Материал подготовлен специалистами
редакции журнала “Таможенная консультация”
Рекламация, ремонт, гарантийное обслуживание товаров
Экономически выгодные вариации таможенных режимов
Повышенный интерес сегодня вызывают таможенные правила перемещения через границу товаров по рекламациям, в рамках гарантийного обслуживания, а также с целью ремонта. Особое внимание к этим товарным операциям обусловлено необходимостью выбора таможенного режима, подходящего для размещения товаров. Выбор режима должен быть не только законным, но и, в идеале, экономически выгодным для украинского участника внешнеэкономической деятельности. Для этого в арсенале должно быть несколько альтернатив.
Целью настоящей статьи является представление читателю, по возможности, полной панорамы возможностей согласования некоторых хозяйственных операций с действующими в Украине таможенными режимами. Это позволит найти эффективный вариант таможенного оформления товаров для каждого реального случая.
Замена товаров по рекламации
Рекламацией называется оформленная покупателем претензия к продавцу (поставщику) товара в связи с ненадлежащим качеством поставленного товара или нарушением других условий внешнеэкономического договора (контракта). Рекламация оформляется в виде акта рекламации и содержит требование устранить недостатки поставленного товара или заменить этот товар качественным (если гарантийная замена предусмотрена внешнеэкономическим контрактом), или возместить причиненный покупателю ущерб. Перемещение некачественного товара через таможенную границу Украины с целью его замены на товар надлежащего качества может проходить как до завершения его таможенного оформления, так и после выпуска товара в свободное обращение.
Возврат за границу
Вариант 1: возврат дo завершения таможенного оформления
Если товар доставлен в Украину, но не пригоден для использования (поврежден в пути, имеет дефекты и пр.), то таможня, вероятнее всего, будет настаивать на таможенном оформлении его импорта с последующим вывозом поставщику. Но импортной налоговой нагрузки можно избежать, если задействовать таможенный лицензионный склад.
Итак, ситуация. Товар ввезен в Украину. До его таможенного оформления обнаружены недостатки. Поставщик готов заменить товар качественным. Как вернуть брак поставщику?
Вначале груз размещается на таможенном лицензионном складе (ТЛС). Оформляется грузовая таможенная декларация в соответствии с таможенным режимом “таможенный склад”. Ввозные налоги при этом не оплачиваются. Административные ограничения не применяются.
Затем грузовая партия сортируется.
Качественные товары (если таковые есть) выпускаются со склада в свободное обращение в соответствии с таможенным режимом импорта.
Некачественные товары возвращаются поставщику с применением режима транзита (ГТД ТР 80). При этом ни ввозные, ни вывозные налоги не взимаются, а разрешительные документы на экспорт и импорт не требуются (кроме документов санитарно-эпидемиологического, радиологического, ветеринарного, фитосанитарного контроля).
Таким образом, используется такая схема возврата товаров:
Таможенный склад + Транзит (ІМ 74 + ТР 80).
Для каждого из таможенных режимов законом обозначены условия его применения. По следующей таблице определяется, в какие рамки поставлены описанные операции с товарами, все ли действия в конкретной ситуации соответствуют требованиям таможенного законодательства.
