Документ втратив чиннiсть!

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНСКОЙ ССР

ЗАКОН

( Закон утратил силу на основании Закона
Верховной Рады Украины
N 5067-VI от 5 июля 2012 года
)

О занятости населения

В условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украинской ССР и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Занятость населения

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной форме в виде заработной платы, содержания, дополнительных пособий и выплаты натурой.

Занятость населения, проживающего на территории Украинской ССР, обеспечивается государством посредством проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.

2. Граждане Украинской ССР свободно выбирают не запрещенные законодательством виды деятельности, в том числе и не связанные с выполнением оплачиваемой работы, а также профессию, место работы в соответствии со своими способностями.

Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украинской ССР. Добровольная незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной или уголовной ответственности.

3. В Украинской ССР к занятому населению относятся граждане, проживающие на территории республики на законных основаниях:

а) работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украинской ССР и за границей;

б) граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, участвующие в производстве;

в) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;

г) проходящие службу в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

д) направленные на выполнение оплачиваемых общественных работ;

е) проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; обучающиеся в дневных общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях;

є) занятые воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и гражданами преклонного возраста;

ж) работающие граждане других стран, временно пребывающие в Украинской ССР и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

4. Законодательством Украинской ССР могут предусматриваться и иные категории занятого населения.

Статья 2. Безработные

Безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по не зависящим от них причинам не имеют заработка (трудового дохода) из-за отсутствия подходящей работы, зарегистрированы в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны приступить к труду.

В случае невозможности предоставить подходящую работу безработному может быть предложено пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию.

Порядок регистрации граждан в качестве безработных определяется Советом Министров Украинской ССР по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов Украины.

Статья 3. Основные принципы государственной
политики занятости населения

Государственная политика Украинской ССР занятости населения основывается на следующих принципах:

обеспечения равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

содействия обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработицы, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе республиканской и региональных программ занятости;

сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая труд граждан Украинской ССР за границей и иностранных граждан в Украинской ССР.

Статья 4. Государственные гарантии права на выбор вида деятельности

1. Государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте в Украинской ССР:

а) добровольность труда, выбор вида деятельности;

б) защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения) а также содействие в сохранении работы;

в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей. всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию и переподготовку;

г) компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность;

д) выплату выходного пособия и сохранение средней заработной платы на период трудоустройства работникам, потерявшим постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством;

е) бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой стипендии;

є) выплату безработным в установленном порядке пособия по безработице, материальной помощи членам семьи, находящимся на их иждивении, и других видов пособий;

ж) включение периода переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах, а также получения пособия по безработице в общий трудовой стаж;

з) предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений республики, ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями.

2. Государственные органы обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации.

Статья 5. Дополнительные гарантии занятости
для отдельных категорий населения

Государство обеспечивает дополнительные гарантии трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных конкурировать на рынке труда, в том числе женщинам, имеющим малолетних детей или детей-инвалидов, молодежи, воинам-интернационалистам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста (мужчинам по достижении 58 лет, женщинам - 53 лет), гражданам, которые более одного года не имеют работы, и лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание, или по решению суда лечившимся в лечебно-трудовых профилакториях, путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, организации специальных программ обучения и т. д.

Для этого местные Советы народных депутатов бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях до 5 процентов общего количества рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости. В случае отказа в приеме на работу граждан из числа указанных категорий населения, в пределах установленной квоты, с предприятий, учреждений и организаций взимается штраф в размере средней годовой заработной платы за каждый такой отказ в приеме на работу. Эти средства направляются в государственный фонд содействия занятости населения и используются для финансирования затрат предприятий, создающих рабочие места для этих категорий населения сверх установленной квоты.

Статья 6. Законодательство о занятости

1. Отношения занятости в Украинской ССР регулируются настоящим Законом и другими законодательными актами Украинской ССР, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Если международным договором или соглашением, заключенными Украинской ССР, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о занятости в Украинской ССР, то применяются правила международных договоров и соглашений.

2. Законодательство о занятости распространяется на постоянно проживающих в Украинской ССР иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Украинской ССР.

