Новая жизнь старых законов
Налог на прибыль |
|||
1 |
Временно, до 1 января 2009 года, освобождается от налогообложения прибыль распространителей книжной продукции, полученная ими от распространения книжной продукции. |
пп.7.13.7 Закона о налогообло-жении прибыли |
п .2 (4 “а” ) раздела 3 |
2 |
На период проведения эксперимента на территории экспериментальной экономической зоны (ТЭЭЗ) “Сиваш” сумма налога на прибыль предприятий - субъектов экспериментальной экономической зоны “Сиваш”, определенная в соответствии с нормами Закона о налогообложении прибыли, уменьшается па 50% в случае использования суммы, на которую уменьшается налог на прибыль, на реализацию инвестиционных проектов в пределах этой зоны. |
второй абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
3 |
На период функционирования специальной экономической зоны (СЭЗ) “Яворів” налог на прибыль плательщиков налога - субъектов этой зоны взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Яворів”. |
третий абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
4 |
На период функционирования СЭЗ туристско-рекреационного типа “Курортополіс Трускавець” взимание налога на прибыль плательщиков налога - субъектов этой зоны осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа “Курортополіс Трускавець”. |
четвертый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
5 |
Па период функционирования СЭЗ “Славутич” налог па прибыль плательщиков налога - субъектов этой зоны взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Славутич”. |
пятый абз. п. 22.5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
6 |
На период введения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области налог на прибыль субъектов предпринимательской деятельности, реализующих на этих территориях инвестиционные проекты, взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области”. |
шестой абз. п. 22.5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п.6 раздела 3 |
7 |
На период функционирования СЭЗ “Азов” и “Донецьк” и действия специального режима инвестиционной деятельности па территориях приоритетного развития в Донецкой области налог на прибыль взимается с плательщиков этого налога с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области”. |
седьмой абз. п. 2 2. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
8 |
Па период введения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области налог на прибыль субъектов предпринимательской деятельности, реализующих на этих территориях инвестиционные проекты, взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области”. |
восьмой абз. п. 2 2.5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
9 |
На период проведения экономического эксперимента но стабилизации работы предприятий легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области налог па прибыль предприятий – участников эксперимента взимается с; учетом особенностей, установленных статьей 6 Закона Украины “Об экономическом эксперименте по стабилизации работы предприятий легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области”. |
девятый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п.6 раздела 3 |
10 |
Па период функционирования СЭЗ “Рені” налог на прибыль плательщиков налога субъектов этой зоны взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Рені”. |
десятый абз. п. 22 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
11 |
На период функционирования специальной (свободной) экономической зоны “Порто-франко” на территории Одесского морского торгового порта налог на прибыль плательщиков налога - субъектов этой зоны взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной (свободной) экономической зоне “Порто-франко” на территории Одесского морского торгового порта”. |
одиннад-цатый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела .3 |
12 |
На период введения специального режима инвестиционной деятельности на территории города Харькова налог па прибыль субъектов предпринимательской деятельности, реализующих на территории города Харькова инвестиционные проекты, взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории города Харькова”. |
двенадцатый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
13 |
На период введения специального режима инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков налог на прибыль взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков”. |
тринадцатый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п.6 раздела 3 |
14 |
На период введения специального режима инвестиционной деятельности па территориях приоритетного развития и функционирования, специальной экономической зоны “Порт Крим” в Автономной Республике Крым налог на прибыль плательщиков налога - субъектов предпринимательской деятельности, реализующих па этих территориях инвестиционные проекты, и субъектов специальной экономической зоны “Порт Крим” взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме; инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне “Порт Крим” в Автономной Республике Крым”. |
четырнад-цатый абз. п. 22.5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п.6 раздела 3 |
15 |
На период функционирования специальной экономической зоны “Миколаїв” налог на прибыль плательщиков налога – субъектов этой зоны взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальной экономической зоне “Миколаїв”. |
пятнадцатый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
16 |
На период введения специального режима инвестиционной деятельности па территории приоритетного развития в Волынской области налог на прибыль плательщиков налога - субъектов предпринимательской деятельности, реализующих на этой территории инвестиционные проекты, взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории приоритетного развития в Волынской области”. |
шестнадцатый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
17 |
Уплата налога на прибыль плательщиками налога - субъектами инновационной деятельности и амортизация их основных фондов осуществляются с учетом особенностей, установленных Законом Украины “Об инновационной деятельности”. |
