Возникновение и развитие
вексельного обращения и вексельного права

1. История векселя и вексельного права

История возникновения векселя уходит корнями в глубокую древность. Описания античной эпохи, дошедшие до нас, дают основания полагать, что именно в этот период появились первые признаки вексельного обращения. Так, развитие ремесла и торговли в античный период способствовало становлению денежных отношений. Постепенно сами деньги стали объектом торговли. Различные менялы или трапезиты (от греч. "трапез" - стол) осуществляли обмен одних монет на другие. С последующим развитием торговли менялы превращались в "банкиров", которые, наряду с обменом денег, осуществляли прием вкладов, рассчитывались за товары, приобретенные вкладчиком, а также брали на себя обязательства по выплате равноценной суммы денег в иной валюте и в ином месте. Такие денежные операции получили развитие в Месопотамии, Иудее и особенно в Греции.

Некое подобие векселей можно найти в письмах евреев, изгнанных из Франции в период царствования Филиппа Августа в 1181 г. и Филиппа Долгого в 1316 г. Посредством таких тайных писем, составленных в достаточно кратких, сжатых выражениях, евреи с помощью путешественников и иностранных купцов возвращали доверенные своим друзьям капиталы.

Приблизительно так же поступали и гибеллины, которые были изгнаны из Италии гвельфами*. Освоившись в Амстердаме, гибеллины вынуждены были получать оставленное в Италии имущество, пользуясь теми же методами, что и евреи.

Период оформления вексельной сделки исследователи связывают, в основном, с эпохой средневековья. Развитие векселя началось с размена денег, монет. На это указывает и название векселя - фр. lettre de change, итал. lettera di cambio, нем. Wechsel-Brief, Wechsel, англ, bill of exchange. Вероятно, поэтому вексель впервые появился в Италии, где размен денег имел в тот период особое значение. Италия занимала выгодное географическое положение, поскольку находилась на перекрестке торговых путей: товары из Западной Европы через север Италии устремлялись на Восток, таким же путем товары с Востока поступали на европейские рынки. К концу первой половины средневековья северные республики Италии контролируют торговлю Европы и Востока. В результате, в Италию поступает огромное количество разнообразных монет. Надо сказать, что разобраться в том многообразии монет мог только специалист, поскольку в обращении находились монеты, имеющие одинаковое название, но разную ценность, монеты, изношенные от употребления, испорченные по причине обрезки или скобления, поддельные. Поэтому каждую монету необходимо было подвергать пробе по весу, чистоте металла, проверять подлинность ее чеканки. Это могли сделать только менялы, обладавшие достаточными знаниями в данной сфере, знавшие технические приемы проверки подлинности и качества монет и располагавшие значительным капиталом. Менялы, сидевшие на базарной площади за особыми столиками (banca), получили название "банкиры". Помимо размена монет и проверки их на подлинность и качество, менялы выполняли различные денежные операции: выдавали ссуды, принимали на хранение деньги, а также переводили деньги с одного торгового места в другое. Перевод денег с одного торгового места в другое осуществлялся следующим образом. Меняле нужно произвести обмен двух валют: одна валюта имеется в наличии у обменивающегося и предлагается тут же, на месте, а другая валюта отсутствует, она подлежит получению через како-ето время, в ином месте и через другое лицо. Такой обмен облекался в письменную форму в виде договора-вексельного обязательства. Если платежи осуществлялись не менялой, а третьим лицом, то банкир направлял плательщику уведомительное письмо (aviso), на основании которого и выдавались деньги.

Большую роль в развитии векселя сыграла ярмарочная торговля. Ярмарки привлекали большое количество торговцев, способствовали оборачиваемости денежных средств, расширению сферы применения векселя и появлению различных механизмов вексельного обращения. Ярмарочный вексель (cambia nundinarum) получил в XVI-XVII в.в. преобладающее значение, в отличие от векселей, имевших хождение вне ярмарок (de plateis in plateas). Первые считались нормальными (cambia regularia), а вторые оказались случайными (cambia irregularia), так как либо служили для перевода сумм, либо прикрывали ростовщичество. Последние назывались сухими. С такими векселями боролась католическая церковь.

Роль векселя постоянно возрастала. Момент выдачи и момент оплаты по векселю все больше отдалялись друг от друга. Вексель стал использоваться как средство расчетов, когда было недостаточно наличных денег. Векселями расплачивались при совершении сделок, о чем делалась надпись на векселе. На ярмарках начал появляться "акцепт", который заключался в устном, публично выраженном согласии принять предъявленный вексель к платежу. В связи с тем, что не всегда была возможность трассировать (выдавать вексель на свой филиал или на компаньона), приходилось трассировать вексель или на фирму, с которой имелись дружеские отношения, или на своего должника. Со временем на ярмарках появились ярмарочные суды, которые осуществляли взыскание с должника по векселю, не оплатившему его в установленный срок. Неисправный должник подвергался личному задержанию, а имущество его переходило к кредитору.