Статья 7. Подходящая работа

1. Для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, соответствующая образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляемая в той же местности, где проживает работник. Заработная плата и другие условия труда должны отвечать уровню, который лицо имело по предыдущей работе с учетом их среднего уровня по данной профессии (специальности).

При предложении подходящей работы учитывается трудовой стаж А гражданина по специальности, его предыдущая деятельность, возраст, опыт, положение на рынке труда, продолжительность периода безработицы.

Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), подходящей считается работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставить другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера).

2. В случае невозможности предоставления гражданину работы по профессии (специальности) после окончания периода выплаты пособия по безработице подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей гражданина, прежнего опыта и доступных для него средств обучения.

3. По решению местных Советов народных депутатов может устанавливаться транспортная доступность и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защиту населения.

Раздел II

Право граждан на занятость

Статья 8. Право граждан на трудоустройство

Граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы путем обращения на предприятие, в учреждение, организацию, индивидуальное крестьянское (фермерское) хозяйство и к другому работодателю или при бесплатном содействии государственной службы занятости.

Порядок и условия заключения трудовых договоров, контрактов и соглашений регулируются законодательством Украинской ССР о труде.

Статья 9. Право граждан на профессиональную консультацию, подготовку,
переподготовку и получение информации в сфере занятости

Граждане, обратившиеся в государственную службу занятости как лица, ищущие работу, имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, консультацию, подготовку, переподготовку, получение соответствующей информации с целью выбора вида деятельности, профессии, места работы, режима труда.

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей

Граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей.

Интересы граждан Украинской ССР, временно работающих за границей, защищаются соглашениями, заключенными между Украинской ССР и другими государствами.

Статья 11. Право граждан на социальную защиту в сфере занятости

Граждане имеют право на социальную защиту в сфере занятости согласно законодательству Украинской ССР о занятости.

Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия по безработице.

Статья 12. Право обжалования действий работников службы занятости

Граждане вправе обжаловать действия работников государственной службы занятости в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд в порядке, установленном законодательством.

Раздел III

Регулирование и организация
занятости населения

Статья 13. Регулирование занятости

1. В целях содействия полной, производительной и свободно избранной гражданами занятости государство предусматривает:

меры инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства, создание малых предприятий и применение гибких режимов труда и труда на дому, другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;

обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, совершенствование законодательства о занятости населения и труде;

проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирование предстоящих изменений качества и распределения рабочей силы;

регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы в Украинской ССР на основе квотирования и лицензирования;

содействие в случае необходимости созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий труда в общественном производстве.

2. На территории Украинской ССР вводится государственная статистическая отчетность, отражающая состояние рынка труда и положение в сфере занятости населения.

Статья 14. Республиканская и территориальные программы занятости населения

1. С целью содействия занятости населения, удовлетворения потребностей граждан в труде Советом Министров Украинской ССР и исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов разрабатываются годовые и долгосрочные республиканская и территориальные программы занятости населения.

2. Республиканская и территориальные программы занятости населения направлены на:

а) содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрасли народного хозяйства;

б) предотвращение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;

в) улучшение системы воспроизводства рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;

г) защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

д) формирование материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;

е) меры содействия занятости населения, проживающего в сельской местности.

Статья 15. Добровольное переселение граждан и членов их семей

В целях обеспечения занятости населения и развития отдельных регионов Украинской ССР разрабатываются меры по содействию добровольному переселению граждан Украины и членов их семей с выделением соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок разработки и реализации этих мер, а также предоставления льгот этим гражданам определяется законодательством Украинской ССР о порядке переселения семей и организованном наборе рабочих.

Статья 16. Территории приоритетного развития

Совет Министров Украинской ССР определяет территории, где развитие рабочих мест поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудоизбыточные и с высоким уровнем безработицы, сельские и горные районы) на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития.

Предприятия, организации, учреждения, создающие на указанных территориях свои производства, их филиалы и дополнительные рабочие места, пользуются льготами в порядке и на условиях, определенных законодательством Украинской ССР и решениями местных Советов народных депутатов.

