Общие правила определения налогооблагаемой прибыли

Согласно пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 разд. III НК Украины объ­ектом налогообложения доходов с источником происхождения из Украины и за ее пределами яв­ляется финансовый результат до налогообложения, опреде­ленный в финансовой отчетнос­ти, который корректируется по правилам, установленным разд. III НК Украины.

Налоговым периодом для налога на прибыль является календарный год, с учетом по­ложений п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины, которым опреде­лен порядок учета авансовых взносов по налогу. У произво­дителей сельскохозяйственной продукции налоговый год начи­нается 1 июля и заканчивается 30 июня следующего года. При этом производители сельскохо­зяйственной продукции могут, по своему выбору, отчитываться за "обычный" год, то есть с 1 января по 31 декабря.

Налоговая декларация по налогу на прибыль подается до 1 июня года, следующего за отчетным (п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины). Это правило начнет применяться к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия за 2015 год. Уплата налога производится в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи декларации (п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины).

Налогоплательщики, кото­рые в году, предшествовавшему отчетному (налоговому), декла­рировали убыток или нулевую прибыль (налоговые обязатель­ства не начисляли и не имели базового показателя для опре­деления авансовых взносов в следующем году), а по итогам I квартала отчетного года полу­чили прибыль и отразили ее в финансовой отчетности, должны подавать декларацию за полуго­дие, 9 месяцев и год и уплачивать налог на прибыль по итогам этих периодов в сроки установленные для квартальной отчетности.

Некоторые плательщики на­лога на прибыль возможно уже с декабря 2015 года могут пе­рестать быть плательщиками ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль.

Так, если налогоплательщик, который по итогам первого квартала (полугодия, трех квар­талов) отчетного (налогового) года не получил прибыль или получил убыток, вправе подать налоговую декларацию и фи­нансовую отчетность за первый квартал (полугодие, три квартала) отчетного (налогового) года и не уплачивать авансовые взносы:

- по итогам первого квартала - с июня по декабрь отчетного (налогового) года и января - мая следующего отчетного (налогового) года;

- за полугодие - с сентября по декабря отчетного (налогового) года и января - мая следующего отчетного (налогового) года;

- за три квартала - с декабря отчетного (налогового) года и ян­варя - мая следующего отчетно­го (налогового) года. Налоговые обязательства определяются на основании поданных налоговых деклараций.

Соответствующие изменения внесены с 13.08.2015 г. Законом N 652 в п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины. Правда, при этом п. 9 подразд. 4 разд. XX НК Укра­ины не поменялся.

По-прежнему он требует, что­бы в 2015 году и январе - мае 2016 года ежемесячные авансы платили согласно п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г.

"Старая" редакция п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины позволяла забыть о ежемесячных авансах только в том случае, когда убыток или отсутствие прибыли были задекларированы по результатам первого квартала отчетного года. Однако даже в этой ситуации контролирующие органы трактовали это право на­логоплательщиков по-своему. Так в консультации Информационно-справочного ресурса "ЗІР" (кате­гория 102.21), действовавшей до 13.08.2015 г., было отмечено, что плательщик налога на прибыль, который уплачивал авансовый взнос по итогам 2014 года, но по итогам первого квартала 2015 года не получил прибыль или получил убыток, не имел осно­ваний для прекращения уплаты авансовых взносов и подачи налоговой декларации за I квартал 2015 года.

О факте получения прибыли свидетельствует квартальная финансовая отчетность, которая по­дается плательщиком налога на прибыль в соответствии с п. 46.2 ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины, при этом от подачи квартального отчета освобождены субъекты, которые ХК Украины отнесены к субъектам малого предпри­нимательства. Если прибыль получена по итогам полугодия, то декларация за 6 и 9 месяцев не подается.

Какие сельхозпредприятия облагаются налогом в особом порядке?

Так, для целей налогообло­жения налогом на прибыль к предприятиям, основной де­ятельностью которых является производство сельскохозяйс­твенной продукции, относятся предприятия, доход которых от продажи сельскохозяйственной продукции собственного произ­водства за предыдущий налого­вый (отчетный) год превышает 50 % общей суммы дохода (абзац 2 пп. 137.4.1 п. 137.4 ст. 137 разд. III НК Украины).

