Директива N 94/62/ЕС
Европейского Парламента и Совета
об упаковке и отходах от упаковки

(Брюссель, 20 декабря 1994 года)

(неофициальный перевод)*

Европейский парламент и Совет Европейского Союза,

опираясь на Договор, учреждающий Европейское сообщество, и, в частности, его статью 100 "a",

основываясь на предложении Комиссии *,

__________

* ОЖ N C 263, 12.10.1992, с. 1 и ОЖ N C 285, 21.10.1993, с. 1.

принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета*,

__________

* ОЖ N C 129, 10.05.1993, с. 18.

после консультации с Комитетом регионов,

действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 189 "b" Договора*,

__________

* Заключение Европейского парламента от 23 июня 1993 г. (ОЖ N C 194, 19.07.1993, с. 177), Общая позиция Совета от 4 марта 1994 г. (ОЖ N C 137, 19.05.1994, с. 65) и Решение Европейского парламента от 4 мая 1994 г. (ОЖ N C 205, 25.07.1994, с. 163). Согласование от 2 декабря 1993 г. (ОЖ N C 342, 20.12.1993, с. 15). Совместный текст Согласительного комитета от 8 ноября 1994 г.

поскольку различающиеся национальные меры по управлению в сфере упаковки и отходов от упаковки необходимо гармонизировать в целях, с одной стороны, предупреждения любого воздействия на окружающую среду и снижения степени такого воздействия, обеспечивая этим высокий уровень защиты окружающей среды, и, с другой стороны, обеспечения функционирования внутреннего рынка, устранения барьеров в торговле, избежания нарушения конкуренции и ограничений конкуренции в рамках Сообщества;

поскольку наилучшим средством предупреждения образования отходов от упаковки является снижения общего объема упаковки;

поскольку чрезвычайно важно в связи с целями настоящей Директивы соблюсти основной принцип, в соответствии с которым меры, принятые в одном государстве-члене по защите окружающей среды, не должны отрицательно сказаться на способности выполнения целей Директивы другими государствами-членами;

поскольку сокращение отходов имеет большое значение для устойчивого роста, особенно упомянутого в Договоре о Европейском Союзе;

поскольку настоящая Директива распространяется на все виды упаковки, обращаемые на рынке, и все отходы от упаковки; поскольку в этой связи необходимо отменить Директиву Совета 85/339/ЕЭС от 27 июня 1985 г. по контейнерам для жидкой продукции, предназначенной для потребления людьми*;

__________

* ОЖ N L 176, 06.07.1985, с. 18. Директива последний раз изменялась Директивой 91/629/ЕЭС (ОЖ N L 377, 31.12.1991, с. 48).

поскольку упаковка выполняет важную социальную и экономическую функцию и что меры, предусмотренные настоящей Директивой, должны применяться без ущерба для других соответствующих нормативных требований, оказывающих влияние на качество и транспортировку упаковываемых или упакованных товаров;

поскольку в свете Стратегии Сообщества по управлению отходами, утвержденной Резолюцией Совета от 7 мая 1990 г. *, и Директивы Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 об отходах**, управление в области упаковки отходов от упаковки должно в первую очередь обеспечивать предупреждение образования отходов от упаковки и руководствоваться такими дополнительными основополагающими принципами, как повторное использование упаковки, переработка и другие формы повторного использования отходов от упаковки и, в итоге, сокращение объема конечной утилизации отходов;

__________

* ОЖ N C 122, 18.05.1990, с. 2.

** ОЖ N L 194, 25.07.1975, с. 39. Директива последний раз изменялась Директивой 91/156/ЕЭС (ОЖ N L 78, 26.03.1991, с. 32).

поскольку до тех пор, пока научный и технический прогресс не будет достигнут в области процессов повторного использования, повторное использование и переработка должны рассматриваться как предпочтительные методы с точки зрения степени воздействия на окружающую среду; поскольку это потребует создания в государствах-членах системы, обеспечивающей возврат использованных отходов от упаковки; поскольку оценка жизненного цикла должна быть завершена как можно быстрее, для оправдания четкой иерархии между повторно используемыми, перерабатываемыми и воспроизводимыми отходами от упаковки;

поскольку предупреждение образования отходов от упаковки обеспечивается принятием соответствующих мер, включая инициативы, предпринятые государствами-членами в соответствии с целями настоящей Директивы;

поскольку государства-члены в соответствии с Договором могут способствовать повторному использованию отходов от упаковки с учетом охраны окружающей среды и таким образом способствовать этому процессу;

поскольку с точки зрения охраны окружающей среды переработку следует рассматривать как важную часть воспроизводства с целью сокращения потребления энергии, первичного сырья и объема конечной утилизации отходов;

поскольку воспроизводство энергии является эффективным средством восстановления отходов от упаковки;

поскольку цели, установленные государствами-членами в области воспроизводства и переработки отходов, должны ограничиваться пределами, учитывая различные ситуации в государствах-членах и необходимость устранения технических барьеров в торговле, а также нарушения конкуренции;

