ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО
15.04.2004 N 2904/6/15-0116

Относительно разъяснения законодательства

Государственная налоговая администрация Украины <...> рассмотрела письмо <...> относительно разъяснения действующего законодательства и сообщает.

1. Относительно применения пункта 5.9 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий"

В соответствии с пунктом 5.9 статьи 5 Закона Украины от 22.05.97 N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (далее - Закон) плательщик налога ведет налоговый учет прироста (убыли) балансовой стоимости товаров (кроме подлежащих амортизации и ценных бумаг), сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, малоценных предметов (далее - запасов) на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции, расходы на приобретение и улучшение (преобразование, хранение) которых включаются в состав валовых затрат согласно данному Закону (за исключением полученных бесплатно).

С целью реализации пункта 5.9 Закона ( 283/97-ВР ) в приложении К1/1 к (строкам 01.2, 01.5, 04.2, 04.10 и 07) декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 марта 2003 года N 143, согласованным решением Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 31 марта 2003 года N 06-10/239 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 8 апреля 2003 года за N 271/7592, предусмотрена Таблица 1 "Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов", которая заполняется на основании пункта 5.9 Закона и Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 года N 246 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 2 ноября 1999 года за N 751/4044 (далее - П(С)БУ 9).

В соответствии с пунктом 8 П(С)БУ 9 приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

В пункте 9 П(С)БУ 9 приведены составляющие, из которых состоит первоначальная стоимость запасов, приобретенных за плату, в частности, цена договора без налога на добавленную стоимость, транспортно-заготовительные расходы, суммы ввозной таможенной пошлины, прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественно технических характеристик запасов.

Пунктом 10 П(С)БУ 9 установлено, что первоначальной стоимостью запасов, изготовляемых собственными силами предприятия, признается их производственная себестоимость, определяемая по Положению (стандарту) бухгалтерского учета 16 "Расходы".

Таким образом, для применения пункта 5.9 ст. 5 Закона ( 283/97-ВР ) предусмотрено применение П(С)БУ 9 "Запасы" и П(С)БУ 16 "Расходы".

В случае если плательщик налога осуществляет свою деятельность по строительным контрактам, то методологические основы формирования подрядчиками в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах, связанных с исполнением строительных контрактов, и ее раскрытие в финансовой отчетности определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 18 "Строительные контракты".

В налоговом учете вопросы осуществления плательщиками налога на прибыль операций с объектами незавершенного строительства регулируются в соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 статьи 4, подпунктами 5.2.1, 5.2.14 пункта 5.2 статьи 5 и подпунктом 8.2.1 пункта 8.2 статьи 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ). С целью правильности применения указанных подпунктов Закона приказом ГНА Украины от 15.02.2002 N 74 утверждено налоговое разъяснение (с изменениями и дополнениями), которым не предусмотрено применение пункта 5.9 ст. 5 Закона (прилагается).

2. Относительно взыскания начисленных штрафных санкций на основании представлений органов контрольно-ревизионной службы

В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон) контролирующий орган - это государственный орган, который в пределах своей компетенции, определенной законодательством, осуществляет контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов и сборов (обязательных платежей) и погашением налоговых обязательств или налогового долга. Исчерпывающий перечень контролирующих органов определяется статьей 2 данного Закона. Так, контролирующими органами являются таможенные органы, органы Пенсионного фонда Украины, органы фондов общеобязательного государственного социального страхования и налоговые органы.

Согласно статье 2 [(п/п. 2.2.1)] Закона ( 2181-14 ) контролирующие органы имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты только в отношении тех налогов и сборов (обязательных платежей), которые отнесены к их компетенции данным подпунктом. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе по запросам правоохранительных органов. Органами, уполномоченными осуществлять мероприятия по погашению налогового долга (далее - органы взыскания), являются исключительно налоговые органы, а также государственные исполнители в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 6 Закона ( 2181-14 ), если контролирующий орган, проведший процедуру согласования суммы налогового обязательства с плательщиком налогов, не является налоговым органом, такой контролирующий орган направляет соответствующему налоговому органу представление об осуществлении мероприятий по погашению налогового долга плательщика налогов, а также расчет его размера, на основании которого налоговый орган направляет налоговые требования.

Поскольку Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (2181-14 ) органы контрольно-ревизионной службы не определены в качестве контролирующих органов, то налоговые органы не уполномочены взыскивать штрафные санкции на основании представлений органов контрольно-ревизионной службы.

Заместитель Председателя С.Лекарь