КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

Как уплачивать фиксированный сельхозналог

С 1 января 1999 года предприятия - производители сельскохозяйственной продукции перешли на уплату фиксированного сельскохозяйственного налога. И хотя с целью стабилизации сельскохозяйственного производства такие предприятия освобождаются от уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога на два года и начнут уплачивать его только с 1 января 2001 года, вопросы относительно взимания налога уже волнуют многих плательщиков. На некоторые из них отвечают специалисты ГНА Украины.

Срок действия фиксированного сельхозналога

ВОПРОС: 1. Действует ли в 1999 году ст.14 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"?

2. Освобождены ли предприятия-сельхозпроизводители от уплаты в бюджет части амортотчислений?

3. Профессионально-техническое училище имеет подсобное хозяйство по выращиванию овощей, в котором работают учащиеся (хозяйство не является юридическим лицом, не имеет своего счета в учреждении банка, не ведет самостоятельно расчеты с бюджетом).

Может ли в этом случае ПТУ уплачивать налог на прибыль, которую получает подсобное хозяйство, в порядке, установленном для сельхозпроизводителей?

4. Фермер занимается производством и реализацией молока и мяса. Кроме того, часть земли он сдает в аренду. Может ли он уплачивать фиксированный налог?

5. Если фермер уплачивает фиксированный сельскохозяйственный налог, нужно ли ему еще приобрести патент для осуществления торговой деятельности?

6. Как нужно вычислять сумму фиксированного сельскохозяйственного налога, если хозяйство получает доход от продукции собственного производства (растениеводства), имеет земельный участок общей площадью 300 га пахоты, 500 га сада?

Денежная оценка земель составляет для 1 га пахоты 2635 грн.. для 1 га сада - 18000 грн. Хозяйство расположено в горной зоне.

7. В каком случае к фиксированному сельскохозяйственному налогу применяются коэффициенты?

8. Может ли плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога уплачивать его продукцией собственного производства?

9. В каком случае арендаторы земельного участка включают в расчет уплату фиксированного сельскохозяйственного налога?

ОТВЕТ: 1. В соответствии с Законом Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. указанный налог действует с 1 января 1999 года и до 1 января 2004 года для сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, предусмотренных законами Украины, крестьянских и других хозяйств, занимающихся производством (выращиванием), переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, у которых сумма, полученная от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продукции ее переработки за предыдущий отчетный (налоговый) год, превышает 50 процентов общей суммы валового дохода предприятия.

Фиксированный сельскохозяйственный налог заменяет уплату целого ряда налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе и налога на прибыль.

Учитывая это, п.4 ст.9 вышеуказанного Закона предусмотрено остановить для сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога действие отдельных норм Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (за исключением п.п.7.7, 7.8, 13.1, 13.2, 13.6, 13.7, 13.8).

Таким образом, с 1 января 1999 года и до 1 января 2004 года при налогообложении предприятий, которые по приведенным выше признакам относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, следует руководствоваться нормами Закона Украины "О фиксированном сельскохозяйтвенном налоге" от 17.12.98 г. При этом п.1 ст.9 названного Закона с целью стабилизации сельскохозяйственного производства с 1 января 1999 года и до 1 января 2001 года от уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога освобождены сельскохозяйственные товаропроизводители, которые в соответствии с нормами этого Закона являются плательщиками этого налога. Следует учитывать, что согласно изменениям, внесенным в указанный Закон 03.02.99 г., плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога не освобождаются от уплаты средств на обязательное государственное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование.

2. 16 марта 1999 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О внесении изменения в статью 22 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", которым плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога освобождены от уплаты в бюджет 10-ти процентов амортизационных отчислений.

Таким образом, со дня вступления в силу указанного Закона Украины, то есть с 1 января 1999 года. предприятия - производители сельскохозяйственной продукции, которые перешли на уплату фиксированного сельскохозяйственного налога, освобождаются от уплаты 10-ти процентов амортизационных отчислений.

3. Особый порядок налогообложения и сроки уплаты налога на прибыль для предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции определены ст.14 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции от 22.05.97 г., с изменениями и дополнениями). При этом в соответствии с п.16.4 ст.16 указанного Закона с целью налогообложения к предприятиям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, валовой доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50 процентов от общей суммы валового дохода.

Поскольку основным видом деятельности профессионально-технического училища является образовательная деятельность, а выращивание овощей - только подсобное производство, то при налогообложении прибыли такого хозяйства следует применять общий порядок налогообложения и уплачивать налог в бюджет ежеквартально.

4. В соответствии со ст.2 Закона Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. N 320- XIV плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются все без исключения сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся производством, выращиванием, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, у которых сумма полученного дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки за отчетный год превышает 50% от общей суммы валового дохода.

В случае, если в 1998 году доход, полученный от реализации и переработки выращенного скота, превышает доход, полученный от сдачи в аренду земельного участка, то владелец фермы имеет право уплачивать фиксированный сельскохозяйственный налог, который начисляется с учетом размера земельного участка.

5. В соответствии со ст.1 Закона Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. N 320- XIV фиксированный сельскохозяйственный налог уплачивается вместо двенадцати обязательных платежей, к которым относятся:

- налог на прибыль предприятий;

- плата (налог) за землю;

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- коммунальный налог;

- сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

- сбор в Фонд по осуществлению мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населений;

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;

- сбор на обязательное пенсионное страхование;

- сбор в Государственный инновационный фонд;

- плата за приобретение торгового патента на осуществление торговой деятельности;

- сбор на специальное использование природных ресурсов (относительно пользования водой для нужд сельского хозяйства).

