Утверждено
приказом Министерства внешних
экономических связей и торговли Украины
от 04.01.97 г. N 02

Зарегистровано
в Министерстве юстиции Украины
20 января 1997 г. за N 4/1808

Инструкция
о порядке обозначения розничных цен на товарах народного потребления
на предприятиях розничной торговли и общественного питания

(с изменениями и дополнениями,
внесенными приказом Министерства внешних
экономических связей и торговли Украины
N 252 от 17.05.19
97)

1. Настоящая Инструкция определяет основные требования к порядку обозначения розничных цен на товарах народного потребления на предприятиях розничной торговли, общественного питания и направлена на соблюдение прав потребителей на получение необходимой, доступной и достоверной информации о ценах на товары в соответствии с Законом Украины "О защите прав потребителей".

2. Требования этой Инструкции распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, осуществляющих торговую деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания на территории Украины.

3. Розничные цены на товары народного потребления (далее - цены) - это цены на товары непроизводственного потребления, по которым их продают независимо от формы расчетов непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

4. Розничные цены на товары формируются, устанавливаются и применяются в соответствии с действующим законодательством.

Работники, ответственные за формирование, установление и применение розничных цен, назначаются руководителем субъекта хозяйствования.

5. Розничные цены фиксируются субъектом хозяйствования в реестре розничных цен, где указывается: наименование товара, артикул, марка, тип, оптовая отпускная цена (цена поставщика) со ссылкой на документ, который ее подтверждает, размер торговой надбавки, установленная розничная цена.

Документами, которые обосновывают сформированные и установленные цены на товары, поступившие на предприятия розничной торговли и общественного питания, являются счета-фактуры, накладные, квитанции о принятии товаров на комиссию, заборные письма, калькуляционные карточки, другие сопроводительные документы, книги поступления товаров, акты последней инвентаризации, описи-акты уценки, дооценки, оформленные в установленном порядке.

6. Информирование покупателей о розничных ценах на товары осуществляется с помощью следующих средств:

ярлыков цен (ценников) на образцах товаров или указателей цен на предприятиях розничной торговли;

ярлыков цен (ценников), прейскурантов алкогольных напитков, меню и прейскурантов цен на покупаемые товары на предприятиях общественного питания.

Ярлык цен (ценник) предназначен для предоставления покупателям основной информации на отдельный товар, указатель цен и прейскурант цен на покупаемые товары - на ряд товаров, которые имеются в продаже, меню - о перечне блюд, кулинарных, булочных, мучных кондитерских изделиях, которые предлагаются в течение дня.

7. Ярлыки цен (ценники) и показатели цен должны иметь следующие реквизиты:

для продовольственных товаров:

для весовых товаров - наименование товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;

для товаров или напитков, продаваемых на разлив, - наименование товара или напитка, сорт, цена за единицу емкости или единицу веса;

для штучных товаров и напитков в бутылках - наименование товара или напитка, вес или емкость, сорт, цена за штуку;

для расфасованных товаров -наименование товара, сорт, цена за один килограмм или сто грамм, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки;

для непродовольственных товаров;

для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, -наименование товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, - наименование товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) наименование товара, вес или емкость, цена за штуку или единицу упаковки.

На предприятиях общественного питания в меню указывается наименование продукции, выход и стоимость одной порции, з прейскуранте цен на алкогольные напитки - наименование напитка, емкость бутылки, цена за бутылку, цена за 50 и 100 миллилитров. На предприятиях с обслуживанием официантами в бланках расчетов должны быть предусмотрены графы для обозначения наименований блюд, количества порций и цены за порцию, итоговой суммы.

8. Розничные цены также могут быть обозначены на товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке, в которой товар продается населению, или непосредственно на самом товаре, если обозначение цены не ухудшает его товарный вид и не снижает качество товара.

Предприятия, осуществляющие продажу печатной продукции, оформляют ярлыки цен (ценники) на ее образцах с указанием цены издания и даты обозначения цены.

При продаже периодических печатных изданий (газеты, журналы, бюллетени) цены обозначаются непосредственно на их образцах, которые остаются до конца продажи.

