Все о расчетах в иностранной валюте
Научно-практический комментарий к действующему
законодательству
Предметом настоящей публикации являются главным образом расчеты в СКВ (далее - валюта) по экспортно-импортным операциям между субъектами внешнеэкономической деятельности. При этом мы исходим из того, что наши читатели знакомы с содержанием основных нормативных актов, регулирующих эти отношения, поэтому на некоторые из них будут делаться только ссылки без пересказа содержания. Также не комментируются общеизвестные положения валютного законодательства.
Субъекты (участники) расчетов в валюте.
К субъектам расчетов в инвалюте можно отнести среди прочих и лиц, являющихся одновременно субъектами внешнеэкономической деятельности. Их перечень содержится в ст.З Закона от 16.04.91 г. "О внешнеэкономической деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями). Это могут быть как физические лица (граждане), так и различные виды юридических лиц. Каких-либо специальных ограничений по отдельным видам юридических лиц здесь нет. Таким же образом решается этот вопрос и в Законе от 23.09.94 г. "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", в ст.2 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.93 г. "О системе валютного регулирования и валютного контроля".
В П.1.2 Инструкции об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной Правлением Нацбанка Украины 27.05.96 г., открытие таких счетов разрешается всем надлежаще зарегистрированным юридическим лицам как субъектам, так и не субъектам предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. Таким образом, это могут быть не только коммерческие структуры (предприятия, биржи и т.п.), а и различные общественные организации, профсоюзы, партии, бюджетные организации и т.п. Кстати, действующим законодательством также нигде не предусмотрено, что для открытия валютных счетов требуются специальные разрешения в учредительных документах (специальная запись в уставе).
Однако и имеющееся право субъекта внешнеэкономической деятельности производить расчеты в валюте может быть существенно ограничено как законодательно, так и в учредительных документах. Например, на основании постановления Кабинета Министров Украины от 04.06.96 г. "О запрете использования бюджетных средств для закупки импортных товаров" использование этих средств на закупку импортных товаров для государственных нужд может осуществляться только при наличии специального разрешения. Сама же внешнеэкономическая деятельность и связанные с ней расчеты в валюте должны осуществляться в соответствии с учредительными документами юридического лица (ст. 5 Закона "О внешнеэкономической деятельности").
Данное требование смягчается Указом Президента Украины от 19.03.92 г. "О мерах по стимулированию внешнеэкономической деятельности".
На основании ст.1 Закона "О внешнеэкономической деятельности" подобная деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Здесь же определено понятие и самой хозяйственной деятельности - любая деятельность, связанная с производством и обменом материальных благ, выступающих в качестве товара. Таким образом, многие субъекты (участники) расчетов в валюте могут и не быть субъектами хозяйственной (коммерческой) деятельности (см., например, ст.24 Закона "Об объединениях граждан"). При этом они (профсоюзы, церковь, партии и другие организации) могут на уставные цели закупать за СКВ необходимое им зарубежное оборудование, литературу и т.п. Понятно, что в этом случае валютные платежи (неторговые платежи) осуществляются не в порядке внешнеэкономической деятельности, Следовательно, право на расчеты в валюте может и не совпадать с правом на внешнеэкономическую деятельность. В этой связи спорным представляется мнение некоторых авторов, считающих, что необходимым условием открытия валютного счета является обязательная запись в уставе о праве на внешнеэкономическую деятельность (см., например, "Галицкие контракты" N 32 за 1995 г., стр.20). Предвидя возможные контрдоводы, сразу замечу, что в этом моем тезисе ничего не меняют и Условия покупки и использования иностранной валюты, утвержденные письмом Нацбанка от 17.04.96 г. Особенно с учетом определения импорта, данного в ст.1 Закона "О внешнеэкономической деятельности". А одним из оснований валютных расчетов (закупки валюты на межбанковском рынке) является именно импорт товаров, работ, услуг, причем это возможно и для собственных нужд импортера - некоммерческой организации, что само по себе хозяйственной, внешнеэкономической деятельностью может и не являться.