Таким образом, в "итальянский период" вексель служил инструментом перевода денег и был исключительно платежным документом. Меняла (банкир) выдавал вексель только после получения денег от купца, который мог предъявить его (вексель) к оплате третьему лицу, живущему в другом месте. По таким векселям купцы у себя дома получали "свою валюту", не опасаясь пошлин и грабежей на дорогах.

К концу XVI в. вексельные обычаи в основных своих чертах сформировались: сложилась вексельная терминология, которую мы продолжаем использовать и в настоящее время (акцепт, аваль, протест); выработана форма векселя как письма; известны вексельные курсы. В 1569 году в Боло-нье даже появляется первый вексельный устав. Однако, несмотря на эти новшества, вексель не имеет одного важного свойства - передаваемости, способности переходить от одного лица к другому. Это свойство появляется на рубеже XVI-XVII вв., к концу так называемого итальянского периода развития векселя. Вводится особая форма передачи векселя, которая была названа "индоссаментом" или "жиро". Индоссамент представлял собой пометку на векселе относительно передачи вексельных прав иному лицу. Появление индоссамента вызвало недовольство банкиров, поскольку высвобождало вексель из их рук и передавало его в распоряжение торговцев. Вероятно, поэтому на пути индоссамента были препятствия - то полное его запрещение, то разрешение только однократной передачи. Окончательно индоссамент был признан в следующем за итальянским французском периоде развития векселя. Об этом свидетельствуют указания на индоссамент в Ордонансе Людовика XIV (1673 г.) и в вексельном Уставе Лейпцига (1682 г.). Возникают две формы индоссамента: полный, который сопровождался передачей векселя в собственность, и "препоручительный", который представлял собой передачу векселя для получения по нему средств за счет лица, передавшего вексель, - индоссанта. Появляется также бланковый индоссамент. Такая форма индоссамента заключалась в том, что текст передаточной надписи не писался, ставилась только подпись индоссанта, а место, необходимое для внесения имени индоссата - лица, получившего вексель путем индоссамента, не заполнялась. Внесение имени происходило лишь в момент платежа по векселю.

Развитие экономики требовало совершенствования вексельного права. Важный шаг в этом направлении был сделан во Франции, где 3 апреля 1801 года была создана рабочая группа по разработке торгового уложения. Результатом работы группы стало принятие "Code de Commerce" в виде пяти самостоятельных законов, которые вступили в силу 1 января 1808 года. Этими законами было определено, что главным должником по векселю являлся векселедатель простого векселя и акцептант - переводного. Устанавливалось, что, если в написании имени, сведений о местожительстве, месте выдачи и платежа в векселе имелись ошибки, то данное обязательство превращалось в простую долговую расписку. В соответствии с "Code de Commerce" акцепт должен был выражаться в письменной форме в течение суток по предъявлении векселя. Если в этот период вексель не возвращался предъявителю, он считался не принятым. В этом случае плательщик по векселю должен был возместить убытки. "Code de Commerce" были введены понятия "протест в непринятии векселя" и "протест в неплатеже". В связи с завоеваниями Наполеона I "Code de Commerce" получил широкое распространение и был принят Монако, Бельгией, Испанией, Грецией, Португалией и Голландией.

Однако и "Code de Commerce" не был совершенным источником вексельного права. В третьем, немецком, периоде становления векселя был принят еще один акт вексельного права - Общегерманский Вексельный Устав. Он вступил в силу 1 мая 1849 года в качестве обязательного для всех земель и государств, входивших в состав Германии. Согласно этому Уставу главным должником переводного векселя являлся акцептант и только в случае невыполнения им платежа трассант (векселедатель переводного векселя) и индоссант несли гарантийные обязательства. Требования по векселю могли основываться только на данных, указанных в векселе. Векселедержатель мог передавать вексельные претензии по своему усмотрению. Было признано индоссирование, протест векселей, разрешен бланковый индоссамент. Был сокращен период ответственности по вексельным обязательствам. По истечении периода ответственности, а также при несовершении протеста по векселю обязанным лицом оставался только акцептант по переводному векселю или векселедатель по простому векселю. Но в этом случае он уже считался не вексельным должником, а должником по обыкновенному обязательству. Общегерманский Вексельный Устав был положен в основу вексельного законодательства таких стран как Италия, Швеция, Сербия, Финляндия, Бельгия, Норвегия.