Таким образом, речь идет не только о сельхозпредприятиях ис­ключительно с одним таким видом деятельности, но и о тех предпри­ятиях, которые преимущественно занимаются производством сель­хозпродукции, понятие которой приведено в ст. 209 разд. V НК Украины. Иными словами, в структуре реализации товаров преимущественную долю долж­на составлять сельхозпродукция собственного производства (та­кую долю на практике обычно называют сельхоздолей).

Согласно п. 209.7ст. 209 разд. V НК Украины сельскохозяйствен­ными считаются товары, указан­ные в товарных группах 1 - 24, товарных позициях 4101, 4102, 4103, 4301 согласно УКТ ВЭД, и услуги, полученные в результате осуществления деятельности, на которую в соответствии с п. 209.17 ст. 209 разд. V НК Украины рас­пространяется действие спецре­жима налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, если такие товары выращиваются, откарм­ливаются, вылавливаются или собираются (заготовляются), а услуги предоставляются непос­редственно налогоплательщиком - субъектом спецрежима налого­обложения (кроме приобретения таких товаров/услуг у других лиц), которые поставляются указанным налоголательщиком - их произ­водителем.

Также заметим, что до 01.01.2015 г. согласно абзацу 5 ст. 155 разд. III НК Украины (в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г.) предприятия, ос­новной деятельностью которых являлось производство и/или продажа продукции цветочно-декоративного растениеводства, дикорастущих растений, диких животных и птиц, рыбы (кроме рыбы, выловленной в реках и закрытых водоемах), меховых товаров, ликеро-водочных изде­лий, пива, вина и виноматериалов (кроме виноматериалов, которые продаются для дальнейшей пере­работки) отчитывались по налогу на прибыль в общем порядке. Теперь такого запрета нет и они вправе выбрать отчетный период с 1 июля и по 30 июня следующего года.

Уплата авансовых взносов по налогу на прибыль для произ­водителей сельхозпродукции не предусмотрена и об этом прямо сказано в абзаце 4 п. 57.1 ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины.

Также напомним, что до 01.01.2015 г. у сельхозпроизво­дителей были такие особенности налогообложения прибыли:

1) в доходы- налогоплатель­щика, зарегистрированного как субъект спецрежима НДС со­гласно ст. 209 разд. V НК Укра­ины, включалась положительная разница между суммами НДС, начисленными таким сельхозп­редприятием на цену поставлен­ных им сельхозтоваров в течение отчетного или предшествующих отчетному периодов, и суммами НДС, уплаченными (начисленны­ми) им в течение отчетного пери­ода на цену производственных факторов, определенных ст. 209 разд. V НК Украины (абзац 2 пп. 136.1.2. п. 136.1 ст. 136 разд. III НК Украины);

2) для налогоплательщиков, основной деятельностью которых являлось производство сельхоз­продукции, в состав расходов включалась плата за землю, не используемую в сельскохо­зяйственном производственном обороте (речь шла о земле, которая не использовалась в сельхозпроизводстве). Плату за землю, не используемую в сель­хозпроизводстве, сельхозпред­приятие имело право включить в состав расходов как прочие операционные расходы только по тем месяцам календарного года, которые включались в "сельско-хозяйственный" отчетный нало­говый год;

3) на сумму налога на землю, используемую в сельскохозяйс­твенном производственном обо­роте, уменьшалась сумма начис­ленного налога на прибыль.

Все эти нюансы в порядке налогообложения прибыли сель­хозпроизводителей с 01.01.2015 г. отменены, но их необходимо было учесть при подаче Налоговой декларации по налогу на при­быль предприятия за период с 01.07.2014 г. по 3112.2014 г. Фор­мы Налоговых деклараций также будут разными, так как объект на­логообложения исчислялся за пе­риод с 01.07.2014 г. по 30.06.2015 г. по разным правилам.

Как определить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет

Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, оп­ределяется умножением базы на­логообложения на ставку налога, которая составляет 18 % (п. 136.1 ст. 136 разд. III НК Украины).

Налог на прибыль, кото­рый подлежит уплате в бюджет, уменьшается на сумму начис­ленного и уплаченного налога на имущество (в части налога на имущество, отличное от земель­ного участка) в соответствии с разд. XII НК Украины для объектов нежилой недвижимости (п. 137.5 ст. 137 разд. III НК Украины).