поскольку для достижения среднесрочных результатов и определения долгосрочной перспективы для экономических предприятий, потребителей и государственных органов необходимо установить среднесрочный предельный срок для достижения вышеупомянутых целей и предельный срок на перспективу для достижения целей, которые будут определены на более позднем этапе с учетом дополнительных целей;

поскольку Европейский парламент и Совет должны на основе докладов Комиссии исследовать практический опыт, приобретенный государствами-членами в работе над выполнением вышеупомянутых целей, и результаты применения таких научно-исследовательских методов и методов оценки как эко-балансы;

поскольку государствам-членам, которые имеют или разработают программы, выходящие за пределы установленных целей, должно быть разрешено выполнять эти цели в интересах обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды при условии, что такие меры не приведут к затруднениям на внутреннем рынке и не позволят другим государствам-членам уклониться от выполнения требований настоящей Директивы; поскольку Комиссия должна подтвердить возможность принятия таких мер после соответствующей проверки;

поскольку, с другой стороны, отдельным государствам-членам может быть разрешено устанавливать более мягкие цели из-за конкретных ситуаций в их странах при условии, что они достигают минимальной цели в области восстановления отходов в течение стандартного предельного срока и установленных пределов на более позднем этапе;

поскольку управление в сфере упаковки и отходов от упаковки потребует от государств-членов создания систем обеспечения возврата, сбора и восстановления отходов; поскольку такие системы должны быть открытыми для участия всех заинтересованных сторон и не должны являться дискриминационными по отношению к импортируемой продукции и не создавать барьеров в торговле или нарушать конкуренцию, а также обеспечивать максимальный возврат отходов от упаковки в соответствии с Договором;

поскольку проблема общей маркировки упаковки в рамках Сообщества требует дальнейшего изучения, однако Сообщество разрешит ее в ближайшем будущем;

поскольку для минимизации воздействия упаковки и отходов от упаковки на окружающую среду и устранения барьеров в торговле и нарушения конкуренции необходимо определить основные требования, регулирующие состав и повторно используемый и восстанавливаемый (включая переработанный) характер упаковки;

поскольку наличие вредных металлов и других веществ в отходах должно ограничиваться с учетом их воздействия на окружающую среду (в частности, с учетом их вероятного присутствия в выбросах или золе, когда отходы сжигаются, или при выщелачивании, когда они засыпаются замлей); поскольку является существенным сокращение в первую очередь токсичности отходов от упаковки в целях предупреждения увеличения количества вредных тяжелых металлов и исключения выброса таких веществ в окружающую среду при соответствующих исключениях, которые должны быть определены Комиссией в конкретных случаях в соответствии с процедурой Комитета;

поскольку в связи с необходимостью достижения высокого уровня рециркуляции и исключения проблем в отношении здоровья и безопасности персонала, ответственного за сбор и обработку отходов от упаковки является важным сортировать отходы в источнике происхождения;

поскольку требования к производству упаковочного материала не должны применяться к упаковке данного продукта до даты вступления в силу настоящей Директивы; поскольку также требуется введение переходного периода для допуска упаковочных материалов на рынок;

поскольку дата введения положения о допуске упаковочных материалов на рынок, отвечающих всем основным требованиям, должна устанавливаться с учетом того, что европейские стандарты разрабатываются компетентным органом по стандартизации; поскольку, кроме того, положения о средствах подтверждения соответствия национальным стандартам должны применяться безотлагательно;

поскольку содействие разработке европейских стандартов на основные требования и смежные проблемы является необходимым;

поскольку меры, предусмотренные настоящей Директивой, направлены на повышение производительности процессов восстановления и рециркуляции и развитие возможностей рынка для упаковочных материалов, прошедших переработку;

поскольку включение материалов, прошедших переработку, в процесс упаковки не должно противоречить соответствующим положениям о гигиене, защите здоровья людей и безопасности потребителей;

поскольку данные об упаковке и отходам от упаковки по Сообществу необходимы в целях мониторинга осуществления задач настоящей Директивы;

поскольку является существенным, что все, кто вовлечен в производство, употребление, импорт и распространение упаковываемой и упакованной продукции должны больше знать о степени превращения упаковочного материала в отходы и что в соответствии с принципом "загрязнитель платит" они берут на себя ответственность за эти отходы; поскольку развитие и осуществление мер, предусмотренных настоящей Директивой, потребует тесного сотрудничества всех партнеров, если необходимо, в духе разделенной ответственности;

поскольку потребители играют ключевую роль в процессе управления в сфере упаковки и отходов от упаковки, они должны соответствующим образом информироваться в целях определения своего поведения и отношения;

поскольку включение отдельной главы по управлению процессом упаковки и отходами от упаковки в планы управления отходами в соответствии с Директивой 75/442/ЕЭС, будет способствовать эффективному осуществлению положений настоящей Директивы;

поскольку для обеспечения достижения целей настоящей Директивы Сообществу и государствам-членам возможно потребуется использовать экономические инструменты в соответствии с положениями Договора, исключающие новые формы протекционизма;

поскольку государства-члены должны без ущерба для положений Директивы Совета 81/189/ЕЭС от 28 марта 1983 г., определяющих процедуру представления информации в области технических стандартов и регламентов*, уведомлять Комиссию о проектах любых мер, которые они намериваются применить до их принятия с целью определения их соответствия положениям Директивы;

__________

* ОЖ N L 109, 26.04.1983, с. 8. Директива последний раз изменялась Директивой 92/400/ЕЭС (ОЖ N L 221, 06.08.1992, с. 55).

