Документ втратив чиннiсть!

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

ЗАКОН

( Закон утратил силу на основании Закона
Верховной Рады Украины
N 5067-VI от 5 июля 2012 года
)

О занятости населения

(с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины
от 18.12.91 г. N 1993-X
II,
от 17.11.92 г. N 2787-X
II,
от 14.10.94 г. N 206/94-
ВР,
от 22.12.95 г. N 498/95-
ВР,
от 14.02.96 г. N 47/96-
ВР,
от 17.12.96 г. N 608/96-
ВР,
от 21.11.97 г. N 665/97-В
Р
- введен в действие с 25.12.97 г. )

В условиях рыночной экономики и равноправности различных форм собственности настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Занятость населения

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или другой форме.

Занятость населения, проживающего на территории Украины, обеспечивается государством путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирование создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства.

2. Граждане Украины свободно выбирают виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе и не связанные с выполнением оплачиваемой работы, а также профессию, место работы в соответствии со своими способностями.

Принуждение к труду в любой форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. Добровольная незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной или уголовной ответственности.

3. В Украине к занятому населению относятся граждане, проживающих на территории государства на законных основаниях:

а) работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей;

б) граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, участвующие в производстве;

в) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;

г) проходящие службу в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Пограничных войсках Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел Украины, других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, альтернативную (невоенную) службу;

(!) - подпункт "д" * исключен Законом Украины от 17.11.92 г. N 2787-XII

* Подпункт "д" имел следующее содержание:

"направленные на выполнение оплачиваемых общественных работ".

е) проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; обучающиеся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;

(!) - подпункт "є" ** исключен Законом Украины от 17.11.92 г. N 2787-XII

** Подпункт "є" имел следующее содержание:

"занятые воспитанием детей, уходом за больными. инвалидами и гражданами преклонного возраста".

ж) работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

4. Законодательством Украины могут предусматриваться и другие категории занятого населения.

Статья 2. Безработные

Безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, готовые и способные приступить к подходящей работе.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

В случае невозможности предоставить подходящую работу безработному может быть предложено пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию.

Не могут быть признаны безработными граждане:

а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были высвобождены в связи с изменениями в организации производства и труда, реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия, учреждения и организации или сокращением численности (штата);

б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в случае отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, которая не требует профессиональной подготовки.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

в) отказавшиеся от двух предложений подходящей работы с момента регистрации их в службе занятости как лиц, ищущих работу;

(!) - второе предложение подпункта "в" *** исключено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

*** Второе предложение подпункта "в" имело следующее содержание:

"При этом они теряют право на предоставление статуса безработного сроком на три месяца с дальнейшей перерегистрацией".

г) имеющие право на пенсию в соответствии с законодательством Украины.

В случае отсутствия подходящей работы решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства как ищущих работу. Регистрация граждан осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, и в случае необходимости - военного билета, документа об образовании или документов, заменяющих их.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Порядок регистрации, перерегистрации и ведения учета граждан, ищущих работу, и безработных государственной службой занятости определяется Кабинетом Министров Украины.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 3. Основные принципы государственной политики занятости населения

Государственная политика Украины занятости населения базируется на следующих принципах:

обеспечения равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

содействия обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;

сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

международного сотрудничества в разрешении проблем занятости населения, включая труд граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.

Статья 4. Государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

1. Государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте в Украине:

а) добровольность труда, выбор или смену профессии и вида деятельности;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

б) защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного освобождения, а также содействие в сохранении работы;

в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей, всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию и переподготовку;

г) компенсацию материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность:

д) выплату выходного пособия (!) работникам, потерявшим постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях. предусмотренных действующим законодательством;

(!) - слова "и сохранение средней заработной платы на период трудоустройства" исключены Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

е) бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи;

є) выплату безработным в установленном порядке пособия по безработице, материальной помощи по безработице, материальной помощи членам семьи, находящимся на их содержании, и других видов помощи;

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

ж) включение периода переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах, получения пособия по безработице и материальной помощи по безработице в общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

з) предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений государства, ранее заявленных предприятиями, учреждениями, организациями.