Статья 17. Координационные комитеты содействия занятости

Для подготовки согласованных решений по осуществлению политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости из равного количества представителей профсоюзов, органов государственного управления, собственников предприятий или уполномоченных ими органов, предпринимателей.

Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.

Статья 18. Государственная служба занятости

1. Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Украинской ССР в порядке, определяемом Советом Министров УССР, создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда Украинской ССР и исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

2. Услуги, связанные с обеспечением занятости населения предоставляются государственной службой бесплатно.

3. Деятельность государственной службы занятости финансируется из государственного фонда содействия занятости, предусмотренного на эти цели.

4. В составе государственной службы занятости создается инспекция, осуществляющая контроль за исполнением законодательства о занятости государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями.

5. Государственная служба занятости освобождается от уплаты налогов, а также таможенных и других вносимых в бюджет государственных сборов.

6. Для содействия в трудоустройстве граждан Украинской ССР, в том числе на период временного пребывания за границей, предоставления услуг, связанных с профориентацией, повышением профессионального уровня, и их подготовки к работе по новой профессии на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке, могут создаваться коммерческие бюро, агентства и другие организации при наличии у них сертификата, выданного государственной службой занятости.

Статья 19. Обязанности и права государственной службы занятости

1. Государственная служба занятости:

анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда;

консультирует граждан, собственников предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы, которые обращаются в службу занятости, о возможности получения работы и обеспечения раб" чей силой, требованиях, предъявляемых к профессии, и по другим вопросам, являющимся полезными для содействия занятости населения;

ведет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы и собственникам предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным ими органам в подборе необходимых работников;

организует при необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их в другие учебные заведения, ведущие подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

оказывает услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

регистрирует безработных и оказывает им в пределах своей компетенции помощь, в т. ч. и денежную;

участвует в подготовке перспективных и текущих республиканской и территориальных программ занятости и мер по социальной защищенности различных групп населения от безработицы.

2. Государственная служба занятости имеет право:

получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, статистические данные о наличии вакантных рабочих мест, характере и условиях труда на них, о всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках и информацию о предполагаемых изменениях в организации производства и труда, других мероприятиях, которые могут привести к высвобождению работников;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты приема на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке труда, и направлять таких граждан для их трудоустройства;

направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, обращающихся в службу занятости, в соответствии с уровнем их образования и профессиональной подготовки;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

заключать по поручению предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предварительным (в случае необходимости) профессиональным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также оказывать помощь при переезде на новое место жительства и работы за счет средств предприятий, учреждений и организаций;

распоряжаться в установленном законодательством порядке средствами фонда содействия занятости;

оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует приобретения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения стипендии в размерах, предусмотренных законодательством Украинской ССР о занятости населения;

в установленном законодательством порядке предоставлять гражданам пособие по безработице и прекращать либо отменять его;

вносить предложения в местные Советы народных депутатов о приостановлении на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией потерь предприятий, вызванных этой отсрочкой.

Размеры затрат и льгот по налогообложению, компенсируемые или предоставляемые предприятиям, учреждениям, организациям в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, в соответствии с законодательством Украинской ССР, определяются решениями исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов по предоставлению координационных комитетов содействия занятости

Статья 20. Участие предприятий, учреждений и организаций
в реализации государственной политики занятости

1. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, их должностные лица содействуют проведению государственной политики занятости на основе:

соблюдения законодательства о труде, а также принятых в соответствии с ним условий договоров и соглашений;

организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также профессионального переобучения тех, кто подлежит высвобождению с производства;

трудоустройства определенного местным Советом народных депутатов числа лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке труда.

2. Предприятия, учреждения и организации обязаны создавать в соответствии с решением местных Советов народных депутатов специализированные рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В случае невыполнения этого требования или отказа создавать рабочие места для инвалидов предприятия, учреждения и организации отчисляют целевым назначением средства в размере среднегодовой заработной платы работников за каждое несозданное рабочее место. Указанные средства направляются в государственный фонд содействия занятости населения для организации трудоустройства инвалидов.