Россия находилась в стороне от мировых торговых путей, поэтому, несмотря на значительное развитие в мире вексельного обращения, в России вексель еще долгое время был неизвестен. Новгород и Псков, поддерживавшие торговые отношения с Ган-зой, вели торговлю исключительно за наличные средства. Поэтому векселя в Новгороде обращались только среди иноземных купцов, русских торговцев они не касались. И лишь иностранные торговцы, поселившиеся в торговых городах России и использовавшие векселя для перевода денег, познакомили русских торговых людей с вексельной формой расчета. Векселя начали применять не только частные лица. Так, Петр I посредством векселей переводил казенные деньги на содержание армии. С целью развития вексельных отношений 16 мая 1729 года правительство Петра II приняло "Устав Вексельный", в основу которого были положены современные ему немецкие вексельные уставы. Текст Вексельного Устава был издан на русском и немецком языках. Согласно Уставу векселя разделялись на казенные и частные. Векселю был придан бесспорный характер. Поэтому надписи, которые на нем делались, не нуждались в подтверждении. Основное внимание в Уставе уделялось переводному векселю, к нему приравнивался и простой. Обязываться векселями было разрешено только купцам и лицам, вступающим с ними в договорные отношения. Были установлены сроки действия векселя. Вексельный Устав России просуществовал более ста лет. Этот Устав 70 раз подвергался изменениям и дополнениям. И только 25 июня 1832 года был принят новый Устав о векселях, в основу которого положено французское и немецкое вексельное законодательство. Новый Устав расширил вексельную дееспособность практически до общегражданской, с исключением лиц духовного звания всех вероисповеданий, нижних воинских чинов (запрет снят 5 июня 1875 года), крестьян, не имеющих недвижимой собственности и не взявших торговых свидетельств, замужних женщин без согласия мужей и неотделенных девиц без согласия родителей. Устав 1832 года просуществовал еще меньше, чем его предшественник. 27 мая 1902 года был утвержден новый Устав о векселях, который вступил в силу 1 января 1903 года. Этим Уставом был снят запрет для крестьян обязываться векселями. Устав просуществовал без изменений до 1917 г. В революционный период вексельный оборот в России стал основной формой функционирования коммерческого кредита. Так, например, в 1901 г. доля вексельного оборота в товарообороте страны составляла 54 %, в 1908 г. - 58 %, а в 1913 г. - 71 %.

2. Современное вексельное право

В 1917 году векселя вместе с другими видами ценных бумаг были объявлены атрибутами капитализма и эксплуатации и поэтому ликвидированы. И только развитие рыночной экономики в период НЭПа (1922-1927 гг.) вновь возродило вексельный оборот, который просуществовал до начала 30-х годов. В1922 году советское правительство приняло * Положение о векселях", в основу которого был положен Устав о векселях 1902 года. Однако период НЭПа был недолгим. С 1927 года начинается закрепление административно-командных методов управления, вытеснение "частника" из хозяйственной жизни, что сделало вексельное обращение невозможным. Постановление ЦИК СНК СССР от 30.01.1930 г. "О кредитной реформе" ликвидировало коммерческий кредит", а с ним и вексельную форму расчетов.

В 20-х годах в Европе и США разразился финансовый кризис, в терминологии марксистов - "кризис перепроизводства". Банковские системы пришли в упадок, и роль векселя чрезвычайно возросла. Учитывая это и преследуя цели унификации вексельного законодательства, в 1930 году в Женеве в рамках Лиги наций 25 стран подписали 3 вексельных Конвенции:

- Конвенцию N 358, устанавливающую Унифицированный закон о переводном и простом векселях (далее - УВЗ);

- Конвенцию N 359, имеющую целью разрешение некоторых коллизий в законодательстве о переводных и простых векселях (далее - Конвенция N 359);

- Конвенцию N 360 о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей (далее - Конвенция N 360).

Конвенция N 358, которой введен Унифицированный закон о переводных и простых векселях (далее - Конвенция N 358), состоит из 11 статей. Она обязывает страны, участвовавшие при ее подписании и впоследствии присоединившиеся к ней, ввести в действие на своих территориях УВЗ на языках ее подлинного текста (английском и французском) либо на своих национальных языках. Вместе с тем каждая из стран вправе внести в текст УВЗ любые оговорки из предусмотренных в Приложении II, заявив об этом при ратификации или присоединении. Эти оговорки должны быть доведены до всех стран-участниц Конвенции N 358 и вступают в силу на девяностый день после получения их текста Генеральным секретарем ООН**. Некоторые оговорки (ст.ст.7, 22) могут использоваться сразу же после ратификации или присоединения с сообщением о них всем участникам Конвенции N 358. Статья 8 этой Конвенции предусматривает возможность и порядок ее денонсирования. Эти оговорки касаются порядка акцепта, протеста векселя и некоторых других вопросов.

