Материал подготовлен специалистами
редакции журнала “Таможенная консультация”
Морские перевозки
19 июня этого года в Одессе прошел семинар по вопросам таможенного контроля энергоносителей, организованный для субъектов внешнеэкономической деятельности Гостаможслужбой Украины, Энергетической региональной таможней и Академией таможенной службы Украины. Особого внимания широкого круга участников внешней торговли заслуживает информация о перевозках грузов морским транспортом и порядке таможенного оформления морских судов (доклад Доброгурского В.А.).
Международные нормы,
регулирующие перевозку грузов морским транспортом,
международные торговые обычаи
и порядок таможенного оформления морских судов
Мировая практика внешнеэкономической деятельности свидетельствует о том, что наибольший объем грузов, перемещаемых в международном торговом сообщении, приходится на морской транспорт. Государства, принимающие участие в торговом мореплавании, издавна создавали и развивали принципы собственного морского права.
Украина - одно из наибольших государств Азово-Черноморского бассейна. На территории Украины находятся наиболее крупные порты Черного и Азовского морей, способные осуществлять перевалку и накопление больших объемов экспортных, импортных и транзитных грузов. В силу этих причин вопросы международного морского права как нельзя более актуальны. Практически значима информация о внешнеторговых морских документах, об основных правилах и международных обычаях в области торгового мореплавания, о процедурах таможенного контроля грузов на морском транспорте и порядке их таможенного оформления.
Внешнеторговые документы
и международные торговые обычаи.
Коносамент.
К внешнеторговым документам относятся документы, которые выполняют на разных этапах внешнеторговой сделки свои специфические функции.
Среди внешнеторговых документов выделяют оперативные, транспортные, товаросопроводительные, расчетные, таможенные и страховые.
Общими для всех документов реквизитами являются: наименование фирм отправителя груза и грузополучателя, их адреса, номера телефонов или телексов; название документа, дата и место его составления, номер и дата контракта, номер отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество.
Также можно разделить внешнеторговые документы на группы по их назначению:
1. Документы по обеспечению производства экспортного товара.
2. Документация по подготовке товара к отгрузке.
3. Документы по платежным банковским операциям.
4. Страховые документы.
5. Транспортные документы.
6. Таможенные документы.
К документам по обеспечению производства экспортного товара относятся: доверенность на покупку, инструкция по изготовлению, наряд на вывоз со склада, инструкция по упаковке, наряд на внутреннюю транспортировку, статистические и другие внутренние административные документы. Эти документы выдаются на предприятии для покупки изделия или материалов, необходимых для производства или изготовления товаров, которые заказаны покупателем или будут предложены для продажи другим способом.
В документацию по подготовке товара к отгрузке входят: заявка на фрахт, инструкция по отправке, доверенности на отгрузку, ордер на перевозку, ордер на отправку, извещение о распределении документов, разрешение на поставку, внешнеторговый счет, спецификация. Эти документы подтверждают резервирование места для определенной отправки и указывают желательное транспортное средство, готовность партии товара к отгрузке, род упаковки и т.п.
К документам по платежным банковским операциям относятся: инструкция по банковскому переводу, заявка на банковскую тратту, извещение об инкассовом платеже, извещение о платеже по товарному аккредитиву, извещение о принятии документов к оплате по товарному аккредитиву, заявка на банковскую гарантию, банковская гарантия, гарантийное письмо по товарному аккредитиву, инкассовая доверенность, заявка на товарный аккредитив, товарный аккредитив, извещение об открытии товарного аккредитива, переводной вексель, простой вексель, долговое обязательство. Это - документы, с помощью которых клиент поручает своему банку сделать выплату определенной суммы в указанной валюте в названной стране.
Страховые документы отображают взаимоотношения между страховщиком и страхователем. К ним относятся: страховой полис, страховой сертификат, страховое объявление.
Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком в подтверждение того, что товар принят им к перевозке. К ним относятся: коносамент, морская накладная, штурманская расписка, грузовой манифест, фрахтовый манифест, контейнерный манифест, гарантийное письмо, экспедиторское свидетельство о транспортировке, подтверждение о фрахтовании тоннажа, заявление-требование об отправлении, фрахтовый счет, поручение на отгрузку, железнодорожная накладная, дорожная ведомость, автомобильная накладная, дорожное письмо.
К таможенным документам, необходимым для оформления перемещения товаров через таможенную границу, относятся:
- таможенные декларации;
- экспортные и импортные лицензии, выданные государственными органами;
- декларация валютного контроля (экспорт, импорт); заявка на выдачу валютной лицензии;
- грузовая декларация;
- сертификат о происхождении товара;
- ветеринарное свидетельство;
- карантинное свидетельство;
- документ контроля доставки.
Внешнеторговые документы можно также классифицировать и по видам транспорта. При перевозке грузов морским видом транспорта используются следующие документы:
- договор морской перевозки;
- коносамент;
- манифест;
- штурманская расписка;
- доверенность;
- судовая роль;
- грузовая таможенная декларация;
- список грузовых запасов;
- список пассажиров;
- справка о судовой кассе и др.
Эти документы используются только при перевозках морским видом транспорта. Они разработаны на основании Конвенций и применяются государствами в неизменном состоянии уже много лет. Порядок их применения очень важен во внешнеторговых сделках и носит обязательный характер для участников внешнеэкономической деятельности. Далее будут рассмотрены только несколько внешнеторговых документов, которые несут основную нагрузку при выполнении соглашений и поставке товара.
В данный момент применяются правовые режимы, регламентирующие перевозки грузов, которые закреплены разными международными договорами: Брюссельской конвенцией (Гаагскими правилами) и Гамбургскими правилами.
Брюссельская конвенция. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная 25 августа 1924 года в Брюсселе, известная как Гаагские правила. Участие в этой конвенции более чем 80 стран подчеркивало ее значение на протяжении десятилетий. В ее рамках были приняты минимальные стандарты, которые касаются ответственности и обязанностей перевозчика. Это, в свою очередь, помогло распределить ответственность между судовладельцами и владельцами груза и дало начало развития сопредельных областей права (в частности, страхования). Поэтому ссылка на Брюссельскую конвенцию в коносаментах большинства стран обычна.
