Документ втратив чиннiсть!

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

( Закон утратил силу на основании Закона
N 5083-VI от 05.07.20
12 )

О внесении изменений в Закон Украины
"О Государственной налоговой службе в Украине
"

Верховная Рада Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

I. Внести в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., N 15, ст.84; 1995 г., N 1, ст.3, N 30, ст.229; 1996 г.,N 31, ст. 148) следующие изменения:

1. Статьи 1-5, 7-12 и 14 изложить в следующей редакции:

Статья 1. Система органов государственной налоговой службы

К системе органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах (далее - органы государственной налоговой службы).

В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее - налоговая милиция).

Государственная налоговая администрация Украины в зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий может создавать межрайонные (на два и более районов), объединенные (на город и район) государственные налоговые инспекции и в их составе соответствующие подразделения налоговой милиции.

В Государственной налоговой администрации Украины и государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создаются коллегии. Численность и состав коллегии Государственной налоговой администрации Украины утверждаются Кабинетом Министров Украины, а коллегий государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе Государственной налоговой администрацией Украины. Коллегии являются совещательными органами и рассматривают важнейшие направления деятельности соответствующих государственных налоговых администраций.

Структура Государственной налоговой администрации Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 2. Задачи органов государственной налоговой службы

Задачами органов государственной налоговой службы являются:

осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством (далее - налоги, другие платежи);

внесение в установленном порядке предложений относительно усовершенствования налогового законодательства;

принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

формирование и ведение Государственного реестра физических лиц плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лиц;

разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;

предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях.

Статья 3. Законодательство, которым руководствуются органы
Государственной налоговой службы

Органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховного Совета Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, изданными в пределах их полномочий.

Статья 4. Подчиненность органов Государственной налоговой службы и
их взаимодействие с другими органами

Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подчиняются Государственной налоговой администрации Украины.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции подчиняются соответствующим государственным налоговым администрациям в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Органы государственной налоговой службы Украины координируют свою деятельность с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственными таможенной и контрольно-ревизионной службами, другими контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств.

Статья 5. Назначение руководителей органов государственной налоговой службы

Государственную налоговую службу Украины возглавляет Председатель Государственной налоговой администрации Украины, которого назначает на должность и освобождает с должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Заместители Председателя Государственной налоговой администрации Украины назначаются на должность и освобождаются с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины. Количество заместителей Председателя Государственной налоговой администрации Украины определяется Кабинетом Министров Украины.

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют председатели, которые назначаются на должность и освобождаются с должности Кабинетом Министров Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах,межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются с должности Председателем Государственной налоговой администрации Украины по представлению председателей соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Начальники управлений налоговой милиции назначаются Председателем Государственной налоговой администрации Украины";

"Статья 7. Статус органов государственной налоговой службы

Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, соответствующие бланки, счета в учреждениях банков.

Раздел II
Функции органов государственной налоговой службы

Статья 8. Функции Государственной налоговой администрации Украины

Государственная налоговая администрация Украины осуществляет следующие функции:

1) выполняет непосредственно, а также организовывает работу государственных налоговых администраций и государственных налоговых инспекций, связанную с:

осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах, других платежах, валютных операциях, порядка расчетов с потребителями с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы, услуги, а также контроля за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

осуществлением контроля за соблюдением исполнительными комитетами сельских и поселковых советов порядка принятия и учета налогов, других платежей от налогоплательщиков, своевременностью и полнотой перечисления этих сумм в бюджет;

учетом налогоплательщиков, других платежей;

выявлением и ведением учета поступлений налогов, других платежей;

2) издает в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовые акты и методические рекомендации по вопросам налогообложения;

3) утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, деклараций о валютных ценностях, образец карточки физического лица плательщика налогов и других обязательных платежей, форму уведомления об открытии или закрытии юридическими лицами, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности банковских счетов, а также формы отчетов о работе, проведенной органами государственной налоговой службы;

4) разъясняет через средства массовой информации порядок применения законодательных и других нормативно-правовых актов о налогах, других платежах и организовывает выполнение этой работы органами государственной налоговой службы;

5) осуществляет меры по подбору, расстановке, профессиональной подготовке и переподготовке кадров для органов государственной налоговой службы;

6) предоставляет органам государственной налоговой службы методическую и практическую помощь в организации работы, проводит обследование и проверку ее состояния;

7) организовывает работу по созданию информационной системы автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ органов государственной налоговой службы;