2. Государственные органы обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о предложениях и спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

Статья 5. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает предоставление дополнительных гарантий по трудоустройству трудоспособным гражданам, в трудоспособном возрасте, требующим социальной защиты и не способным на равных конкурировать на рынке труда, в том числе:

а) женщинам, имеющих детей в возрасте до шести лет;

б) одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;

в) молодежи, окончившей или прекратившей учебу в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических заведениях образования, уволившейся со срочной военной или альтернатив пой (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место, детям (сиротам), оставшимся без попечения родителей, а также лицам, которым исполнилось пятнадцать лет и которые с согласия одного из родителей или заменяющего их лица, могут, в виде исключения, приниматься на работу;

г) лицам предпенсионного возраста (мужчинам по достижении 58 лет, женщинам - 53 лет);

д) лицам, освобожденным после отбывания наказания или принудительного лечения.

2. Для трудоустройства указанных в пункте 1 настоящей статьи категорий граждан местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, с численностью свыше 20 человек до 5 процентов общего количества рабочих мест по рабочим профессиям, в том числе с гибкими формами занятости.

В случае сокращения численности или штата работников предприятий, учреждений и организаций в размере, превышающем установленную квоту, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов уменьшают или вообще не устанавливают квоты для этих предприятий, учреждений и организаций.

3. В случае отказа в приеме на работу граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей, статьи, в пределах установленной брони с предприятий, учреждений и организаций государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в пятидесятикратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан. Полученные, средства направляются в местную часть государственного фонда содействия занятости населения и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, создающих рабочие места для этих категорий населения сверх установленной квоты.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 6. Законодательство о занятости

1. Отношения занятости в Украине регулируются настоящим Законом и другими законодательными актами Украины, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Если международным договором или соглашением, заключенными Украиной, установлены другие правила, чем предусмотренные законодательством о занятости в Украине, то применяются правила международных договоров и соглашений.

2. Законодательство о занятости распространяется на постоянно проживающих в Украине иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Украины.

Статья 7. Подходящая работа

1. Для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, которая соответствует образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же местности, где он проживает. Заработная плата должна соответствовать уровню, который лицо имело по месту предыдущей работы, с учетом ее среднего уровня, сложившегося в отрасли соответствующей области за прошедший месяц.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

При предложении подходящей работы учитывается трудовой стаж гражданина по специальности, его предыдущая деятельность, возраст, опыт, положение на рынке труда, длительность периода безработицы.

Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), подходящей считается работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, или оплачиваемая работа (включая работу временного характера), не требующая профессиональной подготовки, а для граждан, которые желают возобновить трудовую деятельность после перерыва продолжительностью свыше шести месяцев, - работа по специальности, требующая предварительной переподготовки или повышения квалификации, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа по родственной профессии (специальности).

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Для граждан, работавших не по профессии (специальности) свыше шести месяцев, подходящей считается работа, которую они выполняли по последнему месту работы, а работа по основной профессии (специальности) может быть подходящей при условии предварительной переподготовки или повышения квалификации с учетом потребностей рынка труда в этой профессии (специальности).

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

2. В случае невозможности предоставления гражданину работы по профессии (специальности) в течение шести месяцев безработицы подходящей считается работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей, здоровья гражданина и прежнего опыта, доступных для него видов обучения и потребностей рынка труда в этой профессии (специальности). При смене гражданами профессии (специальности) по направлению государственной службы занятости подходящей считается работа как по новой, так и по предыдущей профессии (специальности) по последнему месту работы.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

3. По решению местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов может устанавливаться транспортная доступность и другие критерии подходящей работы, которые усиливают социальную защиту населения.

Раздел II
Право граждан на занятость

Статья 8. Право граждан на трудоустройство

Граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы путем обращения на предприятие, в учреждение, организацию, индивидуальное крестьянское (фермерское) хозяйство и к другому работодателю или при бесплатном содействии государственной службы занятости.

Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Украину на определенный срок, получают право на трудовую деятельность только при наличии у них разрешения на трудоустройство, выданного государственной службой занятости Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

В случае использования труда иностранцев или лиц без гражданства без разрешения государственной службы, занятости Украины с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, государственная служба занятости взимает штраф за каждое такое лицо и пятидесятикратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан. Эти средства направляются в государственный фонд содействия занятости населения.

Порядок и условия заключения трудового договора определяются законодательством Украины о труде.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 9. Право граждан на профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение информации в сфере занятости

Граждане, обратившиеся в государственную службу занятости как лица, которые ищут работу, имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, консультацию, подготовку, переподготовку, получение соответствующей информации в целях выбора вида деятельности, профессии, места работы, режима труда.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей

Граждане имеют право заниматься трудовой деятельностью в период временного пребывания за границей, если она не противоречит действующему законодательству Украины и страны пребывания.

Интересы граждан Украины, временно работающих за границей, защищаются соглашениями, которые заключаются между Украиной и другими государствами.

Статья 11. Право граждан на социальную защиту в сфере занятости

Граждане имеют право на социальную защиту в сфере занятости согласно законодательству Украины о занятости.

Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия по безработице.

Статья 12. Право обжалования действий работников службы занятости

Граждане имеют право обжаловать действия работников государственной службы занятости в соответствующем по подчинению органе этой службы или в суде в порядке, установленном законодательством.

Раздел III
Регулирование и организация
занятости населения

Статья 13. Регулирование занятости

1. В целях создания условий для полного осуществления гражданами права на труд государство предусматривает:

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

мероприятия инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства, создание малых предприятий и применение гибких режимов труда и труда дома, другие меры, содействующие сохранению и развитию системы рабочих мест;

обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, совершенствование законодательства о занятости населения и труде;

проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирование последующих изменений качества и распределения рабочей силы;

регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы в Украине на основе квотирования и лицензирования;

содействие в случае необходимости созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий труда в общественном производстве;

организацию профессиональной ориентации.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

2. На территории Украины внедряется государственная статистическая отчетность, отражающая состояние рынка труда и положение в сфере занятости населения.

Статья 14. Республиканская и территориальные программы занятости населения

1. В целях содействия занятости населения, удовлетворения потребностей граждан в труде Кабинетом Министров Украины и исполнительными комитетами местных государственных администрации, исполнительных органов соответствующих советов разрабатываются годовые и долгосрочные государственная и территориальные программы занятости населения.

2. Республиканская и территориальные программы занятости населения направлены на:

а) содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрасли народного хозяйства;

б) предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;

в) улучшение системы воссоздания рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;

г) защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда;

д) формирование материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;

е) меры содействия занятости населения, проживающего в сельской местности.

Статья 15. Добровольное переселение граждан и членов их семей

В целях обеспечения занятости населения и развития отдельных регионом Украины разрабатываются меры по содействию добровольному переселению граждан Украины и членов их семей с выделением соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок разработки и реализации этих мер, а также предоставления льгот этим гражданам определяется законодательством Украины о порядке переселения семей и организованном наборе работников.

Статья 16. Территории приоритетного развития

Кабинет Министров Украины определяет территории, где развитие рабочих мест поощряется государством. Такие территории (в первую очередь трудоизбыточные и с высоким уровнем безработицы, сельские и горные районы) на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития.

Предприятия, организации, учреждения, создающие на указанных территориях свои производства, их филиалы и дополнительные рабочие места, пользуются льготами в порядке и на условиях, определенных законодательством Украины и решениями местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов.

Статья 17. Координационные комитеты содействия занятости

Для подготовки согласованных решений по осуществлению политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости с одинаковым количеством представителей профсоюзов, органов государственного управления, владельцев предприятий или уполномоченных ими органов, предпринимателей.

Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.

Статья 18. Государственная служба занятости

1. Для реализации государственной, политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно не работающих граждан в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины., местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Государственная служба занятости состоит из:

Государственного центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым, областных. Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости, центров организации профессионального обучения незанятого населения и центров профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения.

Регулирование правового положения государственных служащих, работающих в указанных подразделениях государственной службы занятости, осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной службе".

