РРО: вопросы, интересующие всех!
ВОПРОС: 1. Обязано ли физлицо-единщик, которое на основании п.6 ст.9 Закона о РРО торгует без РРО и РК, выдавать покупателю расчетный документ? Если да, то какой?
2. Наша фирма занимается производственной деятельностью. Собираемся продавать свою продукцию через фирменный магазин. Должны ли мы использовать кассовый аппарат при продаже нашей продукции за наличные?
3. Предприятие имеет несколько обособленных подразделений, которые осуществляют разные виды деятельности из числа названных в Перечне № 1336. Для некоторых из них предельный годовой объем расчетных операций составляет 200 тыс.грн., для некоторых — 75 тыс.грн. Когда и где применять РРО при достижении такого объема?
4. Бар работает круглосуточно. Когда и с какой периодичностью нужно печатать Z-отчет?
5. Мы продаем товары с применением кассового аппарата. 9 апреля пропал свет и мы несколько часов выписывали расчетные квитанции. В тот же день свет появился. Как правильно оформить документы в таком случае? Нужно ли проводить через РРО суммы, на которые выписаны расчетные квитанции?
6. Можно ли наличность после выполнения Z-отчета хранить в сейфе, расположенном в том же помещении, где находится РРО? Имеют ли право налоговики оштрафовать нас в пятикратном размере?
7. В одном из обособленных подразделений мы использовали кассовый аппарат ЭРА 101.08. После ликвидации подразделения мы открыли новый отдел в одном из наших магазинов и хотим поставить туда этот РРО. Ликвидированное подразделение и магазин расположены по разным адресам. Имеет ли право налоговая отказывать нам в перерегистрации этого кассового аппарата, учитывая, что его первичная регистрация запрещена?
8. У нас есть зарегистрированный в ГНИ кассовый аппарат, который мы в течение года не использовали. Нужно ли было нам подавать Отчет об использовании РРО в течение года ? И имеем ли мы право применять такой кассовый аппарат сегодня?
9. Когда к Отчету об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек) подклеивают периодические отчеты?
ОТВЕТ: 1. Ответ на первый вопрос очевиден. Ведь в п.9 ст. 14 Закона о защите прав потребителей читаем: при продаже товара продавец (в т.ч. физическое лицо — единщик) обязан выдать потребителю расчетный документ, удостоверяющий факт покупки, с обозначением о дате продажи. Аналогичное требование содержит п.2 ст.3 Закона о РРО: субъект предпринимательской деятельности (далее — СПД), осуществляющий расчетные операции в наличной форме, при продаже товаров обязан выдать лицу, которое получает или возвращает товар, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.
Понятие "расчетный документ" расшифровано в ст.2 Закона о РРО. В контексте данной ситуации так именуют документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция и т.п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, получения (возврата) денежных средств, напечатанный в случаях, предусмотренных этим Законом, на зарегистрированном в установленном порядке РРО или заполненный вручную. Во исполнение ст.8 Закона о РРО Положением о расчетных документах утверждены формы расчетных документов. Среди них для сферы торговли подходят фискальный кассовый чек (в т.ч. на выдачу денежных средств) и расчетная квитанция (в частности, упрощенная). Означает ли это, что придется применять именно их.
Если вы не торгуете подакцизными товарами, то согласно п.6 ст.9 Закона о РРО вправе не применять ни РРО, ни РК, ни КУРО. Получается, ряд требований ст.3 Закона о РРО на физиц-единщиков не распространяется. Спросите, каких именно? Мы говорим о тех из них, которые невозможно (и не нужно) выполнять из-за освобождения от применения РРО и РК по ст.9. К подобным требованиям относится и вышеупомянутая обязанность выдавать расчетный документ установленной формы (п.2 ст.3 Закона о РРО). Аргументы простые: формы предназначены тем, кто применяет РРО или РК. Вы не применяете, следовательно, и не обязаны использовать именно эти документы.