8) разрабатывает основные направления, формы и методы проведения проверок соблюдения налогового и валютного законодательства;

9) при выявлении фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, или действий, создающих условия для такой деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим органам по борьбе с организованной преступностью;

10) передает соответствующим правоохранительным органам материалы по фактическим правонарушениям, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;

11) представляет Министерству финансов Украины и Главному управлению Государственного казначейства Украины отчет о поступлениях налогов, других платежей;

12) вносит предложения и разрабатывает проекты международных договоров относительно налогообложения, выполняет в пределах, определенных законодательством, международные договоры по вопросам налогообложения;

13) предоставляет физическим лицам - плательщикам налогов и других обязательных платежей идентификационные номера и направляет в государственную налоговую инспекцию по месту жительства физического лица или по месту получения им доходов либо по местонахождению объекта налогообложения карточку с идентификационным номером и ведет Единый банк данных о налогоплательщиках - юридических лицах;

14) прогнозирует, анализирует поступления налогов, других платежей, источники налоговых поступлений, изучает влияние макроэкономических показателей и налогового законодательства на поступления налогов, других платежей, разрабатывает предложения относительно их увеличения и уменьшения потерь бюджета;

15) обеспечивает изготовление марок акцизного сбора, их хранение, продажу и организовывает работу, связанную с осуществлением контроля за наличием этих марок на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

16) вносит в установленном порядке предложения по усовершенствованию налогового законодательства;

17) организовывает в пределах своих полномочий работу по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной налоговой службы.

Статья 9. Функции государственных налоговых администраций в Автономной
Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и государственных
налоговых инспекций в городах с районным делением(кроме городов Киева и Севастополя)

Государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) выполняют функции, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона, кроме функций, указанных в пунктах 2, 3, 8, 11, 12,13,16, а также пункте 15 этой статьи в части обеспечения изготовления марок акцизного сбора.

В случае, когда указанные в части первой этой статьи органы государственной налоговой службы непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, других платежей, они выполняют относительно этих плательщиков те же функции, что и государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции.

Статья 10. Функции государственных налоговых инспекций в районах,
городах без районного деления, районах в городах, межрайонных
и объединенных государственных налоговых инспекций

Государственные налоговые инспекции в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции выполняют следующие функции:

1) осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, других платежах;

2) обеспечивают учет плательщиков налогов, других платежей, правильность исчисления и своевременность поступления этих налогов, платежей, а также осуществляют регистрацию физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей;

3) контролируют своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением налогов, других платежей, а также проверяют достоверность этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов, других платежей;

4) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за законностью валютных операций, соблюдением установленного порядка расчетов с потребителями с использованием электронных контрольно-кассовых аппаратов, товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы и услуги, а также за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

5) ведут учет векселей, которые выдаются субъектами предпринимательской деятельности при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях и ежемесячно представляют информацию об этом местным органам государственной статистики; осуществляют контроль за погашением векселей; выдают субъектам предпринимательской деятельности разрешения на отсрочку оплаты (погашения) векселей по указанным операциям;

6) обеспечивают применение и своевременное взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Украины за нарушение налогового законодательства, а также взыскание административных штрафов за нарушение налогового законодательства, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;

7) анализируют причины и оценивают данные о фактах нарушений налогового законодательства;

8) проводят проверки фактов сокрытия и занижения сумм налогов, других платежей;

9) по поручению специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью проводят проверки своевременности представления и достоверности документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей;

10) передают соответствующим правоохранительным органам материалы по фактам правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, если их расследование не относится к компетенции налоговой милиции;

11) представляют в суды и арбитражные суды иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о признании соглашений недействительными и взыскании в доход государства средств, полученных ими по таким соглашениям, а в других случаях - средств, полученных без установленных законом оснований, а также о взыскании задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами за счет их имущества;

12) проводят работу, связанную с выявлением, учетом, оценкой и реализацией в установленном законом порядке бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, кладов и конфискованного имущества;

13) контролируют соблюдение исполнительными комитетами сельских и поселковых советов порядка принятия и учета налогов, других платежей от налогоплательщиков, своевременность и полноту перечисления этих сумм в бюджет;

14) рассматривают обращение граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам налогообложения и, в пределах своих полномочий, по вопросам валютного контроля, а также жалобы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций;

15) представляют соответствующим финансовым органам и органам Государственного казначейства Украины отчет о поступлениях налогов, других платежей;

