ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
ЗАКОН
( Закон діє по 31 грудня 2000 року згідно з пунктом
1 статті 9 даного Закону )
О введении в порядке эксперимента
единого (фиксированного) налога
на сельскохозяйственных товаропроизводителей
// Внесены изменения Законом
N 277-XIV от 20.11.98 //
Статья 1. Общие положения
Настоящий Закон определяет механизм взимания единого (фиксированного) налога, уплачиваемого сельскохозяйственными товаропроизводителями в денежной или натуральной форме, который вводится в порядке эксперимента в Глобинском районе Полтавской области. Старобешивском районе Донецкой области и Ужгородском районе Закарпатской области.
Общегосударственный единый (фиксированный) налог (далее - единый налог) является совокупностью уплачиваемых по состоянию на 1 января 1998 года налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, а именно:
налога на добавленную стоимость;
налога на прибыль предприятий;
налога на доходы физических лиц;
платы (налога) за землю;
налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
сбора за специальное использование природных ресурсов;
сбора в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
сбора на обязательное социальное страхование;
сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
В Старобешивском районе Донецкой области и Ужгородском районе Закарпатской области налог на добавленную стоимость в состав единого налога не включается.
Другие налоги и сборы (обязательные платежи), определенные Законом Украины "О системе налогообложения", в том числе налог на добавленную стоимость по Старобешивскому району Донецкой области и Ужгородскому району Закарпатской области уплачиваются сельскохозяйственными товаропроизводителями - участниками проведения эксперимента в порядке и размерах, определенных законодательством.
Сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают в счет налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, определенных в этой статье, единый налог денежными средствами или в виде поставок сельскохозяйственной продукции заготовительным и перерабатывающим предприятиям и организациям, с которыми районная государственная администрация, на территории которой вводится эксперимент, заключает соглашения по согласованию их с соответствующим районным советом.
Районные государственные администрации, на территории которых вводится эксперимент, обеспечивают организацию уплаты единого налога.
Сельскохозяйственные товаропроизводители на период проведения эксперимента уплачивают в счет единого налога налоги и сборы (обязательные платежи), которые были определены Законом Украины "О системе налогообложения" по состоянию на 1 сентября 1997 года.
Статья 2. Определение терминов
Для целей настоящего Закона приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:
бонитетная оценка земли - сравнительная оценка качества грунтов по их плодородию, построена на объективных признаках и свойствах самих грунтов, которые коррелируются с урожайностью сельскохозяйственных культур;
денежная оценка земли - оценка гектара пахоты в денежном значении по каждому хозяйственном району, рассчитанная Институтом землеустройства Украинской академии аграрных наук и утвержденная решением органа местного самоуправления;
районный коэффициент плодородия пахоты - средняя денежная оценка 1 гектара пахоты в районе, взятая за единицу;
коэффициент плодородия пахоты хозяйства - денежная оценка 1 гектара пахоты хозяйства, деленная на среднюю денежную оценку 1 гектара пахоты в районе;
гектар сравнительной пахоты - гектар пастбищ, сенокосов и многолетних насаждений, переведенный коэффициентом в гектар сравнительной пахоты.
Статья 3. Плательщики единого налога
Плательщиками единого налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители, которые осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции на территории Глобинского района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области и Ужгородского района Закарпатской области (коллективные и государственные сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, агрофирмы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие производители сельскохозяйственной продукции (далее предприятия).
Перечень плательщиков единого налога утверждается Полтавским, Донецким, Закарпатским областными советами по соответствующим районам.
Учет плательщиков единого налога ведется налоговыми органами в Глобинском районе Полтавской области, Старобешивском районе Донецкой области и Ужгородском районе Закарпатской области.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, относятся предприятия, валовой доход которых от операций по продаже сельскохозяйственной продукции собственного производства, произведенной на территории районов введения эксперимента, за предыдущий отчетный (налоговый) год превышает 50 процентов общей суммы валового дохода этого предприятия. В случае, если в отчетном периоде валовой доход участника эксперимента от операций по продаже сельскохозяйственной продукции собственного производства, произведенной на территории районов введения эксперимента, будет составлять меньше 50 процентов их общего валового дохода, такие сельскохозяйственные товаропроизводители выбывают из эксперимента и уплачивают налоги на общих основаниях.
Статья 4. Объекты налогообложения и ставки единого налога
Объектом налогообложения является площадь пахоты или площадь сравнительной пахоты, переданной сельскохозяйственному товаропроизводителю в собственность или предоставленной ему в пользование.
