Документ втратив чиннiсть!

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 1997 г. N 1016
г. Киев

(Постановление утратило силу на основании Постановления
Кабинета Министров Украины
N 1120 от 13 июля 2000
г.)

Об упорядочении контроля за трансграничной перевозкой
отходов и их утилизацией/удалением

В целях обеспечения соблюдения требований экологической безопасности в осуществлении экспорта, импорта и транзита отходов и учитывая рекомендации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Кабинет Министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить категории опасных отходов, ввоз которых в Украину запрещается, и Положение о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их утилизацией/удалением (прилагаются).

2. Установить, что Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности является специально уполномоченным органом в сфере контроля за трансграничной перевозкой отходов и их утилизацией/удалением.

3. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 г. N 117 "Об упорядочении ввоза в Украину и транзита через ее территорию отходов (вторичного сырья)" (СП Украины, 1994 г., N 6, ст.158).

Разрешения на ввоз в Украину (транзит через территорию Украины) отходов (вторичного сырья), выданные согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 г. N 117, являются действующими в пределах срока их действия.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 1998 года.

Премьер-министр Украины В.ПУСТОВОЙТЕНКО

Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 12 сентября 1997 г. N 1016

Категории опасных отходов,
ввоз которых в Украину запрещается

Группы отходов:

1. Медицинские отходы, полученные в результате лечебного ухода за пациентами в больницах, поликлиниках и клиниках.

2. Отходы производства и переработки фармацевтической продукции.

3. Ненужные фармацевтические товары, лекарства и препараты.

4. Отходы производства, изготовления и применения биоцидов и фитофармацевтических препаратов.

5. Отходы производства, изготовления и применения химических веществ для пропитки древесины.

6. Отходы производства, изготовления и применения органических растворителей.

7. Отходы термической обработки и карбидизации, которые содержат цианиды.

8. Ненужные минеральные масла, не пригодные для использования по назначению.

9. Отходы в виде смесей и эмульсий масла/вода, углеводные/вода.

10. Отходы, вещества и изделия, содержащие полихлорированный бифенил (ПХБ) и/или полихлорированный терфенил (ПХТ) и/или полибромированный бифенил (ПББ), в том числе любые полибромированные аналоги этих соединений, либо состоящие из них, или загрязненные ими в концентрации 50 мг/кг или более.

11. Отходы в виде смолистых осадков (кроме асфальтовых вяжущих), образующихся во время рафинирования, перегонки или любой пиролитической обработки органических материалов.

12. Отходы производства, изготовления и применения чернил, красителей, пигментов, красок, лаков, олифы.

13. Отходы производства, изготовления и применения смол, латексов, пластификаторов, клеев/связывающих материалов.

14. Ненужные химические вещества, полученные во время проведения научно-исследовательских работ или учебного процесса, природа которых еще не выявлена, и/или которые являются новыми, а их влияние на человека и/или окружающую среду неизвестно.

15. Отходы взрывоопасного характера, не подпадающие под другое законодательство.

16. Отходы производства, получения и применения фотохимикатов или материалов для обработки фотоматериалов.

17. Отходы поверхностной обработки металлов и пластмасс, за исключением металлической стружки, загрязненной маслами.

18. Остатки от операций по удалению промышленных отходов.

19. Остатки в результате сжигания бытовых отходов.

20. Шлам гальванический.

21. Растворы после травления металлов.

22. Шламы бензина, содержащие свинец.

23. Отработанные триэтиламиновые катализаторы для затвердения литейных формовочных смесей.

24. Мелочь - легкая фракция, образующаяся от измельчения автомобилей.

25. Свиная навозная жижа (фекалии).

26. Канализационный мул.

Отходы, содержащие:

27. Карбонилы металлов.

28. Неорганические соединения фтора, за исключением фторида кальция.

29. Неорганические цианиды.

30. Пероксиды, кроме пероксида водорода.

31. Жидкие теплоносители.

32. Гидравлические жидкости.