16) осуществляют контроль за наличием марок акцизного сбора на бутылках (упаковках) алкогольных напитков и на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

17) разъясняют через средства массовой информации порядок применения законодательных и других нормативно-правовых актов о налогах, других платежах;

18) выполняют функции, предусмотренные пунктом 17 статьи 8, а также другие функции, связанные с осуществлением соответствующими подразделениями налоговой милиции полномочий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

Раздел III
Права, обязанности и ответственность органов
государственной налоговой службы

Статья 11. Права органов государственной налоговой службы

Органы государственной налоговой службы в установленном законом порядке имеют право:

1) осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и у граждан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятельности, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличность с потребителями, и других документов независимо от способа представления информации (включая компьютерный), связанный с исчислением и уплатой налогов, других платежей, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и др.) на ее осуществление, а также получать от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время проверок; проверять у должностных лиц, граждан документы, удостоверяющие личность, во время проведения проверок по вопросам налогообложения; вызывать должностных лиц, граждан для объяснений относительно источника получения доходов; исчисления и уплаты налогов, других платежей, а также проводить проверки достоверности информации, полученной для занесения в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей.

Периодичность таких проверок и проведение обследований производственных, складских, торговых и других помещений устанавливается Государственной налоговой администрацией Украины.

Орган государственной налоговой службы может приглашать граждан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятельности, для проверки правильности начисления и своевременности уплаты ими налогов, других платежей. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются гражданам заказными письмами, в которых указываются основания вызова, дата и время, на которое вызывается гражданин;

2) получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, от граждан - субъектов предпринимательской деятельности справки, копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан о расчетных, валютных и других счетах, информацию о наличии и обращении средств на этих счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности, и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей в порядке, определенном законодательством, входить в любые информационные системы, в частности, компьютерные, для определения объекта налогообложения;

получать бесплатно необходимые сведения для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей от предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, включая Национальный банк Украины и его учреждения, коммерческие банки, и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов, других платежей, от органов, уполномоченных проводить государственную регистрацию, а также выдавать специальные разрешения (лицензии, патенты и др.) на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, - о выдаче таких разрешений субъектам предпринимательской деятельности, от органов внутренних дел - о гражданах, которые прибыли на проживание в соответствующий населенный пункт или выбыли из него, от органов регистрации актов гражданского состояния - об умерших гражданах;

получать бесплатно от таможенных органов ежемесячно отчетные данные о ввозе на таможенную территорию Украины импортных товаров и взимание при этом налогов, других платежей и информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и нерезидентами по форме,согласованной с Государственной налоговой администрацией Украины, и от органов статистики данные, необходимые для использования их в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

3) обследовать любые производственные, складские, торговые и другие помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и жилье граждан,если они используются как юридические адреса субъекта предпринимательской деятельности, а также для получения доходов. В случае отказа руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан допустить должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования указанных помещений и оборудования и непредставления документов о полученных доходах и проведенных расходах органы государственной налоговой службы имеют право определять налогооблагаемый доход (прибыль) таких предприятий, учреждений, организаций и граждан на основании документов, свидетельствующих о полученных ими доходах (прибыли), а в отношении граждан - также с учетом налогообложения лиц, которые занимаются аналогичной деятельностью;

4) требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан, деятельность которых проверяется, устранения выявленных нарушений налогового законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности, контролировать их выполнение, а также прекращения действий, которые препятствуют осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы;

5) останавливать операции плательщиков налогов, других платежей на счетах в учреждениях банков, других финансово- кредитных учреждениях, за исключением операций по уплате налогов, других платежей в случае:

отказа в проведении документальной проверки или недопущения должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений, используемых для получения доходов или связанных с содержанием других объектов налогообложения независимо от их местонахождения, оборудования, электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличность с потребителями, весокассовых комплексов, систем и средств штрихового кодирования;

непредставления органам государственной налоговой службы и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов), деклараций о валютных ценностях, отчетов о применении электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей;

непредъявления свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальных разрешений (лицензий, патентов и др.) на ее осуществление, сертификатов соответствия электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем;

нарушения предприятием, учреждением, организацией, гражданином субъектом предпринимательской деятельности установленного законом порядка регистрации в органе государственной налоговой службы как налогоплательщиков, отсутствия учета объектов налогообложения или когда существует реальная угроза расходования средств или отчуждения имущества, изъятие которых в установленном законом порядке является единственным средством возмещения убытков,причиненных государству, в связи с неплатежеспособностью проверяемого юридического лица.

6) изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей, и изымать у граждан субъектов предпринимательской деятельности, которые нарушают порядок занятия предпринимательской деятельностью, регистрационные свидетельства или специальные разрешения (лицензии, патенты и др.) с последующей передачей материалов о нарушении органам, выдавшим эти документы;

7) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания:

однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой, - в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, другого платежа;

десяти процентов надлежащих к уплате сумм налогов,других платежей за непредставление или несвоевременное представление органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений и других документов, необходимых для исчисления налогов, других платежей, а также за непредставление или несвоевременное представление учреждениям банков платежных поручений на уплату налогов, других платежей;

применять к учреждениям банков или юридическим лицам, физическим

лицам - субъектам предпринимательской деятельности, которые в установленный законом срок не уведомили об открытии или закрытии счетов в банках, финансовые санкции в виде взыскания от двадцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Указанные санкции применяются в случаях, если иное не предусмотрено законом, который вводит соответствующий налог, другой платеж.

Финансовые санкции, предусмотренные этим пунктом, применяются относительно налогов, других платежей, по которым установлено обязательное представление органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, расчетов. Решение о применении финансовых санкций принимается в срок не позднее десяти дней со дня составления акта проверки;

8) взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, других платежей, суммы недоимки с налогов, других платежей, а также суммы штрафов и других санкций, предусмотренных пунктом 7 этой статьи и другими законами Украины, если эти платежи не уплачены добровольно в десятидневный срок со дня принятия органом государственной налоговой службы соответствующего решения, с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и последствий финансово-хозяйственной деятельности в бесспорном порядке, а с граждан - по решению суда или по исполнительным надписям нотариусов.

В случае несогласия субъекта налогообложения с решением налогового органа относительно бесспорного взыскания средств такое взыскание может быть остановлено сроком на тридцать дней вышестоящим органом государственной налоговой службы. Если жалоба субъекта налогообложения отклонена, вместе с налоговым обязательством взыскивается пеня, начисленная с момента возникновения такого налогового обязательства до момента его погашения;

9) предоставлять в пределах своих полномочий отсрочки и рассрочки уплаты налогов, других платежей на условиях налогового кредита с учетом финансового положения налогоплательщиков;

10) за несвоевременное выполнение учреждениями банков и другими финансово-кредитными учреждениями распоряжений органов государственной налоговой службы о бесспорном взыскании налогов, других платежей, а также поручений предприятий, учреждений, организаций и граждан об уплате налогов, других платежей взыскивать с учреждений банков и других финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки (включая день уплаты) в размерах, установленных законодательством по таким видам платежей;

11) налагать административные штрафы:

на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в занижении суммы налога, другого платежа, сокрытии (занижении) объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, - от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - от десяти до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения Национального банка Украины, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, которые не выполняют перечисленные в пунктах 2 - 5 этой статьи требования должностных лиц органов государственной налоговой службы, - от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также на граждан - субъектов предпринимательской деятельности, которые выплачивали доходы, виновных в неудержании, неперечислении в бюджет сумм налога на доходы в физических лиц, перечислении налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), в несообщении или несвоевременном сообщении государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан, - в размере трех необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах или во включении в декларацию искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от одного до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, виновных в противодействиях должностным лицам органов государственной налоговой службы, в частности, в недопущении их в помещения, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов, - от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством, - от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан;

на граждан, которые осуществляют продажу товаров без приобретения одноразовых патентов или с нарушением срока их действия, или осуществляют продажу товаров, не указанных в декларациях, - от одного до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные гражданином, который в течение года был подвергнут административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

12) пользоваться беспрепятственно в служебных делах средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности;

13) в случае выявления злоупотребления во время осуществления контроля за поступлением валютной выручки, проведением расчетов с потребителями с использованием товарно-кассовых книг, а также за соблюдением лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы и услуги давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;

14) требовать от руководителей проверяемых предприятий, учреждений и организаций проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов; в необходимых случаях опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы:

15) предоставлять информацию из Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей другим государственным органам в соответствии с действующим законодательством;

16) материально и морально поощрять граждан, которые оказывают помощь в борьбе с нарушениями налогового законодательства.

Права, предусмотренные пунктами 1 - 4, 6, 12 и 14 части первой этой статьи, предоставляются должностным лицам органов государственной налоговой службы, а права, предусмотренные пунктами 5, 7-11, 13, 15-16,- председателям государственных налоговых администраций и начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям.

