Новое в индексации доходов граждан
Индексация денежных доходов граждан является государственной гарантией, которая призвана компенсировать им повышение индекса потребительских цен.
Индексация денежных доходов населения - это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов населения, который дает возможность частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг (ст. 1 Закона об индексации доходов).
Проводить индексацию обязаны все работодатели, в том числе физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, использующие труд наемных работников (п. 1 Порядка N 1078).
К тому же, проведение индексации не зависит от того, своевременно или нет выплачивается заработная плата работникам. Также на факт проведения индексации не влияет размер дохода физического лица, так как выплата большого размера зарплаты не снимает с работодателя обязанности по ее индексации.
Правила исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации и сумм индексации денежных доходов населения определяет Порядок N 1078, который распространяется на все предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и хозяйствования, а также на физических лиц, использующих труд наемных работников.
Повод напомнить о процедуре индексации доходов граждан связан с тем, что Постановлением N 526 в Порядок N 1078 с 21.06.2012 г. внесены изменения, которыми, в частности, предусмотрен пересмотр положений настоящего Порядка относительно исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации заработной платы вновь принятых работников и работников, принятых на работу по переводу. Также изменяется механизм начисления сумм индексации заработной платы в случае ее повышения.
Какие доходы подлежат индексации?
В соответствии со ст. 2 Закона об индексации доходов и п. 2 Порядка N 1078 индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные ими в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера. Среди них наиболее распространенными являются:
- оплата труда наемных работников предприятий, учреждений, организаций в денежном выражении, которая включает оплату труда за выполненную работу в соответствии с тарифными ставками (окладами) и сдельными расценками, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также иные компенсационные выплаты, носящие постоянный характер; - денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, должностных лиц таможенной службы;
- пенсии (с учетом надбавок, доплат, надбавок к пенсии, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи на проживание, государственной помощи и компенсационных выплат, кроме тех, которые указаны п. 3 Порядка N 1078), ежемесячное пожизненное денежное содержание, которое выплачивается вместо пенсии;
- стипендии;
- суммы выплат, которые осуществляются в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании (пособие по безработице, материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного, ежемесячная денежная сумма, компенсирующая соответствующую часть утраченного заработка пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (с учетом выплат на необходимый уход за потерпевшим); ежемесячная страховая выплата лицам, находившимся на иждивении пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; страховая выплата ребенку, родившемуся инвалидом вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания его матери во время беременности);
- суммы возмещения вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, а также суммы, выплачиваемые лицам, имеющим право на возмещение вреда при потере кормильца. Если условия оплаты труда учреждения (организации) предусматривают выплату премии (кроме единовременной выплаты), то она учитывается в общем доходе, подлежащем индексации.
Денежные доходы населения индексируются в пределах прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения. Часть денежных доходов, превышающая прожиточный минимум, индексации не подлежит.
В 2012 году, согласно ст. 12 Закона о Госбюджете-2012, величина прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо составляет:
- в январе-марте - 1073 грн;
- в апреле-июне - 1094 грн;
- в июле-сентябре - 1102 грн;
- в октябре-ноябре - 1118 грн;
- с декабря - 1134 грн. Например, в августе 2012 года заработная плата подлежит индексации исходя из фактически начисленной суммы, но не более чем 1102 грн.
Сумма индексации денежных доходов определяется как результат умножения денежного дохода, подлежащего индексации, на величину прироста индекса потребительских цен, деленного на 100.
Представим расчет суммы индексации в виде формулы:
І = Д х І пц :100,
где
І - сумма индексации;
Д - индексируемый денежный доход (в пределах прожиточного минимума);
І пц - индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом в целях проведения индексации.
Какие доходы не подлежат индексации?
В соответствии с п. 3 Порядка N 1078 к доходам, не подлежащим индексации, относятся:
- доходы граждан от сдачи в аренду имущества, акций и других ценных бумаг, ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, предпринимательской деятельности, которая является для граждан источником денежных доходов от собственности;
- оплата первых 5 дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, пособие по временной нетрудоспособности как такие, которые учитываются при исчислении среднего заработка;
- единовременная выплата пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности безработным, единовременное пособие в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности или смерти пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- пособие в связи с беременностью и родами, пособие при рождении ребенка, пособие на погребение;
- целевая разовая материальная помощь, единовременное пособие при выходе на пенсию, суммы социальных льгот, компенсации (кроме выплат, определенных п. 2 Порядка N 1078), вознаграждение по итогам работы за год и т. д.;
- государственная социальная помощь малообеспеченным семьям, помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, часть помощи на детей одиноким матерям и часть пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, предоставляемых сверх минимального размера.
