КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

НДС в вопросах и ответах

ВОПРОС: 1.Что является объектом обложения налогом на добавленную стоимость при дальнейшей реализации готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья украинского заказчика?

ВОПРОС 2.Подлежит ли уменьшению на суммы страховых взносов, при исчислении налога на добавленную стоимость, полная стоимость услуг, предоставляемых автотранспортными предприятиями по междугородным и пригородным перевозкам?

ВОПРОС 3.Облагаются ли налогом на добавленную стоимость медикаменты весовые, которые приобретаются аптеками для дальнейшего изготовления готовых лекарственных препаратов?

ВОПРОС 4.Распространяется ли льгота по налогу на добавленную стоимость на субподрядчиков, которые принимают участие при выполнении работ при строительстве объектов производственного назначения, расчеты по которым генпорядчиком с субподрядчиком производятся в национальной валюте, в то время как генподрядчику оплата иностранными инвесторами производится в иностранной валюте?

ВОПРОС 5.Облагается ли налогом на добавленную стоимость продукция собственного производства (товары народного потребления) предприятий, которые выдают ее своим работникам в счет оплаты труда?

ВОПРОС 6.Открытое акционерное общество задолжало за электроэнергию 19,8 тыс. грн. Согласно договору в счет задолженности ОАО отгрузило 30 тонн металла на сумму 19,8 тыс. грн. с учетом НДС (3,3 тыс. грн.). Бухгалтерия электросетей зачисляет за электроэнергию только 16,5 тыс. грн., а НДС не зачисляет, мотивируя тем, что электроэнергия отпускается без НДС. Правильны ли действия бухгалтерии? Кроме того, эти 30 тонн металла электросети тут же продали за 19,8 тыс. грн. Должны ли электросети при перепродаже уплачивать НДС?

ВОПРОС 7.Предприятие - производитель пищевой промышленности выпускает и реализует продукты с ограниченным сроком реализации. Во избежание порчи за несколько дней до окончания срока хранения реализация осуществляется по более низкой цене, которая ниже себестоимости. Как в этом случае начисляется НДС?

ВОПРОС 8.Предприятие производит реализацию продукции собственного производства по цене ниже ее фактической себестоимости. Отпускные цены на продукцию одинаковы для всех потребителей и выше цен аналогичных изделий отечественных и иностранных производителей. Бартерные операции осуществлялись в общем объеме не более 1% от всей реализации, вся остальная реализация- по полной предоплате. Правомерно ли применение в данном случае п.19 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" для определения налогооблагаемого оборота?

ВОПРОС 9.Каковы порядок обложения НДС суммы дооценки импортных товаров и схема бухгалтерских проводок поданной операции?

ОТВЕТ: 1.Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен Декретом Кабинета Министров Украины от 3.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" и внесенными к нему изменениями и дополнениями.

Согласно п.1 ст.3 вышеуказанного Декрета объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты от реализации товаров (работ, услуг), кроме их реализации за иностранную валюту.

При реализации товаров (продукции), изготовленных из давальческого сырья украинского заказчика, объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации этих товаров.

Поэтому, если торговое предприятие приобретает товар, сырье (например, ткань), затем из него другим предприятием на давальческих условиях изготавливается новый вид товара (например, костюм), то объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации нового вида товара ,например, костюма) и плательщиком является торговое предприятие-заказчик.

Подтверждением этому являются требования ст.18 Закона Украины от 05.02.92 г. N 2097-X11 "О Едином таможенном тарифе", в соответствии с которыми страной происхождения товаров является страна, где товары были полностью изготовлены или была проведена достаточная переработка или обработка. Переработка или обработка товаров в данной стране является достаточной, если товары классифицируются в другой тарифной позиции, чем сырье, использованное для их изготовления.

При этом порядок бухгалтерского учета указанных операций не может влиять на утвержденный порядок уплаты налогов.