Статья 12. Отмена решений органов государственной налоговой службы

Государственная налоговая администрация Украины имеет право отменять решения других органов государственной налоговой службы, а государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) - решения нижестоящих государственных налоговых инспекций в случае их несоответствия актам законодательства. Этот порядок не применяется относительно решений налоговой милиции";

Статья 14. Обжалование решений и действий органов государственной
налоговой службы и их должностных лиц

Решения, действия или бездеятельность органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке".

2. В статьях 6, 13, 15 - 18 Закона слова "государственная налоговая инспекция", "государственные налоговые инспекции", "служебное лицо", "служебные лица", "взносы" во всех падежах заменить словами "орган государственной налоговой службы", "органы государственной налоговой службы", "должностное лицо", "должностные лица", "сборы" в соответствующих падежах.

3. Название раздела IV Закона изложить в следующей редакции:

"Должностные лица органов государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита".

4. В статье 15:

в части первой слова "Министерством финансов Украины" заменить словами "Государственной налоговой администрацией Украины".

В части пятой слова "Главной государственной налоговой инспекцией Украины" заменить словами "Государственной налоговой администрацией Украины";

дополнить статью после части седьмой частью восьмой следующего содержания:

"Должностным лицам и работникам органов государственной налоговой службы выдается служебное удостоверение,образец которого утверждает Государственная налоговая администрация Украины".

В связи с этим часть восьмую считать частью девятой.

5. В части второй статьи 16 слова "Оскорбление служебного лица государственной налоговой инспекции" заменить словами "Невыполнение законных требований должностного лица органа государственной налоговой службы, его оскорбление" .

6. Дополнить Закон разделом V следующего содержания;

Раздел V
Налоговая милиция

Статья 19. Налоговая милиция и ее задачи

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

Задачами налоговой милиции являются:

предотвращение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и производство по делам об административных правонарушениях;

розыск плательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов, других платежей;

предотвращение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;

обеспечение безопасности деятельности работников органов государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.

Статья 20. Структура налоговой милиции

К составу налоговой милиции относятся:

Главное управление налоговой милиции, Следственное управление налоговой милиции. Управление по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;

управление налоговой милиции, следственные отделы налоговой милиции, отделы по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций.

Налоговую милицию возглавляет начальник налоговой милиции - Первый заместитель Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции - первые заместители председателей соответствующих государственных налоговых администраций.

Статья 21. Полномочия налоговой милиции

Налоговая милиция в соответствии с возложенными на нее задачами:

1) принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает по ним предусмотренные законом решения;

2) осуществляет в соответствии с законом оперативно - розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознания и досудебное (предварительное) следствие в пределах своей компетенции, принимает меры к возмещению причиненных государству убытков;

3) выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры к их устранению;

4) обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с выполнением ими должностных обязанностей;

5) предотвращает коррупцию и другие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;

6) собирает, анализирует, обобщает информацию относительно нарушений налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.

Лицо начальствующего состава налоговой милиции независимо от занимаемой им должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе личной или общественной безопасности или в случае непосредственного выявления такой угрозы должно принять меры по предотвращению правонарушения и его прекращению, спасению людей, предоставлению помощи лицам, которые в ней нуждаются, установлению и задержанию лиц, которые совершили правонарушение, охране места события и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел.

Статья 22. Права налоговой милиции

Должностным лицам налоговой милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные пунктами 1-4, 6, 12, 14 статьи 11 настоящего Закона, а также пунктами 1-4, абзацами вторым четвертым, шестым пункта 5, пунктами 6-12, 14 подпунктами "а" и "б" пункта 15, пунктами 16-20, абзацем первым пункта 21 и пунктами 23-30 статьи 11, статьями 12-15 Закона Украины "О милиции".

Статья 23. Принятие на службу в налоговую милицию

На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, которые имеют соответствующее образование, способны по своим личным, деловым,моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на налоговую милицию.

Граждане Украины, которые впервые зачисляются на службу в налоговую милицию на должности начальнического состава, приносят присягу следующего содержания:

"Я, (фамилия, имя, отчество), вступая на службу в налоговую милицию, присягаю на верность Украинскому народу. Присягаю соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать права человека и гражданина, добросовестно выполнять свои обязанности. Присягаю быть честным и мужественным, бдительно стоять на страже экономических интересов Отечества, строго сохранять государственную и служебную тайну. Если я нарушу присягу, готов нести ответственность, установленную законодательством Украины".