Как уже отмечалось выше, субъектами расчетов в валюте могут выступать и физические лица (граждане). В подавляющем большинстве случаев подобное возможно только через соответствующий банковский счет, принадлежащий физическому лицу. Здесь следует обратиться к п.6.2 уже упоминавшейся Инструкции об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте. Такие счета (расчетный, текущий, депозитные) могут открываться как физическим лицам - субъектам предпринимательства без создания юридического лица, так и обычным гражданам.
С 24.09.96 г. возможности граждан, не зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательства, для осуществления переводов валюты за пределы Украины существенно ограничены Нацбанком (подробнее см. "Урядовий курьер" за 28.09.96 г., стр.5). К таким переводам (платежам) относятся только: помощь определенным категориям родственников, добровольная уплата алиментов, платежей, связанных со смертью (похороны и т.п.), судебные и прочие расходы такого рода, госпошлина, суммы от реализации наследства нерезидента в Украине, оплата лечения, учебы, участия в конференциях, закупка научно-методической литературы, плата за оформление документов на трудоустройство (при наличии соответствующих международных соглашений), оплата импорта для собственных нужд, при выезде на ПМЖ, перевод прибыли, полученной от иностранного инвестирования.
Лицензии.
Необходимым условием осуществления некоторых валютных операций является наличие у их участников соответствующей лицензии Нацбанка. Исчерпывающий перечень операций, не требующих таких лицензий, можно найти в п.4 ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля". Что касается конкретно расчетов по внешнеэкономическим сделкам, торговому обороту между резидентами и зарубежными нерезидентами, то здесь вышеуказанные лицензии не требуются (кроме превышения установленных сроков импорта при авансовых платежах).
Ограничения на расчеты в валюте касаются в основном расчетов на территории Украины. Подробнее об этом можно узнать из п. 1 ст.3 Декрета "О системе валютного регулирования и валютного контроля", в многочисленных письмах и постановлениях Нацбанка по этому поводу.
Санкции.
Санкции для юридических лиц, не являющихся субъектами расчетов в валюте (незаконные валютные операции), однако производящих такие платежи, можно найти прежде всего в п.2 ст. 16 вышеуказанного Декрета. Это штраф в размере суммы незаконного платежа (эквивалент в национальной валюте). Кроме этого, на основании ст.48, 49 Гражданского кодекса Украины подобная сделка может быть признана в судебном порядке недействительной со взысканием всего полученного виновными сторонами в доход государства (независимо от уплаты штрафа). Для должностных лиц таких предприятий и организаций, а также для отдельных граждан (физических лиц) установлена также и уголовная ответственность за незаконное использование валюты в платежах согласно ст.80 Уголовного кодекса Украины. Подобная ответственность возможна:
- если нарушитель ранее уже привлекался за такие действия к административной ответственности;
- если сумма сделки превышает 20 минимальных зарплат;
- при совершении незаконной валютной операции в группе;
- ранее уже судимым за незаконные валютные операции;
- за незаконные валютные операции в крупных размерах свыше 100 мин. зарплат).
Возможна конфискация уже не только валюты, а и всего имущества виновного с лишением свободы до 10 лет.
Валютные счета.
Общие правила для открытия валютных счетов в Украине, их виды и правовой режим установлены в вышеупомянутой Инструкции N 3 об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Украины от 27.05.96 г. Если же речь идет об открытии резидентами счетов за пределами Украины, то эти вопросы детально освещаются в "Бизнесе" от 01.10.96 г. (раздел "Документы, комментарии, консультации" ).
К сожалению, в уже упоминавшейся Инструкции Нацбанка ничего нет о счетах "Лоро". В наиболее общей форме счета "Лоро" - это счета, открываемые банками для банков-корреспондентов. Здесь учитываются все средства, которые выдаются или поступают (в т.ч. и для нерезидентов) согласно поручениям банка-корреспондента (см. Банковскую энциклопедию, Киев-1993 г., стр. 145, 230). Операции по "Лоро"-счетам осуществляются либо за счет находящихся здесь средств, либо на основе взаимного кредитования (овердрафт).