Однако это еще не полный перечень выплат, которые не индексируются. Согласно разъяснениям Минтруда, представленным в Письме N 024-159, не индексируются также выплаты, размер которых определяется исходя из средней заработной платы. К таким выплатам относятся:
- отпускные;
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- сохраненный заработок за время выполнения работником государственных и общественных обязанностей;
- выплаты заработной платы при временном переводе работника в случае производственной необходимости на другую нижеоплачивае-мую работу;
- сохраненный заработок за время командировки;
- выходное пособие;
- другие выплаты, которые в соответствии с действующим законодательством они исчисляются исходя из средней заработной платы. При этом в расчет средней заработной платы сумма индексации включается как составная часть фонда оплаты труда.
Порядок проведения индексации доходов граждан
Индексация денежных доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен нарастающим итогом превысила порог индексации, установленный в размере 101 % (п. 1-1 Порядка N 1078).
Индекс потребительских цен исчисляется Госстатом Украины и не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях.
Повышение денежных доходов граждан в связи с индексацией осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован индекс потребительских цен.
Исчисление индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения ведется нарастающим итогом, начиная с месяца введения в действие Закона об индексации доходов (то есть с марта 2003 года) до превышения индексом 101 %. Для проведения дальнейшей индексации расчет индекса потребительских цен нарастающим итогом начинается заново с месяца, следующего за месяцем, в котором индекс потребительских цен превысил порог индексации.
Индексация доходов осуществляется с первого числа месяца, наступающего за месяцем, в котором официально опубликован индекс потребительских цен.
Например, если индекс инфляции нарастающим итогом превысил 101 % в марте 2012 года, то индексировать с учетом этого индекса нужно доходы за апрель 2012 года.
При расчете величины прироста индекса потребительских цен для проведения индексации используется такое понятие, как «базовый месяц».
Базовым месяцем для расчета индекса потребительских цен нарастающим итогом являются или месяц приема работника на работу, или месяц повышения заработной платы работника.
Порядком N 1078 предусмотрено, что при повышении заработной платы месяц такого повышения считается базовым при исчислении индекса потребительских цен, и индексация в этом месяце не проводится.
Фиксированная сумма индексации выплачивается до следующего повышения заработной платы, при котором сумма увеличения заработной платы превысит фиксированную сумму индексации.
При этом определено: если возрастает размер заработной платы и сумма повышения меньше суммы индексации, выплачиваемой на момент повышения, то повышается размер заработной платы и сохраняется сумма индексации, определенная с учетом такого повышения.
Таким образом, согласно новой редакции абзаца третьего п. 5 Порядка N 1078, если денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общего дохода до его повышения.
При проведении такого сравнения берется во внимание заработная плата до повышения (с учетом должностного оклада, доплат, надбавок, предусмотренных действующим законодательством, и премий) в расчете за полный отработанный месяц и величина прироста индекса потребительских цен, на который начисляется индексация.
Следовательно, месяц повышения денежных доходов работников всегда будет считаться базовым, независимо от того, превысила ли сумма повышения заработной платы сумму возможной индексации или нет.
В случае если одновременно с восстановлением выплаты надбавки имеет место увеличение ее размера, то тогда месяц, в котором произошло такое повышение, также будет считаться базовым при исчислении индекса потребительских цен для индексации.
Если происходит рост заработной платы за счет повышения размера должностного оклада и доплаты за работу в ночное время, то месяц такого повышения считается базовым.
В случае если размер должностного оклада не повысился, но произошло увеличение доплаты за работу в ночное время, то оснований считать месяц базовым при проведении индексации нет, поскольку размер доплаты за работу в ночное время повышается за счет количества отработанных ночных часов.
Месяц установления премии и месяц, в котором увеличивается размер такой премии на постоянной основе по сравнению с предыдущим периодом, также считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов.
В случае если в период между пересмотром размера заработной платы не произошло права на проведение индексации, то месяц очередного повышения заработной платы будет также считаться базовым.
Если при увеличении педагогической нагрузки происходит повышение денежных доходов работника на постоянной основе, то месяц, в котором имело место такое увеличение, считается базовым для проведения индексации.
Также считается базовым месяц, в котором денежный доход работника увеличен за счет установления доплаты за классное руководство, заведование кабинетом на постоянной основе.
Напомним, что до 21.06.2012 г. Порядком N 1078 было предусмотрено, что если сумма увеличения заработной платы была меньше суммы индексации, которая должна была начисляться, то месяц повышения не считался базовым, и доходы индексировались в общем порядке.
