правил № 103. Отметим, что в общем случае на продовольственные и непродовольственные товары следует оформить заказ в двух экземплярах на бланке заказа с указанием в нем наименования субъекта хозяйствования; названия товара, его цены, количества, общей стоимости заказа и его времени выполнения.

Если заказ осуществлен по сети Интернет, то первый экземпляр бланка заказа выдается покупателю при передаче заказа с одновременной проверкой соответствия товаров выполненному заказу, при этом на втором экземпляре бланка заказа покупатель своей подписью подтверждает получение заказа.

Также п. 2.4 Правил № 103 предусмотрено, что бланк заказа должен содержать такие данные:

- название субъекта хозяйствования;

- наименование товара;

- цена товара (за 1 кг или 100 г, 1 м, единицу расфасовки, упаковки, штуку и т.п.);

- количество товара;

- общая стоимость товара;

- стоимость услуг, предоставляемых дополнительно;

- дата (время) выполнения заказа и т.п.

Некоторые интернет-магазины зачастую игнорируют требования Закона о защите прав потребителей относительно предоставляемого потребителю объема информации, особенно в части сведений о местонахождении продавца, считая таковым веб-адрес в глобальной сети, по которому размещен сайт продавца.

Между тем, согласно Закону о госрегистрации, местонахождением юридического лица является адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами выступают от его имени. Если торговля в интернет-магазине проводится от имени физлица-предпринимателя, то и в этом случае тот же Закон определяет место жительства физического лица как жилой дом, квартиру, другое помещение в соответствующем населенном пункте, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом - предпринимателем.

Очевидно, что упоминание в качестве местонахождения продавца виртуального, а не реального, т. е. почтового адреса в контексте приведенных выше определений, не выдерживает никакой критики.

Более того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей, непредоставление информации о местонахождении продавца (равно как и прочей, перечисленной выше), влечет за собой наложение штрафа в размере 30 % стоимости реализованных товаров, но не менее 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ) (85 грн). В случае если субъект хозяйствования не обязан вести учет доходов и расходов, размер такого штрафа является фиксированным и составляет 85 грн.

О наступлении ответственности продавца вследствие нарушения прав потребителей при заключении договора на расстоянии напоминает Госпотребстандарт в Письме № 12089-04-5/16.

Бланк заказа должен также содержать местонахождение получателя и другие данные (паспортные данные и идентификационный номер - для физического лица; код по ЕГРПОУ и банковские реквизиты - для юридического лица).

Заполнив непосредственно на странице сайта бланк заказа, посетительпокупатель отправляет его продавцу (интернет-магазину). Получив его, продавец может дополнительно затребовать подтверждения заказа, например, связавшись с покупателем по телефону и т.п..

После этого заказ поступает в работу - заказанные товары вместе с товаро-сопроводительными документами высылаются покупателю.

Способы оплаты товаров/
услуг из интернет-магазина

Особенность интернет-магазинов - отсутствие личного контакта продавца и покупателя. В связи с этим возникает ряд сложностей. Одна из них - как расплачиваться за покупки.

Чрезвычайно важно, чтобы интернет-магазин обладал всеми возможностями приема платежей.

Покупатель должен иметь возможность произвести оплату товара несколькими способами. Наиболее распространенными формами оплаты товаров/услуг интернет-магазинов являются следующие (рис. 2).

С рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Оплата по безналичному расчету. При безналичном расчете после оформления заказа на доставку товара покупатель получает счет на оплату. Счет распечатывается покупателем прямо из сайта интернет-магазина или после получения на личный электронный адрес. Покупателю остается оплатить счет, перечислив средства за товар с собственного банковского счета на банковский счет продавца. По большей части безналичный расчет используется при предоплате заказанного товара.

Покупателю такой способ оплаты не совсем удобен, так как проходит, как правило, несколько дней до того момента, когда деньги окажутся у продавца и он направит курьера с товаром.

Если покупатель оплачивает товары наличными курьеру, который не является работником продавца, то последний может вносить полученные средства не в кассу продавца, а на его банковский счет. В этом случае для покупателя - это будут наличные расчеты, а для продавца - безналичные.

Оплата наличными деньгами. В отечественной части интернета преобладает оплата товаров из интернет-магазинов наличными непосредственно курьеру, доставляющему товары. Курьер берет документы, товар, если нужно, гарантийный талон и направляется к заказчику. Получив товар, заказчик оплачивает его и ставит свою подпись на путевом листе курьера.