Конвенция N 358 содержит два приложения. Первое из них - это Унифицированный закон о переводных и простых векселях. Этим законом определены реквизиты векселей, порядок их оформления, выдачи и оплаты. Отдельные главы посвящены индоссаменту, акцепту, авалю и ряду других вопросов.

Во втором приложении для Высоких Договорных Сторон определены возможности использования (или неиспользования) отдельных пунктов УВЗ. Тем самым была ограничена сфера обязательного применения УВЗ в национальных законах о векселях.

Правила разрешения спорных вопросов по векселям содержатся в Конвенции N 359. В международной практике неоднозначные ситуации могут возникать, если гражданин одной страны подписывает вексель на территории другой страны. При этом появляется проблема - согласно законодательству какой страны следует урегулировать тот или иной спорный вопрос. Общие принципы решения таких проблем и продекларированы в Конвенции N 359.

Суть Конвенции N 360 состоит в том, что действительность обязательств, взятых на себя сторонами по переводному и простому векселю, не может быть обусловлена соблюдением постановлений о гербовом сборе.

В момент принятия Женевских конвенций их подписали Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Греция, Колумбия, Дания, Польша, Эквадор, Испания, Финляндия, Франция, Италия, Япония, Люксембург, Норвегия, Перу, Португалия, Швеция, Швейцария, Чехословакия, Турция, Югославия.

Позднее многие страны либо присоединились к Женевской конвенции с соблюдением требований международного права, предусматривающего, в частности, ратификацию Женевской конвенции, либо, формально не присоединившись к Женевской конвенции, унифицировали свое законодательство на основании УВЗ. К таким странам относятся Алжир, Афганистан, Болгария, Ватикан, Гаити, Гвинея, Заир, Индонезия, Иордания, Ирак, Конго, Кувейт, Ливан, Марокко, Парагвай, Румыния, Сирия, Словакия, Турция, Эфиопия, Южная Корея. СССР, вынужденный считаться с кредитной политикой европейских и азиатских стран, 25 ноября 1976 года присоединился к Женевской конвенции, а 7 августа 1937 года ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о переводном и простом векселе (далее - Положение о переводном и простом векселе), воспроизводящее (с некоторыми отступлениями в статьях 31, 38 и 48) текст УВЗ. Это Положение, по сути, является переводом УВЗ на русский язык. При этом в СССР вексель использовался исключительно во внешней торговле.

Страны, присоединившиеся к Женевским конвенциям, и страны, взявшие эти Конвенции за основу при формировании национального законодательства, образуют Женевскую систему вексельного права.

Не присоединившиеся к Женевской конвенции (Англия, США и др.) сохранили свою разновидность векселя. Ряд государств, также не присоединившихся к Женевской конвенции, приняли в своих вексельных законах Англо-американскую концепцию вексельного права (Австрия, Израиль, Индия, Канада, Пакистан, Кипр, Шри-Ланка, Ирландия, Гана, Новая Зеландия, ЮАР и другие страны, преимущественно бывшие английские колонии). В этих государствах вексельные отношения базируются на английском вексельном законе 1882 года.

Кроме этого, существует и третья система вексельного права Латиноамериканская. К использующим его странам относятся: Боливия, Сальвадор, Венесуэла, Гватемала, Мексика, Гондурас, Куба, Панама, Уругвай, Чили, Египет, Иран, Таиланд, Тайвань и др.

От Женевской и Англо-америкинской систем Латино-америкинская отличается специфическими нормами, которые не свойственны этим вексельным системам.

Таким образом, в практике мирового торгового оборота применяются различные системы вексельного права, что, естественно, затрудняет порядок расчетов между субъектами этого оборота.

Наиболее существенными следует признать отличия между вексельными законами англо-американского права и вексельным правом остальных стран. Так, в США порядок вексельного оборота подпадает под действие положений Единообразного Закона об оборотных документах, цель которого - унификация правовых норм, регулирующих движение оборотных документов во всех штатах. В его основе лежит Английский закон о векселях. В тех случаях, когда этот Закон применить невозможно, должны применяться нормы торгового права, т.е. Единообразного торгового кодекса США, введенного в ряде штатов. Вместе с тем, в США сохраняется широкая свобода кредитно-расчетных, в том числе вексельных операций, что нашло отражение в ст. 102 Единообразного торгового кодекса США: "Кодекс применяется свободно исходя из лежащих в его основе мотивов, целей и политики...". В значительной своей части законодательная власть делегируется судам, в т.ч. и разрешение спорных вопросов вексельного обращения.

