КОНСУЛЬТИРУЕТ ЛИЦЕНЗИОННАЯ ПАЛАТА УКРАИНЫ
Предпринимательство
Благодаря усилиям Президента Украины, законодательной и исполнительной власти, направленным на проведение дерегулятивной реформы, уже создаются условия для развития отечественного предпринимательства.
Одним из приоритетных направлений дерегулирования является упрощение процедуры лицензирования предпринимательской деятельности, сертификации и аттестации. Речь идет об упрощении государственного управления средствами регулирования указанных процессов в той части, где они являются лишними и препятствуют предпринимательству.
Одним из отрицательных примеров несоответствия программе деятельности Правительства (Раздел 2. "Создание условий для развития предпринимательства и дерегуляция экономики") является деятельность Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики, который является правопреемником Государственного комитета по делам градостроения и архитектуры и Государственного комитета жилищно-коммунального хозяйства.
Комитет в своей деятельности руководствуется Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.10.92 г. N 569 (в редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 5 августа 1994 г. N 531).
Согласно этому Постановлению, лицензированию подлежит инвестиционная деятельность, предметом которой является осуществление 29 видов работ по проектированию и строительству, которые требуют аттестации исполнителя.
Однако Комитет выдает лицензии на осуществление 845 видов работ, то есть всех существующих в проектировании и строительстве, безосновательно считая, что любой вид работ в этой области - это инвестиционная деятельность, а всех субъектов предпринимательства считает участниками инвестиционной деятельности.
Кроме этого, лицензирование осуществляется с грубым нарушением требований указанного выше Постановления, так как не определены:
- статус участника инвестиционной деятельности;
- порядок аттестации исполнителя специальных видов работ в проектировании и строительстве;
- перечень видов работ, требующих обязательной экспертизы относительно возможности их выполнения.
Таким образом, правомерность лицензий, которые выдаются участникам инвестиционной деятельности на осуществление работ в проектировании и строительстве без обязательной аттестации исполнителя, вызывает сомнения.
Кроме этого, деятельность Госстроя по вопросам лицензирования осуществляется с грубым нарушением законодательства Украины, а именно:
1. Закона Украины "О предпринимательстве".
Согласно этому Закону, лицензированию подлежит предпринимательская деятельность (а не инвестиционная деятельность) по осуществлению исключительно следующих видов работ (до 29 апреля 1998 г.):
- выполнение инженерно-изыскательных и проектных работ для объектов энергетики, государственной связи, оборонного комплекса, а также для газопроводов, магистральных трубопроводов, мостов, туннелей, электростанций, аэропортов, морских портов, которые выполняются на территориях, которые подвергаются действию сейсмичности, а также карстообразованию, подтоплению, оседаниям другого типа, оползням;
- деятельность, связанная с проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта.
2. Закона Украины "О внесении дополнений к Закону Украины "О предпринимательстве" от 13.07.95 г. N 304.
Министерство юстиции письмом от 16 мая 1997 г. разъяснило Госкомградостроительству, что определение видов деятельности, которые подлежат лицензированию, в других законодательных актах, кроме Закона Украины "О предпринимательстве", не допускается.
Но соответствующие изменения и дополнения к Закону Украины "О предпринимательстве" Комитетом не были внесены.
3.Постановления Кабинета Министров Украины от 17.05.94 г. N 316 "О Положении о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности".
В соответствии с требованиями Постановления Госстрою предоставлено право выдачи лицензий только на:
- выполнение проектных работ для объектов энергетики, государственной связи, оборонного комплекса, а также для газопроводов, магистральных трубопроводов, мостов, туннелей, электростанций, аэропортов, морских портов, которые выполняются на территориях, подвергающихся действию сейсмичности, а также карстообразованию, подтоплению, оседаниям другого типа, доработке, оползням;
- проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация объектов трубопроводного транспорта жилищно-коммунального хозяйства;
- предоставление услуг по оформлению и регистрации документов о праве собственности на квартиру (дом).
4. Указа Президента Украины от 03.10.92 г. N 439 "О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти" и Постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.92 г. N 731 "О государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти".
Инструктивные и нормативно-методические документы по вопросам лицензирования участников инвестиционной деятельности, которые выполняют специальные виды работ в проектировании и строительстве, на протяжении почти 5 лет не зарегистрированы Комитетом в Министерстве юстиции.
5. Законов Украины "О внешнеэкономической деятельности", "О режиме иностранного инвестирования", "О налогообложении прибыли предприятий", постановлений Кабинета Министров Украины от 25.01.96 г. N 125 и от 30.01.97 г. N 112.
Комитетом не определен порядок выдачи лицензий предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным участникам инвестиционной деятельности. Лицензии выдаются лицам, которые созданы и действуют в соответствии с законодательством иностранного государства.
6. Постановлений Кабинета Министров Украины от 27.08.96 г. N 1011 "О внесении изменений к постановлениям Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1994 г. N 276 и от 17 мая 1994 г. N 316" и от 22.08.97 г. N 914 "О внесении изменений и дополнений к некоторым постановлениям Кабинета Министров Украины".
Средства за выдачу лицензий не поступают в Государственный бюджет своевременно и в полном объеме.
7. Постановления Кабинета Министров Украины от 27.03.96 г. N 364 "О Едином лицензионном реестре".
Информация о выданных лицензиях своевременно и в полном объеме в Лицензионную палату не предоставляется.
Лицензионная палата неоднократно обращала внимание Комитета на коллизии нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования видов работ в проектировании и строительстве и большое количество обращений предпринимателей по поводу прекращения произвола Комитета относительно необходимости получения лицензий на все существующие виды работ в проектировании и строительстве, однако со стороны Комитета не было принято никаких действий.
С принятием Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О предпринимательстве" от 23.12.97 г.N 762, ст. 4 которого вступает в действие с 29 апреля 1998 г., определено, что без лицензии не могут осуществляться:
- строительная деятельность (отдельные виды проектных и строительно-монтажных работ, инженерных изысканий для строительства, предоставления инжиниринговых и других услуг, которые требуют соответствующей аттестации исполнителя по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 г.N 451 такой перечень определен, но он не что иное, как расширенный перечень, который был утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины 08.10.92 г. N 569 (в редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 5 августа 1994 г. N 531). Введены такие виды работ, как реконструкция, капитальный ремонт сооружений и построек. Таким образом, лицензированию снова подлежат все существующие виды работ в строительной деятельности.
Кроме того, сама процедура аттестации исполнителя не установлена (отсутствуют четко определенные требования к нормативно-методическому, кадровому и материально-техническому обеспечению в зависимости от видов работ; к аккредитации органов, которые должны аттестовать исполнителей. Для этого целесообразно установить основные требования к этим органам, а именно: организационно-функциональную структуру, административные и юридические права, компетентность персонала, порядок аккредитации органа аттестации, инспекционный контроль деятельности аккредитованного органа по аттестации и др.).
Как видим, на данный момент неопределенность понятия "предпринимательская деятельность", как правило, приводит к лицензированию отдельных видов работ как ее составных частей.
Поэтому в дальнейшем необходимо положить в основу государственной системы лицензирования классификацию видов экономической деятельности.
Это обеспечит единый подход ко всем объектам лицензирования, введет единую терминологию и обеспечит гармонию с международной практикой лицензирования видов экономической деятельности как процесса соединения действий, которые приводят к получению соответственного набора продукции или требований.
В.Т.Музычук
зам.пред.Лицензионной палаты Украины
О.П.Апатенко,
нач.Управления Лицензионной палаты Украины, к.э.н.