| Возврат товаров за границу по рекламации до завершения таможенного оформления: таможенные условия и ограничения | |
| Действие 1. Размещение товаров на ТЛС - таможенный режим “Таможенный склад”: | |
| Ввозное налогообложение (пошлина, акциз, НДС) | отсутствует |
| Меры нетарифного регулирования* | не применяются |
| Предварительное разрешение таможни на применение режима | необходимо |
| Временные рамки для использования режима | 3 года (ввоз) |
| Ограничения по происхождению товаров | отсутствуют |
| Особые требования к состоянию размещенных в режиме товаров | неизменное состояние |
| Ограничения операций с товарами | только обеспечение хранения, подготовка к отчуждению и транспортировке (ст. 215 Таможенного кодекса) |
| Действие 2. Вывоз со склада за границу - таможенный режим “Транзит”: | |
| Ввозное налогообложение (пошлина, акциз, НДС) | отсутствует |
| Меры нетарифного регулирования* | не применяются |
| Предварительное разрешение таможни на применение режима | необходимо |
| Временные рамки для использования режима | срок, указанный таможней отправления |
| Ограничения по происхождению товаров | отсутствуют |
| Особые требования к состоянию размещенных в режиме товаров | неизменное состояние |
| Ограничения операций с товарами | Запрещено любое использование в Украине (ст. 200 Таможенного кодекса) |
| * Под мерами нетарифного регулирования понимаются лицензирование, квотирование, регистрация экспортных внешнеэкономических договоров (контрактов), обязательная сертификация импортной продукции. | |
Естественно, потребуется также соответствующее документальное обоснование возврата товаров за границу. Оформляется дополнение к внешнеэкономическому договору на поставку товаров, которым легализуется возврат товаров ненадлежащего качества. Затем иностранный поставщик выдает украинскому получателю поручение на совершение в его интересах действий, связанных с вывозом некачественных товаров из Украины (найм перевозчика, таможенное оформление). На основании указанных документов товары вывозятся из Украины транзитом.
Вариант 2: возврат после выпуска в свободное обращение
Если же недостатки товара или дефекты контракта обнаруживаются после завершения таможенного оформления импортированных товаров, то возвращать товары, по общему правилу, следует в таможенном режиме реэкспорта.
Реэкспорт - таможенный режим, в соответствии с которым в определенный срок из страны вывозятся ранее завезенные товары (ст. 196 Таможенного кодекса). Таможенный режим реэкспорта применяется после предшествующего ввоза товаров в страну в режиме импорта или другом таможенном режиме, например, режиме таможенного склада ( схема 1 ).
С схемой 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".
Вывозные налоги (кроме экспортной пошлины) для этого режима не предусмотрены; меры нетарифного регулирования в режиме реэкспорта не применяются. Однако понадобится разрешение на реэкспорт от Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 06.08.2003 № 1211 “Некоторые вопросы реэкспорта товаров”). Последнее часто делает режим реэкспорта неинтересным для использования и заставляет задуматься о выборе в пользу таможенного режима “экспорт”.
меры нетарифного регулирования в режиме реэкспорта не применяются. Однако понадобится разрешение на реэкспорт от Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины (постановление Кабинета Министров Украины от 06.08.2003 № 1211 “Некоторые вопросы реэкспорта товаров”). Последнее часто делает режим реэкспорта неинтересным для использования и заставляет задуматься о выборе в пользу таможенного режима “экспорт”.
Но здесь возникает новое препятствие. Как показывает практика, таможни настаивают на применении к вывозимым по рекламации товарам режима реэкспорта. Мотивируется настойчивость тем, что такие операции соответствует определению режима реэкспорта, данному Таможенным кодексом (ст. 196). Таможенные органы считают единственно правильным режим реэкспорта (а не экспорта) для размещения товаров, которые вывозятся из Украины после предварительного ввоза в страну, аналогично как режим реимпорта (а не импорта) - при таможенном оформлении ввоза ранее вывезенных из страны товаров.
Итак, вопрос: имеет ли таможня право и основания навязать режим реэкспорта? Ведь такая тенденция создает неадекватные препятствия для предприятий, перемещающих товары через границу. Для применения таможенного режима реэкспорта необходимо документально подтвердить не только иностранное происхождение товаров (предоставить сертификат), но и неиспользование этих товаров для получения прибыли (предоставить бухгалтерскую и коммерческую документацию), а также получить разрешение Минэкономики Украины на реэкспорт.
Чтобы избежать лишних сложностей, рекомендуем все же настаивать на режимах экспорта (импорта) вместо реэкспорта (реимпорта). Для этого есть все основания.
Во-первых, в соответствии с Таможенным кодексом Украины декларант может свободно сделать выбор между таможенными режимами экспорта и реэкспорта (импорта и реимпорта). Кодекс не предусматривает получения каких-либо разрешений таможенного органа на применение того или иного из этих режимов (ст. ст. 186, 188, 190, 194, 196 Кодекса).
