Увага! Це є застаріла редакція документа. На останню редакцію

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УКРАИНЫ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 12.05.95 г. N 02-5/451

О некоторых вопросах практики разрешения
споров при участии налоговых органов

(с изменениями и дополнениями, внесенными разъяснениями
Высшего арбитражного суда Украины от 18.08.95 г. N 02-5/594,
от 08.02.96 г. N 02-5/62, от 14.05.97 г. N 02-5/164,
от 18.11.97 г. N 02-5/445, от 17.03.98 г. N 02-5/96)

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона Украины от 04.06.91 г. N 1142-XII "Об арбитражном суде", с изменениями и дополнениями, пленум Высшего арбитражного суда Украины рассматривает материалы обобщения арбитражной практики и дает руководящие разъяснения, которые являются обязательными для органов, разрешающих хозяйственные споры, а также предприятий, организаций, государственных и других органов, должностных лиц.

Комментируемые разъяснения были даны президиумом ВАСУ, который согласно пункту 4 статьи 18 указанного Закона в период между заседаниями пленума ВАСУ имеет право давать разъяснения относительно практики применения законодательства Украины, регулирующего отношения в хозяйственной сфере и порядок рассмотрения хозяйственных споров с последующим утверждением их пленумом.

30 января 1996 года данные разъяснения были утверждены пунктом 4 постановления Пленума ВАСУ N 1.

Изучение практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных налоговых инспекций и обратным взысканием списанных ими в бесспорном порядке сумм, показало, что в целом такие споры разрешаются правильно. Вместе с тем в отдельных арбитражных судах имели место факты принятия решений, не отвечавших действующему законодательству и обстоятельствам дела.

В целях правильного и одинакового применения законодательства при разрешении споров Президиум Высшего арбитражного суда Украины считает необходимым дать следующие разъяснения.

1. В соответствии с пунктами 5, 7 - 9 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" государственным налоговым инспекциям предоставлены права:

- приостановить операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным и другим счетам в учреждениях банков;

- применять к предприятиям, учреждениям, организациям, банкам и другим финансово-кредитным учреждениям предусмотренные законодательством финансовые санкции;

- взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, других платежей и взносов и недоимок с налогов, других платежей и взносов. Взыскания этих сумм, а также сумм штрафов и других финансовых санкций осуществляются в бесспорном порядке с предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Такие права, согласно части второй статьи 11 указанного Закона, предоставлены только начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям. Поэтому актом налогового органа, который может быть признан недействительным арбитражным судом, может считаться только соответствующее решение государственной налоговой инспекции, принятое одним из этих служебных лиц. Что же касается решений о применении и взыскании финансовых санкций, то они должны соответствовать форме, которая установлена Инструкцией о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 20.04.95 г. N 28.

Составленные другими служебными лицами государственных налоговых инспекций акты проверок денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (платежей), и другие материалы документальных проверок (справки, расчеты и т. п.) не могут рассматриваться как акты налоговых органов, которые могут быть признаны недействительными арбитражным судом. Изложенные в этих документах обстоятельства могут служить только основанием для принятия начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем соответствующего решения.

Положения данного пункта описаны более детально в разъяснениях Президиума ВАСУ от 19.03.98 г. N 02-5/98 "О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с признанием недействительными решений органов государственное налоговой службы и обратным взысканием списанных ими в бесспорном порядке сумм". В частности, в них еще раз указано, что право руководителя (его заместителя) налогового органа на применение к предприятию финансовых санкций и взыскание недоимки должно быть реализовано в форме решения. Списание средств со счета предприятия на погашение недоимки и взыскание финансовых санкций во всех случаях должно осуществляться на основании решения налогового органа, подписанного руководителем этого органа или, его заместителем. Инкассовое поручение (распоряжение), которое составляется в соответствии со статьей 6 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. N 8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей", с изменениями и дополнениями, не может считаться решением налогового органа, поскольку является расчетным документом.

1.1. Подписание руководителем и соответствующим должностным лицом предприятия, учреждения, организации акта о проведении проверки (пункт 2 статьи 9 Закона Украины "О системе налогообложения") не лишает это предприятие, учреждение, организацию права на обращение с дальнейшем в арбитражный суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Этот пункт еще раз подтверждает, что подписание руководителем и главным бухгалтером акта документальной проверки не приравнивается к признанию изложенных в нем обстоятельств, а является не более чем свидетельством того, что подписавшиеся лица с актом ознакомлены.

