Новая жизнь старых законов
25 марта, в пятницу, Верховная Рада приняла новый Закон “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые иные законодательные акты Украины”. Несмотря на название, не утруждая себя внесением изменений в старый Закон о Госбюжете-2005, который не критиковал только ленивый, законодатель просто принял новую редакцию этого Закона. Закон был принят подавляющим большинством голосов - 376 депутатов из 428 присутствовавших.
31 марта указанный Закон Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV “О внесении изменений в Закон украины “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодательные акты Украины” (далее - Закон о Госбюджете) был официально опубликован в “Урядовому кур'єрі” от 31.03.2005 г. № 58-59. В связи с атмосферой таинственности и неопределенности, царившей во время разработки и принятия этого закона до самого последнего момента не было возможности детально ознакомиться с окончательной редакцией принятого Закона. Поэтому к анализу его положений мы будем еще неоднократно возвращаться.
Первое впечатление о новой редакции бюджетного закона позитивным не назовешь. Ослабления налогового давления он не предусматривает. Можно понять правительство, обеспокоенное предстоящими парламентскими выборами, оно не может пойти на непопулярные меры. Правительству нужно одобрение избирателей, около половины которых пенсионеры. Поэтому в бюджете основной акцент сделан на решении социальных проблем. Кто будет оплачивать такие решения? Вопрос риторический. Конечно, бюджетные поступления можно увеличить за счет отмены несправедливых льгот олигархам, реприватизации и уменьшения объема теневых (то есть безналоговых) операций. Однако это ненадежные источники. Гораздо проще увеличить налоговые поступления от тех, кто и без того их платил.
Новый закон не ведет к прямому усилению налогового давления, но создает налоговые проблемы очень многим субъектам предпринимательства и не только производителям автомобилей, которые при миллиардных прибылях пользовались налоговыми льготами, но и, как ни странно, частным предпринимателям-плательщикам единого налога. В законе есть некоторые нормы, ослабляющие налоговое давление, но их до обидного мало.
К сожалению общий вывод такой - правительство не планирует в ближайшее время существенного снижения налоговой нагрузки, а принятые меры вряд ли будут способствовать детенизации экономики, особенно в сфере заработной платы.
Надо отметить, что принятая парламентом редакция Закона о Госбюджете тоже неокончательная. 26 марта Ю.Тимошенко на встрече с журналистами заявила, что через 2-3 месяца правительство планирует пересмотреть бюджет.
Ну а теперь все по порядку.
Новый Закон о Госбюджете структурирован значительно лучше прежних. Видна рука хорошего профессионала.
По сути дела, Закон состоит из четырех частей:
1. Описание доходной и расходной частей бюджета.
2. Временные (на 2005 год) изменения в налоговое законодательство и смежные с ним законодательные акты.
3. Изменения в налоговые и смежные с ними законы, которые будут действовать постоянно.
4. Приложения - различные таблицы, поясняющие доходные и расходные статьи.
Просто поразительно, как в такой короткий срок удалось подготовить такой объемный документ. Но спешка, как известно, нужна не всегда. Часть принятых без достаточного анализа норм наверняка пойдет не на пользу экономике Украины.
Анализ Закона о Госбюджете начнем с краткого анализа самого Бюджета.
1. Новый бюджет на 2005 год
Правительство декларирует социальную направленность бюджета небезосновательно. Новый бюджет больше прежнего как по доходам, так и по расходам, о чем свидетельствуют такие данные:
| Разделы |
Старый закон |
Новый закон |
| Доходы, тыс. грн. |
86516916,9 |
106135385,4 |
| Расходы, тыс. грн. |
95503259,2 |
7053336,0 |
| Дефицит, тыс. грн. |
8986342,3 |
7945494,4 |
Дефицит бюджета, как видим, сократился.
Социальная направленность бюджета состоит в следующем:
1. Величина прожиточного минимума, установленная старой редакцией в размере 453 грн. для трудоспособных лиц, не изменилась (ст.63 Закона о Госбюджете).
2. Размер минимальной заработной платы, согласно ст.81 Закона о Госбюджете, должен составить:
- до 1 апреля 262 грн.;
- с 1 апреля по 30 июня - 290 грн.;
- с Іиюля по 31 августа - 310 грн.;
- с 1 сентября - 332 грн.
3. Участникам Великой Отечественной Войны установлены следующие размеры ежегодной разовой помощи:
- инвалидам войны I группы - 400 гривен, инвалидам войны II группы - 330 гривен, инвалидам войны III группы - 270 гривен, участникам боевых действий - 250 гривен, лицам, которые имеют особенные заслуги перед Родиной, - 400 гривен, членам семей погибших и женам (мужам) умерших участников боевых действий и участников войны, признанных при жизни инвалидами, - 130 гривен, участникам войны - 50 гривен.
4. Размер помощи на детей, находящихся под опекой или попечительством, на 2005 год, исчисляется исходя из следующего значения прожиточного минимума:
- с 1 апреля 2005 года для детей возрастом до 6 лет - 362 гривни, для детей от 6 до 18 лет
- 460 гривень;
- с 1 октября 2005 года для детей возрастом до 6 лет - 376 гривень, для детей от 6 до 18 лет - 468 гривень;
Размер помощи на детей одиноким матерям исчисляется из следующего значения прожиточного минимума:
- с 1 апреля 2005 года для детей возрастом до 6 лет - 362 гривни, для детей от 6 до 18 лет
- 460 гривень;
- с 1 октября 2005 года для детей возрастом до 6 лет - 376 гривень, для детей от 6 до 18 лет - 468 гривень.
5. И о других социальных выплатах: Статьей 61 установлено, что за счет субвенции из Государственного бюджета Украины предоставляются льготы и жилищные субсидии населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа. Базой для расчета предоставляемых льгот является стоимость одной тонны твердого топлива на одно домовладение, а в случае ликвидации или консервации горного предприятия, согласно ст. 48 Закона Украины от 06.10.1999 г. № 1127-XIV “Горный закон Украины”, для ранее работавших на вышеуказанном предприятии:
- нетрудоустроенных работников;
- неработающих пенсионеров;
- инвалидов труда;
- лиц, инвалидность которых наступила в результате общего заболевания в случае, если они пользовались этим правом к моменту наступления инвалидности;
- семей работников, которые погибли (умерли) на предприятиях по добыче (переработке) угля, которые получают пенсии в связи с потерей кормильца.
Льгота предоставляется из расчета стоимости 3,1 тонны угля на бытовые потребности на одно домовладение.
Предельные показатели стоимости твердого топлива для расчета этой льготы определяются Кабинетом Министров Украины.
Лицам, имеющим право на льготы на приобретение топлива, в соответствии с действующим законодательством, местными органами исполнительной власти могут быть установлены увеличенные размеры этих льгот, которые могут выдаваться наличными деньгами в пределах общего объема субвенции из государственного бюджета.
Также за счет средств субвенции на компенсацию льготного проезда отдельных категорий граждан по решению местного совета может оказываться адресная денежная помощь гражданам, которые имеют право на льготный проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте (кроме категорий, компенсация льготного проезда которых осуществляется за счет других источников). Порядок предоставления адресной денежной помощи утверждается местной государственной администрацией, исходя из средней стоимости проезда на соответствующей территории, номинального количества поездок и количества граждан, которые имеют право на льготный проезд, в пределах утвержденных соответствующим советом бюджетных назначений на эти цели.
6. Пособие при рождении ребенка, которое выплачивалось из Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности, составит сумму, кратную 22,6 размера прожиточного минимума для детей возрастом до 6 лет, что в 2005 г. составит 376,00 х 22,6 = 8497,6грн.
2. Временные налоговые
и тому подобные нововведения
1. Уже вошло в правило, что предприятие, которое осуществляет экспорт товаров (работ, услуг) по бартеру, суммы уплаченного (начисленного) НДС не относит в налоговый кредит (НК), а включает в валовые расходы (ВР). Эта норма была в старой редакции Закона о Госбюджете, сохранена она и в новой (ст.9).
2. Статьей 9 Закона установлено, что освобождены от НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа, а операции по продаже ввезенного на таможенную территорию Украины природного газа облагаются НДС по нулевой ставке (кроме продажи газа населению, бюджетным организациям и др. потребителям, не являющимся плательщиками НДС). Сохранена также льгота по НДС для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет кредитных ресурсов, привлеченных под гарантии КМУ по программе “Циклон-4”.
3. Минимальная таможенная стоимость товаров, которые используются для расчета базы обложения ввозной пошлиной и НДС в 2005 году, может устанавливаться КМУ на уровне не ниже индикативных цен, то есть выше этих цен.