поскольку адаптация к научному и техническому прогрессу системы идентификации упаковки и форматы, относящиеся к системе базы данных, будут обеспечены Комиссией в соответствии с процедурой Комитета;

поскольку необходимо принять определенные меры для решения любых затруднений, связанных с имплементацией положений Директивы в соответствии, или ввиду необходимости, с той же процедурой Комитета

приняли настоящую Директиву:

Статья 1
Задачи

1. Настоящая Директива нацелена на гармонизацию национальных мер по управлению в сфере упаковки и отходов от упаковки, с одной стороны, для предупреждения любого их воздействия на окружающую среду во всех государствах-членах, а равно и в третьих странах или снижения степени такого воздействия, обеспечивая, таким образом, высокий уровень защиты окружающей среды и, с другой стороны, для обеспечения функционирования внутреннего рынка, устранения торговых барьеров в торговле, возможности нарушения конкуренции и ограничений конкуренции в рамках Сообщества.

2. Для этой цели настоящая Директива устанавливает меры, направленные в первую очередь на предупреждение образования отходов от упаковки, и на основании дополнительных основных принципов меры, направленные на повторное использование отходов от упаковки, переработку и другие формы восстановления отходов от упаковки и, как следствие, сокращение объема конечной утилизации таких отходов.

Статья 2
Сфера применения

1. Настоящая Директива распространяется на все виды упаковки, допущенные на рынок в рамках Сообщества, и все виды отходов от упаковки, используемые или производимые промышленными предприятиями, коммерческими структурами, учреждениями, магазинами, в сфере услуг, в домашнем хозяйстве или в любых других областях деятельности независимо от используемого материала.

2. Настоящая Директива применяется без ущерба для существующих требований к качеству упаковки в отношении безопасности, защиты здоровья и гигиены упакованной продукции, либо существующих требований к транспортировке, либо положений Директивы Совета 91/689/ЕЭС от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах*.

__________

* ОЖ N L 377, 31.12.1991, с. 20.

Статья 3
Определения

Для целей настоящей Директивы:

1. "упаковка" означает любую продукцию, изготовленную из любых материалов любого происхождения, которая используется для сохранения, защиты, погрузки, доставки и представления товаров от сырья до готовой продукции и от производителя до пользователя или потребителя. "Невозвращаемая" продукция, используемая для тех же целей, также составляет понятие упаковки.

"Упаковка" включает только:

a) товарную или первичную упаковку, т.е. упаковку, предназначенную для образования единицы товара для конечного пользователя или потребителя в торговой точке;

b) групповую или вторичную упаковку, т.е. упаковку, предназначенную для концентрации определенного количества единиц товара в торговой точке независимо от того, продается этот товар конечному пользователю или потребителю или предназначается для пополнения полок в торговой точке; извлечение продукции из такой упаковки возможно без изменения ее характеристик;

c) транспортная или третичная упаковка, т.е. упаковка, предназначенная для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки определенного количества единиц товара или групповых упаковок с целью предупреждения физического ущерба при погрузочно-разгрузочных работах и перевозке. Транспортная упаковка не включает перевозку в контейнерах дорожным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом;

2. "отходы от упаковки" означает любую упаковку или материал для упаковки, на которые распространяется определение отходов, данное в Директиве 75/442/ЕЭС, исключая остатки от производства;

3. "управление отходами от упаковки" означает управление отходами, определенное в Директиве 75/442/ЕЭС;

4. "предупреждение" означает сокращение количества и объема вреда для окружающей среды от:

- материалов и веществ, содержащихся в упаковке и отходах от упаковки;

- упаковки и отходов от упаковки на уровне производственного процесса и на этапах реализации, доставки, утилизации и уничтожения, в частности, посредством производства "чистой" продукции и внедрения "чистых" технологий;

5. "повторное использование" означает любое действие, посредством которого упаковка, предназначавшаяся и рассчитанная на выполнение минимального количества перевозок или обращений в течение своего жизненного цикла, становится годным для повторного использования для аналогичной цели, для которой он предназначался, с помощью или без помощи вспомогательной продукции на рынке, обеспечивающей его повторное использование; такая упаковка повторного использования становится отходом, если уже не подлежит повторному использованию;