Гамбургские правила. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов принята в Гамбурге в 1978 году и вступила в силу с 1 января 1992 года.
Гамбургские правила регулируют более широкую сферу морских грузовых перевозок и в значительной мере сближены с нормами, которые действуют на других видах транспорта. Принудительные нормы об ответственности перевозчика применяются здесь в период, на протяжении которого груз находится в юрисдикции перевозчика в порту погрузки, при перевозке и в порту разгрузки.
Географическая сфера применения Конвенции 1978 года шире сферы применения Конвенции 1924 года. В статье 2 Гамбургских правил перечислены практически все возможные ситуации.
Правила Брюссельской конвенции 1924 года о коносаменте прямо включены в законодательства ряда стран (Великобритании и Северной Ирландии, Австралии, Канады, США, Германии, Скандинавских стран (Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии) и большинства других европейских стран, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки).
Украина не является участником Брюссельской конвенции, но ряд положений раздела V национального Кодекса торгового мореплавания учитывает соответствующие предписания этой конвенции.
Международные торговые обычаи. Практика международной морской торговли выработала ряд более или менее стандартных условий поставки товара. Эти условия купли-продажи характеризуют обязанности поставщика (продавца) и получателя (покупателя) товаров и их взаимоотношения, определяют момент, когда заканчиваются обязательства продавца и начинаются обязательства покупателя.
Диапазон транспортных операций, выполняемых продавцом при поставке товаров, простирается от случая, когда поставщик обязан только подготовить товар к отгрузке на предприятии, откуда покупатель должен забрать его своими силами, к более сложному случаю, когда продавец доставляет товар в порт или другое место назначения. Хотя взаимоотношения продавца и покупателя не касаются морского перевозчика, они отображаются в содержании договора морской перевозки, который заключается между перевозчиком и продавцом или покупателем. Если продавец обязан только доставить товар в порт отправления, а о дальнейшей транспортировке заботится покупатель, то последний и заключает договор с перевозчиком. Если же продавец обязан доставить товар в порт назначения, то он, соответственно, заключает договор морской перевозки с перевозчиком.
Сторона, которая заключает договор перевозки, будет стремиться к тому, чтобы последний отображал транспортные операции, связанные с доставкой товара от пункта, где товар подготовлен к отправлению, к месту, где он фактически принимается покупателем.
Рассмотрим типичные условия купли-продажи, которые обуславливают в дальнейшем действия покупателя и продавца.
FAS (f.a.s. - free alongside ship - свободно до борта судна). По нему продавец доставляет товар в порт отправления к борту судна, покупатель обеспечивает морскую перевозку, а значит будет стремиться к тому, чтобы договор перевозки возлагал на перевозчика обязанность принять груз у борта судна и своими силами погрузить его на борт судна.
FOB (f.o.b. - free on board - свободно на борту). По данному условию продавец доставляет товар не только к борту судна, но и грузит его за свой счет. Поэтому покупатель фрахтует судно с соответствующими условиями.
СIF (c.i.f. - cost, insurance, freight -стоимость, страхование, фрахт). По условиям CIF продавец фрахтует судно для перевозки товара до порта назначения и своевременно страхует товар от соответствующих рисков в дороге, платит фрахт за морскую перевозку перед началом или в конце рейса в зависимости от договоренности с перевозчиком.
Еще больше обязанностей на продавца накладывают условия “из судна в порту назначения” (ex ship). В данном случае продавец обязан позаботиться об отгрузке товара из порта отправления и доставку его в порт назначения, покупатель принимает товар из трюма (или палубы) судна в порту назначения. Груз считается переданным покупателю с момента перехода им перучней судна (from ship's rails). С этого же момента покупатель отвечает за любой риск, связанный с товаром.
В тех случаях, когда по договору купли-продажи продавец обязан не только выдать груз с судна при переходе его через поручни, но и полностью выгрузить на берег, в запродажных контрактах поставки товара обозначается: “СIF с разгрузкой на берег” (cif and landed).
По условию “с причала” (ex quay) продавец сдает товар покупателю на берегу.
Торговые обычаи в разных странах не полностью совпадают, а расхождения в их толковании иногда ведут к недоразумениям и спорам. Поэтому неоднократно делались попытки разработать унифицированные правила.
Такие правила были созданы в 1928 г. Они известны под названием Варшавских правил. Потом, в 1932 г., в Оксфорде эти правила были пересмотрены и получили название Варшавско-Оксфордских правил.
Позднее, в 1936 г., Международная торговая палата издала свои правила толкования внешнеторговых терминов (terms commerciaux, Trade terms) под названием ИНКОТЕРМС-1936. В 1953, 1957, 1990 и 2000 годах этот свод правил был пересмотрен и создан новый сборник, который отвечает современной практике, применяемой в международной торговле.
В ряде стран существуют обычаи, которые изменяют или дополняют общепринятое толкование международных торговых терминов. Поэтому, как правило, продавец и покупатель при оформлении торговых соглашений делают предостережение о том, применяются или исключаются местные или национальные правила.
Торговые обычаи лишь косвенно влияют на договор морской перевозки: они определяют, кто именно - продавец или покупатель - выступает как фрахтовщик морского тоннажа, но они не определяют взаимоотношения между фрахтовщиками и судовладельцем. Взаимоотношения между ними регулируются договором перевозки.
В международных торговых обычаях транспортные условия поставки товаров указанные только в самой общей форме. В частности, в них не отражены такие важные для морской перевозки моменты, как норма погрузки и разгрузки, не определено, кто осуществляет и оплачивает грузовые работы, кто обеспечивает и оплачивает роботу грузоподъемных механизмов (береговых кранов).
Эти пункты уточняются при заключении соглашений о купле-продаже товара и обязательно вносятся в контракты в виде специального раздела или в форме общих транспортных условий, применяемых для данного груза и согласованных между продавцом и покупателем на определенное время.