33. Тормозные жидкости.

34. Антифризы.

35. Растворы кислот или кислоты в твердом состоянии.

36. Растворы основ или основы в твердом состоянии.

37. Азбест (пыль и волокна).

38. Органические соединения фосфора.

39. Органические цианиды.

40. Фенолы; фенольные соединения, включая хлорфенолы.

41. Эфиры.

42. Хлорфторуглеводные.

43. Галоны.

44. Поверхностно-активные вещества (ПАВ).

45. Галогенованые органические растворители.

46. Органические растворители, за исключением галогенованых растворителей.

47. Любые материалы типа полихлорированного дибензофурана.

48. Любые материалы типа полихлорированного дибензо-п-диоксина.

49. Шламы антидетонационных присадок с добавлением свинца.

50. Галогенорганические соединения, кроме веществ, указанных в этом перечне.

Утверждено
постановлением Кабинета Министров Украины
от 12 сентября 1997 г. N 1016

Положение
о контроле за трансграничной перевозкой
отходов и их утилизацией/удалением

Общая часть

1. Термины, применяемые в настоящем Положении, имеют следующее значение:

отходы - любые вещества, материалы или предметы, от которых их производитель или владелец избавляется, намеревается или должен избавится путем утилизации/удаления;

опасные отходы - включенные в утвержденный Минэкобезопасности Красный перечень отходы, имеющие одно или более опасных свойств;

производитель отходов - любое лицо, деятельность которого приводит к образованию отходов, или если это лицо неизвестно, то лицо, которое владеет этими отходами и/или осуществляет над ними контроль;

лицо - любое физическое или юридическое лицо;

обращение с отходами - сбор, перевозка, хранение, утилизация и извлечение отходов, включая дальнейший контроль за местами утилизации/удаления;

удаление - любая операция, указанная в разделе А приложения N 1 к настоящему Положению;

утилизация - любая операция, указанная в разделе Б приложения N 1 к настоящему Положению;

экологически опасное обращение - принятие всех практически возможных мер для обеспечения защиты окружающей среды и здоровья человека от возможного отрицательного влияния во время обращения с отходами;

объекты для утилизации/удаления - объекты для утилизации или удаления отходов, на которые предварительно получено письменное разрешение для этих целей от природоохранных органов;

трансграничная перевозка - любое перемещение отходов с района, который находится под национальной юрисдикцией одной страны, в район или через район, который находится под национальной юрисдикцией другой страны, либо в район или через район, который не находится под юрисдикцией какой-либо страны, при условии, что такая перевозка касается, по крайней мере, двух стран;

импорт - любая перевозка отходов на национальную территорию по другим причинам, нежели транзит;

транзит - перевозка отходов от одной границы национальной территории к другой без хранения, за исключением временного хранения, обусловленного технологическим процессом перевозки отходов;

экспорт - любой вывоз отходов за пределы национальной территории по другим причинам, нежели транзит;

лицо, отвечающее за утилизацию/удаление - любое лицо, которому отгружаются отходы и которое осуществляет их утилизацию/удаление;

импортер - любое лицо, которое находится под юрисдикцией страны импорта и осуществляет импорт отходов;

экспортер - любое лицо, которое находится под юрисдикцией страны экспорта и осуществляет экспорт отходов;

перевозчик - любое лицо, которое осуществляет транспортировку отходов;

компетентный орган - специально уполномоченный государственный орган, который отвечает за получение уведомления о трансграничной перевозке отходов и любой связанной с этим информации, обеспечение ответа на такое уведомление (выдачу разрешения или отказ в его выдаче), как это предусмотрено настоящим Положением, а также за регистрацию информации или ведение базы данных по вопросам трансграничной перевозки отходов и их утилизации/удаления.

2. Действие настоящего Положения распространяется на:

а) любые отходы, экспортируемые из Украины, импортируемые в Украину (кроме отходов, внесенных в категорию опасных, ввоз которых в Украину запрещается) или перевозимые транзитом через территорию Украины;

б) товары, бывшие в употреблении и задекларированные как отходы в стране экспорта, но импортируются в Украину или перевозятся транзитом через территорию Украины с целью использования по прямому назначению (автомашины, бытовая техника и др.).