Таким образом, мы убеждены, что физическим лицам — единщикам разрешено не применять форм расчетной квитанции или фискального кассового чека. Другое дело, если вы пожелаете сделать это добровольно. При этом регистрировать РРО или РК в налоговой инспекции не обязательно. Достаточно их приобрести, чтобы быстро и удобно оформлять документ для покупателя согласно требованию п.9 ст.14 Закона о защите прав потребителей.
Из определения расчетного документа мы узнали, что им может быть и товарный чек. Его форма не утверждена, поэтому, чтобы он стал полноправным расчетным документом, в нем следует предусмотреть ряд реквизитов. Для уверенности предлагаем указать такие же реквизиты, которые есть в расчетной квитанции. То есть в товарном чеке должны быть:
— наименование документа ("Товарный чек");
— фамилия и инициалы предпринимателя (название СПД);
— адрес СПД;
— идентификационный номер ГРФЛ физлица (идентификационный код по ЕГРПОУ юрлица);
— для СПД, зарегистрированных плательщиками НДС, — индивидуальный налоговый номер плательщика НДС;
— информация о товаре: наименование, стоимость единицы измерения, НДС (%) (для плательщиков), стоимость;
— общая сумма расчетов;
— подпись лица, осуществившего расчетную операцию;
— дата осуществления расчетной операции.
2. Как гласит п. 1 ст.9 Закона о РРО, кассовый аппарат не применяют при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания. К сожалению, в законодательстве нет четкого определения термина "предприятие торговли". Как показывает практика, представители государственной налоговой службы настаивают, что такими предприятиями являются те, у которых в справке из управления статистики возле кода КВЭД стоит слово "торговля". Когда статсправка содержит такую информацию, при продаже продукции за наличные РРО применяют обязательно. И наоборот, если соответствующий код КВЭД не присвоен, готовую продукцию со склада или из магазина разрешено продавать без кассового аппарата. Аналогичный вывод можно сделать и относительно предоставления услуг.
3. Действительно, для некоторых форм и условий проведения деятельности, указанных в Перечне № 1336, установлены предельные годовые объемы расчетных операций (200 или 75 тыс.грн.), при достижении которых необходимо в течение месяца перейти на применение РРО. Такие предельные объемы касаются не всего предприятия, а только тех его подразделений, которые осуществляют деятельность, определенную в отдельном пункте вышеупомянутого перечня. Причем планка в 200тыс.грн. установлена для всех обособленных подразделений, осуществляющих одинаковую деятельность, а в 75 тыс.грн. — для каждого обособленного подразделения отдельно. Это следует из п.2 постановления, которым утвержден Перечень № 1336. Итак, при превышении 200 тыс.грн. РРО нужно применять во всех обособленных подразделениях, которые пользовались льготой по какому-то одному пункту Перечня № 1336, а при превышении 75 тыс.грн. — только в том пункте продажи, где оно произошло.
4.Фискальные отчетные чеки следует печатать ежедневно — утверждает п.9 ст.3 Закона о РРО. Слово "ежедневно" немного сбивает с толку, как следствие, возникают сомнения, когда именно печатать Z-отчет. Обязательно ли это делать по окончании суток? Ситуацию прояснило письмо ГНАУ от 07.11.02 г. № 7501/6/23-2119. Налоговики растолковали, что дневной отчет нужно печатать не позднее чем через 24 часа после начала работы РРО. Значит, его можно выбивать ежедневно в определенное время, например в девять утра.
Кстати, в письме ГНАУ есть еще и такой полезный совет. Если предприятие в какие-то дни (предположим, на период праздника) не работает, это должен подтвердить руководитель соответствующим приказом. Иначе проверяющие будут требовать, чтобы за те дни был распечатан дневной отчет, и будут штрафовать за его отсутствие.
5. Алгоритм действий после отключения электроэнергии будет следующий:
1) подсчитать сумму, которая находится в ящике РРО, и выписать на нее расчетную квитанцию с пометкой "служебное внесение" (п.9.7 Порядка ведения КУРО и РК);
2) заполнить графы 1—5 раздела 3 КУРО (п.7.8 Порядка ведения КУРО и РК).
