Медосмотр работников по новому порядку

23 июля 2007 года в Министерстве юстиции Украины прошел регистрацию приказ Минздрава от 21.05.2007 г. № 246, которым утвержден Порядок проведения медицинских осмотров работников определенных категорий (далее - Порядок). До сих пор данная сфера регулировалась Положением о порядке проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденным приказом Минздрава от 31.03.94 г. № 45 (далее - Положение). Теперь этот документ отменен.

Новый Порядок существенно отличается от Положения. Так, в нем гораздо подробнее расписана процедура медосмотра, появилось несколько новых приложений, а старые претерпели более или менее значительные изменения. В частности, появились совершенно новые формы документов, составляемых работодателем:

- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в 200__ году (приложение 2);

- медицинская справка о прохождении предварительного (периодического) медицинского осмотра работника (приложение 8);

- оперативная информация по результатам проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда (приложение 10).

Другие формы немного изменились по сравнению со своими предшественниками:

- акт определения категории работников, подлежащих предварительному (периодическим) медицинскому осмотру (приложение 1). Раньше аналогичный документ назывался актом определения контингента лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;

- направление на обязательный предварительный медицинский осмотр работника (приложение 3);

- карточка работника, подлежащего предварительному (периодическому) медицинскому осмотру (приложение 7). Прежнее название аналогичной формы - “Карточка лица, подлежащего медицин­скому осмотру”;

- заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра работников (приложение 9).

Еще две формы, имевшиеся в прежнем Положении,- распоряжение о проведении медицин­ского осмотра работников определенных категорий и контрольная карточка диспансерного наблюдения за лицами группы риска развития профпатологии и с профессиональными заболеваниями - не нашли отражения в Порядке.

Вторую группу приложений к Порядку составляют весьма обширные перечни, в соответствии с которыми работодателем должны приниматься решения о проведении медосмотров. Эти перечни, за одним исключением, в отмененном Положении отсутствовали:

- Перечень вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при работе с которыми обязателен предварительный (периодические) медицинский осмотр работников (приложение 4);

- Перечень работ, для выполнения которых обязателен предварительный (периодические) медицинский осмотр работников (приложение 5);

- Перечень общих медицинских противопоказаний к работе с вредными и опасными факторами производственной среды и трудового процесса (приложение 6).

Исключение, о котором мы упомянули, представляет собой второй из этих перечней (приложение 5). Совершенно новым назвать его нельзя, поскольку некоторый аналог данного приложения существовал и в составе отмененного Положения. Целый ряд позиций в новом и отмененном документах совпадают, хотя принцип построения прежнего Перечня был иным: не по видам работ, а по профессиям. Да и назывался он по-другому: Перечень профессий, работники которых подлежат медицинскому осмотру.

Опубликовать Порядок на страницах нашей газеты не представляется возможным по причине слишком большого объема как раз этих приложений к нему. Печатать же его без приложений, в общем-то, бессмысленно. Поэтому попробуем хотя бы рассказать о нем более-менее подробно.

В соответствии с п. 1.3 Порядка предварительный (при приеме на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры проводятся для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или работах, где имеется необходимость в профессиональном отборе, а также ежегодно для лиц в возрасте до 21 года.

Эта норма фактически воспроизводит требование ст. 169 КЗоТ. Следует иметь в виду, что те же требования содержатся и в ст. 17 Закона Украины “Об охране труда”. Правда, там эта обязанность работодателей расписана более подробно, чем в КЗоТе. Так, там уточнено, что обеспечивать финансирование и орга­низовывать проведение медосмотров работодатель обязан за свой счет.

Из тех же источников оплачивается проведение соответствующих оздоровительных мероприятий, если необходимость в них будет обнаружена по результатам периодических медицинских осмотров. Состав этих оздоровительных мероприятий уточнен в п. 2.5 Порядка: речь идет об “углубленном медицинском обследовании работников с подозрением на профессиональные заболевания и их медицинской реабилитации, диспансеризации работников групп риска развития профессиональных заболеваний”.