Действие настоящего Положения не распространяется на отходы, импортируемые с целью проведения исследований в количествах, которые не могут повлиять на состояние окружающей среды и здоровья человека.

3. Для трансграничной перевозки отходов применяется система контроля двух уровней:

а) "красного", который касается Красного перечня отходов, утверждаемого Минэкобезопасности (далее - Красный перечень).

Контроль в рамках "красного" уровня предусматривает представление в Минэкобезопасности и рассмотрение им полного пакета документов о трансграничной перевозке отходов и их утилизации/удалении;

б) "желтого", который касается Желтого перечня отходов, утверждаемого Минэкобезопасности (далее - Желтый перечень).

Контроль в рамках "желтого" уровня предусматривает представление неполного пакета документов о трансграничной перевозке отходов и упрощенный порядок рассмотрения их компетентным органом.

Отходы не могут быть отнесены к Желтому перечню, если они имеют какое-либо опасное свойство. Перечень опасных свойств утверждает Минэкобезопасности.

4. Отходы, не включенные в указанные в пункте 3 настоящего Положения перечни, подлежат контролю, предусмотренному для отходов, включенных в Красный перечень.

5. Контроль за трансграничной перевозкой отходов и их утилизацией/удалением (перечень операций по удалению и утилизации приведен в приложении N 1 к настоящему Положению) базируется на процедуре письменного уведомления компетентных органов заинтересованных стран о любой трансграничной перевозке отходов и получении от них письменного согласия (разрешения) до осуществления перевозки.

Уведомителем может быть:

производитель отходов;

экспортер;

компетентный орган страны экспорта (лицо, назначенное компетентным органом).

Основными документами, применяемыми в процедуре уведомления, для получения разрешения, сопровождения трансграничных перевозок отходов, а также как справка об их утилизации/удалении, является уведомление (приложение N 2 к настоящему Положению) и документ о перевозке (приложение N 3 к настоящему Положению).

Инструкции о заполнении этих документов утверждает Минэкобезопасности.

Экспорт отходов

6. Экспортер/уведомитель, который намеревается экспортировать отходы, включенные в Желтый перечень, обращается в Минэкобезопасности с официальным письмом самое меньшее за 20 дней, а к Красному перечню - самое меньшее за 70 дней до запланированной даты их первой перевозки и представляет необходимое количество заполненных бланков уведомления (экземпляры, предназначенные для компетентных органов стран импорта и транзита заполняются на языке, приемлемом для этих стран) и дополнительно:

для отходов, включенных в Красный и Желтый перечни:

а) сведения о происхождении и составе отходов, а в случае необходимости (на запрос Минэкобезопасности) протокол анализа;

б) сведения о лице, отвечающем за утилизацию/удаление (описание способа утилизации/удаления, мощность и место нахождения установки, срок действия разрешения на ее эксплуатацию);

в) описание пути транспортировки отходов;

г) контракт между экспортером и лицом, ответственным за утилизацию/удаление, в котором указаны методы экологически безопасного обращения с отходами и который должен содержать следующие сведения (для отходов, включенных в Красный перечень):

определение ответственности сторон за любые неблагоприятные последствия в результате представления неправильных сведений, неправильного обращения с отходами, аварий или других непредусмотренных событий, в том числе за осуществление альтернативных мер по утилизации/удалению отходов экологически безопасным способом или реэкспорта отходов в случае невозможности выполнения первоначальных условий контракта;

обязательство лица, отвечающего за утилизацию/удаление, о подтверждении получения отходов в течение трех рабочих дней (то есть направление экспортеру и компетентным органам заинтересованных стран копии соответственно заполненного документа о перевозке);