Таким образом, наличными покупатель рассчитывается в момент получения товара от курьера продавца у себя дома (если покупатель - физическое лицо) или в помещении офиса (для юридических лиц), или в офисе продавца.

Оплата наложенным платежем (оплата на почте). Осуществляется в отделении “Укрпочты” покупателя во время получения заказа, В момент получения товара в почтовом отделении покупатель передает наличность, которая впоследствии перечисляется на банковский счет продавца. И в данном случае для покупателя – это будут наличные расчеты, а для продавца - безналичные.

Оплата почтовым переводом. Данный вид оплаты не особо приветствуется продавцами. Во-первых, это довольно дорого для покупателя (около 10% от суммы платежа), во-вторых, деньги идут около недели. Однако покупатель может использовать этот вид оплаты в исключительных случаях, когда иного варианта у него нет.

Оплата с использованием банковской платежной карточки. Это широко распространенный на Западе способ оплаты приобретений через Интернет, и у нас он начинает развиваться.

Есть несколько вариантов расчетов банковской платежной карточкой. Самый распространенный - через посредника, когда продавец заключает соглашение с посредником о получении им оплаты от покупателей. В этом случае на сайте интернет-магазина есть раздел “Оплатить банковской платежной карточкой” или подобный. Нажав на него, покупатель попадает на сайт посредника, вводит данные своей карточки, сумму оплаты и списывает соответствующую сумму средств. Средства сначала попадают на счет посредника, а затем, за вычетом комиссии посредника, перечисляются на банковский счет продавца.

Если продавец предпочитаем сам получать деньги с клиентов, то для расчетов с использованием банковских платежных карточек следует зарегистрировать виртуальный магазин в платежной системе. Также надо заключить договор с банком на интернет-эквайринг. Эта услуга позволит принимать к оплате пластиковые карты различных платежных систем.

При подобном виде расчетов данные о карточке и затребованной сумме передаются банку, выдавшему карту своему клиенту. После этого проходит авторизация платежа - разрешение, которое дает банк для проведения операции с использованием карты. Платежный сервер снимает средства со счета владельца карточки и передает информацию о результате авторизации продавцу. Далее магазин получает из системы интернет-платежей положительный результат авторизации с номером заказа владельца пластиковой карты. Это и будет основанием для отпуска товара - с момента авторизации обязанность покупателя по оплате товара выполнена.

Имейте в виду, что на данном этапе деньги с банковской платежной карточки зачислят на специально открытый в расчетном банке счет, сразу к продавцу они не попадут. Только потом расчетный банк перечислит средства интернет-магазину. В договоре на интернет-эквайринг можно оговорить, что суммы будут переведены на текущий счет продавца в течение нескольких банковских дней.

Оплата через СЭД (систему WebMoney). WebMoney Transfer (или просто WebMoney) - самая крупная система электронных денег в русскоязычном Интернете и одна из крупнейших в мире. Кошелек WebMoney напоминает обычный кошелек в реальной жизни - в нем тоже хранятся деньги. Только, конечно, не бумажные, а те самые, электронные... Переводы в системе также происходят между кошельками.

Как оплачивать товары и услуги на сайтах с помощью СЭД? Для этого есть два основных способа, но выбор зависит не от вас, а от владельца конкретного сайта, то есть от продавца.

Первый способ - просто перевести электронные деньги (WM) на кошелек интернет-продавца, если, конечно, на его сайте номера кошельков указаны.

Второй, более правильный и удобный вариант, заключается в использовании сервиса WM Merchant. Этот сервис системы WebMoney позволяет сайту автоматизировать прием платежей от покупателей.

Автоматизация заключается в том, что ваша оплата будет “распознана” сайтом автоматически, без человеческого участия, в любое время дня и ночи. Весь процесс занимает считанные секунды.

Для того чтобы оплатить этим способом, сайт, на котором вы собираетесь совершить покупку, должен быть подключен к WM Merchant.

Если продавец хочет получить за свой товар/услугу один тип WM валюты, а у вас есть другой, то во время оплаты произойдет конвертация.

Курс, по которому произойдет конвертация, также будет вам отображен. Если вы согласитесь, то произойдет обмен WMR на WMZ и последующая оплата WMZ продавцу. Процесс происходит моментально, но при этом подконтролен покупателю, то есть он может согласиться на обмен или отказаться, если обменный курс его не устроил.

Подтверждением оплаты будет выписка по электронному кошельку, которую продавец и покупатель получают, как правило, в электронной форме.

Доставка товара/услуги

Согласно ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей продавец должен поставить потребителю товар в течение приемлемого срока, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора, если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии.