При продаже массовых товаров (лес, уголь, руда, зерно, сахар, нефтепродукты) в условия торговой сделки часто включается ссылка на проформу чартера, по которой должно быть осуществлено фрахтование тоннажа, иногда прилагается заполненный образец чартера.
Транспортные условия отражаются на стоимости товара. Так, норма грузовых работ имеет непосредственное влияние на размер фрахта: чем выше норма, тем ниже фрахт. На размере фрахта отражаются также другие условия договора перевозки, в том числе стоимость грузовых работ, агентское обслуживание судна и порядок исчисления сталийного- времени (сталийное время - время, обусловленное в чартере для загрузки и разгрузки судна).
При продаже товара на условиях CIF фрахтовщиком морского тоннажа является продавец. Он заинтересован в снижении фрахта и в обеспечении наиболее благоприятных для него транспортных условий в порту погрузки. Итак, во избежание демереджа при простое судна и для получения назад части фрахта в форме вознаграждения (диспач) за досрочную погрузку, он будет стремиться оговорить при фрахтовании не очень большие нормы погрузки и обеспечить по чартеру максимально высокие нормы разгрузки, так как это может снизить фрахтовую ставку, в чем продавец заинтересован, так как фрахт входит в продажную цену товара.
При продаже товара на условиях FOB фрахтовщиком является покупатель. Он будет стремиться к тому, чтобы транспортные условия запродажного контракта были как можно менее льготными для судна в порту погрузки, так как это снизит фрахтовую ставку, а погрузку оплачивает поставщик. Поэтому покупатель при фрахтовании постарается выговорить себе наиболее удобные условия относительно порта разгрузки.
Согласованные между поставщиком и получателем товара транспортные условия договора купли-продажи не обязательны для перевозчика. Но эти условия отражаются в договоре морской перевозки, так как фрахтовщик будет стремиться к тому, чтобы условия договора перевозки соответствовали транспортным условиям, обусловленным в торговом соглашении. Из этого следует, что перевозчик в свою очередь может нажать на фрахтовщика, отбрасывая неблагоприятные для перевозчика условия или же соглашаясь на них только при соответствующем повышении фрахтовой ставки, которая компенсирует в какой-то степени неблагоприятные для судна условия договора перевозки.
Таким образом, в контракты, заключаемые на продажу товаров, вносится ряд транспортных условий, которые должны быть соблюдены отправителем и получателем при их отношениях с морским перевозчиком.
Обязательными транспортными условиями, которые включаются в торговые контракты, являются следующие.
1. При соглашениях CIF, когда морскую перевозку обеспечивает продавец, он обычно включает в продажные контракты следующие основные транспортные условия:
- время отгрузки товара;
- скорость (нормы) его разгрузки в пункте назначения;
- кто обеспечивает разгрузку (судно или получатель) и в каком объеме, т.е. где груз принимается получателем от судна - в трюме, при переходе поручней, у борта судна - и, соответственно, порядок распределения расходов по разгрузке между судном и получателем;
- размер платы за простой судна под разгрузкой и премии за досрочную разгрузку, а также порядок расчета сталийного времени;
- другие транспортные условия, например агентирования судна в порту назначения (агент судна или агент получателя).
2. При соглашениях FOB или FAS, когда тоннаж фрахтует покупатель, в контракты входят следующие основные условия:
- время, когда покупатель должен обеспечить подачу судна для приема подготовленного к отправлению груза;
- скорость (норма) погрузки товара на судно;
- условия погрузки, т.е. обязанность продавца по сдаче груза судну - у борта, на причале, в трюме судна - и, соответственно, распределение расходов между отправителем и получателем;
- порядок исчисления сталийного времени, размер диспача и демереджа;
- другие транспортные условия, например обязанность отправителя выдать капитану по его требованию аванс в счет фрахта, агентирование судна в порту погрузки (агент судна или агент отправителя).
Эти условия затем отображаются в договоре перевозки. Так, при соглашении CIF продавец может договариваться с судовладельцем о размере фрахта, нормах и условиях погрузки, но не имеет права допускать никаких отступлений от предусмотренных контрактом купли-продажи норм и условий разгрузки. В свою очередь покупатель при соглашении FOB может договариваться о любой ставке фрахта и любой норме разгрузки, но не вправе изменять (без согласия продавца) условия, которые касаются порта погрузки.
Договор морской перевозки предусматривает перемещение груза перевозчиком (фрахтовщиком) по договоренности с владельцем груза (фрахтователем). При этом стороны берут на себя следующие обязательства:
- перевозчик обязуется за обусловленную плату (фрахт) принять от фрахтователя на борт судна груз, доставить его в сохранности в согласованное сторонами место назначения и там сдать фрахтователю или по его указанию другому лицу (грузополучателю);
- фрахтователь обязан в пункте отправления своевременно предоставить обусловленный груз для погрузки его на судно, а также принять этот груз от судна в пункте назначения и уплатить оговоренную плату (фрахт) за перевозку.
В договоре морской перевозки подробно указываются права и обязанности сторон, уточняются разные условия, связанные с погрузкой и разгрузкой груза: вид и количество груза, время и место погрузки, скорость (норма) погрузки и разгрузки, порт разгрузки, размеры и сроки оплаты фрахта и др.
Договор морской перевозки в большинстве случаев заключается агентом, брокером, судовым маклером от лица и по поручению перевозчика и владельца груза и всегда в письменном виде, так как согласно Кодексу торгового мореплавания и другим законам, при возникновении споров между сторонами, наличие и содержание соглашения могут быть доказаны только письменными доказательствами.
Договор морской перевозки может иметь разные формы. Наиболее распространена среди них чартер-партия (чартер). К другим формам договора относятся: букинг-нот, берс-нот, фиксчур-нот. В этих документах короче, чем в чартере, обозначены основные условия перевозки. Обычно это: наименование судна, вид и количество груза, порт погрузки и разгрузки, размер и порядок уплаты фрахта, условия погрузки и разгрузки и т.п. Но, несмотря на свою сжатость, перечисленные документы являются договорами морской перевозки, которые налагают определенные обязательства на заключившие их стороны.
