Материальная помощь
Основанием для подготовки настоящей консультации послужили письма, поступившие от читателей еженедельника "Баланс" - из Управления газового хозяйства (г. Днепродзержинск), ЗАО "Термоизоляция" (г. Днепропетровск), от Н. Янцо (г. Мукачево Закарпатской области) и др.), которых интересуют вопросы, связанные с выплатой материальной помощи, а именно:
1. Включается ли материальная помощь:
- в фонд оплаты труда;
- в среднюю зарплату при расчете отпускных, больничных;
- в доход работника, подлежащий учету при удержании алиментов;
- в совокупный налогооблагаемый доход работающих и неработающих пенсионеров;
- в заработок, из которого рассчитывается пенсия;
- в совокупный доход, учитываемый при назначении субсидий ?
2. Облагается ли материальная помощь налогами ?
3. Удерживаются ли из материальной помощи подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд ?
Порядок начисления и выплаты материальной помощи регламентируется следующими законодательными и нормативными документами:
1*. Законом Украины от 24.03.95 г. "Об оплате труда".
* Далее по тексту при упоминании документов, включенных в данный перечень, приводится только название документа и его порядковый номер согласно перечню. (Прим. редакции.)
2. Законом Украины от 23.01.97 г. N 20/97-ВР "О внесении изменений в отдельные законы Украины по оплате труда".
3. Законом Украины от 10.09.96 г. N 357/96-ВР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины "Об оплате труда".
4. Порядком исчисления средней заработной платы от 08.02.95 г. N100, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Украины от 16.05.95 г. N 348 и от 24.02.97 г. N 185.
5. Постановлением Верховной Рады Украины от 07.02.96 г. N 36/96-ВР "О внесении изменений в постановление Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О пенсионном обеспечении".
6.Законом Украины от 05.11.91 г. N 1788-XII "О пенсионном обеспечений" (статья 66).
7.Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (подпункт "а" статьи 5).
8. Письмом Пенсионного фонда Украины от 28.05.96 г. N 04/1148 "О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи".
9.Письмом Пенсионного фонда Украины от 14.06.96 г. N 04/1331 "О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи".
10. Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323.
11.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 19.08.96 г. N 19-213/11- 5345.
12. Разъяснениями Пенсионного фонда Украины от 20.11.96 г. N 04/3127 и от 27.12.96 г. N 04/ 3484.
13. Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. N 43-93 "О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины о налогах".
14. Письмом Государственной налоговой администрации Украины от 24.01.97 г. N 15-0214/10-595 "О начислении страховых взносов в Пенсионный фонд на суммы материальной помощи".
15. Инструкцией о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12, с изменениями и дополнениями.
16. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.93 г. N 146 "О видах заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов".
17.Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.96 г. N 837 "О размере помощи на погребение".
18. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.95 г. N 848 и Положением о порядке назначения и предоставления субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива.
19.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 30.09.93 г. N 36-103.
20. Приказом Министерства социальной защиты населения Украины, Министерства финансов Украины, Министерства труда Украины, Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Украины, Фонда социального страхования Украины, Пенсионного фонда Украины от 29.10.96 г. N 148/232/88/95/08-14-759/123 "О внесении изменений и дополнений в Порядок выплаты помощи на погребение", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.03.97 г. под N 99/1903.
21.Кодексом законов о труде Украины.
22. Законом Украины от 16.12.93 г. N 3721-12 "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста".
23. Инструкцией о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд, а также учета поступления, расходования его средств, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.96 г. N 11-1.
I. Порядок, размер и источники выплаты
материальной помощи на предприятии
Всоответствии со статьей 2 Закона (1) материальные и денежные выплаты в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в структуру заработной платы.
Согласно пункту 2.41 Инструкции (10), которая разработана на основании Закона (1), суммы материальной помощи (оздоровительные, экологические и другие выплаты) в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в расходы на оплату труда.
Источником выплаты материальной помощи на предприятии является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (фонд материального поощрения).
Периодичность выплаты материальной помощи и ее размер определяются коллективным договором с учетом сложившихся семейных обстоятельств работника, финансовых возможностей предприятия и других факторов.
Всоответствии со статьей 97 КЗоТ (21) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размер надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантированных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с профсоюзным органом, который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия - с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31.08.96 г. N 1033 "О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышению эффективности использования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению" установлено, что на период погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.96 г. N 565 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы", может предоставляться материальная помощь, в том числе на оздоровление, за исключением материальной помощи на погребение, в сумме не более одного должностного оклада в год, т.е. размер ее выплаты в бюджетных учреждениях строго ограничен.