2. Предприятие, учреждение, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения государственной налоговой инспекции или объединить это требование с иском о возврате взысканной суммы (статья 58 Арбитражного процессуального кодекса Украины, далее - АПК Украины), а также обратиться в арбитражный суда с заявлением о признании распоряжения государственной налоговой инспекции о бесспорном взыскании денежных сумм не подлежащим исполнению.

На практике требование о признании распоряжения государственной налоговой инспекции о бесспорном взыскании денежных сумм не подлежащим исполнению в исковом заявлении объединяется с требованиями о признании решения налогового органа недействительным и/или возврате взысканной суммы.

3. В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" в случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другого обязательного платежа с них взыскивается сумма доначисленного налога или другого обязательного платежа и штраф (финансовые санкции) в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения в течение года после установления нарушения предыдущей проверкой - штраф (финансовые санкции) в пятикратном размере.

При разрешении споров арбитражным судам следует учитывать следующее: по содержанию указанных норм повторным считается аналогичное нарушение налогового законодательства, совершенное в течение года со дня установления нарушения предыдущей проверкой. Действующее законодательство не ставит применение штрафа (финансовых санкций) в пятикратном размере в зависимость от времени совершения первого нарушения, а также от того, привлекался ли налогоплательщик к ответственности за это нарушение.

Применяя на практике данный пункт разъяснения, необходимо учитывать, что Законом Украины от 05.02.98 г. N 83/98-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине", вступившим в силу 14.02.98 г., были внесены изменения в пункт 7 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе", согласно которым теперь финансовые санкции установлены в виде однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой, - в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, другого платежа.

4. Суммы финансовых санкций, применяемых к налогоплательщикам государственной налоговой инспекцией, а также пеня за несвоевременную уплату налогов и неналоговых платежей взыскиваются сверх суммы доначисленных налогов и других обязательных платежей. Поэтому уплата этих санкций и пени не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате налога (платежа). Также обязанность согласно пункту 3 статьи 9 Закона Украины "О системе налогообложения" (в редакции от 18.02.97 г.) прекращается только с уплатой налога, сбора (платежа) или его отменой.

5. Основаниями для применения ответственности, предусмотренной пунктами 7, 8 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", является сокрытие (занижение) или неуплата плательщиками сумм налогов, других обязательных платежей в бюджеты независимо от причин, по которым это произошло. Не имеет значения и наличие или отсутствие умысла в действиях соответствующих работников организации - плательщика налога. Такая ответственность наступает и в том случае, если нарушение произошло из-за ошибочного применения законодательства о налогообложении, небрежности, неопытности или расчетной ошибки.

Также не может приниматься во внимание финансово-хозяйственное состояние предприятия, учреждения, организации, поскольку это прямо предусмотрено действующим законодательством (в частности, пунктом 8 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине").

6. Ответственность, установленная Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине", применяется только к налогоплательщикам, т. е. предприятиям, учреждениям, организациям, которые имеют объект налогообложения и обязаны в связи с этим уплачивать соответствующий налог. Если предприятие, учреждение, организация выступает не как плательщик налога, а как лицо, которое в установленном законом порядке обязано удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, выплачиваемых им другим лицам, то за нарушение такого порядка устанавливается специальная ответственность, в частности за нарушение порядка перечисления в бюджеты предприятиями, учреждениями и организациями сумм подоходного налога с доходов физических лиц.

Этот пункт дает ответ тем нашим читателям, которые не являются плательщиками налога, а обязаны только удерживать его и перечислять в бюджет и к которым налоговые органы применяли финансовые санкции как к плательщикам. ВАСУ однозначно указал, что в этом случае должна быть предусмотрена специальная ответственность за нарушение порядка перечисления налога, другого обязательного платежа в бюджет.

7. По содержанию статьи 5 АПК Украины требования относительно доарбитражного урегулирования хозяйственных споров не распространяются на споры о признании недействительными решений налоговых органов. Что же касается споров, связанных с обратным взысканием списанных этими органами в бесспорном порядке сумм, то соблюдение доарбитражного порядка их урегулирования является обязательным.

Статьей 12 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (в редакции Закона Украины от 05.02.98 г.) Государственной налоговой администрации Украины, а также государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственным налоговым инспекциям в городах с районным делением (кроме городов Киева и Севастополя) предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия актам законодательства.

В то же время, в соответствии со статьей 14 названного Закона, решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Следовательно, предприятия, учреждения и организации, в случае несогласия с решением или действиями налоговых органов, вправе самостоятельно решать вопрос об обжаловании этих решений (действий) в порядке подчиненности или о защите своих имущественных интересов путем обращения в арбитражный суд. В последнем случае предварительное обращение с жалобой в соответствующий орган не является обязательным.