Работодателям приходится тратиться и на внеочередной медосмотр работников:

- по заявлению работника, если тот считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;

- по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности.

В любом случае за время прохождения медосмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Понятно, что в Порядке дублируются не только эти, но и многие другие нормы КЗоТа и Закона об охране труда, касающиеся медосмотров. Однако некоторые формулировки этих законодательных актов воспроизводятся Порядком не совсем точно. Так, в п. 3.9 указывается, что работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медосмотра, работодатель вправе привлечь к дисциплинарной ответ­ственности и отстранить от работы без сохранения заработной платы. Между тем Закон об охране труда гораздо более категоричен: в соответствии со ст. 17 этого Закона работодатель имеет право привлечь такого работника к дисциплинарной ответственности и обязан отстранить его от работы без сохранения зарплаты.

Перечень работ, для которых медосмотры обязательны, а также их периодичность установлены приложением 5 к Порядку:

- работа на высоте, верхолазные работы и работы, связанные с подъемом на высоту, а также по обслуживанию подъемных механизмов, в том числе кранов и лифтов,- 1 раз в 2 года. Заметим, что работами на высоте считаются все работы, выполняемые на высоте 1,5 м от поверхности грунта, покрытия или рабочего настила, над которыми осуществляются работы с монтажных приспособлений или непосредственно с элементов конструкции, оборудования, машин, механизмов при их установке, эксплуатации, монтаже;

- работы по оперативному обслуживанию и ремонту действующих электроустановок напряжением 127 В и выше переменного тока и 110 В постоянного тока, а также монтажные и наладочные работы, исследования и измерения в таких электроустановках - 1 раз в 2 года;

- работы в лесной охране, по валу, сплаву, транс­портировке и первичной обработке леса - 1 раз в 2 года;

- работы в нефтяной и газовой промышленности и при морском бурении - 1 раз в 2 года;

- все виды подземных работ - 1 раз в год;

- работа на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи - 1 раз в год;

- геологоразведочные, топографические, строительные и другие работы (в том числе вахтово-экспедиционным методом, при работах, связанных с бурением) - 1 раз в 2 года;

- работы, выполняемые согласно организованному набору в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,- подлежат только предварительному медицинскому осмотру;

- работы, связанные с обслуживанием емкостей под давлением,- 1 раз в 3 года;

- работа машинистов (кочегаров), операторов котельных, работников службы газнадзора - 1 раз в 2 года;

- работы, связанные с применением взрывчатых веществ, работы на взрыво- и пожароопасных производствах - 1 раз в год;

- работы в военизированной охране, аппарате инкассации, банковских структурах, других учреждениях и службах, сотрудникам которых разрешено носить и применять огнестрельное оружие,- 1 раз в год;

- работы на механическом оборудовании (токарных, фрезерных и других станках, штамповочных прессах и т. п.) - 1 раз в 2 года.

Заметим, что перечень опасных и вредных работ, приведенный в данном приложении, далеко не полон. Руководству предприятия желательно проштудировать также приложения 4 и 6 к Порядку, в которых содержится большое количество информации по данному вопросу.

Следует также помнить о трех специальных нормативных актах, которые действуют параллельно с Порядком и регулируют вопросы, касающиеся медосмотра отдельных категорий работников:

- Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденное совместным приказом Минздрава и МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345;

- Порядок проведения обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденный Постановлением КМУ от 27.09.2000 г. № 1465;

- Перечень профессий и видов деятельности, для которых обязателен первичный и периодический профилактический наркологический осмотр, утвержденный Постановлением КМУ от 06.11.97 г. № 1238.

Несколько слов о процедурных моментах. Согласно п. 2.2 Порядка заведения госсанэпидслужбы ежегодно, по заявке работодателя, с участием представителя первичной профсоюзной организации или уполномоченного работниками лица определяют категории работников, подлежащих предварительным (периодическим) медосмотрам и до 1 декабря составляют акт по установленной форме.