4. Статьей 46 установлена надбавка к тарифу на природный газ для всех потребителей в сумме 2 % .
5. Запрещены расчеты с бюджетом в любой неденежной форме (ст.64 Закона).
6. Государственные, казенные предприятия, их объединения и дочерние предприятия, а также акционерные, холдинговые компания и др. субъекты хозяйственной деятельности, в уставном фонде которых есть доли (паи, акции), принадлежащие государству, уплачивают, согласно ст. 65 Закона, в общий фонд Госбюджета часть прибыли (дохода). Уплата производится ежеквартально, исходя из суммы прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала года. Норматив и порядок уплаты этих сумм законом не определен, он устанавливается правительством.
При этом, предприятия, в уставном фонде которых доля государства превышает 50 %, обязаны до 1 мая подавать годовой финансовый план в порядке, определенном Кабмином (ст.99 Закона).
Эти меры вряд ли порадуют руководителей государственных предприятий и АО, в уставном фонде которых есть доля государства. Надо полагать, они примут меры к уменьшению прибыли этих предприятий. Конечно, подача финплана сдержит такую минимизацию, но вряд ли ее остановит. Сам по себе “объем” прибыли у госпредприятий вполне логичен. Государство - собственник, и делает с прибылью все, что захочет. Вот только будет ли при этом учтена необходимость технического развития предприятий?
7. Статьей 67 продлено действие ставок и порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, установленных Законами от 22.10.1998 г. № 208 и от 15.07.1999 г. № 967, предусматривающих уплату сбора на пенсионное страхование при операциях купли-продажи валюты (1,5%), торговли ювелирными изделиями, отчуждении автомобилей, купли-продажи недвижимого имущества, услуг сотовой связи. При этом установлено, что субъекты, использующие специальные системы налогообложения, втом числе, “единщики”, уплачивают эти сборы на общих основаниях.
| № п/п |
Наименование налогоплательщиков |
Ставка сбора |
| 1. |
Физические и юридические лица, осуществляющие куплю-продажу валют |
1,5 % суммы операции по купле-продаже валют; суммы операции по купле-продаже безналичной валюты для банков и их учреждений |
| 2. |
Физические и юридические лица, осуществляющие куплю- продажу ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней (кроме обручальных колец) |
5 % от суммы такой купли-продажи |
| 3. |
Физические и юридические лица при отчуждении автомобиля |
3 % стоимости такого автомобиля |
| 4. |
Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и физические лица, которые приобретают недвижимое имущество, за исключением государственных предприятий, учреждений и организаций, которые приобретают недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организации иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями согласно законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также граждане, которые приобретают жилье н находятся в очереди на получение жилья или приобретают жилье впервые, кроме управителей ФОН |
1 % от стоимости такого недвижимого имущества, указанного в договоре купли-продажи |
| 5. |
Предприятия, учреждения и организации, физические лица, которые пользуются услугами сотовой мобильной связи, а также операторы этой связи, "которые предоставляют свои услуги бесплатно |
6 % стоимости любых услуг сотовой мобильной связи, оплаченной потребителями этих услуг оператору, включая стоимость входящих и исходящих телефонных звонков, абонентную плату, плату (надбавку) за роуминг, сумму страхового задатка, аванса, стоимость других специальных УСЛУГ, отмеченных в счете па оплату услуг сотовой мобильной связи . |
8. Ставки земельного налога для тех земельных участков, для которых не проведена денежная оценка установлены в размере, определенном ст. 7 Закона Украины от 03.07.1992 г. № 2535-XII “О плате за землю” (далее - Закон о плате за землю), увеличенном в 3,03 раза (ст. 70 Закона).
9. В результате внесения изменений в Закон о плате за землю, льгота по налогу на землю оставлена за следующими субъектами:
1) заповедники, в том числе, историко-культурные, национальные естественные парки, заказники (кроме охотничьих), региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, достопримечательности природы, заповедные урочища и парки-достопримечательности садово-паркового искусства;
2) отечественные опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления; органы прокуратуры; заведения, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет бюджета (за исключением военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, кроме Вооруженных Сил Украины и Пограничных войск Украины); специализированные санатории Украины для реабилитации больных, которые полностью содержатся за счет средств местного и государственного бюджетов; детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, предоставляющие санаторно-курортные и оздоровительные услуги детям; общественные организации инвалидов Украины; предприятия и организации общественных организаций инвалидов, имущество которых является их полной собственностью, где количество инвалидов, которые имеют там основное место работы, составляет на протяжении предыдущего отчетного периода не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет, на протяжении предыдущего отчетного периода, не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, относящихся в состав валовых расходов производства (обращения).
4) отечественные заведения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет местного и государственного бюджетов (в том числе, студенческие базы, лагеря отдыха и структурные подразделения высшего учебного заведения, которые обеспечивают деятельность этого заведения);
5) зарегистрированные религиозные и благотворительные организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью;
6) временно, до 1 января 2008 года, предприятия по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, действующие в соответствии с Законом Украины от 19.09.1997г. № 535/97-ВР “О стимулировании производства автомобилей в Украине”, которые имеют инвестицию (в том числе, иностранную) исключительно в денежной форме, которая зарегистрирована в установленном законодательством порядке и составляет, по официальному валютному курсу Национального банка Украины на день внесения такой инвестиции в уставный фонд отмеченного предприятия, сумму, составляющую: не менее 150 миллионов долларов США - при производстве легковых автомобилей; не менее 30 миллионов долларов США - при производстве грузовых автомобилей и автобусов; не менее 10 миллионов долларов США - при производстве комплектующих изделий к автомобилям и автобусам. Площадь земли, освобождаемой от налогообложения земельным налогом, определяется из расчета суммы инвестиции в денежной форме в уставный фонд таких предприятий на 1 га площади земли, которую они занимают, эквивалентной 400 тысячам долларов США по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины надень внесения инвестиции (в том числе, иностранной); освобождение, предусмотренное в этом пункте, осуществляется на уровне 50 % действующих ставок на соответствующей территории.
13) в период с 1 января 2005 года до 1 января 2012 года предприятия судостроительной промышленности, определенные в соответствии со статьей 1 Закона Украины “О мероприятиях по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине”;
19) в период с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года предприятия концерна “Бронетехника Украины” согласно с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины;
20) на период действия Закона Украины “О фиксированном сельскохозяйственном налоге” владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога;
23) предприятия самолетостроительной промышленности, определенные статьей 2 Закона Украины “О государственной поддержке самолетостроительной промышленности в Украине”, в период с 1 января 2002 года по 1 января 2007 года;
25) вновь созданные фермерские хозяйства на протяжении трех лет, а в трудонедо-статочных населенных пунктах - пяти лет со времени передачи им земельного участка в собственность.
При этом субъекты, перечисленные в вышеприведенных пунктах 6, 13, 19 и 23 в 2005 году освобождаются от уплаты налога на землю не в полном объеме, а в размере 75 % от действующих ставок, установленных местными советами.
Не уплачивается плата за землю сельскохозяйственных угодий в зонах радиоактивно загрязненных территорий, определенных статьей 2 Закона Украины от 27.02.1991 г. № 791а-XII “О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы” (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненные сельскохозяйственные угодья, на которых ограничено ведение сельского хозяйства; за земли, которые находятся во временном консервировании или в стадии сельскохозяйственного освоения; за земли государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур; за земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования; за земельные участки государственных, коллективных и фермерских хозяйств, которые заняты молодыми садами, ягодниками и виноградниками к моменту вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений; заземли кладбищ; за земли детских санаторно-курортных, физкультурно-спортивных и оздоровительных заведений Украины; за земельные участки, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины, принадлежащие инвалидам I и II групп, гражданам, которые воспитывают троих и более детей, и гражданам, члены семей которых проходят срочную военную службу, пенсионерам, а также другим лицам, которые пользуются льготами в соответствии с Законом Украины от 22.10.1993 г. № 3551-XII “О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты”, гражданам, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.
Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы относительно платы за землю: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога лишь за счет средств, которые засчитываются на специальные бюджетные счета соответствующих бюджетов.
Если право на льготу у плательщика возникает на протяжении года, то он освобождается от уплаты налога, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. В случае потери права на льготу на протяжении года, налог платится, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором потеряно это право.
Если предприятия, учреждения и организации, которые пользуются льготами относительно земельного налога, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают напрокат (в аренду) земельные участки, отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или зданиями (их частями), переданными во временное пользование, платится в установленных размерах на общих основаниях.