Потом до возобновления электроснабжения на все расчетные операции выписываем расчетные квитанции, как требует ст.5 Закона о РРО.
После того как появился свет, необходимо:
1) подсчитать общую сумму наличности на месте проведения расчетов и выписать на нее расчетную квитанцию с пометкой "служебная выдача" (п.9.7 Порядка ведения КУРО и РК);
2) занести сведения в графы 6—8 раздела 3 КУРО (п.7.8 Порядка ведения КУРО и РК);
3) пробить через РРО общую сумму расчетов*, которые осуществлялись с выпиской расчетных квитанций, отдельно по каждой ставке НДС (п.4.9 Порядка применения РРО);
4) при обнулении оперативной памяти РРО в результате отключения электроэнергии через него проводят сумму расчетов* (отдельно по каждой ставке НДС), осуществленных в период от печати последнего Z-отчета и до отключения электричества. Данную сумму можно взять из
контрольной ленты (п.4.9 Порядка применения РРО);
5) при желании выполнить X-отчет, чтобы сверить его итог с суммой наличности. Они должны совпадать;
6) выполнить Z-отчет (п.4.9 Порядка применения РРО). Теперь можно продолжать работу с использованием кассового аппарата.
6. Сначала рассмотрим, за какое нарушение представители налоговой службы применяют такой штраф. Обратимся к ст.22 Закона о РРО. В ней говорится: финансовую санкцию в пятикратном размере применяют на сумму несоответствия наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном (Z-, X-) отчете.
Теперь разберемся, что считают местом проведения расчетов. "Это место, где осуществляются расчеты с покупателем за проданные товары (предоставленные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (предоставленные услуги) наличные средства..." (ст.2 Закона о РРО). Фактически речь идет о месте, где расположен кассовый аппарат. Поскольку такое место, как правило, не имеет четко определенной границы, при проверке налоговики принимают во внимание деньги, которые находятся в ящике РРО рядом с РРО и в руках у кассира. Поэтому вашему кассиру во время работы стоит как можно реже (а лучше вообще избегать) обращаться к сейфу, в частности для обмена крупных купюр.
7. Кассовый аппарат ЭРА 101.08 действительно относится к тем РРО, первичная регистрация которых запрещена (см. раздел II Государственного реестра регистраторов расчетных операций). Это значит, что его запрещено регистрировать в органах государственной налоговой службы, если он раньше не использовался при проведении расчетных операций (п.4 Положения о Государственном реестре РРО). Но ваш РРО уже зарегистрирован и требует не первичной регистрации, а только перерегистрации из-за изменения места использования. Следовательно, если срок службы, установленный в технической документации на вашу "ЭРУ, еще не истек, налоговая не имеет права отказать вам в перерегистрации.
Напомним: регистрируют РРО в органе ГНС по местонахождению предприятия. Для пользования РРО на территории другой административно-территориальной единицы его, кроме того, необходимо взять на учет еще и в органе ГНС по месту использования (за исключением РРО, которые применяют на объектах выездной торговли). Так утверждают п.2.2 и п.2.9 Порядка применения РРО. Поэтому если ликвидированное обособленное подразделение находилось в иной административно-территориальной единице, чем магазин, в котором вы открываете новый отдел, не забудьте при необходимости снять кассовый аппарат с учета в предыдущем месте использования и поставить в новом.
Для перерегистрации РРО в целях использования его в другой хозяйственной единице** предприятие должно подать в орган ГНС по месту регистрации РРО:
— заявление произвольной формы, в котором указана сфера применения РРО;
— регистрационное удостоверение с отметкой о снятии РРО с учета (при необходимости);
— разрешение на размещение хозяйственной единицы (договор аренды или другой документ на право собственности или пользования хозяйственной единицей).
На их основании должностное лицо органа ГНС изымает регистрационное удостоверение, вносит изменения в Книгу регистраторов расчетных операций и выписывает новое регистрационное удостоверение с таким же номером (п.2.9 Порядка применения РРО). На учет РРО берут при предоставлении СПД регистрационного удостоверения на РРО — должностное лицо органа ГНС осуществляет в нем соответствующую отметку (п.2.8 Порядка применения РРО).