Лицо начальнического состава налоговой милиции подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле.

Статья 24. Служба в налоговой милиции

Лица начальнического состава налоговой милиции проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальнического состава органов внутренних дел.

Лица, принятые на службу в налоговую милицию, в том числе слушатели и курсанты учебных заведений по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции, которые находятся на военном учете, на время службы снимаются с него и находятся в кадрах налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины.

Обучение в учебных заведениях Государственной налоговой администрации Украины по специальностям по подготовке кадров налоговой милиции после приобретения специального образования приравнивается к прохождению срочной военной службы.

Лицам, которые приняты на службу в налоговую милицию на должности начальнического состава, присваиваются следующие специальные звания:

Высший начальнический состав:

генерал-лейтенант налоговой милиции,

генерал-майор налоговой милиции.

Старший начальнический состав:

полковник налоговой милиции,

подполковник налоговой милиции,

майор налоговой милиции.

Средний начальнический состав:

капитан налоговой милиции,

старший лейтенант налоговой милиции,

лейтенант налоговой милиции.

Младший начальнический состав:

старший прапорщик налоговой милиции,

прапорщик налоговой милиции.

Порядок присваивания специальных званий младшего начальнического состава налоговой милиции определяется Государственной налоговой администрацией Украины.

Специальные звания старшего и среднего начальнического состава налоговой милиции присваиваются в порядке определяемом Кабинетом Министров Украины.

Специальные звания высшего начальнического состава, налоговой милиции в соответствии с Конституцией Украины присваивает Президент Украины по представлению Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Лица начальнического состава налоговой милиции имеют форменную одежду и знаки различия и обеспечиваются ими бесплатно.

Описание и образцы форменной одежды, знаков различия начальнического состава налоговой милиции утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 25. Ответственность должностных и служебных лиц
налоговой милиции

Должностное или служебное лицо налоговой милиции в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и другими законами, самостоятельно принимает решение и несет за свои противоправные действия или бездействие дисциплинарную ответственность согласно Дисциплинарному уставу органов внутренних дел или другую, предусмотренную законодательством, ответственность.

При нарушении должностным или служебным лицом налоговой милиции прав и законных интересов гражданина соответствующий орган государственной налоговой службы обязан принять меры по возобновлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков, по требованию гражданина публично извиниться.

Должностное или служебное лицо налоговой милиции, которое выполняет свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственности за причиненные убытки.Такие убытки компенсируются за счет государства.

Должностное или служебное лицо налоговой милиции, которое нарушило требования закона или ненадлежаще выполняет свои обязанности, несет ответственность в установленном порядке.

Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суд или прокуратуру.

Статья 26. Правовая и социальная защита лиц начальнического состава налоговой милиции

Государство гарантирует правовую и социальную защиты лиц начальнического состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные статьями 20 - 23 Закона Украины "О милиции".

Статья 27. Материальное и социально-бытовое обеспечение лиц
начальнического состава налоговой милиции

Формы и размеры материального обеспечения лиц начальнического состава налоговой милиции, включая денежное содержание, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Пенсионное обеспечение лиц начальнического состава налоговой милиции и налогообложение их доходов осуществляются в порядке, установленном законодательством для лиц начальнического состава органов внутренних дел.

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Государственная налоговая администрация Украины,государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и государственные налоговые инспекции являются правопреемниками Государственной налоговой инспекции Украины и соответствующих государственных налоговых инспекций, действовавших в соответствии с Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" в редакции от 24 декабря 1993 года.

3. До приведения законодательства в соответствие с Законом Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине" законодательные и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

4. Кабинету Министров Украины:

в месячный срок подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты, вытекающих из настоящего Закона;

в двухмесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины Л.КУЧМА

г.Киев, 5 февраля 1998 года
N 83/98-ВР

__________________________ Комментарий редакции ____________________________

Закон Украины от 5 февраля 1998 года N 83/98-ВР, опубликованный 14 февраля в газете "Урядовий кур'єр" и вступивший в силу с этого же дня, внес очень важные изменения в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине".

К ст. 1. В состав органов государственной налоговой службы введены специальные подразделения по борьбе с налоговыми нарушениями - налоговая милиция (спор в Верховной Раде Украины о том, как назвать - милиция или полиция, разрешился в пользу первого).