10. В 2005 г. установленные Законом о Госбюджете платежи, сроки уплаты которых не установлены, уплачиваются ежемесячно в сроки, предусмотренные Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181 “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами” для налогов, базовым периодом которых является месяц, то есть 20-го числа месяца, следующего за окончанием базового.
11. Часть 1 статьи 267 Таможенного кодекса, согласно новой редакции Закона выглядит так:
“Таможенной стоимостью по методу оценки по цене соглашения относительно импортируемых товаров является цена соглашения, фактически оплаченная, или цена, которая подлежит уплате, но не меньше, чем минимальная таможенная стоимость, если она установлена Кабинетом Министров Украины, в случаях, предусмотренных законодательством, за товары, которые импортируются по назначению в Украину, на момент пересечения ими таможенной границы Украины”;
Это соответствует старой редакции.
12. В новой редакции Закона о Госбюджете сохранены: норма о том, что налоговые убытки предприятий, которые числились на 01.01.2003 г., при расчете налогооблагаемой прибыли в 2005 г. не учитываются (ст.89); норма о величине предельного размера зарплаты, с которой берутся страховые взносы и сборы, составляющей 4100 грн. (ст.93); норма об уплате налога на прибыль за 11 месяцев (ст.96); норма о величине пени, начисляемой в случае, если сомнительные долги, включенные в валовые расходы, впоследствии включаются в валовой доход (ст.97), размер пени сохранен на уровне трехкратного размера годовой учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения дополнительного налогового обязательства.
В заключение о самом хорошем.
В новой редакции Закона отсутствует норма, останавливающая действие п.4.1 ст.4 Закона Украины от 03.04.1997г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость” (далее - Закон о НДС), устанавливающей порядок определения базы налогообложения НДС, исходя из фактических цен, но не ниже затрат на изготовление (приобретение) товара (работ, услуг). Это несуразная и практически невыполнимая норма не могла дать ничего, кроме хаоса в и без того запутанной системе расчета НДС. Формально эта норма действовала с 1 января до даты публикации новой редакции Закона. Думается, что на практике налоговые органы не будут настаивать на ее применении.
К сожалению, таких позитивных для налогоплательщика норм в новой редакции Закона о Госбюджете на 2005 год мало.
3. Изменения в налоговые и смежные с ними законы
Изменениям в Законы посвящен отдельный раздел нового принятого Закона.
3.1. Изменения в Закон о НДС
Этот закон подвергся самым большим изменениям, по сути дела, он переработан полностью. Изменения коснулись как определения понятий, так и порядка расчета и механизма уплаты налога.
К числу плательщиков НДС теперь отнесены:
- представительства нерезидента;
- совместная деятельность без образования юридического лица, учет результатов которой определен, и уплату налога ведет лицо, уполномоченное сторонами договора.
До настоящего времени “совместная деятельность” являлась плательщиком налога на прибыль, теперь для этой деятельности необходимо будет определять и НДС.
Установлено, что для целей обложения НДС хозяйственные отношения между участниками совместной деятельности приравниваются к отношениям, основанным на гражданско-правовых договорах. При этом порядок налогового учета и отчетности результатов совместной деятельности устанавливается центральным налоговым органом.
Порядок регистрации этого условного субъекта определен ст.9 Закон о НДС. То есть, если объем налогооблагаемых операций на протяжении отчетного налогового периода превышает сумму 300 000 гривень, но не более чем в два раза, независимо от того, какой режим налогообложения выбран лицом, то такое лицо обязано в течении 20-ти календарных дней, следующих за таким отчетным налоговым периодом, подать налоговому органу заявление о регистрации.
Если же объем налогооблагаемых операций превышает сумму 300 000 гривен в два и более раз, то такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик НДС до конца такого отчетного налогового периода.
В случае, если лицо не отсылает заявление в установленных случаях и в установленные сроки, то оно несет ответственность за неначисление и неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.
По-новому изложен абзац второй п.1.4 ст.1 Закона о НДС, которым определяется состав операций, не относящихся к поставке, а значит, не являющихся объектом обложения НДС. Сравнение старой и новой редакции этой нормы приведено в таблице:
| Новая редакция |
Старая редакция |
| Не належать до поставки операції з передачі товарів в межах договорів схову ( відпо-відального зберігання), довірчого управління, опера-тивної оренди (лізингу), інших цивільно-правових договорів, які не передбачають передачу права власності (користування або розпоря-дження) на такі товари іншій особі . |
Не належать до поставки операції з передачі товарів в межах договорів комісії (консигнації), поруки, доручення, схову (відповідального зберігання), довірчого управління, оперативної оренди (лізингу), інших цивільно-правових договорів, які не передбачають передачу права власності на такі товари іншій особі. |
Как видим, в новой редакции нет упоминания о договорах комиссии (консигнации), поручительства и поручения. На суть дела это, по нашему мнению, не влияет, так как при передаче товаров по договорам комиссии (консигнации) и поручения перехода права собственности нет, а значит и нет объекта налогообложения. При осуществлении поручительства товар передается с переходом права собственности, но, как правило, поручитель берет на себя исполнение денежных обязательств. Так что исключение из п.1.4 упоминания о поручительстве обосновано, а смысл исключения из этой нормы упоминания о комиссии и поручении остался неясным.
Гораздо четче теперь выглядит определение понятия поставка услуг:
| Новая редакция |
Старая редакция |
| Поставка послуг - будь-які операції цивільно-правового характеру з виконання робіт, результатом виконання яких є передача нематеріальних активів, надання послуг, надання права на користування або розпорядження товарами, в тому числі нематеріальними активами, а також з поставки будь-яких інших, ніж товари, об'єктів власнос ті за компенсацію, а також операції з безоплатного виконання робіт, надання послуг. Поставка послуг, зокрема, включає надання права на користування або розпорядження товарами у межах договорів оренди (лізингу) , поставки, ліцензування або інші способи передачі права на патент, авторське право, торговий знак, інші об'єкти права інтелектуальної, в тому числі промислової, власності |
Поставка послуг - будь-які операції цивільно-правового характеру і поставки послуг, надання права на користування або розпорядження товарами, утому числі нематеріальними активами, а також з поставки будь-яких інших, ніж товари, об'єктів власності за компенсацію, а також операції з безоплатної поставки послуг. Поставка послуг, зокрема, включає падання прана па користування або розпорядження товарами у межах договорів оренди (лізингу), поставки, ліцензування або інші способи передачі права на патент, авторське право, торговий знак, інші об'єкти права інтелектуальної, в тому числі промислової, власності. |
Определение понятия “кассовый метод” из заключительных положений закона перекочевало в ст.1, для чего в нее введен п.1.11.
В этой же статье даны определения понятиям “безлимитный магазин” и “туризм”, “туристические услуги” и т.п:
Полностью переработана ст. 2 Закона о НДС “Плательщики налога”:
“Платником податку є:
2.1. будь-яка особа, яка:
а) здійснює або планує здійснювати господарську діяльність та реєструється за своїм добровільним рішенням як платник цього податку;
б) підлягає обов'язковій - реєстрації як платник цього податку;
в) імпортує товари (супутні послуги) в обсягах, що підлягають оподаткуванню цим податком згідно з нормами цієї статті..”
Как видим, плательщиком НДС теперь является любой импортер.
Плательщики единого налога теперь окончательно и бесповоротно обязаны уплачивать “импортный” НДС (п.2.4 ст.2 Закона), ранее это можно было оспаривать и даже добиться позитивного решения.
В ст.2 Закона теперь содержится норма, определяющая порядок обязательной регистрации лица как плательщика НДС. Субъект обязан регистрироваться как плательщик НДС в 4-х случаях:
“2.2. Будь-яка особа, яка за своїм добровільним рішенням зареєструвалася платником податку, за винятком фізичних осіб, які обрали сплату фіксованого чи єдиного податку за спрощеною системою оподаткування, обліку та звітності або здійснюють торгівлю на умовах сплати ринкового збору в порядку, встановленому законодавством.
2.3. Особа підлягає обов'язковій реєстрації як платник податку у разі:
2.3.1. Коли загальна сума від здійснення операцій з поставки товарів (послуг), у тому числі з використанням локальної або глобальної комп'ютерної мережі, що підлягають оподаткуванню згідно з цим Законом, нарахована (сплачена, надана) такій особі або в рахунок зобов'язань третім особам, протягом останніх дванадцяти календарних місяців сукупно перевищує 300 000 гривень (без урахування податку на додану вартість) незалежно від того, який режим оподаткування використовує така особа згідно із законодавством.