В случае невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара продавец должен немедленно уведомить об этом потребителя, но не позднее тех же 30 дней, о которых шла речь выше.

Продавец может использовать стандартное условие в договоре о возможности замены товара в случае его отсутствия другим товаром. Такое условие будет считаться справедливым, если:

1) другой товар соответствует цели использования заказанного товара;

2) имеет такое же или лучшее качество;

3) его цена не превышает цены заказанного товара.

Во всех других случаях при выполнении принятого заказа продавец не имеет права вносить изменения в ассортимент товаров и изменять цены на них без согласования с покупателем.

При доставке принятого при помощи средств дистанционной связи заказа на непродовольственные товары, на которые установлены гарантийные сроки, покупателю передается также технический паспорт или другой заменяющий его документ, с отметкой о дате продажи и указанием адресов сервисных центров. Ну и, конечно же, вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ установленной формы на полную стоимость проданного товара.

Для многих электронных товаров возможна доставка непосредственно через Интернет. В таком случае покупатель скачивает файл товара из сайта интернет-магазина на свой персональный компьютер.

Для других товаров применяют, как правило, один из трех вариантов доставки:

- получение товара в офисе продавца;

- курьерская доставка;

- доставка по почте.

Получение товара в офисе продавцав

Во время получения товара в офисе продавца прием-передачу товара фиксируют на бланке заказа доставки товара. Первый экземпляр бланка заказа остается у продавца, а второй - передают покупателю. Если покупатель вносит наличные, их прием оформляется через РРО и покупателю выдается чек.

Если нормативными документами установлены гарантийные сроки на проданный товар, то покупателю передается технический паспорт или другой документ, его заменяющий. Покупателю, являющемуся плательщиком НДС, кроме того, предоставляют второй экземпляр налоговой накладной.

Курьерская доставка

Курьерская доставка может осуществляться как собственной курьерской службой, так и сторонней организацией по договору с продавцом.

Вместе с товаром курьеру передают документы на товар - заказ, техпаспорт и т.п. Курьер передает покупателю по его местонахождению товар, документы, покупатель расписывается в первом экземпляре заказа и возвращает его курьеру.

Если доставка осуществляется сторонней организацией, то последняя должна в согласованные в договоре с продавцом сроки передать ему отчет о выполнении поручения (или другой подобный документ) с первыми экземплярами заказов на доставку товара, которые прилагаются.

Наличность, которую курьер получил от покупателей, в первую очередь приходуется в его кассе, а затем уже может вноситься в кассу продавца (в этом случае продавец осуществляет операцию по получению наличности через РРО) или передаваться в банковское учреждение для перечисления на банковский счет продавца.

С курьером, доставляющим товар, предприятие должно заключить договор о полной материальной ответственности.

Доставка по почте

Доставка товаров по почте происходит следующим образом. Товар с документами передается ответственному лицу (с которым также заключается договор о полной материальной ответственности).

Ответственное лицо в почтовом отделении оформляет отправление в адрес покупателя и, как правило, оплачивает почтовые услуги за доставку. Далее товар (посылка или бандероль) поступает в почтовое отделение по местонахождению покупателя, где покупатель его и получает.

О факте получения товара продавцу высылается соответствующее уведомление. Если условиями договора продавца с покупателем и договора продавца с почтой предусмотрена оплата наложенным платежом, то в момент получения товара в почтовом отделении покупатель вносит средства для перечисления на банковский счет продавца.

Обращаем внимание, что при реализации товаров по почте, в соответствии с п. 29 Правил № 270, почтовые отправления до их вручения получателям являются собственностью отправителя.

Таким образом, как правило, осуществляется работа интернет-магазина. В принципе, реализация через Интернет не очень отличается от торговли в обыкновенном магазине. На интернет-торговлю распространены такие же нормы налогового и гражданского законодательства, правил применения РРО, как и на обычную торговлю. Хотя, естественно, некоторые особенности у интернет-торговли все же существуют.

Разрешение на торговлю в
интернет-магазине, РРО, патентование

Разрешение на торговлю.

При торговле посредством интернет-магазина у субъекта хозяйствования формально нет здания или сооружения, где бы он заключал сделки и реализовывал товары потребителю (это место виртуально - сеть Интернет). Поэтому получать разрешение на размещение объекта торговли в этом случае необходимости нет.

РРО. В случае оплаты наличными за приобретенный в интернет-магазине товар либо при безналичной форме оплаты с использованием банковских платежных карточек без РРО не обойтись. К тому же такой РРО должен применяться именно в месте осуществления указанных расчетов.