Пример 1. В июне 2012 года заработная плата работника составляла 2500 грн. Базовым месяцем определен октябрь 2008 года. Индекс для проведения индексации в июне 2012 года - 34,5 %, сумма индексации - 377,43 грн (377,43 = = 1094 х 34,5, где 1094 грн - прожиточный минимум для трудоспособных лиц в июне 2012 года.).
В июле 2012 года работнику повышают заработную плату на 50 грн. Всего заработная плата составляет 2550 грн (2550 = 2500 + 50). Сумма индексации в июле должна составлять 380,19 грн (380,19 = = 1102 х 34,5, где 1102 грн - прожиточный минимум для трудоспособных лиц за июль 2012 года).
Поскольку сумма повышения заработной платы (50 грн) меньше суммы, индексации (380,19 грн), то сумма общего дохода за июль определяется с таким расчетом, чтобы сумма заработной платы с учетом индексации не превышала размер заработной платы до его повышения.
Расчет осуществляется следующим образом: в июле повышается заработная плата на 50 грн и добавляется сумма индексации, определенная с учетом суммы повышения.
Размер заработной платы за июль составляет 2880,19 грн, из них:
- 2550 грн - размер заработной платы с учетом повышения (2500 + 50 = 2550);
- 330,19 грн - фиксированная сумма индексации, определенная как разность суммы индексации и суммы повышения заработной платы (380,19 - 50 = 330,19). Для исчисления индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации июль 2012 года становится базовым. Расчет индекса осуществляется со следующего месяца, то есть с августа 2012 года.
Пример 2. Размер заработной платы работника за август составляет 1815,99 грн, из них 1600 грн - должностной оклад, 215,99 грн - фиксированная сумма индексации, выплачиваемая с июля 2012 года.
В октябре 2012 года работнику будет повышен должностной оклад на 10 грн. Предположим, что в октябре появится право на индексацию. Индекс для проведения индексации условно составит 1,2 %. Сумма индексации в октябре условно составит 13,42 грн (1118 х 1,2 : 100 = 13,42, где 1118 грн - прожиточный минимум для трудоспособных лиц в октябре 2012 года).
Поскольку сумма повышения заработной платы (увеличение должностного оклада на 10 грн) ниже суммы индексации (13,42 грн), то осуществляется повышение должностного оклада и прибавляется сумма индексации, определенная с учетом повышения заработной платы, а также прибавляется фиксированная сумма индексации, выплачиваемая с июля.
Размер заработной платы работника в октябре составит 1829,41 грн, из них:
- 1610 грн - размер заработной платы с учетом повышения в октябре (1600 + 10 - = 1610);
- 3,42 грн - фиксированная сумма индексации, определенная в октябре с учетом повышения заработной платы (13,42 -10 = 3,42);
- 215,99 грн - фиксированная сумма индексации, выплачиваемая с июля. Общий размер сумм индексации в октябре составляет 219,41 грн (215,99 + 3,42 = 219,41) и выплачивается до следующего повышения заработной платы, при котором такое повышение превысит указанную сумму индексации.
Октябрь считается базовым месяцем при исчислении индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.
Пример 3. Размер заработной платы работника за август составляет 1848,15 грн, из них 1490 грн - должностной оклад, 358,15 грн - фиксированная сумма индексации, выплачиваемая с июля 2012 года.
В октябре 2012 года работнику будет повышен должностной оклад на 10 грн. Предположим, что в октябре появится право на индексацию. Индекс для проведения индексации условно составит 1,2 %. При этом работник работает неполный рабочий месяц, например, у него в этом периоде отпуск за свой счет на 7рабочих дней.
В таком случае работнику нужно будет начислить заработную плату из расчета за фактически отработанное время, то есть за 16 рабочих дней - 1043,48 грн (1500 : 23 х 16), прибавить фиксированную величину суммы индексации, выплачиваемую с июля за фактически отработанное время, - 249,15 грн (358,15 : 1500 х 1043,48 = 249,15), а также прибавить новую фиксированную величину индексации, определенную в октябре с учетом повышения заработной платы за фактически отработанное время в этом месяце.
Предположим, что в октябре появится право на индексацию. Индекс для проведения индексации условно составит 1,2 %. Сумма индексации в октябре условно составит 8,71 грн (1043,481 х 1,2 : 100 : : 1500 х 1043,48 = 8,71), а сумма увеличения заработной платы - 6,96 грн (10 грн: 23 дня х х 16 дней).
Поскольку сумма повышения заработной платы (увеличение должностного оклада на 6,96 грн) ниже суммы индексации (8,71 грн), то осуществляется повышение должностного оклада и прибавляется сумма индексации, определенная с учетом повышения заработной платы, а также прибавляется фиксированная сумма индексации, выплачиваемая с июля.
