Об обосновании обычных цен
Методрекомендации, связанные с определением таможенной стоимости*,- важен, с нашей точки зрения, не только для тех, кому он непосредственно адресован (в смысле - для таможенников), и даже не только для тех, кто ввозит товары в Украину, а для практически всех СПД, которым грозит необходимость обоснования обычности своих/контрагентских цен, то есть: для всех плательщиков НДС, а также для тех плательщиков налога на прибыль, которые работают либо нестандартно (бесплатно), либо стандартно, но с нестандартными (например - связанными с ними) партнерами (и еще в ряде случаев - например бартер etc).
Ибо всё, что мы (и не только мы) уже писали по поводу расчета обычных цен и - главное - их доказывания и соблюдения приличий при ценообразовании, необходимо дополнить нижеобосновываемой увязкой обычных цен и таможенной стоимости (из каковой увязки как раз и вытекает роль таможенных Методрекомендаций для всего, касающегося (необычности цен). Причем похоже, что увязкой необязательной для предприятий, но допустимой при их желании.
Аргументы (для предприятий, а не для проверяющих) весьма разнообразны.
Первый: в столь темном и решаемом на ощупь вопросе, как обычные цены, дорог любой сколько-нибудь разработанный аналог, и тем более аналог отечественный, утвержденный приказом весьма родственной налоговикам службы, каковой и является Гостаможня.
И ведь родство здесь («1а»), так сказать, сущностное: в обоих случаях речь идет о равновесных, то есть не заниженных и не завышенных ценах, что, собственно, и роднит «духовно» критерии таможенные с обычноценными.
Второе - к использованию таких аналогов чрезвычайно располагает (и уж как минимум не мешает ему) расплывчато-неконкретный и явно недоговаривающий многого текст обычноценного п. 1.20 из Закона О Прибыли (а на этот Закон в части обычных цен ссылается и п. 1.18 Закона об НДС). К примеру, в 1.20.1 - при определении как идентичных товаров (работ, услуг), так и однородных - встречается золотое «принимаются во внимание, в частности», а в 1.20.2 - еще более золотое «в частности, но не исключительно» (и это - в самой сердцевине обычноценовой методики!).
В-третьих, коль уж и таможенная стоимость (гл. 2 Методрекомендаций, ссылающаяся, в свою очередь, на абз. 3 ст. 260 Таможенного кодекса), и - при определенных условиях - обычная цена (п/п. 1.20.5-1 Закона О Прибыли) основываются на бухправилах, к которым они апеллируют, то такая общая методологическая основа не может не давать и обоюдоприемлемые результаты.
Автор аргумента № 4- собственно ГНАУ: именно она увязала таможенную стоимость с требуемым для признания обычноценности госрегулированием (п/п. 1.20.5 Закона О Прибыли) и согласилась - наряду с Госкомпредпринимательства - считать эту таможенную стоимость заодно и обычной ценой для налоговых, целей. Но раз такое действует для госрегулируемых случаев, почему те же принципы таможенного = государственного регулирования не могут применяться, когда такое регулирование не требуется? Не в обязательном порядке, но хотя бы если хочет само предприятие?
Наконец, пятый тезис в том же направлении - международность и Таможенного кодекса, и Методрекомендаций, ибо основаны они (см. п. 1.1 Методрекомендаций) на Соглашении по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, что весьма серьезно в свете подписания Украиной (в Люксембурге 14.06.94 г.) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, ратифицированного Законом от 10.11.94 г. № 237/94-ВР и действующего с марта 1998 года.
Вспомним в этой связи п. 18.1 Закона О Прибыли:
«18.1. Если международным договором, ратифицированным Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные настоящим Законом, применяются нормы международного договора».
Так что, чем выше будет иерархический уровень суда, в котором «европейски обычная» цена станет оспариваться налоговиками, тем больше шансов эту обычность таки отстоять - во избежание возникновения ситуации, когда Украина проиграла суд с предприятием не где-нибудь, а в Страсбурге.
Правда, ЕС интересуется прежде всего ВЭД-операциями, но для нас тут важны сами принципы обычноценности, а они могут иметь и «внутреннее» применение.
Ну а то, что вытекает из распространения на «обычную обычность» таможенных критериев, можно почерпнуть в тех самых Методрекомендациях. В частности - см. п. и п/п.: 3.3; 4.8.2; 4.8.4; 4.12; 4.13; 5.1; 5.2; 5.5; 6.1; 6.2; 6.5; 7.1; 7.3; 7.6-7.9; 8.4; 9.3 и др.
Перечитайте и убедитесь в том, что конкретизация условий и учет факторов там - достаточно грамотные и полезные.
_____________________
* Точнее - Методические рекомендации по применению отдельных положений Таможенного кодекса Украины, касающихся вопросов определения таможенной стоимости товаров, импортируемых на таможенную территорию Украины (утверждены приказом Государственной таможенной службы Украины от 31.01.2007 г. № 74).
Приказом ГТСУ от 01.06.2007 г. № 455 эти Методические рекомендации были дополнены главой 3 «Разъяснения к статье 265 Таможенного кодекса Украины», в связи с чем прежние главы 3-8 предписано считать главами 4-9 соответственно. А согласно приказу ГТСУ от 05.09.2007 г. № 734 в Методрекомендациях появилась еще глава 10 «Разъяснения относительно определения таможенной стоимости отдельных видов товаров».
“Бухгалтер” № 39, октябрь (III) 2007 г.
Подписной индекс 74201