Ставка единого налога устанавливается для Глобинского района Полтавской области в размере 79 грн. 48 коп. или в натуральной форме в размере 338 килограммов пшеницы мягкой третьего класса с каждого гектара пахоты с дифференциацией его в соответствии с бонитетной оценкой грунтов в среднем по району, для Старобешивского района Донецкой области, Ужгородского района Закарпатской области в денежной форме в размере соответственно 51 грн. 70 коп. и 60 грн.10 коп. за гектар сравнительной пахоты с учетом коэффициента плодородия гектара пахоты каждого хозяйства.
Ставка единого налога на следующий бюджетный год может изменяться Кабинетом Министров Украины с дальнейшим утверждением ее Верховной Радой Украины.
В случае поставки сельскохозяйственной продукции в счет единого налога за эквивалент принимается одна тонна пшеницы мягкой третьего класса, которая отвечает межгосударственному стандарту ГОСТ 9353-90.
Соотношение другой сельскохозяйственной продукции,эквивалентной одной тонне пшеницы мягкой третьего класса, которая поставляется в счет единого налога, устанавливается при помощи коэффициентов, которые определяются соответствующим областным советом, на территории которого вводится эксперимент, до утверждения соответствующего областного бюджета, но не позднее 1 января года, следующего за отчетным бюджетным годом.
Объем единого налога для каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя в расчете на пшеницу мягкую третьего класса в зависимости от показателя плодородия (бонитета) и общей площади пахоты устанавливается соответствующей районной государственной администрацией и утверждается районным советом, на территории которого вводится эксперимент, во время утверждения бюджета.
Статья 5. Сроки и порядок уплаты единого налога
Поставка зерна в счет единого налога осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в определенные ими по согласованию с районной государственной администрацией, на территории которой вводится эксперимент, сроки, но не позднее 15 октября, а поставка продукции животноводства - ежемесячно, но не позднее последнего дня текущего месяца.
Уплата единого налога в денежной форме производится равными долями ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Органы местного самоуправления, на территории которых вводится эксперимент, могут устанавливать другие размеры авансовых платежей и сроки уплаты единого налога в денежной форме в зависимости от сезонности производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Обязанности по доставке сельскохозяйственной продукции в заготовительные предприятия и организации в счет единого налога возлагаются на налогоплательщиков.
Прием сельскохозяйственной продукции, которая поступает в счет уплаты единого налога, осуществляется на основе франко-склада хозяйства-налогоплательщика.
Расходы, связанные с транспортировкой сельскохозяйственной продукции в заготовительные предприятия и организации, несут налогоплательщики, а с приемом, хранением и реализацией этой продукции - заготовительные предприятия и организации с последующим возмещением таких расходов за счет полученной выручки от реализации указанной продукции и продуктов ее переработки. Тарифы на выполнение указанных услуг согласовываются с соответствующей районной государственной администрацией, на территории которой вводится эксперимент.
Статья 6. Порядок зачисления единого налога в бюджеты и государственные
целевые фонды
В случае уплаты единого налога в денежной форме налогоплательщики перечисляют в определенные сроки средства на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины в районах введения эксперимента.
Средства за сельскохозяйственную продукцию, поставленную в счет единого налога, заготовительные предприятия и организации перечисляют на отдельный счет отделения Государственного казначейства Украины в районе введения эксперимента не позднее следующего дня за отгрузкой продукции, а перерабатывающие - не позднее следующего дня после получения продукции от плательщиков. Реализация сельскохозяйственной продукции в счет единого налога производится по ценам, которые сложились на товарных биржах или на потребительском рынке реализации соответствующей продукции.
Отделения Государственного казначейства Украины в Глобинском районе Полтавской области, Старобешивском районе Донецкой области и Ужгородском районе Закарпатской области следующего дня после поступления средств разграничивают и перечисляют суммы единого налога в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды и уведомляют соответствующий налоговый орган о суммах налога и их разграничении.
Отделение Государственного казначейства Украины в районах введения эксперимента разграничивает средства в следующем порядке:
в Глобинском районе Полтавской области:
60 процентов зачисляется в Государственный бюджет Украины и государственные целевые фонды в соотношении:
в Государственный бюджет Украины - 4 процента;
на обязательное государственное пенсионное страхование - 40 процентов;
в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения -11 процентов;
на обязательное социальное страхование - 2 процента;
на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины - 3 процента;
40 процентов зачисляется в местный бюджет;
в Старобешивском районе Донецкой области:
75 процентов зачисляется в Государственный бюджет Украины и государственные целевые фонды в соотношении:
в Государственный бюджет Украины - 3 процента;
на обязательное государственное пенсионное страхование - 44 процента;
в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения -15 процентов;
на обязательное социальное страхование - 6 процентов;
на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины - 7 процентов;
25 процентов зачисляется в местный бюджет;
в Ужгородском районе Закарпатской области:
80 процентов зачисляется в Государственный бюджет Украины и государственные целевые фонды в соотношении:
в Государственный бюджет Украины - 3 процента;
на обязательное государственное пенсионное страхование - 48 процентов;
в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения - 20 процентов;
на обязательное социальное страхование - 6 процентов;
на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины - 3 процента;
20 процентов зачисляется в местный бюджет.
