Права потребителей на возврат товаров

Основным документом, регулирующим отношения между потребителями1 товаров, их производителями и продавцами, является Закон о защите прав потребителей. Правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества изложены в статьях 678 - 681-1 ГК Украины.

Подтверждением факта продажи товара потребителю является расчетный документ: квитанция, товарный или кассовый чек или иные документы (эти документы фактически подтверждают факт совершения устной сделки). Потребитель имеет право на надлежащее качество продукции.

Все товары условно можно поделить на три основные группы:

- продовольственные товары;

- непродовольственные товары;

- специальные виды товаров.

К продовольственным товарам относятся продукты питания, к непродовольственным можно отнести бытовые приборы, одежду, мебель, посуду, бытовую химию и прочее, а примером специальных товаров являются лекарственные средства и препараты. Каждая из этих групп имеет свои особенности на возврат товара.

Право потребителя на возврат товара продовольственного назначения

Общеизвестно, что продукты питания должны иметь срок годности.

Срок годности - это период времени, на протяжении которого при соблюдении условий хранения или использования качество и безопасность товара будет соответствовать установленным требованиям. В зависимости от того, когда были куплены продукты питания, в пределах срока годности или после него, будет зависеть и характер действий покупателя.

Если продукты питания были приобретены в пределах срока годности, то возврат товара потребитель может инициировать на основании ненадлежащего качества приобретенных продуктов. В таком случае потребитель имеет два варианта действий:

- возврат товара и его замена на качественный товар;

- возврат товара и получение уплаченных за товар денег.

Указанные права на возврат товара предусмотрены ч. 8 ст. 8 Закона о защите прав потребителей.

По общему правилу деньги за товар должны быть возвращены потребителю в день разрыва договора. Таким днем считается день получения продавцом уведомления потребителя об отказе от договора и заявление потребителем требования о возврате денег.

Стороны также имеют возможность договориться об отсрочке возврата денег потребителю, но не более чем на семь дней. Потому в заявлении на возврат товара целесообразно сразу указывать банковский счет потребителя.

Потребителю никто не запрещает также инициировать возврат товара надлежащего качества. Но удовлетворение таких требований будет зависеть лишь от доброй воли продавца. Поскольку, существует Перечень N 172, согласно которому качественные продовольственные товары обмену и возврату не подлежат.

Что касается прав потребителя на возврат товара, который был приобретен после сроков годности, то продажа просроченных товаров прямо запрещена законом.

Так, согласно ч. 3 ст. 7 Закона о защите прав потребителей запрещается продажа товаров, срок годности которых истек, не указан или указан с нарушениями. Продажа товаров, на которые устанавливается срок годности, также должна производиться с таким расчетом, чтобы их можно было использовать до окончания срока годности.

Поэтому возврат товара может происходить на основании того, что договор купли-продажи противоречит требованиям ч. 1 ст. 203 ГК Украины. В свою очередь, такие нарушение являются прямым основанием для признания сделки недействительной (ст. 215 ГК Украины).

Заявление на возврат товара может подаваться продавцу потребителем лично или через юриста. Для этого достаточно подать заявление на возврат товара в двух экземплярах.

Продавец на экземпляре потребителя должен поставить отметку о принятии. Если продавец откажется поставить отметку, то заявление на возврат товара нужно будет отправить почтой с уведомлением о вручении.

Право потребителя на возврат товара непродовольственного назначения

Потребители могут вернуть розничному продавцу как товар надлежащего качества в течение 14 дней, так и товар ненадлежащего качества, если в течение гарантийного срока он обнаружит существенные недостатки, фальсификацию и т. д.

Надлежащее качество непродовольственного товара подтверждают гарантийные обязательства.

Надлежащее качество товара, работы или услуги - свойство продукции, соответствующей требованиям, установленным для данной продукции в нормативноправовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем (п. 13 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).

Права потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества зависят от вида недостатков.

Недостаток - любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, предъявляемым к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом) (п. 15 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).