6. "восстановление" означает любое соответствующее действие, предусмотренное приложением II B к Директиве 75/442/ЕЭС;

7. "переработка" означает повторную обработку отходов в процессе производства для достижения первоначальной цели или других целей, включая органическую переработку, но исключая восстановление энергии;

8. "восстановление энергии" означает применение горючих отходов от упаковки как средства для образования энергии посредством прямого сжигания с или без других отходов, однако с восстановлением тепла;

9. "органическая переработка" означает аэробную (компостированную) или анаэробную (биоментанизационную) обработку биоразлагаемых частей отходов от упаковки в контролируемых условиях и с применением микроорганизмов, в результате которой отходы образуют стойкие органические остатки или метан. Свалка не рассматривается как форма органической переработки;

10. "уничтожение" означает любые соответствующие действия, предусмотренные приложением II A к Директиве 75/442/ЕЭС;

11. "экономические операторы" применительно к упаковке означает поставщиков упаковочных материалов, производителей упаковки, оптовые организации, занимающиеся упаковкам и пользователей, импортеров, торговые и распределительные организации, органы власти и публичные организации;

12. "добровольное соглашение" означает официальное соглашение, заключенное между компетентными публичными органами власти государства-члена и заинтересованными экономическими секторами, которое должно быть открытым для всех партнеров, выражающих желание соответствовать положениям соглашения с целью выполнения целей настоящей Директивы.

Статья 4
Предупреждение

1. Государства-члены обеспечивают в дополнение к мерам по предупреждению появления отходов от упаковки, принятым в соответствии со статьей 9, выполнение других предупредительных мер. Такие другие меры могут включать принятие национальных программ или аналогичных действий, если необходимо при консультации с экономическими операторами, и предусматривать сбор информации о преимуществах инициативных мер, предпринятых в государствах-членах в отношении предупреждения. Такие меры соответствуют задачам настоящей Директивы, определенным в статье 1 (1).

2. Комиссия будет содействовать предупреждению путем поощрения разработки необходимых европейских стандартов в соответствии со статьей 10.

Статья 5

Государства-члены могут поддерживать системы повторного использования упаковки, которые могут быть использованы в экологическом значении в соответствии с Договором.

Статья 6
Восстановление и переработка

1. В целях обеспечения соответствия задачам настоящей Директивы государства-члены предпримут необходимые меры для достижения следующих целей в рамках всей своей территории:

a) не позднее чем через 5 лет с даты имплементации настоящей Директивы в национальном законодательстве, будет обеспечено восстановление отходов от упаковки в объеме минимально от 50% и до максимально 65% по весу;

b) в рамках общей цели и аналогичных сроков с минимально 15% по весу для каждого упаковочного материала переработка общего количества упаковочных материалов в отходах от упаковки будет обеспечена в объеме минимально от 25% до максимально 45% по весу;

c) объем восстановления и переработки отходов от упаковки в процентном выражении будет определен Советом в соответствии с параграфом "b" не позднее чем в течение 10 лет с даты имплементации настоящей Директивы в национальном законодательстве с целью устойчивого повышения показателей, указанных в параграфах "a" и "b".

2. Государства-члены окажут, если необходимо, поддержку в применении материалов, полученных в результате переработки отходов, для производства упаковочной и другой продукции.

3. a) Европейский парламент и Совет рассмотрят на основе промежуточного доклада Комиссии и через четыре года с даты, указанной в параграфе 1 "a", на основе окончательного доклада практические результаты, полученные государствами-членами при выполнении задач и целей, установленных параграфами 1 "a" и "b" и 2, а также результаты применения таких научно-исследовательских методов и методов оценки как экологические балансы.

b) Не позднее, чем за 6 месяцев до завершения первого пятилетнего этапа, указанного в параграфе 1 "a", Совет определит на основе квалифицированного большинства и по предложению Комиссии задачи на вторую пятилетнюю фазу, указанную в параграфе 1 "c". Этот процесс повторяется каждые пять лет.

4. Государства-члены опубликуют меры и цели, указанные в параграфе 1 "a" и "b", и проведут информационные мероприятия для общественности и экономических операторов.

5. Греция, Исландия и Португалия могут вследствие специфической ситуации, т.е. в связи с относительно большим количеством малых островов, наличием сельских и горных областей и низким уровнем потребления упаковочного материала в настоящее время принять решение:

a) по выполнению не позднее чем через 5 лет с даты имплементации настоящей Директивы в национальном законодательстве более низких целей чем цели, указанные в параграфе 1 "a" и "b", и обеспечению восстановления отходов по меньшей мере в объеме 25%;

b) по одновременной отсрочке выполнения целей, указанных в параграфе 1 "a" и "b", на более поздний срок, который, однако, не должен быть позднее 31 декабря 2005 г.

