Комментарий к Закону Украины “О внесении изменений в Закон Украины
“О налоге с доходов физических лиц” от 01.07.2004 г. № 1958-IV

Налог с доходов: Что изменится с 2005 года

Такова судьба отечественного налогового законодательства - оно подвержено постоянным существенным изменениям. Вот и Закон о налоге с доходов, вступивший в силу с 1 января 2004 года, начинает обрастать изменениями (их набралось за неполный год уже шесть). Последние из них, внесенные Законом № 1958, оказались достаточно важными. При этом нельзя не отметить ставшие уже традиционными неоднозначные моменты в новых налоговых нормах, характерные, в том числе, и для Закона № 1958. Правда, указанный Закон имеет одно преимущество - он вступает в силу только с 1 января 2005 года, поэтому еще есть время разобраться и исправить их.

В целом изменения можно оценить как положительные, поскольку исправлен целый ряд важных норм, в отношении которых были допущены неточности в первоначальной редакции Закона о налоге с доходов физических лиц и в отношении которых на практике возникало немало недоразумений.

Итак, обо всем по порядку.

Частный предприниматель и пункт 1.8

Решена проблема “пункта 1.8”, в отношении которого сломано немало копий в преддверии 2004 года. Напомним, что тогда нависла угроза необходимости удержания налога с доходов, выплачиваемых частным предпринимателям, с которыми налоговые агенты работают на систематической основе.

Проблема была решена на уровне налогового разъяснения ГНАУ, утвержденного приказом от 29.12.2003 г. № 633. Но, конечно же, вопрос требовал законодательного урегулирования, что сейчас и произошло: из пункта 1.8 Закона о налоге с доходов физических лиц исключили пресловутые второй и третий абзацы. Таким образом, из предпринимательского дохода (полученного на любой форме налогообложения), даже если он выплачивается налоговым агентом систематически, налог с доходов последним не удерживается.

Взносы на пенсионное и социальное страхование:
“и то, и другое”

Следующую правку иначе как работой над ошибками не назовешь. Речь идет о пункте 3.5 Закона о налоге с доходов. Напомним, в нем говорится о том, что при начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования. Союз “или” (в оригинале украинское “чи”) здравым умом сложно объяснить. Почему сумма заработной платы должна уменьшаться только на один из видов взносов, и на какой именно, собственно говоря? Недоразумением (иначе это и не назовешь) активно пользуются налоговые органы, нередко запрещающие уменьшать объект “и на то, и на другое”.

Законом № 1958 вопрос решен положительно: сумма зарплаты перед удержанием налога с доходов уменьшается как на пенсионные взносы, так и на взносы на социальное страхование (“или” поправили на “и”).

Правда, это вовсе не должно означать, что до 2005 года плательщики лишены такого права. В 2004 году проблема тоже решаема. Дело в том, что пенсионное страхование является одним из видов общеобязательного государственного социального страхования. Это определено в статье 4 “Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании” от 14.01.1998 г. № 16/98-ВР. А раз так, то, несмотря на оплошность законодателей, все взносы, удерживаемые из зарплаты, уменьшают доход как взносы на общеобязательное государственное социальное страхование. Только вот до 2005 года это приходится доказывать, поскольку не все налоговые работники априори принимают данный аргумент.

Изменения:

“3.5. При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с законом взимаются за счет дохода наемного лица".

Фонды финансирования строительства

Перечень налогооблагаемых доходов, приведенный в пункте 4.2 Закона о налоге с доходов, дополнен новой позицией - подпунктом 4.2.17. С 2005 года в налогооблагаемый доход будут включаться доходы, составляющие положительную разницу между суммой внесенных физическим лицом средств в фонд финансирования строительства и суммой средств, выплаченных такому лицу из такого фонда. То есть налог будет уплачиваться лишь в том случае, если выплатили физлицу из фонда финансирования строительства больше, чем он внес в него средств.