Ликвидация рабочих мест для инвалидов производится только по согласованию с местными Советами народных депутатов.

Затраты предприятий, учреждений и организаций на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов сверх установленной квоты, а также на подготовку и переподготовку лиц указанной категории компенсируются за счет установления льгот при налогообложении прибыли и средств государственного фонда содействия занятости в соответствии с заключенными договорами.

3. Предприятиям, учреждениям и организациям, использующим сверх установленной квоты труд лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке труда, в соответствии с законодательством Украинской ССР предоставляются льготы по налогам и другим платежам в бюджет, которые частично или полностью компенсируют затраты, связанные с приемом на работу этих категорий граждан.

4. Предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории региона, независимо от ведомственной подчиненности, ежемесячно в полном объеме представляют государственной службе занятости информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и в трехдневный срок - о всех принятых и уволенных работниках.

5. При высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда предприятия, учреждения, организации в письменной форме извещают об этом государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвобождения, наименование профессий, специальностей, квалификации, размер оплаты труда, не позднее чем за два месяца до высвобождения, а при реорганизации, перепрофилировании и ликвидации предприятий, учреждений, организаций - за 6 месяцев.

В случае непредставления этих данных взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Эти средства зачисляются в государственный фонд содействия занятости и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защите высвобождаемых работников.

6. Порядок взимания и размеры штрафов за невыполнение требований настоящей статьи с предприятий, учреждений и организаций устанавливаются законодательством Украинской ССР.

Статья 21. Участие профессиональных союзов
в осуществлении мер по содействию занятости

1. Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Украинской ССР и решений местных Советов народных депутатов.

2. Права и полномочия профессиональных союзов по обеспечению защиты граждан от безработицы и ее последствий определяются коллективным договором (соглашением), республиканским и территориальными соглашениями профсоюзов с органами государственного управления и объединениями предприятий (работодателей) в соответствии с действующим законодательством.

Профессиональные союзы, органы государственного управления, собственники предприятий, учреждений и организаций проводят совместные консультации по проблемам занятости населения.

Статья 22. Государственный фонд содействия занятости населения

1. Государственный фонд содействия занятости населения образуется для финансирования предусмотренных программами занятости населения мер по:

профессиональной ориентации населения, профессиональному обучению высвобождаемых работников и безработных, содействию в их трудоустройстве и выплате пособия по безработице;

предоставлению беспроцентного займа безработным для занятия предпринимательской деятельностью;

созданию и развитию учебно-материальной базы, информационно-вычислительных центров, центров профориентации, подготовки и обучения работников, служебных помещений и собственных предприятий службы занятости;

организации дополнительных рабочих мест в отраслях народного хозяйства;

содержанию работников службы и другим затратам, связанным с социальной защитой права граждан республики на труд.

2. Государственный фонд содействия занятости населения является самостоятельной финансовой системой и образуется на республиканском и местном уровнях за счет:

ассигнований в размере не менее трех процентов от объемов республиканского и местных бюджетов;

обязательных взносов предприятий, учреждений, организаций (занимающихся коммерческой деятельностью), кооперативов, добровольных взносов общественных организаций, граждан, зарубежных фирм, других поступлений;

средств службы занятости за оказание платных услуг предприятиям и организациям.

3. Распорядителем средств государственного фонда содействия занятости является государственная служба занятости.

4. Положение о государственном фонде содействия занятости населения утверждается Советом Министры Украинской ССР.

Статья 23. Организация оплачиваемых общественных работ

1. Местные Советы народных депутатов при участии государственной службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам на других предприятиях, в учреждениях и организациях.

2. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается договор сроком до двух месяцев с правом его продления по соглашению сторон до решения вопроса об их трудоустройстве на подходящую работу. Преимущественным правом заключения договоров пользуются граждане, зарегистрированные в качестве безработных.

3. В случае истечения установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преимущественное право на приобретение другой профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период до предоставления ему подходящей работы.