При реализации лечебных препаратов и изделий медицинского назначения через сеть аптечных заведений цены обозначаются непосредственно на оригинальной упаковке изделия.

9. На предприятиях розничной торговли и общественного питания, в том числе в стационарной мелкорозничной торговой сети, ярлыки цен (ценники), прейскуранты цен на покупные товары, указатели цен обязательно подписываются работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, и заверяются печатью или штампом субъекта хозяйствования с указанием даты. Для предприятий потребительской кооперации печать или штамп не являются обязательными.

На предприятиях общественного питания меню и прейскуранты алкогольных напитков подписываются руководителем предприятия и бухгалтером (калькулятором) и заверяются печатью субъекта хозяйствования.

10. В передвижной мелкорозничной торговой сети ярлыки цен (ценники), указатели цен обязательно подписываются работником, ответственным за формирование, установление или применение цен, и заверяются печатью субъекта хозяйствования или штампом с указанием даты (*).

______________________________________________________

(*) В системе потребительской кооперации при осуществлении выносной (вывозной) торговли допускается оформление средств информирования о ценах на товары без печати или штампа субъекта хозяйствования при наличии разрешения-накладной, которая подписывается руководителем и бухгалтером субъекта хозяйствования и заверяется печатью.

______________________________________________________

11. После проведения переоценки товаров в соответствии с Порядком проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей, утвержденным Министерством экономики Украины и Министерством финансов Украины 31.05.93 г. N 37-20/ 248, 07-104 (с изменениями и дополнениями), и Положением о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления и продукции производственно-технического назначения, утвержденным приказом Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины от 10.09.96 г. N 120/190, субъект хозяйствования должен перемаркировать цены путем перечеркивания предыдущей цены и обозначения новой цены на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке и др. каждой единицы товара и заверить подписью работника, ответственного за формирование, установление или применение цен.

Если старые цены на товарах зачеркнуть невозможно (например, были обозначены этикет-пистолетом), новые цены обозначаются путем наклеивания их непосредственно на предыдущие.

При перемаркировании цен на товарах, уцененных в связи с частичной утерей качества, на товарных ярлыках, упаковке или ярлыках цен (ценниках) ставится буква "П".

В торговом зале предприятия розничной торговли, общественного питания вывешиваются объявления о новых ценах, которые сохраняются до окончательной продажи этих товаров.

12. Оформление средств информирования о ценах проводится до поступления товара в торговый зал или объект мелкорозничной торговой сети.

Работники субъекта хозяйствования до начала работы должны проверить наличие и правильность оформления ярлыков цен (ценников), показателей цен, меню, прейскурантов цен на покупаемые товары.

13. Все средства информирования о ценах на товары изготавливаются печатным или другим способом и должны быть оформлены четко, эстетично (чернилами, пастой, штемпельной краской (штампом) и др.) в соответствии с действующим законодательством о языках.

Запрещается обозначение цен карандашом.

Способ обозначения розничных цен на конкретные товары (штамп, чернила, паста, маркирование этикет-пистолетом и др.) определяется руководителем субъекта хозяйствования,

При обозначении цен этикет-пистолетом или наклеивании ленты с обозначением цены подпись работника, ответственного за формирование, установление цен, и обозначение даты не обязательны.

14. На предприятиях общественного питания наценочных категорий "люкс" и "высшая" ярлыки цен (ценники), меню, прейскуранты цен на покупаемые товары, другие виды печатной рекламной продукции должны быть изготовлены на высоком художественном уровне.

15. Ярлыки цен (ценники), указатели цен на товары, прейскуранты цен на покупаемые товары, которые уже отсутствуют в продаже, должны уничтожаться.

16. В Уголке покупателя предприятия розничной торговли, общественного питания должна быть информация о праве покупателя на ознакомление с документами, подтверждающими цены на товары, выставленные для продажи.

17. За нарушение настоящей Инструкции несут ответственность непосредственно в этом виновные работники субъекта хозяйствования, а также их руководители согласно действующему законодательству.

18. Контроль за соблюдением настоящей Инструкции осуществляется служебными лицами органов исполнительной власти в пределах компетенции, предоставленной законодательством.