РРО, КУРО и РК: что изменилось?

28 апреля 2004 года ГНАУ издала приказ № 248 “Об утверждении изменений и дополнений к некоторым нормативно-правовым актам”, которым был внесен ряд изменений в ранее разработанные ею во исполнение статей 7 и 8 Закона “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” нормативно-правовые акты. Как следует из текста данного приказа (п. 5), в силу он вступает через 10 дней после опубликования, то есть с 22.06.2004 г. По возможности коротко остановимся на наиболее общих нововведениях, сознательно избегая специфических деталей (связанных, например, с транспортными расчетными документами).

Положение о форме и содержании расчетных документов

Раздел I “Определение терминов” дополнился упоминанием об алкогольных напитках, табачных изделиях (определенных отсылкой к Закону “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”) и рядом терминов, связанных с применением платежных карточек (определенных отсылкой к нацбанковскому Положению о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением).

В состав обязательных реквизитов фискального кассового чека на товары (услуги) и фискального кассового чека выдачи денежных средств включен логотип производителя РРО (п. 3.2 и п. 4.2 соответственно). Исключение сделано для чеков, печатающихся на тех разрешенных к применению РРО, которые не соответствуют Требованиям относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденным Постановлением КМУ от 18 февраля 2002 года № 199.

Для этих же расчетных документов введен ряд дополнительных реквизитов, обязательных при проведении расчетов с использованием платежных карточек платежных терминалов, связанных с РРО (см. п. 3.6 и 4.7соответственно).

Существенным упрощением можно считать отмену в общем случае требования об изготовлении бланков расчетных квитанций как документов строгого учета: из п. 5.1 Положения изъята ссылка на “строго-учетный” п. 2.6 (в последнем же появилось упоминание о “строгости” бланков лишь “в случаях, определенных настоящим Положением”), Так что теперь сохранено только требование о типографском способе изготовления бланка РК.

Среди нововведений в отношении РК следует отметить прежде всего изменения в самой форме бланка РК-1: поле корешка теперь содержит пустые строки для записи наименования и стоимости товаров (услуг), а также строку для указания даты проведения операции. Перечни обязательных реквизитов отрывной части (п. 5.3) и корешка (п. 5.4) дополнились указанием на необходимость отражения в случае продажи алкогольных напитков или табачных изделий наименования товара и его стоимости (новым реквизитом для корешка является и дата проведения операции).

Чтобы лучше понять, зачем наименование и стоимость алкогольных напитков и табачных изделий внесены как самостоятельный реквизит, нам придется немного забежать вперед. Пункт 9.5 другого изменившегося документа - Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек - по-прежнему позволяет заполнять все или часть предусмотренных установленной формой реквизитов отрывной части по требованию покупателя (то есть в общем случае - при отсутствии требования со стороны покупателя - данные о наименовании товара или подробности о стоимости приобретенных товаров по каждому наименованию могут не указываться). Но теперь при продаже алкогольных напитков и табачных изделий их наименования и стоимость обязательно записываются в отрывной части и в корешке расчетной квитанции.

Здесь стоит отметить, что расчетные книжки старого образца разрешено применять до их полного использования (п. 2 приказа ГНАУ № 248). И если факт их изготовления как бланков строгого учета никак не повлияет на их использование, то об отсутствии места на корешке для записи данных о наименовании алкогольных напитков или табачных изделий этого не скажешь.

По нашему мнению, приравнивать разрешение использовать старые бланки к разрешению не указывать добавившиеся обязательные реквизиты (включая указание на корешке РК даты проведения операции) излишне самонадеянно, во всяком случае - до появления положительных консультаций по этому поводу со стороны налоговиков.

Иными словами, выписанная при продаже алкогольных напитков или табачных изделий РК (на разрешенном к применению старом бланке), в которой отсутствует наименование товара в отрывной части и на корешке, не будет считаться расчетным документом,

Так что придется выбирать: или умудряться размещать необходимые реквизиты на старых бланках, или обзаводиться новыми.

Форма упрощенной РК (РК-2) не изменилась. Возможность ее выдачи за товары или услуги распространилась теперь и на расчетные операции в сумме до 10 грн. включительно (вместо прежних 0,3 необлагаемого минимума). В то же время выдача упрощенной РК при проведении операций по продаже алкогольных напитков или табачных изделий не допускается (все названные изменения- см. в п.12.1).

Описанию расчетных документов для железнодорожного транспорта посвящен специально добавленный п. 13.

