Государственные форвардные закупки зерна
Продолжается влияние процесса вступления Украины во Всемирную торговую организацию на украинское законодательство, государственное управление и деловую практику. Так, в конце ноября минувшего года Законом Украины от 30.11.2006 г. № 401-V “О внесении изменений в Закон Украины “О государственной поддержке сельского хозяйства Украины” была существенно ослаблена господдержка отечественных сельхозпроизводителей (точнее, продолжена дерегуляция рынка зерна). В частности отменено:
- применение минимальных и максимальных закупочных цен при экспорте и импорте зерна;
- введение временных административных цен за пределами организованного агарного рынка Украины;
- ограничение товарных интервенций Аграрным фондом Украины до 1 января 2009 года по отдельным торговым секциям объектов государственного ценового регулирования с целью их дальнейшего экспорта;
- установление нетарифных ограничений (квот) относительно импорта либо экспорта объекта государственного ценового регулирования;
- установление обязательной предпосылки таможенного оформления экспорта отдельного объекта государственного ценового регулирования приобретением такого объекта на экспортной сессии аграрной биржи;
- применение правил осуществления экспортно-импортных операций с объектом государственного ценового регулирования в течение действия любых видов административного регулирования, осуществляемого Кабинетом Министров Украины.
А теперь Постановлением Кабмина от 16.05.2007 г. № 736 “О внедрении государственных форвардных закупок зерна” вводится новая для нас система госзакупок зерна. Этим же Постановлением отменено Постановление Кабмина от 09.07.2005 г. № 546 “Об утверждении Порядка предоставления бюджетных ссуд в рамках режима государственных залоговых закупок зерна”, что означает фактическую отмену действовавшей системы госзакупок зерна.
Правда, данное Постановление вступает в силу лишь одновременно с Законом Украины о Государственном бюджете Украины, в котором предусмотрены средства на выполнение программы по государственным форвардным закупкам зерна.
Логически, таковые средства должны быть предусмотрены в Законе о Госбюджете на 2008 год. В таком случае указанное постановление Кабмина вступит в силу, скорее всего, с 1 января 2008 года. Хотя в сложившейся политической ситуации этого нельзя сказать наверняка. Во-первых, будет ли надлежащим образом и в обычные сроки подготовлен и принят такой закон - большой вопрос. В истории обновленной Украины уже был прецедент вступления в новый год без нового бюджета. Во-вторых, принимаемый впопыхах и под давлением различных политических и лоббистских влияний, Закон о Госбюджете может изобиловать многочисленными пробелами. Одним из пробелов как раз и может оказаться выделение средств на реализацию программы государственных форвардных закупок зерна.
Впрочем, пока будем исходить из позитивных ожиданий.
Как было
Для того чтобы уяснить разницу между старой и новой системой госзакупок зерна, вначале нам необходимо припомнить действовавшие (и пока формально не отмененные) нормы ст. 12 “Государственные залоговые закупки зерна” Закона Украины от 24.06.2004 г. № 1877-1V “О государственной поддержке сельского хозяйства Украины” (далее - Закон о господдержке сельского хозяйства).
Собственно говоря, режим государственных залоговых закупок и вводился на период до внедрения системы государственных форвардных закупок зерна на организованном аграрном рынке Украины, то есть временно. Суть этого режима состоит в следующем. Аграрный фонд (государственное специализированное учреждение, уполномоченное Кабинетом Министров Украины проводить ценовую политику в агропромышленной отрасли экономики), выступая в качестве кредитора, предоставляет бюджетную ссуду производителю зерна, являющегося субъектом государственного ценового регулирования (заемщику), под залог такого объекта. Это оформляется передачей кредитору простого или сложного складского свидетельства (состоит из складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены один от другого) либо складской квитанции.
Размер бюджетной ссуды не может превышать 80 процентов стоимости залога, рассчитанной исходя из размера установленной минимальной цены. Такая бюджетная ссуда предоставляется на срок, установленный сторонами, который не может превышать одного маркетингового периода. Пролонгации и дисконтирование (списание) основной суммы и процентов це допускаются.
