Директива N 91/689/ЕЭС
Совета Европейских Сообществ
"Об опасных отходах"

(Брюссель, 12 декабря 1991 года)

(неофициальный перевод)(*)

__________________________

(*) Перевод к.ю.н., доцента Калиниченко П.А.

Совет Европейских сообществ,

опираясь на Договор, учреждающий Европейское сообщество, и, в частности, его статью 130 "s",

основываясь на Предложении Комиссии(*),

__________________________

(*) ОЖ N C 295, 19.11.1988, с. 8 и ОЖ N C 42, 22.02.1990, с. 19.

учитывая Заключение Европейского парламента(*),

__________________________

(*) ОЖ N C 158, 26.06.1989, с. 238.

принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета(*),

_____________________________

(*) ОЖ N C 56, 06.03.1989, с. 2.

поскольку Директива Совета 78/319/ЕЭС от 20 марта 1978 г. о токсичных и опасных отходах(*) установила правила Сообщества относительно удаления опасных отходов; поскольку для учета опыта, приобретаемого при имплементации этой Директивы государствами-членами, появилась необходимость изменения этих правил и замены Директивы 78/319/ЕЭС настоящей Директивой;

__________________________

(*) ОЖ N L 84, 31.03.1978, с. 43.

поскольку Резолюция Совета от 7 мая 1990 г. о политике по отходам(*) и Программа действий Европейских сообществ в области окружающей среды, утвержденная Резолюцией Совета Европейских сообществ и представителей правительств государств-членов, заседавших в Совете от 19 октября 1987 г. о продолжении проведения и имплементации политики Европейского сообщества и Программы по окружающей среде (1987-1992 гг.)(**), предусматривают меры по улучшению условий размещения и удаления опасных отходов;

___________________________

(*) ОЖ N C 122, 18.05.1990, с. 2.

(**) ОЖ N C 328, 07.12.1987, с. 1.

поскольку основные правила, применяемые к управлению отходами, изложенные Директивой Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах(*), измененной Директивой 91/156/ЕЭС(**), также применяются к управлению опасными отходами;

__________________________

(*) ОЖ N L 194, 25.07.1975, с. 39.

(**) ОЖ N L 78, 26.03.1991, с. 32.

поскольку надлежащее управление опасными отходами требует принятия дополнительных, более жестких мер, которые учитывали бы специфику таких отходов;

поскольку для повышения эффективности управления опасными отходами в Сообществе необходимо использовать четкое и единое определение опасных отходов, базирующееся на опыте;

поскольку необходимо обеспечить как можно более тщательный мониторинг процесса уничтожения и восстановления опасных отходов;

поскольку необходимо обеспечить быструю возможность для адаптации положений настоящей Директивы к достижениям научного и технического прогресса; поскольку Комитет, учрежденный в соответствии с Директивой 75/442/ЕЭС, должен иметь полномочия для адаптации положений настоящей Директивы к достижениям научного и технического прогресса,

принял настоящую Директиву:

Статья 1

1. Целью настоящей Директивы, разработанной в соответствии со статьей 2 (2) Директивы 75/442/ЕЭС, является сближение законов государств-членов в сфере контролируемого управления опасными веществами.

2. В соответствии с настоящей Директивой, а также Директива 75/442/ЕЭС применяются к опасным отходам.

3. Определение "отходы" и прочие термины, используемые в настоящей Директиве являются идентичными определениям в Директиве 75/442/ЕЭС.

4. Для целей настоящей Директивы "опасные отходы" означают:

- отходы, перечисленные в списке, составляемом в соответствии с процедурой, установленной в статье 18 Директивы 75/442/ЕЭС на основе Приложений I и II к настоящей Директиве, не позднее, чем за 6 месяцев до даты имплементации настоящей Директивы. Эти отходы должны обладать хотя бы одним из свойств, перечисленных в Приложении III. Список должен учитывать происхождение и состав отходов и, при необходимости, предельные значения концентрации. Этот список должен периодически пересматриваться в случае необходимости в соответствии с той же процедурой,

- любые другие отходы, которые государства-члены ЕС сочтут обладающими любым из свойств, перечисленных в Приложении III. О таких случаях необходимо уведомлять Комиссию. Подобные случаи должны рассматриваться в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18 Директивы 75/442/ЕЭС с целью адаптации списка.

5. Бытовые отходы исключаются из-под действия положений настоящей Директивы. Совет определит, по представлению Комиссии, конкретные правила, учитывающие специфические свойства бытовых отходов не позднее, чем к концу 1992 г.

