ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19.05.2005 г. N 15/226
Относительно недействительного
налогового уведомления-решения
Высший хозяйственный суд Украины
Установил:
Решением Хозяйственного суда Д-ской области от 17.11.2004 г., оставленным без изменений постановлением Д-ского апелляционного хозяйственного суда от 19.01.2005 г., по делу № … исковые требования удовлетворены частично: признано полностью недействительным налоговое уведомление-решение от 02.08.2004 г. №…, принятое ГНИ в г. Х.
В кассационной жалобе ГНИ в г. Х. просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, которым в удовлетворении иска АКБ отказать полностью, ссылаясь на нарушение норм материального права, а именно: норм Указа Президента Украины от 13.09.94 г. № 519 “Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан” (в редакции Указа Президента Украины от 21.11.95 г. № 1082/95).
Отзыв на кассационную жалобу истец в суд не направил.
Заслушав объяснения по кассационной жалобе представителя ответчика, поддержавшего изложенные в ней доводы, возражения на кассационную жалобу представителя истца, проверив полноту установления обстоятельств дела и правильность их юридической оценки в постановлении апелляционного хозяйственного суда, коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины приходит к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ГНИ в г. Х. проведена документальная проверка Д-ского филиала АКБ, являющегося обособленным структурным подразделением истца, по вопросу соблюдения требований налогового и валютного законодательства за период с 01.04.2001 г. по 30.09.2003 г., о чем составлен акт от 29.07.2004 г. №...
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Указа Президента Украины “Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан” от 13.09.94 г. № 519/94 (с изменениями и дополнениями), п. 7.1 ст. 7 Инструкции о подоходном налоге с граждан, п. 1 ст. 6 Декрета Кабинета Министров Украины “О подоходном налоге с граждан” от 26.12.92 г. № 13-92 (с изменениями и дополнениями) истцом при применении шкалы ставок прогрессивного обложения подоходным налогом доходов граждан налог начислялся исходя из минимальной заработной платы, а не из не облагаемого налогом минимума (17 грн.).
По результатам проверки истцу доначислен подоходный налог в сумме (…) грн. и в соответствии с пп. 17.1.9 п. 17.1 ст.17 Закона Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами” от 21.12.2000 г. применены штрафные санкции в сумме (…) грн., о чем принято налоговое уведомление-решение от 02.08.2004 г. №...
Считая налоговое уведомление-решение незаконным, АКБ обратился в Хозяйственный суд Д-ской области с иском, в котором просил признать указанное налоговое уведомление-решение недействительным и взыскать на основании ст. 22 ГК Украины убытки в сумме (…) грн. Обосновывая свои требования, истец ссылался на неправомерность применения налоговой службой ставки прогрессивной шкалы налогообложения, исходя из не облагаемого налогом минимума граждан, установленного Указом Президента Украины “Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан”.
Удовлетворяя частично иск, суды исходили из того, что не облагаемый налогом минимум должен определяться исключительно законами Украины, а поскольку положения Указа Президента Украины “Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан” не имеют силы закона, они не могут быть основанием для проведения расчетов подоходного налога с физических лиц. Требования по взысканию убытков не удовлетворены судами по тем основаниям, что истцом не доказана причинная связь между неправомерными действиями лица, нанесшего ущерб, и самим ущербом.
Следовательно, спорные правоотношения в данном случае возникли между сторонами относительно определения правомерности применения истцом предписаний ст. 7 Декрета КМУ “О подоходном налоге с граждан” при определении размера месячного совокупного налогооблагаемого дохода (в минимальных месячных заработных платах) без учета Указа Президента Украины “Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан”.
Коллегия судей отмечает следующее.
Статьей 67 Конституции Украины в императивной форме определено, что каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
В ст. 92 Конституции Украины указано, что исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, система налогообложения, налоги и сборы.
По предписаниям ст. 1 Закона Украины “О системе налогообложения” (с дальнейшими изменениями) установлено, что ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов пошлины и сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.
Указанную норму также содержат Постановление ВРУ от 24.12.98 г. № 363-ХIV “О применении нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения в Украине” и Закон Украины от 14.10.98 г. № 171-ХIV “О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению”.
Как следует из ст. 14 Закона Украины “О системе налогообложения” (с изменениями и дополнениями), налог на доходы физических лиц отнесен к общегосударственным налогам. А в соответствии со ст. 1 указанного Закона Украины от 14.10.98 г. № 171-ХIV “О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению” ставки общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льготы по налогообложению устанавливаются или изменяются исключительно законами Украины по вопросам налогообложения.
Основным Законом по вопросу налогообложения доходов физических лиц, действовавшим во время спорных правоотношений, был Декрет КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 “О подоходном налоге с граждан”, который принят на основании Закона Украины от 18.11.92 г. № 2796-ХII “О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования”.
На основании ст. 2 указанного Декрета объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное место жительства в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год (который состоит из месячных совокупных налогооблагаемых доходов), полученный из разных источников, как на территории Украины, так и за ее пределами.
В ст. 6 данного Декрета определено, что совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму, не превышающую за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, установленного действующим законодательством размера минимальной месячной заработной платы (не облагаемый налогом минимум). Не облагаемый налогом минимум введен в шкалу ставок налогообложения (п. 1 ст. 7 Декрета).
Ставки налога по подоходному налогу с граждан определены в ст. 7 Декрета Кабинета Министров Украины “О подоходном налоге с граждан”, п. 1 которой установлена шкала исчисления подоходного налога с граждан по месту основной работы в минимальных месячных заработных платах.
То есть по содержанию указанных норм под не облагаемым налогом минимумом для исчисления подоходного налога с граждан по месту основной работы подразумевается минимальная заработная плата.
При этом следует отметить, что размер минимальной заработной платы является законодательно урегулированным. Изменения, касающиеся определения ставки налогообложения, в ст. 6 и 7 Декрета КМУ “О подоходном налоге с граждан” в законодательном порядке не вносились.
Следовательно, учитывая изложенное, является безосновательным применение к спорным правоотношениям предписаний Указа Президента Украины “Об увеличении не облагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан” без внесения соответствующих изменений в Декрет КМУ “О подоходном налоге с граждан” по установленным ставкам налогообложения.
Принимая во внимание, что в данном случае нарушения со стороны истца предписаний Декрета КМУ “О подоходном налоге с граждан” по применению ставок налогообложения не установлены, судебная коллегия соглашается с выводом судов о том, что ответчиком ошибочно было принято спорное налоговое уведомление-решение об определении налогового обязательства по подоходному налогу и применении к истцу финансовых санкций на основании пп. 17.1.9 ст. 17 Закона Украины “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами”.
В другой части принятые по делу судебные акты не подлежат обжалованию.
Принимая во внимание все приведенное и требования действующего законодательства в их совокупности, коллегия судей не видит оснований для отмены постановления Д-ского апелляционного хозяйственного суда.
Руководствуясь ст. 111.5, 111.7, 111.8, п. 1 части первой ст. 111.9, 111.11 ХПК Украины, Высший хозяйственный суд Украины
Постановил:
Кассационную жалобу ГНИ в г. Х. от 18.02.2005 г. № … на постановление Д-ского апелляционного хозяйственного суда от 19.01.2005 г. по делу №… оставить без удовлетворения, а постановление Д-ского апелляционного хозяйственного суда от 19.01.2005 г. по делу №… - без изменений.