Во-вторых, таможенные режимы экспорта и импорта применяются к товарам независимо от происхождения последних (ст. ст. 188, 194 Таможенного кодекса). Поэтому требование таможенного органа о помещении иностранных товаров в таможенный режим реэкспорта (равно как и украинских товаров в таможенный режим реимпорта) противоречат Таможенному кодексу Украины в части определений режимов экспорта и импорта.
Вместе с тем, иногда выгодно согласиться с таможней и сделать выбор в пользу таможенного режима реэкспорта (также как и реимпорта в “зеркальном” случае). Если для вывоза (ввоза) товаров необходимо преодолевать нетарифные ограничения, то можно от них избавиться путем применения режимов реэкспорта (или реимпорта). К реэкспортируемым (реимпортируемым) товарам не применяются меры нетарифного регулирования (лицензирование, регистрация контрактов, обязательная сертификация). Однако в любом случае товары подлежат санитарно-эпидемиологическому, ветеринарному, фитосанитарному, радиологическому, экологическому контролю. Может потребоваться еще одно разрешение - Государственной службы экспортного контроля - на товары военного назначения, подлежащие экспортному контролю.
Таким образом, вывоз из Украины по рекламации выпущенных в свободное обращение товаров можно провести в одном из двух режимов на выбор:
( 1 ) Реэкспорт (ЕК 11 после ІМ 40);
( 2 ) Экспорт (ЕК 10 после ІМ 40).
Операции по вывозу дефектных товаров проводятся в законных рамках, описанных в следующей таблице.
| Возврат товаров за границу по рекламации после оформления импорта: таможенные условия и ограничения | ||
| Условия применения режима: | Вариант 1 - таможенный режим “Реэкспорт”: | Вариант 2 - таможенный режим “Экспорт”: |
| Вывозное налогообложение (вывозная пошлина, акциз, НДС) | оплачивается пошлина |
оплачивается пошлина |
| Меры нетарифного регулирования* | не применяются, но требуется специальное разрешение Минэкономики Украины | применяются |
| Предварительное разрешение таможни на применение режима | не требуется | не требуется |
| Временные рамки для использования режима | не позднее 1 года после ввоза | отсутствуют |
| Ограничения по происхождению товаров | в режим размещаются товары только иностранного происхождения | отсутствуют |
| Особые требования к состоянию размещенных в режиме товаров | неизменное состояние |
отсутствуют |
| Ограничения операций с товарами | нельзя получать прибыль от использования товаров в Украине (ст. 197 Таможенного кодекса) | отсутствуют |
| * Под мерами нетарифного регулирования понимаются лицензирование, квотирование, регистрация экспортных внешнеэкономических договоров (контрактов), обязательная сертификация импортной продукции. | ||
Возврат в Украину по рекламации
Типична ситуация, когда украинское предприятие продает свою продукцию на экспорт. Но иногда получатель обнаруживает брак. Бракованные товары нужно вернуть в Украину, а взамен поставить новые. Как этот возврат оформить?
Применим таможенный режим “реимпорт”, который не предусматривает взимания ввозной пошлины (с украинских товаров) и применения мер нетарифного регулирования ( схема 2 ).
С схемой 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".
На каких условиях используется режим? - Документально подтверждаются предшествующий не более чем на 1 год экспорт (экспортная ГТД), украинское происхождение товаров (сертификат происхождения), неизменное состояние товаров (маркировка, техническая документация, товаросопроводительные документы), неиспользование за границей для получения прибыли (подтверждение от иностранного покупателя).
Как видим, избирая таможенный режим реимпорта, нужно соотнести выгоды такого выбора (неприменение мер нетарифного регулирования) с формальными сложностями, неизбежными в процессе таможенного оформления товаров в режиме реимпорта. Проблему составляет документальное подтверждение правомерности применения режима реимпорта (выполнения условий, предусмотренных для этого режима Таможенным кодексом Украины), а именно:
1. Подтверждается факт предшествовавшего экспорта (ст. 190 Таможенного кодекса). Документ: экспортная декларация с отметкой таможни на границе о фактическом вывозе товаров. Этой же ГТД можно удостоверить, что не истек годичный срок с момента экспорта (ст. 191 Таможенного кодекса).