Размер заработной платы работника в октябре составит 1294,38 грн, из них:
- 1043,48 грн - размер заработной платы с учетом повышения в октябре за 16 рабочих дней ((1490 + 10) : : 23x16 = 1043,48);
- 1,75 грн - фиксированная сумма индексации, определенная в октябре с учетом повышения заработной платы (8,71 -6,96-= 1,75);
- 249,15 грн - фиксированная сумма индексации, выплачиваемая с июля, пропорционально отработанному времени.
Общий размер сумм индексации в октябре составит 250,90 грн (249,15 + 1,75 = = 250,90).
Октябрь считается базовым месяцем при исчислении индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.
Для работников, переведенных на другую работу на том же предприятии, в учреждении или организации, а также переведенных на работу на другое предприятие, в учреждение или организацию либо в другую местность, и в связи с изменениями в организации производства и труда в случае продолжения такими работниками работы сумма индексации сохраняется, если сумма увеличения заработной платы меньше суммы индексации, которая должна начисляться за соответствующий месяц. В случае когда сумма увеличения заработной платы больше суммы индексации, которая должна начисляться за соответствующий месяц, такой месяц считается базовым во время вычисления индекса потребительских цен для проведения индексации (п. 10-2 Порядка N 1078).
Пример 4. Работника переводят с одного предприятия в другое на должность с большим размером должностного оклада. У работника должностной оклад до перевода составлял 1500 грн. Также работник получал индексацию в размере 320 грн.
На новом месте с 01.07.2012 г. должностной оклад работника составляет 1600 грн, то есть сумма повышения - 100 грн по сравнению с предыдущим местом работы.
Поскольку работник переведен на должность с большим должностным окладом, то ему в месяце перевода должны выплачивать новый увеличенный оклад и прибавлять сумму индексации, определенную с учетом суммы повышения должностного оклада на новом месте работы.
Заработная плата работника в июле будет составлять 1820 грн, из них 1600 грн - должностной оклад, 220 грн - фиксированная сумма индексации, определенная с учетом суммы повышения заработной платы (320 - 100 = 220).
Июль становится базовым месяцем при исчислении индекса потребительских цен для начисления дальнейших сумм индексации.
Фиксированная сумма индексации выплачивается до следующего повышения заработной платы, при котором сумма увеличения заработной платы превысит фиксированную сумму индексации.
Для новопринятых работников исчисление индекса потребительских цен для проведения индексации осуществляется с месяца приема работника на работу (абзац 3 п. 10-1 Порядка N 1078), а не со следующего месяца, как это было ранее.
В случае выхода работницы на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста базовым месяцем при проведении индексации считается месяц, в котором произошло последнее повышение заработной платы на должности, которую она занимает.
Индексация доходов опережающим путем
Согласно абзацу 4 п. 5 Порядка N 1078 проведение индексации возможно опережающим путем.
Так, в случае если денежные доходы населения повышены с учетом прогнозного уровня инфляции опережающим путем, то при определении размера повышения денежных доходов в связи с индексацией учитывается уровень такого повышения.
Данная норма дает возможность предприятию не индексировать заработную плату в течение нескольких месяцев. Например, заранее определяется определенная сумма в связи с возможным повышением цен (определяется предприятием самостоятельно) и выплачивается ежемесячно.
При этом необходимо ежемесячно отслеживать изменение индекса потребительских цен. Если произойдет превышение суммы индексации, рассчитанной на основании фактических индексов потребительских цен, над повышением суммы дохода опережающим путем, то возобновляется индексация или осуществляется очередное повышение доходов опережающим путем.
Предприятие может самостоятельно решить, использовать ли повышение доходов опережающим путем.
Индексация заработной платы при увольнении работника
Уволиться работник может в любое время: в начале, в середине или в конце месяца. При этом ему будет начислена заработная плата за фактически отработанное время.
Минтруда в Письме N 024-130 разъяснило, что при увольнении работника, не отработавшего полный рабочий месяц, индексации подлежит часть денежного дохода в пределах прожиточного минимума за фактически отработанное время. Другими словами, если работник проработал менее месяца и уволился, то его заработная плата, начисленная в месяце увольнения, индексируется в общем порядке.
Пример 5. Работник уволился с предприятия 21.07.2012 г. За отработанное время ему начислена заработная плата в размере 985 грн, а также компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 690 грн. Индексация осуществляется с учетом прироста индекса потребительских цен в размере 20,8 % (базовый месяц - май 2009 года).