В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационновычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе занятости.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

2. Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, оказываются государственной службой бесплатно.

3. Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости населения, предусмотренных на эти цели.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

4. В составе государственной службы занятости создается инспекция, которая осуществляет контроль за выполнением законодательства о занятости (!) предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями.

(!) - слова "государственными и общественными органами" исключены Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

5. Налогообложение деятельности предприятий и организаций, которые входят в состав государственной службы занятости, осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

6. Субъекты предпринимательской деятельности могут оказывать платные услуги, связанные с профориентацией населения, посредничеством в трудоустройстве граждан в Украине и за границей, только ни основании разрешения (лицензии). которое выдастся Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. При предоставлении указанных услуг без такого разрешения (лицензии) государственная служба занятости взимает с субъектов предпринимательской деятельности штраф в пятидесятикратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан за каждое лицо, которому оказывались такие услуги, и прекращает этот вид их деятельности. Полученные средства направляются в государственный фонд содействия занятости населения.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 19. Обязанности и права государственной службы занятости

1. Государственная служба занятости:

анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда;

консультирует граждан, владельцев предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы, которые обращаются в службу занятости, о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, требованиях, предъявляемых к профессии, и по другим вопросам, являющимся полезными для содействия занятости населения;

ведет учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства;

оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы и владельцам предприятий, учреждении, организаций или уполномоченным ими органам и подборе необходимых работников;

организует при необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

предоставляет услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, желающим сменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой, работы, изменением условий и режима труда и т.п.). высвобождаемым работникам и незанятому населению;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

участвует в подготовке перспективных и текущих государственной и территориальных программ занятости и мер по социальной защищенности различных групп населения от безработицы.

2. Государственная служба занятости имеет право:

получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, статистические данные о наличии вакантных рабочих мест, характере и условиях труда на них, о всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках и информацию о предполагаемых изменениях в организации производства и труда, других мерах, которые могут привести к высвобождению работников;

разрабатывать и выносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, и направлять таких граждан для их трудоустройства;

направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются в службу занятости,в соответствии с уровнем их образования и профессиональной подготовкой;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы:

заключать по поручению предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предварительным (в случае потребности) профессиональным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также оказывать помощь при переезде на новое место жительства и труда за счет средств предприятий, учреждений и организаций:

распоряжаться в установленном законодательством порядке средствами фонда содействия занятости;

оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует приобретения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальную помощь в размерах, предусмотренных законодательством Украины о занятости населения;

в установленном законодательством порядке предоставлять гражданам пособие по безработице и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97. N 665/97-ВР

вносить предложения в местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов о приостановке на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией расходов предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством Украины;

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

взимать с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы сокрытых или заниженных обязательных сборов и недоимок в государственный фонд содействия занятости населения;

- компенсировать до 50 процентов расходов предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, подлежащих сокращению в связи с изменениями в организации производства и труда, при условии их трудоустройства.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Размеры расходов и источники их финансирования в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, определяются в соответствии с законодательством Украины решениями местных государственных администраций и органов местного самоуправления по представлению координационных комитетов содействия занятости.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 20. Участие предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости

1. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, их должностные лица обязаны содействовать проведению государственной политики занятости на основе:

соблюдения законодательства о труде, а также принятых в соответствии с ним условий договоров и соглашений;

организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также профессионального переобучения тех, кто подлежит высвобождению с производства;

трудоустройства определенного местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов количества лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда;

информирования работников о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе с неполным рабочим временем.

2. Предприятиям, учреждениям и организациям, которые активно содействуют решению проблем занятости населения в регионе (путем создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства или организации оплачиваемых общественных работ либо использования сверх установленной квоты труда лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способны, на равных условиях конкурировать на рынке труда), в соответствии с законодательством Украины предоставляются льготы по налогам и другим платежам в бюджет, которые частично или полностью компенсируют расходы, связанные с принятием на работу дополнительного количества работников.