2. Подтверждается украинское происхождение товаров (ст. 190 Таможенного кодекса). Документ: сертификат происхождения.
3. Доказывается, что товары не использовались за границей с целью получения прибыли (ст. 191 Таможенного кодекса). Документы: справки, контракты и т.п. иностранного владельца товаров. Однако собирание доказательств может оказаться крайне изнурительным, поскольку неприбыльное использование товаров за границей каждая заинтересованная сторона будет понимать по своему в ситуации полного отсутствия определенных норм и устоявшейся практики в этой области.
4. Наконец, подтверждается неизменное состояние реимпортируемых товаров. С этим ясности немного больше. Гостаможслужба Украины своим приказом от 07.10.2003 № 662 “Об утверждении Порядка применения таможенного режима реимпорта к товарам, перемещаемым через таможенную границу Украины” (п. 2.4) установила, что неизменность состояния товаров определяется соответствием:
- наименований ввозимых товаров и их кодов согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности наименованиям и кодам товаров на момент их вывоза (экспорта);
- технических характеристик и иных параметров товаров техническим характеристикам и иным параметрам, установленным действующими в Украине нормативными актами (международными, национальными, отраслевыми стандартами, техническими условиями и иными приравненными к ним нормативными документами), а в случае отсутствия таких нормативных актов - иными документами, содержащими эти сведения.
Переводя эти требования на язык документов, можно использовать экспортную ГТД и декларацию, оформленную в стране ввоза, данные маркировки товара, заявленные в ГТД и товаросопроводительных документах, паспорт товара, сертификат качества и техническую документацию, сертификат происхождения.
Что делать, если какое-то из условий не выполнено или нет нужного документа? - Возвращенные товары оформляются в таможенном режиме импорта на общих основаниях (с налогами, лицензиями и другими разрешениями на импорт).
Таким образом, взвесив все “за” и “против”, для возврата бракованных украинских товаров из-за рубежа выбирается один из следующих таможенных режимов:
(1) Реимпорт (ІМ 41 после ЕК 10);
(2) Импорт (ІМ 40 после ЕК 10)
Рамки режимов импорта и реимпорта описывает следующая таблица:
| Возврат товаров в Украину по рекламации после оформления экспорта: таможенные условия и ограничения | ||
| Условия применения режима: | Вариант 1 – таможенный режим “Реимпорт”: | Вариант 2 – таможенный режим “Импорт”: |
| Ввозное налогообложение (ввозная пошлина, акциз, НДС) | оплачивается акциз, НДС, ввозная пошлина не оплачивается | все налоги оплачиваются |
| Меры нетарифного регулирования* | не применяются |
применяются |
| Предварительное разрешение таможни на применение режима | не требуется |
не требуется |
| Временные рамки для использования режима | не позднее 1 года после экспорта | отсутствуют |
| Ограничения по происхождению товаров |
в режим размещаются товары только украинского происхождения | отсутствуют |
| Особые требования к состоянию размещенных в режиме товаров | неизменное состояние |
отсутствуют |
| Ограничения операций с товарами | нельзя получать прибыль от использования товаров за границей (ст. 191 Таможенного кодекса) | отсутствуют |
| * Под мерами нетарифного регулирования понимаются лицензирование, квотирование, регистрация экспортных внешнеэкономических договоров (контрактов), обязательная сертификация импортной продукции. | ||
Условия возврата (EXW, DDP)
Замену некачественных товаров продавец (поставщик) проводит, как правило, полностью за свой счет. При этом совершенно логично применение тех условий поставки Инкотермс, которые налагают максимальные обязательства на продавца некачественного товара. Продавец вполне может согласиться на вывоз бракованных товаров из Украины на условиях EXW (пункт отправления в Украине) и их замену качественными товарами на условиях DDP (пункт назначения в Украине). Но при этом возникает вопрос, возможно ли в нашей стране таможенное оформление на этих условиях?