ОТВЕТ 2.Согласно п.1 ст.З Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), кроме их реализации за иностранную валюту. То есть налог на добавленную стоимость исчисляется с общей стоимости услуг, которые предоставляются автотранспортными предприятиями по осуществлению междугородных и пригородных перевозок пассажиров.

Согласно пп."г" п.17 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины 10.02.93 г. N 3 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.03.93 г. N 18, налогооблагаемый оборот увеличивается на сумму страховых и других сборов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, предоставлением услуг. В стоимость проезда включены фиксированные суммы страховых взносов, и поэтому автотранспортные предприятия исчисляют налог на добавленную стоимость с общей стоимости услуг по междугородным и пригородным перевозкам. Суммы страховых взносов не уменьшают облагаемый налогом оборот.

ОТВЕТ 3.Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 10 04.93 г. N 43-93 "О внесении изменений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины о налогах" от налога на добавленную стоимость освобождены лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, которые реализуются через аптечные учреждения.

При этом согласно 11.4 ст.7 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" суммы налога на добавленную стоимость, которые уплачены или подлежат уплате поставщикам за выполненные работы, предоставленные услуги, приобретенные материальные ресурсы, топливо, приобретаемые для изготовления лекарств и изделий медицинского назначения (при реализации через аптеки), относятся на их себестоимость, а налог на добавленную стоимость, уплаченный или подлежащий уплате поставщикам за приобретенные основные производственные фонды и нематериальные активы, покрывается за счет соответствующих источников их приобретения. Поэтому, если аптека приобретает весовые медикаменты (сырье), в том числе и спирт этиловый, для изготовления готовых лекарственных препаратов по рецептам врачей и заявкам лечебно-профилактических учреждений, то это сырье и спирт приобретаются по ценам с учетом налога на добавленную стоимость, который относится на себестоимость готовых лекарственных средств, освобожденных от налога на добавленную стоимость.

ОТВЕТ 4.В соответствии со статьей 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), кроме их реализации за иностранную валюту. Учитывая изложенное, в случае поступления иностранной валюты на валютный счет предприятия, которое осуществляет строительство (генпорядчик), то та часть работ по строительству, за которую получена валюта, не является объектом налогообложения. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные за сырье, материалы, комплектующие изделия, работы, услуги, которые используются при осуществлении этой части работ по строительству, при расчетах с бюджетом не учитываются, а включаются в стоимость этих работ.

В случае привлечения для выполнения отдельных видов работ соответствующих субподрядных организаций оплата которым производится в национальной валюте Украины на их расчетный счет (подрядчику валютные средства не поступают). Такие работы у субподрядчиков подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях. В случае приобретения сырья, материалов, работ, услуг, с налогом на добавленную стоимость и использования их для выполнения строительных работ, за которые производятся расчеты в национальной валюте Украины, налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам сырья, материалов, работ, услуг, учитывается при расчетах с бюджетом в установленном порядке, который предусмотрен Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекцией Украины 10.02.93 г. N 3 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.03.93 г. N 18.

ОТВЕТ 5.Согласно Закону Украины от 01.07.93 г. N 3355-X11 "О внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты Украины" от налога на добавленную стоимость освобождена только сельскохозяйственная продукция и продукция ее переработки, выданная в счет уплаты труда работникам сельскохозяйственных предприятий, кроме перечня товаров, неразрешенных для выплаты заработной платы натурой.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.04.93 г. N 244 "О перечне товаров, не разрешенных для выплаты заработной платы натурой" запрещена выплата заработной платы непродовольственными товарами народного потребления.

В соответствии с п.19 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 10.02.93 г.N 3 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.03.93 г. N 18, при передаче бесплатно товаров (работ, услуг) собственного производства (включая натуральную оплату труда), налогооблагаемый оборот исчисляется исходя из уровня государственных фиксированных и регулируемых цен (тарифов) или средних свободных цен и тарифов по предприятию, которые включают фактическую себестоимость и доход на подобные товары (работы, услуги), сложившиеся в том месяце, в котором была осуществлена передача товаров (работ, услуг), При отсутствии реализации таких товаров (работ, услуг), в данном месяце налогооблагаемый оборот определяется по средним свободным (рыночным) ценам по предприятию за предыдущий отчетный период.