Статья 2

1. Государства-члены предпринимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы на каждой свалке для размещения опасных отходов была организована система их идентификации и учета.

2. Государства-члены принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы предприятия и организации, которые занимаются размещением, сбором, утилизацией или транспортировкой опасных отходов не смешивали различные категории опасных отходов и не смешивали опасные отходы с неопасными.

3. Вместе с тем, в отступление от параграфа 2, смешивание опасных отходов с другими категориями опасных отходов и неопасными отходами, веществами или материалами разрешается только в случае, когда соблюдаются условия, изложенные в статье 4 Директивы 75/442/ЕЭС, в частности, с целью повышения безопасности при удалении или извлечении отходов. Подобная операция проводится при наличии разрешения, получаемого согласно статьям 9, 10 и 11 Директивы 75/442/ЕЭС.

4. В случае если отходы уже были смешаны с другими видами отходов, веществ или материалов, необходимо их разделить, если это целесообразно с технической и экономической точек зрения и где необходимо выполнить положения статьи 4 Директивы 75/442/ЕЭС.

Статья 3

1. Исключение, предусмотренное статьей 11 (1) "a" Директивы 75/442/ЕЭС касающееся получения разрешений на размещение отходов теми предприятиями и организациями, которые сами занимаются вывозом собственных отходов не применяется в отношении опасных отходов, регулируемых настоящей Директивой.

2. В соответствии со статьей 11 (1) "b" Директивы 75/442/ЕЭС, государство-член может не требовать выполнения статьи 10 этой Директивы для предприятий и организаций, которые занимаются извлечением отходов, регулируемых настоящей Директивой:

- если государство-член принимает общие правила, которые учитывают тип и количество отходов и излагают конкретные условия (предельные нормативы содержания опасных веществ в отходах, нормативы выбросов/сбросов, вид деятельности) и прочие необходимые требования для различных методов извлечения отходов, и

- если виды или количества отходов и методы их извлечения таковы, что обеспечивают выполнение положений, предусмотренных в статье 4 Директивы 75/442/ЕЭС.

3. Предприятия или организации, упомянутые в параграфе 2, регистрируются компетентными органами.

4. Если государство-член намеревается использовать положения параграфа 2, то правила, изложенные в этом параграфе, направляются в Комиссию не позднее, чем за 3 месяца до их вступления в силу. Комиссия консультирует государства-члены. В свете этих консультаций, Комиссия предлагает, чтобы вышеупомянутые правила окончательно согласовывались в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18 Директивы 75/442/ЕЭС.

Статья 4

1. Статья 13 Директивы 75/442/ЕЭС также применяется к производителям опасных отходов.

2. Статья 14 Директивы 75/442/ЕЭС также применяется к производителям опасных отходов и ко всем предприятиям и организациям, транспортирующим опасные отходы.

3. Учетные документы, упомянутые в статье 14 Директивы 75/442/ЕЭС, должны сохраняться в течение как минимум трех лет, кроме случаев, оговоренных для предприятий и организаций, занимающихся транспортировкой опасных отходов, которые должны сохранять такие документы в течение как минимум 12 месяцев. По просьбе компетентного органа или предыдущего держателя отходов, должно предоставляться документальное подтверждение наличия системы управления отходами.

Статья 5

1. Государства-члены обязаны принять необходимые меры по обеспечению того, чтобы в процессе сбора, транспортировки и временного хранения отходы были должным образом упакованы и маркированы в соответствии с существующими международными стандартами и стандартами Сообщества.

2. В случае с опасными отходами, должны организовываться инспекции по контролю над их сбором и транспортировкой на основе требований статьи 13 Директивы 75/442/ЕЭС, в частности, уделяя особое внимание происхождению и конечному месту размещения таких отходов.

3. При перемещении опасных отходов, к ним должен прилагаться специальный формуляр, подробно перечисляющий сведения согласно разделу A приложения I к Директиве Совета 84/631/ЕЭС от 6 декабря 1984 г. о надзоре и контроле в пределах Европейского сообщества за трансграничным перемещением опасных отходов(*), последний раз измененная Директивой 86/279/ЕЭС(**).

__________________________

(*) ОЖ N L 326, 13.12.1984, с. 31.

(**) ОЖ N L 181, 04.07.1986, с. 13.

Статья 6

1. Как предусмотрено в статье 7 Директивы 75/442/ЕЭС, компетентные органы обязаны составить, отдельно или в рамках общих планов управления отходами, планы по управлению опасными отходами и обеспечить к ним свободный доступ общественности.