Напомним, что термин EXW - “Франко завод” (Инкотермс 2000) - означает, что обязанности по поставке выполнены, когда товар предоставлен в распоряжение получателя на предприятии - отправителе или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). Отправитель не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на отправителя, и получатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия - отправителя к месту назначения. Однако если стороны желают, чтобы отправитель взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору. Этот термин не может применяться, когда получатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что отправитель согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.
Термин DDP - “Поставка с оплатой пошлины” (Инкотермс 2000) - означает, что поставщик предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение получателя в названном месте назначения. Поставщик обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) любые сборы для импорта в страну назначения (под словом “сборы” подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Данный термин не может применяться, если поставщик прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. Если стороны согласились об исключении из обязательств поставщика некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как налог на добавленную стоимость - НДС), это должно быть четко определено в контракте.
Большинство специалистов, как таможенников, так и декларантов, придерживаются мнения, что экспортные поставки из Украины на условиях EXW, а также импортные поставки в страну на условиях DDP неосуществимы ввиду отсутствия регистрации (аккредитации) нерезидента в таможенных органах нашей страны и, как следствие, невозможности контактов нерезидента и национальных государственных органов для таможенного оформления ввоза - вывоза товаров. Но это не совсем так.
Обратим внимание на то, что получатель - нерезидент по условиям EXW, как и поставщик - нерезидент по условиям DDP вовсе не должен выполнять и оплачивать таможенные формальности непосредственно. Нерезидент может пользоваться услугами специализированного национального посредника - декларанта по договору (таможенного брокера). Для таможенного брокера национальный закон не ставит барьеров для оплаты ни услуг таможни, ни ввозной (вывозной) пошлины за счет иностранного доверителя. Единственное налоговое обязательство, выполнение которого не может взять на себя таможенный брокер, это обязательство по “ввозному” налогу на добавленную стоимость (НДС), который в любом случае оплачивает резидент Украины - собственник товаров.
Таким образом, в Украине возможно таможенное оформление экспортных поставок на условиях “EXW (пункт отправления в Украине)”, а также импортных поставок на условиях “DDP (пункт назначения в Украине)” с оговоркой “без оплаты НДС”.
Для беспрепятственного прохождения таможни важно правильно оформить отношения всех участников поставок такого рода: резидента, нерезидента и таможенного брокера.
Таможенный брокер заключает не один, а два посреднических договора: первый, как обычно, - с резидентом Украины (о брокерском обслуживании), а второй - с иностранным контрагентом (об использовании средств последнего для таможенной очистки товаров).
Второй договор предусматривает покрытие за счет нерезидента таможенных сборов, ввозных и вывозных пошлин, сборов за получение разрешительных документов для импорта и экспорта, а также вознаграждения таможенного брокера. По первому договору с украинским контрагентом составляется грузовая таможенная декларация и представляется в таможенный орган Украины. Получается, что таможенный брокер осуществляет декларирование от имени украинского субъекта ВЭД, но за счет его иностранного партнера.
Для связи двух договоров в них желательна перекрестная ссылка -
- ссылка в договоре таможенного брокера с нерезидентом: средства нерезидента используются для декларирования товара, поступившего резиденту Украины по внешнеэкономическому контракту №___;
- ссылка в договоре брокера с резидентом Украины: декларирование товара от имени резидента Украины осуществляется за счет средств нерезидента.
Выполнение обязательств таможенного брокера перед двумя его клиентами подтверждается двумя актами: один (о декларирований) подписывается таможенным брокером с украинским предприятием, а второй (об использовании средств и получении вознаграждения) - с иностранной компанией.
Таким образом, в процессе таможенного оформления оказываются выполненными нормы как Инкотермс 2000 (EXW и DDP, без оплаты НДС), так и украинского таможенного и налогового законодательства.