обязательство лица, отвечающего за утилизацию/удаление, о подтверждении окончания операции по утилизации/удалению отходов в течение 180 дней после получения отходов (то есть направление экспортеру и компетентным органам заинтересованных стран копии соответственно заполненного документа о перевозке);

только для отходов, включенных в Красный перечень:

д) финансовые гарантии соответствующей стороны (согласно контракту) относительно покрытия стоимости возможного реэкспорта отходов и осуществления альтернативных операций по утилизации/удалению если в этом появится необходимость;

е) сведения о страховом обеспечении перевозчика;

є) если отходы экспортируются с целью утилизации, представляются также сведения о:

составе и способе удаления остаточных отходов;

соотношении между утилизированным материалом и остаточными отходами;

оценочной стоимости утилизируемых отходов;

характере и применении продукции, получаемой в результате утилизации.

7. Минэкобезопасности направляет или поручает экспортеру направить уведомление компетентным органам заинтересованных стран.

8. Экспорт отходов не разрешается:

а) в любую страну, которая запретила импорт таких отходов и уведомила об этом Украину;

б) в любую страну, которая не может подтвердить свою способность в утилизации/удалении таких отходов экологически безопасным способом.

9. Экспорт отходов разрешается в случае, если:

а) Украина не имеет технических возможностей и необходимых мощностей для утилизации/удаления таких отходов экологически безопасным способом;

б) такие отходы нужны как вторичное сырье в стране импорта.

10. В тех случаях, когда экспорт разрешается в соответствии с пунктом 9, Минэкобезопасности может разрешить экспорт отходов только после того, как убедится в том, что выполнены следующие условия:

а) контракт между экспортером и лицом, ответственным за утилизацию/удаление, содержит необходимые обязательства сторон и отвечает требованиям экологически безопасного обращения с отходами;

б) тара, маркировка и транспортировка отвечают требованиям признанных международных норм, стандартов и практики;

в) оформлен (заполнены пункты 1-3, 5-9, 13- 16, 19, 20) документ о перевозке;

для отходов, включенных в Красный перечень, также:

г) трансграничная перевозка обеспечена финансовой гарантией;

д) экспортер получил письменное согласие на трансграничную перевозку от компетентных органов заинтересованных стран (если страна транзита не имеет практики предоставления письменного согласия при таких обстоятельствах или сняла требование о предоставлении письменного согласия, через 60 дней после подтверждения получения страной транзита запроса со стороны экспортера или Минэкобезопасности допускается перевозка при "молчаливом согласии", если соответствующая страна транзита в этот 60-дневный период не установит любых других условий или не выразит возражения).

11. Если трансграничная перевозка отходов, включенных в Красный перечень, на которую заинтересованные страны дали согласие, не может быть окончена в соответствии с условиями контракта, экспортер обязан вывезти отходы обратно, если другие возможности для их утилизации/удаления экологически безопасным способом не будут найдены в течение 90 дней с того момента, когда компетентный орган страны импорта проинформировал об этом Минэкобезопасности или производителя, либо в любой другой срок, согласованный заинтересованными сторонами.

12. Разрешение на многоразовый экспорт отходов может выдаваться в случае наличия письменного согласия заинтересованных стран самое большее на один год, если отходы:

а) имеют одинаковые физические и химические свойства;

б) регулярно поставляются одному и тому же лицу, ответственному за удаление/утилизацию, через одни и те же таможни на выезде из Украины и на въезде в страну импорта;

в) перевозятся транзитом через одни и те же таможни на въезде в страну и выезде из страны (стран) транзита.

Импорт отходов

13. Отходы могут импортироваться только с целью утилизации или (если это товары, которые были в употреблении и задекларированы как отходы в стране экспорта) с целью использования их как товара по прямому назначению, при условии наличия письменного согласия (разрешения) Минэкобезопасности.

Не разрешается импорт отходов с целью удаления.