8.Сначала об Отчете. Поскольку вы не снимали кассового аппарата с регистрации, в соответствии с п.7 ст.3 Закона о РРО вам необходимо было ежемесячно предоставлять Отчет (с прочерками).
Идем далее. РРО можно применять и сейчас, если его регистрация не была отменена (добровольно или принудительно). Очевидно, что сами вы этого не делали, иначе подобный вопрос вас не интересовал бы. Принудительно регистрацию, согласно п.2.12 Порядка применения РРО, отменяют, когда:
1) истек срок службы, указанный в технической документации на РРО***;
2) истекли определенные законодательством сроки вывода РРО из эксплуатации;
3) отменяют государственную регистрацию СПД, суд принял решение о ликвидации или банкротстве предприятия на основании документов об отсутствии СПД по местонахождению (месту жительства) более 3-х месяцев;
4) РРО применяли не по сфере применения, определенной Государственным реестром регистраторов расчетных операций;
5) выявлено несоответствие конструкции и(или) программного обеспечения РРО модификации, включенной в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.
Об отмене регистрации в первой и второй ситуациях налоговая инспекция предупредила бы вас за месяц до наступления предельного срока. Третий и четвертый случаи по вполне понятным причинам мы обойдем, а вот на пятом остановимся подробнее. Обратимся к последней редакции решения Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением, которое утверждает Государственный реестр регистраторов расчетных операций (сейчас это решение № 17 от 27.03.04 г), чтобы выяснить, есть ли в нем ваша модель РРО. Если —да, это хорошо, но все равно не спешите его применять. Перед этим обратитесь в сервис-центр с просьбой проверить целостность пломб, корректность работы кассового аппарата и соответствие его программного обеспечения модификации, указанной в Государственном реестре регистраторов расчетных операций. И только при условии, что все в порядке, можете смело работать со своим РРО.
9. Согласно п.2 Порядка предоставления отчетности периодический отчет**** следует подклеивать при предоставлении Отчета (ф. № ЗВР-1) за последний месяц календарного года (не позднее 15 января). Но из п.4 того же документа мы узнаем, что не будет нарушением, если периодический отчет приложить к ЗВР-1 за первый месяц следующего года (не позднее 15 февраля). Периодический отчет формируют из данных по каждому РРО, которые использовали в течение прошлого года, и по каждому РРО, который по своим техническим характеристикам может печатать периодические отчеты с нулевыми суммами за период, когда его не использовали.
----------------------------
* Эти суммы вводят не при помощи операции "служебное внесение", выбивают обычный чек на общую сумму выручки.
** Хозяйственная единица — стационарный или передвижной объект, в т.ч. транспортное средство, где реализуют товары или предоставляют услуги и осуществляют расчетные операции (раздел I Положения о расчетных документах).
*** Если в эксплуатационной документации о сроке службы РРО не говорится, то он составляет 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска (п. 1.5 Порядка доработки ЭККА).
**** Периодический отчет — напечатанный на печатающем устройстве регистратора отчет, который содержит итог данных фискальной информации за любой период, полученный из фискальной памяти этого регистратора (п.2 Требований относительно реализации фискальных функций РРО).
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Закон о РРО — Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
2. Закон о защите прав потребителей — Закон Украины "О защите прав потребителей" от 12.05.91 г. № 1023-XII.
3. Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г № 1336.
4. Требования относительно реализации фискальных функций РРО — Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.02 г. № 199.
5. Порядок предоставления отчетности — Порядок предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
6. Порядок применения РРО — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г № 614.
7. Порядок ведения КУРО и РК — Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от01.12.2000 г № 614.
8. Положение о расчетных документах — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г № 614.
9. Порядок доработки ЭККА — Порядок доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденный решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.99 г № 11.
10. Положение о Государственном реестре РРО — Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением КМУ от 29.08.02 г № 1315.
“Все о бухгалтерском учете”, № 45 (956), 17 мая 2004 г.