Ремонт и сервисное обслуживание товаров в Украине
Ремонт товаров осуществляется в рамках подрядных договоров. В соответствии с украинским гражданским законодательством (статья 837 Гражданского кодекса Украины) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию второй стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Договор подряда может заключаться на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещи или на выполнение иной работы с передачей ее результата заказчику.1
Для товаров, ввозимых в Украину на ремонт или для выполнения других подрядных работ, таможенное законодательство предоставляет декларанту выбор одного из трех таможенных режимов:
1 переработки на таможенной территории Украины (глава 38 Таможенного кодекса Украины);
2 временного ввоза - для воздушного и водного транспорта (статья 206 Таможенного кодекса);
3 импорта с последующим экспортом (главы 29, 31 Таможенного кодекса).
Вариант 1
По общему правилу товары, ввозимые в Украину на ремонт, размещаются в таможенный режим переработки товаров на таможенной территории Украины. Но, ВНИМАНИЕ!, этот режим допускается только для товаров иностранного происхождения (статья 229 Таможенного кодекса). Сложившаяся правовая ситуация вынуждает осуществлять операции по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию украинских товаров по схеме “импорт + экспорт”.
Можно ли легально обойти запрет на размещение в режиме переработки в Украине товаров украинского производства и как это сделать? Пытаться имеет смысл, поскольку таможенный режим переработки на таможенной территории Украины привлекателен для украинских товаропроизводителей возможностью осуществлять гарантийное и сервисное обслуживание (ремонт) товаров без фактической уплаты ввозных налогов и без нетарифных ограничений. На основании Постановления Кабинета Министров Украины от 17.11.2004 № 1524 “О порядке выпуска, обращения и погашения простых векселей во время ввоза (пересылки) на таможенную территорию Украины товаров с целью ремонта” плательщик налогов может на сумму ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость выдавать простой вексель со сроком погашения до 360 дней.
Для практической реализации режима переработки в Украине нужно добиться неопределенности в вопросе о происхождении товаров. Еще на этапе экспорта не стоит заявлять в ГТД украинское происхождение товаров и предоставлять в таможню сертификат происхождения (правила экспорта этого и не требуют). Тогда и при ввозе таких товаров на ремонт окажется, что страна их происхождения неизвестна.
Но если экспортные документы все же дают информацию о происхождении, это тоже не большая беда. Затруднения с определением происхождения могут возникнуть на этапе ввоза товаров, если на них отсутствует украинский сертификат происхождения или декларация о происхождении в инвойсе. К тому же, если товар не обладает выраженными индивидуальными признаками (серийным номером и т.п.), то становится крайне затруднительной его идентификация при ввозе на ремонт с тем товаром, который ранее экспортировался. Все эти обстоятельства приводят декларанта к необходимости заявить в грузовой таможенной деклараций о том, что страна происхождения ввозимого товара ему не известна.
Таким образом, открывается путь для таможенного оформления ввозимых на ремонт товаров в соответствии с таможенным режимом переработки ( схема 3 ) на таможенной территории Украины (невыясненное происхождение товара не препятствует применению режима) с применением простого векселя на сумму ввозной пошлины (по полной ставке) и НДС.
С схемой 3 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".
Обратный вывоз товаров после переработки декларируется в таможенном режиме экспорта из Украины (ГТД типа ЕК 10). При этом вместе с грузовой таможенной декларацией на переработанные товары предъявляется отдельная таможенная декларация на израсходованные в процессе переработки сырье, материалы, комплектующие (ГТД типа ЕК 10 ВТ)
Если часть продуктов переработки используется в качестве оплаты за услуги по переработке товаров, то эта часть должна быть оформлена отдельной таможенной декларацией как импортируемый в Украину товар с взиманием ввозных налогов и с применением мер нетарифного регулирования.
Вариант 2
Украинский законодатель искусственно разделил товары, ввозимые в Украину с целью ремонта, между двумя таможенными режимами: переработки - для основной массы товаров и временного ввоза - только для морского и водного транспорта. Ввоз для ремонта морских и воздушных судов и материалов для их строительства и ремонта проводится в режиме временного ввоза ( схема 4 ) с условным полным освобождением от налогообложения (Закон Украины от 17.02.2004 № 1495-IV “О внесении изменений в статью 206 Таможенного кодекса Украины”).
С схемой 4 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".
Временно ввозимые в Украину морские и воздушные суда на основании статьи 206 Таможенного кодекса Украины не облагаются ввозными налогами. Меры нетарифного регулирования в рамках режима временного ввоза не применяются.