Таким образом, если предприятие выплачивает заработную плату в натуральном выражении ниже себестоимости, исчисление налога на добавленную стоимость осуществляется по средним свободным ценам.

При этом плательщиком налога, на добавленную стоимость, с вышеуказанной стоимости товаров, в бюджет является предприятие, а источником уплаты является заработная плата гражданина, который получает указанные товары в счет оплаты труда.

ОТВЕТ 6.Нет, действия бухгалтерии неверны.

В соответствии с п.1 ст.7 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.

Согласно пп. "б" п.4 ст.3, п.2 ст.8 этого Декрета объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по передаче товаров без оплаты их стоимости в обмен на другие товары. При обмене товаров датой осуществления оборота является день их передачи (отгрузки).

На основании п.89 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость от 10.02.93 г. N 3, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 31.03.93 г. N 18, во всех случаях отгрузки товаров, включая продажу наличностью, по бартерному обмену в обязательном порядке составляются счет-фактуры, накладные, акты, реестры и др., в которых, кроме других реквизитов (даты составления, названия и адреса поставщика и покупателя), сумма налога указывается отдельной строкой. Руководствуясь этим пунктом ОАО должно в документах на отгрузку указать стоимость металла, отдельной строкой выделив сумму "в том числе НДС - 3,3 тыс. грн.", а электросети в расчетных документах за электроэнергию - указать стоимость электроэнергии, сделав пометку "без НДС"

ОАО после отгрузки 30 тонн металла на сумму 19,8 тыс. грн, должно уплатить в бюджет НДС в сумме 3,3 тыс грн,, бухгалтерия электросетей зачислить всю сумму (19,8 тыс. грн.) в счет погашения задолженности.

Дальнейшая реализация электросетями 30 тонн металла на сумму 19,8 тыс. грн., в связи с отсутствием разницы между ценой приобретения и ценой реализации металла, не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Частное предприятие для изготовления продукции получило в банке ссуду в сумме 100,0 грн. Через три месяца предприятие единоразово реализовало продукцию за 150.0 грн., в т.ч. НДС - 25.0 грн. Себестоимость продукции составила 200.0 грн., в т.ч. материальные расходы - 100,0 грн., по которым НДС - 16,7 грн. Суммы налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете отражены следующим образом: по К-ту 68 субсчета "ПДВ" - 25,0 грн., по Д-ту - 16,7 грн. Верно ли это при условии, что реализации такой продукции ни в этом, ни в предыдущих отчетных периодах не было?

В соответствии с п.4 ст.З Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" и п.8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 10.02.93 г. N 3 и зарегистрированной в Минюсте Украины 31.03.93 г, N 18 объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по передаче бесплатно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям.

Согласно п.2 ст.4 того же Декрета и п.19 той же Инструкции при передаче товаров (работ, услуг) собственного производства бесплатно или с частичной оплатой, облагаемый налогом оборот исчисляется исходя из уровня государственных (фиксированных и регулированных цен (тарифов) или средних свободных цен и тарифов по предприятию, включающих фактическую себестоимость и прибыль на подобные товары (роботы, услуги), сложившиеся за тот месяц, в котором была осуществлена передача товаров (работ, услуг).

Поскольку предприятие единоразово реализовало продукцию ниже фактической себестоимости без включения в цену налога на добавленную стоимость по действующей ставке - 20 процентов, как требует п.1 ст.6 вышеупомянутого Декрета, то есть отгрузку продукции осуществлено с частичной оплатой, облагаемый налогом оборот исчисляется исходя из 200 грн. Таким образом, в кредит счета 68 необходимо было отнести сумму налога на добавленную стоимость в размере 40,0 грн., то есть недоначислен налог в сумме 15,0 грн.