Букинг-Нот (booking note - закрепление груза). Применяется преимущественно при заключении договоров относительно отдельных партий груза для очередного рейса регулярной грузовой линии, осуществляющей перевозки по расписанию. Такие линии из-за особенностей их деятельности (заранее определенных расписанием портов и сроков) заранее регистрируют грузы в разных пунктах следования по очередному рейсу или нескольким рейсам.
Берс-нот (berth note). Практикуется при перевозке частичного груза главным образом на трамповых судах (трамповое судно - грузовое судно, занятое перевозками в зависимости от наличия грузов без заранее фиксированных расписаний; такое судно не закреплено за постоянными портами, не работает на конкретных линиях, не ограничивается конкретными видами грузов) или судах грузовых линий, совершающих рейсы регулярно, но без срочного расписания. Линейные судоходные компании применяют эту форму в тех случаях, когда для заполнения неиспользованного под генеральные грузы тоннажа, судно догружается каким-нибудь массовым грузом (зерно, сахар, лес и др.) не на обычных “линейных условиях перевозки” данной компании, а как бы на трамповых условиях.
Договор берс-нот составляется в форме письма, адресованного агентом перевозчика фрахтователю. На одном или нескольких экземплярах этого письма совершается подтверждающая надпись фрахтователя.
Фиксчур-нот (fixture note, fixing letter - записка, письмо о фрахтовании). Носит только предварительный характер. Цель его - зафиксировать факт фрахтования и его основные условия (наименование судна, количество и род груза, время и порт назначения, размер фрахта). Со временем заменяется чартером, после подписания которого теряет силу в качестве доказательства наличия и содержания договора перевозки.
Чартер (это рейс вне расписания, выполняемый по заказу). В зависимости от сформированной специфики перевозки для разных видов груза и отдельных направлений применяется ряд форм или проформ стандартных чартеров (чартер партии), разрабатываемых обычно объединениями судовладельцев и фрахтовщиков, отдельными большими фирмами или концернами, объединениями фрахтователей - отправителей или получателей грузов. В некоторых случаях применяются стандартные формы чартеров, но с добавлениями и изменениями, специфическими для отдельного отправителя или получателя груза. Поэтому, еще до подачи судна под погрузку и, во всяком случае, до приема груза на борт очень важно выучить чартер и не только определить типичную проформу с ее специфическими особенностями, но и проанализировать конкретные условия данного договора перевозки. Особое внимание следует обратить на приписки, вставки, зачеркивания, дополнения, внесенные в стандартную проформу чартера, так как эти отступления от обычного печатного текста нередко содержат очень важные условия.
Коносамент. Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ) перевозчик выдает отправителю по его требованию коносамент, являющийся доказательством того, что перевозчик принял указанный в нем груз. Содержание коносамента определяет правоотношение между перевозчиком груза и его получателем. Условия договора перевозки (чартера), не изложенные в коносаменте, являются обязательными для получателя только в том случае, если на них сделаны ссылки в коносаменте.
Коносамент также определяет, кому должен быть выдан груз в порту назначения, т.е. является товарораспорядительным документом.
Статья 138 КТМ предусматривает, что коносамент может быть составлен:
а) на имя определенного получателя (именной коносамент);
б) по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент);
в) на предъявителя.
По именному коносаменту груз выдается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно только на основании передаточной надписи (индоссамента).
По ордерному коносаменту груз выдается отправителю или получателю или по их передаточной надписи в зависимости от того, по чьему приказу он составлен. Если в ордерном коносаменте это не указано, то считается, что он составлен по приказу отправителя.
Права на распоряжение грузом по коносаменту могут передаваться по именным или бланковым надписям отправителя (если коносамент составлен по его приказу) или получателя (если он составлен по приказу получателя). Лицо, в чью пользу сделана передаточная надпись отправителя или получателя, может в свою очередь сделать такую же передаточную надпись в пользу другого лица, другое лицо - в пользу третьего лица и т.д. Труз выдается лицу, указанному в последней из беспрерывного ряда передаточных надписей. Если надпись была бланковая, т.е. без обозначения лица, в чью пользу сделана передаточную надпись, то груз выдается предъявителю коносамента с последней бланковой надписью. Таким образом, ордерный коносамент может быть преобразован в коносамент на предъявителя. Для этого нужно только сделать на нем бланковую передаточную надпись, т.е. лицо, по приказу которого составлен коносамент, должно сделать передаточную надпись без указания лица (фирмы), по приказу которого груз подлежит выдаче. Такую бланковую надпись может сделать как отправитель, так и получатель (если коносамент выписан по приказу получателя), а также каждое из лиц, к которому по передаточной надписи переходит право на владение грузом по коносаменту.
Ордерный коносамент может быть преобразован в именной, если надпись будет сделана не “поприказу такого-то, а просто “такому-то” без добавления слов “по приказу”.
В практике международной торговли преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные коносаменты выписываются преимущественно на ценные грузы.
Если коносамент составлен на предъявителя, то передаточные надписи делать не обязательно, так как коносамент передается с помощью простого вручения, а груз выдаётся предъявителю коносамента.
Товарораспорядительная функция коносамента играет очень важную роль. Пока судно находится в пути, коносамент может сменить нескольких владельцев. В международной торговле коносамент как бы персонифицирует груз до прибытия его к месту назначения и выдачи получателю. Лицо, которое покупает отгруженный морем товар, его не видит, а судит о нем только по записям, сделанным в коносаменте. Происходит купля-продажа не груза в натуре, а погрузочных документов.
Обычно в международной торговле при продаже на условиях CIF продавец передает покупателю три документа: коносамент, страховой полис или сертификат и счет-фактуру.
Наиболее важным является коносамент как товарораспорядительный документ. Поэтому КТМ и законы других стран уделяют большое внимание тем обязательным условиям, которым должен соответствовать коносамент.