Порядок представления отчетности, связанной с применением
регистраторов расчетных операций или использованием книг учета
расчетных операций (расчетных книжек)

Внесенные в данный Порядок изменения позволяют несколько упростить процедуру заполнения Отчета по форме № ЗВР-1. Что касается случаев использования расчетной книжки на период выхода из строя РРО или случаев временного отключения электроэнергии, то все осталось по-прежнему. А вот для расчетных книжек и КУРО, зарегистрированных на хозяйственную единицу (в случаях, когда СПД имеет право работать без РРО с использованием РК), информация о суммах выручки будет отражаться не по каждой расчетной книжке, а в целом по КУРО, к которой такие расчетные книжки зарегистрированы.

Так что теперь количество заполняемых строк в отчете по форме № ЗВР-1 в ряде случаев может существенно уменьшиться (поскольку количество используемых КУРО, как правило, меньше количества зарегистрированных к ним расчетных книжек).

В связи с указанным нововведением внесены изменения как в название Порядка, так и в название формы № ЗВР-1. Кроме того, изменения коснулись наименования графы 3 формы № ЗВР-1 и порядка заполнения граф 1-3, который теперь по-новому выписан в п. 3 Инструкции по заполнению “Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)” по форме № ЗВР-1 (приложение 2 к Порядку).

Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек

Для предупреждения раскрепления представляемой на регистрацию расчетной книжки, состоящей из РК (судя по всему, как обычных, так и упрощенных), теперь необходимо устанавливать на нее средство контроля - таким образом, чтобы сделать невозможным раскрепление книжки без нарушения его целостности (см. изменения, внесенные в п. 3.3). В случае нарушения целостности средства контроля на расчетной книжке (а также при выявлении факта опломбирования книжки поддельным средством контроля или таким, номер которого не совпадает с номером из справки о регистрации КУРО) производится распломбирование такой книжки (об этом и о последствиях такого распломбирования - см. добавленный п. 9.12).

Довольно много изменений и в порядке ведения КУРО. Обязанность обеспечить хранение в хозяйственной единице справки о регистрации КУРО и последней использованной КУРО теперь не распространяется на транспортные средства, объекты выездной торговли и передвижной торговой сети (видимо, втом смысле, что храниться-то они должны, но не обязательно непосредственно в названных объектах).

Записи в КУРО следует выполнять шариковой ручкой (п. 7.3). Использование и КУРО, зарегистрированной на хозяйственную единицу, и КУРО, зарегистрированной на РРО, предусматривает обязательное раздельное выполнение записей о суммах, полученных от покупателей (клиентов), и суммах, выданных покупателям (п. 7.4, п. 7.5).

В КУРО, зарегистрированной на РРО, теперь следует отражать не только ремонты, но и работы по техническому обслуживанию, проверки конструкции и программного обеспечения РРО (п. 7.5; для этих целей изменено и название раздела 4 формы данной книги). При этом в п. 7.10 расписано, кем именно (работником СПД или лицом, осуществляющим ремонт, техобслуживание или проверку) заполняются те или иные графы. При необходимости разрешено вносить в раздел 4 КУРО дополнительную информацию.

Изменение, внесенное в п. 7.7, позволяет не только добавлять в КУРО дополнительные графы (как это было и раньше), но и выполнять дополнительные записи, содержащие итоговые данные по расчетам за день или за месяц.

Пункт 9.4 Порядка теперь предусматривает при осуществлении операции выдачи денежных средств при возврате товара (рекомпенсации услуги) необходимость составления материально ответственным лицом акта о выдаче денежных средств в случае, когда их сумма превышает 100 грн. (а не 5 необлагаемых минимумов, как прежде).

Пункт 9.5 дополнился указанием на обязательность записи в отрывной части и на корешке РК наименования товаров и их стоимости в случае продажи алкогольных напитков и табачных изделий (об этом мы уже говорили выше, при анализе изменений в формах расчетных документов).

Из текста п. 9.6 изъяли положение, позволявшее выдавать отрывную часть РК покупателю только по его требованию, перечеркивая ее по диагонали, если общая сумма расчета не превышает 0,3 необлагаемого минимума. Следовательно, теперь такой возможности нет.

В том же пункте появилось и новое положение: расчетные книжки, зарегистрированные на отдельную КУРО, должны использоваться последовательно согласно их порядковым номерам и до полного исчерпания РК (такой же последовательности следует придерживать и в отношении каждого места проведения расчетов, если их несколько для одной КУРО).