Из начисленного работнику в месяце увольнения дохода индексируется только заработная плата. Компенсация за неиспользованный отпуск не индексируется, так как является компенсационной выплатой, не имеющей постоянного характера. Кроме того, сумма компенсации рассчитывается исходя из средней заработной платы, а поэтому не является объектом индексации.
Заработная плата, начисленная за отработанное в июле 2012 года время, индексируется в полном объеме (985 грн), поскольку ее величина не превышает величины прожиточного минимума (1102 грн):
985 х 20,8:100 = 204,88 грн.
Общая сумма дохода, начисленного работнику в месяце увольнения, составляет: 985 + 690 + 204,88 = 1879,88 грн. В соответствии со ст. 116 КЗоТ Украины предприятие, учреждение, организация при увольнении работника должно выплатить ему все причитающиеся суммы (в том числе сумму индексации заработной платы) в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Особенности индексации доходов из различных источников
Согласно п. 6 Порядка N 1078 выплата сумм индексации денежных доходов осуществляется за счет источников, из которых производятся соответствующие денежные выплаты населению, а именно:
- предприятия, учреждения и организации повышают размеры оплаты труда в связи с индексацией за счет собственных средств;
- предприятия, учреждения и организации, которые финансируются или дотируются из государственного бюджета, повышают размеры оплаты труда (денежного обеспечения) в связи с индексацией за счет собственных средств и средств государственного бюджета;
- объединения граждан повышают размеры оплаты труда за счет собственных средств;
- индексация пенсий, страховых выплат, осуществляемых в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании, ежемесячного пожизненного денежного содержания, которая выплачивается вместо пенсии, других видов социальной помощи, осуществляется соответственно за счет Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования и средств государственного бюджета; - индексация стипендий обучающимся лицам осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются.
В случае если денежный доход формируется из различных источников и Порядком N 1078 не установлена очередность его индексации, то сумма дополнительного дохода от индексации выплачивается за счет каждого источника пропорционально его части в общем доходе.
Таким образом, общий доход граждан может формироваться из разных источников. В отдельных случаях Порядком N 1078 установлена очередность проведения индексации таких доходов. Так, для совместителей, работающих студентов и пенсионеров, действуют специальные правила индексации.
Индексация доходов совместителей
Индексация доходов, полученных работником не по основному месту работы, предусмотрена ст. 10 Закона об индексации доходов и п. 7 Порядка N 1078.
По общему правилу сначала индексируются доходы работника по основному месту работы, а потом - доход, полученный им по совместительству. При этом общий индексируемый доход, полученный по основному месту работы и совместительству, не должен превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Следовательно, основание для индексации дохода по совместительству может возникнуть только в том случае, если доходы по основному месту работы ниже указанного предела.
Для проведения индексации заработной платы по совместительству работник должен предоставить справку с основного места работы о размере дохода, подлежащего индексации, и проиндексированного дохода (п. 7 Порядка N 1078). На основании такой справки проводится индексация заработной платы по совместительству в пределах суммы, не превышающей прожиточный минимум, установленный для трудоспособных лиц, с учетом полученной заработной платы по основному месту работы.
Таким образом, справку с основного места работы целесообразно предоставлять только в случае, если доход по такому месту работы меньше размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.
В Письме N 024-15 Минтруда разъяснил, что если работник не предоставит такую справку, то доходы по совместительству не индексируются.
Отметим, что индексы для проведения индексации по основному месту работы и по совместительству могут и не совпадать. Такое несовпадение может быть вызвано повышением зарплаты по одному из мест работы.
Если предприятие, которое является основным местом работы физического лица, в нарушение законодательства не проводит индексацию, то предприятие, на котором такое лицо работает по совместительству, все равно должно проводить индексацию зарплаты только в пределах суммы, равной разнице между прожиточным минимумом на тру-доспособное лицо и суммой зарплаты по основному месту работы.
Аналогично индексируются доходы, получаемые гражданами на условиях почасовой оплаты труда вне основного места работы, и доходы граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера.
Так, согласно ст. 837 ГК Украины по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется на свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Следовательно, оплата за выполненную работу, в том числе ее возможная индексация, должны оговариваться в договоре подряда.
Пример 6. Работник предоставил в бухгалтерию предприятия, на котором он работает по совместительству, справку с основного места работы о том, что его заработная плата в июле 2012 года по основному месту работы составила 1000 грн и была проиндексирована в полной сумме. Заработная плата по совместительству в июле 2012 года составила 500 грн.
Месяц приема работника на работу по совместительству - декабрь 2008 года. С тех пор его зарплата не повышалась. Рассчитаем сумму индексации зарплаты по совместительству за июль 2012 года.