Согласно п. 12 ст. 1 Закона о защите прав потребителей существенный недостаток - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по не зависящим от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из следующих признаков:

а) он вообще не может быть устранен;

б) его устранение требует более 14 календарных дней;

в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

Кстати, производитель (продавец или любое третье лицо) несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, в соответствии с п. 25 ст. 1 Закона о защите прав потребителей. Если потребитель в течение установленного гарантийного срока2 обнаружил незначительные недостатки товара, он имеет право на (ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей):

1) пропорционального уменьшения цены;

2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Несколько иные права имеет покупатель в случае выявления на протяжении установленного гарантийного срока существенных недостатков (выявление недостатков, которые нельзя устранить, недостатков, устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, недостатков, которые появлялись неоднократно или появились вновь после их устранения), которые возникли по вине производителя (продавца) товара:

1) расторгнуть договор и вернуть себе уплаченную за товар денежную сумму;

2) требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца.

Если покупатель приобрел некачественный товар, прежде всего нужно обратиться к продавцу или в сервисный центр для устранения недостатка. Если окажется, что недостатки устранить невозможно, потребитель имеет право, а производитель (продавец) обязан вернуть средства, уплаченные за товар, или заменить его на качественный. Аналогичные правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества приводятся в ст. 678 ГК Украины.

Поскольку продавец товара, как правило, не является его производителем, то это не означает, что продавец может отказать покупателю на том основании, что он не является производителем.

Как отмечено в ч. 12 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, производитель обязан возместить все убытки продавца (предприятия, которое удовлетворяет требования потребителя), который рассматривает претензию потребителя к приобретенному товару. Если товары изготовлены за пределами Украины, требования удовлетворяются за счет продавца (импортера).

За вред, причиненный вследствие дефекта продукции, отвечает ее производитель (лицо, которое, размещая на продукции свое наименование, торговую марку или иной признак, заявляет о себе как о производителе). К тому же любое лицо, которое ввезло на таможенную территорию Украины продукцию с целью ее продажи, несет ответственность как производитель.

Если производитель продукции не может быть установлен, каждый ее поставщик (продавец) несет ответственность как производитель, если он в течение 30 дней не сообщит пострадавшему наименование и место расположения производителя или лица, которое поставило ему эту продукцию.

Требования покупателя не подлежат удовлетворению, если продавец (изготовитель) докажет, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара лично или через своего представителя. Фальсификация или существенные недостатки товара подтверждаются при необходимости заключением экспертизы.

Возврат средств физическому лицу за качественный товар

Если покупатель принял решение вернуть качественный товар, то ему отводится для этого 14 календарных дней. При возврате средств покупателю налог с доходов физических лиц (НДФЛ) не удерживают на основании пп. 165.1.12 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины, которым предусмотрено, что денежная компенсация стоимости товаров, предоставленная налогоплательщику в случае их возврата продавцу, не облагается НДФЛ.

Сумма компенсации не должна превышать стоимость, по которой ранее был продан товар, возвращаемый физическим лицом.

При возврате товара надлежащего качества требование относительно стоимости компенсации физическому лицу соблюдается и НДФЛ не удерживают.

Военный сбор также не удерживается (пп. 1.7 п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НК Украины).

В форме N 1ДФ должны быть отражены все доходы физических лиц: как облагаемые налогом, так и необлагаемые.

Для отражения денежной компенсации возвращенных товаров в форме N 1ДФ предусмотрен специальный признак дохода "138".

Суммы выплат, которые не облагаются военным сбором, в разделе 2 формы N 1ДФ приводить не надо.

Возврат товара ненадлежащего качества

В случае если в товаре выявлен существенный недостаток или установлено, что товар фальсифицирован, потребитель может потребовать, в частности, расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

На момент возврата товара цена на него может остаться на прежнем уровне, а может уменьшиться или увеличиться.

Какую сумму возвращать в этом случае?