семнадцатый абз. п. 22. 5 Закона о налого-обложении прибыли |
первая часть п. 6 раздела 3 |
18 |
Временно, до 1 января 2008 года, для предприятий по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделии к ним, осуществляющих деятельность согласно Закону Украины “О стимулировании производства автомобилей в Украине”, устанавливаются следующие особенности налогообложения их прибыли: - налоговым периодом для них считается отчетный налоговый год; валовые доходы и валовые расходы предприятия, полученные (уплаченные) в течение отчетного налогового года, подлежат индексации исходя из официального индекса инфляции за период с месяца, следующего за месяцем оплаты расходов ( получения доходов) , до конца отчетного налогового года; объект налогообложения, определенный по результатам отчетного налогового года, уменьшается на сумму средств, которые направляются на погашение кредитов, полученных для реализации инвестиционной программы, утвержденной Кабинетом Министров Украины, и реинвестируются предприятием в развитие собственного производства и производства материалов и комплектующих изделий для автомобилестроения, а также на сумму начисленных и уплаченных учредителям дивидендов, реинвестируемых ими на теже цели. Решение о проведении таких реинвестиций должно быть принято до предельного срока представления годовой налоговой декларации в соответствующий налоговый орган. Если в течение следующего налогового года учредители предприятия отменяют решение о проведении указанной реинвестиции или уменьшают ее объемы, предприятие обязано признать прибыль, равную сумме объявленной реинвестиции или сумме ее уменьшения, прибавить ее сумму к сумме налогооблагаемой прибыли текущего налогового периода, а также уплатить пеню в размерах и за период, определенный законодательством Украины;- до 1 января 2008 года действие подпункта 5.5.2 не распространяется на предприятия по производству автомобилей, автобусов п комплектующих изделий к ним, осуществляющие деятельность согласно Закону Украины “О стимулировании производства автомобилей в Украине”. |
П. 22. 21 Закона о налого-обложении прибыли |
вторая часть п. 6 раздела 3 |
19 |
На период с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года налог на прибыль с субъектов предпринимательской деятельности – предприятий концерна “Бронетехника Украины” взимается с учетом особенностей, установленных Законом Украины “О признании бронетанковой отрасли одной из приоритетных в промышленности Украины и мерах но оказанию ей государственной поддержки”. |
п. 22.28 Закона о налого-обложении прибыли |
вторая часть п. 6 раздела 3 |
20 |
Временно, со дня вступления в силу Закона Украины “О развитии автомобильной промышленности Украины” до 31 декабря 2008 года, для предприятий по производству автомобилей, мотоциклов и/или комплектующих изделий и запасных частей, осуществляющих деятельность согласно Закону Украины “О развитии автомобильной промышленности Украины”, устанавливаются следующие особенности налогообложения их прибыли: - налоговым периодом для них считается отчетный налоговый год. - объект налогообложения, определенный по результатам отчетного налогового года, уменьшается на сумму средств, реинвестируемых предприятием в развитие собственного производства. Решение о проведении такой реинвестиции должно быть принято до предельного срока представления годовой налоговой декларации в соответствующий налоговый орган. Если в течение следующего налогового года учредители предприятия отменяют решение о проведении указанной реинвестиции или уменьшают ее объемы, предприятие обязано признать прибыль, равную сумме объявленной реинвестиции или сумме ее уменьшения, прибавить его сумму к сумме налогооблагаемой прибыли текущего налогового периода, а также уплатить пеню в порядке н размерах, предусмотренных действующим законодательством. |
п. 22. 30 Закона о налого-обложении прибыли |
вторая часть п. 6 раздела 3 |
По налогу с владельцев транспортных средств |
1 |
От уплаты налога освобождаются предприятия автомобильного транспорта общего пользования - в отношении транспортных средств, запятых на перевозке пассажиров, на которые в установленном законом порядке определены тарифы оплаты проезда в этих транспортных средствах независимо от форм собственности. |
п. 4 “а” Закона о налоге с владельцев транспортных средств |
п.3 “а” раздела 12 |
2 |
От уплаты налога освобождаются учебные заведения государственной и коммунальной форм собственности, финансируемые из соответствующих бюджетов, в отношении транспортных средств, при условии использования их в соответствии с уставной деятельностью. |
п. 4 “б” Закона о налоге с владельцев транспортных средств |
п.3 “а” раздела 12 |
По налогу на землю |
1 |
От земельного налога освобождаются специализированные санатории Украины для реабилитации больных в соответствии со списком, утвержденным Министерством охраны здоровья Украины* , а также предприятия, учреждения и организации Украины, в составе которых имеются структурные подразделения (филиалы, представительства) , предоставляющие санаторно-курортные и оздоровительные услуги детям. * Данная льгота сохранена для тех специалиаированных санаториев, которые полностью содержатся на счет средств государственного или местного бюджетов. |
п.3 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “а” раздела 11 |
2 |
От земельного налоги освобождаются учреждения, организации и предприятия, отнесенные к веденью Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук. |
п. 5 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
3 |
От земельного налога освобождаются па период функционирования специальной экономической зоны “Яворив” субъекты этой зоны (собственники земли, землепользователи па территории специальной экономической зоны “Яворив”), реализующие на территории специальной экономической зоны “Яворив” инвестиционные проекты, утвержденные Яворовской районной государственной администрацией. В первые три года реализации таких инвестиционных проектов указанные субъекты зоны освобождаются от уплаты земельного налога полностью, а в последующие годы уплачивают земельный налог по ставке в размере 50% действующей ставки. Субъекты зоны, реал изующне инвестиционные проекты на территориях земель, нарушенных в результате деятельности Яворовского государственного горно-химического предприятия “Сирка”, освобождаются от уплаты земельного налога. |