Сумма зарплаты, подлежащая индексации по совместительству, составляет:
1102 - 1000 = 102 грн.
Поскольку базовым месяцем для проведения индексации по совместительству является декабрь 2008 года, то данная сумма индексируется на 29,7 %.
Сумма индексации, которая должна быть начислена по совместительству, составит:
102 х 29,7:100 = 30,29 грн.
Таким образом, в июле 2012 года заработная плата работника, начисленная по совместительству, с учетом индексации составляет:
500 + 30,29 = 530,29 грн.
Индексация доходов работающих студентов Оплата труда студентов индексируется в размере, который с учетом стипендии не превышает прожиточного минимума для трудоспособного лица (ст. 10 Закона об индексации доходов). Индексация заработной платы студентов осуществляется по месту их работы и за счет средств работодателя.
По общему правилу индексации доходов граждан, если лицо работает и получает другой денежный доход, в первую очередь индексируется оплата труда. Однако же если такое лицо работает и одновременно обучается на дневной форме обучения или с отрывом от производства в клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре, то в первую очередь индексируется стипендия.
Стипендиатам из числа учащихся профессионально-технических учебных заведений, студентов высших учебных заведений, клинических ординаторов, аспирантов и докторантов, обучающихся на дневной форме обучения или с отрывом от производства и одновременно работающих, по их требованию профессионально-технические и высшие учебные заведения выдают справку о размере и сроке назначения стипендии, на основании которой производится индексация заработной платы по месту работы таких стипендиатов в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, с учетом полученной проиндексированной стипендии (п. 8 Порядка N 1078).
Таким образом, для проведения индексации заработной платы студент предоставляет по месту работы справку из учебного заведения о размере получаемой стипендии или о том, что студент стипендию не получает (п. 8 Порядка № 1078). На основании данной справки осуществляется индексация доходов студента по месту его работы.
Исчисление индекса потребительских цен для проведения индексации стипендии осуществляется начиная с месяца, в котором она назначена. В случае если лицо не получало стипендию или утратило право на ее назначение, а в дальнейшем стипендия ему была снова или впервые назначена (по результатам следующего семестрового контроля, в связи с переводом на обучение по государственному заказу, появлением оснований для назначения социальной стипендии, восстановлением на обучение и т. д.), то исчисление индекса потребительских цен осуществляется с месяца назначении стипендии (абзац 2 п. 10-1 Порядка N 1078).
Пример 7. Работник предприятия является студентом. Заработная плата, начисленная ему за июль 2012 года, составляет 1500 грн. Согласно справке, предоставленной работником-студентом, стипендию он не получает. Базовым месяцем для данного работника является июль 2010 года. Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации - 12,1 %.
В рассматриваемой ситуации заработная плата работника превышает установленный размер прожиточного минимума, поэтому индексации подлежит не вся сумма начисленной заработной пла ты за июль 2012 года, а толькс ее часть в размере 1102 грн.
Сумма индексации состав ляет:
1102 х 12,1:100 = 133,34 грн
Заработная плата рабо тающего студента за июль 2012 года с учетом индексации составляет:
1500 + 133,34 = 1633,34 грн
Индексация доходов работающих пенсионеров
Пенсия работающих пенсионеров индексируется с учетом их оплаты труда в размере, не превышающем прожиточный минимум для трудоспособного лица (ст. 10 Закона об индексации доходов).
В соответствии с п. 9 Порядка N 1078 работающим пенсионерам в первую очередь индексируется сумма оплаты труда. Индексация пенсии, ежемесячного пожизненного денежного содержания, выплачиваемого вместо пенсии, производится после индексации суммы оплаты труда на основании выданной предприятием, учреждением или организацией, где работает пенсионер, справки, в которой указывается размер его оплаты труда, проиндексированная его сумма и сумма индексации.
Во всех случаях общий доход работающего пенсионера, подлежащий индексации, не должен превышать прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.
Предприятия, учреждения и организации обязаны в двухнедельный срок после проведения индексации оплаты труда представлять органам, назначающим и выплачивающим пенсию, информацию о размере оплаты труда работающего пенсионера, проиндексированную ее сумму и сумму индексации.
На основании представленной информации органы, назначающие и выплачивающие пенсию, государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам, ежемесячное пожизненное денежное содержание, выплачиваемое вместо пенсии, осуществляют перерасчет сумм индексации пенсий, государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам, ежемесячного пожизненного денежного содержания, которое выплачивается вместо пенсии.
В случае увольнения пенсионера с работы собственник или уполномоченный им орган подает соответствующую справку органу, назначающему и выплачивающему пенсию, государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам, ежемесячное пожизненное денежное содержание, которое выплачивается вместо пенсии, для проведения индексации указанных выплат в соответствии с Порядком N 1078.