Минимальная закупочная цена отдельного объекта государственного ценового регулирования устанавливается Аграрным фондом Украины на уровне, не допускающем среднестатистическую убыточность производства в Украине такой метрической единицы объекта ценового госрегулирования.
Маркетинговый период - период, берущий начало в том месяце, в котором начинает поставляться (продаваться) отдельный вид продукции растениеводства соответствующего урожая, и заканчивающийся в последнее число месяца, предшествующий месяцу, в котором начинает поставляться (продаваться) такой же вид продукции растениеводства следующего урожая.
Основная сумма бюджетной ссуды и плата за пользование ею погашается единым платежом в срок, определенный в кредитном договоре. Разрешается досрочное погашение суммы бюджетной ссуды и платы за пользование ею либо их части. При полном погашении основной суммы бюджетной ссуды и платы за пользование ею, в том числе досрочному, заемщику возвращается простое или сложное складское свидетельство (складская квитанция), а зерно освобождается из-под режима залога.
Если основная сумма бюджетной ссуды и/либо плата за пользование ею не погашается заемщиком в срок, установленный кредитным договором, то с такого момента:
- предмет залога переходит в собственность государства и зачисляется в состав государственного продовольственного резерва по ценам, действовавшим на момент оценки такого предмета залога;
- обязательства между сторонами договора считаются полностью выполненными (в том числе относительно платы за пользование бюджетной ссудой и возврата ее основной суммы);
- обязательство по оплате стоимости дальнейшего сохранения бывшего объекта залога переходит на кредитора:
- кредитор получает права выгодополучателя по договору страхования такого бывшего объекта залога.
Возмещение расходов по сертификации, доставке, хранению, отгрузке, обработке, переработке и страхованию предмета залога, а также его регистрации в государственном реестре залогов осуществляется ссудодателем за собственный счет. После передачи объекта залога в государственный продовольственный резерв расходы по его дальнейшему хранению возмещаются Аграрным фондом.
Такая бюджетная ссуда в пределах режима государственных залоговых закупок не предоставляется лицу, которое:
- имеет непогашенный налоговый долг по общегосударственным налогам, сборам (обязательным платежам), включая взносы в Пенсионный фонд Украины или отчисления в фонды общеобязательного государственного социального страхования (кроме рассроченных либо отсроченных в соответствии с законом);
- имеет просроченную задолженность по любым бюджетным ссудам либо по иным кредитам (ссудам), гарантированным государством;
- пребывает в процессе санации, банкротства либо ликвидации;
- имеет просроченную задолженность по выплате арендной платы за земельные паи, арендованные у физических лиц - их собственников;
- не является сельскохозяйственным предприятием в понимании статьи 8-1 Закона Украины от 3.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”.
Бюджетная ссуда в рамках режима залоговых закупок - платная. Плата за пользование бюджетной ссуды устанавливается на уровне 50 процентов от средневзвешенного процента по кредитам банков, выданных сроком на 12 календарных месяцев и полностью обеспеченных залогом, который фактически сложился по состоянию на 1 июня текущего бюджетного года. Порядок расчета такого средневзвешенного процента определяется Постановлением Кабинета Министров Украины на основании уведомления Национального банка Украины.
Размер платы за пользование бюджетной ссудой обнародуется не позднее, чем за 15 календарных дней до начала ежегодного периода залоговых закупок.
Бюджетные ссуды в рамках режима залоговых закупок ежегодно предоставляются в период с 1 июля текущего бюджетного года до 1 апреля следующего бюджетного года.
Итак, для сельхозпроизводителей имеются следующие плюсы:
- получение “живых” денег под залог зерна;
- плата за пользование ссудой вдвое ниже, чем средневзвешенная банковская процентная ставка;
- от закупок отлучены посредники и зарубежные сельхозпроизводители (отсечена часть конкурентов).
Минусы:
- ссуду необходимо возвращать, причем не за счет продажи заложенного зерна (залог нельзя продать без согласия залогодержателя);
- в случае невозврата ссуды заложенное зерно фактически продавалось государству за бесценок (сельхозпроизводитель получал максимум 80 % от его оценочной стоимости, рассчитываемой по минимальным ценам, да еще без учета роста цен с течением времени);
- ссуду мог получить только тот сельхозпроизводитель, у которого и так дела обстояли неплохо (не было долгов), а вот производитель, у которого были финансовые трудности (долги) от такой системы госзакупок ничего не выигрывал.