На время эксперимента сохраняется порядок отношений (дотации), которые сложились в 1997 году между областным и районным бюджетом.
Статья 7. Порядок учета и контроля
Налоговые органы в районах введения эксперимента осуществляют учет начисления и уплаты (поставок) единого налога и учет перечисленных заготовительными и перерабатывающими предприятиями и организациями средств, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции, поставленной в счет единого налога, по форме и в порядке, утвержденным центральным налоговым органом Украины.
Налогоплательщики в случае осуществления поставок продукции в счет единого налога ежедекадно представляют в налоговый орган в районе введения эксперимента сведения об объеме отгруженной сельскохозяйственной продукции по установленной форме.
Заготовительные и перерабатывающие предприятия и организации в районе введения эксперимента ежедекадно представляют в налоговый орган сведения об объеме реализованной сельскохозяйственной продукции и перечисленных средствах по установленной налоговым органом форме.
Контроль за своевременным и полным поступлением средств от заготовительных и перерабатывающих предприятий и организаций и бесспорным их взысканием, в случае несвоевременного перечисления, осуществляется налоговым органом в соответствии с законодательством.
В случае невыполнения налогоплательщиками обязательств по уплате единого налога налоговые органы в районе введения эксперимента применяют меры для его принудительного взыскания.
Статья 8. Ответственность за уплату единого налога
За несвоевременную поставку продукции в счет единого налога (задержку) налогоплательщики уплачивают пеню в размере 0,3 процента недопоставленного объема сельскохозяйственной продукции за каждый день просрочки.
За несвоевременное перечисление заготовительными и перерабатывающими предприятиями и организациями средств на счет соответствующего отделения Государственного казначейства Украины, на территории которого вводится эксперимент, эти предприятия и организации уплачивают пеню в размере 120 процентов от учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на день возникновения задолженности, за каждый день просрочки до полного ее возврата.
На должностных лиц, виновных и несвоевременном представлении расчетов и отчетов в налоговые органы в районах введения эксперимента, налагается штраф от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а если такое нарушение допущено вторично в течение года со дня совершения первого - от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Статья 9. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования и действует по 31 декабря 2000 года.
2. Дополнить раздел II Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 16, ст.119,N 29, ст.190) после пункта 3 новым пунктом 4 следующего содержания:
"4. На период с 1 января 1998 года по 31 декабря 2000 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей - участников эксперимента по введению единого налога на территории Глобинского района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области и Ужгородского района Закарпатской области устанавливается общегосударственный единый (фиксированный) налог".
В связи с этим пункт 4 считать пунктом 5.
3. Кабинету Министров Украины на период проведения эксперимента:
подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно внесения изменений в бюджетную классификацию;
разработать и утвердить положения о порядке взимания и учета единого налога.
4. Остановить для сельскохозяйственных товаропроизводителей - участников эксперимента по введению единого налога на территории Глобинского района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области и Ужгородского района Закарпатской области действие следующих законодательных актов Украины по вопросам налогообложения:
Закона Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г.,N 47,ст.648; 1993г., N 2,ст.4; 1994г.,N 27,ст.221,с изменениями, внесенными Законом Украины от 16 декабря 1997 года);
Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года N 13-92 "О подоходном налоге с граждан" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., N 10, ст.77, N 26, ст.281,N 34, ст.356; 1996 г., N 9, ст.41, N 45, ст.234);
абзаца второго пункта 7 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., N 15, ст. 84);
Закона Украины "О плате за землю" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г.,N 45, ст.238);
Закона Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 15, ст.117);
Закона Украины "О системе налогообложения" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 16, ст.119, N29,ст. 190) в части уплаты налогов, включенных в состав единого налога, предусмотренного настоящим Законом;
пункта 2.1 статьи 2, подпунктов 3.1.1 и 3.1.3 пункта 3.1 статьи 3, статей 7 ,8, 9 и 10 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 21, ст. 156), кроме Старобешивского района Донецкой области и Ужгородского району Закарпатской области;
Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 27,ст.181, N 47, ст.294);
Закона Украины "О формировании Фонда для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 36, ст.229);
Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 37, ст.237);
Закона Украины "О сборе на обязательное социальное страхование" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г.,N 37, ст.238).
Президент Украины Л.КУЧМА
г.Киев 15 января 1998 года
N 25/98-ВР