Итак, патент для осуществления торговой деятельности приобретать не нужно, потому что этот сбор входит в состав фиксированного сельскохозяйственного налога.

В соответствии с п.10 Порядка расчета фиксированного сельскохозяйственного налога и заполнения формы расчета, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.99 г. N 230, плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога после сдачи расчета фиксированного сельскохозяйственного налога орган государственной налоговой службы выдает заверенную печатью справку, которая подтверждает его статус плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога.

6. В соответствии с Положением о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99 г. N 658, сумма фиксированного сельскохозяйственного налога на текущий год определяется налогоплательщиком исходя из площади сельскохозяйственных угодий и их денежной оценки, проведенной по состоянию на 01.07.95 г. в соответствии с Методикой денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 23.03.95 г. N 213.

Расчет фиксированного сельскохозяйственного налога осуществляется по форме, утвержденной Государственной налоговой администрацией Украины, и предоставляется в орган государственной налоговой службы по месту нахождения налогоплательщика ежегодно до 1 февраля текущего года.

Согласно указанной Методике денежная оценка земель указанного хозяйства составит:

- одного гектара пахоты - 2635 грн.;

- сада - 18000 грн.

В частности, по пахоте - 2635 х 0,3: 100 = 7905 х 300 = 23715;

по саду - 18000 х 0.1 : 100 = 18 х 500 = 9000.

Учитывая вышесказанное, фиксированный сельскохозяйственный налог составит 23715 + 9000 = 32715 грн. на год.

В случае, когда в отчетном периоде происходит изменение площадей сельскохозяйственных угодий в связи с приобретением права землевладельца или землепользователя, соответственно, землевладелец или землепользователь обязан осуществить уточнение сумм налоговых платежей на период до окончания налогового года и в течение месяца предоставить расчеты в органы государственной налоговой службы по месту расположения земельного участка вместе с извлечением из Государственного земельного кадастра о составе земельных угодий и их денежной оценке.

Государственные землеустроительные организации уточняют денежную оценку сельскохозяйственных угодий в связи с изменением их состава и уведомляют об этом налогоплательщиков и органы государственной налоговой службы.

7. В соответствии со ст.2 Закона Украины от 17.12.98 г. N 320-XIV "О фиксированном сельскохозяйственном налоге", если у сельскохозяйственного производителя начисленная в 1997 году сумма налогов и сборов (обязательных платежей) превышает сумму фиксированного налога более чем в три раза, то к сумме фиксированного налога применяются следующие коэффициенты:

- в случае превышения в три или четыре раза - 1,5;

- в случае превышения более чем в четыре раза - 2.

Например:

Хозяйство за 1997 год уплатило налогов и сборов на сумму 154000 грн. В 1999 году оно становится плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога, который составляет 35000 грн. в год. то превышение составляет 154000 : 35000 = 4,4. В этом случае применяется коэффициент 2.

35000 х 2 = 70000 грн.

То есть в 1999 году это хозяйство должно уплачивать налог в сумме 70 тыс.грн.

Уплата фиксированного сельхозналога сельскохозяйственной продукцией

8. Действительно, в соответствии со ст.2 Закона Украины от 17.12.98 г. N 320-XIV "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога имеют право на выбор: уплачивать фиксированный сельскохозяйственный налог в денежной форме или в виде поставок сельскохозяйственной продукции.

Количество сельскохозяйственной продукции с одного гектара сельскохозяйственных угодий устанавливается в начале года и не подлежит корректировке в зависимости от изменения цены на сельскохозяйственную продукцию в течение налогового года.

Вычисление количества сельскохозяйственной продукции с одного гектара сельскохозяйственных угодий, которая должна поставляться в счет фиксированного сельскохозяйственного налога, осуществляется исходя из эквивалента - одной тонны пшеницы мягкой третьего класса, отвечающей межгосударственному стандарту ГОСТ 9353-90, по цене, которая ежегодно устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Количество сельскохозяйственной продукции с одного гектара сельскохозяйственных угодий, которая должна поставляться в счет фиксированного сельскохозяйственного налога, определяется как соотношение стоимости одной тонны пшеницы к стоимости одной тонны соответствующей продукции. Такое соотношение устанавливается ежегодно Верховным Советом Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами до утверждения соответствующего бюджета, но не позднее 1 января года, следующего за отчетным бюджетным годом, исходя из установленной Кабинетом Министров Украины цены одной тонны пшеницы.

Поставка зерна в счет фиксированного сельскохозяйственного налога осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в определенные ими по согласованию с районной государственной администрацией сроки, но не позднее 15 октября - из продукции ранних зерновых культур, до 1 декабря - из продукции поздних зерновых и технических культур, а поставка продукции животноводства - ежемесячно, но не позднее последнего дня текущего месяца.

При этом необходимо соблюдать нормы ст.5 упомянутого Закона, которая устанавливает уплату налога ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

9. В соответствии с Положением о порядке взимания и учета фиксированного сельскохозяйственного налога, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1999 года N 658, когда плательщик фиксированного сельскохозяйственного налога сдает сельскохозяйственные угодья в аренду, арендованные площади не могут включаться в расчет уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога арендатора.

В случае, когда сельскохозяйственные угодья сдаются в аренду неплательщиком фиксированного налога, арендованные площади включаются в расчет суммы фиксированного сельскохозяйственного налога арендаторами.

В обоих случаях арендатором вносится предусмотренная договором арендная плата за землю.

Анатолий ШАЛАНСКИЙ,
заместитель начальника Управления
местных налогов и сборов и неналоговых платежей

Екатерина ТИМОХИНА,
государственный налоговый инспектор