Согласно КТМ коносамент под угрозой недействительности должен обязательно содержать следующие сведения:
- название судна;
- наименование перевозчика;
- место погрузки;
- наименование отправителя;
- место назначения;
- наименование получателя (или указание, что коносамент выдан по приказу или на предъявителя);
- наименование груза с указанием марок;
- число мест или количество (вес или объем) груза;
- сумму фрахта и других платежей, которые подлежат уплате, или указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям чартера, или пометку об оплате фрахта;
- время и место выдачи коносамента;
- число экземпляров;
- подпись перевозчика или капитана.
Перевозчик имеет право сделать предостережение о том, что ему неизвестно качество и количество (вес или объем) груза, перевезенного насыпью или навалом, если они не были перевозчиком проверены. Такое же предостережение может быть сделано перевозчиком и относительно других грузов, когда у него есть достаточные основания допускать, что наименование груза, его марка, число мест и количество указаны отправителем не точно, а перевозчик не мог проверить эти данные.
Таможенный контроль и таможенное оформление
судов и товаров, перемещаемых на судах
Документы,
используемые при осуществлении
таможенного контроля
морского транспорта
В соответствии со статьями 40, 45 Таможенного кодекса Украины, с целью установления законности перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, в таможенные органы обязательно предоставляются документы и сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля.
Перечень судовых документов, которые предъявляются при оформлении прихода (отхода) судна, регламентирован и одинаков во всех портах.
Таможенные власти осуществляют контроль перевозки судном грузов, ручной клади и багажа пассажиров и членов экипажа судна.
Для таможенного оформления администрация судна предоставляет следующие документы:
1. Генеральная декларация - документ, содержащий общие сведения о судне и рейсе. Этот документ представляется только на приход судна из-за границы. На этом документе, по требованию таможни, капитан делает пометку следующего содержания: “Оружия и наркотиков на борту нет. Техническое снабжение закупалось по ... счетам”. Если оружие на борту есть, она опечатывается на время стоянки судна в порту. Медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, также опечатываются. Не опечатываются только препараты, которые входят в аптечку неотложной медпомощи. Факт опечатывания оформляется актом произвольной формы в 2 экземплярах, в котором указываются: помещение (сейф), в котором опечатано оружие или наркотики, номер пломбы или номерной печати, фамилия инспектора, наименование, количество и номера опечатанных предметов. На генеральной декларации инспектор таможни делает пометки о месте оформления судна (номер причала или рейда), времени начала и окончания осмотра, номерах опечатанных помещений и номерах пломб, других сведениях, необходимых для таможенного контроля, своей фамилии и оттиске личной номерной печати.
2. Грузовая декларация. В ней указываются все грузы, находящиеся на судне на момент пересечения границы. Документ составляется отдельно на приход и отход судна. К этой декларации прилагается оформленная в таможне грузовая таможенная декларация (представляется судовым агентом или владельцем груза), грузовой манифест и коносамент. При наличии всех этих документов груз размещается на территории порта до полного таможенного оформления. При отходе судна в украинский порт на копии декларации делаются все необходимые пометки для таможни порта, в который направляется судно. Эта копия вручается помощнику капитана, оформляющему отход судна.
3. Судовая роль (crew list) - список членов экипажа с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, гражданства, номера документа, удостоверяющего личность данного члена экипажа. На судовой роли инспектор таможни делает пометку о получении администрацией судна оформленных в таможенном отношении индивидуальных деклараций экипажа.
4. Общая таможенная декларация (Crew's customs declaration) - документ, в котором указывается наличие у членов экипажа определенных товаров (указанное в декларации количество товаров не должно превышать установленных таможенных норм). Эта форма декларации предоставляется только капитанами иностранных судов. Во время оформления инспектор таможни внимательно знакомиться с указанными в декларации предметами, по возможности проверяет их наличие и делает соответствующую отметку на декларации.
5. Валютная декларация (моnеу list) - документ, в котором указывается наличие у членов экипажа валюты и ценностей. Эта форма декларации предоставляется только капитанами иностранных судов. Допускается указание этих сведений в общей таможенной декларации.
6. Индивидуальные таможенные декларации членов экипажа представляются членами экипажа, являющимися гражданами Украины, вместо документов, указанных в пункте 4.
7. Список судовых запасов (store list) - перечень табачных и спиртных изделий, некоторых продовольственных и промышленных товаров, а также судового снабжения, топлива и смазочных материалов, имеющихся на судне на момент прибытия в порт. Для судов с украинским экипажем наличие на судне товаров отображается в отдельных списках по каждой торговой точке и амбарам.
8. Список пассажиров (passenger list) - список пассажиров, которые находятся на борту судна.
9. Грузовой манифест (cargo manifest) - перечень грузов по коносаментным партиям с указанием наименования и количества груза, отправителя и получателя. К манифесту прилагаются для сверки все коносаменты.
10. Справка по судовой кассе - указывается наличие в судовой кассе украинской и иностранной валют. При наличии на украинском судне иностранной валюты на ней делается пометка о необходимости сдачи указанной валюты в кассу пароходства.
11. Справка капитана о наличии на борту судна наркотических средств и боеприпасов.
Таможенный контроль и таможенное оформление судна начинается после получения заявки на осуществление таможенного контроля судна, которую должностное лицо таможенного органа регистрирует и сообщает о ее получении старшему смены, отвечающему за организацию работы таможенного наряда в составе комиссии.
Старший смены проверяет наличие оперативной информации, ориентировок на это судно, последний порт захода и груз, который оно перевозит; назначает старшего таможенного наряда для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления судна и определяет состав этого наряда; ставит перед старшим наряда задачи по таможенному контролю и таможенному оформлению судна, доводит до его сведения необходимые ориентировки.
Старший наряда проверяет готовность наряда к осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления судна, наличие необходимого таможенного обеспечения и технических средств контроля, применяемых при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления судна; доводит наряду имеющиеся ориентировки и ставит общую задачу по осмотру, исходя из полученной оперативной информации.