II. Порядок включения материальной помощи в
среднюю заработную плату при расчете
отпускных, в период временной
нетрудоспособности и других выплат
Всоответствии с пунктом 4 "б" раздела 3 Порядка (4) при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения согласно действующему законодательству, а также для обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью и пособием по беременности и родам одноразовые выплаты, в том числе материальная помощь, помощь работникам, выходящим на пенсию, не учитываются.
При начислении пенсий суммы материальной помощи, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, включаются в заработок, являющийся основанием для расчета пенсий. Это следует из постановления (5) и Закона (6).
Всоответствии со статьей 66 Закона (6) в заработок для исчисления пенсий включаются все виды оплаты труда, на которые согласно действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей на предприятии системой оплаты труда.
При удержании алиментов следует руководствоваться постановлением (16). Согласно пункту 12.1 Перечня видов заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов, удержание алиментов не производится из сумм не облагаемого налогом размера материальной помощи.
При расчетах для назначения субсидий в совокупный доход семьи согласно Положению (18) не входит целевая одноразовая помощь. Материальную помощь (кроме одноразовой) необходимо включать в среднемесячный совокупный доход при расчетах для назначения субсидий.
III. Удержание подоходного налога
1. При выплате материальной помощи по основному месту работы
Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) суммы материальной помощи, включая стоимость денежных призов и подарков, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, если их сумма не превышает 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год включительно.
В случае изменения не облагаемого налогом минимума доходов граждан на протяжении года и шкалы ставок прогрессивного налогообложения сумма материальной помощи, которая не включается в совокупный налогооблагаемый доход, определяется по средневзвешенной в соответствии с периодами действия шкалы ставок (19).
Сумма материальной помощи, которая превышает указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход того месяца (периода), в котором возникло это превышение.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом "1" статьи 5 Декрета (13) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от ее размера, которая выплачивается на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами, местных органов государственной исполнительной власти, профсоюзов, Фонда социального страхования, благотворительных фондов и иностранных государств.
Материальной помощью по решению указанных органов и иностранных государств считается денежная и натуральная помощь, которая выплачивается гражданам при названных условиях (пункт 5.11 Инструкции (15)).
2. При выплате материальной помощи гражданину, не работающему на данном предприятии, и при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы
В том случае, когда предприятие выплачивает материальную помощь гражданину, не работающему на данном предприятии, а также при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы следует руководствоваться Декретом (13).
Из материальной помощи, выданной не по месту основной работы сверх установленного не облагаемого налогом размера, удерживается подоходный налог у источника выплаты по ставке 20 %.
Сведения по форме N 2 в течение 30 дней после выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.
3. При выплате одноразовых денежных выплат гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию
Следует отметить, что статья 15 Закона (22) предусматривает, что одноразовые денежные выплаты гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию, которые осуществляются по решению трудового коллектива за счет средств предприятия, налогообложению не подлежат.
Вместе с тем пункт 8.2 статьи 8 раздела II Инструкции (15) предусматривает включение в состав совокупного налогооблагаемого дохода, полученного по месту основной работы, суммы одноразовой помощи, которая выплачивается работникам, выходящим на пенсию.
Согласно разъяснению Главной государственной налоговой инспекции Украины от 15.06.94 г. N 10- 214/10-2307 с 20 января 1994 года (т.е. с момента опубликования, Закона (22)) одноразовые выплаты за счет средств предприятия не облагаются подоходным налогом.
4. При выдаче путевок и ежегодной помощи на оздоровление детей за счет средств предприятия
Согласно статье 5 Декрета (7) и пункту 5.17 Инструкции (15) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включается стоимость путевок на лечение, отдых и в детские оздоровительные лагеря, кроме туристических и международных, которые предоставляются гражданам за счет средств предприятий.
Что касается материальной помощи, которая выплачивается на оздоровление детей в случаях, не предусмотренных законодательством, то она не включается в совокупный налогооблагаемый доход в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год.
IV. Обязательные взносы на государственное
социальное страхование
Начиная с 15 февраля 1996 года в соответствии с постановлением (5) изменился порядок уплаты взносов на государственное социальное страхование.
Письмом Государственной налоговой администрации Украины (14) было дано разъяснение о начислении обязательных взносов на государственное страхование с полной суммы материальной помощи, которая выплачивается работнику, без исключения 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Кроме того, на основании пункта 2.6 Инструкции (23) все работающие граждане, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера, уплачивают взносы в размере 1% от суммы оплаты труда. Так как материальная помощь относится к расходам на оплату труда, с нее удерживается 1% в Пенсионный фонд.
Всоответствии с письмом Пенсионного фонда Украины (9) за неначисленные страховые взносы с суммы материальной помощи в пределах 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, выплаченных до 01.06.96 г., органы Пенсионного фонда не применяли меры административной ответственности.