Плюсы для государства:
- ссуда выдавалась под залог;
- зерно приобреталось по бросовым ценам;
- получение выгоды от страхования предмета залога в случае перехода заложенного зерна в собственность государства.
Минусы для государства:
- потери на плате за ссуду (терялась минимум половина платы за пользование ссудой в сравнении с коммерческими банками);
- помощь проблемным сельхозпроизводителям не оказывалась, а значит, не возрастало число “крепких” хозяйств - будущих надежных налогоплательщиков.
Как видим, каждая из сторон что-то выигрывала при такой системе госзакупок, а что-то проигрывала.
Как будет
Форвардные закупки (в соответствии с утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.2007 г. № 736 Порядком проведения государственных закупок зерна) предусматривают приобретение зерна у сельхозпроизводителей в установленный маркетинговый период по фиксированной цене и на условиях авансового платежа в размере 50 процентов его полной стоимости на момент заключения форвардного биржевого контракта. Такой контракт заключается на срок, не превышающий одного маркетингового периода.
Аграрный фонд проводит форвардные закупки за счет средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на соответствующий год, в пределах маркетингового периода по минимальным закупочным ценам, но не позднее, чем за месяц до завершения такого периода, путем заключения “а Аграрной бирже между Аграрным фондом и товаропроизводителем контракта, форма которого утверждается Министерством аграрной политики.
Аграрный фонд в течение десяти календарных дней от даты внедрения государственных форвардных закупок зерна, а в дальнейшем - не позднее, чем за месяц до начала проведения форвардных закупок обнародует через средства массовой информации уведомление об определенном объеме таких закупок и размер минимальной партии зерна.
Объем форвардных закупок определяется исходя из общего объема формирования Аграрным фондом государственного продовольственного резерва на маркетинговый период.
Товаропроизводитель, изъявивший желание продать зерно на условиях форвардных закупок, подает Аграрному фонду заявку по определенной Фондом форме. К заявке прилагаются следующие документы:
- справка об отсутствии непогашенного налогового долга по уплате общегосударственных налогов, сборов (обязательных платежей), включая взносы в Пенсионный фонд Украины или отчисления в фонды общеобязательного государственного социального страхования (кроме тех сумм, уплата которых рассрочена либо отсрочена в соответствии с законодательством);
- справка об отсутствии просроченной задолженности по любому виду бюджетной ссуды либо по иным кредитам (ссудам);
- справка о том, что товаропроизводитель не пребывает в процессе санации, банкротства либо ликвидации;
- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации и справка органа государственной статистики о включении товаропроизводителя в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
- копия свидетельства о регистрации плательщика налога;
- справка о посевных площадях зерновых, выданная и заверенная управлением агропромышленного развития райгосадминистрации;
- договор страхования имущества, пребывающего в собственности производителя и являющегося предметом залога, либо сложное складское свидетельство на зерно, являющегося предметом залога.
Для заключения контракта товаропроизводитель обязан осуществить, в соответствии с требованиями законодательства, комплексное страхование рисков уничтожения (утраты) зерна в пользу Аграрного фонда. Нотариально заверенная копия договора страхования подается в Аграрный фонд вместе с заверенной копией платежного поручения об оплате страхового взноса.
Контракт оформляется в четырех экземплярах.
Согласно п. 10.2.1 ст. 10 Закона о господдержке сельского хозяйства, комплексным считается страхование всех из перечисленных ниже рисков уничтожения (утраты) сельскохозяйственной продукции либо ее части вследствие:
- заморозков, гололеда, вымерзания;
- града либо удара молнии;
- землетрясения;
- лавины, земельного сдвига, грязевого или грязево-водного селя;
- пожара, кроме лесных пожаров;
- бури, урагана, бурана;
- ливней, наводнения, паводка;
- засухи или обезвоживания на землях, подлежащих принудительному орошению либо обводнению;
- эпитофитозного развития заболеваний, размножения вредных растений, присущих Украине, а также болезней, которые последовали за наступлением любого из рисков, указанных в данном перечне;
- противоправных действий лиц, выражающихся в воровстве, хулиганских действиях в отношении растительных насаждений; разрушении покрытий (несущих конструкций) теплиц, парников, оранжерей.