2.3.2. Особа, що уповноважена вносити консолідований податок з об'єктів оподаткування, що виникають внаслідок поставки послуг підприємствами залізничного транспорту з їх основної діяльності та підприємствами зв'язку, що перебувають у підпорядкуванні платника податку, в порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України.
2.3.3. Особа, яка поставляє товари (послуги) на митній території України з використанням глобальної або локальних комп'ютерних мереж, при цьому особа-нерезидент може здійснювати таку діяльність тільки через своє постійне представництво, зареєстроване на території України.
2.3.4 Особа, що здійснює операції з реалізації конфіскованого майна, незалежно від того, чи досягає вона загальної суми операцій з поставки товарів (послуг), визначеної підпунктом 2.3.1 пункту 2.3 цієї статті чи ні, а також незалежно від того, який режим оподаткування використовує така особа згідно із законодавством.
2.4. Будь-яка особа, що імпортує (для фізичних осіб - ввозить (пересилає)) товари (супутні послуги) на митну територію України для їх використання або споживання на митній території України, незалежно від того, який режим оподаткування вона використовує згідно із законодавством, за винятком фізичних осіб, не зареєстрованих платниками податку, які ввозять (пересилають) товари (предмети) у супроводжувальному багажі або отримують їх як поштове відправлення у межах неторгового обороту в обсягах, що не підлягають оподаткуванню відповідно до митного законодавства (крім ввезення транспортних засобів чи запасних частин до них такими фізичними особами) та нерезидентів, які пересилають поштові відправлення згідно з правилами Міжнародного поштового союзу на митну територію України, та отримувачів таких поштових відправлень.”
Снижение предельной величины операции, достижение которой требует регистрации в качестве плательщика НДС, на руку тем небольшим предприятиям, которым, в силу затратного характера производства и низкой рентабельности, выгоднее быть плательщиком налога на прибыль, чем плательщиком НДС, а также вновь созданным предприятиям. Однако воспользоваться правом на снятие с учета плательщика НДС в связи с недостижением установленного размера налогооблагаемых операций можно будет только начиная с 1 января 2006 года.
Эту норму давно планировали ввести в действие, но никто не предполагал, что она появится настолько скоропалительно, без обсуждения и в пакете с Госбюджетом.
Физические лица, которые избрали упрощенную систему налогообложения (единый налог) или осуществляют торговлю на условиях уплаты рыночного сбора, не являются плательщиками НДС и не могут зарегистрироваться в качестве таковых добровольно. Эта норма, без сомнения, будет способствовать прекращению налоговых махинаций с использованием ЧП-шников.
Физические лица, которые не являются субъектами предпринимательства, также обязаны платить “импортный” НДС в случае превышения стоимости ввезенных товаров неторгового оборота. При этом регистрации таких лиц в качестве плательщиков НДС не требуется.
Полностью переработана в ст.3 Закона о НДС.
Объектом налогообложения теперь являются:
“3.1.1. поставки товарів та послуг, місце надання яких знаходиться на митній території України, в тому числі операції з передачі права власності на об'єкти застави позичальнику (кредитору) для погашення заборгованості заставодавця, а також з передачі об'єкта фінансового лізингу у користування лізингоотримувачу (орендарю);
3.1.2. ввезення товарів (супутніх послуг) у митному режимі імпорту або реімпорту (далі - імпорту)”.
З метою оподаткування до імпорту також прирівнюється:
- ввезення з-за меж митного кордону України на митну територію України товарів (супутніх послуг) за договорами лізингу (оренди) (у тому числі, уразі повернення об'єкту лізингу лізингодавцю-резиденту або іншій особі за дорученням такого лізинго-давця), застави, та іншими договорами, які не передбачають передання права власності на такі товари (майно) або передбачають їх обмін на корпоративні права чи цінні папери, у тому числі, якщо таке ввезення пов'язане із поверненням товарів у зв'язку з припиненням дії зазначених договорів;
- поставка товарів з території безмитних магазинів на митну територію України для їх вільного обігу (крім території інших безмитних магазинів);
- поставка продуктів переробки (готової продукції) з митного режиму переробки на митній території України на митну територію України для їх вільного обігу;
- в інших випадках, передбачених Митним кодексом України;
3.1.3. вивезення товарів (супутніх послуг) у митному режимі експорту або реекспорту (далі - експорту).
З метою оподаткування до експорту товарів також прирівнюється:
- вивезення товарів (супутніх послуг) за межі митного кордону України за договорами фінансового лізингу (оренди) (у тому числі, у разі повернення об'єкта фінансового лізингу лізингодавцю-нерезиденту або іншій особі за дорученням такого лізингодавця), застави та іншими договорами, які не передбачають передання права власності на такі товари (майно) або передбачають їх обмін на корпоративні права чи цінні папери, у тому числі, якщо таке вивезення пов'язане із припиненням дії зазначених договорів;
- поставка товарів (супутніх послуг) з митної території України на територію безмитних магазинів;
- передача товарів, оформлених у митному режимі експорту, під митний режим митного складу, для подальшого вивезення таких товарів з митної території України;
- в інших випадках, визначених Митним кодексом України”;
Претерпел изменения и пункт 3.2 ст.3 Закона о НДС, которым определяется состав операций, которые не являются объектом обложения НДС. Обратим внимание на следующие изменения.
Проценты (комиссии), которые уплачиваются лизингополучателем по договору финансового лизинга, теперь не облагаются НДС только в пределах удвоенной учетной ставки НБУ (пп.3.2.2 п.3.2 ст.3 Закона о НДС). В случае, если платеж будет установлен в больших размерах, то разница будет подлежать налогообложению.
Взнос основных фондов в уставный фонд предприятия теперь будет облагаться НДС, так как соответствующий текст из пп.3.2.8 п.3.2 ст.3 Закона о НДС исключен. Возврат таких основных фондов учредителю теперь также будет облагаться НДС.
Редакция п.4.1 ст.4 Закона о НДС, устанавливающая порядок определения базы налогообложения при осуществлении операций на таможенной территории Украины, также изменилась, однако она не предусматривает определения налоговой базы на уровне затрат на приобретение (изготовление) товаров (работ, услуг) и включения в базу налогообложения процентов за предоставление товарного кредита. Таким образом, налоговые новации Николая Азарова “умерли” окончательно.
Гораздо четче и конкретнее, чем раньше, теперь выглядит п.4.5 ст.4 Закона о НДС, которым определяется порядок перерасчета (корректировки) налоговых обязательств и налогового кредита в случае изменения цен на товары (работ, услуги). Согласно новой редакции п.4.5, более четко выписано, что уменьшение налоговых обязательств в случае возврата товара лицом, не являющимся плательщиком НДС, возможно, однако для этого нужно, чтобы покупатель, который возвращает товар продавцу, получил от него полную денежную компенсацию.
Уменьшение НО возможно также при изменении цены в случае гарантийной замены товара.
Предприятия, работающие в розничной торговле, наверное, с радостью воспримут эти изменения, поскольку ранее такое изменение налогового обязательства по НДС всегда было предметом конфликта с налоговиками.
Однако новая редакция п.4.5 значительно ухудшила положение тех цлателыциков НДС, которые вынуждены признавать свою дебиторскую задолженность сомнительной и безнадежной. Новая редакция п.4.5 не предусматривает уменьшения НО в этих случаях. Правда, и должник не увеличивает в этом случае НК. Но разве кредитору от этого легче? В чем смысл такой лояльности к должнику, понять невозможно. Быть может, авторы новой редакции п.4.5 просто об этом не подумали.
Новая редакция п.4.5 приведена ниже:
“4.5. Якщо після поставки товарів (послуг) здійснюється будь-яка зміна суми компенсації їх вартості, включаючи наступний за поставкою перегляд цін, перерахунок у випадках повернення товарів особі, яка їх надала, суми податкових зобов'язань та податкового кредиту постачальника та отримувача підлягають відповідному коригуванню.
4.5.1. Якщо внаслідок такого перерахунку відбувається зменшення суми компенсації на користь платника податку - постачальника, то:
а) постачальник відповідно зменшує суму податкових зобов'язань за наслідками податкового періоду, протягом якого був проведений такий перерахунок, та надсилає отримувачу розрахунок відкоригованого значення податку;
б) отримувач відповідно зменшує суму податкового кредиту за наслідками такого податкового періоду уразі, якщо він є зареєстрованим як платник податку на дату проведення коригування, а також збільшив податковий кредит у зв'язку з отриманням таких товарів (послуг);
4.5.2. Якщо внаслідок такого перерахунку відбувається збільшення суми компенсації на користь платника податку - постачальника, то:
а) постачальник відповідно збільшує суму податкових зобов'язань за наслідками податкового періоду, протягом якого був проведений такий перерахунок, та надсилає отримувачу розрахунок відкоригованого значення податку;
б) отримувач відповідно збільшує суму податкового кредиту за наслідками такого податкового періоду у разі, якщо він є зареєстрованим як платник податку на дату проведення перерахунку.
