Введены новые штрафные санкции за нарушение
норм обращения наличности

Комментарий к Указу Президента Украины
"О внесении изменений в Указ Президента Украины
от 12 июня 1995 года N 436" от 11 мая 1999 года N 491/99.

Новой редакцией Указа Президент ужесточил финансовые санкции, применяемые к нарушителям норм обращения наличности, расширил круг потенциальных нарушителей, включив в него постоянные представительства нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, и увеличил число нарушений, за которые могут быть применены санкции.

Так, согласно ст.1 новой редакции Указа дополнительно установлены санкции:

- за расходование наличных из выручки и других кассовых поступлений на оплату труда, материальной помощи (при наличии налоговой задолженности);

- за превышение установленных сроков использования наличных, выданных под отчет;

- за выдачу наличных под отчет без полного отчета по ранее выданным суммам;

- за наличные расчеты без предоставления получателем средств платежного документа, подтверждающего уплату средств;

- за использование полученных в банке наличных средств не по целевому назначению.

Внимание! Установленные Указом санкции применяются за нарушение норм регулирования обращения наличных В НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ.

Для удобства анализа новых нововведений предлагаем вниманию читателей сравнительную таблицу финансовых санкций за нарушение норм обращения наличности, составленную на основании старой и новой редакции Указа.

Сравнительная таблица финансовых санкций
за нарушение норм обращения наличности

+---------------------------------------------------------------------------+
¦ Старая редакция Указа ¦ Новая редакция Указа ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦за превышение установленных ¦за превышение установленных лимитов остатка ¦
¦лимитов остатка наличности ¦наличности в кассах - в двукратном размере ¦
¦в кассах - в двукратном раз- ¦сумм выявленной сверхлимитной наличности за ¦
¦мере сумм выявленной ¦каждый день ¦
¦сверхлимитной наличности ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦за неоприходование (неполное ¦за неоприходование (неполное оприходование) ¦
¦оприходование) в кассах на- ¦в кассах наличности - в пятикратном размере ¦
¦личности - в пятикратном ра- ¦неоприходованной суммы ¦
¦змере неоприходованной суммы ¦ ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦ ¦за расходование наличности с выручки, полу- ¦
¦ ¦ченной от реализации продукции (работ,услуг) ¦
¦ ¦и иных кассовых поступлений, на выплату за- ¦
¦ - ¦работной платы, материального поощрения, по- ¦
¦ ¦собий всех видов, компенсаций при наличии ¦
¦ ¦налоговой задолженности - в размере осу- ¦
¦ ¦ществленных выплат ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦ - ¦за превышение установленных сроков исполь- ¦
¦ ¦зования выданной под отчет наличности ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦ ¦за выдачу наличных средств под отчет без ¦
¦ - ¦полной отчетности по ранее выданным сред- ¦
¦ ¦ствам - в размере 25 процентов выданных под ¦
¦ ¦отчет сумм ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦ ¦за проведение наличных расчетов без пред- ¦
¦ ¦ставления получателем средств платежного ¦
¦ ¦документа (товарного или кассового чека, ¦
¦ - ¦квитанции к приходному ордеру, иного пись- ¦
¦ ¦менного документа), который бы подтверждал ¦
¦ ¦уплату покупателем наличных средств, - в ¦
¦ ¦размере уплаченных средств ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦ ¦за использование полученных в учреждении ¦
¦ - ¦банка наличных средств не по целевому назна- ¦
¦ ¦чению - в размере израсходованной наличности ¦
+-----------------------------+---------------------------------------------¦
¦за неустановление лимитов ¦за неустановление учреждениями коммерческих ¦
¦остатков касс - в пятиде- ¦банков лимитов остатка наличности в кассах ¦
¦сятикратном размере необла- ¦с них взыскивается штраф в пятидесятикратном ¦
¦гаемого минимума доходов ¦размере необлагаемого минимума доходов гра- ¦
¦граждан за каждый случай ¦ждан за каждый случай такого неустановления ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

Теперь о законности применения органами налоговой службы штрафных санкций по данному Указу Президента. Законом Украины от 05.02.98 г. "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (далее - Закон о госналогслужбе) была установлена ныне действующая редакция ст.11 Закона о госналогслужбе. Согласно данной статье налоговые органы имеют право:

"применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

- однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или иного платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой, - в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, иного платежа;

- десяти процентов надлежащих к уплате сумм налогов, иных платежей за непредоставление или несвоевременное предоставление органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений и иных документов, необходимых для исчисления налогов, иных платежей, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление учреждениям банков платежных поручений на уплату налогов, иных платежей;"

Из цитаты следует, что Закон Украины о госналогслужбе не дает права налоговым органам применять к предприятиям санкции за нарушение норм обращения наличных.

Согласно п.3 части II Закона Украины от 05.02.98 г. "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" до приведения законодательства в соответствие с данным Законом законодательные и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей этому Закону.

Поскольку Указ Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" в части предоставления права налоговым органам штрафовать предприятия "за наличку" противоречит этому Закону, он (Указ) не должен применяться. Однако, как показывает практика, на данное нарушение Закона о госналогслужбе сама госналогслужба не обращает внимания.