2. Комиссия обязана анализировать эти планы, в частности, методы извлечения и удаления отходов. Эта информация должна быть открытой для компетентных органов государств-членов, которые будут ее запрашивать.

Статья 7

В чрезвычайных ситуациях или при серьезной опасности, государства-члены обязаны принять все необходимые меры, включая там, где это необходимо временное отступление от положений настоящей Директивы, для обеспечения такого обращения с опасными отходами, которое не представляло бы угрозы для населения и окружающей среды. Государство-член обязано информировать Комиссию о каждом случае такого временного отступления.

Статья 8

1. В рамках отчета, предусмотренного статьей 16 (1) Директивы 75/442/ЕЭС и на основе анкеты, составленной в соответствии с требованиями этой статьи, государства-члены предоставляют Комиссии отчет об имплементации настоящей Директивы.

2. В дополнение к сводному отчету, упомянутому в статье 16 (2) Директивы 75/442/ЕЭС, Комиссия направляет отчет Европейскому парламенту и Совету о состоянии имплементации настоящей Директивы.

3. В дополнение, к 12 декабря 1994 г. государства-члены обязаны представить в Комиссию следующие сведения по каждому предприятию или организации, которые занимаются размещением и/или извлечением опасных отходов по поручению третьих сторон и которые могут представлять собой часть комплексной сети, упоминаемой в статье Директивы 75/442/ЕЭС:

- название и адрес,

- метод обращения с отходами,

- виды и количества перерабатываемых отходов.

Раз в год государства-члены обязаны информировать Комиссию обо всех изменениях, касающихся этой информации.

Комиссия предоставляет эту информацию по запросу компетентным органам государств-членов.

Формат предоставления, в котором информация предоставляется в Комиссию, согласовывается в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18 Директивы 75/442/ЕЭС.

Статья 9

Изменения, необходимые для адаптации приложений настоящей Директивы к достижениям научного и технического прогресса и для изменения списка опасных веществ, указанного в статье 1 (4), принимаются в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18 Директивы 74/442/ЕЭС.

Статья 10

1. Государства-члены введут в действие законы, регулирующие и административные положения, необходимые для выполнения настоящей Директивы не позднее 27 июня 1995 г., о чем они уведомляют Комиссию.

2. Меры, принятые государствами-членами во исполнение параграфа 1, содержат ссылку на настоящую Директиву или сопровождаются такой ссылкой при их официальной публикации. Способы опубликования такой ссылки определяются самими государствами-членами.

3. Государства-члены доведут до сведения Комиссии тексты основных положений национальных законов, которые будут приняты в сфере, регулируемой настоящей Директивой.

Статья 11

Директива 78/319/ЕЭС утрачивает силу с 27 июня 1995 г.

Статья 12

Настоящая Директива адресована государствам-членам.

Совершено в Брюсселе, 12 декабря 1991 г.

За Совет Председательствующий Г.М.АЛДЕРС

Приложение I

Категории опасных веществ, перечисленные по видам
деятельности, в результате которых они образуются(*)
(могут быть в жидком или твердом виде,
а также в виде осадка)

__________________________

(*) Некоторые повторения видов опасных отходов в Приложении II сделаны преднамеренно.

Приложение I.A.

Отходы, обладающие любыми из свойств, перечисленных в Приложении III и которые представляют собой:

1. анатомические субстанции; отходы из больниц и поликлиник;

2. фармацевтические, медицинские и ветеринарные химические соединения;

3. вещества, используемые при консервации древесины;

4. биоциды и фито-фармацевтические субстанции;

5. осадок веществ, используемых в качестве растворителей;

6. галогенизированные органические субстанции, не используемые в качестве растворителей, кроме инертных полимерных материалов;

7. соли с содержанием цианидов;

8. минеральные масла и маслянистые вещества;

9. смеси масел и воды, углеводородного сырья и воды, эмульсии;

10. вещества, содержащие полихлоридные бифенилы и/или терфенилы (например, диэлектрики и т.д.);

11. смолистые вещества, получаемые после перегонки нефтепродуктов, дистилляции или любого пиролитического процесса (например, кубовые остатки и т.д.);

12. чернила, краски, пигменты, красители, лаки;

13. смолы, латекс, пластификаторы, клеи;

14. неизвестные (новые) химические вещества, получаемые в лабораторных опытах, чье воздействие на человека и/или окружающую среду еще неизвестно (например, лабораторный осадок и т.д.);

15. пиротехнические материалы и прочие взрывчатые вещества;

16. химикаты для обработки фотопленки;

17. любые материалы, загрязненные любым веществом из группы полихлоридных дибензофуранов;

18. любые материалы, загрязненные любым веществом из группы полихлоридных дибензо-п-диоксинов.