4. Оплата труда лиц, занятых на общественных работах, осуществ-. ляется за фактически выполненную работу и не может быть меньше минимального размера заработной платы, установленной законодательством Украинской ССР, при качественном выполнении норм труда.

На лиц, занятых на общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату пособия по временной нетрудоспособности.

5. Финансирование общественных работ производится за счет местного бюджета с привлечением средств государственного фонда содействия занятости населения (в части организации таких работ для безработных) и предприятий, учреждений и организаций, для которых эта работа выполняется по договорам.

6. Положение об оплачиваемых общественных работах утверждается Советом Министров Украинской ССР.

Статья 24. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых граждан

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, может производиться в случаях:

невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, отвечающей профессиональным навыкам гражданина;

утраты способности выполнения работы по прежней профессии.

2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан организуется государственной службой занятости по ее направлению в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от их подчиненности) согласно заключенным договорам или в специально создаваемых для этого учебных центрах за счет средств государственного фонда содействия занятости населения.

Раздел IV

Компенсации при потере работы

Статья 25. Виды компенсаций

Государство содействует незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности и обеспечивает им следующие виды компенсаций:

а) предоставление особых гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций;

б) выплата стипендий в период профессиональной подготовки или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплата в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание дополнительной материальной помощи безработному гражданину и членам его семьи с учетом наличия лиц преклонного возраста и несовершеннолетних детей, находящихся на его иждивении.

Статья 26. Особые гарантии работникам, потерявшим работу
в связи с изменениями в организации производства и труда

1. Работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, при условии их регистрации в службе занятости в течение десяти календарных дней после увольнения в качестве ищущих работу, гарантируется:

а) сохранение по прежнему месту работы на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средней заработной платы, с учетом месячного выходного пособия, и непрерывного трудового стажа, В случаях, когда трехмесячный срок истек и подходящая работа работнику не была предложена, ему предоставляется статус безработного;

б) право на получение пособия по безработице в размере 75 процентов средней заработной платы по последнему месту работы в течение последующих трех месяцев и 50 процентов в течение последующих шести месяцев, но не более средней заработной платы, сложившейся в республике;

в) сохранение на новом месте работы, на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства, средней заработной платы по прежнему месту работы;

г) право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока лиц предпенсионного возраста, имеющих установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях).

2. В случаях отказа от двух предложений подходящей работы в течение трех месяцев такое лицо теряет право на сохранение средней заработной платы до истечения трехмесячного периода, а выплата пособия по безработице предоставляется на основании пункта "а" статьи 30.

3. Для предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих переобучение высвобожденных работников в связи с изменениями в организации производства и труда, при исчислении налога с прибыли сумма балансовой прибыли уменьшается на размер затрат, связанных с организацией профессиональной подготовки таких работников.

Если в течение двух лет, предшествующих высвобождению, работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию по прежнему месту работы, и если при трудоустройстве ему необходимо повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, то затраты на эти меры проводятся за счет предприятия, учреждения, организации, из которых высвобожден работник.

В случае необходимости государственная служба занятости может компенсировать предприятиям, учреждениям и организациям до 50 процентов затрат на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных с других предприятий, из учреждений, организаций на основаниях, предусмотренных настоящей статьей.

4. Гарантии, установленные пунктом 1 настоящей статьи, распространяются также на лиц, потерявших работу вследствие несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, в результате чего нуждаются в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации.

Статья 27. Размеры стипендий в период
профессиональной подготовки и переподготовки

1. Гражданам, потерявшим работу и заработок (трудовой доход), зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается стипендия в размере 75 процентов, а не имеющим детей или других иждивенцев,- 50 процентов их средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы.

2. Гражданам, впервые ищущим работу, уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также длительное время не работающим и нуждающимся в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке, стипендия назначается не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории населения.

Статья 28. Условия выплаты пособия по безработице

1. Право на пособие по безработице имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, которые не имеют иных предусмотренных действующим законодательством доходов, превышающих размер минимальной заработной платы.