Пособие по беременности и родам

Изменения к подпункту 4.3.1 Закона о налоге с доходов лишили налоговые органы всяких оснований требовать удержания налога с доходов с пособия по беременности и родам. Теперь четко прописано: налог не удерживается, в том числе, с этого пособия.

Как известно, нездоровый ажиотаж вокруг налогообложения этого вида доходов, выплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности, возник в начале 2004 года. Ссылаясь на последний абзац подпункта 4.3.1 Закона о налоге с доходов, требующего в виде исключения облагать выплаты, связанные с временной потерей трудоспособности, ГНАУ, в письме от 23.02.2004 г. № 1286/6/17-3116, отнесла к таким налогооблагаемым доходам пособие по беременности и родам. Хотя законодательство о социальном страховании дает все основания утверждать, что исключение на данное пособие не распространяется. Налогом с доходов необходимо облагать только пособие по временной нетрудоспособности, страховые случаи по которому определены статьей 35 Закона Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и захоронением” от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Вопрос был решен в пользу плательщиков после “вмешательства” Комитета Верховной Рады по финансам и банковской деятельности (письмо от 07.06.2004 г. № 06-10/10-716). ГНАУ быстро отреагировала, признав пособие по беременности и родам “вне налогообложения” (письмо от 08.06.2004 г. № 10306/7/17-2117). Закон № 1958, по сути, лишь подтвердил очевидность этого факта.

Изменения:

“В состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода плательщика налога не включаются такие доходы (не подлежащие отражению в его годовой налоговой декларации): 4.3.1. сумма государственной материальной и социальной помощи в виде адресных выплат средств и предоставления социальных услуг в соответствии с законом, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая помощь по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, которые получаются плательщиком налога соответственно из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования согласно закону, в том числе (но не исключительно): <...>

Исключения, предусмотренные этим подпунктом, не распространяются на выплаты заработной платы; выплаты, связанные с временной потерей работоспособности; регрессные выплаты <...>”.

Выплаты профсоюзов

Со следующего года будут ограничены возможности профсоюзов и других неприбыльных организаций, перечисленных в подпункте 4.3.5 Закона о налоге с доходов, в части осуществления необлагаемых выплат. Напомним, что в действующей редакции подпункт 4.3.5 предусматривает невключение в налогооблагаемый доход сумм выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), которые осуществляются указанными организациями. Законом № 1958 первый абзац этого подпункта дополнен словами: “с учетом норм п. 9.7 статьи 9 этого Закона” (см. “Изменения”). В результате получается, что льгота будет действовать только в отношении целевой и нецелевой благотворительной помощи.

А как быть с ограничением суммы нецелевой благотворительной помощи, которая не облагается налогом с доходов (с 2005 года - величина прожиточного минимума, умноженная на 1,4 и округленная до ближайших 10 грн.)? Действует ли оно в отношении выплат профсоюзов и других неприбыльных организаций? Формат изменений не дает четкого ответа на этот вопрос. Но вряд ли можно сомневаться, что налоговые органы посчитают, что “да”, ведь идею этого они вынашивали еще до изменений.

И еще: указанная льгота не будет распространяться на выплаты, осуществляемые кредитными союзами и финансовыми небанковскими учреждениями.

Изменения:

“В состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода плательщика налога не включаются такие доходы (которые не подлежат отражению в его годовой налоговой декларации):

<...>

4.3.5. суммы выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемые с учетом норм п. 9.7 статьи 9 этого Закона:

а) профессиональными и творческими союзами их членам в случаях, предусмотренных законом;

б) Обществом Красного Креста Украины в интересах получателей благотворительной помощи в соответствии с законом;

в) другими неприбыльными организациями (кроме кредитных союзов и других небанковских финансовых учреждений) и благотворительными фондами Украины, чей статус определяется в соответствии с законом, в интересах получателей таких выплат, кроме любых выплат или возмещений членам руководящих органов таких организаций или фондов и связанным с ними физическим лицам”.