3. Предприятия, учреждения и организации в случае отказа в принятии на работу специалистов, ранее ими заявленных, возмещают государственной службе занятости все расходы, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, переподготовкой, выплатой пособия по безработице и материальной помощи по безработице. Полученные средства направляются в местную часть государственного фонда содействия занятости населения.

4. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, должны зарегистрироваться в местных центрах занятости по местонахождению в качестве плательщиков сборов в государственный фонд содействия занятости населения, ежемесячно в полном объеме предоставлять им информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и данные о работниках, которые работают неполный рабочий день (неделю), если это не предусмотрено трудовым договором, или не работают в связи с простоем производства по не зависящим от них причинам, и в десятидневный срок - о всех принятых работниках согласно формам государственной статистической отчетности и первичного учета, утвержденным Государственным комитетом статистики Украины. Несвоевременная регистрация или отказ от нее, непредоставление статистических данных или предоставление их недостоверными или с опозданием влекут за собой наложение на служебных лиц штрафа в размере, предусмотренном законодательством Украины.

5. При высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений,организаций, сокращением численности или штата работников предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, уведомляют об этом не позднее чем за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, наименование профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда, а в десятидневный срок после высвобождения - списки фактически высвобожденных работников.

В случае непредставления или нарушения сроков представления этих данных взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Эти средства зачисляются в государственный фонд содействия занятости и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защите, высвобождаемых работников.

6. Порядок взимания и размеры штрафов за невыполнение требований настоящей статьи с предприятий, учреждений и организаций устанавливаются законодательством Украины.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 21. Участие профессиональных союзов в осуществлении мер по содействию занятости

1. Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Украины и решений исполнительных комитетов местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих оветов.

2. Права и полномочия профессиональных союзов по обеспечению защиты граждан от безработицы и ее последствий определяются генеральным, отраслевыми, региональными соглашениями и коллективными договорами, которые заключаются профсоюзными органами с владельцами предприятий, учреждений, организаций или уполномоченными ими органами в соответствии с законами Украины.

Профессиональные союзы, владельцы предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы проводят совместные консультации по проблемам занятости населения.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г.N 665/97-ВР

Статья 22. Государственный фонд содействия занятости населения

1. Государственный фонд содействия занятости населения создается для финансирования предусмотренных программами занятости населения мер по:

профессиональной ориентации населения, профессиональному обучению высвобождаемых работников и безработных, содействию в их трудоустройстве, выплате пособия по безработице, материальной помощи по безработице;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

предоставлению беспроцентной ссуды безработным для занятия предпринимательской деятельностью;

созданию и развитию учебно-материальной базы, информационновычислительных центров, центров профориентации, подготовки и обучения работников, служебных помещений и собственных предприятий службы занятости;

организации дополнительных рабочих мест в отраслях народного хозяйства;

содержанию работников службы и других расходов, связанных с социальной защитой права граждан государства на труд;

возмещению Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом работников на пенсию *.

* Абзац седьмой пункта 1 статьи 22 вводится в действие с 1 января 1999 года согласно Закону Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

2. Государственный фонд содействия занятости населения является общегосударственным внебюджетным целевым фондом, самостоятельной финансовой системой и создается на государственном и местном уровнях за счет;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

ассигнований государственного и местных бюджетов, размер которых устанавливается Верховной Радой Украины;

сборов на обязательное социальное страхование на случай безработицы;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г.N 665/97-ВР

средств службы занятости, полученных от оказания платных услуг предприятиям и организациям, и части прибыли предприятий, учреждений и организаций, которые создаются государственной службой занятости.

3. Распорядителем средств государственного фонда содействия занятости является государственная служба занятости.

Распределение средств государственного фонда содействия занятости населения на текущий год и отчет об использовании их за прошлый год утверждаются Кабинетом Министров Украины вместе с государственной программой занятости населения.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

4. Положение о государственном фонде содействия занятости населения утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 23. Организация оплачиваемых общественных работ

1. Местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов при участии государственной службы занятости для обеспечения временной занятости населения, прежде всего лиц, зарегистрированных в качестве безработных, организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях и организациях.

2. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор с правом его продолжения по согласованию сторон до разрешения вопроса об их трудоустройстве на подходящую работу. Подавляющим правом заключения договоров пользуются граждане, зарегистрированные в качестве безработных.

3. В случае окончания установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преобладающее право на приобретение другой профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период - до предоставления ему подходящей работы.

4. Оплата труда лиц, занятых на общественных работах, осуществляется за фактически выполненную работу и не может быть меньшей минимального размера заработной платы, установленной законодательством Украины, при качественном выполнении норм труда.

На людей, занятых на общественных работах,распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату пособия по временной нетрудоспособности.

За безработными гражданами, участвующими в таких работах, сохраняется выплата пособия по безработице в размерах и в сроки, установленные в соответствии с настоящим Законом.

5. Финансирование общественных работ осуществляется за счет местного бюджета с привлечением средств государственного фонда содействия занятости населения (в части организации таких работ для безработных) и предприятий, учреждений и организаций, для которых эта работа выполняется по договорам.

6. Положение об оплачиваемых общественных работах утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 24. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых граждан

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве таких, что ищут работу, безработных может осуществляться в случаях:

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, которая соответствует профессиональным навыкам гражданина;

потери способности выполнения работы по предыдущей профессии;

поиска работы впервые и отсутствия профессии (специальности).

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан организуется государственной службой занятости по ее направлению в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от их подчиненности) согласно заключенным договорам или в специально создаваемых для этого учебных центрах за счет средств государственного фонда содействия занятости населения.

Раздел IV
Компенсации и гарантии при потере рабо
ты


Статья 25. Виды компенсаций

Государство создает условия незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности и обеспечивает им следующие виды компенсаций:

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

а) предоставление особых гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, учреждений, организаций;

б) выплата материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

в) выплата в установленном порядке пособия по безработице, материальной помощи по безработице;

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

г) предоставление дополнительной материальной помощи безработному гражданину и членам его семьи с учетом наличия лиц преклонного возраста и несовершеннолетних детей, находящихся на его содержании.

Статья 26. Особые гарантии работникам, потерявшим
работу в связи с изменениями в организации производства и труда

1. Работникам, трудовой договор с которыми был разорван по инициативе владельца или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, и военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущих работу, гарантируется:

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

а) предоставление статуса безработного, если в течение семи дней работнику не была предложена подходящая работа;

б) право на получение пособия по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы по последнему месту работы в течение 60 календарных дней, 75 процентов - в течение 90 календарных дней и 50 процентов - в течение следующих 210 календарных дней, но не больше средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы *;

* Подпункт "б" пункта 1 статьи 26 вводится в действие с 1 января 1999 года согласно Закону Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

в) сохранение на новом месте работы, на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства, средней заработной платы по предыдущему месту работы;

г) право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока лиц предпенсионного возраста, имеющих установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях).

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины с последующим возмещением этих расходов из государственного фонда содействия занятости населения.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

2. В случае если высвобожденный работник без уважительных причин своевременно не зарегистрировался в государственной службе занятости как ищущий работу, он теряет льготы, предусмотренные настоящей статьей, а условия выплаты пособия по безработице и его размер устанавливаются на основании статей 28 и 29 настоящего Закона, а если этот работник отказался от двух предложений подходящей работы в период поиска работы, он теряет право на предоставление статуса безработного сроком на три месяца с дальнейшей перерегистрацией как ищущего работу. Условия выплаты пособия по безработице и его размер устанавливаются при этом на основании статей 28 и 29 настоящего Закона.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

3. На работников, которые увольняются с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения и зарегистрировались в месячный срок после освобождения в государственной службе занятости как ищущие работу, распространяется действие пункта 1 настоящей статьи.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

4. Для предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих переобучение высвобожденных работников в связи с изменениями в организации производства и труда, при исчислении налога с прибыли сумма балансовой прибыли уменьшается на размер расходов, связанных с организацией профессиональной подготовки таких работников.

Если в течение двух лет, предшествующих высвобождению, работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию по предыдущему месту работы, и если при трудоустройстве ему необходимо повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, то расходы на эти мероприятия проводятся за счет предприятия, учреждения, организации, с которых высвобожден работник.