Счета "Лоро" активно использовались, например, для взаимозачетов по импорту, когда платежи за полученную резидентом продукцию (работы, услуги) оставались (аккумулировались) на соответствующем корреспондентском счете в украинском банке. Затем отсюда продавец-нерезидент имеет возможность оплачивать другие свои операции в Украине без использования иностранной валюты. Подобное иногда рассматривается как нарушение ст. 7 Декрета "О системе валютного регулирования и валютного контроля", т.к. в торговом обороте отсутствуют расчеты в инвалюте между резидентами и нерезидентами.
Правовой режим "Лоро"-счетов сейчас регулируется в основном письмами Нацбанка Украины, которые зачастую носят противоречивый характер. Так, сначала письмом от 11.07.96 г. был введен особый режим для этих счетов банков-нерезидентов. Запрещались авансовые платежи в украинской валюте от резидента к нерезиденту, кредитование с "Лоро-счетов и т.п. Теперь письмом от 17.07.96 г. большинство ограничений снято. Это дает легальные возможности для использования в расчетах по торговому обороту между резидентами и нерезидентами национальной валюты Украины (п.3, 4 указанного письма Нацбанка от 17.07.96 г.). Подобные механизмы расчетов обязательно должны фиксироваться в соответствующих договорах (контрактах). На банки возложена обязанность проверять наличие необходимых таможенных документов, актов приемки продукции, работ и услуг. В п.11 письма Нацбанка от 17.07.96 г. указаны определенные счета, на которые разрешается осуществлять перечисления со счетов "Лоро" в валюте Украины. Здесь указаны: счета N 751 (депозиты в валюте Украины, полученные от банков-нерезидентов - учет сумм, размещенных банками-нерезидентами на депозитах в банках-резидентах), N 794 (кредиты в валюте Украины, полученные от банков-нерезидентов), другие счета "Лоро" банков-нерезидентов, в пользу резидентов Украины в обслуживающем банке и других коммерческих банках Украины как по торговому, так и по неторговому обороту, на счета коммерческого банка Украины для приобретения государственных ценных бумаг Украины. Запрещено перечисление валюты Украины со счетов "Лоро" банков-нерезидентов на другие счета или с другой целью. Таким образом, вышеуказанный перечень является исчерпывающим.
Необходимо также обратить внимание на письмо Нацбанка Украины от 11.03.96 г. со ссылками на совместное Инструктивное письмо Кабмина и Нацбанка Украины от 26.04.93 г. Здесь также регулируются некоторые вопросы функционирования "Лоро" - счетов и расчетов с их использованием, расчетов с нерезидентами Эстонии, СНГ и Таджикистана. Установлены гарантии того, что средства на корреспондентских счетах в другом государстве не могут быть списаны или операции по этим счетам прекращены без согласия банка - владельца счета. Это должно фиксироваться в соответствующих межбанковских соглашениях как гарантия центральных банков соответствующих государств. Иное должно быть прямо предусмотрено в соглашении о корреспондентских отношениях. Однако в любом случае такое списание возможно по решениям Международного арбитражного суда.
На основании постановления Правления Нацбанка Украины от 23.09.96 г. сняты ограничения на возможности нерезидентов конвертировать гривню в иностранную валюту со счетов "Лоро". Однако для этого соответствующее юридическое лицо - нерезидент должно получить вышеуказанную сумму от экспорта своих товаров в Украину.
Покупка и иные поступления валюты.
Вопросы приобретения валюты резидентами сейчас регулируются в основном письмами и телеграммами Нацбанка Украины. Среди них основным является письмо Нацбанка от 17.08.96 г. "Условия покупки и использования иностранной валюты". Так, здесь указаны общие условия правомерности закупки валюты. Для этого нужно иметь один из следующих документов:
1) надпежаще оформленный контракт по импорту товаров, работ, услуг;
2) документы, свидетельствующие о законности перевода за границу прибыли (дохода), полученной иностранным инвестором в Украине;
3) документы по надлежаще пролицензированным Нацбанком Украины валютным операциям по движению капитала;
4) документы, свидетельствующие о правомерности закупки валюты для погашения и обслуживания кредита, предоставленного резиденту нерезидентом или через уполномоченный банк.