п.7 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
4 |
От земельного налога освобождаются на период функционирования специальной экономической зоны туристско-рекреационного типа “Курортополис Трускавец” субъекты этой зоны (собственники земли, землепользователи па территории специальной экономической зоны “Курор-тополис Трускавец”), реализующие па территории специальной экономической зоны “Курортополис Трускавец” инвестиционные проекты, одобренные исполнительным комитетом Трускавецкого городского совета. В течение определенного инвестиционным проектом периода освоения земельного участка, а именно планирования территории, строительства объектов инфраструктуры для нужд специальной экономической зоны “Курортополис Трускавец”, указанные субъекты освобождаются от уплаты земельного налога полностью, а в течение последующих десяти лет реализации на территории специальной экономической зоны “Курортополис Трускавец” этих инвестиционных проектов - уплачивают земельный налог по ставке в размере 50% действующей ставки налогообложения. |
п.8 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
5 |
От земельного налога освобождаются на период функционирования специальной экономической зоны “Славутич” субъекты этой зоны (собственники земли, землепользователи на территории специальной экономической зоны “Славутич”), реализующие на территории специальной экономической зоны “Славутич” инвестиционные проекты, утвержденные исполнительным комитетом Славутичского городского совета. В первые три года реализации таких инвестиционных проектов указанные субъекты зоны освобождаются от уплаты земельного налога полностью, а в последующие три года уплачивают земельный налог по ставне в размере 50% действующей ставки. |
п.9 ст. 12 Закона о налога на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
6 |
От земельного налога освобождаются на период освоения земельного участка (планирования территории, строительства объектов инфраструктуры и др. ) , но не более чем на 5 лет, субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в порядке, установленном Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области”, инвестиционные проекты. |
п. 10 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
7 |
От земельного налога освобождаются субъекты предпринимательской деятельности (инвесторы), реализующие на территориях специальных экономических зон “Азов” и ” Донецк” и на территориях приоритетного развития в Донецкой области инвестиционные проекты, в порядке, установленном Законом Украины “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области”. |
п.11 ст. 12 Закона о налога на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
8 |
От земельного налога освобождаются на период освоения земельного участка (планирования территории, строительства объектов инфраструктуры и др. ) , но не более чем на 5 лет, субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в порядке, установленном Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Житомирской области”, инвестиционные проекты. |
п. 11 ст.12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
9 |
От земельного налога освобождаются временно, до 1 января 2009 года, субъекты космической деятельности согласно перечню, который ежегодно утверждается Кабинетом Министров Украины. |
п. 14 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
10 |
От земельного налога освобождаются па период освоения земельного участка (планирования территории, строительства объектов инфраструктуры и др. ) , но не более чем на 5 лет, субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в порядке, установленном Законом Украины “О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории города Харькова”, инвестиционные проекты. |
п.15 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
11 |
От земельного налога освобождаются покупатель объекта незавершенного строительства на земельный участок, отведенный под такой объект, с момента приобретения объекта на срок строительства, определенный условиями приватизации. |
п.16 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
12 |
От земельного налога освобождается предприятия, научно-исследовательские институты и организации, определенные статьей 3 Закона Украины “О государственной поддержке предприятий, научно-исследовательских институтов и организаций, разрабатывающих и изготовляющих боеприпасы, их элементы и изделия спецхимии. |
п. 17 ст.12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
13 |
От земельного налога освобождаются на период освоения земельного участка (планирования территории, строительства объектов инфраструктуры и др. ), но не более, чем ни 5 лет, субъекты предпринимательской деятельности, реализующие в порядке, установленном Законом Украины “ О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне “Порт Крым” в Автономной Республике Крым”, инвестиционные проекты. |
п.18 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
14 |
От земельного налога освобождаются субъекты специальной экономической зоны “Николаев” (собственники земельных участков п землепользователи на террито-рии специальной экономической зоны “Николаев”), реализующие на территории этой зоны инвестиционные проекты. |
п.21 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п.2 “б” раздела 11 |
15 |
От земельного налога освобождаются инновационные предприятия, уплачивающие земельный налог с учетом особенностей, установленных Законом Украины “Об инновационной деятельности”. |
п. 24 ст. 12 Закона о налоге на землю |
п. 2 “б” раздела 11 |
3.6. Плата за землю и аренда земли
Проект госбюджета на 2005 год не содержит сколько-нибудь существенных изменений, ко-горые кардинально изменили бы подход к начислению налога на землю. Вносимые изменения носят больше корректирующий характер.