На основании этого акта работодатель в течение месяца составляет поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам. Списки необходимо оформить в четырех экземплярах в бумажной и электронной форме и согласовать в санэпидстанции. Один экземпляр списка остается на предприятии (у должностного лица, ответственного за организацию медосмотра), второй направляется в лечебно-профилактическое заведение, с которым у предприятия заключен договор на проведение медосмотра, третий - в заведение СЭС, а четвертый - в подразделение Фонда соцстраха от несчастных случаев. Напомним, что раньше такие списки составлялись в двух экземплярах - для предприятия и медучреждения.

При приеме на работу нового сотрудника или переводе работника на другую тяжелую, вредную или опасную работу работодатель обязан направить его на предварительный медосмотр. Несовершеннолетние (до 18 лет) принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра.

Предварительные (периодические) медосмотры проводит специальная комиссия, которую возглавляет заместитель главного врача или лицо, имеющее подготовку по профессиональной патологии. Не будем детально останавливаться на процедуре медосмотра, отметим лишь, что некоторым работникам необходимо предварительно пройти дополнительные осмотры (наркологический, психиатрический и т. п.) и представить комиссии соответствующие документы.

Санэпидслужба может изменять периодичность медосмотров исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемической ситуации, но в любом случае они должны проводиться не реже одного раза в два года.

Касаясь обязанностей работодателя, следует упомянуть, что нормы Порядка распространяются теперь не только на собственников предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и видов деятельности (как нормы отмененного Положения), но и на их филиалы и обособленные подразделения, а также на физлиц-предпринимателей, использующих наемный труд, и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно. Пунктом 3 Порядка работодателям, в частности, предписано:

- организовывать лабораторные исследования усло­вий труда с определением вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на конкретных рабочих местах работников с целью определения категорий работников, подлежащих предварительному (периодическому) медосмотру и представлять эти данные санэпидстанции;

- при заключении трудового договора информировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на его рабочем месте еще не устраненных опасных и вредных производственных факторов, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях;

- контролировать своевременность проведения медосмотров и назначать лиц, ответственных за орга­низацию медосмотра;

- обеспечивать своевременную и организованную явку работников на медосмотры и обследования;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленный срок медосмотр, и не допускать к работе тех, кому по медицинскому заключению такая работа противопоказана по состоянию здоровья;

- проводить указанные в заключительном акте оздоровительные мероприятия в полном объеме и устранять причины, приводящие к профессиональным заболеваниям (отравлениям).

В Порядке ничего не сказано об ответственности работодателей за нарушения, касающиеся проведения медосмотров. В Кодексе об административных правонарушениях тоже нет специальной статьи на эту тему. Но это вовсе не означает, что к требованиям об обязательном медосмотре работников можно относиться наплевательски. При выявлении такого нарушения на работодателя может быть наложен админштраф по следующим статьям КоАП:

- по ч. 2 ст. 41 “Нарушение требований законодательства о труде и об охране труда” - штраф от 2 до 5 (на работников) и от 5 до 10 (на должностных лиц предприятий и граждан-предпринимателей) необлагаемых минимумов;

- по ст. 42 “Нарушение санитарно-гигиениче­ских и санитарно-противоэпидемических правил и норм” - штраф от 1 до 12 (на граждан) и от 6 до 25 (на должностных лиц) необлагаемых минимумов;

- по ст. 129 “Допуск к управлению транспортными средствами или судами водителей или судоводителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством”: по ч. 1 - штраф от 4 до 8 необлага­емых минимумов и по ч. 2 - от 1 до 3 необлагаемых минимумов. Такие штрафы налагаются на руководителей или других должностных лиц предприятий, ответственных за допуск водителей к управлению транспортными средствами.

Не стоит забывать и о возможной уголовной ответственности по ст. 172 “Грубое нарушение законодательства о труде”, ст. 271 “Нарушение требований законодательства об охране труда”, ст. 272 “Нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью” и ст. 287 “Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств или другое нарушение их эксплуатации”. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до восьми лет, с лишением права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс” № 34/2007 (№ 242), от 04.09.2007 г.