Наиболее существенные различия между Женевской и Англо-американской вексельными системами состоят в следующем:

1. Женевская конвенция требует включения наименования "вексель" в сам текст документа. Англо-американское право этого не требует, т.е. само наименование "вексель" к его обязательному реквизиту не относится;

2. Женевская конвенция требует обязательного указания в векселе лица, по чьему приказу должен совершаться платеж. Англо-американское право допускает использование векселя на предъявителя;

3. Женевская конвенция предоставляет право векселедателю полностью освободить себя от ответственности за акцепт векселя путем совершения на нем специальной надписи. При этом полностью сохраняется ответственность векселедателя за платеж по векселю. Англо-американское право разрешает векселедателю отказаться от ответственности и за акцепт и за платеж;

4. Женевская конвенция содержит требования по способу обозначения сроков платежа по векселю. Англо-американское право допускает любой способ обозначения срока***.

5. Женевская конвенция устанавливает, что векселедатель первичного векселя, не будучи формально плательщиком по векселю, остается во всех случаях ответственным за платеж. Вместе с тем, это обязательство остается условным, дополнительным, векселедатель обязан произвести платеж, только если плательщик или акцептант не оплатит или не акцептует вексель. После акцепта векселя плательщиком векселедатель приобретает право регрессного (обратного) требования к акцептанту, отказавшемуся от платежа после оплаты векселя его законному держателю. Это требование Англо-американское вексельное право не содержит;

6. Женевская конвенция устанавливает годичный срок со дня выдачи переводного векселя для заявления его к акцепту, если этот вексель подлежит оплате в определенный срок до его предъявления. Англо-американским правом такой срок не установлен, им допускается заявление векселя к акцепту в течение " разумного срока";

7. Женевская конвенция подробно регламентирует условия и порядок вексельного поручительства (аваля). Англо-американское право понятия "аваль" не содержит вообще.

Вместе с тем, Англо-американское вексельное право требует, чтобы любое лицо, поставившее на векселе свою подпись не как векселедатель и не как акцептант, отвечало как индоссант.

В целях еще большей унификации вексельного законодательства 9 декабря 1988 была принята Конвенция ООН "О международных переводных и международных простых векселях" (Конвенция ЮНИСТРАЛ). Конвенция ЮНИСТРАЛ 09.12.1998 г. была подписана Украиной. 30.06.1990 г. на дату закрытия Конвенцию подписали США, Канада, РСФСР. Эта Конвенция может вступить в силу в случае ее ратификации десятью государствами. Однако пока этого не произошло и по мнению юристов-международников перспектива вступления в силу Конвенции ЮНИСТРАЛ не слишком оптимистична****.

3. Становление вексельного
обращения и вексельного права
в Украине

В советский период вексель в Украине, как и в других республиках СССР, не использовался. Однако с началом экономических реформ, предшествовавших развалу СССР, началась и "юридическая реабилитация" векселя.

Официальная реабилитация векселя в Украине (тогда еще Украинской ССР) произошла 1-го апреля (оцените комизм ситуации!) 1991 года, когда согласно Постановлению Верховного Совета УССР от 27.03.1991 г. N 888 "О порядке введения в действие Закона Украинской ССР "О предприятиях в Украинской ССР" вступил в силу Закон Украины "О предприятиях в Украине", п.5 ст.24 которого предусматривает применение векселей для оформления отношений по предоставлению продавцами товаров (работ, услуг) покупателям (потребителям) товарного кредита. Правда, ни к каким практическим исследованиям "формальная реабилитация векселя" не привела. Следующим шагом по возвращению векселя стало принятие 18.06.1991 г. Закона Украины "О ценных бумагах р фондовой бирже", согласно которому определение порядка выпуска и обращения векселей принадлежит Кабмину Украины (ст.21). При этом Кабмину Украины было поручено определить этот порядок до 01.10.1991г. Соответствующие поручения были даны Минфину и Национальному банку Украины.

Почти одновременно, с интервалом в один месяц, появляются письма НБУ (от 09.09.1991 г. N 16042) и Минфина Украины (от 02.10.1991 г. N 04-304/8-4481), где высказываются предположения о необходимости использования Положения о переводном и простом векселе.