4.5.3. Зменшення суми податкових зобов'язань платника податку - постачальника при зміні компенсації вартості товарів (послуг), наданих особам, які не були платниками цього податку на момент такої поставки, дозволяється лише:
а) при поверненні раніше поставлених товарів у власність постачальника, з наданням отримувачу повної грошової компенсації їх вартості;
б) при перегляді цін, пов'язаних з гарантійними замінами товарів;”
г) у другому реченні пункту 4.6 слова “терміну позовної давності, визначеної законом” замінити словами “строків, установлених Кабінетом Міністрів України, але у строки не більше дванадцяти календарних місяців”.
Значительно упрощен налоговый учет. Теперь не требуется выдавать налоговую накладную (НН) в случаях, когда расчет осуществляется наличными или пластиковыми карточками, банковскими и персональными карточками в рамках предельной суммы, установленной НБУ (пп.7.2.6 п.7.2 ст.7 Закона о НДС). Для получения НК в этом случае достаточно чека или другого расчетного документа с указанием налогового номера поставщика. В случае, если в чеке не указан налоговый номер, право на НК без НН можно получить при покупке товаров на сумму не более 200 грн. в день (без учета НДС).
В случае, если поставщик отказал покупателю в выдаче НН, у того сохраняется право на НК, но при этом он обязан одновременно с декларацией по НДС подать заявление с жалобой на такого поставщика, к которой прилагаются копии товарных чеков и других расчетных документов, подтверждающих факт уплаты налога при приобретении таких товаров. Получение такой жалобы является основанием для внеплановой проверки такого поставщика.
Подпункт 7.2.8 п.7.2 ст.7 Закона о НДС практически отменяет ведение Книг продажи и покупки. Вместо этого плательщик налога обязан вести реестр полученных и выданных НН. При этом невключение НН в реестр не является нарушением и не лишает плательщика права на НК.
Четче, чем раньше прописан порядок получения плательщиком НДС права на НК.
“7.4.1. Податковий кредит звітного періоду складається із сум податків, нарахованих (сплачених) платником податку за ставкою, встановленою пунктом 6.1 статті 6 та статтею 8.1 цього Закону, протягом такого звітного періоду у зв'язку з:
- придбанням або виготовленням товарів (у тому числі при їх імпорті) та послуг з метою їх подальшого використання в оподатковуваних операціях у межах господарської діяльності платника податку;
- придбанням (будівництвом, спорудженням) основних фондів (основних засобів, у тому числі інших необоротних матеріальних активів та незавершених капітальних інвестицій в необоротні капітальні активи), у тому числі при їх імпорті, з метою подальшого використання у виробництві та/або поставці товарів (послуг) для оподатковуваних операцій у межах господарської діяльності платника податку.
Право на нарахування податкового кредиту виникає незалежно від того, чи такі товари (послуги) та основні фонди почали використовуватися в оподатковуваних операціях у межах господарської діяльності платника податку протягом звітного податкового періоду, а також від того, чи здійснював платник податку оподатковувані операції протягом такого звітного податкового періоду.
Якщо у подальшому такі товари (послуги) починають використовуватися в операціях, якіне є об'єктом оподаткування згідно зі статтею 3 цього Закону, або звільняються від оподаткування згідно зі статтею 5 цього Закону, чи основні фонди переводяться до складу невиробничих фондів, то з метою оподаткування такі товари (послуги), основні фонди вважаються проданими за їх звичайною ціною у податковому періоді, на який припадає початок такого використання або переведення, але не нижче ціни їх придбання (виготовлення, будівництва, спорудження).
7.4.2. Якщо платник податку придбаває (виготовляє) товари (послуги) та основні фонди, які призначаються для їх використання в операціях, які не є об'єктом оподаткування згідно зі статтею 3 цього Закону, або звільняються від оподаткування згідно зі статтею 5 цього Закону, то суми податку, сплачені у зв'язку з таким придбанням (виготовленням), не включаються до складу податкового кредиту такого платника.
Не включається до складу податкового кредиту та відноситься до складу валових витрат, сума податку, сплачена платником податку при придбанні легкового автомобіля (крім таксомоторів), що включається до складу основних фондів.
Сума податку, нарахована (сплачена) туристичним оператором у зв'язку з придбанням (створенням) туристичного продукту, не підлягає включенню до складу його податкового кредиту та включається до складу його валових витрат, за винятком випадків, передбачених абзацом другим пункту 4.11 статті 4. (пункт 7.4.3 новым Законом оставлен без изменений)
7.4.4. Якщо платник податку придбаває (виготовляє) матеріальні та нематеріальні активи (послуги), які не призначаються для їх використання в господарській діяльності такого платника, то сума податку, сплаченого у зв'язку з таким придбанням (виготовленням), не включається до складу податкового кредиту.”
Покупатели легковых автомобилей (кроме таксомоторов) теперь лишены права на налоговый кредит (пп.7.4.2 п. 7.4 Закона о НДС). Это серьезный удар по руководителям предприятий, которые любят дорогие и красивые машины.
Существенно изменен порядок предоставления бюджетного возмещения НДС. Согласно пп.7.7.2 - 7.7.9 п.7.7 ст.7 Закона о НДС:
“7.7.2. Якщо у наступному податковому періоді сума, розрахована згідно з підпунктом 7.7.1 цього пункту, має від'ємне значення, то:
а) бюджетному відшкодуванню підлягає частина такого від'ємного значення, яка дорівнює сумі податку, фактично сплаченій отримувачем товарів (послуг) у попередньому податковому періоді постачальникам таких товарів (послуг);
б) залишок від'ємного значення після бюджетного відшкодування включається до складу податкового кредиту наступного податкового періоду.
7.7.3. Платник податку може прийняти самостійне рішення про зарахування належної йому повної суми бюджетного відшкодування у зменшення податкових зобов'язань з цього податку наступних податкових періодів. Зазначене рішення відображається платником податку у податковій декларації, яку він подає за наслідками звітного періоду, в якому виникає право на подання заяви про отримання бюджетного відшкодування згідно з нормами цієї статті.
При прийнятті такого рішення зазначена сума не враховується при розрахунку сум бюджетного відшкодування наступних податкових періодів.
7.7.4. Платник податку, який має право на одержання бюджетного відшкодування та прийняв рішення про повернення повної суми бюджетного відшкодування, подає відповідному податковому органу податкову декларацію та заяву про повернення такої повної суми бюджетного відшкодування, яка відображається у податковій декларації. При цьому, платник податку в п'ятиденний термін після подання декларації податковому органу подає органу Державного казначейства України копію декларації, з відміткою податкового органа про її прийняття, для ведення реєстру податкових декларацій у розрізі платників.
До декларації додаються розрахунок суми бюджетного відшкодування, копії погашених податкових векселів (податкових розписок), уразі їх наявності, та оригіналів п'яти основних аркушів (примірників декларанта) вантажних митних декларацій, у разі наявності експортних операцій.
Форма заяви про відшкодування та форма розрахунку суми бюджетного відшкодування визначаються за процедурою, встановленою центральним податковим органом.
7.7.5. Протягом 30 днів, наступних за днем отримання податкової декларації, податковий орган проводить документальну невиїзну перевірку (камеральну) заявлених у ній даних. За наявності достатніх підстав вважати, що розрахунок суми бюджетного відшкодування було зроблено з порушенням норм податкового законодавства, податковий орган має право протягом такого ж строку провести позапланову виїзну перевірку (документальну) платника для визначення достовірності нарахування такого бюджетного відшкодування.
Податковий орган зобов'язаний надавати органу Державного казначейства висновок із зазначенням суми, що підлягає відшкодуванню з бюджету, включаючи випадки, коли за результатами перевірок така сума визнана недостовірною.
7.7.6. На підставі отриманого висновку відповідного податкового органу, орган державного казначейства надає платнику податку зазначену у ній суму бюджетного відшкодування шляхом перерахування коштів з бюджетного рахунку на поточний банківський рахунок платника податку в обслуговуючому банку протягом п'яти операційних днів після отримання висновку податкового органу.