3.7. Налог на владение транспортными средствами
Не обошел стороной новый законопроект и вопросы налога с владельцев транспортных средств.
Если в пока еще действующем Законе о Госбюджете - 2005 Кабмину Украины эыло дано только лишь отдельное поручение о законодательном урегулировании вопроса увеличения ставок налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в отношении некоторых видов транспортных средств, машин и механизмов, то в новых изменений повышенные ставки этого налога закрепляются уже законодательно путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины от 11.12.1991 г. “О налоге с владельцев транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов” (далее - Закон о налоге с владельцев транспортных средств).
Размеры налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов
Код |
Описание объектов налогообложения |
Действующая ставка налога на год (с 100 куб. см объема цилиндров двигателя, с 1 кВт мощности двигателя или 100 см длины) |
Ставка налога на год (с 100 куб. см объема цилиндров двигателя, с 1 кВт мощности двигателя или 100 см длины) согласно проекту изменений в Закон о налоге с владельцев транспортных средств |
8701 |
трактора колесные ( кроме гусеничных ) |
2,5 грн. за 100 куб. см |
2,5 грн. за 100 куб. см |
8701 20 |
седельные тягачи |
не предусмотрено |
15 грн. за 100 куб. см |
8702 |
автомобили для перевозки не менее чем 10 лиц, включая водителя |
3,6 грн. за 100 куб. см |
5 гри. за 100 куб. см |
8703 |
автомобили легковые (кроме автомобилей с электродвигателем - код 87 03 90 10 00) с объемом цилиндров двигателя: до 1000 куб. см от 1001 куб. см до 1500 куб. см от 1501 куб. см до 1800 куб. см от 1801 куб. см до 2500 куб. см от 2501 куб. см до 3500 куб. см от 3501 куб. см и больше |
3 грн. за 100 куб. см 4 грн. за 100 куб. см 5 грн. за 100 куб. см 10 грн. за 100 куб. см 20 грн. за 100 куб. см 30 грн. за 100 куб. см |
3 грн. за 100 куб. см 4 грн. за 100 куб. см 5 грн. за 100 куб. см 10 грн. за 100 куб. см 25 грн. за 100 куб. см 40 грн. за 100 куб. см |
87 03 90 1000 |
автомобили с электродвигателем |
0,5 грн. за 1 кВт |
0,5 грн. за 1 кВт |
8704 |
автомобили грузовые с объемом цилиндров двигателя: до 8200 куб. см от 8201 куб. см до 15000 куб. см от 15001 куб. см и больше |
10 грн. за 100 куб. см 15 грн. за 100 куб. см 20 грн. за 100 куб. см |
15 грн. за 100 куб. см 20 грн. за 100 куб. см 25 грн. за 100 куб. см |
8705 |
автомобили специального назначения ( кроме пожарных и скорой помощи ) |
3,6 грн. за 100 куб. см |
5 грн. за 100 куб. см |
87 11 |
мотоциклы (мопеды), велосипеды с двигателем (кроме тех, которые имеют объем цилиндра двигателя до 50 куб. см, - код 87 11 100000) с объемом цилиндра двигателя: до 500 куб. см от 501 до 800 куб. см от 801 куб. см и более |
2 грн. за 100 куб. см независимо от объема цилиндра двигателя |
3 грн. за 100 куб. см 5 грн. за 100 куб. см 10 грн. за 100 куб. см |
яхты и суда парусные со вспомогательным двигателем или без него (кроме спортивных ) : |
|||
89 03 911000 |
морские |
10 грн. за 100 см длины |
14 грн . за 100 см длины |
890391 91 00, 890391 93 00 |
яхты и судна парусные с массой до 100 кг; яхты и судна парусные с массой более 100 кг и с длиной до 7,5 м |
5 грн. за 100 см длины |
7 грн . за 1 00 см длины 7 грн. за 100 см длины |
890391 99 00 |
яхты и судна парусные с массой более 100 кг и с длиной более 7,5м |
10 грн. за 100 см длины |
14 грн. за 100 см длины |
лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем ( кроме спортивных) : |
|||
89 03 92 1000 |
морские |
10 грн. за 100 см длины |
14 грн. за 100 см длины |
89 03 92 91000 |
лодки моторные и катера длиной до 7,5 м |
5 грн. за 100 см длины |
7 грн. за 100 см длины |
89 03 92 99 00 |
лодки моторные и катера длиной более 7,5м |
10 грн. за 100 см длины |
14 грн. за 100 см длины |
плавающие средства (кроме спортивных): |
|||
89 03 99 1000, 89 039991 00 |
с массой до 100 кг; с длиной до 7,5 м и массой более 100 кг |
5 грн. за 100 см длины |
7 грн. за 100 см длины 7 грн. за 100 см длины |
89 03 99 99 00 |
другие к длиной корпуса более 7,5 м и массой более 100 кг |
10 гри. за 100 см длины |
14 грн. за 100 см длины |
Также предполагается отмена льгот по освобождению от уплаты налога с владельцев транспортных средств предприятий автомобильного транспорта общего пользования в отношении транспортных средств, занятых на перевозке пассажиров, на которые в установленном законом порядке определены тарифы оплаты проезда, и учебных заведений государственной и коммунальной форм собственности, которые финансируются из соответствующих бюджетов.