ОТВЕТ 7.В соответствии с пп."в" п.4 ст.З Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты с передачи бесплатно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или гражданам.

Согласно п.2 ст.4 вышеуказанного Декрета и п.19 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость от 10.02.93 г. N 3, изданной на. основании 11.5 ст.7 вышеупомянутого Декрета, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.03.93 г. N 18 и являющейся обязательной для исполнения всеми предприятиями и организациями, при передаче товаров (работ, услуг) собственного производства бесплатно или с частичной уплатой, облагаемый налогом оборот исчисляется исходя из уровня государственных фиксированных и регулируемых цен (тарифов) или средних свободных цен и тарифов по предприятию, которые включают фактическую себестоимость и прибыль на аналогичные товары (работы, услуги), сложившиеся в том месяце, в котором была произведена передача товаров (работ, услуг). При отсутствии реализации таких товаров (работ, услуг) в этом месяце облагаемый налогом оборот определяется по средним свободным (рыночным) ценам по предприятию за предыдущий отчетный период.

Поскольку предприятием пищевой промышленности скоропортящаяся продукция реализуется ниже фактической себестоимости. то есть с частичной оплатой, облагаемый налогом оборот исчисляется согласно п.2 ст.4 и 11.19 вышеназванных Декрета и Инструкции.

ОТВЕТ 8. Для определения правомерности применения п.19 Инструкции ГГНИ "О порядке расчета и уплаты налога на добавленную стоимость" в данном случае необходимо предварительно выделить следующие основные моменты операции:

1) продукция предприятия реализовывалась на рынке по ценам, выше цен аналогичных товаров конкурентов, т.е. выше рыночных цен;

2) продукция предприятия реализовывалась по ценам, выше цен иностранных аналогов;

3) реализация производилась путем полной предоплаты;

4) операции обмена (бартера) осуществлялись с предприятиями в размере менее 1% от общего объема реализации;

5) отпускные цены были одинаковы для всех потребителей;

6) отпускная цена продукции ниже фактической себестоимости.

Пункт 19 Инструкции определяет, что при обмене на территории Украины товарами (работами, услугами) собственного производства, при их передаче бесплатно или с частичной оплатой, налогооблагаемый оборот исчисляется исходя из уровня средних свободных цен и тарифов по предприятию, включающих фактическую себестоимость и прибыль на подобные товары (работы, услуги), сложившиеся в том месяце, в котором произошел обмен товарами (работами, услугами).

Пункт 14 ст.4 "Определение налогооблагаемого оборота" этой же Инструкции и п.1 ст.4 Декрета Кабинета Министров Украины определяют исчисление налогооблагаемого оборота по отгруженным товарам, выполненным работам, предоставленным услугам исходя из стоимости по свободным ценам и тарифам, государственным фиксированным и регулированным ценам и тарифам, включающим налог на добавленную стоимость по установленной ставке.

Принимая во внимание вышеуказанные моменты, можно установить, что уровень средних свободных цен и тарифов по предприятию ниже фактической себестоимости. Реализация продукции по свободным ценам ниже фактической себестоимости и носит не разовый, а постоянный характер.

Частичная оплата (п.19) будет иметь место тогда, когда на предприятии существуют установленные свободные цены или тарифы на продукцию и реализация этой продукции производится ниже этих цен. Реализация с частичной оплатой представляет собой политику предприятия по реализации продукции (работ, услуг) с намеренным занижением отпускной цены ниже средних цен, действующих на предприятии. Принимая во внимание то, что предприятие реализует свою продукцию по ценам, выше цен конкурентов и иностранных аналогов, т.е. свободные цены и тарифы предприятия выше рыночных цен, и отпускные цены одинаковы для всех потребителей, можно установить, что реализация продукции производилась с полной оплатой средних свободных цен предприятия за поставленную продукцию.