В случае необходимости государственная служба занятости может компенсировать предприятиям, учреждениям и организациям до 50 процентов расходов на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных с других предприятий, учреждений, организаций по причинам, предусмотренным настоящей статьей.

5. Гарантии, установленные пунктом 1 настоящей статьи, распространяются также на лиц, которые потеряли работу вследствие несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, в результате чего нуждаются в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.

Статья 27. Размер материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки

1. Гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости как ищущие работу и безработные, согласно пункту 1 статьи 26 настоящего Закона, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере 75 процентов их средней заработной платы по последнему месту работы, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

2. Гражданам, которые уволились с предприятий, учреждений и организаций по другим причинам, чем установленные пунктом 1 статьи 26 настоящего Закона, или которые впервые ищут работу, или длительное время (более шести месяцев) не работают, либо закончили обучение в профессионально-технических и высших заведениях образования или уволились со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, зарегистрированным в государственной службе занятости как ищущие работу и безработные, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 28. Условия выплаты пособия по безработице гражданам, зарегистрированным на общих основаниях

1. В государственной службе занятости граждане регистрируются на общих основаниях как ищущие работу, кроме лиц, которые регистрируются на основании статьи 26 настоящего Закона.

2. Право на пособие по безработице имеют незанятые (неработающие) граждане, признанные в установленном порядке безработными.

3. Пособие по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости до трудоустройства, но не более 360 календарных дней в течение двух лет; для лиц предпенсионного возраста (подпункт "г" пункта 1 статьи 5 настоящего Закона) - до 720 календарных дней, а гражданам, желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного (более шести месяцев) перерыва, и гражданам, которые впервые ищут работу, пособие по безработице выплачивается не более 180 календарных дней.

4. В период поиска работы и безработицы гражданин обязан способствовать своему трудоустройству в соответствии с рекомендациями работников государственной службы занятости.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г.N 665/97-ВР

Статья 29. Размеры пособия по безработице гражданам, зарегистрированным на общих основаниях

1. Гражданам, зарегистрированным на общих основаниях в государственной службе занятости как ищущие работу, признанным в установленном порядке безработными и имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере:

а) не менее 50 процентов средней заработной платы по предыдущему месту работы, но не более средней заработной платы, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы, если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работал не менее 26 календарных недель;

б) не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы - во всех других случаях, включая граждан, ищущие работу впервые или после продолжительного (более шести месяцев) перерыва.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

(!) - пункт 2 * исключен Законом Украины от 21.11.97 г.N 665/97-ВР; в связи с этим пункт 3 считать пунктом 2.

* Пункт 2 имел следующее содержание:

"Гражданам, завершившим обучение в профессиональных учебновоспитательных и высших учебных заведениях (очные формы обучения) ив течение месяца обратившимся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, а также гражданам, уволенным с действительной военной службы в Вооруженных силах Украины, Национальной гвардии Украины, Пограничных войсках Украины, Службе безопасности Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел Украины и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, альтернативной (невоенной) службы, которые в течение трех месяцев после увольнения обратились в службу занятости за содействием в трудоустройстве, пособие по безработице предоставляется в размере не ниже минимальной заработной платы".

2. Размер пособия по безработице подлежит индексации в установленном законодательством порядке.

(!) - пункт 4 ** исключен Законом Украины от 21.11.97 г.N 665/97-ВР; в связи с этим пункт 5 считать пунктом 3.

** Пункт 4 имел следующее содержание:

"В период получения гражданином пособия по безработице за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж".