Что касается льгот для физических лиц - граждан, для них предлагается расширить перечень автомобилей, в отношении которых действует освобождение от уплаты налога с владельцев транспортных средств на 50 % . Наряду с уже существующей льготой в отношении легковых автомобилей (код 8703), произведенных в странах СНГ и поставленных на учет в Украине до 1990 года включительно, предлагается на 50 % освободить от уплаты налога с владельцев транспортных средств тех граждан, в собственности которых находятся грузовые автомобили (код 8704) с объемом цилиндров до 6001 куб. см до 1990 года выпуска включительно. Однако при этом 50-процентная льгота будет действовать только в отношении одного из таких автомобилей. Гражданину, имеющему более одного из указанных выше видов автомобилей, за второй и все последующие налог с владельцев транспортных средств придется платить на общих основаниях.
Предлагается изъять из Закона о налоге с владельцев транспортных средств правила, в соответствии с которыми:
юридическим лицам за снятые на протяжении года с учета транспортные средства налог не возвращается;
перерасчет юридическими лицами размера налога в связи с перерегистрацией трансплатить на общих основаниях.
Предлагается изъять из Закона о налоге с владельцев транспортных средств правила, в соответствии с которыми:
юридическим лицам за снятые на протяжении года с учета транспортные средства налог не возвращается;
перерасчет юридическими лицами размера налога в связи с перерегистрацией транспортных средств на протяжении данного года не осуществляется.
Напомним, что приведенные правила являются весьма спорными, так как по своей сути обязывают юридических лиц уплачивать налог в отношении тех объектов - транспортных средств и иных машин и механизмов, на которые у них права собственности уже нет. И те юридические лица, которые не соглашаясь с таким “неправильными” правилами, отстаивали перед налоговыми службами свое право на перерасчет и возврат налога с владельцев транспортных средств в судебном порядке, получали в судебных инстанциях полное удовлетворение своих требований.
Законом предлагается устранить имеющую место конфликтную ситуацию путем закрепления в Законе о налоге с владельцев транспортных средств нормы, согласно которой в отношении транспортных средств, снятых юридическими лицами на протяжении года с регистрации (перерегистрированных), осуществляется перерасчет размера налога.
При этом размер налога подлежит перерасчету перед снятием транспортных средств с регистрации (перерегистрацией) по срокам уплаты (кварталам), которые не наступили, начиная со следующего за тем, в котором транспортное средство снято с регистрации (перерегистрировано).
Аналогичное правило предлагается установить и в отношении налога с владельцев транспортных средств - физических лиц: за транспортные средства, снятые физическими лицами на протяжении года с регистрации (перерегистрированные), осуществляется перерасчет налога в случае его уплаты за периоды, которые не наступили; размер налога перерассчитывается перед снятием транспортных средств с регистрации (перерегистрацией), начиная со следующего за тем, в котором транспортное средство снято с регистрации (перерегистрировано).
3.8. Госпошлина
Внесены изменения в Декрет Кабинета министров Украины от 21.01.1993 г. № 7-93 “О государственной пошлине”.
Статья 3. Размеры ставок государственной пошлины.
Ставки государственной пошлины устанавливаются в следующих размерах:
(п.2.) С заявлений, которые подаются в хозяйственные суды:
Старая редакция |
Новая редакция |
А ) с исковых заявлений имущественного характера 1 процент иска, но не менее 3 необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 необлагаемых минимумов доходов граждан |
А) с исковых заявлений имущественного характера 1 процент цены иска, но не менее 6 необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан |
(п.6.) За совершение иных действий:
Б ) за выдачу паспорта гражданина Украины для выезда за границу или продление срока действия этого паспорта на территории Украины - 5 необлагаемые минимумов доходов граждан |
Б ) за выдачу паспорта гражданина Украины для выезда за границу или продление срока действия этого паспорта на территории Украины - 10 необлагамых минимумумов доходов граждан |
Статья 4. Льготы при уплате государственной пошлины.