Помощь на погребение

Изменения к подпункту 4.3.21 Закона о налоге с доходов устанавливает, что помощь на погребение плательщика налога не облагается в любом размере и в том случае, когда она предоставляется Пенсионным фондом Украины или профсоюзом. Относительно выплаты такой помощи работодателем все осталось по-старому: налог не взимается в пределах двойного размера суммы, определенной в подпункте 6.5.1 Закона о налоге с доходов.

Изменения:

“4.3.21. средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые как помощь на погребение плательщика налога:

а) любым физическим лицом, благотворительной организацией, Пенсионным фондом Украины или профессиональным союзом;

б) работодателем такого умершего плательщика налога по его последнему месту работы (в том числе перед выходом на пенсию) в размере, не превышающем двойной размер суммы, определенной в подпункте 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 этого Закона. Сумма превышения над такой суммой, при ее наличии, подлежит конечному налогообложению при ее выплате по ставке, установленной пунктом 7.1 статьи 7 этого Закона”.

Налоговая социальная льгота

Целый ряд изменений, внесенных в Закон о налоге с доходов, связан с применением налоговой социальной льготы. Итак, в чем их суть?

1. Военнослужащих срочной службы исключили из числа лиц, пользующихся повышенным размером (150 %) налоговой социальной льготы. Причина этому, по-видимому, кроется в том, что сумма денежного или имущественного содержания или обеспечения военнослужащих срочной службы (в том числе лиц, которые проходят альтернативную службу), выплачиваемая из бюджета или бюджетным учреждением, и так не облагается налогом с доходов согласно подпункту 4.3.28 Закона о налоге с доходов. А раз так, то в налоговой социальной льготе нет необходимости.

2. На повышенный размер налоговой социальной льготы в размере 200% получили право, в том числе, Герои Социалистического Труда. Очень жаль, что это произойдет только с 2005 года, ведь “место” льготе повышенного размера для этих людей необходимо было найти еще в первоначальной редакции Закона о налоге с доходов.

3. Новая редакция подпункта 6.5.1 уточняет льготы на детей, установленные подпунктами “а” - “в” подпункта 6.1.2:

- во-первых, они предоставляются только одному из родителей;

- во-вторых, исчезло упоминание о там, что, кроме такой повышенной льготы, плательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы в общем размере. А значит, за ним остается право только на повышенный размер налоговой социальной льготы, которая, напомним, применяется исходя из предельного размера дохода, рассчитываемого с учетом количества детей.

4. Законом № 1958 урегулирован механизм применения налоговой социальной льготы в случае выплаты работнику отпускных. Он не стал откровением: если плательщик получает доходы в виде отпускных, то для целей определения предельной суммы дохода, дающей право на налоговую социальную льготу, такие отпускные разбрасываются по соответствующим налоговым периодам их начисления.

Рассмотрим пример. В ноябре работнику выплачивается зарплата за ноябрь (300 грн.) и отпускные, компенсирующие часть ноябрьской (200 грн.) и декабрьской (250 грн.) заработной платы. Несмотря на то, что общая сумма выплаченного дохода (750 грн.) превышает предельный размер, работник получает право на налоговую социальную льготу, поскольку начисленный ноябрьский доход включает только зарплату ноября и отпускные за ноябрь (всего: 500 грн.). Что же касается отпускных за декабрь, то они будут учитываться при определении налогооблагаемого дохода за декабрь.

Отметим, что именно такой логичный порядок учета отпускных для целей применения налоговой социальной льготы получил распространение на практике, хотя он и не был закреплен законодательно.

Изменения:

“6.5.1. Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата (другие, приравненные к ней в соответствии с законодательством, выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает суммы, равной сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень. При этом предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных подпунктами “а” - “в” подпункта 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей. Если плательщик налога получает доходы в виде заработной платы за время отпуска, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления”.

Ставка налога

Пониженная ставка налога с доходов физлиц (5 %) распространена на проценты по текущим банковским счетам (в том числе карточным), а также на следующие доходы:

- проценты на вклад (взнос) в кредитный союз;

- инвестиционный доход, выплачиваемый компанией, управляемой активами института совместного инвестирования;

- доходы по ипотечному сертификату участия, ипотечному сертификату с фиксированной доходностью.