Наконец-то стало ясно, что коллегии, которые создаются в налоговых администрациях, являются совещательными органами и рассматривают самые важные направления деятельности соответствующих государственных налоговых администраций.

К ст. 2. Судя по новым абзацам в этой статье,количество задач, которые теперь стоят перед налоговой службой, значительно увеличилось. Однако почти все эти "новые" задачи она выполняла и ранее. Необходимо выделить только некоторые из них:

- принятие в случаях, предусмотренных законом,нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

- разъяснение законодательства по вопросам налогообложения.

К ст. 8. Список функций Государственной налоговой администрации Украины, ставшей центральным органом исполнительной власти (для точности следует отметить, что таким органом она стала еще благодаря Указу Президента "О создании Государственной налоговой администрации Украины и местных государственных налоговых администраций" от 22 августа 1996 года), значительно пополнился. Это произошло, в основном, за счет тех функций, которые она выполняла ранее (см. пункты 14 - 17 этой статьи).

К ст. 10. Не остались без дополнительных функций местные государственные налоговые инспекции, с которыми и имеют дело предприниматели (см. пункты 16-18 этой статьи). Хотелось бы обратить внимание на то,что теперь налоговые инспекции будут выполнять функции, связанные с осуществлением подразделениями налоговой милиции полномочий, предусмотренных статьей 21 этого Закона.

К ст. 11. Наибольший интерес вызывают изменения в отношении прав органов государственной налоговой службы. Эти изменения должны порадовать предпринимателей.

Так, подтверждая право налоговой службы на проверку предприятий, Закон указывает Государственной налоговой администрации на необходимость установить периодичность таких проверок.

Даже если налоговой службой операции по счетам в учреждениях банков будут приостановлены, уплатить налоги и сборы налогоплательщики смогут в любом случае.

Изымая у предприятий документы, налоговая служба обязана оставить их копии. Ранее в соответствии с Инструкцией о порядке изъятия у предприятий, учреждений, организаций и граждан служебным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии других объектов от налогообложения, утвержденной письмом Минфина от 19 мая 1992 года, копирование документов не являлось обязанностью налоговых служб.

В случае несогласия субъекта налогообложения с решением налогового органа о бесспорном списании средств такое списание может быть приостановлено сроком на тридцать дней вышестоящим органом государственной налоговой службы.

И наконец самое важное нововведение: финансовые санкции уменьшились до 100% от доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа и 200% в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой (напомним, что раньше санкции были равны 200% и 500% соответственно).

В Законе появился ряд изменений не из числа приятных (во всяком случае для предпринимателей), так как они расширяют права налоговых органов.

Орган государственной налоговой службы может приглашать граждан для проверки правильности начисления и своевременности уплаты ими налогов. Он также теперь может получать от таможенных органов сведения о ввозе на таможенную территорию Украины импортных товаров и уплате при этом налогов и сборов, информацию об экспортно-импортных операциях, осуществляемых резидентами и нерезидентами.

Появилось еще одно основание для приостановления операций на счетах в учреждениях банков, а именно существование реальной угрозы расходования средств или отчуждения имущества, изъятие которых в установленном законом порядке является единственным способом возмещения убытков, причиненных государству, в связи с неплатежеспособностью проверяемого юридического лица.

Последнее по счету право (видимо, на самый уж крайний случай) позволяет органам государственной налоговой службы материально и морально заинтересовывать граждан, которые помогают в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Неизвестно, как это будет выглядеть у нас, но за рубежом устанавливают определенный процент от суммы сокрытых налогов, который получает лицо сообщившее о таком сокрытии (некоторые только этим и живут).

Положение Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 18 ноября 1997 года о том, что налоговый орган не может требовать представления бухгалтерских отчетов, балансов, не нашло поддержки в комментируемом Законе, согласно которому налоговые органы по-прежнему контролируют своевременность представления бухгалтерских отчетов и балансов, и за их непредставление операции на счетах в учреждениях банков могут быть приостановлены.

К разделу V. Закон пополнился новым разделом, полностью посвященным налоговой милиции, что полностью узаконивает ее деятельность, так как раньше вышеназванный Указ лишь переподчинил Государственной налоговой службе подразделения МВД по борьбе с уголовным сокрытием прибылей от налогообложения.

В связи с тем, что раздел совершенно новый, рекомендуем его прочесть. Для тех же, кто читать подобные "произведения" не очень любит, сообщаем, что налоговая милиция наделена правами как налоговых органов (она числится в них), так и милиции.