2. Пособие по безработице выплачивается с одиннадцатого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев в течение следующих трех лет, а для лиц предпенсионного возраста (за 2 года до наступления права на полную пенсию) -до 18 месяцев. В первый год пособие предоставляется не более 6 месяцев, второй - не более 3 месяцев, третий год - остаток, не использованный за предыдущие 2 года.

3. Гражданам, желающим возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице предоставляется на условиях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а для лиц, ищущих работу впервые, продолжительность выплаты пособия составляет 6 месяцев.

4. В период получения пособия безработный обязан содействовать своему трудоустройству в соответствии с рекомендациями, согласованными с государственной службой занятости.

Статья 29. Размеры пособия по безработице

1. Гражданам, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере:

а) не менее 50 процентов средней заработной платы по прежнему месту работы, но не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы - при потере работы на предприятии, в учреждении и организации, если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 12 недель; максимальный размер пособия по безработице не может быть выше средней заработной платы, сложившейся в республике;

б) не ниже 75 процентов установленной законодательством минимальной заработной платы - во всех иных случаях, включая граждан, ищущих работу впервые или после длительного (более одного года) перерыва.

2. Гражданам, завершившим обучение в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях (очные формы обучения) или завершившим подготовку и переобучение, а также уволенным с действительной воинской службы в Вооруженных Силах, из пограничных, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел, пособие по безработице предоставляется в размере не ниже минимальной заработной платы.

3. Размер пособия по безработице подлежит индексации в установленном законодательством порядке.

4. В период получения гражданином пособия по безработице за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж.

5. Порядок предоставления пособия по безработице определяется Советом Министров Украинской ССР.

Статья 30. Отсрочка выплаты пособия по безработице

Выплата пособия по безработице не осуществляется или ее размер может быть уменьшен органами государственной службы занятости на срок до 3 месяцев в случае:

а) отказа гражданина от двух предложений подходящей работы;

б) предоставления гражданину в соответствии с действующим порядком выходного пособия и других выплат при высвобождении с предприятий, из учреждений и организаций, обеспечивающих частичную или временную компенсацию утраченного заработка;

в) увольнения на основаниях, предусмотренных пунктами 3,4,7,8 статьи 40 и статьи 41 Кодекса законов о труде Украинской ССР;

г) утаивание от государственной службы занятости сведений о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице;

д) нарушения условий пункта 4 статьи 28 настоящего Закона;

е) попытки получить или получения пособия по безработице путем нарушения действующего законодательства;

є) увольнения гражданина с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин.

Статья 31. Материальная помощь

1. Членам семьи, находящимся на иждивении безработного,, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи С истечением установленного срока его выплаты, оказывается материальная и иная помощь (включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом) в размере 50 процентов минимальной заработной платы в расчете на каждого из них за счет средств государственного фонда содействия занятости населения, а при его отсутствии - ассигнований, выделяемых из бюджета местных Советов народных депутатов или на основании коллективных соглашений (договоров).

2. Условия оказания материальной и иной помощи определяются Советом Министров Украинской ССР.

Статья 32. Добровольное социальное страхование занятости

1. Граждане могут заключать с органами государственного страхования договор на случай потери работы.

Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Украинской ССР.

2. Граждане, заключившие такие договоры, не теряют право на получение пособия по безработице или стипендии в период профессиональной подготовки и переподготовки.

Статья 33. Дополнительные гарантии гражданам Украинской ССР

Законодательством Украинской ССР могут предусматриваться за счет бюджета республики дополнительные гарантии гражданам., высвобождаемым с предприятий, которые подлежат ликвидации в связи с осуществлением мер по улучшению экологической обстановки или вследствие стихийного бедствия.

Раздел V

Контроль и ответственность за нарушение
законодательства о занятости населения

Статья 34. Органы, осуществляющие контроль

Контроль за соблюдением законодательства Украинской ССР о занятости населения осуществляется Советами народных депутатов, соответствующими государственными органами, инспекциями службы занятости и профессиональными союзами.

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства Украинской ССР о занятости населения, привлекаются в установленном порядке к ответственности.

Председатель Верховного Совета Украинской ССР Л. КРАВЧУК

г. Киев, 1 марта 1991 года
N 803-XII