6. Государствам-членам, которые определили или определят программы, превышающие показатели, указанные в параграфе 1 "a" и "b" и которые обеспечат для этого соответствующие возможности для переработки и восстановления, разрешается выполнять поставленные цели в интересах обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды при условии, что такие меры не вызовут проблем для внутреннего рынка и не будут препятствовать соответствию других государств-членов положениям Директивы. Государства-члены информируют Комиссию об этом. Комиссия подтвердит принимаемые меры после проверки их при сотрудничестве с другими государствами-членами на соответствие выше изложенным аргументам и отсутствие произвольной дискриминации или скрытого ограничения в торговле между государствами-членами.

Статья 7
Возврат, сбор и восстановление

1. Государства-члены предпримут меры, необходимые для создания систем, обеспечивающих:

a) возврат и/или сбор использованного упаковочного материала и/или отходов от упаковки от потребителя, другого конечного пользователя или из потока отходов в целях их направления по соответствующим каналам альтернативного управления отходами;

b) повторное использование или восстановление, включая переработку собранного упаковочного материала и/или отходов от упаковки в целях выполнения задач настоящей Директивы.

Такие системы будут открыты для участия экономических операторов соответствующих секторов и компетентных государственных органов. Они также применяются к импортируемой продукции на недискриминационных условиях, включая подробные договоренности и любые тарифы на доступ к системам, они также определяются с учетом избежания барьеров в торговле или возможности нарушения конкуренции в соответствии с Договором.

2. Меры, указанные в параграфе 1, составляют политику в сфере управления всеми упаковочными материалами и отходами от упаковки и учитывают, в частности, требования к защите окружающей среды и здоровью потребителей, требования безопасности и гигиены, требования к обеспечению качества, достоверности технических характеристик упакованных товаров и использованных материалов, а также требования к защите прав промышленной и коммерческой собственности.

Статья 8
Система маркировки и идентификации

1. Совет в соответствии с условиями, предусмотренными в Договоре, примет решение по маркировке упаковочного материала не позднее чем через 2 года после вступления настоящей Директивы в силу.

2. В целях облегчения сбора, повторного использования и восстановления, включая переработку, упаковка будет помечаться, что позволит идентифицировать и классифицировать упаковочный(е) материал(ы) соответствующими отраслями промышленности.

Для этого Комиссия не позднее чем через 12 месяцев после вступления настоящей Директивы в силу определит на основе Приложения I и в соответствии с процедурой, установленной в статье 21, нумерацию и аббревиатуры, на которых будет основываться система идентификации, и установит какие материалы будут относиться к этой системе идентификации в соответствии с этой же процедурой.

3. Упаковочный материал должен иметь соответствующую маркировку или на самой упаковке, или на этикетке. Она должна быть четко видимой и легко читаемой, прочной и долговечной даже когда упаковка будет открыта.

Статья 9
Существенные требования

1. Государства-члены обеспечивают через три года с даты вступления в силу положений настоящей Директивы, чтобы упаковка могла быть представлена на рынок только при условии ее соответствия существенным требованиям, установленным настоящей Директивой, включая Приложение II.

2. Государства-члены с даты, установленной в статье 22 (1), презюмируют соответствие всем существенным требованиям, установленным в настоящей Директиве, включая Приложение II, к упаковке, которая отвечает:

a) соответствующим гармонизированным стандартам, ссылки на которые были опубликованы в Официальном журнале Европейских сообществ. Государства-члены публикуют номера национальных стандартов, включающих эти гармонизированные стандарты;

b) соответствующим национальным стандартам, указанным в параграфе 3, в областях применения таких стандартов, в которых отсутствуют гармонизированные стандарты.

3. Государства-члены представят Комиссии тексты своих национальных стандартов, указанных в параграфе 2 "b", которые по их мнению отвечают требованиям, указанным в настоящей статье. Комиссия направит тексты стандартов другим государствам-членам.

Государства-члены публикуют отсылки к этим стандартам. Комиссия обеспечит их публикацию в Официальном журнале Европейских сообществ.

4. Если какое-либо государство-член или Комиссия считают, что стандарты, указанные в параграфе 2, не полностью отвечают существенным требованиям, установленным в параграфе 1, Комиссия или соответствующее государство-член представляют вопрос и обоснование по нему на рассмотрение Комитета, созданного на основе Директивы 83/189/ЕЭС. Комитет незамедлительно принимает решение.

В свете мнения Комитета Комиссия информирует государства-члены о том, необходимо или нет исключить эти стандарты из публикаций, указанных в параграфах 2 и 3.

Статья 10
Стандартизация

Комиссия содействует разработке европейских стандартов на основе существенных требований в соответствии с Приложением II. Комиссия, в частности, содействует разработке европейских стандартов на:

- критерии и методологии анализа жизненного цикла упаковки;

- методы определения и проверки наличия тяжелых металлов и других опасных веществ в упаковке и их выброса в окружающую среду из упаковочного материала и отходов от упаковки;

- критерии минимального содержания материала, прошедшего переработку, в упаковочном материале, предназначенном для различных видов упаковки;

- критерии методов переработки;

- критерии методов компостирования и изготовления компоста;

- критерии маркировки упаковочного материала.