В соответствии с п.19 Инструкции средние свободные цены на предприятии включают фактическую себестоимость и прибыль на подобные товары (работы, услуги). При выполнении данного условия, т.е. сформировав свободные цены из фактической себестоимости и прибыль на подобные товары (работы, услуги), будут существенно нарушены (искажены) реальные средние свободные цены и тарифы предприятия на реализуемую продукцию. При таком применении п.19 средние свободные цены и тарифы на Предприятии в действительности не будут соответствовать фактическим средним свободным ценам, о которых говорится в п.4.2 Декрета Кабинета Министров Украины и п.19 Инструкции.

Также для определения средних свободных цен и тарифов по предприятию в соответствии с п.19 Инструкции необходимо наличие обмена (бартера) этой продукции в отчетном месяце. При отсутствии реализации таких товаров (работ, услуг) в данном месяце налогооблагаемый оборот определяется по средним свободным (рыночным) ценам по предприятию за предыдущий отчетный период. Принимая во внимание, что обменные операции предприятием производились по таким же ценам, как и при реализации продукции по предоплате, можно определить, что средние свободные цены и тарифы предприятия были одинаковы для всех потребителей и, следовательно, оплата отпущенной продукции производилась полностью.

В таком случае для определения налогооблагаемого оборота по реализуемой продукции необходимо использовать п.14 ст.4 Инструкции. Применение п.19 Инструкции в данном случае будет неправомерным.

ОТВЕТ 9.Прежде чем рассмотреть порядок налогообложения, необходимо определиться с самим порядком проведения дооценки импортных товаров.

Письмом ГГНИ от 06.09.96 г. N 22-305/11-5731 разъяснен порядок дооценки импортных товаров и налогообложения сумм дооценки. Так, в данном письме указаны изменения, внесенные в Порядок проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей, утвержденный совместным письмом Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины от 31.05,93 г. N 37-20/248, N 07-104 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.06.93 г. N 69, с изменениями, внесенными приказами от 09.08.93 г. N 07-104, N 37-20/417 и от 25.07.94 г. N 90/63. Необходимо заметить, что только последнее изменение (приказ Министерства экономики и Министерства финансов N 90/63) официально зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 12.08.94 г. N 196/406 и, соответственно, внесено как поправка к действующему Порядку. Незарегистрированный приказ от 09.08.93 г. N 07-104, N 37-20/417, в свою очередь, не внес никаких изменений в первоначальный Порядок.

В том же письме ГГНИ указывается, что предприятия на начало каждого месяца имеют право дооценивать остатки товаров, ввезенных (импортированных) на таможенную территорию Украины до новой стоимости, но не выше ее таможенной стоимости (включая таможенные сборы, акцизный сбор и налог на добавленную стоимость, уплаченные при растамаживании товаров) в иностранной валюте, пересчитанной в гривни по курсу, установленному Национальным банком Украины на дату переооценки. Другими словами, предприятие имеет право проводить переоценку своих импортных товарных запасов по новому курсу гривни, установленному Национальным банком Украины.

Согласно Порядку проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей предприятия и организации всех форм собственности имеют право проводить дооценку остатков товарно-материальных ценностей. Ни одним пунктом данного документа не оговаривается, что действие порядка дооценки распространяется только на товарно-материальные ценности отечественного производства и не распространяется на импортированные товары, или же процедура проведения дооценки импортированных товаров определяется отдельно. Т.е. в нашем случае проведение дооценки предприятием импортированного товара до новой стоимости, но не выше ее таможенной стоимости. Единственным условием проведения переоценки в данном Порядке является "...изменение цен на производственные запасы и товары", хотя в нем не предусмотрено деление товарно-материальных ценностей на отечественное и импортное производство. И в подтверждение - далее: "В случае отсутствия поступлений товарно-материальных ценностей по новым ценам или документального подтверждения поставщиком новых цен на них, дооценка остатков товарно-материальных ценностей производится по ценам, сложившимся на момент дооценки на аналогичные товары, изготовленные на предприятиях Украины". Как видно, никаких существенных ограничений на проведение дооценки импортного товара, аналогичного отечественному, не предусмотрено.