В этой связи сумма начис­ленного налога на имущество в расходы не должна включать­ся, а отражать ее необходимо в бухгалтерском учете как аванс на субсчете 641 "Расчеты по налогам" или иным удобным для налогоплательщика способом.

Правда действующее зако­нодательство разрешает при исчислении налога на прибыль включать налог на имущество дважды:

- первый раз уменьшать объект налогообложения (путем включе­ния такого налога на имущество в состав административных или иных расходов деятельности);

- второй раз непосредственно уменьшать уже сам налог на прибыль.

Однако, осторожные налогоп­лательщики такой оплошностью законодателей вряд ли рискнут воспользоваться.

При определении суммы на­лога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет из суммы налога, определенного исходя из финан­сового результата до налогооб­ложения, откорректированного по правилам разд. III НК Украины, кроме налога на недвижимость, вычитаются уплаченные в тече­ние отчетного (налогового) года суммы авансовых взносов по налогу, в том числе авансовых взносов, начисленных на выпла­ченные дивиденды в отчетном году. Если в результате расчета получается отрицательная сумма, то есть излишне уплаченная сум­ма налога (переплата), то такие суммы могут быть использованы для погашения денежных обяза­тельств по иным платежам или подлежат возврату на текущий счет налогоплательщика в по­рядке, определенном ст. 43 гл. 1 разд. II НК Украины.

Кто освобожден от налога на прибыль

Перечень субъектов, которые освобождаются от налога на прибыль, определен ст. 142 разд. III НК Украины.

От налогообложения осво­бождается прибыль предпри­ятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью, полу­ченная от продажи (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, кроме по­дакцизных товаров, услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках догово­ров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, уполномочивающих такого налогоплательщика осу­ществлять поставку товаров от имени и' по поручению другого лица без передачи права собс­твенности на такие товары, где в течение предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, имеющих там основ­ное место работы, составляет не менее 50 % среднесписочной численности штатных работ­ников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих рас­ходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое выдается уполномочен­ным органом в соответствии с Законом об основах социальной защищенности инвалидов в Украине.

В случае нарушения требо­ваний относительно целевого использования высвобож­денных от налогообложения средств, налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по итогам налогового периода, на который приходится такое на­рушение, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с НК Украины.

Предприятия и организации, на которые распространяется действие п. 142.1 ст. 142 разд. III НК Украины, регистрируются в соответствующем контролиру­ющем органе в порядке, предус­мотренном для плательщиков этого налога (ст. 142 разд. III НК Украины).

Механизм предоставления предприятиям и организациям, которые основаны обществен­ными организациями инвалидов, разрешения на право пользо­вания льготами по. налогообло­жению, отказа в его предостав­лении или отмены разрешения Минсоцполитики или областны­ми, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрация­ми, Министерством социальной политики АР Крым определяет Порядок N 1010.

Так, п. 2 Порядка N 1010 оп­ределены критерии, которым должны соответствовать пред­приятия с филиалами, обособ­ленными подразделениями (в случае наличия) и организации, основанные общественными организациями инвалидов, для получения указанного разре­шения:

1) количество инвалидов, которые имеют на предприятиях, в организациях основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного (налогового) периода не менее 50 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава;

2) фонд оплаты труда ин­валидов, которые имеют на предприятиях, в организациях основное место работы, со­ставляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, относящихся в состав расходов согласно правилам налогооб­ложения налогом на прибыль предприятий;

3) сумма расходов предпри­ятия, организации по перера­ботке (обработке, других видов преобразования) сырья, комп­лектующих изделий, составных частей, других покупных товаров (услуг), которые используют­ся для изготовления товаров (предоставления услуг) непос­редственно предприятиями, организациями, составляет не менее 8 % цены поставки таких изготовленных товаров (оказа­ния услуг).

Указанный критерий при­меняется для предоставления разрешения в соответствии с п. 197.6 ст. 197 разд. V и абза­цем 1 п. 8 подразд. 2 разд. XX НК Украины.

4) размер среднемесячной заработной платы в эквиваленте полной занятости инвалидов, которые имеют на предприятиях, в организациях основное место работы, должен быть не меньше законодательно установленного размера минимальной заработ­ной платы;

5) выполнение предприяти­ями, организациями решений Минсоцполитики и областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, Минсоцполитики АР Крым (кро­ме предприятий, организаций, обратившихся впервые).