Определенные послабления по применению РРО можно получить в том случае, если рассматривать доставку товара заказчику на дом как передвижную торговлю. Поскольку в п. 2 Перечня № 1336 присутствует такой вид торговли, как розничная торговля через средства передвижной торговой сети (в частности, автомагазины, авторазвозки и пр.), расположенные за пределами стационарных помещений, то, согласно ст. 10 Закона о РРО, предприятие при осуществлении расчетных операций имеет право использовать только расчетные квитанции (РК) и книги учета расчетных операций (КУРС).

Другими словами, предприятию необходимо будет зарегистрировать КУРО и РК на автомобиль, который развозит товары, и обязательно при получении наличных выписывать покупателю РК. Однако при этом возникнут и некоторые неудобства.

Во-первых, нельзя превышать предельный размер годового объема продаж - 200 тыс. грн на одного субъекта хозяйственной деятельности (п. 2 Постановления № 1336). При нарушении этого ограничения РРО применяется на общих основаниях.

Вр-вторых, придется учитывать ряд требований, установленных Правилами № 369. И одно из них довольно существенное - через такую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только несложного ассортимента, которая должна проводиться в соответствии с правилами их продажи.

Патентование. Торговому предприятию, которое осуществляет торговлю через интернет-магазин, нужно приобретать торговый патент в случаях, когда:

- покупатели оплачивают товары наличными или с помощью банковской платежной карточки в помещении предприятия. В этом случае торговый патент будет приобретаться по местонахождению пункта продажи товаров (помещение предприятия) и размещаться на фронтальной витрине магазина (реального, а не виртуального), а в случае ее отсутствия - возле кассового аппарата;

- покупатели оплачивают товары наличными курьеру. В этом случае торговый патент будет приобретаться по месту регистрации предприятия. Он действителен на всей территории Украины и должен размещаться на табличке в транспортном средстве, перевозящем товар и курьера, или находиться непосредственно у курьера.

В случае если товары оплачивают наличными как в помещении предприятия, так и курьеру предприятию следует приобретать два патента - один для помещения магазина, а второй для передвижной торговой сети.

Таким образом, если доставка покупателю товара, заказанного в интернет-магазине, осуществляется транспортным средством продавца и при этом расчеты за такой товар производятся в момент доставки, то лишь применением РРО здесь не обойтись. Связано это с тем, что, в соответствии с п. 1 ст.3 Закона о патентовании, оптовая и розничная торговля за наличные средства, а также с использованием других наличных форм расчетов и кредитных карточек в пунктах продажи товаров подлежит патентованию. В свою очередь, к пунктам продажи товаров относятся, в частности, автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети (п. 3 ст. 3 Закона о патентовании).

Следовательно, субъекту хозяйствования следует приобрести отдельный торговый патент на транспортное средство (передвижную точку торговли). Торговый патент в этом случае выдается налоговым органом по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 2 Закона о патентовании).

В торговом патенте, получаемом на транспортное средство, при этом проставляется отметка “выездная торговля” (ч. 3 ст. 2 Закона о патентовании), и он действителен на выездную торговлю на всей территории Украины (ч. 2 ст. 7 Закона о патентовании).

Кстати, о необходимости приобретения торгового патента (в случаях, предусмотренных законодательством) при осуществлении продажи товаров на заказ (а торговля в интернет-магазинах как раз и является таковой - подробнее об этом см. ниже в разделе “Права потребителей”) говорится также и в п. 1.3 Правил № 103.

Налоговый и бухгалтерский учет по интернет-магазину

Следует выделить два учетных объекта: непосредственно сайт интернет-магазина и торговые операции.

Расходы на создание или доработку
сайта по интернет-магазину

Интернет-магазин представляет собой сайт, на котором размещена информация о предлагаемой продукции (товарах, услугах). Бухгалтер торгового предприятия, планирующего осуществлять продажу товаров через интернет, должен, первым делом, отразить в учете затраты по созданию интернет-магазина. Для его открытия необходим веб-сервер - компьютер повышенной мощности, который сможет вести обработку запросов одновременно сотен, а может, и тысяч посетителей интернет-магазина. В основном, сервер арендуют у компании-провайдера, которая предоставляет предприятию доступ в интернет. Данная услуга называется хостингом.

На вышеупомянутом вебсервере устанавливается специальное программное обеспечение, дающее возможность предоставлять полные сведения об имеющемся товаре, оформлять заказы, таким образом обеспечивая бесперебойную работу интернет-магазина. Чаще всего, такие программы разрабатываются специальными фирмами. Интернет-магазины их просто приобретают.