Старший наряда по прибытии на судно:
- устанавливает радиосвязь с таможенным органом;
- устанавливает порядок взаимодействия с представителями других контролирующих органов;
- назначает должностное лицо (должностных лиц) таможенного органа, ответственного за оформление документов;
- согласовывает с капитаном судна или другим лицом командного состава судна кандидатуры, членов экипажа, которые будут сопровождать должностных лиц таможенного наряда при проведении таможенного осмотра судна;
- распределяет между должностными лицами таможенного наряда объекты осмотра и выделенных для сопровождения членов экипажа.
Для осуществления таможенного контроля капитан судна или другое лицо, входящее в командный состав судна и надлежащим образом уполномоченное на это капитаном, подает следующие документы:
- генеральную декларацию;
- обязательство (об обратном вывозе за пределы таможенной территории Украины судна, которое ходит под иностранным флагом);
- декларацию о грузе;
- погрузочные документы, в том числе коносаменты (речные накладные), в которых указываются наименование, маркировка, количество и/или мера (масса, объем) груза или количество мест, которые он занимает, а в случае необходимости - сведения о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
- список членов судового экипажа (судовую роль);
- список пассажиров;
- справку капитана судна о наличии на борту судна наркотических (психотропных) средств, оружия и боеприпасов;
- декларацию о личных вещах членов судового экипажа;
- справку о наличии в судовой кассе валюты;
- декларацию о судовых запасах;
- обязательство капитана судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины, о том, что закупленные за границей судовые запасы, в частности запасы потребления, не будут вынесены с судна;
- второй экземпляр оформленного при убытии за пределы Украины Обязательства (об обратном ввозе на таможенную территорию Украины судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины);
- документы, предусмотренные Таможенным кодексом Украины, другими законодательными актами по вопросам таможенного дела и международными договорами Украины (в случае необходимости).
Представленные документы должны быть удостоверены подписью капитана судна или другого лица, входящего "в командный состав судна и надлежащим образом уполномоченного на это капитаном, и скреплены оттиском судовой печати. В случае перевозки товаров в контейнерах допускается представление коносамента, удостоверенного подписью руководителя или другого надлежащим образом уполномоченного работника агентской организации (морского агента) и скрепленного печатью этой агентской организации (морского агента).
В случае закупки украинским судном за границей товаров материально - технического снабжения администрация судна подает для проверки дополнительные документы (счета-фактуры, акты об оприходовании, акты о списании и т.п.).
Должностное лицо таможенного органа, ответственное за оформление документов, проверяет их комплектность, проводит сверка сведений взаимосвязанных документов (например, сведений декларации о грузе и сведений манифеста или коносамента и т.п.), о чем делает соответствующие отметки в проверенных документах.
Товары, не подлежащие пропуску через таможенную границу Украины, передаются на хранение администрации судна путем размещения их в судовых помещениях или в других специально оборудованных для этого местах, на которые накладываются таможенные обеспечения. При этом капитаном судна или другим лицом, входящим в командный состав судна и надлежащим образом уполномоченным на это капитаном, в произвольной форме в двух экземплярах составляется акт приемки - передачи товаров на хранение под таможенным контролем в опломбированных помещениях (специально оборудованных местах).
Должностное лицо таможенного органа ознакомляет капитана судна (уполномоченное лицо) с содержанием статей 331, 332, 336, 337, 338 Таможенного кодекса Украины. Капитан судна (уполномоченное лицо) на лицевой стороне обеих экземпляров акта приемки - передачи товаров на хранение под таможенным контролем в опломбированных помещениях (специально оборудованных местах) совершает запись такого содержания: “Я, фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан, ознакомлен с содержанием статей 331, 332, 336, 337, 338 Таможенного кодекса Украины и предупрежден об ответственности за нарушение таможенных правил”, ставит на каждом из этих листов дату, личную подпись и оттиск судовой печати.
Акт приемки - передачи товаров на хранение под таможенным контролем в опломбированных помещениях (специально оборудованных местах) заверяется оттиском штампа “Под таможенным контролем” должностного лица таможенного органа и является подтверждением принятия администрацией судна на хранение под таможенным контролем товаров в опломбированных помещениях (специально оборудованных местах).
Один экземпляр акта хранится в судовом деле, второй - в делах судна. Сведения о наложенных таможенных обеспечениях указываются должностным лицом таможенного органа в генеральной декларации.
При отсутствии замечаний должностное лицо таможенного органа заверяет представленные документы оттиском личной номерной печати, за исключением коносамента (речной накладной), манифеста, обязательства капитана судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины, о том, что закупленные за границей судовые запасы, в частности запасы потребления, не будут вынесены из судна, и Обязательства (об обратном вывозе за пределы таможенной территории Украины судна, которое ходит под иностранным флагом). На этих документах должностным лицом таможенного органа проставляется оттиск штампа “Под таможенным контролем”.
Если к таможенному оформлению подается больше одного экземпляра документа, то на экземпляре, который остается в делах таможенного органа, делается запись о количестве оформленных экземпляров этого документа.
По окончании таможенного контроля и таможенного оформления судна в делах таможенного органа остаются:
- генеральная декларация;
- один экземпляр обязательства капитана судна об обратном вывозе за пределы таможенной территории Украины судна, которое ходит под иностранным флагом (для учета и контроля), или второй экземпляр оформленного при убытии за пределы Украины обязательства капитана судна об обратном ввозе на таможенную территорию Украины судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины (для снятия обязательства с контроля);
- декларация о грузе;
- погрузочные документы;
- список членов экипажа судна (судовая роль);
- список пассажиров;
- декларация о личных вещах членов экипажа судна;
- декларация о судовых запасах;
- справка капитана судна о наличии на борту судна наркотических (психотропных) средств, оружия и боеприпасов;
- справка о наличии в судовой кассе валюты;
- обязательство капитана судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины, о том, что закупленные за границей судовые запасы, в частности запасы потребления, не будут вынесены с судна;
- акт приемки - передачи товаров на хранение под таможенным контролем в опломбированных помещениях (специально оборудованных местах) (в случае его составления);
- другие документы, которые подавались для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.