В случае трудоустройства пенсионера на срок, не превышающий месяца, или за период выполнения им работ, связанных с организацией и проведением выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов и сельских, поселковых, городских голов, индексация пенсии производится как неработающему пенсионеру, без учета оплаты труда (абзац 5 п. 9 Порядка N 1078).
Расчет прироста индекса потребительских цен для индексации денежных доходов совместителей, работающих студентов и работающих пенсионеров производится в общем порядке.
В случае если Порядком № 1078 не установлена очередность индексации доходов, то сумма дополнительного дохода от индексации выплачивается за счет каждого источника пропорционально его части в общей сумме дохода (п. 6 Порядка N 1078).
Бухгалтерский и налоговый учет индексации заработной платы
Индексация начисляется и выплачивается одновременно с начислением и выплатой (соответственно) заработной платы за месяц, доходы за который подлежат индексации.
Согласно п. 11 Порядка N 1078 дополнительные расходы, связанные с индексацией денежных доходов граждан, отражаются в составе расходов, к которым относятся индексируемые выплаты.
Следовательно, в бухгалтерском учете суммы индексации отражаются на тех же счетах расходов, что и проиндексированная заработная плата.
Сумма индексации заработной платы включается в фонд оплаты труда согласно пп. 2.2.7 Инструкции N 5. Кроме того, сумма индексации подлежит обложению налогом с доходов физических лиц. Следовательно, сумма индексации является объектом для начисления и удержания единого взноса на общеобязательное государственное социальное страховани (ЕСВ).
В связи с тем, что для целей разд. IV НК Украины индексация подпадает под понятие «заработная плата», соответственно ее следует учитывать при определении общей суммы заработной платы для применения налоговой социальной льготы.
Что касается налога на прибыль, то сумма индексации включается в состав расходов предприятия на основании ст. 138 разд. III HK Украины.
В соответствии с пп. 1.6.2 п. 1.6 раздела 1 Инструкции N 5, если начисления фонда оплаты труда осуществляются за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, такие суммы отражаются в фонде оплаты труда того месяца, в котором были произведены начисления.
Таким образом, в случаях если проводятся доначисления и выплаты сумм за предыдущие налоговые периоды (месяцы), в частности сумм индексации заработной платы, то такие суммы доначислений при проведении перерасчетов следует отнести к соответствующим налоговым периодам, за которые производятся доначисления.
Согласно Справочнику признаков доходов, приведенных в приложении к Порядку N 1020, суммы выплат, связанные с индексацией заработной платы работников, отражаются в налоговом расчете по форме N 1ДФ под признаком дохода «101».
Если сумма индексации начисляется работникам за прошлые периоды, например, за 2009-2010 годы, то в каком размере должен начисляться ЕСВ?
Частью 4 ст. 9 Закона о едином взносе прямо предусмотрено, что исчисление ЕСВ за прошлые периоды осуществляется исходя из размера ЕСВ, действовавшего на день начисления заработной платы (дохода), на которую в соответствии с настоящим Законом начисляется ЕСВ.
Таким образом, согласно указанным нормам Закона о едином взносе при начислении и удержании ЕСВ на суммы индексации заработной платы, начисленные работникам предприятия за 2009-2010 годы, применяются ставки ЕСВ, установленные Законом о едином взносе.
Ответственность
В соответствии со ст. 15 Закона об индексации доходов за нарушение законодательства об индексации денежных доходов населения виновные лица привлекаются к ответственности согласно закону.
В настоящее время должностных лиц предприятий и граждан - субъектов предпринимательской деятельности за нарушение трудового законодательства, к которому относится непроведение индексации, могут привлечь к административной ответственности на основании ст. 41 КУоАП. На указанных лиц может быть наложен штраф в размере от 30 до 100 НМДГ (от 510 грн до 1700 грн).
Протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде или территориальных государственных инспекций труда. После оформления и подписания протокола формируется дело об административном правонарушении для направления в суд. И только судом может быть вынесено решение о наложении административного штрафа по ст. 41 КУоАП.
Помимо штрафных санкций, налагаемых на должпостных лиц предприятия, непроведение индексации может привести к дополнительным расходам предприятия. Так, например, если работник предприятия решит уволиться, согласно ст. 38 или ст. 39 КЗоТ Украины, в связи с нарушением собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде, в частности в связи с непроведением индексации заработной платы, предприятие должно будет выплатить работнику не только индексацию, но и выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного среднего заработка (ст. 44 КЗоТ Украины).