Поэтому особенности отражения расходов по созданию интернет-магазина сводятся к правильной классификации в учете такого актива, как вебсайт.

Интернет-магазин является специализированным сайтом, поэтому содержание его сайта требует определенных расходов на:

- приобретение (разработку) сайта;

- регистрацию доменного имени;

- размещение сайта в Интернете (так называемый хостинг) и его сопровождение (обслуживание) - администрирование, выполнение резервных копий, создание новых ссылок, выполнение проверок безопасности, размещение новых информационных и других материалов и т.п.

Разработку сайта в целом или интернет-магазина в качестве дополнения к существующему сайту можно произвести самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. И в том, и в другом случаях возникает вопрос о наличии (получении) авторского права на такую разработку.

Налоговый учет. Поскольку действующим законодательством по вопросам налогообложения термин “веб-сайт” не определен, поэтому с целью налогообложения применяется аналогичный термин, определенный другими источниками.

Так, согласно Письму № 07-04/1005-4111, веб-страницы, веб-сайты, веб-порталы (серверы) - это совокупность аппаратных и программных средств вместе с информационными ресурсами, которые имеют уникальный адрес в сети Интернет и предназначены для предоставления информационных услуг юридическим и физическим лицам.

Учитывая положения ч. 1 ст. 433 ГК Украины и ст. 8 Закона об авторском праве, веб-сайт относят к объектам права интеллектуальной собственности (авторского права).

Если договор на создание веб-сайта предусматривает переход к налогоплательщику - заказчику права интеллектуальной собственности (авторского права) на этот вебсайт, то расходы, понесенные таким плательщиком согласно настоящему договору, подлежат амортизация на основании пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона о налогообложении прибыли. То есть веб-сайт отражается в налоговом и бухгалтерском учете как нематериальный актив, с последующей амортизацией.

Следовательно, в налоговом учете затраты предприятия на приобретение или создание веб-сайта, являющегося объектом права интеллектуальной собственности налогоплательщика, не включаются в валовые расходы и подлежат амортизация как нематериальные активы согласно пп. 8.1.2 п. 8.1 в. 8 Закона о налогообложении прибыли.

В соответствии с пп. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 данного Закона для амортизации нематериальных активов применяется линейный метод, по которому каждый отдельный вид нематериального актива амортизируется равными долями исходя из его первоначальной стоимости с учетом индексации, согласно пп. 8.3.3 п. 8.3 ст. 8 Закона о налогообложении прибыли, в течение срока, определяемого предприятием самостоятельно исходя из срока полезного использования такого актива или срока деятельности предприятия, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации.

Если же речь идет не о полноценном интернет-магазине, а о псевдоинтернет-магазине, то возможно применение иного подхода к отражению расходов на его создание в налоговом учете. Поскольку такой виртуальный псевдомагазин является своеобразной витриной, другими словами, выполняет информационно-рекламные функции, то стоимость его создания можно сразу включить в валовые расходы как расходы на рекламу в соответствии с абзацем первым пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли. В то же время не будет ошибкой расходы по созданию псевдоинтернет-магазина признавать первоначальной стоимостью нематериального аткива, причем такой вариант налогового учета мы бы рекомендовали в первую очередь, учитывая возможные претензии налоговиков к одномоментному отражению всей суммы в составе валовых расходов.

Расходы на регистрацию доменного имени включаются в состав валовых расходов согласно пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.

Расходы на размещение сайта в Интернете и его сопровождение - это текущие расходы в поддержку работы сайта, поэтому они относятся на валовые расходы согласно пп. 5.2.1 п. 5.2 в. 5 Закона о налогообложении прибыли.

Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в составе таких платежей, равно как и прочих расходов по созданию (улучшению) веб-сайта, формируют налоговый кредит по общим правилам Закона о НДС.

К тому же, лицо, поставляющее товары (услуги) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей (при этом лицо-нерезидент может осуществлять такую деятельность только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины), подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС согласно требованиям пп. 2.3.3 п. 2.3 ст. 2 Закона о НДС.

То есть исходя из вышеизложенного, продавец, который продает товар через интернет-магазин, должен быть обязательно зарегистрирован плательщиком НДС.

Бухгалтерский учет. Если интернет-магазин имеет исключительное право на программу интернет-магазина, то есть если при необходимости имеется возможность ее перепродажи, последняя учитывается в составе нематериальных активов.