Вариант 3
Если же ввозимые товары по виду не попадают в таможенный режим временного ввоза, а по своему украинскому происхождению исключают применение режима переработки в Украине, то остается последний вариант: таможенное оформление импорта таких товаров с последующим оформлением экспорта (режима реэкспорта следует избегать, поскольку на реэкспорт требуется разрешение Минэкономики Украины).
Такой вариант во многих случаях может быть даже выгодным и удобным. При импорте в Украину товаров украинского происхождения ввозная пошлина не взимается на основании пункта “є” статьи 19 Закона Украины “О Едином таможенном тарифе”. Для подтверждения украинского происхождения товаров с целью освобождения от ввозной пошлины необходимы следующие документы:
(1) сертификат о происхождении товара из Украины, или декларация о происхождении товара из Украины, или заключение о происхождении товара, выданное торгово - промышленными палатами Украины.
(2) копия ГТД на вывоз таких товаров из Украины (ГТД на экспорт).
Налог на добавленную стоимость во время импорта товаров теоретически может оплачиваться налоговым векселем в соответствии с Законом Украины “О налоге на добавленную стоимость”. Обратный вывоз товаров из Украины, задекларированный в таможенном режиме экспорта, дает право на возмещение НДС из госбюджета.
Таким образом, товары, ввозимые в Украину с целью ремонта, гарантийного и сервисного обслуживания размещаются, в зависимости от обстоятельств сделки, в следующие таможенные режимы:
( 1 ) Переработка (в Украине) +Экспорт (ІМ 41 + ЭК 10);
( 2 ) Временный ввоз + Обратный вывоз (ІМ 31 + ЭК);
( 3 ) Импорт + Экспорт (ІМ 40 + ЭК 10).
Указанные таможенные режимы функционируют в следующих условиях:
| Ввоз товаров в Украину на ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание: таможенные условия и ограничения | |||
| Условия применения режима: | Вариант 1 - режим “Переработка/Укр.”: | Вариант 2 - режим “Временный ввоз”: | Вариант 3 - режим “Импорт”: |
| Ввозное налогообложение (ввозная пошлина, акциз, НДС) |
пошлина не платится, акциз и НДС оплачиваются |
полное освобождение от налогообложения (морские и воздушные суда, материалы и оборудование ддя их ремонта) | все налоги оплачиваются |
| Меры нетарифного регулирования* | не применяются |
не применяются |
применяются |
| Предварительное разрешение таможни на применение режима | требуется |
требуется |
не требуется |
| Временные рамки для использования режима | 90 дней (КМУ может продлить) | 1 год (с возможностью продления) |
отсутствуют |
| Ограничения по происхождению товаров | только иностранное происхождение товаров | отсутствуют |
отсутствуют |
| Особые требования к состоянию размещенных в режиме товаров | изменение в процессе переработки |
неизменное состояние |
отсутствуют |
| Ограничения операций с товарами | только переработка, обработка, ремонт | только некоммерческое использование | отсутствуют |
| * Под мерами нетарифного регулирования понимаются лицензирование, квотирование, регистрация экспортных внешне, номических договоров (контрактов), обязательная сертификация импортной продукции. | |||
Подводя итоги, суммируем правила применения таможенных режимов к рассмотренным в этой статье, а также сходным внешнеэкономическим операциям, которые сопутствуют купле -продаже товаров и выполнению подрядных работ:
| Вид сде-лки |
Отдельные операции в рамках этой сделки |
Таможе-нный режим |
Налогообложение товаров* | Нетариф-ные меры* | |||
| Пошлина | Акциз | НДС | |||||
| Ввоз-ная | Вывоз-ная | ||||||
| Вне-шне-эко-но-ми-чес-кие опе-ра-ции, со-про-во-жда-ю-щие ку-плю-про-дажу то-ва-ров | Возврат некачественных украинских товаров (по рекламации) | реимпорт | - | + | + | - | |
| Вывоз украинских товаров взамен некачественных (по рекламации) | экспорт | + | - | - | + | ||
| Ввоз украинских товаров для гарантийного обслуживания, ремонта | реимпорт | - | + | + | - | ||