Филиалы и обособленные подразделения предприятий, которые зарегистрированы как отдельные налогоплательщики, претендующие на льготный ре­жим налогообложения, должны соответствовать вышеприведен­ным критериям.

Областные, Киевская город­ские госадминистрации рас­сматривают представленные предприятием, организацией документы, предусмотренные п. 3 Порядка N 1010, а именно:

- заявление;

- копию учредительных документов предприятия, орга­низации, а также учредителя, кроме случаев, когда учреди­телем является всеукраинская общественная организация инвалидов или общественная организация инвалидов, под­твердившая свой всеукраинский статус, которая подает копии своих учредительных докумен­тов самостоятельно;

- копию положения о фили­але, обособленном подразделе­нии предприятия;

- справку о численности работающих инвалидов за пре­дыдущий год и за предыдущий отчетный (налоговый) период;

- копию государственного акта на право постоянного пользования землей или копию справки о нормативной денеж­ной оценке земельного участка в случае обращения за получе­нием разрешения на право поль­зования льготами относительно земельного налога;

- бизнес-план деятельности предприятия (филиала, обособ­ленного подразделения);

- расчет суммы расходов предприятия, организации, свя­занных с переработкой (обра­боткой, другими видами пре­образования) сырья, комплек­тующих изделий, составных частей, других приобретенных товаров, для определения това­ров, которые непосредственно изготавливаются предприятием, организацией;

- справку о размере сред­немесячной заработной платы в эквиваленте полной занятости работников и инвалидов за пре­дыдущий отчетный (налоговый) период;

- копию налоговых и финан­совых отчетов (налоговую де­кларацию по налогу на прибыль предприятия, отчет о суммах на­логовых льгот, баланс предпри­ятия, организации (форма N 1) и отчет о финансовых результатах (форма N 2) за предыдущий от­четный (налоговый) период).

После чего в соответствии с пунктами 7-11 Порядка N 1010 принимается решение о целесообразности предостав­ления или отказа в предостав­лении разрешения.

Специального порядка ре­гистрации плательщиками нало­га на прибыль нет, а определя­ются они методом исключения из зарегистрированных юриди­ческих лиц:

- неприбыльных предпри­ятий, учреждений и организаций в порядке и на условиях, уста­новленных л. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины;

- субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную сис­тему налогообложения, учета и отчетности, согласно гл. 1 разд. XIV НК Украины.

Согласно пп. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины не­прибыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреж­дение и организация (далее - некоммерческая организа­ция), которые одновременно отвечают таким требованиям:

- образованы и зарегистри­рованы в порядке, определен­ном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

- учредительные докумен­ты которых содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (учас­тников), членов такой организа­ции, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

- учредительные докумен­ты которых предусматривают передачу активов одной- или нескольким неприбыльным ор­ганизациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица в резуль­тате его ликвидации, слияния, разделения,присоединения или преобразования);

- внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Доходы (прибыли) непри­быльной организации исполь­зуются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами {пп. 133.4.2 п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины).

В случае несоблюдения не­коммерческой организацией тре­бований, определенных п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины, такая неприбыльная организа­ция обязана подать в сроки, определенные для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной ор­ганизации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Налоговое обязательство рассчитыва­ется исходя из суммы опера­ции нецелевого использования средств. Такая неприбыльная организация исключается конт­ролирующим органом из Реест­ра неприбыльных учреждений и организаций (пп. 133.4.3 п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины).

С первого дня месяца, сле­дующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетно­го) года неприбыльная органи­зация обязана ежеквартально представлять в контролирующий орган квартальную финансовую и налоговую отчетность (с на­растающим итогом) по налогу на прибыль и уплачивать налог в срок, определенный для квар­тального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года, такая непри­быльная организация представ­ляет финансовую и налоговую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установ­ленном ст. 57 гл. 4 разд. II НК Украины для неприбыльных организаций - плательщиков налога на прибыль.

Установление контролиру­ющим органом в соответствии с нормами НК Украины факта использования неприбыльной организацией доходов (прибыли) для целей иных, чем предусмот­рено учредительными докумен­тами, является основанием для исключения такой организа­ции из Реестра неприбыльных учреждений и организаций и начисления налогового обяза­тельства по налогу на прибыль предприятий, штрафных санкций и пени в соответствии с нормами НК Украины. Налоговые обяза­тельства, штрафные санкции и пеня начисляются, начиная с первого числа месяца, в котором совершено такое нарушение (пп. 133.4.4 п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины).

Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения непри­быльных предприятий, учреж­дений и организаций в Реестр и исключения из Реестра уста­навливает Кабинет Министров Украины (пп. 133.4.5 п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины).

До утверждения Кабинетом Министров Украины Порядка ведения Реестра неприбыль­ных учреждений и организаций, включение неприбыльных пред­приятий, учреждений и органи­заций в Реестр и исключения из Реестра (далее - новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций) действует Положе­ние N 37 [п. 34 подразд. 4 разд. XX НК Украины).

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, вне­сенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций до 12.08,2015 г., не подлежат ис­ключению из этого Реестра до 1 января 2017 года.

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, внесенные в Реестр неприбыль­ных учреждений и организаций по состоянию на 13.08.2015 г., которые соответствуют требо­ваниям п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины, включаются контролирующим органом в новый Реестр неприбыльных учрежде­ний и организаций. По желанию неприбыльной организации она может подать в контролирующий орган копии учредительных документов.

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, вне­сенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций по состоянию на 13.08.2015 г., ко­торые не соответствуют требо­ваниям п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины, с целью включения в новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций обя­заны до 1 января 2017 года привести свои учредительные документы в соответствие с нормами НК Украины и в этот же срок представить копии таких документов в контролирующий орган [п. 35 подразд. 4 разд. XX НК Украины).

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, которые не приведут свои уч­редительные документы в со­ответствие с нормами п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины, после 1 января 2017 года будут исключены контролирующим ор­ганом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

К неприбыльным организа­циям, которые отвечают требо­ваниям п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины и не являются пла­тельщиками налога, в частности, могут быть отнесены:

- бюджетные учреждения;

- общественные объеди­нения, политические партии, творческие союзы, религиозные организации., ..благотворитель­ные организации, пенсионные фонды;

- союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц;

- жилищно-строительные кооперативы (с первого числа месяца, следующего за меся­цем, в котором согласно закону осуществлено принятие в экс­плуатацию законченного строи­тельством жилого дома и такой жилой дом строился или приоб­ретался жилищно-строитель­ным (жилищным) кооперативом), дачные (дачно-строительные), садоводческие и гаражные (га-ражно-строительные) коопера­тивы (товарищества);

- объединения совладельцев многоквартирного дома, ассо­циации собственников жилых домов;

- профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также органи­зации работодателей и их объ­единения;

- сельскохозяйственные об­служивающие кооперативы, кооперативные объединения сельскохозяйственных обслужи­вающих кооперативов;

- другие юридические лица, деятельность которых отвечает требованиям п. 133.4 ст. 133 разд. III НК Украины.

Расчет прибыли, освобож­денной от налога приводится в приложении ПЗ к стр. 05ПЗ На­логовой декларации по налогу на прибыль предприятий.

В 2015 году кроме освобож­дения от налога на прибыль при­меняется также нулевая ставка налога, что аналогично полному освобождению от налога.

Согласно п. 16 подразд. 4 разд. XX НК Украины сохранили на период до 1 января 2016 года ставку 0 % для пла­тельщиков налога на прибыль, у которых чистый доход от ре­ализации продукции (товаров, работ, услуг) по данным финан­совой отчетности за последний годовой отчетный период не превышает 3 млн грн и начис­ленная за каждый месяц отчет­ного периода заработная плата (доход) работников, состоящих с налогоплательщиком в трудовых отношениях, не меньше двух минимальных заработных плат, размер которых установлен законом, и которые отвечают одному из критериев:

а) образованы в установлен­ном законом порядке после 1 апреля 2011 года;

б) действующие, у которых в течение трех последовательных предыдущих лет (или в течение всех предыдущих периодов, если с момента их образования прошло менее трех лет), ежегод­ный объем доходов задеклари­рован в сумме, не превышающей 3 млн грн, и у которых среднесписочная численность работни­ков в течение этого периода не превышала 20 человек;

в) были зарегистрированы плательщиками единого налога в установленном законода­тельством порядке в период до вступления в силу НК Украины и у которых за последний ка­лендарный год объем выручки от реализации продукции (това­ров, работ, услуг) составлял до 1 млн грн и среднесписочная численность работников состав­ляла до 50 человек.