Статья 11
Уровни концентрации тяжелых
металлов в упаковке

1. Государства-члены гарантируют, что в сумме уровни концентрации свинца, кадмия, ртути и гексавалентного хрома в упаковке или в упаковочных компонентах не превысят:

- 600 ppm на миллион по весу через 2 года после даты, указанной в статье 22 "1";

- 250 ppm на миллион по весу через 3 года после даты, указанной в статье 22 "1";

- 100 ppm на миллион по весу через 5 лет после даты, указанной в статье 22 "1".

2. Уровни концентрации, указанные в параграфе 1, не распространяются на упаковку, изготовленную полностью из свинцового кристаллического стекла в соответствии с Директивой 69/493/ЕЭС*.

__________

* ОЖ N L 326, 29.12.1969, с. 36.

3. Комиссия в соответствии с процедурой, установленной в статье 21, определит:

- условия, при которых указанные выше уровни концентрации не будут распространяться на материал, прошедший переработку, и производственные системы, находящиеся в закрытой и контролируемой цепи;

- виды упаковочного материала, на которые не распространяется требование, указанное в параграфе 1, третий отступ.

Статья 12
Информационные системы

1. Государства-члены предпримут меры, обеспечивающие создание баз данных по упаковке и отходам от упаковки, если таковые не созданы, на гармонизированной основе в целях оказания содействия государствам-членам и Комиссии в выполнении целей, установленных настоящей Директивой.

2. Для этого базы данных будут представлять информацию по объему, характеристикам и развитию потоков упаковки и отходов от упаковки (включая информацию о токсичности или об опасности упаковочных материалов и компонентов, используемых для их производства) на уровне каждого государства-члена.

3. Для гармонизации характеристик и представления полученных данных, а также обеспечения совместимости данных, представляемых государствами-членами последние направят в Комиссию имеющиеся у них данные в формате, который будет принят Комиссией через год после вступления настоящей Директивы в силу на основании Приложения III в соответствии с процедурой, установленной положениями статьи 21.

4. Государства-члены примут во внимание, в частности, проблемы малых и средних предприятий при представлении подробной информации.

5. Полученные данные представляются в национальных докладах в соответствии со статьей 17 и обновляются в последующих докладах.

6. Государства-члены потребуют от всех экономических операторов представления надежных данных в своих сферах деятельности компетентным органам в соответствии с положениями настоящей статьи.

Статья 13
Информация для пользователей
упаковочного материала

В течение двух лет с даты, указанной в статье 22 (1), государства-члены предпримут меры, обеспечивающие представление пользователям упаковки, включая потребителей, необходимой информации по:

- системам возврата, сбора и восстановления, услугами которых они могут пользоваться,

- их роли в повторном использовании, восстановлении и переработке упаковки и отходов от упаковки,

- маркировкам на упаковочном материале, действующим на рынках,

- соответствующим элементам планов по управлению процессом упаковки и отходами от упаковки в соответствии с положением статьи 14.

Статья 14
Планы по управлению

Во исполнение целей и задач, указанных в настоящей Директиве, государства-члены в соответствии со статьей 17 Директивы 75/442/ЕЭС должны включать в планы по управлению процессом упаковки и отходами от упаковки отдельную главу по управлению процессом упаковки и отходами от упаковки, включая меры, предусмотренные положениями статей 4 и 5.

Статья 15
Экономические инструменты

Руководствуясь соответствующими положениями Договора, Совет вводит экономические инструменты, обеспечивающие осуществление целей, установленных настоящей Директивой. При отсутствии таких мер государства-члены могут в соответствии с принципами политики Сообщества в области окружающей среды, inter alia, применять меры на основе принципа "загрязнитель платит" или меры, определяемые обязательствами на основе Договора.

Статья 16
Уведомление

1. Без ущерба для положений Директивы 83/189/ЕЭС государства-члены до принятия мер уведомляют Комиссию о намерении их принятия в рамках настоящей Директивы, исключая меры фискального характера, но включая технические спецификации, связанные с фискальными мерами, которые способствуют обеспечению соответствия таким техническим спецификациям для того, чтобы рассматривать их с учетом существующих положений, руководствуясь в каждом случае процедурой, установленной указанной выше Директивой.

2. Если предложенная мера является технической и подпадает под область применения Директивы 83/189/ЕЭС, соответствующее государство-член может определить, в рамках процедуры уведомления, указанной в настоящей Директиве, что уведомление равным образом распространяется и на Директиву 83/189/ЕЭС.

Статья 17
Обязательность докладов

Государства-члены представляют Комиссии доклады по применению настоящей Директивы в соответствии со статьей 5 Директивы Совета 91/692/ЕЭС от 23 декабря 1991 г. по стандартизации и рационализации имплементации положений некоторых Директив, относящихся к окружающей среде*. Первый доклад охватит период 1995 - 1997 гг.