Приложение I.B.

Отходы, содержащие любые из компонентов, перечисленных в Приложении II, имеющие любые из свойств, перечисленных в Приложении III и которые представляют собой:

19. мыло, жир или воск животного или растительного происхождения;

20. негалогенизированные органические субстанции, не используемые в качестве растворителей;

21. неорганические субстанции, не содержащие металлов или соединений металлов;

22. золы и/или шлаки;

23. земля, песок, глина, в том числе полученные в результате землечерпательных работ;

24. соли, не содержащие цианидов;

25. металлические опилки и пыль;

26. использованные каталитические материалы;

27. жидкости или шламы, содержащие металлы или соединения металлов;

28. осадок, полученный после операций по снижению уровня загрязнения окружающей среды (например, пыль, собираемая фильтрами и т.д.), за исключением пунктов 29, 30 и 33;

29. шлам от газопромывателей;

30. шлам от сооружений по очистке воды;

31. осадок от декарбонизации;

32. осадок от ионообменной колонны;

33. канализационные стоки, неочищенные или непригодные для использования в сельском хозяйстве;

34. осадок, остающийся после прочистки баков и/или оборудования;

35. загрязненное оборудование;

36. загрязненные контейнеры (например, упаковка, газовые баллоны и т.д.), которые содержали как минимум один из компонентов, перечисленных в Приложении II;

37. аккумуляторы и батарейки;

38. растительные масла;

39. материалы, полученные при селективном отборе бытовых отходов, которые обладают любыми из характеристик, перечисленных в Приложении III;

40. любые другие отходы, которые содержат любой из компонентов, перечисленных в Приложении II, и обладают любыми свойствами, перечисленными в Приложении III.

Приложение II

Компоненты отходов, указанных в приложении I.B.,
которые превращают их в опасные при обладании свойствами,
перечисленными в приложении III(*)

____________________________

(*) Некоторые повторения видов опасных отходов в Приложении I сделаны преднамеренно.

Отходы, содержащие:

C1 бериллий; соединения бериллия;

C2 соединения ванадия;

C3 соединения хрома (VI);

C4 соединения кобальта;

C5 соединения никеля;

C6 соединения меди;

C7 соединения цинка;

C8 мышьяк, соединения мышьяка;

C9 селен; соединения селена;

C10 соединения серебра;

C11 кадмий; соединения кадмия;

C12 соединения олова;

C13 сурьма; соединения сурьмы;

C14 теллурий; соединения теллурия;

C15 соединения бария, кроме сульфата бария;

C16 ртуть; соединения ртути;

C17 таллий; соединения таллия;

C18 свинец; соединения свинца;

C19 неорганические сульфиды;

C20 неорганические соединения фтора, кроме фтористого кальция;

C21 неорганические цианиды;

C22 следующие щелочные металлы: литий, натрий, калий, кальций, магний в простой форме;

C23 растворы кислот или сухие остатки кислот;

C24 базовые растворы или их сухой остаток;

C25 асбест (пыль и волокна);

C26 фосфор: соединения фосфора, кроме минеральных фосфатов;

C27 карбонильные металлы;

C28 перекиси;

C29 хлораты;

C30 перхлораты;

C31 азиды;

C32 полихлоридные бифенилы и/или терфенилы;

C33 фармацевтические или ветеринарные вещества и соединения;

C34 биоциды и фито-фармацевтические субстанции (например, пестициды);

C35 заразные вещества;

C36 креозот;

C37 изоцианаты; тиоцианаты;

C38 органические цианиды (например, нитрилы);

C39 фенолы; соединения фенола;

C40 галогенизированные растворители;

C41 органические растворители, кроме галогенизированных растворителей;

C42 органогалогенные соединения, кроме инертных полимерных материалов и прочих веществ, упомянутых в данном Приложении;

C43 ароматические соединения; полициклические и гетероциклические органические соединения;

C44 алифатические амины;

C45 ароматические амины;

C46 эфиры;

C47 взрывчатые вещества, кроме уже упомянутых в данном Приложении;

C48 органические соединения серы;

C49 любые вещества из группы полихлоридных дибензофуранов;

C50 любые вещества из группы полихлоридных дибензо-п-диоксинов;

C51 углеводороды и их кислородные, азотные и/или серные соединения, не упомянутые в прочих пунктах настоящего Приложения.