Представленные сторонами копии жалоб в вышестоящие налоговые органы и решения по этим жалобам оцениваются арбитражным судом наряду с другими документами по делу.

Обращаем внимание на то, что согласно статье 5 Арбитражного процессуального кодекса Украины по спорам, связанным с обратным взысканием списанных налоговыми органами в бесспорном порядке сумм, соблюдение доарбитражного порядка их урегулирования является обязательным, так как эти споры носят имущественный характер.

Хотя закон предоставляет предприятиям право выбора в вопросе обжалования решения налоговых органов (в вышестоящий орган или в арбитражный суд), мы рекомендуем нашим читателям сразу же обращаться в арбитражный суд, так как согласно пункту "г" статьи 3 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности в случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на предприятии будет проведена повторная проверка и, как сообщают нам наши читатели, в этом случае проверка будет проводиться с участием работников налоговой милиции.

8. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" к функциям Главной государственной налоговой инспекции Украины отнесена разработка и издание инструктивных и методических документов, связанных с начислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые фонды.

При разрешении споров указанные акты Главной государственной налоговой инспекции Украины применяются арбитражными судами на общих основаниях в соответствии со статьей 4 АПК Украины с учетом требований части второй этой статьи.

Что же касается разъяснений, в том числе письменных, которые даются Главной государственной налоговой инспекцией Украины в соответствии с пунктом 4 статьи 8 указанного Закона, то они не являются нормативными актами и при разрешении споров должны оцениваться арбитражными судами наряду с другими материалами по делу.

В этом пункте ВАСУ на основании правовых норм раздела V "Доказательства" Арбитражного процессуального кодекса Украины доказывает, что приказы, инструкции, методические рекомендации и другие материалы налоговых органов, имеющие нормативный характер и относящиеся к рассматриваемому спору, согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Украины должны применяться арбитражными судами в части, которая не противоречит Конституции Украины, законам и действующим международным договорам Украины, а письменные разъяснения по вопросам налогового законодательства должны оцениваться арбитражными судами на общих основаниях наряду с другими материалами дела.

9. Отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями, организациями и государственной налоговой инспекцией в связи с осуществлением ею своих контрольных функций в соответствии с Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине", не являются гражданско-правовыми. Поэтому сроки исковой давности, установленные статьями 71 и 72 Гражданского кодекса Украины, к ним не применяются.

В соответствии со статьей 1 Декрета Кабинета Министров Украины "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" и пунктом 2 Инструкции об особенностях применения Декрета Кабинета Министров Украины N 8-93 от 21 января 1993 года "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей", утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 02.11.93 г. N 84, суммы налогов и других обязательных платежей, не внесенные в установленный срок, а также суммы штрафов и других финансовых санкций взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций за все время уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей независимо от любых сроков давности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Относительно предприятий, учреждений и организаций таких случаев действующее законодательство не предусматривает.

Действующее законодательство не предусматривает исключений относительно распространения исковой давности на требования о признании недействительными актов государственных органов. Поэтому к искам о признании недействительными актов государственных налоговых инспекций следует применять общий срок исковой давности, т. е. три года.

При решении вопроса об обратном взыскании списанных государственными налоговыми инспекциями в бесспорном порядке сумм арбитражным судам следует учитывать, что в соответствии со статьей 10 Декрета Кабинета Министров "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" возврат из бюджета неправильно уплаченных предприятиями и организациями налогом осуществляется не более чем за один год до выявления неправильной уплаты.

Течение срока, установленного для возврата из бюджета неправильно уплаченного налога, не может быть прервано.

Законодательными актами могут устанавливаться исключения из этих общих правил. Так, в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" возврат суммы налога, излишне поступившего в бюджет в результате неправильного начисления налоговым органом или нарушения плательщиком порядка уплаты налога, или зачисление такой суммы в налоговые платежи будущих периодов осуществляется в пределах срока исковой давности, установленного законодательством (пункты 21.3, 21.4 статьи 21 названного Закона). Частью второй пункта 21.3 этой же нормы предусмотрено прерывание течения указанного срока в случае подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога.

10. Согласно части третьей статьи 9 Закона Украины "О системе налогообложения" обязанность юридического лица по уплате налога, сбора (состязательного платежа) прекращается с их отменой. Что же касается задолженности по налогу, сбору (обязательным платежам), которая возникла до их отмены, то она подлежит погашению (взысканию) на общих основаниях, если законом не предусмотрено иное, в частности пунктом 3 раздела 1 Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения".