__________

* ОЖ N L 377, 31.12.1991, с. 48.

Статья 18
Свобода доступа на рынок

Государства-члены не препятствуют выпуску на рынки на своих территориях упаковки, отвечающей положениям настоящей Директивы.

Статья 19
Восприятие достижений
научно-технического прогресса

Изменения, необходимые для адаптации к научному и техническому прогрессу системы идентификации, как это определено в статье 8 (2), Приложении I и статье 10, последний отступ, а также форматов, относящихся к системе баз данных, как это определено в статье 12 (3) и Приложении III, принимаются в соответствии с процедурой, установленной в статье 21.

Статья 20
Специальные меры

1. Комиссия в соответствии с процедурой, установленной в статье 21, определит технические меры, необходимые для решения затруднений, которые могут возникнуть при применении положений настоящей Директивы, в частности, при первичной упаковке медицинских приборов и фармацевтической продукции, упаковке продукции небольшого размера и предметов роскоши.

2. Комиссия представит также доклад Европейскому парламенту и Совету о необходимости принятия любой другой меры, сопровождаемый, если необходимо, предложением по такой мере.

Статья 21
Процедура Комитета

1. В работе Комиссии оказывает помощь комитет, включающий представителей государств-членов. Представитель Комиссии является председателем комитета.

2. Представитель Комиссии представляет проект мер на рассмотрение комитета. Комитет высказывает мнение по проекту мер в сроки, установленные председателем в зависимости от срочности проблемы. Мнение комитета определяется большинством в соответствии со статьей 148 (2) Договора, устанавливающей принятие решений Советом по предложению Комиссии. Голоса представителей государств-членов взвешиваются в соответствии с положениями этой статьи. Председатель не голосует.

3. a) Комиссия принимает предусмотренные меры, если они не противоречат мнению комитета.

b) Если предусмотренные меры противоречат мнению комитета или если мнение не высказано, Комиссия незамедлительно представляет на рассмотрение Совета предложение по мерам, которые необходимо предпринять. Совет действует квалификационным большинством.

Если по истечении периода, который ни в коем случае не может превышать трех месяцев с даты представления вопроса на рассмотрение Совета, Совет не предпринял никаких действий, предложенные меры принимаются Комиссией.

Статья 22
Имплементация в национальном праве

1. Государства-члены принимают законы, подзаконные акты и административные положения, необходимые для обеспечения соответствия положениям настоящей Директивы до 30 июня 1996 г. Они незамедлительно информируют об этом Комиссию.

2. При принятии таких мер, государства-члены включают в документы ссылку на настоящую Директиву или такая ссылка указывается при официальной публикации документов. Методы ссылки устанавливаются государствами-членами.

3. В дополнение, государства-члены информируют Комиссию обо всех действующих законах, подзаконных актах и административных положениях, принятых в рамках сферы действия настоящей Директивы.

4. Требования к производству упаковки ни в коем случае не распространяются на упаковку, использованную для данного продукта до даты вступления в силу настоящей Директивы.

5. В течение периода, не превышающего пяти лет с даты вступления в силу настоящей Директивы, государства-члены допускают на рынок упаковку, изготовленную до этой даты и отвечающую требованиям действующего национального законодательства.

Статья 23

Директива 85/339/ЕЭС отменяется с даты, указанной в статье 22 (1).

Статья 24

Настоящая Директива вступает в силу со дня ее публикации в Официальном журнале Европейских сообществ.

Статья 25

Настоящая Директива адресуется государствам-членам.

Совершено в Брюсселе 20 декабря 1994 г.

(Подписи)

Приложение I

Система идентификации

Принимается следующая нумерация:

1-19 для пластмасс,

20-39 для бумаги и картона,

40-49 для металла,

50-59 для дерева,

60-69 для текстильных материалов и

70-79 для стекла.

Система идентификации может также использовать сокращение для соответствующего материала(ов) (например, ПВП: полиэтилен высокой плотности). Материалы могут идентифицироваться системой нумерации и/или аббревиатурой. Знаки идентификации проставляются в центре или ниже графической маркировки, указывающей на повторно используемый или восстанавливаемый характер упаковочного материала.

Приложение II

Существенные требования
к составу и повторно используемому,
восстанавливаемому и перерабатываемому
характеру упаковки

1. Требования к производству и составу упаковочного материала:

- Упаковочный материал производится так, чтобы его объем и вес ограничивались минимальным количеством, обеспечивающим необходимый уровень безопасности, гигиены и приемки для упаковочной продукции и потребителя.

- Упаковочный материал проектируется, производится и реализовывается с учетом возможности его повторного использования или восстановления, включая переработку, а также с учетом минимизации воздействия на окружающую среду при утилизации отходов или остатков в результате работ по управлению отходами от упаковки.

- Упаковочный материал производится с учетом минимизации наличия в нем вредных и других опасных веществ при выбросах, в золе или при выщелачивании, когда упаковочный материал или отходы, полученные в результате работ по управлению отходами, сжигаются или подлежат захоронению.