Кроме того, невыплата суммы индексации при окончательном расчете с работником в случае его увольнения является нарушением ст. 116 КЗоТ Украины, согласно которой все причитающиеся работнику суммы должны быть выплачены в день увольнения. Это, в свою очередь, может привести к обязанности предприятия выплатить работнику средний заработок за все время задержки расчета.
Так, Минтруда в Письме N 1993/0/14-06/13 разъяснило, что проверять предприятие относительно соблюдения норм законодательства о труде имеют право должностные лица Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде. И как показывает практика таких проверок, инспекторы всегда обращают внимание на выполнение работодателем нормы относительно проведения индексации заработной платы.
Процедура осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (кроме вопросов охраны труда) и об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности; в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением; на случай безработицы на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и физических лиц, использующих наемный труд, определена в Порядке N 722.
Пунктом 5 Порядка N 72 предусмотрено, что после оформления акта и внесения предписания инспектором труда проводится юридический анализ материалов проведенной проверки с целью определения дальнейшего реагирования в соответствии с нормами действующего законодательства о труде и полномочий должностных лиц Госнадзортруда.
При этом инспектор труда самостоятельно решает вопрос направления материалов в правоохранительные органы, составления протоколов об административном правонарушении, вынесения постановления о наложении штрафа, внесения собственнику или уполномоченному им органу представления о привлечении руководителя к дисциплинарной ответственности или представления руководителю относительно применения дисциплинарного взыскания к другому должностному лицу объекта проверки, виновному в нарушении законодательства о труде.
Следовательно, если предприятие не проводит индексацию заработной платы, то, указывая на такое нарушение в акте и предписании, инспектор одновременно обяжет такого работодателя не только провести доначисление индексации, но и доначислить на них компенсацию за несвоевременную выплату индексации, поскольку такое требование содержится в абзаце 7 п. 4 Постановления N 1078.
Непредставление справки о проведении индексации Пенсионному фонду Украины вряд ли можно классифицировать как нарушение, связанное с индексацией доходов.
Вместе с тем, работающий пенсионер вправе обратиться в инспекцию по труду, и тогда вопросы о мерах ответственности будут решаться с инспектором по труду на месте.
Также ст. 16 Закона об индексации доходов предусмотрено, что споры, возникающие по вопросам индексации денежных доходов населения, решаются в судебном порядке. То есть работающий пенсионер может обратиться в суд с жалобой на бездействие должностных лиц предприятия. Соответственно, меру ответственности в этом случае определит суд.
________________________
1. В данном случае сумма начисленной зарплаты ниже прожиточного минимума, поэтому индексируется вся сумма начисленной заработной платы.
2. Когда верстался номер, стало известно, что Минсоцполитики Украины утвердило новый Порядок приказом от 02.07.2012 г., который вступит в силу с даты официального опубликования. На момент подготовки номера данный приказ официально не опубликован.
Список использованных документов
ГК Украины - Гражданский кодекс Украины
КЗоТ Украины - Кодекс законов о труде Украины
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон о Госбюджете-2012 - Закон Украины от 22.12.2011 г. N 4282-VI «О Государственном бюджете Украины на 2012 год»
Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Закон об индексации доходов - Закон Украины от 03.07.1991 г. N 1282-ХП «Об индексации денежных доходов населения»* в редакции от 06.02.2003 г. N 491-IV
Инструкция N 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомста Украины от 13.01.2004 г. N 5
Порядок N 72 - Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, которая проводится должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденный приказом Минтруда Украины от 21.03.2003 г. N 72
Порядок N 1020 - Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (оплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. N 1020
Порядок N 1078 - Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный Постановлением КМУ от 17.07.2003 г. N 1078
Постановление N 526 - Постановление КМУ от 13.06.2012 г. N 526 «О внесении изменений в Порядок проведения индексации денежных доходов населения»
Письмо N 024-130 - Письмо Минтруда Украины от 30.10.2003 г. N 024-130 «Об индексации денежных доходов населения»
Письмо N 024-159 - Письмо Минтруда Украины от 24.12.2003 г. N 024-159 «Об индексации денежных доходов»
Письмо N 024-15 - Письмо Минтруда Украины от 11.02.2004 г. N 024-15 «О возмещении расходов и получении других компенсаций в связи со служебными командировками и проведении индексации денежных доходов населения»
Письмо N 1993/0/14-06/13 - Письмо Минтруда Украины от 22.03.2006 г. N 1993/0/14-06/13 «Об установлении неполного рабочего дня или неполной рабочей недели и индексации денежных доходов граждан»
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 34-35 (868-869),
20 августа 2012 г.
Подписной индекс 40783