Кроме того, уточнено, что ставка 5 % действует относительно процентного дисконтного дохода по именному сберегательному (депозитному) сертификату.

А вот изменения к пункту 7.3 Закона о налоге с доходов необходимы для того, чтобы понять, когда же все-таки применяется ставка 26 % при выплате дохода в виде выигрыша или приза. Прежняя редакция этого пункта могла привести к выводам, что двойная ставка работает только в том случае, если такой доход получает нерезидент. Изменения расставили точки над “I”: выигрыши и призы (кроме выигрышей в государственной лотерее в денежном выражении) резидентов также облагаются по ставке 26 %.

Изменения:

“7.3. Ставка налога составляет двойной размер ставки, определенной пунктом 7.1 этой статьи, от объекта налогообложения, начисленного как выигрыш или приз (кроме в государственную лотерею в денежном выражении) в пользу резидентов или нерезидентов, и от любых других доходов, начисленных в пользу нерезидентов - физических лиц, за исключением доходов, определенных в подпункте 9.11.3 пункта 9.11 статьи 9 этого Закона.”

Налогообложение дивидендов

Законом № 1958 внесены изменения в подпункты 9.3.3 и 9.3.4 Закона о налоге с доходов. В действующей редакции они предусматривают обложение налогом с доходов и отражение в отчетности (Налоговый расчет резидента, выплачивающего дивиденды плательщикам налога с доходов физических лиц, утвержденный приказом ГНАУ от 04.12.2003 г. № 586) выплаченных дивидендов.

Суть изменений заключается в том, что с 2005 года налог с доходов по ставке 13 % будет удерживаться не при выплате, а при начислении дивидендов, в Налоговом расчете дивиденды будут отражаться также по факту начисления.

По-видимому, с учетом таких изменений налог с доходов придется перечислять согласно подпункту 8.1.2 Закона о налоге с доходов. Как известно, он предусматривает перечисление налога во время выплаты дохода, а в случае если доход начисляется, но не выплачивается, налог с доходов должен быть перечислен в сроки, установленные законом для месячного налогового периода.

Хотя такой порядок перечисления налога не очевиден. Законом № 1958 не подвергнут изменениям подпункт 9.3.5 Закона о налоге с доходов, согласно которому доходы в виде дивидендов, конечно, облагаются налогом при их выплате за их счет. На фоне внесенных изменений его смысл не совсем понятен. Здесь без разъяснений уполномоченного комитета Верховной Рады не обойтись. Впрочем, может случиться, что до вступления в силу комментируемых изменений этот пункт 9.3 Закона о налоге с доходов еще поправят.

Изменения:

“9.3.3. Резидент, выплачивающий дивиденды плательщикам этого налога, предоставляет налоговому органу в сроки, установленные законом для месячного налогового периода, налоговый расчет о начисленных дивидендах, форма которого определяется по правилам, установленным законом. 9.3.4. Дивиденды, начисляемые плательщику налога эмитентом корпоративных прав - резидентом, являющимся физическим или юридическим лицом, подлежат налогообложению по ставке, определенной пунктом 7.1 статьи 7 этого Закона”.

Налогообложение выигрышей и призов

Относительно этих доходов принципиальное изменение, по сути, одно: согласно новой редакции подпункта 9.5.1 Закона о налоге с доходов налоговыми агентами являются, в том числе, игорные заведения, в то время как действующая редакция делала для них исключение.

Таким образом, из начисленного дохода в виде выигрыша в азартные игры, уменьшенного на расходы игрока, игорные заведения будут удерживать налог с доходов. При получении дохода от азартных игр в тотализатор учитываются расходы, понесенные игроком с начала принятия ставки до окончания розыгрыша. Если же доход получен игроком от других азартных игр, то игорные заведения учитывают при налогообложении расходы, понесенные таким игроком на протяжении рабочего дня (смены).