Порядок взыскания налога, сбора (обязательного платежа), а также финансовых санкций и пени, в частности принятие соответствующих решений налоговыми инспекциями, издание распоряжений на бесспорное взыскание денежных сумм и т. п определяется теми нормами законодательства, которые были действующими на момент взыскания соответствующего налога, сбора (платежа), а также взыскания финансовых санкций относительно этого налога, сбора (платежа).

Как известно, с 01.01.99 г. предприятия больше не уплачивают сбор в Фонд ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС. но с учетом того, что обязательность его уплаты предусмотрена статьей 14 указанного в комментируемом пункте Закона Украины, задолженность по этому сбору будет взыскиваться на основании тех норм законодательства, которые были действующими на момент взимания этого сбора.

11. В случае когда истец обращается в арбитражный суд с требованием о признании недействительным акта государственной налоговой инспекции и не ставит вопрос о возврате из бюджета списанных в бесспорном порядке сумм, то такое исковое заявление имеет неимущественный характер и государственная пошлина должна взиматься в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. "О государственной пошлине"

Если же истец заявляет требование о признании недействительным акта государственной налоговой инспекции и одновременно ставит вопрос о возврате из бюджета списанных в бесспорном порядке сумм, то такие исковые заявления, имеющие одновременно имущественный и неимущественный характер, должны оплачиваться государственной пошлиной по ставкам, установленным подпунктами "а" и "б" пункта 2 статьи 3 этого Декрета.

Напоминаем, что к случае, предусмотренном абзацем 1 данного пункта, размер госпошлины составляет 5% от суммы иска, а в случае, указанном в абзаце 2, - 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

12. Разрешая споры, связанные с обратным взысканием доначисленных государственной налоговой инспекцией сокрытых (заниженных) плательщиками сумм налога на прибыль, арбитражным судам следует в соответствии с требованиями статей 3 и 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" истребовать в случае необходимости у сторон доказательства, свидетельствующие об источниках образования прибыли и основаниях ее получения предприятием.

Смысл этого пункта состоит в том, что арбитражный суд, рассматривая дело о возврате списанных в бюджет сумм налога на прибыль, должен установить, действительно ли предприятие имело прибыль, для чего и потребуются документы о возможных ее источниках. Требование этого пункта важно для предприятия для доказывания факта отсутствия прибыли, в связи с чем отпадает вопрос об уплате налога на прибыль.

13. Действующее законодательство, в частности пункты 7 и 8 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" и статья 6 Декрета Кабинета Министров Украины "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей", предоставляет государственным налоговым инспекциям право взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке доначисленные по результатам проверок суммы налогов, других обязательных платежей и взносов в бюджеты и государственные целевые фонды, суммы недоимки с налогов, других платежей и взносов, а также штрафов и других финансовых санкции, предусмотренных законодательством Украины.

Взыскание в доход государства денежных средств в любых других случаях может осуществляться государственными налоговыми инспекциями только путем подачи в арбитражные суды исков к предприятиям, учреждениям, организациям (пункт 11 статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине").

В разрешении соответствующих споров арбитражным судам необходимо учитывать следующее.

13.1. В случаях, предусмотренных пунктом 11 статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", вопросы о признании соглашений недействительными должны решаться в соответствии с требованиями главы 3 Гражданского кодекса Украины, которая определяет, в частности, основания признания соглашений недействительными. Что же касается результатов признания соглашения недействительным, то в этих случаях они наступают в виде взыскания доход государства полученных по соглашению денежных средств. Упомянутый Закон не ставит наступление таких результатов в зависимость от наличия у сторон умысла и от того обстоятельства, кому были реализованы товары (продукция) - юридическим лицам или гражданам, и не предусматривает обращение взыскания в пользу государства полученного по соглашению имущества.

Следовательно, в случае предоставления налоговой инспекцией доказательств несоответствия соглашения требованиям закона и размера полученных его сторонами денежных сумм арбитражный суд принимает решение о признании соглашения недействительным и о взыскании в доход государства полученных по соглашению денежных средств. Обращение государственной налоговой инспекции с иском о взыскании в доход государства полученных предприятием, учреждением или организацией денежных средств может иметь место и в тех случаях, когда ею установлены факты поступления этих средств на расчетный счет соответствующего юридического лица без установленных законом оснований. В этом случае истец должен представить доказательства того, что денежные средства зачислены на расчетный счет ответчика незаконно, т. е. без оснований, предусмотренных законом или соглашением, которое отвечает требованиям закона.