2. Требования к упаковке, подлежащей повторному использованию.

Упаковочный материал должен одновременно отвечать следующим требованиям:

- физические свойства и характеристики упаковочного материала обеспечивают определенное количество перевозок или обращений в течение его жизненного цикла в обычных предсказуемых условиях эксплуатации,

- использованный упаковочный материал должен поддаваться обработке, что необходимо для обеспечения соответствия требованиям к защите здоровья и безопасности рабочего персонала,

- упаковочный материал должен отвечать требованиям к восстановлению, когда он уже не может повторно использоваться и, следовательно, становится отходами.

3. Требования к восстанавливаемому характеру упаковочного материала.

a) Упаковочный материал, восстанавливаемый для переработки материала. Упаковка производится с учетом возможности переработки определенного количества материалов в процентном выражении по весу, использованных для производства реализуемой на рынке продукции в соответствии с действующими требованиями Сообщества. Определение процентного выражения может изменяться в зависимости от типа материала, из которого состоит упаковка.

b) Упаковочный материал, обрабатываемый для восстановления энергии. Отходы от упаковки, обрабатываемые для восстановления энергии, должны иметь минимально низкую теплотворную способность, чтобы обеспечить оптимизацию восстановления энергии.

c) Упаковка, восстанавливаемая для компостирования. Отходы от упаковки, обработанные для компостирования, должны иметь такой биоразлагаемый характер, который не препятствует отдельному сбору отходов и процессу компостирования или деятельности, в которую они включаются.

d) Биоразлагаемые отходы от упаковки. Биоразлагаемые отходы от упаковки должны обеспечивать физическое, химическое, тепловое и биологическое разложение настолько, чтобы большая часть конечного компоста разлагалась в конечном итоге на углеводород, биомассу и воду.

Приложение III

Данные,
которые государства-члены должны включить
в свои базы данных по упаковке и отходам от упаковки
(в соответствии с таблицами 1-4)

1. Для первичной, вторичной и третичной упаковки

a) количество упаковочного материала по каждой широкой группе материала, которые были потреблены в стране ("изготовлено" + "импортировано" - "экспортировано") (таблица 1);

b) количество упаковочного материала, использованного повторно (таблица 2).

2. Для бытовых и небытовых упаковочных отходов:

a) количество упаковочных отходов по каждой широкой группе материала, которые были восстановлены и утилизированы в стране ("изготовлено" + "импортировано" - "экспортировано") (таблица 3);

b) количество упаковочных отходов, которые были переработаны и восстановлены по каждой широкой группе материала (таблица 4).

Таблица 1

Количество упаковочного материала
(первичного, вторичного, третичного),
которые были потреблены в стране

  Произведенный тоннаж  - Экспортированный тоннаж  + Импортированный тоннаж  = Итого 
Стекло         
Пластмасса         
Бумага/картон
(включая композиции) 
       
Металл         
Дерево         
Другое         
Итого         

Таблица 2

Количество упаковочного материала
(первичного, вторичного, третичного),
использованного повторно внутри страны

  Тоннаж использованной упаковки  Повторно использованная упаковка 
Тоннаж 
Стекло       
Пластмасса       
Бумага/картон (включая композиции)       
Металл       
Дерево       
Другое       
Итого       

Таблица 3

Количество упаковочных отходов,
которые были восстановлены и утилизированы
в стране

  Тоннаж произведенных отходов  - Тоннаж экспортированных отходов  + Тоннаж импортированных отходов  = Итого 
Бытовые отходы 
Упаковка из стекла         
Пластмассовая упаковка         
Бумажная / картонная упаковка         
Комбинированная картонная упаковка         
Металлическая упаковка         
Деревянная упаковка         
Итого бытовых упаковочных отходов         
Небытовые отходы 
Упаковка из стекла         
Пластмассовая упаковка         
Бумажная / картонная упаковка         
Комбинированная картонная упаковка         
Металлическая упаковка         
Деревянная упаковка         
Итого небытовых упаковочных отходов         

Таблица 4

Количество упаковочных отходов,
которые были переработаны или
восстановлены в стране

  Общий тоннаж восстановленных и утилизированных отходов  Количество
рециркулированных отходов 
Количество
восстановленных отходов 
    тоннаж  тоннаж 
Бытовые отходы 
Упаковка из стекла           
Пластмассовая упаковка           
Бумажная/картонная упаковка           
Комбинированная картонная упаковка           
Металлическая упаковка           
Деревянная упаковка           
Итого бытовых упаковочных отходов           
Небытовые отходы 
Упаковка из стекла           
Пластмассовая упаковка           
Бумажная/картонная упаковка           
Комбинированная картонная упаковка           
Металлическая упаковка           
Деревянная упаковка           
Итого небытовых упаковочных отходов           

__________

* Перевод к.ю.н., доцента Калиниченко П.А.