14. Для рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на импорт отходов в Минэкобезопасности заблаговременно представляются оригинал уведомления страны экспорта (если трансграничная перевозка импортируемых отходов не подлежит такому контролю в стране экспорта, обязательство уведомителя берет на себя лицо, отвечающее за утилизацию, а в случаях использования отходов как товара по прямому назначению - импортер), а также дополнительно импортером/лицом, отвечающим за утилизацию:

а) официальное письменное обращение с просьбой о выдаче разрешения на импорт отходов согласно подставленному сообщению;

б) контракт, который в случае импорта отходов с целью утилизации должен отвечать требованиям подпункта "г" пункта 6;

в) описание пути транспортировки отходов;

в случае импорта отходов с целью утилизации:

г) сведения о происхождении и составе отходов, а в случае необходимости (на запрос Минэкобезопасности) протокол анализа;

д) заключение соответствующей компетентной организации (учреждения, предприятия) об отсутствии в Украине данного вида отходов или о том, что их объемы недостаточны для удовлетворения собственных нужд;

е) другая информация об утилизации отходов:

описание способа утилизации;

мощность и местонахождение объекта для утилизации;

разрешения местных органов Минэкобезопасности, государственной санитарно-эпидемиологической службы на эксплуатацию объекта для утилизации отходов, предложенных для импорта;

заключения государственной экологической и санитарно-гигиенической экспертизы нормативно-технической документации на продукцию, которая будет получаться в результате утилизации;

для отходов, включенных в Красный перечень, дополнительно сведения о:

соотношение между утилизированным материалом и исходным сырьем (доля);

количество, состав, способ и место удаления остаточных отходов;

оценочная стоимость утилизированного материала;

характер и применение продукции, которая будет получаться в результате утилизации;

финансовые гарантии соответствующей стороны (согласно контракту) относительно покрытия стоимости возможного реэкспорта отходов и осуществления в случае необходимости альтернативных операций по утилизации/удалению;

страховое обеспечение перевозчика.

15. Минэкобезопасности в течение трех рабочих дней после получения уведомления об импорте отходов направляет уведомителю оригинал подтверждения о получении уведомления в течение 20 дней для отходов, включенных в Желтый перечень, и отходов, импортируемых с целью использования по прямому назначению, и в течение 60 дней - для отходов, включенных в Красный перечень, может выдвинуть возражения или дополнительные требования, а также потребовать предоставления дополнительной информации (оригинал направляется уведомителю) и в течение соответственно 30 и 70 дней принимает решение о выдаче разрешения на импорт отходов, на определенных условиях или без каких-либо условий либо об отказе в выдаче такого разрешения (оригинал направляется уведомителю).

16. Минэкобезопасности может дать письменное согласие (разрешение) на импорт отходов в случае соблюдения следующих условий:

с целью утилизации

а) у импортера имеется возможность утилизировать такие отходы экологически безопасным способом на конкретном объекте;

б) такие отходы необходимы лицу, осуществляющему утилизацию, как сырье и они отсутствуют либо имеются в недостаточном количестве в Украине;

в) контракт между экспортером и лицом, ответственным за утилизацию, содержит необходимые обязательства сторон и отвечает требованиям экологически безопасного обращения с отходами;

г) тара, маркировка и транспортировка отвечают требованиям признанных международных норм, стандартов и практики;

д) трансграничная перевозка отходов обеспечена финансовой гарантией и страхованием (только для отходов, включенных в Красный перечень);

е) импортер или другой агент, который действует от его имени, является резидентом или имеет отделение в Украине;

с целью использования по прямому назначению

є) контракт между экспортером и импортером содержит необходимые обязательства сторон по обеспечению ввоза в Украину товара, который по своим техническим характеристикам пригоден для использования в Украине и отвечает критериям безопасности для человека и окружающей среды.

17. Разрешение на многоразовый импорт отходов с целью утилизации может предоставляться одному и тому же лицу, ответственному за утилизацию, при условии письменного согласия заинтересованных стран самое большее на один год, если отходы:

а) имеют одинаковые физические и химические свойства;

б) регулярно поставляются одному и тому лицу, ответственному за утилизацию, через одни и те же таможни на выезде из страны экспорта и на въезде в Украину;

в) перевозятся транзитом через одни и те же таможни на въезде в страну и выезде из страны (стран) транзита.