Наиболее противоречивый пункт данных разъяснений.

Вопросы о порядке и последствиях признания сделок недействительными регулируются гражданским правом (главой 3 "Сделки" Гражданского кодекса Украины), а поэтому, по нашему мнению, недопустимо распространять на гражданско-правовые отношения действие норм административно-правового акта, каким является Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине". Но, к счастью, судьи при рассмотрении дел в первую очередь руководствуются законом.

13.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. N 8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" в случае если предприятие или организация своевременно представили в учреждение банка платежные поручения на перечисление надлежащих платежей, распоряжения о бесспорном взыскании сумм не издаются. Однако это обстоятельство не лишает налоговый орган права подать в арбитражный суд заявление об обращении взыскания на имущество недоимщика при отсутствии у него денежных средств.

Такое право налоговый орган имеет и в том случае, когда взысканию подлежат суммы финансовых санкций и пени.

При этом действующее законодательство не предусматривает исключений из порядка доарбитражного урегулирования соответствующих споров.

Этот пункт разъяснений нуждается в дополнениях в связи с введением в Украине налогового залога. Теперь, как известно, налоговые органы могут обращать взыскание на имущество предприятий во внесудебном порядке

Этот комментарий относится и к пункту 15.

14. Согласно части третьей статьи 13 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" предприятия, учреждения, организации не лишены права требовать возмещения убытков (ущерба), включая предполагаемую и неполученную прибыль, нанесенных им в результате выполнения указаний, которые содержатся в решении государственной налоговой инспекции.

Рекомендуем обратить особое внимание на этот пункт разъяснений. ВАСУ подтвердил право налогоплательщиков на взыскание с налоговых органов убытков (как прямого материального ущерба, так и упущенной выгоды), причиненных в результате принятых последними незаконных решений.

15. По содержанию статьи 7 Декрета Кабинета Министров Украины "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" и пункта 11 статьи 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" бесспорное взыскание недоимки с предприятий, учреждений, организаций может применяться относительно денежных сумм, которые имеются на их счетах или должны быть ими получены. Обращение взыскания на другое имущество недоимщиков может осуществляться только на основании соответствующего решения определения (постановления) арбитражного суда.

16. Излагая в описательной части решения содержание требований истца, следует указывать не "о взыскании...", а "о возврате из бюджета.. (из государственного целевого фонда)", а в резолютивной части решения - не "взыскать с государственной налоговой инспекции" или "обязать государственную налоговую инспекцию восстановить на расчетный счет истца", а "возвратить (указать из какого) бюджета (государственного целевого фонда)" определенную сумму.

В случае если государственная налоговая инспекция уклоняется от выполнения решения арбитражного суда относительно возврата из бюджета (целевого фонда) денежных средств, она может быть привлечена к ответственности, установленной статьей 119 Арбитражного процессуального кодекса Украины.

17. В случаях когда в заявлении истца о признании недействительным акта государственной налоговой инспекции и обратном взыскании списанных в бесспорном порядке денежных сумм содержатся требования относительно обеспечения иска или такое заявление подано отдельно, арбитражному суду следует исходить из того, что в случае удовлетворения иска безосновательно списанные средства возвращаются из бюджета. Следовательно, реальной угрозы невозможности или затрудненности выполнения решения как основания для принятия мер по обеспечению иска фактически не может быть. Поэтому подобные требования заявителей удовлетворению не подлежат.

На практике, тем не менее, судьи применяют предусмотренную частью первой статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Украины такую меру по обеспечению иска, как приостановление взыскания по инкассовому распоряжению налогового органа о бесспорном списании денежных средств с расчетного счета предприятия, что позволяет налогоплательщику в дальнейшем длительной процедуры взыскания с налогового органа сумм причинённых убытков.

18. При применении этого разьяснения арбитражным судам необходимо учитывать, что в соответствии с Указом Президента Украины от 22 августа 1996 года N 760/96 "О создании Государственной налоговой администрации Украины и местных государственных налоговых администраций" (с последующими изменениями и дополнениями) на базе ликвидируемых Главной государственной налоговой инспекции Украины, местных налоговых инспекций создана Государственная налоговая администрация Украины и местные государственные налоговые администрации, которые до правового урегулирования их статуса выполняют функции и полномочия государственных налоговых инспекций, предусмотренные Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" и другими актами законодательства, и являются правопреемниками соответствующих налоговых инспекций.