7.7.7. Якщо за наслідками документальної невиїзної (камеральної) або позапланової виїзної (документальної) перевірки податковий орган виявляє невідповідність суми бюджетного відшкодування сумі, заявленій у податковій декларації, то такий податковий орган:
а) у разі заниження заявленої платником податку суми бюджетного відшкодування щодо суми, визначеної податковим органом унаслідок таких перевірок, надсилає платнику податку податкове повідомлення, в якому зазначається сума такого заниження та підстави для Ті вирахування. У цьому випадку вважається, що платник податку добровільно відмовляється від отримання такої суми заниження як бюджетного відшкодування та враховує її згідно з підпунктом 7.7.3 цього пункту у зменшення податкових зобов'язань з цього податку наступних податкових періодів;
б) уразі перевищення заявленої платником податку суми бюджетного відшкодування над сумою, визначеною податковим органом внаслідок проведення таких перевірок, податковий орган надсилає платнику податку податкове повідомлення, в якому зазначаються сума такого перевищення та підстави для її вирахування;
в) уразі з'ясування внаслідок проведення таких перевірок факту, за яким платник податку не має права на отримання бюджетного відшкодування, податковий орган надсилає платнику податку податкове повідомлення, в якому зазначаються підстави відмови у наданні бюджетного відшкодування.
7.7.8. Сума бюджетного відшкодування, не сплачена у строки, визначені цим пунктом, вважається бюджетною заборгованістю.
На суму бюджетної заборгованості нараховується пеня нарівні ставки, розмір якої визначається відповідно до підпункту 16.4.1 пункту 16.4 статті 16 Закону України “Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами”. Зазначена пеня самостійно розраховується та сплачується органом державного казначейства разом зі сплатою суми бюджетного відшкодування платнику податку.
7.7.9. У разі, коли платник податку експортує товари (супутні послуги) за межі митної території України, отримані від іншого платника податку на умовах комісії, консигнації, доручення або інших видів договорів, які не передбачають переходу права власності на такі товари (супутні послуги) від такого іншого платника податку до експортера, право на отримання бюджетного (експортного) відшкодування має такий інший платник податку. При цьому комісійна винагорода, отримана платником податку -експортером від такого іншого платника податку, включається до бази оподаткування цим податком за ставкою, визначеною абзацом першим пункту 6.1 статті 6 цього Закону та не включається до митної вартості товарів (супутніх послуг), які експортуються.
Этот порядок вступает в силу с 1 июня 2005г., а норма пп.7.7.8 - с января 2006 г. До этого времени действует нынешний порядок бюджетных возмещений.
И еще о некоторых важных новациях.
Переходные положения Закона о НДС устанавливают мораторий на предоставление новых и расширение действующих льгот сроком на 5 лет. ГНАУ теперь обязана раз в месяц обнародовать на сайте реестр плательщиков НДС, что позволит добросовестным плательщикам НДС проверить своих сомнительных партнеров.
3.2. Налог на прибыль
В этот закон внесено гораздо меньше изменений, чем в Закон о НДС, но тем не менее, некоторые из них будут иметь серьезные последствия, например:
1. Расходы на страхование коммерческих рисков включаются в ВР в размерах не более 5 % от суммы ВР на налоговый период (пп.5.4.6).
2. Временно, до 01.01.2009 г.,освобождается от налогообложения прибыль издательств, предприятий полиграфии, полученная от деятельности по изготовлению книжной продукции на территории Украины. Ранее освобождалась от налогообложения прибыль от издательской деятельности, деятельности по изготовлению и распространению книжной продукции.
3.3. Налог с доходов физических лиц
Самым существенным изменением в этот закон является восстановление п.1.8 ст.1, который, казалось, был окончательно похоронен в 2004 г. Но он “восстал из пепла” в следующем виде:
“Самозайнята особа - платник единого або фіксованого податку, яка надає послуги іншій особі (виконує роботи на її користь) в межах цивільно-правового договору, прирівнюється до найманої особи з відповідним оподаткуванням отриманих нею доходів як заробітної плати, якщо умови такого цивільно-правового договору передбачають надання таких послуг (робіт) протягом більше ніж одного календарного місяця за податковий рік”.
Восстановление п. 1.8 ст.1 Закона от 22.05.2003 г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц” (далее - Закон № 889) - страшный удар по частным предпринимателям. По сути дела, их отгоняют от реального бизнеса, связанного с обслуживанием юридических лиц, оставляя им только торговлю и мелкие услуги.
Особый удар нанесен тем субъектам, которые оказывают консультационные услуги и предоставляют разъяснения по юридическим вопросам, аудиту, а также предоставляют в аренду недвижимое имущество - лица, занятые этой деятельностью, вообще не могут быть плательщиками единого налога. О том, как противостоять этому, мы расскажем в следующих выпусках журнала, но надо сказать, что радикальных средств борьбы с этим нет. Теперь доходы, которые выплачиваются СПДФЛ по “долгосрочным” договорам,должны облагаться 13 % налога, что не избавляет их от уплаты единого налога, а если они не имеют на него права, то взносов в Пенсионный фонд. Для многих “единщиков” упрощенная система потеряет смысл.
Нормы Закона № 889 о налогообложении операций по продаже объектов недвижимого имущества (ст. 11) вступает в силу с 1 января 2006 г.
Откорректированы правила налогообложения наследства (ст. 13 Закона № 889). Наследство в виде объектов недвижимого и движимого имущества такого наследства, как ценные бумаги, др. виды корпоративных прав, права на бизнес, права на интеллектуальную собственность, полученное родственниками первой и второй степени родства, облагаются налогом с доходов физлиц по нулевой ставке (ранее - 5 % для родственников первой степени родства, за исключением супруга, и 13 % для родственников второй степени родства).
3.4. Общеобязательное государственное пенсионное страхование
Ставка взноса на пенсионное страхование на фонд оплаты труда повышена на 0,3 %. Это, конечно, немного, но означает, что правительство намерено и дальше увеличивать налоговую нагрузку на заработную плату.
Расширен перечень периодов, включаемых в страховой стаж.
Теперь к их числу будет относиться период, в течение которого лицо, подлежащее общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, получало помощь по безработице (кроме одноразовой ее выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности) и материальную помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Также изменен порядок увеличения пенсии лицам, страховой стаж которых превышает 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Так, за каждый полный год страхового стажа свыше указанного срока пенсия по возрасту увеличивается на 1 % размера пенсии, исчисленной в порядке расчета пенсии по возрасту, но не больше, чем на 1 % минимального размера пенсии по возрасту.
Ограничен размер пенсионных выплат лицам, получающим пенсию в соответствии с рядом специальных законов: законами Украины “О государственной службе”, “О Национальном банке Украины”, “О дипломатической службе”, “О службе в органах местного самоуправления”, “О прокуратуре”, “О статусе народного депутата Украины”, “О статусе судей”, “О судебной экспертизе” , “О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы”, “О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов”, Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, Законом Украины “О научной и научно-технической деятельности”.
Так, в случае, если размер пенсии (ежемесячное пожизненное денежнре содержание) с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи и пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством, назначаемых в соответствии с указанными законами, превышает 90 % максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, облагаемого налогом дохода (прибыли), совокупного облагаемого налогом дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которой взыскиваются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, определенной на время выплаты пенсий таким лицам), пенсия уплачивается в сумме, которая не превышает указанный размер.
3.5. Об “упрощенцах”
В самом конце Закона о Госбюджете “притаилась” норма, которая по замыслу законодателя должна была облегчить жизнь плательщикам единого и фиксированного налога. На деле же эта норма все еще больше запутала.
Судите сами, законом установлено, что Указ Президента Украины от 03.07.1998г. № 727/98 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” (далее - Указ № 727) с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины “Об упрощенной системе налогообложения” применяется с учетом следующих особенностей:
“Сплата та зарахування до бюджетів і державних цільових фондів сум єдиного податку для суб'єктів малого підприємництва та фіксованого податку здійснюються у порядку та на умовах, які діяли до 1 січня 2005 року.