Согласование налоговых обязательств по налогу на прибыль

Расчет суммы согласованных налогов обязательно произво­дится в Налоговой декларации по налогу на прибыль предпри­ятия, форма которых утвержда­ется Минфином*

Состоит Налоговая декла­рация по налогу на прибыль предприятия из основной части, в которой приводятся:

- доход от всех видов деятель­ности за вычетом непрямых на­логов (стр. 01). Сумма, указанная в этой строке определяется сум­мированием всех видов доходов, которые приведены в Отчете о финансовых результатах пред­приятия;

- финансовый результат до налогообложения (прибыль или убыток), определенный в финан­совой отчетности в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО (стр. 02), при этом данные о расходах в Налоговой декла­рации по налогу на прибыль предприятия не приводятся;

- налог на прибыль (стр. 06);

- налог на доход от деятель­ности по выпуску и проведению лотерей (стр. 10), от букмекерс­кой деятельности и азартных игр (стр. 15), доход от проведения азартных игр с использованием игровых автоматов (стр. 12);

- общая сумма уменьшения налога, включая авансовые взносы, уплаченные в отчетном году и налог на недвижимость, отличную от земельного участка (стр. 16);

- общая сумма налога за от­четный год (стр. 17);

- сумма авансового взноса при выплате дивидендов (стр. 20);

- налог, который удерживается при выплате доходов (прибыли) нерезидентам (стр. 23).

В стр. 26 Налоговой деклара­ции по налогу на прибыль пред­приятия приводятся результаты расчета авансового взноса по налогу на прибыль, который бу­дет уплачиваться в следующем периоде.

В Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия также приводятся строки для самостоятельного исправления ошибок в начислении налога на прибыль, налога на доходы от игорного бизнеса, на доходы нерезидентов и ошибки при ис­числении авансового взноса.

Расчеты, обосновывающие значения отдельных строк На­логовой декларации по налогу на прибыль предприятия, при­водятся в Приложениях:

АВ - розрахунок авансового внеску з податку на прибуток підприємств на суму виплачених дивідендів (додаток до рядка 20АВ декларації);

ЗП - зменшення нарахованої суми податку (додаток до рядка Т63П к декларації);

ПН - розрахунок (звіт) подат­кових забов'язань нерезідентів, якими отримано доходи із джере­лом їх походження в Україні;

ТЦ - інформація про здійс­нення контрольованих операцій (подается только теми предпри­ятиями, которые осуществляют контролируемые операции);

ВП - розрахунок податкових забов'язань, за період в якому виявлено помилку (додаток до рядків 27 - ЗО, 32 - 34,36 - 38 декларації);

РІ - різниці (додаток до рядка ОЗРІ декларації);

ПЗ - розрахунок прибутку, що звільняєтся від оподатку­вання (додаток до рядка 05ПЗ декларації);

AM - информація щодо нарахування амортизації (додаток до рядка 1.2.1 Додатка PI та рядка ОЗРІ до декларації);

ЦП - Розрахунок фінансових результатів від операцій з торгів­лі цінними паперами та іншими, ніж цінні папери, корпоратив­ними правами, деривативами (похідними інструментами) (под вопросом как само приложение, так и название).

К Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, прилагаются все формы годо­вого финансового отчета.

Если плательщик налога хо­чет воспользоваться п. 46.4 ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины и показать вместе с Налоговой де­кларации по налогу на прибыль предприятия составленные в произвольной форме дополне­ния, он должен сделать отметку в специальном реквизите деклара­ции "Доповнення до Податкової декларації" и указать мотивы по­дачи таких дополнений, обосно­вывающие почему утвержденная форма декларации увеличивает налоговые обязательства.

______________

*На момент подготовки настоящей статьи обнародован только проект приказа Минфина Украины, поэтому все ссылки в пособии даны на строки декларации, форма которой приведена в проекте данного приказа.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 652 - Закон Украины от 17.07.2015 г. N 652-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций"

Закон об основах социальной защищенности инвалидов - Закон Украины от 21.03.1991 г. N 875-ХП "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"

Положение N 37 - Положение о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.01.2013 г. N 37

Порядок N 1010 - Порядок предоставления разрешения на право пользования льготами по нало­гообложению для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, утвержденный Постановлением КМУ от 08.08.2007 г. N 1010

"Консультант бухгалтера" N 17 (979) 14 вересня 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)