Но и здесь не обошлось без противоречий. Подпункт 9.5.2 Закона о налоге с доходов по-прежнему обязывает плательщика, получающего доход в виде выигрыша в азартные игры, включить в состав общего налогооблагаемого годового дохода положительную разницу между суммой такого дохода и документально подтвержденными расходами. И это вопреки нормам подпункта 18.2 Закона о налоге с доходов, в соответствии с которым обязанность плательщика налога по предоставлению декларации считается выполненной, если он получал доходы исключительно от налоговых агентов. Либо этот факт просто не учли, либо для игроков сделали исключение и декларацию им подавать все-таки придется. До предоставления декларации за 2005 год есть время, и мы надеемся, что ситуация к этому времени прояснится.

И еще об изменениях к пункту 9.5. Подпункт 9.5.2 Закона о налоге с доходов дополнен третьим абзацем, предоставляющим налоговому органу право на получение персонифицированных сведений у налогового агента (игорного заведения), если они были предоставлены плательщику налога (игроку).

Изменения:

“9.5.1. Налоговым агентом плательщика налога при начислении в его пользу дохода в виде призов, выигрышей в лотерею (кроме государственных лотерей), других розыгрышей или выигрышей в азартных играх, является лицо, осуществляющее такое начисление. При начислении доходов в виде выигрышей в лотерею (кроме государственных лотерей) или в других розыгрышах, предусматривающих предварительное приобретение плательщиком налога права на участие в таких лотереях или розыгрышах, не берутся во внимание расходы, понесенные плательщиком налога в связи с получением такого дохода. При начислении дохода, полученного в виде выигрыша в азартных играх в казино, других игорных местах или домах (далее - игорное заведение), за исключением игры в тотализатор, учитываются расходы плательщика налога, понесенные им в связи с получением такого дохода на протяжении рабочего дня (смены).

При начислении дохода, полученного в виде выигрыша в азартных играх в тотализатор, учитываются расходы плательщика налога, понесенные им в связи с получением такого дохода на протяжении периода с начала принятия ставки до завершения розыгрыша. Доходы, отмеченные в этом подпункте, конечно, облагаются налогом при их выплате за их счет. Порядок налогового учета доходов и расходов налогоплательщиков - игроков в игорных заведениях устанавливается центральным налоговым органом”.

Нецелевая благотворительная помощь

Специалисты не раз обращали внимание на оплошность, допущенную законодателями в подпункте 9.7.3 Закона о налоге с доходов. Напомним, что в нынешней редакции он предусматривает при определенных условиях невключение в налогооблагаемый доход сумм нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой совокупно в размере, не превышающем размера минимального прожиточного уровня. Однако такого понятия, как минимальный прожиточный уровень, наше законодательство не устанавливает и размера этого показателя, понятное дело, нет. По умолчанию его величину для целей применения подпункта 9.7.3 Закона о налоге с доходов большинство принимало на уровне прожиточного минимума.

И вот Закон № 1958 разрешил сомнения: согласно изменениям, с 2005 года не будет облагаться нецелевая благотворительная помощь в сумме предельного размера дохода, дающего право на налоговую социальную льготу, т.е. в сумме прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн. Таким образом, изменения явно на руку плательщикам, поскольку необлагаемый предел увеличится в сравнении с предполагаемым процентов на 40.

Изменения:

“9.7.3. Не подлежит включению в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами - юридическими или физическими лицами в интересах плательщика налога на протяжении отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем размера суммы предельною размера дохода, определенного согласно абзацу первому подпункта 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 этого Закона, установленного на 1 января такого года, при условии, что на такого плательщика налога распространяется право на получение налоговой социальной льготы согласно подпункту 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 этого Закона”.

Налогообложение наследства

Изменения коснулись налогообложения объекта наследства, указанного в подпункте “г” пункта 13.1 Закона о налоге с доходов, а именно: страхового возмещения (страховых выплат) по страховым договорам, заключенным наследодателем, а также сумм, хранящихся на пенсионном счете наследодателя согласно договору негосударственного пенсионного страхования.

