Документ втратив чиннiсть!

НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК УКРАЇНИ

ПИСЬМО
26.09.2005 N 11-113/3262-9602

(Письмо утратило актуальность на основании Письма
Национального банка Украины
N 50-0007/15458 от 20.03.
2018)

Относительно вопросов, связанных с применением
отдельных требований Положения о ведении кассовых операций
в национальной валюте в Украине

Национальный банк Украины рассмотрел письма <...> относительно вопросов, связанных с применением отдельных требований Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 N 637 (далее - Положение), и в пределах своей компетенции сообщает.

1. Относительно определения средств, которые были сданы через инкассаторскую службу после операционного времени работы банка, в качестве сверхлимитных

В соответствии с пунктом 5.10 Положения наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка или были использованы предприятием (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий день на хозяйственные нужды.

Исходя из содержания данного пункта наличные средства, которые были сданы в банк через инкассаторов после операционного времени работы банка, не считаются сверхлимитными в этот день. Подтверждением сдачи наличности инкассаторам является оформленная надлежащим образом копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью (пункт 3.7 Положения ).

2. Относительно применения регистраторов расчетных операций при расчетах банковской платежной карточкой предпринимателем-"упрощенцем".

Обращаем внимание на то, что определение порядка применения регистраторов расчетных операций для различных категорий субъектов хозяйственной деятельности не относится к компетенции Национального банка Украины.

Согласно пункту 14.7 статьи 14 Закона Украины "О платежных системах и переводе денежных средств в Украине" ( 2346-14 ) торговцы, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг, и которые в соответствии с законодательством должны использовать регистраторы расчетных операций (далее - РРО), обязаны обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием этих специальных платежных средств.

В соответствии со статьей 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" ( 265/95-ВР ) регистраторы расчетных операций не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), если такие субъекты не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на розлив), при условии ведения такими лицами книг учета доходов и расходов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины по представлению государственного органа, уполномоченного проводить государственную регуляторную политику.

Учитывая приведенное, считаем, что для субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, уплачивающих единый налог, при осуществлении расчетов с применением платежных карточек использование регистраторов расчетных операций не является обязательным.

3. Относительно возможности совмещения работником склада должности бухгалтера, главного бухгалтера и кассира одновременно

В соответствии с пунктом 1 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденного приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28.06.93 N 43, совместительством считается выполнение работником помимо своей основной другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у гражданина (предпринимателя, частного лица) по найму.

Следовательно, работник государственного предприятия не может выполнять в одно и то же время (например, с 9-00 до 18-00) работу как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.

В сфере негосударственной формы собственности совместительство вообще не регламентируется (имеется только разрешение на работу по совместительству, установленное статьей 21 Кодекса законов о труде Украины ( 322-08 ), порядок принятия на работу и условия труда по совместительству регламентируются общими нормами трудового права, если иное не предусмотрено законодательством.

Вопрос организации деятельности кассира урегулирован Положением. В частности, пунктами 4.7, 4.8 и 4.9 Положения предусмотрено, что руководитель предприятия в случае зачисления на работу кассира заключает с ним договор о полной материальной ответственности и ознакамливает его под подпись с требованиями данного Положения.

Предприятия, штатным расписанием которых не предусмотрена должность кассира, исполнение его обязанностей могут возлагать в соответствии с письменным распоряжением руководителя на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

Следовательно, законодательством не определен прямой запрет работнику предприятия негосударственной формы собственности совмещать должности работника склада, бухгалтера, главного бухгалтера и кассира одновременно.

4. Относительно заверенных печатью чистых бланков приходных кассовых ордеров

Типовая форма приходного кассового ордера, которой регламентируются его обязательные реквизиты (в том числе и наличие печати на квитанции ордера), утверждена приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 N 51. Пунктом 3.3 Положения установлено, что о приеме наличности в кассу предприятия по приходным кассовым ордерам выдается заверенная оттиском печати данного предприятия квитанция.

Вышеуказанными нормативными документами предусматривается, что приходный кассовый ордер выписывается работником бухгалтерии и подписывается главным бухгалтером или лицом, которое на то уполномочено.

При этом следует отметить, что ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, финансовой отчетности и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций несет собственник, осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

5. Относительно перезаключения договоров о расчетно-кассовом обслуживании

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления их в силу.

В случае изменения договора согласно части 1 статьи 653 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ) обязательства сторон изменяются в соответствии с измененными условиями относительно предмета, места, сроков исполнения и т. п. Следовательно, изменение договора влечет изменение содержания обязательств, которые на данном договоре основываются.

По условиям договора банковского счета, заключенного на основании статьи 1066 Гражданского кодекса Украины ( 435-15 ), банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, которые ему поступают, исполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Поскольку предметом договора банковского счета выступает предоставление услуг по поводу расчетно-кассового обслуживания, под которым в соответствии со статьей 1 Закона Украины "О платежных системах и переводе денежных средств в Украине" ( 2346-14 ) понимаются услуги, предоставляемые банком клиенту на основании соответствующего договора, заключенного между ними, которые связаны с переводом денег со счета (на счет) данного клиента, выдачей ему денег в наличной форме, а также осуществление других операций, предусмотренных договорами, то перезаключение договоров о расчетно-кассовом обслуживании является нецелесообразным.

Заместитель Председателя В.Кротюк