| Вывоз товаров, прошедших гарантийное обслуживание (ремонт) | экспорт | + | - | - | - | ||
| Возврат оформленных товаров за границу (некачественных, ошибочно поставленных) | реэкспорт | + | - | - | - | ||
| Возврат товаров до завершения таможенного оформления (некачественных, ошибочно поставленных) | транзит | - | - | - | - | ||
| Возврат в Украину ошибочной поставки за границу (авария, непреодолимая сила, расторжение контракта и пр.) | реимпорт | - | + | + | - | ||
| Отказ от ввезенных товаров | уничтоже-ние или отказ | - | - | - | - | ||
| Ре-мо-нт-ные, стро-ите-льно-мон-таж-ные ра-бо-ты |
Ввоз для ремонта морских и воздушных судов (материалов о оборудования для их Ремонта) |
временный ввоз | - | - | - | - | |
| Вывоз после ремонта морских и воздушных судов | временный ввоз (обратный вывоз) |
- | - | - | - | ||
| Ввоз для ремонта других товаров (кроме морских и воздушных судов) | переработка (в Украине) |
- | + | + | - | ||
| Вывоз после ремонта других товаров (кроме морских и воздушных судов) | экспорт | + | - | - | - | ||
| Декларирование украинских товаров, использованных для ремонта (переработки) | экспорт | + | - | - | + | ||
| Вывоз товаров для ремонта за границей | переработка (за пределами Украины) |
- | - | - | - | ||
| Ввоз товаров после ремонта из-за границы | импорт | + | + | + | - | ||
| Декларирование иностранных товаров, использованных для ремонта (переработки) | импорт | + | + | + | + | ||
| Ввоз оборудования и инструментов для строительно-монтажных работ | временный ввоз | - | - | - | - | ||
| Ввоз расходных материалов для строительно-монтажных работ | импорт | + | + | + | + | ||
*Знак “ +” в соответствующей графе означает, что указанный в ней налог уплачивается на момент таможенного оформления товаров или меры нетарифного регулирования применяются в полном объеме. Знак “-” указывает на противоположное: налоги не платятся, нетарифные ограничения отсутствуют (кроме разрешений Госкомиссии по экспортному контролю на товары военного назначения и Министерства культуры на культурные ценности, которые необходимы в любом случае).
Под мерами нетарифного регулирования понимаются лицензирование, квотирование, регистрация экспортных внешнеэкономических договоров (контрактов), обязательная сертификация импортной продукции.
___________________________________________________
1 Cущественные условия договора на ремонт товаров:
В договоре (контракте) должна содержаться информация, позволяющая определить цель и характер ввоза товаров в Украину. Чтобы использовать вексельную форму уплаты ввозных налогов, эта цель должна звучать только как “ремонт, восстановление, регулирование”.
Контракт на ремонт товаров фиксирует срок ремонта, который не должен превышать 360 дней. Именно на срок, указанный в контракте, будет выдан налоговый вексель.
В договоре (контракте) о ремонте товаров, кроме того, указывается цена и общая стоимость ремонтируемых товаров (залоговая стоимость), общая стоимость ремонта и стоимость расходных материалов.
Приложением к договору (контракту) составляется технологическая схема ремонта.
Существенные условия техносхемы ремонта:
Технологическая схема ремонта, восстановления, регулирования товаров должна отображать:
- все основные этапы ремонта и сведения об обязательном объеме выхода отремонтированных товаров и потерь товаров и расходных материалов на каждом этапе переработки (ст. 234 Таможенного кодекса);
- количественные и стоимостные показатели расходных материалов в процессе ремонта на каждом из его этапов (ст. 235 ТК);
- если расчеты за ремонт ведутся в натуральной форме - частью отремонтированных товаров, -то эта часть, предназначенная для расчетов, обособляется в количественном и стоимостном выражении (cт. 236 ТК).
“Таможенная консультация”, № 6 (66), сентябрь 2008 г.
Издательство “Сард”