Спрощена система оподаткування, обліку та звітності суб'єктів малого підприємництва не поширюється на:
суб'єктів підприємницької діяльності, які провадять діяльність у сфері грального бізнесу (в тому числі діяльність, пов'язану із влаштуванням казино, інших гральних місць (домів), гральних автоматів з грошовим або майновим виграшем, проведенням лотерей (у тому числі державних) та розіграшів з видачею грошових виграшів у готівковій або майновій формі), здійснюють обмін іноземної валюти;
суб'єктів підприємницької діяльності, які є виробниками підакцизних товарів, здійснюють господарську діяльність, пов'язану з експортом, імпортом та оптовим продажем підакцизних товарів, оптовим та роздрібним продажем підакцизних пально-мастильних матеріалів;
суб'єктів підприємницької діяльності, які здійснюють операції у сфері обігу дорогоцінних металів і дорогоцінного каміння, що підлягають ліцензуванню відповідно до Закону України “Про ліцензування певних видів господарської діяльності”;
фізичних осіб-підприємців, які займаються діяльністю у сферах торгівлі лікарськими засобами та виробами медичного призначення, архітектури, надання консультацій та роз'яснень з юридичних питань, аудиту, діяльністю з надання в оренду нерухомого майна та ріелторською діяльністю.”
Надо полагать, что пункт 7 Указа № 727 остается действующим, но пунктом 4 Заключительных положений Закона № 2505 расширен перечень, содержащийся в п. 7, субъектов малого предпринимательства, на которых не распространяется упрощенная система налогообложения. ”
И наконец, обратим внимание на отмену действия целой группы законов, которые предоставляли налоговые льготы, а именно:
| № п/п |
Вид льготы |
Закон, которым были предусмот-рена льгота |
Норма Закона Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О Государст-венном бюджете Украины на 2005 год” и некоторые другие законодате-льные акты” ( кото-рым отменена льгота ) |
| НДС | |||
| 1 |
Не являются объектом налогообложения операции по передаче основных фондов в качестве взноса в уставный фонд юридического лица для формирования его целостного имущественного комплекса в обмен на эмитированные им корпоративные права, в том числе при ввозе основных фондов на таможенную территорию Украины (кроме подакцизных товаров) или их вывозе за пределы таможенной территории Украины. Под целостным имущественным комплексом следует понимать активы, совокупность которых обеспечивает ведение отдельной предпринимательской деятельности на постоянной и регулярной основе и срок использования которых превышает двенадцать календарных месяцев. Возврат основных фондов, предварительно внесенных в уставный фонд юридического лица другими юридическими или физическими лицами, в случае их выхода из числа учредителей пли участников такого юридического лица, или нрн ликвидации такого юридического лица, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (кроме подакцизных товаров) или вывозе за пределы таможенной территории Украины. |
пп. 3.2. 8 Закона о НДС |
п. 4 “б” раздела 2 |
| 2 |
Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг государственными службами занятости Украины по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины. |
пп.5.1.11 Закона о НДС |
п. 6 “а” раздела 2 |
| 3 |
Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг архивными учреждениями Украины, связанных с поставкой документов Национального архивного фонда Украины юридическим и физическим лицам, а также поставке архивным учреждениям Украины документов Национального архивного фонда Украины, находящихся в собственности юридических или физических лиц согласно законодательству Украины. |
пп.5.1.12 Закона о НДС |
п. 6 “а” раздела 2 |
| 4 |
Освобождаются от налогообложения операции по приватизации целостных имущественных комплексов. |
пп. 5.1.19 Закона о НДС |
п. 6 “а” раздела 2 |
| 5 |
Освобождаются от налогообложения операции по товарам (работам, услугам), ввозимым (пересылаемым) на таможенную территорию Украины как благотворительная помощь в количестве, которое представляет или может представлять угрозу конкурентоспособности аналогичным товарам (работам, услугам) плательщика налога, Кабинет Министров Украины по заявлению таких плательщиков налога имеет право ввести ограничение на применение льготы, установленной настоящим пунктом в отношении отдельной группы товаров на срок не менее 12 календарных месяцев. |
абзац шестой пп.5.1.21 Закона о НДС |
п . 6 “а” раздела 2 |
| 6 |
Освобождаются от налогообложения операции по поставке в сельской местности сельскохозяйственными товаропроизводителями в период проведения полевых работ услуг по питанию механизаторов и животноводов продуктами собственного производства в полевых столовых. |
пп.с5.2.4 Закона о НДС |
п . 6 “б” раздела 2 |
| 7 |
Освобождаются от налогообложения операции по ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины, согласно Закону Украины “О поддержке олимпийского, параолимпийского движения и спорта высших достижений в Украине”, товаров (инвентаря, оборудования, экипировки и медико-биологических средств), которые не производятся в Украине или производятся, но не отвечают техническим характеристикам мирового уровня и требованиям международных спортивных организаций, а также работы и услуги, выполняемые (предоставляемые) для подготовки и участия членов сборных команд Украины в Олимпийских и Параолимпийских играх. Эта норма действует в течение одного года до дня начала каждых следующих Олимпийских и Параолимпийских игр. |
п. 5. 8 Закона о НДС |
п. 6 “д” раздела 2 |
| 8 |
Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по строительству, ремонту и обустройству баз олимпийской и параолимпийской подготовки, выполняемые согласно Закону Украины “О поддержке олимпийского, параолимпийского движения и спорта высших достижений в Украине”. |
п. 5. 9 Закона оНДС |
п. 6 “д” раздела 2 |
| 9 |
Освобождаются от налогообложения на период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2008 года операции по ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины материалов, комплектующих изделий и оборудования (далее - товаров) , кроме подакцизных, используемых для повышения безопасности работ па угольных шахтах, предупреждения взрывов метана, а также уменьшения его выбросов в окружающую среду, по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины, если такие товары не производятся предприятиями па территории Украины. В случае нарушения требований по целевому использованию указанных товаров плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по результатам налогового периода, па который приходится такое нарушение, на сумму налога на добавленную стоимость, которая должна была быть уплачена в момент их ввоза (пересылки) па таможенную территорию Украины, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с законодательством. |
п. 5. 11 Закона о НДС |
п. 6 “д” раздела 2 |
| 10 |
Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг (в том числе проживанию, питанию), предоставляемые базами олимпийской и параолимппйской подготовки согласно Закону Украины “О поддержке олимпийского, параолимпийского движения и спорта высших достижений в Украине”. |
п. 5. 10 Закона оНДС |
п . 6 “д” раздела 2 |
| 11 |
Налог по нулевой ставке исчисляется в отношении операций но поставке работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины. И том числе по нулевой ставке облагаются налогом операции по: - поставке нерезидентам в аренду, чартер, фрахт морских или воздушных судов, используемых на международных маршрутах пли линиях, а также космических кораблей или спутников либо их частей или отдельных функций; - поставке услуг персоналу по обслуживанию морских, воздушных и космических объектов, указанных в подпункте 0.2.1 настоящей статьи; - поставке услуг по передаче авторских прав, лицензий, патентов, прав на использование торговых марок и других юридических и экономических знаний, а также обработке данных н информатики для нерезидентов; |
пп.6.2.2 Закона о НДС |
п. 7 “г” раздела 2 |
| - поставке услуг по организации рекламы и публичных -вязей ;ш пределами Украины; обеспечению персоналом президентов Украины; культурной, спортивной, образо-нателыюй деятельности за пределами Украины; - поставке услуг по туризму на территории Украины в случае их поставки за пределами Украины непосредственно или при посредничестве нерезидентов с применением безналичных расчетов. Поставка услуг по туризму резидентам на таможенной территории Украины непосредственно лицом, осуществляющим туристическую деятельность, или через его агентов, не являющихся резидентами, облагается налогом по ставке, определенной подпунктом 6.1.1 ст. 6 Закона о НДС. |
|||
| 12 |
Налог но пулевой ставке исчисляется в отношении операций по продаже товаров (работ, услуг), указанных в спецификациях судов и предназначенных для строительства и ремонта морских, речных судов и других плавучих средств. |
пп. 6. 2. 9 Закона о НДС |
п. 7 “є” раздела 2 |
| 13 |
Освободить от обложения НДС обороты по реализации товаров (работ, услуг), включая импортированные, используемые для изготовления продукции по контракту № 1346/38. |
п. 11 .10 Закона о НДС |
п. 12 “г” раздела 2 |
| 14 |
Налогообложение предприятий - субъектов экспериментальной экономической зоны “Сиваш” осуществляется в соответствии с Законом Украины “О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов экспериментальной экономической зоны “Сиваш”. |
Абзац первый п. 11.12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 15 |
На период функционирования специальной экономической зоны “Яворив” налогообложение операций по ввозу (пересылке) на территорию специальной экономической, зоны “Яворив” и вывозу (пересылке) с территории специальной экономической зоны “Яворив” товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Яворив”. |
Абзац второй п.11.12 Закона о НДС |
п.12 “в” раздела 2 |
| 16 |
На период функционирования специальной экономической зоны турнстско-рекреационного типа “Курортополис Трускавец” налог на добавленную стоимость взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа “Курортополнс Трускавец”. |
Абзац третий п. 11. 12 Закона о НДС |
П .12 “в” раздела 2 |
| 17 |