В бухгалтерском учете расходы предприятия на приобретение или создание веб-сайта, являющегося объектом права интеллектуальной собственности хозяйствующего субъекта, отражаются на субсчете 154 “Приобретение (создание) нематериальных активов”, а затем при вводе в эксплуатацию списываются на субсчет 125 “Авторское право и смежные с ним права”.

Ввод веб-сайта как нематериального актива в эксплуатацию осуществляется на основании “Акта ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов” (типовая форма № НА-1), утвержденного приказом Минфина Украины от 22.11.2004 г. №732.

Если же интернет-магазин имеет право лишь использовать такое программное обеспечение, точно так же, как и обыкновенную бухгалтерскую программу, то данные затраты в бухгалтерском учете необходимо отнести к расходам будущих периодов, а в налоговом учете - к прочим расходам.

Регистрация доменного имени интернет-магазина, то есть его адреса в Интернете, проводится на ограниченный срок, четко оговоренный в договоре. Так как законодательного определения доменного имени еще не имеется, то предприятия сами определяют, как в бухгалтерском учете проводить учет расходов на регистрацию домена - как нематериальные активы либо как расходы будущих периодов.

По мнению автора, нет оснований увеличивать стоимость веб-сайта (как нематериального актива) на плату за регистрацию доменного имени, поскольку в общем случае такие расходы не связаны с приобретением (созданием) нематериального актива, а также не направлены на его улучшение либо изменение его качественных характеристик. Отражать такие суммы целесообразней всего как расходы будущих периодов (счет 39) с последующим постепенным списанием их на расходы соответствующих отчетных периодов.

Размещение сайта в Интернете - это текущие расходы в поддержку работы сайта. В общем, с точки зрения бухгалтерского учета, расходы собственника сайта на его хостинг не связаны с увеличением каких-либо будущих экономических выгод от использования самого сайта.

Такие расходы являются условно-постоянными и направлены на поддержание работоспособности веб-сайта в рабочем состоянии. Следовательно, согласно п. 18 П(С)БУ 8, они подлежат включению в состав расходов отчетного периода как расходы на сбыт (счет 93).

Пример 1. Предприятие заказало разработку сайта интернет-магазина специализированной организации. Стоимость разработки составляла 15 000 грн, кроме того, НДС - 3000 грн. По договору авторские права на сайт переходят к предприятию.

Расходы на регистрацию доменного имени составили 2400 грн, в том числе НДС - 400 грн. Расходы на хостинг и сопровождение составили 3000 грн, в том числе НДС - 500 грн.

После уплаты указанных сумм сайт был введен в эксплуатацию. Срок эксплуатации веб-сайта - 5 лет.

Порядок отражения операций по созданию и регистрации сайта интернет-магазина приведен в табл. 1.

Таблица 1

№ п/п   Содержание операции   Сумма, грн   Бухгалтерский учет   Налоговый
учет  

 


 


 
дебет
 
кредит
 
Вало
вой
доход,
грн  
Вало
вые расходы,
грн  
Бала
нсо
вая стои
мос
ть не
мате
риа
льно
го ак
тива, грн  
1.
 
Отражение расходов на разработку сайта   15000
 
154
 
631
 
-
 
-
 
150
00  
2.
 
Отражение налогового кредита по НДС   3000
 
641/
НДС  
631
 
-
 
-
 
-
 
3.
 
Отражение расходов на регистрацию доменного имени   2000
 
39
 
631
 
-
 
2000
 
-
 
4.
 
Отражение налогового кредита по НДС   400
 
641/
НДС  
631
 
-
 

 
-
 
5.
 
Отражение расходов на хостинг и сопровождение сайта   2500
 
93
 
631
 
-
 
2500
 
-
 
6.
 
Отражение налогового кредита по НДС   500
 
641/
НДС  
631
 
-
 
-
 
-
 
7.
 
Оплата услуг по разработке сайта   18000
 
631
 
311
 
-
 
-
 
-
 
8.
 
Оплата услуг по регистрации и сопровождению сайта (2400 грн 4- 3000 грн)   5400
 
631
 
311
 
-
 
-
 
-
 
9.   Ввод сайта в эксплуатацию   15000   125   154  
Отчетный период после ввода веб-сайта в эксплуатацию 
10.
 
Признание расходов по доменному имени за текущий месяц [2000 (грн) : 12 (мес.)]   166,67
 
93
 
39
 
-
 
-
 
-
 
11.
 
Начисление амортизации за месяц [15 000 (грн) : 60 (мес.)]   250
 
93
 
133
 
-
 
-
 
-750*
 
Примечание. * В налоговом учете амортизация начисляется за квартал и уменьшает налогооблагаемую прибыль с одновременным уменьшением балансовой стоимости нематериального актива.  