Переоценка стоимости импортного товара до новой стоимости, как это указано в письме ГГНИ, может иметь и имеет место при ввозе на территорию Украины консигнационного товара. Так, увеличение стоимости товара, а одновременно и задолженности (особенность забалансового счета) резидента перед нерезидентом будет отражена в иностранной и национальной валютах. Увеличение стоимости товара в гривнях будет производится постоянно по мере роста курса НБУ.

Рассматривая предлагаемый в письме ГГНИ порядок проведения дооценки импортированных товаров можно отметить, что такой процесс проведения дооценки, как увеличение стоимости товаров до новой стоимости, пересчитанной по валютному курсу НБУ, напоминает отражение курсовой разницы, начисляемой на валютные ценности (Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете операций в иностранной валюте), где выполняются условия: стоимость ценностей должна иметь отражение в иностранной валюте (помимо национальной); пересчет новой стоимости ценностей в национальную валюту производится путем пересчета стоимости, выраженной в иностранной валюте, по курсу НБУ. Исходя из этого сумма дооценки практически полностью будет представлять собой курсовую разницу начисленную на данные товары. Также не принято во внимание то, что могут быть получены новые поступления аналогичного импортного товара по новой стоимости, отличной от стоимости такого же товара предыдущей партии. Такое поступление новой партии товара по новой стоимости будет представлять собой необходимое основание для проведения дооценки импортного товара предыдущей партии. Т.е. изменение стоимости (дооценка) импортного товара должна Производиться аналогично проведению дооценки товарно-материальных ценностей отечественного производства, исходя из изменения цен поставщиков, а не исходя из установившегося курса НБУ, не зависящего от цен поставщиков.

Так проводя аналогию причин, не зависящих от поставщика, наряду с установленным курсом НБУ, можно отметить письмо Министерства экономики Украины от 17.11.95 г. N 37-20/3053-10, в котором оно подтвердило законность утвержденного Правительством порядка дооценки остатков товарно-материальных ценностей в условиях действия Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. N 334/94-ВР и считает нецелесообразным разрабатывать Порядок проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей, исходя из ежемесячного официального индекса инфляции. Точно также нецелесообразно разрабатывать и устанавливать порядок проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей, а также в отдельности для импортных товаров, исходя из ежемесячного курса гривни, устанавливаемого Национальным банком Украины.

Налогообложение дооценки импортных товаров производится как и налогообложение товаров отечественного производства. Суммы дооценки импортных товаров не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в ходе проведения такой дооценки. Сумма дооценки товарных ценностей входит в состав валового дохода торговых предприятий, который в соответствии с п.1 ст.З Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 14-92 "О налоге на добавленную стоимость" и является объектом налогообложения. Поэтому объект налогообложения, в данном случае, возникает при реализации переоцененных товаров.

Бухгалтерские проводки по дооценке и реализации дооцененных импортных товаров будут следующими:

 +---------------------------------------------------------------------+
¦ Дт 41 - Кт 14¦ Увеличение стоимости товаров на сумму дооценки ¦
+----------------+----------------------------------------------------¦
¦ Дт 14 - Кт 88¦ Списание суммы дооценки на увеличение собственных ¦
¦ ¦ оборотных средств ¦
+----------------+----------------------------------------------------¦
¦ Дт 62 - Кт 46¦ Реализация импортных товаров ¦
+----------------+----------------------------------------------------¦
¦ Дт 46 - Кт 41¦ Списание стоимости реализованных товаров ¦
+----------------+----------------------------------------------------¦
¦ Дт 46 - Кт 68¦ Начисление НДС на реализованный товар с учетом ¦
¦ ¦ дооценки ¦
+----------------+----------------------------------------------------¦
¦ Дт 46 - Кт 80¦ Определение финансового результата от реализации ¦
+---------------------------------------------------------------------+