Порядок регистрации, опломбирования
и применения регистраторов расчетных операций
по товарам (услугам)

Число признаков, при наличии любого из которых РРО считается неисправным (а не “испорченным”, как ранее), дополнилось отсутствием обеспечения блокирования в случаях, предусмотренных документацией производителя. Кроме того, раздел I “Определение терминов” дополнился определениями “сервисное обслуживание” и “оперативная память”.

При принятии РРО к регистрации кроме соблюдения всех ранее имевшихся ограничений п. 2.1 теперь требуется учитывать и сроки регистрации, установленные Государственным реестром РРО.

В число документов, которые необходимо представлять при регистрации РРО, включен паспорт (формуляр) на РРО (именно из него заносятся данные об РРО в справку о резервировании фискального номера, выписываемую в случае принятия положительного решения о возможности регистрации РРО).

В п. 2.5 Порядка внесено новое положение, согласно которому заверенную копию справки об опломбировании РРО и один экземпляр акта ввода в эксплуатацию РРО СПД должен в течение срока действия справки о резервировании фискального номера представить в орган ГНС по месту ее выдачи.

При перерегистрации РРО (с целью использования его в другой хозяйственной единице) регистрационное свидетельство теперь не изымается: должностное лицо органа ГНС лишь вносит в него соответствующие изменения.

Раздел 3 “Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций” претерпел весьма существенные изменения (отчасти это, видимо, связано с принятием Постановления КМУ от 12.05.2004г. № 601, утвердившего Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций). Увеличилось количество случаев, при которых осуществляется опломбирование (переопломбирование) РРО: теперь кроме прочего это происходит при замене средства контроля и при приеме на сервисное обслуживание РРО, который ранее обслуживался в другом центре сервисного обслуживания (ЦСО). ЦСО имеет право опломбировать только те модели (модификации) РРО, с поставщиками которых им заключены соответствующие договоры (обо всем этом - см. п. 3.1).

Изменился изложенный в п. 3.2 порядок выписки справки об опломбировании РРО, и увеличилось количество ее экземпляров (теперь выписывается два экземпляра, если произведено опломбирование нормально работающего РРО,- один для СПД, второй для ЦСО; и три экземпляра, если выявлено несоответствие конструкции и/или программного обеспечения РРО документации производителя,- для СПД, ЦСО и органа ГНС).

Для РРО блочной конструкции увеличилось количество мест установки средств контроля (кроме двух средств контроля, устанавливаемых на всех РРО в местах стыка корпуса с верхней крышкой, необходимо также устанавливать средства контроля на места подключения соединительных кабелей). Конкретные места установления средств контроля должны определяться в документации производителя РРО (п. 3.3).

Увеличилось количество возможных случаев распломбирования РРО (п. 3.4), появились требования к заполнению имеющейся справки об опломбировании, если распломбирование происходит перед отменой регистрации РРО (п. 3.5).

Пункт 3.7 в случае нарушения целостности средства контроля обязует СПД прекратить применение РРО, уведомить об этом орган ГНС, где РРО находится на учете, и ЦСО, осуществивший опломбирование.

Расширен и перечень случаев, при которых может проводиться проверка соответствия РРО (конструкции и программного обеспечения) документации производителя (п. 3.8).

На ЦСО теперь возложена обязанность ежеквартально (до 25-го числа следующего за кварталом месяца) представлять в органы ГНС по своему местонахождению отчет об использовании средств контроля (п. 3.9).

Есть изменения и в разделе 4 “Порядок применения регистраторов расчетных операций”. Так, п. 4.4 дополнился положением о том, что расчетная операция считается проведенной через РРО, если данные о ее объеме введены в режиме регистрации.

В п. 4.5 добавился абзац, согласно которому через РРО не проводится выдача наличности, не связанная с проведением расчетов, если такая выдача осуществляется после выполнения Z-отчета до регистрации первой расчетной операции и (или) до выполнения операции “служебное внесение”.

Пункт 4.8 Порядка теперь предусматривает при осуществлении операции выдачи денежных средств при возврате товара (рекомпенсации услуги) необходимость составления материально ответственным лицом акта о выдаче денежных средств в случае, когда их сумма превышает 100 грн., а не 5 необлагаемых минимумов, как прежде (об аналогичном изменении в п. 9.4 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек мы говорили выше).

“Бухгалтер”, № 23, июнь (III) 2004 г.,
Подписной индекс 74201