Учет торговых операций интернет-магазина

Учет торговых операций осуществляется в общеустановленном порядке. При этом доход в бухгалтерском учете отражается в момент передачи права собственности на товар покупателю, если иное не предусмотрено учетной политикой предприятия.

Это происходит, как правило, в момент вручения товара покупателю. А при передаче товара курьеру или курьерской организации товар отражается на отдельном субсчете счета 28 “Товары”, например, 2811 “Товары отгруженные, по которым право собственности не перешло к покупателю”.

В налоговом учете валовой доход и начисление налогового обязательства по НДС отражаются по первому из событий, произошедших раньше:

- или дате зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг), подлежащих продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные - дате их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии такой - дате инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика;

- или дате отгрузки товаров, а для работ (услуг) – дате оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком (пп. 7.3.1 п. 7.3 ст. 7 Закона о НДС).

Датой отгрузки следует считать начало физического перемещения товара от места его постоянного нахождения (хранение) у продавца. То есть с целью налогообложения при осуществлении операций по продаже товаров, оплата которых еще не состоялась и поставщик не имеет права на определение налоговых обязательств по кассовому методу, датой возникновения налоговых обязательств по НДС, а также датой увеличения валового дохода считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика или непосредственно покупателю или организации, которая будет осуществлять доставку покупателю этого товара любым способом (перевозка, пересылка и т.п.). Именно к такому выводу пришла ГНАУ в Письме № 4501/7/16-1517-18. Таким образом, датой отгрузки товаров интернет-магазином будет дата передачи товара курьерской организации или почте либо покупателю.

В случае продажи товара наложенным платежом передача товара оператору почтовой связи для его пересылки покупателю в налоговом учете роли не играет. Аналогичного мнения придерживается и Госкомпредпринимательства в Письме № 1-221/1054 и утверждает, что только в момент получения товара покупателем на почте осуществляется его продажа и продавцом отражаются валовой доход и налоговые обязательства по НДС.

ГНАУ придерживается иного мнения, которое она высказала в Письме № 4501/7/16-1517-18, то есть налоговики считают первым событием для продажи на условиях наложенного платежа именно дату передачи почтового отправления (товара) почте для отправки его покупателю.

Кроме того, следует помнить, что товары, отправленные покупателю по почте, но не полученные им, то есть еще находящиеся в пути, предприятие-продавец должно учитывать при расчете балансовой стоимости запасов в соответствии с п. 5.9 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли, поскольку для него такие товары продолжают оставаться его собственностью.

Что касается налоговых обязательств по НДС, то дата их возникновения совпадает с датой увеличения валовых доходов.

Таким образом, простые торговые операции, такие, как продажа и закупка товаров, в налоговом и бухгалтерском учете интернет-магазина отражаются так же, как и у остальных торговых предприятий.

Пример 2. Покупатель осуществил предоплату за заказанный в интернет-магазине товар в сумме 1200 грн, в том числе НДС - 200 грн, на текущий банковский счет предприятия-продавца.

Себестоимость товара составляет 750 грн. Товар со склада предприятия передан курьеру для доставки покупателю и затем доставлен курьером покупателю.

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по доставке заказанного в интернет-магазине товара курьером приведен в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п   Содержание операции   Сумма, грн   Бухгалтерский учет   Налоговый
учет  

 


 


 
дебет
 
кредит
 
валовой доход, грн   валовые расходы, грн  
1.
 
Получение предоплаты за товар от покупателя на текущий счет в банке   1200
 
311
 
681
 
1000
 
-
 
2.
 
Начисление налогового обязательства по НДС   200
 
643
 
641/НДС   -
 
-
 
3.
 
Передача товара со склада курьеру   750
 
2811
 
281
 
-
 
-
 
4.   Передача курьером товара покупателю и признание дохода   1200
 
361
 
702
 
-
 
-
 
5.
 
Отражение налоговых обязательств по НДС  200
 
702
 
641/НДС
 
-
 
-
 
6.
 
Списание себестоимости реализованного товара   750
 
902
 
2811
 
-
 
750*
 
7.   Зачет задолженностей   1200   681   361  
8.
 
Определение финансового результата   1000
 
702
 
791
 
-
 
-
 
    750   791   902  
Примечание. * С учетом прироста (убыли) запасов по п. 5.9 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.  