От уплаты государственной пошлины освобождаются:
11) органы местного и регионального самоуправления - но искам в суд или хозяйственный суд о прекращении права собственности на земельный участок; |
11 ) органы местного и регионального самоуправления - по искам в суд или хозяйственный суд о прекращении права собственности на земельный участок или в связи с неисполнением условий договоров аренды арендаторами земельных участков государственной и коммунальной собственности |
3.9. Специальные экономические зоны
Комментируемый закон кардинально меняет политику государства в отношении так называемых “свободных экономических зон” и ”специальных режимов инвестиционной деятельности”.
Содержание этих изменений свидетельствует о том, что наше правительство считает всех собственников предприятий, работающих на этих территориях, ворами и бандитами, поэтому с ними решили бороться также бандитскими способами - по-другому назвать внесенные изменения попросту нельзя.
Чтобы не занимать много времени, не будем вдаваться в детальные подробности о том, какие нормы в каком из 15 законов отменены, а обратим внимание на следующие фрагменты.
Во-первых, отменены все без исключения налоговые и таможенные льготы по налогам, которые предоставлялись предприятиям осуществляющим деятельность в рамках этих законов.
Ну а во-вторых, наше правительство, ас ними и депутаты Верховной Рады сделали маневр, свидетельствующий об их относительной юридической грамотности, но больше показывающий беспринципность и непоследовательность властьпридержащих. Дело втом, что при принятии соответствующего закона, в его тексте, как правило, всегда содержалась норма, гарантирующая инвесторам неизменность налоговых правил до окончания срока реализации инвестиционных проектов. Соответственно, каждый нормальный человек понимал, что если ему дали гарантии, то, при соблюдении им норм закона, на него будет распространяться действие этого закона в течение срока, который был обещан, а если что, можно подать в суд.
И правительство поняло, что можно подать в суд и вернуть налоговые льготы, поэтому оно принятым Законом попросту исключило из текста 15 законов нормы, устанавливающие какие-либо гарантии для инвесторов.
Но есть еще кое-что. Закон вносит изменения в Закон Украины “Об основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон”, а именно, изложить 4 раздел этого Закона в следующей редакции: “в специальных (свободных) экономических зонах создаются благоприятные валютно-финансовые условия для развития банковско-кредитной системы, страхования и системы государственного инвестирования”.
Звучит глупо, но создается впечатление об уверенности правительства в том, что прибавочный продукт создают банки, страховые компании и государство. Однако содержание нормы наводит на мысль о том, что в будущем льготы будут раздаваться конкретным предприятиям в избирательном порядке, то есть идея Кучмы, за исключением самого Кучмы.
Подводя итог, можно сказать, что отмена гарантированных льгот для инвесторов не только является нарушением ряда основополагающих принципов права, но, более того, эти нововведения противоречат нормам других законов, поэтому, при наличии непредвзятости судей, шанс вернуть себе льготы у инвесторов есть, и если такие дела будут рассматриваться в судах, то после этого юридическая практика в Украине поднимется на качественно новый уровень.
3.10. Плата за воду и плата за лицензии
Плата за воду
К числу плательщиков сбора за специальное использование водных ресурсов добавлены так называемые вторичные водопользователи, то есть лица, получающие воду путем забора из водозаборных конструкций первичных водопользователей.
Это следует из статьи 30 Водного кодекса Украины, которая дополнена абзацем следующего содержания:
“Плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане - предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользуются водами для потребностей гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства”.
Лицензирование
Перечень видов лицензируемой деятельности дополнен следующими видами, подлежащими лицензированию:
- организация деятельности по проведению азартных игр;
- деятельность, связанная с производством автомобилей и автобусов.
Размер платы за лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр (кроме выпуска и проведения лотерей) установлен в размере 30 тыс. евро в год:
- на каждое лицо, которое осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр на игральных автоматах;
- на каждый пункт тотализатора - при осуществлении букмекерской деятельности;
- на каждый электронный сервер - при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в электронном (виртуальном) казино;
- на каждый игральный зал - при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в казино и других азартных игр;
Лицензия выдается сроком на пять лет.
Значительно повышена плата за лицензии в сфере производства спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий.