Во-первых, стоимость такого наследства, в случае его наследования супругом (супругой), будет облагаться по ставке 5 % (вместо 0%).

Во-вторых, если наследство получает член семьи наследодателя первой степени родства, не являющийся супругом (супругой), то ставка налога составит 13 % (вместо 5%).

Страховое возмещение

Как известно, статья 15 Закона о налоге с доходов регулирует порядок налогообложения операций по возмещению утраченной собственности, т.е. случаев, когда плательщик получает страховое возмещение вследствие утраты принадлежащего ему застрахованного объекта имущества по причине его хищения, разрушения, признания его непригодным для использования из-за действия обстоятельств непреодолимой силы. В частности, одно из условий, при которых плательщик не будет уплачивать налог с полученного страхового возмещения, - если его направить на восстановление утраченного имущества или на его замену.

Видимо, для возможности контроля по применению льготы налоговым органам предоставили дополнительные полномочия. Согласно новому (второму) абзацу пункта 15.2 указанного Закона, о суммах осуществленных выплат страхового возмещения страховики должны будут сообщать налоговым органам в составе налоговой отчетности за очередной налоговый период.

Доходы переходного периода

В новой редакции изложен пункт 22.6 Закона о налоге с доходов. Как известно, сегодняшняя редакция этого подпункта предусматривает, что доходы, начисленные в интересах плательщика за налоговые периоды до 1 января 2004 года, облагаются налогом по правилам, действующим на момент такого начисления, независимо от сроков их фактической выплаты, но не позже 1 января 2005 года.

С 2005 года эта переходная норма заработает в другом виде (см. “Изменения”).

Первое, что бросается в глаза: снято ограничение по срокам применения Декрета о подоходном налоге. Таким образом, переходные выплаты облагаются с учетом норм Декрета о подоходном налоге даже в том случае, если до 2005 года они не выплачены.

Но не менее важно то, что к указанным выплатам применяются теперь только ставки Декрета о подоходном налоге, а не вообще правила, как указано в первоначальной редакции пункта 22.6 Закона о налоге с доходов. Как понимать такое изменение? По-видимому, законодатели хотели сказать, что механизм налогообложения доходов, начисленных по результатам налоговых периодов до 1 января 2004 года, применяется новый (установленный Законом о налоге с доходов), а ставки - старые (прогрессивная шкала или 20 %).

Так предположим, что работнику начисляется вознаграждение по итогам работы за 2003 год. Если такое вознаграждение выплачивается в 2004 году, т.е. в рамках действия сегодняшней редакции пункта 22.6, то такое вознаграждение облагается в соответствии с Законом о налоге с доходов. А теперь представим, что выплата осуществляется в 2005 году, когда заработает новая редакция пункта 22.6. Буквально следуя ее нормам, к такому вознаграждению должны применяться ставки Декрета о подоходном налоге. Однако получается, что объект налогообложения необходимо рассчитывать по Закону о налоге с доходов. А это значит, что объект налогообложения должен быть уменьшен на взносы на пенсионное и социальное страхование, к этой сумме в составе зарплаты может быть применена налоговая социальная льгота и т.д. Реализовать такой подход будет просто далеко не всегда.

Изменения:

“22.6. Доходы плательщика налога, начисленные по результатам налоговых периодов до 1 января 2004 года, облагаются налогом по ставкам, действовавшим до 1 января 2004 года, независимо от даты их фактической выплаты (предоставления)”.

Нормативные документы:

1. Закон о налоге с доходов - Закон Украины “О налоге с доходов физических лиц” от 22.05.2003 г № 889-IV;

2. Закон № 1958 - Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц” от 01.07.2004 г. № 1958-IV;

3. Декрет о подоходном налоге - Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.1992 г. № 13-92.

“Вестник бухгалтера и аудитора Украины”, № 19-20, октябрь 2004 г.