В делах судна остаются с отметками таможенного органа:
- декларация о грузе,
- декларация о личных вещах членов экипажа судна,
- декларация о судовых запасах,
- обязательство (об обратном вывозе за пределы таможенной территории Украины судна, которое ходит под иностранным флагом),
- акт приемки - передачи товаров на хранение под таможенным контролем в опломбированных помещениях (специально оборудованных местах) (в случае его составления).
Аналогичный порядок таможенного контроля и таможенного оформления судна установлен во время убытия за пределы таможенной территории Украины.
Для осуществления таможенного контроля капитан судна или другое лицо, входящее в командный состав судна и надлежащим образом уполномоченное на это капитаном, подает следующие документы:
- генеральную декларацию;
- обязательство (об обратном ввозе на таможенную территорию Украины судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины);
- декларацию о грузе;
- погрузочные документы, в том числе коносаменты (речные накладные), в которых указываются наименование, маркировка, количество и/или мера (масса, объем) груза или количество мест, которые он занимает, а в случае необходимости - сведения о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
- список членов экипажа судна (судовую роль);
- список пассажиров;
- декларацию о личных вещах членов экипажа судна
- декларацию о судовых запасах;
- справку капитана судна о наличии на борту судна наркотических (психотропных) средств, оружия и боеприпасов;
- справку о наличии в судовой кассе валюты;
- второй экземпляр оформленного по прибытию в Украину обязательства (об обратном вывозе за пределы таможенной территории Украины судна, которое ходит под иностранным флагом);
- документы, предусмотренные Таможенным кодексом Украины, другими законодательными актами по вопросам таможенного дела и международными договорами Украины (в случае необходимости).
Представленные документы должны быть удостоверены подписью капитана судна или другого лица, входящего в командный состав судна и надлежащим образом уполномоченного на это капитаном, и скреплены оттиском судовой печати. В случае перевозки товаров в контейнерах допускается представление коносамента, удостоверенного подписью "руководителя или другого надлежащим образом уполномоченного работника агентской организации (морского агента) и скрепленного печатью этой агентской организации (морского агента).
Должностное лицо таможенного органа, ответственное за оформление документов, осуществляет проверку их комплектности, сверку сведений взаимосвязанных документов (например, сведений декларации о грузе и сведений манифеста и/или коносамента /речной накладной/ и т.п.), о чем делает соответствующие отметки в проверенных документах и проставляет оттиск штампа “Под таможенным контролем” на коносаменте (речной накладной), манифесте и Обязательстве (об обратном ввозе на таможенную тер-Риторию Украины судна, которое ходит под осударственным Флагом Украины), а старший таможенного наряда объявляет лицу, подавшему документы, о начале таможенного осмотра судна.
При проведении таможенного осмотра судна должностное лицо таможенного органа проверяет, в том числе наличие и целостность таможенного обеспечения, наложенного на судовых помещениях или в других, специально оборудованных для этого местах, использование валюты из судовой кассы судна, которое ходит под иностранным флагом, соответствие сведений, заявленных в декларации о судовых запасах, фактическому их наличию на борту судна и т.п..
При отсутствии замечаний должностное лицо таможенного органа проставляет оттиск личной номерной печати на представленных документах, кроме Обязательства (об обратном ввозе на таможенную территорию Украины судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины).
По окончании таможенного оформления судна в делах таможенного органа остаются:
- генеральная декларация;
- один экземпляр обязательства капитана судна об обратном ввозе на таможенную территорию Украины судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины (для учета и контроля), или второй экземпляр оформленного по прибытию в Украину обязательство капитана судна об обратном вывозе за пределы таможенной территории Украины судна, которое ходит под иностранным флагом (для снятия обязательства с контроля);
- декларация о грузе;
- погрузочные документы;
- список членов экипажа судна (судовая роль);
- список пассажиров;
- декларация о личных вещах членов экипажа судна;
- декларация о судовых запасах;
- справка капитана судна о наличии на борту судна наркотических (психотропных) средств, оружия и боеприпасов;
- справка о наличии в судовой кассе валюты;
- другие документы, которые подавались для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления судна.
В делах судна остаются с отметками таможенного органа:
- декларация о грузе,
- погрузочные документы,
- декларация о личных вещах членов экипажа судна,
- декларация о судовых запасах,
- Обязательство (об обратном ввозе на таможенную территорию Украины судна, которое ходит под Государственным Флагом Украины).
Разгрузка товаров с судов, прибывших из-за границы, проводится на основании иогрузочных документов с разрешения таможенного органа и под его контролем. На погрузочных документах должностные лица таможенных органов имеют право делать надписи с предостережениями, которые запрещают или регулируют процесс разгрузки и являются обязательными для выполнения всеми лицами, принимающими участие в процессе разгрузки.
Разгрузка товаров осуществляется в зоны таможенного контроля (склады, терминалы, открытые площадки, причалы и т.п.), расположенные на территории морского (речного) порта в пределах пункта пропуска через государственную границу Украины, или на транспортные средства, которые находятся в этих зонах.
Для осуществления контроля за разгрузкой судна администрацией порта или другими уполномоченными лицами подаются таможенному органу документы (наряды, тальманские расписки и т.п.), отображающие намерения и/или результаты разгрузки товаров в зону таможенного контроля или на транспортные средства. По одном экземпляру каждого из оформленных документов остается в таможенном органе.
При расхождении имеющегося количества товаров с данными, указанными в погрузочных документах, или при выявлении в процессе разгрузки судна поврежденных (подмоченных, со следами распаковывания) грузовых мест составляются акт-сообщение и акт о несоответствий товаров сведениям, указанным в необходимых для осуществления таможенного контроля документах, о повреждении товаров или их упаковки или, маркировки, форма которого утверждена приказом Гостаможслужбы от 18.11.2002 № 630 “Об утверждении формы акта о несоответствии товаров сведениям, указанным в необходимых для осуществления таможенного контроля документах, о повреждении товаров или их упаковки или маркировки”.