18. Минэкобезопасности может принять решение о выдаче общего разрешения предварительно (до получения уведомления и контракта) самое большее на один год на некоторые виды отходов, на которые имеются стандарты или утверждены в установленном порядке технические условия и которые являются для Украины ценным сырьем. В таких случаях уведомления и контракт должны представляться в Минэкобезопасности не позднее чем за семь дней до отгрузки отходов.

В общем разрешении, выдаваемом предварительно, указывается название предприятия, которое осуществляет утилизацию отходов, его адрес, используемая технология, виды отходов, на которые распространяется выданное разрешение, срок его действия.

Решение о выдаче общего разрешения предварительно может быть отменено в любое время.

Общее разрешение может быть продлено на новый срок до одного года.

19. Минэкобезопасности может в любое время после выдачи письменного согласия на импорт отходов аннулировать разрешение, если есть основания для предположения, что не будет обеспечен экологически безопасный способ обращения с ними.

20. Лицо, ответственное за утилизацию, в случае импорта отходов, включенных в Красный перечень, должно информировать Минэкобезопасности, его местный орган, компетентный орган страны экспорта и экспортера после получения каждой поставки о факте получения и об ответственности поставленных отходов информации, содержащейся в уведомлении (в течение трех рабочих дней после получения отходов направляет названным адресатам копии документа о перевозке с заполненным пунктом 24) и о завершении их переработки ( в течение 180 дней после получения отходов направляет названным адресатам копии документа о перевозке с заполненным пунктом 25). В случае импорта отходов, включенных в Желтый перечень, только Минэкобезопасности и его местный орган информируются (если Минэкобезопасности не определит другие требования) о фактическом количестве и качестве импортированных и переработанных согласно каждому полученному разрешению отходов (один раз в год, до 20 января года, следующего за отчетным, в произвольной форме).

Отходы, перевозимые транзитом через территорию Украины

21. Транзит отходов через территорию Украины не может осуществляться без предварительного письменного согласия Минэкобезопасности.

Минэкобезопасности имеет право отказать в любом транзите отходов через территорию Украины, с обоснованием причин такого отказа.

22. Минэкобезопасности должно быть письменно уведомлено на украинском или русском языке о любых возможных трансграничных перевозках отходов через территорию Украины.

В уведомлении должны содержаться следующие детальные сведения:

а) об отходах, их происхождении, составе и количестве;

б) начальный и конечный пункты транспортировки отходов;

для отходов, включенных в Красный перечень, также:

в) возможные даты транзита и описание пути транспортировки отходов через территорию Украины;

г) доказательство того, что страна импорта примет отходы, а экспортер, перевозчик и лицо, ответственное за утилизацию/удаление, уполномочены выполнять операции, связанные с переработкой отходов;

д) детальное описание процедур в случае наступления непредусмотренных обстоятельств;

е) гарантии полной компенсации любых убытков, которые могут быть причинены окружающей среде и здоровью человека во время перевозки отходов через территорию Украины.

23. Тара, маркировка и транспортировка должны отвечать требованиям международных норм, стандартов и практики.

24. В случае необходимости Минэкобезопасности может потребовать представление дополнительной информации.

25. Минэкобезопасности в течение трех рабочих дней подтверждает получение уведомления о транзите отходов, включенных в Красный перечень, и для отходов, включенных в Желтый перечень, и отходов, транспортируемых с целью использования по прямому назначению, - в течение 5 рабочих дней, а относительно отходов, включенных в Красный перечень, - в 60-дневный срок с момента получения уведомления информирует уведомителя о согласии на транзитную перевозку на определенных условиях или без каких-либо условий, либо об отказе в выдаче разрешения на перевозку или запрашивает (в случае необходимости) дополнительную информацию.