В этом случае необходимо руководствоваться правилом, предусмотренным ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей. При возврате некачественного товара покупатель получит денежную компенсацию:

- в большей сумме, чем была уплачена им при покупке, если цена на возвращаемый товар повысится;

- в той же сумме, которая была уплачена им при покупке, если цена на возвращаемый товар снизится или не изменится.

Таким образом, при расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар проводятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на время покупки.

Алгоритм возврата товара и получения денег будет следующим:

- во-первых, покупатель составляет в произвольной форме заявление (в 2-х экземплярах) и прилагает к нему расчетный документ, подтверждающий факт приобретения товара (чек, квитанцию и т. п., для товаров, на которые установлен гарантийный срок, - технический паспорт или другой документ, его заменяющий). В заявлении покупатель обязательно указывает свои данные (Ф. И. О., паспортные данные, свой номер учетной карточки, причину возврата).

В форме заявления следует предусмотреть желаемый покупателем способ выплаты: наличными средствами или безналичным расчетом на банковскую карточку (в таком случае, как правило, указываются реквизиты такой карточки).

Если покупатель рассчитывался за товар наличными денежными средствами, то ему вернут наличные, если же банковской карточкой через платежный терминал, то возможны два способа:

- в безналичной форме (путем перевода средств на тот же картсчет покупателя);

- наличностью через кассу (через РРО). Но этот способ применяют, если это не запрещено правилами платежной системы или условиями договора с банком.

Налоговики против наличных возвратов при оплате банковской карточкой (см. консультацию в подкатегории 109.02 ЗІР ГФСУ). Они считают: если оплата прошла через терминал, то и вернуть деньги покупателю можно только путем зачисления средств на его карточку (консультация в категории 109.02 "ЗІР"). Налоговики также отмечают, что средства должны возвращаться на тот же счет, с которого производилась оплата за товар.

Правила работы с терминалами (договор с банком) устанавливают, что для возврата денежных средств на карточку необходимо, чтобы, кроме расчетного документа, удостоверяющего факт покупки, покупатель предъявил квитанцию терминала, а также платежную карточку (ту, с которой осуществлялось списание средств). В противном случае кассир должен отказаться провести возврат средств.

Один экземпляр заявления возвращается потребителю с отметкой продавца (производителя), даты принятия заявления, фамилии, инициалов и должности работника, принявшего заявление, второй - остается у продавца (производителя) (п. 30 Правил N 104). Образец формы заявления на возврат товара и получения денежной компенсации приведен на рис. 1;

- во-вторых, продавец должен выдать документ, подтверждающий получение товара (п. 30 Правил N 104). Это может быть, в частности, акт о возврате товара и выплате денежной компенсации за него, по форме, разработанной продавцом самостоятельно.

Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн, материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств при применении РРО (КУРО). В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги), сведения о товаре (услуге), сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги) (п. 8 разд. IІІ Порядка N 547).

Деньги, уплаченные покупателем за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора (в день возврата), а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора - в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение 7 дней.

Торговые предприятия, применяющие РРО, должны все расчетные операции проводить через РРО (п. 1 ст. 3 Закона о РРО). Под расчетной операцией понимают, в частности, выдачу наличных за возвращенный покупателем товар, а также оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя (ст. 2 Закона о РРО). Поэтому выдача наличных за возвращенный товар - это и есть расчетная операция, а следовательно, во время ее проведения следует применять РРО.

На момент возврата товара ненадлежащего качества цена может остаться на прежнем уровне, а может уменьшиться или увеличиться.

Какую сумму возвращать в этом случае?

Тут действует правило ч. 7 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, согласно которому покупатель получит денежную компенсацию:

- в большей сумме, чем была уплачена им при покупке, если цена на возвращаемый товар повысится;

- в той же сумме, которая была уплачена им при покупке, если цена на возвращаемый товар снизится или не изменится.

При выдаче или перечислении на карточку средств при возврате товара выдают расчетный документ.

Образец формы акта о получении товара и возврате денег покупателю приведен на рис. 2.