Следует обратить внимание на то, что формально Положение о переводном и простом векселе вступило в действие на территории Украины автоматически согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 12.09.1991 г. N 1545-XII "О порядке действия на территории Украины отдельных актов Союза ССР". Однако никаких практических действий по применению векселя в Украине не было до 17 июля 1992 года, когда Верховная Рада Украины приняла Постановление N 2470-XII "О применении векселей в хозяйственном обороте Украины", согласно которому на территории Украины вводится вексельное обращение с использованием простого и переводного векселей в соответствии с Конвенцией N 358. Данным Постановлением Кабмину и НБУ давалось поручение разработать Правила изготовления и использования вексельных бланков. Кабинет Министров и НБУ утвердили Правила изготовления и использования вексельных бланков совместным постановлением от 10.09.1992 г. N 528 (далее - Постановление N 528; Правила N 528). Как указано в самом постановлении, оно принято в соответствии с Законом Украинской ССР "О ценных бумагах и фондовой бирже" и во исполнение Постановления Верховной Рады Украины "О применении векселей в хозяйством обороте Украины". Ссылка на Закон "О ценных бумагах и фондовой бирже" не случайна, поскольку им была определена компетенция Кабмина относительно определения порядка выпуска и обращения векселей. Исходя из этого, Кабинет Министров совместно с НБУ определяют не только и не столько правила изготовления вексельных бланков (эти правила определены разд.1 Правил N 528), сколько порядок выдачи векселей (разд.II Правил N 528). При этом п.1 разд. II Правил N 528 было определено, что "... До утверждения Порядка выпуска и обращения векселей использование вексельных бланков осуществляется в соответствии с Положением о переводном и простом векселе, утвержденном постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/134U, да и то с учетом особенностей, установленных этими правилами.

При этом в п.2 Постановления N 528 содержалось поручение Министерству финансов, Министерству экономики и Министерству юстиции в двухмесячный срок представить Кабинету Министров Украины проект Порядка. Это поручение так и осталось невыполненным.

Многие юристы, анализируя Постановление N 528, приходили к выводу о том, что они превысили свои полномочия и в Украине должен непосредственно применяться УВЗ, текст которого воспроизведен Положением о переводном и простом векселе, утвержденном ЦИК и СНК СССР, без каких-либо ограничений, так как СССР в свое время присоединился к Женевской конвенции без оговорок. При этом на практике субъекты вексельного обращения, как правило, следовали тем "особенностям" обращения векселей, которые были установлены Правилами N 528. Таких особенностей было шесть.

Две из них полностью соответствовали УВЗ: в хозяйственном обороте могут использоваться как переводной, так и простой векселя, и сумма платежа обязательно заполняется и цифрами, и буквами. Две других носили чисто технический характер: вексельный бланк заполняется печатным и "непечатным" (очевидно, имеется в виду рукописный) способами и вексель подписывается руководителем и главным бухгалтером. Что же касается двух главных особенностей, то они существенно ограничили возможность использования векселей.

Первая "особенность" состоит в ограничении круга субъектов вексельного обращения.

Вторым абзацем п.1 разд.II Правил N 528 установлено, что использовать векселя (вероятно, быть векселедержателями), а также выступать векселедателями, индоссантами и авалистами могут только юридические лица-субъекты предпринимательской деятельности. Эта "особенность" исключила из субъектов вексельного обращения как частных предпринимателей и граждан, не ведущих предпринимательскую деятельность, так и юридических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

При этом уже в следующем абзаце п.1 разд.II Правил N 528 говорится, что Минфин и НБУ, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут выдавать векселя. Позднее в Украине было принято несколько законодательных и нормативных актов, в которых установлено, что векселедателями могут быть также органы Пенсионного фонда и Государственное казначейство, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.

Еще одна установленная Правилами N 528 "особенность" вексельного обращения состояла в том, что "Векселя могут выдаваться только для оплаты за поставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, за исключением векселей Минфина, Национального банка и коммерческих банков".

Несколько позднее Национальным банком Украины был утвержден Порядок проведения банками операций с векселями от 25.02.1993 г., который обеспечивал создание механизма использования векселя как орудия кредитования и как платежного средства.

Применение этих двух нормативных актов значительно расширяло возможности правового регулирования вексельного обращения.

Наряду с созданием нормативной базы, регулирующей вексельное обращение, издаются нормативные акты, призванные запустить вексельное обращение. Речь идет о Законе Украины от 02.09.1993 г. N 3425-XII "О нотариате", который предоставил нотариусам право на совершение протеста векселей в неплатеже и неакцепте.

Конкретизация вышеуказанных вопросов нашла свое отражение и в Инструкции "О порядке осуществления нотариальных действий нотариусами Украины", утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 14.06.1994 г. N 18/5.

24.05.1993 г. - вступает в силу Положение о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины, утвержденное решением Правления Национального банка Украины от 24.05.1993 г. N 37, которое предусматривает, что порядок использования векселей в хозяйственном обороте регулируется отдельным положением. Какого-либо другого положения, кроме Положения о переводном и простом векселе, законодательство Украины не знало.

02.11.1993 г. - вступает в силу Указ Президента Украины от 02.11.1993 г. N 504/93 "Об уплате государственной пошлины за вексельные бланки", п.2 которого устанавливает порядок приобретения вексельных бланков (они покупаются предприятиями в коммерческих банках Украины). При приобретении вексельных бланков покупатели в обязательном порядке, кроме стоимости бланка, должны уплатить государственную пошлину за каждый бланк в размере 10 % необлагаемого минимума доходов граждан, если иное не предусмотрено законодательством Украины.