Так, что касается п.З вышеуказанного перечня, то здесь речь идет прежде всего о размещении принадлежащей резидентам валюты на счетах в зарубежных банках, а также об инвестировании за пределы Украины. Согласно пп."д" и "е" п.4 ст.5 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" все это требует соответствующих лицензий Нацбанка. Подробнее об этом можно узнать в "Бизнесе" за 01.10.96 г. (вкладыш).
Что же касается собственно инвестирования, то его возможные формы можно найти в многочисленных приложениях-декларациях к Порядку декларирования резидентами Украины валютных ценностей и имущества, принадлежащего им и находящегося за пределами Украины, утвержденному Нацбанком Украины 15.07.94 г. Сюда относятся депозиты и вклады в иностранных банках, в уставные фонды предприятий за пределами Украины, в уставные фонды своих дочерних предприятий и представительств, (филиалов за пределами Украины, в уставные фонды зарубежных банков, на приобретение зарубежных ценных бумаг (государственных и банковских), иностранных страховых полисов, недвижимости и транспорта, прав интеллектуальной собственности. Данный Перечень не является исчерпывающим, т.к. имеется еще раздел "Перечислено на иные цели". Таким образом, формы и способы зарубежного инвестирования резидентами Украины не разработаны полностью в нашем законодательстве. Известный же Закон "Об инвестиционной деятельности" от 18.09.91 г. касается только инвестирования в пределах Украины и здесь неприменим.
В п.З.2 вышеуказанных Условий покупки валюты специально оговорено право закупать валюту резидентами-посредниками для перевода нерезидентам за реализованные в Украине товары по договорам комиссии и консигнации.
Перечень резидентов, могущих закупать валюту, неоднократно расширялся и конкретизировался. Так, телеграммой от 17.11.95 г. Нацбанка Украины (далее - НБУ) это право предоставлялось Госпатенту, Агентству по авторским и смежным правам, юридическим лицам, осуществляющим подготовку специалистов с приглашением иностранных специалистов и использованием иностранной литературы, юридическим лицам, которые на основании международных договоров организовывают и проводят различные семинары, симпозиумы и т.п., гражданам, нуждающимся в медицинской помощи, возможной только за границей, В своем письме от 17.11.94 г. НБУ возложил на уполномоченные банки функции валютного контроля в этой части, сверку реквизитов контракта, под который покупалась валюта, с реквизитами контракта, на который она фактически перечисляется.
Телеграммой от 08.05.96 г. НБУ ограничил право физических лиц - резидентов на закупку валюты под импортные контракты с юридическими лицами - нерезидентами суммой, эквивалентной 8 тыс. долл. США.
Формы расчетов. Контракты.
Формы, порядок и сроки расчетов определяются в основном законодательно, и в меньшей степени самими сторонами в соответствующих внешнеэкономических контрактах. Здесь прежде всего можно руководствоваться Типовыми платежными условиями внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовыми (формами защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте, утвержденными совместным постановлением Кабинета Министров и НБУ от 21.06.95 г. (см. "Бизнес" за 04.07.95 г.). В этих документах весьма подробно расписаны все вопросы применения аккредитивов, инкассо и т.п. При этом делаются ссылки и на международные правовые акты, например, на Унифицированные правила инкассо 1978 г.
Вышеуказанные документы носят рекомендательный характер, на что прямо указано в совместном постановлении Кабинета Министров и НБУ от 21.06.95 г. Однако есть и другие многочисленные документы по этому вопросу, но уже носящие обязательный характер. Прежде всего это Инструкция о порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям на условиях отсрочки платежей или поставок, утвержденная приказом НБУ от 14.06.94 г. (см. "Бизнес" за 05.07.94 г.), с последующими изменениями и дополнениями от 22.02.95 г. Так, согласно п.5 этой Инструкции при отсрочке платежа при экспорте стороны "должны предусматривать, как правило, аккредитивную форму расчетов". По отношению к экспорту в страны СНГ это требование сформулировано в еще более категорической форме. Так, в телеграмме НБУ от 12.03.96 г. прямо указано, что основанием для отгрузки продукции в СНГ является справка обслуживающего банка о получении экспортером предварительной оплаты, безотзывного аккредитива или же гарантии иностранного банка по оплате в течение законодательною установленных сроков. В отдельных случаях можно обойтись и без этого, если имеется соответствующее разрешение Кабинета Министров Украины и под письменную гарантию руководителя предприятия-экспортера (правительственная телеграмма от 21.01.93 г.).