Однако следовало произвести доначисление страховых взносов на полную сумму материальной помощи с февраля 1996 года.
V. Выплата материальной помощи пенсионерам,
которые находятся на пенсии и не состоят в
списках предприятий
Согласно пункту 4.10 раздела IV Инструкции (10) выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, за счет средств предприятия работникам, находящимся на пенсии и не значащимся в списках предприятия, а именно: пенсионерам, работавшим на данном предприятии и ушедшим с этого предприятия на пенсию, не входят в состав фонда оплаты труда.
Поскольку эти выплаты относятся к иным выплатам, которые не входят в состав фонда оплаты труда, то в случае выплаты пенсионеру суммы сверх 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (в настоящее время 204 грн.) с суммы превышения следует удержать подоходный налог по ставке 20%, удержать 1% в Пенсионный фонд, произвести начисление обязательных взносов на государственное социальное страхование. О сумме удержанного подоходного налога сведения (справка) по форме N 2 в течение 30 дней с момента выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.
VI. Материальная помощь на погребение
Всоответствии с постановлением (17) пособие на погребение в случае смерти гражданина, который находится в трудовых отношениях с предприятием, выплачивается предприятием в размере 150 грн. за счет Фонда государственного страхования.
Если среднемесячный совокупный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не превышал 48 грн., семье умершего или лицу, которое его похоронило, кроме указанного выше пособия, выплачивается дополнительное денежное пособие на погребение в размере 90 грн. за счет средств соответствующих фондов (местных бюджетов). Приказом (20) внесены изменения и дополнения в Порядок выплаты пособия на погребение (см. еженедельник "Баланс", 1997, N 24).
Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) пособие (помощь) на погребение, которое выплачивается предприятием на основании решений Правительства за счет средств Фонда государственного социального страхования, в совокупный налогооблагаемый доход граждан не включается.
В случае если, кроме указанного пособия, предприятия, учреждения или организации за счет своих средств выплачивают своему работнику или другому гражданину материальную помощь на указанные цели, то такая помощь в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год не подлежит обложению подоходным налогом. Сумма материальной помощи, которая будет превышать указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход работника в том периоде (месяце), в котором возникло превышение. С этих сумм, согласно действующему законодательству (т.е. с сумм свыше 204 грн.), производятся начисления обязательных взносов на государственное социальное страхование и удерживается 1% в Пенсионный фонд.
Вместе с тем в консультации Пенсионным фондом Украины (опубликованной в газете "Праця і зарплата", 1997, N 3) на вопрос: "Начисляются ли страховые взносы на материальную помощь на погребение?" был дан ответ, что "на материальную помощь на погребение, которая выплачивается предприятиями и организациями, страховые взносы не начисляются, поскольку в соответствии с пунктом 4.19 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323, такие выплаты не входят в фонд оплаты труда".
В заключение рассмотрим условный числовой пример, отражающий порядок начисления и выплаты материальной помощи, а также порядок исправления ошибок, возникающих при этом.
На проверяемом предприятии за январь 1997 года работнику предприятия была выплачена заработная плата за выполненную работу согласно штатному расписанию в сумме 300 грн. и материальная помощь в связи с уходом в отпуск на оздоровление в размере 250 грн.
При этом бухгалтером предприятия взносы, начисленные в Пенсионный фонд (на сумму 81,4 грн.), Фонд социального страхования (на сумму 11,1 грн.) и Фонд занятости (5 грн.), были неправильно отнесены на себестоимость продукции. С суммы материальной помощи неверно исчислен подоходный налог и излишне начислены взносы в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения (далее - Фонд Чернобыля) (30 грн.).
Эти нарушения были учтены бухгалтером предприятия при расчетах за февраль и 1 квартал 1997 года самостоятельно, поэтому при проверке налоговым инспектором финансовые санкции и административные штрафы не применялись.
Согласно пункту 1.13 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139 (с изменениями и дополнениями), при выявлении предприятием или другими органами в отчетах как текущего, так и прошедшего года (после их утверждения) искажений отчетных данных исправление производится в отчетах за тот отчетный период, в котором были выявлены приписки и другие искажения. Причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал с начала года). Если не установлен период искажения отчетных данных, то исправление также производится в отчетах за тот период, в котором были выявлены приписки и другие искажения.
Исправления ошибок (искажений), которые допущены в текущем году и выявлены также в текущем году до утверждения и представления годового отчета за текущий год, осуществляются в бухгалтерском учете исключением (сторнированием) неправильных записей и заменой их правильными в том месяце, в котором они были выявлены, но не позднее отчета за декабрь текущего года.