Заключенный контракт Аграрная биржа передает Аграрному фонду для принятия им окончательного решения по выплате аванса товаропроизводителю, в случае предоставления всех перечисленных выше документов.
Для выплаты аванса товаропроизводителю Аграрный фонд подает Государственному казначейству оригинал контракта.
Выплата товаропроизводителю аванса проводится Государственным казначейством на основании оригинала контракта путем перечисления средств на текущий счет Аграрной биржи для их дальнейшего перечисления на счет товаропроизводителя. Товаропроизводитель в день поступления аванса на текущий счет выдает Аграрному фонду налоговую накладную на соответствующую сумму.
Окончательный расчет с товаропроизводителем, при условии выполнения контракта в полном объеме, проводится Аграрным фондом на основании поданных ему следующих документов:
- договора складского хранения зерна;
- складских документов на зерно, поставленное субъектом его хранения;
- акта приема-передачи на весь объем зерна;
- сертификата соответствия зерна государственным стандартам;
- налоговых накладных на остаток суммы стоимости зерна, не оплаченной по контракту.
Доставка зерна к субъекту его хранения осуществляется за средства товаропроизводителя.
В случае несоответствия данных, указанных в контракте, фактическим показателям качеству класса зерна, окончательный расчет с товаропроизводителем проводится в соответствии с правилами биржевой торговли, утвержденных Аграрной биржей.
Для проведения и кончательного расчета по контракту Аграрный фонд подает Государственному казначейству оригинал контракта, в соответствии с которым выплачивался аванс товаропроизводителю, и акт приемки-передачи зерна в полном объеме.
Государственное казначейство на основании оригинала контракта и акта приемки-передачи перечисляет средства на текущий счет Аграрной биржи для их дальнейшего перечисления на счет товаропроизводителя в срок, определенный контрактом.
Аграрный фонд ежемесячно подает Министерству аграрной политики отчет об объемах форвардных закупок.
При этой системе госзакупок зерна сельхозпроизводители имеют следующие плюсы:
- сравнительно быстрое получение “живых” денег в виде аванса, равного половине стоимости проданного зерна;
- скорое получение второй части “живых” денег;
- все эти деньги переходят в собственность товаропроизводителя, он волен распоряжаться ими по своему усмотрению (возвращать их, как в случае с государственной ссудой, не надо);
- за полученные деньги не нужно платить никакого процента в качестве платы за пользование ими;
- по-прежнему от госзакупок отсечены посредники-перекупщики и зарубежные сельхозпроизводители.
Минусы для сельхозпроизводителя:
- зерно он продает по минимальным ценам (прибыль может быть очень небольшой);
- многочисленные бюрократические процедуры могут задержать поступление второй части денежной суммы за проданное зерно на месяц, а то и более;
- наличие финансовых затруднений (долги) отсекает его от такой формы продажи зерна.
Плюсы для государства:
- закупка зерна по минимальной цене;
- авансовый расчет за купленное зерно позволяет некоторое время использовать в обороте вторую часть средств, предназначенных для окончательного расчета за приобретенное зерно.
Минусы для государства:
- зная о госзакупках по минимальным ценам, товаропроизводители могут не торопиться с участием в форвардных закупках зерна (будут пытаться продать его другим покупателям по более высокой цене либо выжидать, пока цены на зерно возрастут);
- помощь проблемным сельхозпроизводителям опять не оказывается, а значит, не будет возрастать число “крепких” хозяйств - будущих надежных налогоплательщиков (во временные финансовые трудности может попасть практически любое хозяйство, особенно в засушливый или дождливый год).
Как видим, и в этом случае каждая из сторон что-то выигрывает при новой системе госзакупок, а что-то проигрывает. Отрадно лишь то, что плюсов у товаропроизводителей несколько прибавилось.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 26 (600), 25 июня 2007 г.
Подписной индекс 40783