Приказом НБУ от 22.02.95 г. из этого пункта исключены абзацы 5 и 6, где речь шла о возможности других форм расчетов. Подобное можно понимать как запрет на другие формы расчетов по экспорту с отсрочкой платежа, хотя сама фраза "как правило" остается.
Что же касается импорта, то здесь новая редакция абзаца 1 п.8 Инструкции допускает авансовый платеж и вексель. Таким образом, в данном случае аккредитив не является единственной возможной формой расчетов. Такой же вывод можно сделать и при анализе дополнений от 07.05.96 г. к ст.2 Закона "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", где речь идет о документарном аккредитиве при расчетах по импорту. При этом возникает вопрос о возможности и других форм расчетов по импорту с предоплатой, кроме авансовых платежей, векселя, аккредитива. В данном случае речь может идти, например, о документарном инкассо, рекомендованном совместным постановлением Кабмина и НБУ от 21.06.95 г., согласно которому оплата импорта возможна после получения уполномоченным банком от поставщика определенных документов (коммерческих счетов, дубликатов транспортных накладных, сертификатов и т.п.). При этом окончательный платеж производится, как правило, после пересечения границы товаром. Все это означает, что и здесь возможна, по крайней мере, частичная предоплата. Что же касается банковских гарантий, то ранее "Бизнес" уже подробно освещал этот вопрос.
При заключении контрактов, являющихся основанием для расчетов в валюте, нужно обратить внимание еще на одно обстоятельство. Необходимым условием действительности таких контрактов является наличие подписи 2 лиц - лица, имеющего на это право согласно учредительным документам, и лица, имеющего специальную доверенность, подписанную руководителем этого субъекта внешнеэкономической деятельности. Иное (достаточность только одной подписи) также должно быть предусмотрено в учредительных документах (ст.б Закона "О внешнеэкономической деятельности", преамбула Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденного приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 05.10.95 г.).
Осуществление расчетов.
Основные нормативные акты, регулирующие сейчас расчеты в валюте, это Декрет Кабмина Украины от 19.02.93 г. "О системе валютного регулирования и валютного контроля" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Декрет), Закон от 23.09.94 г. "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон), Инструкция о порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям на условиях отсрочки платежей или поставок, утвержденная приказом НБУ от 14.06.94 г., с последующими изменениями и дополнениями (далее - Инструкция). Мы исходим из того, что наши читатели знакомы с их содержанием, и поэтому остановимся только на некоторых вопросах практики их применения,
Само нормативное определение экспортно-импортных операций можно найти в ст.1 упоминавшегося Закона "О внешнеэкономической деятельности". Так, здесь экспорт товаров определен как продажа товаров иностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз товаров через таможенную границу Украины, включая реэкспорт. Импорт - это закупка товаров у иностранных субъектов хозяйствования и ввоз их в Украину. При этом товар понимается в широком смысле как любая продукция, услуги т.п., предназначенные для продажи (платной передачи).
Иногда возникают трудности с определением экспорта, когда работы, услуги предоставлялись резидентом нерезиденту, однако само их выполнение происходило на территории Украины.