На период функционирования специальной экономической зоны “Славутич” налогообложение операций по ввозу (пересылке ) на территорию специальной экономической зоны “Славутич” субъектами специальной экономической зоны “Славутич” товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Славутич”. |
Абзац четвертый п. 11. 12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 18 |
Ни период введения специального режима инвестиционной деятельности па территориях приоритетного развития в Луганской области налогообложение операций по ввозу (пересылке) на территории приоритетного развития товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области”. |
Абзац пятый п.11.12 Закона оНДС |
П.12 “в” раздела 2 |
| 19 |
На период функционирования специальных экономических зон “Азов” и “Донецк” и действия специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Донецкой области налог на добавленную стоимость взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области”. |
Абзац шестой п. 11. 12 Закона оНДС |
П. 12 “в” раздела 2 |
| 20 |
Па период введения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области налогообложение операций по ввозу (пересылке) на территории приоритетного развития товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности па территориях приоритетного развития в Житомирской области”. |
Абзац седьмой п. 11. 12 Закона о НДС |
п .12 “в” раздела 2 |
| 21 |
Па период проведения экономического эксперимента по стабилизации работы предприятий легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области налог на добавленную стоимость взимается с учетом особенностей, установленных статьей 7 Закона Украины “Об экономическом эксперименте по стабилизации работы предприятии легкої и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области”. |
Абзац восьмой п. 11. 12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 22 |
Па период функционирования специальной экономической зоны “Рени” налогообложение операций по ввозу (пересылке) па территорию специальной экономической зоны “Рени” товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Рени”. |
Абзац девятый п. 11. 12 Закона о НДС |
п .12 “в” раздела 2 |
| 23 |
Па период функционирования специальной (свободной) экономической зоны “Порто-франко”, созданной на территории Одесского морского торгового порта, налогообложение операций по ввозу (пересылке) на территорию специальной (свободной) экономической зоны “Порто-франко” товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной (свободной) экономической зоне “Порто-франко” на территории Одесского морского торгового порта”. |
Абзац десятый п. 11. 12 Закона о НДС |
п.12 “в” раздела 2 |
| 24 |
Установить, что на период введения специального режима инвестиционной деятельности на территории города Харькова налогообложение операций по ввозу (пересылке) на территорию города Харькова товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории города Харькова”. |
Абзац одиннад-цатый п. 11. 12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 25 |
На период введения специального режима инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков налог на добавленную стоимость взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков”. |
Абзац двенад-цатый п. 11.12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 26 |
На период введения специального режима инвестиционной деятельности па территориях приоритетного развития и функционирования специальной экономической зоны “Порт Крым” в Автономной Республике Крым налогообложение операций по ввозу (пересылке) на территории приоритетного развития и территорию специальной экономической зоны “Порт Крым” товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности па территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне “Порт Крым” в Автономной Республике Крым”. |
Абзац четырнад-цатый п. 11. 12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 27 |
На период функционирования специальной экономической зоны “Николаев” налогообложение операций по ввозу (пересылке) товаров и других предметов из-за пределов таможенной территории Украины и вывозу товаров и других предметов с таможенной территории Украины на территорию специальной экономической зоны “Николаев” осуществляется с учетом особенностей, установленных Заколом Украины “О специальной экономической зоне “Николаев”. |
Абзац пятнад-цатый п. 11. 12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 28 |
На период введения специального режима инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития в Волынской области налогообложение операций по ввозу ( пересылке ) на территорию приоритетного развития товаров и других предметов осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития в Волынской области”. |
Абзац шестнад-цатый п. 11. 12 Закона о НДС |
п. 12 “в” раздела 2 |
| 29 |
Уплата налога на добавленную стоимость плательщиками налога - субъектами инновационной деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “Об инновационной деятельности”. |
Абзац семнадца-тый п. 11. 12 Закона о НДС |
п . 1 2 “в” раздела 2 |
| 30 |
До 1 января 2005 года сохраняется существующий порядок уплаты НДС по операциям по поставке услуг, связанных с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины (т.е. норма, определенная пп. “а” п.1 ст. 5 Декрета КМУ от 26.12.1992 г. N 14-92 “О налоге на добавленную стоимость”) . |
п. 11. 15 Закона о НДС |
п. 6 “г” раздела 2 |
| 31 |
Временно, до 1 января 2008 года, освобождаются от обложении НДС операции по ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины, согласно Закону Украины “О стимулировании производства автомобилей в Украине”, товаров (втом числе машинокомплектов), используемых для строительства и производственной деятельности предприятий по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделии к ним. |
п. 11. 18 Закона оНДС |
п.б "г” раздела 2 |
| 32 |
До 1 января 2008 года облагаются НДС по пулевой ставке операции по поставке автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним собственного производства резидентов, осуществляющих деятельность согласно Закону Украины “ О стимулировании производства автомобилей в Украине”. Эти производители-резиденты обязаны иметь утвержденную Кабинетом. Министров Украины инвестиционную программу. |
п. 11. 19 Закона о НДС |
п. 6 “г” раздела 2 |
| 33 |
Временно, до 1 января 2009 года, освобождаются от налогообложения операции но поставке космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов, наземных сегментов космических систем и их агрегатов, систем и комплектующих, произведенных субъектами космической деятельности. |
п. 11. 27 Закона о НДС |
п.б “г” раздела 2 |
| 34 |
Временно, до 1 января 2009 года, освобождаются от налогообложения операции по ввозу субъектами космической деятельности на таможенную территорию Украины товаров, используемых для производства космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем ) , если такие товары не изготавливаются па территории Украины. |
п. 11 .28 Закона о НДС |
п.б “г” раздела 2 |
| 35 |
До 1 января 2010 года освобождаются от налогообложения: операции по ввозу (пересылке) па таможенную территорию Украины товаров (кроме подакцизных), которые используются для расширения производства и производственной деятельности предприятий по изготовлению боеприпасов, их элементов, н изделий спецхимни. |
п. 11.30 Закона о НДС |
п.б “г” раздела 2 |
| 36 |
В период с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года освобождаются от налогообложения операции но ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины материалов, устройств и комплектующего оборудования (далее - товары), кроме подакцизных, которые используются для производства бронированных боевых машин, если такие товары не производятся предприятиями па территории Украины или те, которые производятся, не отвечают требованиям заказчиков бронированных боевых машин, определенным условиями контрактов. |
п. 11.31 Закона о НДС |
п.б “г” раздела 2 |
| 37 |
В период с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года операции по поставке товаров (работ, услуг), используемых предприятиями концерна “Бронетехника Украины” - исполнителями государственного оборонного заказа и международных контрактов для изготовления и модернизации бронированных боевых машин, а также по поставке бронированных боевых машин и комплектующих изделии к ним, реализуемых государственному заказчику или заказчику по международному контракту, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке. |
п. 11.32 Закона о НДС |
п. 6 “г” раздела 2 |
| 38 |
В период с 1 января 2002 года до 1 января 2007 года для предприятии самолетостроительной промышленности, определенных статьей 2 Закона Украины “О государственной поддержке самолетостроительной промышленности в України”, освобождаются от налогообложения операции по ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины материалов, комплектующих изделий и оборудования (далее - товаров), кроме подакцизных, которые используются для нужд разработки, производства авиационной техники п поставки услуг, если такие товары не производятся предприятиями на территории Украины или те, которые производятся, не отвечают международным классификационным требованиям или требованиям заказчиков продукции (услуг), определенных условиями контрактов. |
п. 11.34 Закона о НДС |
п. 6 “г” раздела 2 |
| 39 |
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет заготовительными предприятиями за операции по поставке ими отдельных видов отходов как вторичного сырья по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины, остается и распоряжении этих предприятий и используется ими на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения. |
п. 11.35 Закона о НДС |
п. 6 “г” раздела 2 |
| 40 |
Временно до 1 января 2006 года плательщики налога при ввозе (пересылке) па таможенную территорию Украины товаров но перечню и в пределах квот, определенных Кабинетом Министров Украины, могут по собственному желанию предоставлять таможенным органам авалированный коммерческим банком вексель на сумму налогового обязательства . |
п. 11. 41 Закона о НДС |
п. 6 “г” раздела 2 |
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 14 (484), 4 апреля 2005г.
Подписной индекс 40783