26. В случае трансграничной перевозки через территорию Украины отходов, включенных в Красный перечень, Минэкобезопасности обеспечивает в случае необходимости опломбирование контейнера в пункте въезда на ее территорию, а также проверяет сохранность пломбы в пункте выезда.

Классификация опасных отходов

27. Опасные отходы в случае их трансграничной перевозки подлежат классификации согласно Международному коду идентификации отходов (МКИО), кроме случаев, когда трансграничная перевозка осуществляется на основании соответствующего международного договора, в котором указывается другой метод классификации.

Инструкция по получению кода МКИО утверждается Минэкобезопасности.

Ответственность за нарушения установленных требований
относительно трансграничной перевозки отходов и их
утилизации/удаления

28. Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Положением требований относительно трансграничной перевозки отходов и их утилизации/удаления, несут ответственность согласно законодательству.

Приложение N 1
к Положению о контроле за трансграничной перевозкой
отходов и их утилизацией/удалением

Операции
по удалению и утилизации отходов

А. Операции, которые не приводят к возможной рекуперации,
рециркуляции, утилизации, прямому повторному или
альтернативному использованию отходов

Раздел А охватывает все подобные операции по удалению, которые проводятся на практике:

D1 Захоронение в земле или сброс на землю (например, на свалку и др.)

D2 Обработка почвы (например, биохимическое разложение жидких или муловых отходов в почве и др.)

D3 Закачка на глубину (например, впрыскивание отходов соответствующей консистенции в скважины, соляные купола природных резервуаров и др.)

D4 Сброс в поверхностные водоемы (например, сброс жидких или мулистых отходов в котлованы, пруды или отстойные бассейны и др.)

D5 Сброс на специально оборудованные свалки (например, сброс в отдельные отсеки с прокладкой и поверхностным покрытием, которые изолируют их один от другого и от окружающей среды и др.)

D6 Сброс в водоемы, кроме морей/океанов

D7 Сброс в моря/океаны, в том числе захоронение на морском дне

D8 Биологическая обработка, не обусловленная в других разделах настоящего приложения, которая приводит к образованию конечных соединений или смесей, которые потом удаляются любым способом, указанным в разделе А

D9 Физико-химическая обработка, не обусловленная в других разделах настоящего приложения, которая приводит к образованию конечных соединений или смесей, которые потом удаляются любым способом, указанным в разделе А (например, выпаривание, сушка, прожаривание, нейтрализация, осаждение и др.)

D10 Сжигание на суше

D11 Сжигание в море

D12 Постоянное хранение (например, в специальных контейнерах в шахте и др.)

D13 Смешивание или перемешивание до начала любой из операций, указанных в разделе А

D14 Переупаковка до начала любой из операций, указанных в разделе А

D15 Хранение до любой из операций, указанных в разделе А

Б. Операции, которые могут привести к рекуперации,
рециркуляции, утилизации, прямому повторному или
альтернативному использованию

Раздел Б охватывает все подобные операции с материалами, которые определены как опасные отходы или считаются такими и которые в другом случае должны назначаться для операций, предусмотренных в разделе А:

R1 Использование в виде топлива (кроме непосредственного сжигания) или другим образом для получения энергии

R2 Утилизация/регенерация растворителей

R3 Рециркуляция/утилизация органических веществ, не применяемых как растворители

R4 Рециркуляция/утилизация металлов и их соединений

R5 Рециркуляция/утилизация других неорганических материалов

R6 Регенерация кислот и основ

R7 Рекуперация компонентов, используемых для уменьшения загрязнения

R8 Рекуперация компонентов катализаторов

R9 Повторная перегонка использованных нефтепродуктов или другое повторное их использование

R10 Обработка почвы, оказывающая положительное влияние на земледелие или улучшающая экологическую обстановку

R11 Использование отходов любых операций под номерами R1 - R10

R12 Обмен отходами для осуществления операций под номерами R1 - R11

R13 Аккумулирование материала для осуществления любой операции, указанной в разделе Б.