Например, изучение рынка Украины с передачей результатов иностранному гражданину - заказчику на территории Украины. Является ли это экспортом? Здесь следует обратиться к пп"б" п.бЗ Инструкции о порядке расчета и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, и товары (работы, услуги), которые экспортируются за пределы таможенных границ Украины, утвержденной приказом ГГНИУ от 31.05.94 г. Экспортированными также считаются работы и услуги,не предназначенные для потребления в Украине. Таким образом, если подготовленная в Украине документация по маркетингу, законодательству и т.п. вывозится для изучения и принятия решения (потребления) за пределы Украины, то это следует признавать экспортом, как и все работы по подготовке. Развивая эту мысль дальше, можно' прийти к выводу, что подобные услуги, выполненные в Украине и для ее граждан, однако предназначенные для потребления за границей, также являются экспортом. Например, консультации по зарубежному законодательству. Во всяком случае толкование двух вариантов экспорта по пп."б" п.б вышеуказанной Инструкции дает основание именно для такого вывода (второй вариант - услуги дня учредителей предприятий, находящихся за пределами Украины и т.д.). Таким образом, здесь необходимо только представить документы, подтверждающие, что потребление производилось за пределами Украины.
Значительный интерес представляют также вопросы, связанные с уступкой права требования в валютных платежах и расчетах. В наиболее общем виде подобные отношения регулируются в главе 17 Гражданского кодекса Украины (ГК). В ст. 197 ГК установлено, что подобная уступка своего права требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону или договору. В нашем случае речь идет о кредиторе-резиденте и должнике нерезиденте. НБУ письмом от 28.08.96 г. подтвердил, что подобное возможно и во внешнеэкономических контрактах. При этом к новому кредитору-резиденту на основании соответствующего контракта переходят не только права, но и обязанности, а также законодательно установленная ответственность по расчетам в валюте (Закон "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" и др. нормативные акты). Подобное уже используется теми, кто хочет уйти от ответственности за невозвращение валюты в Украину. Для этого используются подставные фирмы-резиденты, на которые по соответствующим договорам переводится право требования к нерезиденту по внешнеэкономическим расчетам. Первоначальный кредитор, таким образом, освобождается от обязанности возвращать полученную за экспорт валюту в Украину или же ввозить закупленные с предоплатой товары. Все это возлагается на нового горе-кредитора, который, естественно, выполнить свои вышеуказанные обязательства не в состоянии. Вся тяжесть санкций обрушивается теперь именно на него (штраф, пеня).
Кстати, пеню налоговые инспекции теперь вправе взыскивать с нарушителей непосредственно, т.е. без обращения в арбитраж (Закон от 07.05.96 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте"). Взимание пени приостанавливается в случае обращения кредитора-нарушителя в соответствующий суд с иском к должнику-неплательщику о взыскании задолженности. В случае выигрыша дела кредитором пеня не уплачивается с момента принятия судом иска к рассмотрению (обычно совпадает с датой обращения в суд). Таким образом, имеет смысл обращаться в суд сразу же, как только заканчивается 90-дневный срок для выполнения должником своих обязательств, т.е. начинается нарушение сроков, установленных Законом от 23.09.94 г.
Здесь заметно значение так называемого арбитражного предостережения в контракте, где стороны должны определить страну и суд для рассмотрения возможных споров. Интересам украинской стороны наиболее соответствует Международный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины. Рассмотрение подобных споров за пределами Украины - затея, как правило, длительная, дорогостоящая и с непредсказуемым исходом.
В случае проигрыша дела пеня начисляется за весь срок задолженности. Существует мнение, что этот срок ограничен общим сроком исковой давности и составляет 3 года (ст.71 ГК в новой редакции). Высказывались также мнения, что общая сумма пени не может превышать суммы задолженности по контракту. Однако ранее имевшиеся ограничения пени суммой задолженности в ст.4 Закона "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" в новой редакции от 07.05.96 г. уже отсутствуют. Таким образом, пеню могут взыскать за срок, составляющий более трех лет, и на сумму, превышающую задолженность. Отсутствуют четкие ограничения по этому поводу и в Декрете Кабмина "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей". В данном случае мы имеем дело с так называемым длящимся нарушением, не ограниченным во времени. Таким образом, с учетом вышеизложенного размер пени ничем не ограничен.
Срок исковой давности вообще относится к возможности защитить свои интересы в суде и, таким образом, никак не может ограничивать пеню, взыскиваемую налоговиками в бесспорном (административном) порядке.