Так, теперь годовая плата за лицензии на производство:
- спирта этилового, коньячного, плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового и алкогольных напитков будет составлять 250 тыс. гривень, вместо 25 тыс. гривен, а для предприятий первичного виноделия (без ограничения среднегодового объема переработки сырья до 1,0 тыс. тонн) - 25 тыс. гривень, вместо 5 тыс. грн.;
- табачных изделий - 125 тыс. гривень, вместо 25 тыс. грн.;
- спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового - 250 тыс. гривень, вместо 4 тыс. грн.
Также изменился размер платы за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками. Он теперь, вместо 4 тыс. гривень, составляет 8 тыс. гривень на каждый, отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), который находится в месте осуществления торговли.
Для мест торговли, расположенных за пределами территории городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и имеющих торговые залы площадью более 500 кв. м. ежегодная плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками установлена в размере 8 тыс. гривень на каждый, отдельный, указанный в лицензии электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), который находится в месте торговли, и 2 тыс. гривень - на розничную торговлю табачными изделиями на каждое место торговли.
Ответственность за осуществление розничной торговли алкогольными напитками через электронный контрольно-кассовый аппарат (книгу учета расчетных операций), не указанный в лицензии, установлена пеня
в размере 200 % стоимости реализованной продукции, но не менее 1000 гривень.
3.11. Таможенный тариф
Законом внесены следующие основные изменения в законодательные акты, регулирующие таможенные тарифы:
1.1. Закон Украины от 05.02.1992 г. № 2097-ХП “О Едином таможенном тарифе”:
№ статьи, пункта |
Старая редакция |
Новая редакция |
Статья 19 |
Звільнення від сплати мита |
|
и) |
товари ( крім підакцизних ) , що імпортуються всеукраїнськими та міжнародними об'єднаннями громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи, у статутній діяльності яких передбачено надання соціальної і медичної допомоги постраждалим внаслідок Чорнобильської катастрофи, підприємствами та організаціями, засновниками яких є ці об'єднання, за умови, що особи, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи, становлять не менше 75 відсотків загальної чисельності членів об'єднань і працюючих на цих підприємствах. |
Виключений |
м) |
товари (крім підакцизних) , що ввозяться з метою виготовлення боєприпасів; їх елементів та виробів спецхімії. Обсяги ввезення таких товарів визначаються Кабінетом Міністрів України |
Виключений |
н) |
у період з 1 січня 2001 року до 1 січня 2006 року при ввезенні на митну територію України матеріали, устаткування і комплектуюче обладнання (далі - товари) , крім підакцизних, що використовуються для виробництва броньованих бойових машин і комплектуючих виробів до них підприємствами концерну “Бронетехніка України”, якщо такі Товари не виробляються підприємствами на території України або ті, що виробляються, пе відповідають вимогам замовників броньованих бойових машин, визначеним умовами контрактів. Перелік та обсяги цих товарів щороку затверджуються Кабінетом Міністрів України відповідно до контрактів, укладених цими підприємствами. |
Виключений |
р) |
у період з 1 січня 2002 року до 1 січня 2007 року при ввезенні на митну територію України матеріали, комплектуючі вироби і обладнання (далі - товари) , що використовуються для потреб розробки, виробництва авіаційної техніки та надання послуг підприємствами, визначеними статтею 2 Закону України “Про державну підтримку літакобудівної промисловості в Україні”, якщо такі товари не виробляються підприємствами на території України або коли ті, що виробляються, не відповідають міжнародним класифікаційним вимогам чи вимогам замовників продукції (послуг), визначених умовами контрактів. Перелік та обсяги цих товарів (крім підакцизних) щороку затверджуються Кабінетом Міністрів України відповідно до контрактів, укладених цими підприємствами. |
Виключений |
т) |
розвідувальні органи України при ввезенні на митну територію України та вивезенні за межі цієї території техніки, устаткування, майна й матеріалів, що призначені для власного використання цими органами; |
Виключений |
Статья 21 |
Обкладення митом при перетині кордону спеціальних митних зон |
|
Части 3-14 |
Стосується економічних зон: “Яворів”, “Курортополіс Трускавець”, “Славутич”, “Про спеціальний режим інвестиційної діяльності на територіях пріоритетного розвитку в Луганській області”, “Азов” і ”Донецьк”, “Про спеціальний режим інвестиційної діяльності на територіях пріоритетного розвитку в Житомирській області”, “Рені”, “Порто-франко”, “Про спеціальний режим інвестиційної діяльності на території міста Харкова”, “Порт Крим”, “Миколаїв”, “Про спеціальний режим інвестиційної діяльності на території пріоритетного розвитку у Волинській області”. |