Доход у покупателя возникает при возврате товара лишь в том случае, когда на момент возврата товара цена на него увеличилась и покупателю возвращают сумму большую, нежели он заплатил.

Сумма, равная разнице между ценой на момент возврата и ценой на момент покупки, включается в налогооблагаемый доход покупателя как дополнительное благо (пп. "г" пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 разд. IV НК Украины).

Такой доход облагается НДФЛ по ставке 18 % и военным сбором по ставке 1,5 %.

Таким образом, на руки физическое лицо получит сумму средств в размере новой (увеличившейся) стоимости товара за минусом НДФЛ и военного сбора.

Продавец в этом случае является налоговым агентом, который обязан начислить, удержать и уплатить НДФЛ и военный сбор в бюджет и заполнить форму N 1ДФ.

В форме N 1ДФ необлагаемый доход отражается с признаком дохода "138", а облагаемый доход (разницу между ценой на момент возврата и ценой приобретения) - с признаком дохода "126". Сумму удержанного военного сбора нужно указать в разделе II формы N 1ДФ в общей сумме.

Если возврат произошел в той же сумме и в течение гарантийного срока, то она не включается в доход покупателя и не облагается НДФЛ и военным сбором, но в разделе I формы N 1ДФ необлагаемый доход покупателя отражается с признаком дохода "138".

Пример. Покупатель приобрел в магазине мультиварку стоимостью 1000 грн. В связи с тем, что товар оказался некачественным, он потребовал возврата денежных средств (гарантийный срок не закончился).

На момент возврата стоимость мультиварки изменилась и составила 1500 грн.

В данном случае продавец возвращает покупателю денежные средства в размере 1500 грн и у покупателя возникает налогооблагаемый доход в сумме 500 грн (1500 - 1000).

Суммы налогов, которые нужно удержать из такого дохода, составят:

- НДФЛ - 90,00 грн (500 х 18 %);

- ВС - 7,50 грн (500 x 1,5 %).

Сумма денежной компенсации, которую продавец должен выплатить покупателю, составит 1402,50 грн (1500 - 90,00 - 7,50).

В бухгалтерском учете возврат товара отражают путем уменьшения дохода от реализации.

При этом используют проводку: дебет субсчета 704 "Вычеты из дохода" в корреспонденции с кредитом субсчета 301 "Касса в национальной валюте" (или 311).

Корректировка себестоимости реализованных товаров при возвращении и корректировки налогового обязательства по НДС осуществляют методом "сторно".

Учет некачественных возвращенных товаров (то есть бракованных товаров) и учет покупателей, получивших замену товара (получивших обратно денежные средства за некачественный товар), ведется в "Книге учета бракованных товаров и учета покупателей, которые получили гарантийную замену бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию)".

Официально утвержденной формы такой Книги в настоящее время нет, но предприятиям можно продолжать использовать форму, приведенную в приложении к утратившему силу Порядку N 1263.

__________________________________________________

1Физическое лицо, которое приобретает или имеет намерение приобрести продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника (п. 22 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).

2Гарантийный срок - срок, в течение которого изготовитель (продавец, исполнитель или любое третье лицо) принимает на себя обязательства об осуществлении бесплатного ремонта или замены соответствующей продукции в связи с введением ее в обращение (п. 5 ст. 1 Закона о защите прав потребителей).

Рисунки 1, 2 для ознакомления находится: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.1991 г. N 1023-XII "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. N 3161-IV

Закон о РРО - Закон Украины от 06.07.1995 г. N 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции от 01.06.2000 г. N 1776-ІІІ

Перечень N 172 - Перечень товаров, товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату), утвержденный Постановлением КМУ от 19.03.1994 г. N 172

Порядок N 547 - Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина Украины от 14.06.2016 г. N 547

Порядок N 1263 - Порядок учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом Минфина Украины от 03.12.2012 г. N 1263 (утратил силу)

Правила N 104 - Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.2007 г. N 104

Людмила Волинец

"Консультант бухгалтера" N 5 (849) 5 березня 2018 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)