После разгрузки судна в генеральном акте указываются количество мест и вес (масса) сданных судном и принятых портом товаров, а также информация о номерах и общем количестве составленных при разгрузке судна актов-сообщений. Генеральный акт подписывается представителями администрации порта, таможенного органа и судна. Один экземпляр генерального акта остается в таможенном органе.
По окончании разгрузки судна погрузочные документы вместе с другими документами относительно разгрузки товаров с судна приобщаются к судовому делу.
Регистрация товаров, которые поступают на таможенную территорию Украины на судах, и товаров, которые вывозятся за пределы зоны таможенного контроля и порта, осуществляется таможенным органом в журнале учета товаров, которые поступают на таможенную территорию Украины на судах заграничного плавания и вывозятся за пределы зоны таможенного контроля и порта.
Вывоз товаров за пределы зоны таможенного контроля и порта разрешается в случае:
- таможенного оформления в соответствующий таможенный режим;
- направления под таможенным контролем в таможенный орган назначения;
- необходимости размещения на таможенных лицензионных складах при условии расположения этих складов в зоне деятельности таможенного органа, в котором расположен пункт пропуска, и наличия в ЕАИС Гостаможслужбы Украины предварительного уведомления (предварительной декларации), соответствующим образом оформленного структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого расположен таможенный лицензионный склад;
- необходимости размещения на складах временного хранения для хранения под таможенным контролем при условии представления заявления предприятия с положительной резолюцией руководства таможенного органа и наличия в ЕАИС Гостаможслужбы Украины предварительного уведомления (предварительной декларации), соответствующим образом оформленного структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого расположен склад временного хранения.
В других случаях вывоз товаров за пределы зоны таможенного контроля и порта разрешается по отдельному письменному разрешению руководства таможенного органа.
Не допускается пребывание в зонах таможенного контроля товаров, таможенное оформление которых завершено, кроме случаев, когда такое пребывание является следствием функциональной и/или технологической деятельности порта, или в других случаях, предусмотренных законодательством.
В делах таможенного органа остаются докумены, которые были основанием для пропуска товаров через таможенную границу Украины.
Во время вывоза за границу, при поступлении на территорию порта товаров, перемещаемых под таможенным контролем, таможенным органом назначения проводится подтверждение их поступления на основании оформленных таможенным органом отправления документов контроля доставки.
До начала погрузки товаров на судно владелец груза или уполномоченное им лицо подает таможенному органу поручения на погрузку. Основанием для оформления поручения на погрузку является грузовая таможенная декларация или другой документ, который согласно законодательству Украины является основанием для перемещения товаров через таможенную границу Украины. В случае поступления товаров, оформленных другими таможенными органами и находящихся под таможенным контролем, подаются также товаросопроводительные документы.
В случае необходимости по требованию таможенного органа владелец груза или уполномоченное им лицо подает список товаров (список поручений на погрузку), которые планируются для погрузки на заявленное судно.
После проверки соответствия сведений, указанных в поручениях на погрузку, данным вышеуказанных документов и при отсутствии замечаний должностное лицо таможенного органа на поручении на погрузку проставляет оттиск личной номерной печати. Оформленное таким образом поручение является основанием для погрузки указанных в нем товаров на судно.
В исключительных случаях с целью предотвращения простоя транспортных средств и для уменьшения расходов на разгрузочно-погрузочные операции, по письменному разрешению руководства таможенного органа разрешается оформление поручения на погрузку на основании товаросопроводительных документов при условии предоставления владельцем товаров или уполномоченным им лицом обязательства о представлении грузовой таможенной декларации или другого документа, который согласно законодательству Украины является основанием для перемещения товаров через таможенную границу Украины, до убытия судна и о возмещении убытков порту и судовладельцу в случае простоя судна из-за отсутствия грузовой таможенной декларации или другого документа, который согласно законодательству Украины является основанием для перемещения товаров через таможенную границу Украины.
Вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины осуществляется на основании оформленной грузовой таможенной декларации или другого документа, который согласно законодательству Украины является основанием для перемещения товаров через таможенную границу Украины.
Поручение на погрузку подается таможенному органу в необходимом количестве экземпляров, один из которых с приобщенными к нему четвертыми основными листами грузовых таможенных деклараций или другими документами, которые согласно законодательству Украины являются основанием для перемещения товаров через таможенную границу Украины (или их копиями), остается в делах таможенного органа для контроля за погрузкой судна.
На основании поручений на погрузку таможенный орган осуществляет учет товаров в журнале учета товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Украины на судах, который ведется в электронном виде.
По письменному заявлению владельца груза или уполномоченного им лица таможенным органом может быть разрешено аннулирование или внесение изменений в поручение на погрузку при условии обязательного возврата таможенному органу всех ранее оформленных его экземпляров.
Для таможенного контроля и таможенного оформления судов и товаров, перемещаемых ими, таможенные органы имеют право использовать дополнительные документы контроля, предусмотренные правилами работы портов.
После окончания погрузки судна владелец груза или уполномоченное им лицо подает таможенному органу коносаменты и манифесты для пропуска товаров через таможенную границу. После сверки их с поручениями на погрузку (списками грузов) и грузовыми таможенными декларациями или другими документами, которые согласно законодательству Украины являются основанием для перемещения товаров через таможенную границу Украины, должностное лицо таможенного органа проставляет на манифестах оттиск штампа “Под таможенным контролем” и личной номерной печати. Транспортная организация, осуществлявшая погрузку судна, предоставляет таможенному органу документ, который подтверждает количество и ассортименты загруженных товаров.
Администрация порта не разрешает капитану судна выходить из акватории порта без отметки таможенного органа на генеральной декларации.
Для временного отхода судна из порта в связи с действием непреодолимой силы, стихийным бедствием, а также с целью спасания людей получать разрешение таможенного органа не обязательно.
В делах таможенного органа остаются документы, которые были основанием для пропуска товаров через таможенную границу Украины.
“Таможенная консультация”, № 5(65), август 2008 г.
Издательство “Сард”