Виключений |
1.2. Декрет КМУ от 11.01.1993 г. № 4-93 “О Едином таможенном тарифе”:
№ статьи, пункта |
Старая редакция |
Новая редакция |
Статья 2 |
||
Часть 6 |
Тимчасово, до 1 січня 2008 року, ввізне мито не справляється при ввезенні на митну територію України відповідно до Закону України “Про стимулювання виробництва автомобілів в Україні” товарів ( у тому числі машинокомплектів ) , які використовуються для будівництва та виробничої діяльності підприємств по виробництву автомобілів, автобусів і комплектуючих виробів до них. Перелік таких товарів (включаючи машинокомплекта ) з визначенням кодів згідно з Українською класифікацією товарів зовнішньоекономічної діяльності, порядок і обсяги ввезення цих товарів встановлюються Кабінетом Міністрів України, якщо такі товари не виробляються підприємствами на території України. |
Виключений |
Часть 9 |
Тимчасово, до 1 січня 2009 року, ввізне мито не справляється при ввезенні на митну територію України товарів, які використовуються для виробництва космічної техніки (включаючи агрегати, системи та їх комплектуючі для космічних комплексів, космічних ракет-носіїв, космічних апаратів і наземних сегментів космічних систем) , якщо такі товари не виготовляються на території України. Перелік цих товарів, крім підакцизних, з визначенням кодів згідно з Гармонізованою системою опису та кодування товарів, а також порядок і обсяги їх ввезення визначаються Кабінетом Міністрів України. У разі нецільового використання зазначених товарів платник податку зобов'язаний сплатити ввізне мито у встановленому законодавством порядку. |
Виключений |
Часть 11 |
Тимчасово, з дня набрання чинності Законом України “Про розвиток автомобільної промисловості України” до 31 грудня 2008 року, ввізне мито не справляється при ввезенні на митну територію України підприємствами з виробництва автомобілів, мотоциклів та/або комплектуючих виробів і запасних частин, які діють відповідно до Закону України “Про розвиток автомобільної промисловості України”, товарів і комплектуючих виробів, які використовуються цими підприємствами для виробництва автомобілів, мотоциклів, комплектуючих виробів і запасних частин, країною походження яких є Україна, а також для будівництва, реконструкції, технічного обладнання та/або переобладнання виробничих потужностей, створення та/або модернізації об'єктів виробництва. Перелік таких товарів із визначенням кодів згідно з Українською класифікацією товарів зовнішньоекономічної діяльності, порядок і обсяги ввезення, а також критерії їх цільового використання та порядок здійснення контролю за ними визначаються Кабінетом Міністрів України, якщо такі товари не виробляються в Україні. У разі порушення умов цільового використання зазначених товарів платник податку зобов'язаний сплатити ввізне мито та пеню у порядку і розмірах, передбачених чинним законодавством. |
Виключений |
1.3. Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2371-ІП “О таможенном тарифе Украины”:
Код |
Назва |
Стара редакція |
Нова редакція | ||||
Ставки мита, % |
Ставки мита, % | ||||||
Префе- ренцій-на |
пільго-ва |
повна |
Префе- ренцій-на |
пільго-ва |
повна | ||
..... |
|||||||
8407 |
Двигуни внутрішнього згоряння з іскровим запаленням, із зворотнопоступальним або обертовим рухом поршня: |
||||||
8407 34 |
---- з робочим об'ємом циліндрів двигуна понад 1000 см3: |
||||||
8407 34 10 |
------ для промислового складання: тракторів, що керуються водієм, який іде поряд, товарної підпозиції 8701 10; моторних транспортних засобів товарної позиції 8703; моторних транспортних засобів товарної позиції 8704, з робочим об'ємом циліндрів двигуна менш як 2800 см3; моторних транспортних засобів товарної позиції 8705: |
||||||
8407 34 10 10 |
-------- моторних транспортних засобів товарної позиції 8703 |
12 |
20 |
5 |
5 | ||
8407 34 91 |
------------ не більш як 1500 см3: |
||||||
8407 34 91 90 |
-------------------інші |
12 |
20 |
5 |
5 | ||
8407 34 99 90 |
--------------- інші |
12 |
20 |
5 |
5 | ||
8407 90 50 |
------ для промислового складання: тракторів, що керуються водієм, який іде поряд, товарної підпозиції 8701 10; моторних транспортних засобів товарної позиції 8703; моторних транспортних засобів товарної позиції 8704, з робочим об'ємом циліндрів двигуна менш як 2800 см3; моторних транспортних засобів товарної позиції 8705: |
||||||
8407 90 50 10 |
---------- моторних транспортних засобів товарної позиції 8 703 |
12 |
20 |
5 |
5 | ||
… |
|||||||
8703 |
Автомобілі легкові та інші моторні транспортні засоби, призначені, головним чином, для перевезення |
від 15 до 30 але не менше 0,7 евро за 1см3 |
від 15 до 30 але не менше 0,7 евро за 1см3 |
20 |
20 |
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 14 (484), 4 апреля 2005г.
Подписной индекс 40783