01.12.1993 г. - вступает в силу инструктивное письмо Национального банка Украины N 22001/279 "О порядке учета и выдачи простых и переводных векселей", изданное во исполнение вышеупомянутого Указа Президента N 504/93 и запрещающее изготовление бланков векселей предприятиями и коммерческими банками.

Наряду с нормативными актами, содержащими исключительно нормы вексельного права, принимаются Законы, в которых регламентируются отдельные вопросы вексельного обращения.

Статья 53 Закона Украины от 02.10.1992 г. N 2654-XII "О залоге" регламентирует пЪрядрк заключения договора залога ценных бумаг и в том числе векселя. В соответствии с этой статьей договор залога векселя осуществляется путем индоссамента и вручения залогодержателю индоссированной ценной бумаги. Из отношений залога вытекает такой специфический метод исполнения обязательств, как внесение ценных бумаг в депозит.

Законодатель не только расширял правовое поле применений векселя, но иногда и сужал его. Так, пункт 17 Положения об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утвержденного Указом Президента Украины от 19.02.1994 г. N 55/94, запрещает Инвестиционному фонду выпускать векселя.

Несмотря на это, вексель долгое время слабо использовался в хозяйственном обороте.

Таким образом, к середине 1994 года в основном было завершено создание нормативной базы вексельного обращения. Однако его механизм запустить так и не удавалось. Причин этому было немало, как объективного, так и субъективного характера. Поэтому власти принимают ряд мер по внедрению векселей в хозяйственную практику.

Первыми нормативными актами в этом направлении являются Указ Президента Украины от 14.09.1994 г. N 530/94 "О выпуске и обращении векселей для покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Указ N 530) и Порядок проведения зачета взаимной задолженности и оформления ее векселями, разработанный Национальным банком в соответствии с этим Указом.

Несмотря на то, что широкомасштабное введение векселя в хозяйственный оборот проводилось административными мерами, однако необходимость проведения таких мер была вызвана объективным состоянием финансово-кредитной системы.

По данным Министерства статистики, кредиторская и дебиторская задолженность в Украине на 1 августа 1994 года достигла соответственно 280 и 240 трлн. крб., что едва ли не в тридцать раз превышало сумму всех (наличных и безналичных) денег в обращении. Взаимная задолженность предприятий так переплелась, что вряд ли они сами могли бы разобраться в своих финансах. Распутать узел взаимных долгов должен был Указ N 530.

В соответствии с п.1 данного Указа субъекты предпринимательской деятельности, по результатам взаимозачета, должны были до 1 ноября 1994 года оформить просроченную задолженность простыми векселями, со сроком платежа 28 февраля 1995 года. Позднее, когда стало ясно, что ни банки, ни предприятия в срок до 01.11.1994 г. не укладываются, Указом Президента Украины от 14.10.1994 г. N 610/94 "Об оперативной межведомственной комиссии по вопросам преодоления платежного кризиса и о некоторых мерах по упорядочению расчетов и платежей" (далее - Указ N 610) срок оформления задолженности был продлен до 21 ноября 1994 года.

Предприятие-должник становилось векселедателем, предприятие-кредитор векселедержателем. Сумма обязательств по одному векселю не должна была превышать 100 млн.крб.

С целью активизации процесса оформления задолженности векселями были предусмотрены специальные правила, направленные на его стимулирование. Пункт 3 Указа N 530 предусматривал, что в случае отказа должника оформить задолженность векселем кредитор имеет право безакцептного списания суммы задолженности или объявления такого субъекта предпринимательской деятельности не способным удовлетворить предъявленные к нему требования. В то же время, п. 7 Указа N 610 устанавливал, что субъекты предпринимательской деятельности, не требовавшие оформления векселем кредиторской задолженности, теряют право на возврат такой задолженности без какого-либо возмещения и должны списать ее на собственные убытки. Предполагалось, что эти меры должны были дисциплинировать как кредиторов, так и должников и, в конечном счете, повысить эффективность предпринимаемых шагов по преодолению кризиса неплатежей.

Указ Президента Украины от 14.09.1994 г. N 530/94 "О выпуске и обращении векселей для покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины" предусматривал возможность передачи векселя путем индоссамента, в том числе в залог, а также для осуществления иных операций в соответствии с действующим законодательством.

Указ N 530 предусматривал рефинансирование Национальным банком Украины учетных и ссудных операций с векселями, осуществляемых коммерческими банками. Разъяснения по кредитованию коммерческих банков по операциям, связанным с вексельным обращением утвержденные постановлением Правления НБУ от 05.12.1994 г. N 203, предусматривали проведение рефинансирования либо путем принятия векселей под залог, либо путем их переучета.