Пример 3. Покупатель заказал в интернет-магазине товар стоимостью 1200 грн, в том числе НДС - 200 грн, который продавец обязался доставить почтой наложенным платежом. Услуги по доставке товара почтой составляют 60 грн, в том числе НДС - 10 грн. В учете продавца услуги почты не отражаются.

Себестоимость товара составляет 750 грн. Товар со склада предприятия передан почтовому оператору для доставки покупателю и затем доставлен покупателю. После оплаты стоимости товара покупателем почтовый оператор перечислил на текущий счет продавца стоимость проданного товара 1200 грн.

Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по доставке заказанного в интернет-магазине товара почтовым оператором приведен в табл. 3.

Таблица 3

№ п/п   Содержание операции   Сумма, грн   Бухгалтерский учет   Налоговый учет  

 


 


 
дебет
 
кредит
 
валовой доход, грн   валовые расходы, грн  
1.
 
Передача товара по накладной со склада торговому агенту для передачи почтовому оператору   750
 
2811
 
281
 
-
 
-
 
2.
 
Отправка посылки с товаром торговым агентом через почтового оператора по квитанции   750
 
2812
 
2811
 
-
 
-
 
3.
 
Отражение расходов по приобретению картонного ящика у оператора почтовой связи для отправки товара посылкой на основании авансового отчета подотчетного лица   10
 
93
 
372
 

 
10
 
4.   Отражение налогового кредита по НДС   2   641/
НДС  
372   -   -  
5.
 
Выдача из кассы наличных по авансовому отчету подотчетному лицу   12
 
372
 
301
 
-
 
-
 
6.  Передача товара покупателю почтовым оператором  1200  361  702  1000 
7.   Отражение налоговых обязательств по НДС   200   702   641/ НДС   -  
8.   Списание себестоимости реализованного товара   750   902   2812   -   750*  
9.   Получение оплаты за товар от почтового оператора   1200
 
311
 
361
 
-
 
-
 
10.   Определение финансового результата   1000
 
702
 
791
 
-
 
-
 
    750   791   902  
    10   791   93  
Примечание. * ГНАУ требует отражения дохода по дате передачи товаров почтовому оператору.  

И все же одним из отличий интернет-торговли является то, что товар требуется доставлять непосредственно потребителю. При реализации товаров в пределах города интернет-магазины используют собственных курьеров.

Однако, когда магазин имеет большой оборот или осуществляет торговлю в масштабах какого-либо региона или всей страны, без сотрудничества с организациями, которые занимаются экспресс-доставкой, последний не обходится.

Поэтому появляется дополнительная проблема: если покупатель пожелает вернуть покупку, пройдет много времени, прежде чем товар будет доставлен обратно до магазина.

Если отчетный период уже завершен, оплата была уже включена в выручку, но возник возврат, требуется должным образом произвести переоформление. В обычном магазине, если возврат произошел день в день, попросту аннулируется чек.

Интернет-магазину необходимо оформить официальное заявление с указанием причин возврата товара. Кроме всего прочего, он несет дополнительные издержки по компенсации клиенту его расходов на пересылку.

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.1991 г. № 1023-ХП “О защите прав потребителей” в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV

Закон об авторском праве - Закон Украины от 23.12.1993 г. № 3792-ХII “Об авторском праве и смежных правах” в редакции от 11.07.2001 г. № 2627-III

Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР

Закон о РРО - Закон Украины от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III

Закон о патентовании - Закон Украины от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР “О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности”

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей”

Постановление № 1336 - Постановление КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 “Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг”

Перечень № 1336 - Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный Постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336

Правила № 369 - Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.1996 г. № 369

Правила № 103 - Правила продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 103

Правила № 270 - Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270

П(С)БУ 8 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 “Нематериальные активы”, утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.1999 г. № 242

Письмо № 1-221/1054 - Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 25.02.2003 г. № 1-221/1054 “О моменте отражения валового дохода, налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость при осуществлении торговли по почте”

Письмо № 07-04/1005-4111 - Письмо Госказначейства Украины от 19.05.2004 г. № 07-04/1005-4111 “Об операциях по приобретению программного обеспечения”

Письмо № 12089-04-5/16 - Письмо Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 14.12.2007 г. № 12089-04-5/16 “О приобретении товаров через сеть Интернет”

Письмо № 4501/7/16-1517-18 - Письмо ГНАУ от 07.03.2008 г. № 4501/7/16-1517-18 “О рассмотрении письма [относительно определения даты возникновения налоговых обязательств]”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 38-39 (716-717),
21 сентября 2009 г.
Подписной индекс 40783