3. Порядок предоставления пособия по безработице определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 30. Прекращение и отсрочка выплаты пособия по безработице и материальной помощи при безработице

1. Выплата пособия по безработице и материальной помощи по безработице прекращается в случае:

а) трудоустройства безработного;

б) восстановления безработного на работе по решению суда;

в) поступления в учебное заведение на обучение с отрывом от производства;

г) прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственной службы занятости;

д) призыва на срочную военную или альтернативную (невоенную) службу;

е) вступления в законную силу приговора суда о лишении свободы или направления на лечение в лечебно-трудовой профилакторий;

є) получения права на пенсию в соответствии с законодательством Украины;

ж) переезда на постоянное место жительства в другую местность (район, город);

з) истечения срока их выплаты;

и) получения пособия по безработице или материальной помощи по безработице обманным путем;

і) подачи письменного заявления о желании осуществлять уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

ї) подачи в государственную службу занятости письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости;

й) смерти безработного.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

2. Выплата пособия по безработице откладывается на срок до трех месяцев в случае:

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

а) предоставления гражданину в соответствии с действующим порядком выходного пособия и других выплат при высвобождении с предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих частичную или временную компенсацию потерянного заработка, кроме государственной помощи семьям с детьми и помощи, выплачиваемой из общественных фондов;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

б) увольнения по причинам, предусмотренным пунктами 3,4,7,8 статьи 40 и статьей 41 Кодекса законов о труде Украины;

в) нарушения условий пункта 4 статьи 28 настоящего Закона;

г) увольнения гражданина с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин.

Выплата материальной помощи по безработице может откладываться на указанный срок в случае нарушения требований пункта 4 статьи 28 настоящего Закона.

- дополнение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

3. Выплата пособия по безработицей материальной помощи по безработице прекращается на срок до трех месяцев в случае:

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

а) отказа гражданина от двух предложений подходящей работы;

б) сокрытия от государственной службы занятости сведений о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице;

в) нарушения гражданином условий и срока его регистрации и перерегистрации в качестве безработного;

г) перерегистрации безработного, который был снят с учета за непосещение центра занятости более месяца без уважительных причин и не способствовал своему трудоустройству;

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

д) отказа от работы по специальности, приобретенной после переобучения по направлению службы занятости;

е) прекращения обучения в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров без уважительных причин.

Срок, на который прекращается выплата пособия по безработице или материальной помощи по безработице, зачисляется в общий период выплаты пособий, указанных в пункте 3 статьи 28 и пункте 1 статьи 31 настоящего Закона.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 31. Материальная помощь по безработице

1. Безработные после окончания срока выплаты пособия по безработице могут получать в течение 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере до 75 процентов установленной законодательством минимальной заработной платы при условии, что среднемесячный совокупный доход на члена семьи не превышает установленного законодательством не облагаемого налогом минимума доходов граждан.

2. В случае смерти безработного или лица, находившегося на его иждивении, членам семьи безработного или лицу, которое осуществляло погребение, выплачивается пособие на погребение в размере, установленном законодательством.

3. Каждому из членов семьи, находящихся на иждивении безработного, а также гражданам, у которых истек срок выплаты пособия по безработице, материальной помощи по безработице, предоставляется одноразовая материальная помощь в размере 50 процентов установленной законодательством минимальной заработной платы.

4. Условия предоставления материальной помощи по безработице и иной помощи определяются Кабинетом Министров Украины.

- изменение внесено Законом Украины от 21.11.97 г. N 665/97-ВР

Статья 32. Добровольное социальное страхование занятости

1. Граждане могут заключать с органами государственного страхования договор на случай потери работы.

Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Украины.

2. Граждане, заключившие такие договоры, не теряют права на получение пособия по безработице или материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки.

Статья 33. Дополнительные гарантии гражданам Украины

Законодательством Украины могут предусматриваться за счет бюджета государства дополнительные гарантии гражданам, высвобождаемым с предприятий, подлежащих ликвидации в связи с осуществлением мер по улучшению экологической обстановки или вследствие стихийного бедствия.

Раздел V
Контроль и ответственность за нарушение
законодательства о занятости населен
ия

Статья 34. Органы, осуществляющие контроль

Контроль за соблюдением законодательства Украины о занятости населения осуществляется местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов, соответствующими государственными органами, инспекциями службы занятости и профсоюзными объединениями.

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения

Служебные лица, виновные в нарушении законодательства Украины о занятости населения, привлекаются в установленном порядке к ответственности.

Председатель Верховной Рады Украины Л.КРАВЧУК

г.Киев,01.03.91г.
№803-XII