Указ N 530 предусматривает постоянное использование векселей для оформления просроченной задолженности. Вскоре, после первого взаимозачета, Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.05.1995 г. N 379 "О проведении зачета взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины и оформления просроченной задолженности векселями" было предусмотрено проведение в июне 1995 года второго взаимозачета.

Затем, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.12.1995 г. N 960 "О проведении зачета взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины и оформления задолженности векселями" происходит третий взаимозачет. Во исполнение данного постановления НБУ принимает Порядок проведения зачета взаимной задолженности с последующим оформлением ее векселями, утвержденный постановлением Правления от 04.12.1995 г. N 22017/940-5855-322, который, в основном, регламентирует техническую сторону использования векселей. Документ предусматривает использование при проведении зачета не только простых, но и переводных векселей.

Первые векселя, которые получили достаточно широкое распространение в хозяйственной практике, можно считать "ведомственными", так как они выпускались в соответствии с решениями центральных экономических ведомств. К таким векселям прежде всего следует отнести печальноизве-стные "векселя ИДЦЭ", которые в огромном количестве поступили в свободное обращение и приобретались с огромными дисконтами, что вызвало многочисленные проверки и громкие скандалы.

Несколько позднее на рынке появились так называемые казначейские векселя; их появление было предусмотрено Постановлением КМ Украины от 17.05.1996 г. N 537 "О результатах реализации законодательных и иных нормативных актов, принятых во исполнение Указа Президента Украины от 22 мая 1995 г. N 88, и дополнительные мероприятия, направленные на преодоление платежного кризиса и снижение уровня инфляции". Впоследствии было принято Постановление КМ Украины от 27.06.1996 г. N 689 "Об утверждении порядка применения векселей Госказначейства" и введена в действие, утвержденная приказом Минфина от 09.12.1997 г. N 269 Инструкция о порядке выдачи, учета и погашения векселей Государственного казначейства Украины". Названные документы предусматривали выдачу векселей в счет расходов Госбюджета, которые не могут быть профинансированы. "Казначейские векселя", должны были приниматься в счет задолженности предприятий по налогам, уплачиваемым в Госбюджет. Первыми держателями таких векселей стали бюджетные организации, а структурой, осуществляющей операции с такими векселями, стал Укрспецфин. Надо отметить, что такой порядок противоречил Правилам N 528, которые разрешали выдачу векселей только по товарным операциям, исключение делалось лишь для коммерческих банков, но никак не для Госказначейства. Кроме того, подобная схема противоречила и налоговому законодательству, по которому налоги должны уплачиваться только в денежной форме. Тем не менее использование векселей для решения бюджетных проблем способствовало их распространению. Позднее векселя стали использоваться для оформления задолженности перед Пенсионным фондом.

Параллельное "ведомственным" и "казначейскими" векселями в рбращение поступили так называемые местные векселя, которые выпускались "по распоряжению облгосадминистраций" (что само по себе нонсенс) крупными коммунальными предприятиями для оформления задолженности перед другими предприятиями. "Местные векселя" "принимались" в уплату налогов, поступающих в местные бюджеты.

Постепенно выдавать вексель за приобретенное сырье стали крупные металлургические предприятия, эти векселя затем "обменивались на их продукцию" с большим дисконтом. Конечно, вкус таких операций не могли не почувствовать и другие предприниматели. В стране возникли "вексельные центры". Векселя начинают "скупать" торговцы ценными бумагами. Они же начинают заключать договоры на продажу векселей "на условиях комиссии".

Но особенно бурное развитие вексельное обращение получило после вступления в силу Указа Президента Украины от 04.03.1998 г. N 167/98 "О мерах по повышению ответственности за расчет с бюджетом и государственными фондами". Этот Указ ввел так называемый налоговый залог и установил запрет на заключение договоров перевода долга и уступки права требования. Это подтолкнуло предпринимателей к широкому применению векселя в качестве инструмента передачи права требования и расчетов без денег. 1998-й год вполне можно считать "годом признания векселя". Теперь без него не обходится практически ни один предприниматель. ________________________

* Гибеллины и гвельфы - политические направления в Италии в XII-XV вв.

** В тексте Конвенции N 358 речь идет о Генеральном секретаре Лиги Наций, функции которой в плане Женевской конвенции выпоняет сегодня ООН,

*** Необходимо отметить, что и Женевская конвенция, и Англо-американское право разрешают вообще не указывать срок платежа, что не лишает вексель законной силы. В таких случаях он подлежит оплате по предъявлению.

**** См. Л.Г. Ануриева. Международное частное право. Том 2, с. 402.

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 12 (326) от 25 марта 2002 г.
Подписной индекс 40783