Приложение III

Свойства веществ,
которые превращают их в опасные

H1 "Взрывчатые": субстанции и препараты, которые могут взорваться под действием пламени или которые более чувствительны к ударам или трению, чем динитробензин.

H2 "Окисляющиеся": субстанции и препараты, которые вступают в сильную экзотермическую реакцию при контакте с другими веществами, в частности, горючими веществами.

H3-A "Высокогорючие":

- жидкие субстанции и препараты с точкой возгорания ниже 21 град.C (включая высокогорючие жидкости), или

- субстанции и препараты, которые могут воспламениться при контакте с воздухом при комнатной температуре без использования дополнительной энергии, или

- твердые субстанции и препараты, которые могут легко воспламениться после недолгого контакта с источником возгорания и которые продолжают гореть самопроизвольно, или

- газообразные субстанции и препараты, которые горючи на воздухе при нормальном давлении, или

- субстанции и препараты, которые при контакте с водой или влажным воздухом выделяют высокогорючие газы в опасных количествах.

H3-B "Горючие": жидкие субстанции и препараты с точкой возгорания выше или равной 21 град.C и ниже или равной 55 град.C.

H4 "Раздражающие": не подверженные коррозии субстанции и препараты, которые через краткий, длительный или многократный контакт с кожей или слизистой оболочкой могут вызвать воспаление.

H5 "Вредные": субстанции и препараты, которые при попадании внутрь организма или на кожу могут привести к ограниченному риску для здоровья.

H6 "Токсичные": субстанции и препараты, (в том числе высокотоксичные субстанции и препараты) которые при попадании внутрь организма или на кожу могут привести к серьезному, острому или хроническому риску заболевания и даже смерти.

H7 "Канцерогены": субстанции и препараты, которые, при попадании внутрь организма или на кожу могут привести к раку или повысить риск этого заболевания.

H8 "Коррозийные": субстанции и препараты, которые при контакте могут повредить живую ткань.

H9 "Инфекционные": субстанции, содержащие микроорганизмы или их токсины, которые могут стать причиной заболевания человека или других живых организмов.

H10 "Тератогенные": субстанции и препараты, которые при попадании внутрь организма или на кожу могут привести к ненаследственным уродствам или повысить их риск.

H11 "Мутагенные": субстанции и препараты, которые, при попадании внутрь организма или на кожу могут привести к наследственным генетическим дефектам или повысить их риск.

H12 Субстанции и препараты, которые при контакте с водой, воздухом или кислотой испускают токсичные или высокотоксичные газы.

H13 Субстанции и препараты, способные после их удаления выделять из себя другие субстанции (например, фильтраты), которые обладают любыми из перечисленных выше свойств.

H14 "Экотоксичные": субстанции и препараты, которые представляют или могут представлять немедленную или отсроченную опасность для как минимум одного элемента окружающей среды.

Примечание

1. Приписывание характеристик "токсичный" (и "высокотоксичный"), "вредный", "коррозийный" и "раздражающий" происходит на основе критериев, изложенных в приложении VI, часть I A и II B Директивы Совета 67/548/ЕЭС от 27 июня 1967 г. о сближении законно, регулирующих и административных положений относительно классификации, упаковки и маркировки опасных веществ(*) с последними изменениями, внесенными Директивой Совета 79/831/ЕЭС(**).

__________________________

(*) ОЖ N L 196, 16.08.1967, с. 1.

(**) ОЖ N L 259, 15.10.1979, с. 10.

2. По отношению к приписыванию таких характеристик, как "канцерогенный", "тератогенный" и "мутагенный" используются дополнительные критерии, отражающие последние достижения науки, которые перечислены в Руководстве по классификации и маркировке опасных веществ и препаратов приложения VI (часть II D) к Директиве 67/548/ЕЭС с последними изменениями, внесенными Директивой Комиссии 83/467/ЕЭС(*).

__________________________

(*) ОЖ N L 257, 16.09.1983, с. 1.

Методы испытаний

Методы испытаний служат для конкретизирования определений, перечисленных в Приложении III.

Используемые методы перечислены в приложении V Директивы 67/548/ЕЭС с последними изменениями, внесенными Директивой Комиссии 84/449/ЕЭС(*), или последующими Директивами Комиссии по адаптации Директивы 67/548/ЕЭС к достижениям технического прогресса. Эти методы сами основаны на работе и рекомендациях компетентных международных организаций, в частности ОЭСР.

__________________________

(*) ОЖ N L 251, 19.09.1984, с. 1.