Блокировка налоговых накладных: пути выхода из тупика

С 1 июля 2017 года в полном объеме запущен механизм приостановки (блокировки) регистрации налоговой накладной/расчета корректировки (НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), которая подпадает под критерии оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления, предусмотренный п. 201.16 ст. 201 разд. V НК Украины.

Главная цель внедрения системы блокировки налоговых накладных - борьба со схемами в возмещении НДС и минимизация миллиардных коррупционных схем и потерь бюджета.

Блокировка НН/РК станет более тонким, избирательным инструментом. В этом случае будет приостанавливаться конкретная операция, вызывающая подозрение у фискалов, но вот на право компании участвовать в системе электронного администрирования НДС это не повлияет.

Налоговики утверждают, что на практике блокируется не так много документов - примерно один из 100. Однако это не так уж и мало.

Критерии для блокировки налоговых накладных

В 2017 году количество вопросов, связанных с составлением и регистрацией НН/РК, значительно увеличилось у плательщиков НДС. Особенно болезненно продвигалась тема "кодировки услуг", так как законодательные нормы не были своевременно подкреплены подзаконными актами.

И не успели налогоплательщики хоть как-то освоиться с "новыми" правилами заполнения НН/РК, как с 1 апреля 2017 года начался тестовый режим их блокировки, а потом и тотальный контроль с 1 июля 2017 года.

Естественно, что для блокировки НН/РК нужен повод, а точнее сказать - признаки, которые может вычислить лишь программное обеспечение. Никакого ручного режима в этом вопросе нет.

Такие критерии блокировки НН/РК утверждены Приказом N 567 (далее - Критерии риска). Основным недостатком этих Критериев риска является "тупой математический расчет", не подкрепленный никакой логикой. В результате этого под блокировку НН/РК попадет немалое количество реальных НН/РК и лишь незначительная часть из них действительно выявит фиктивные операции.

Таким образом, система блокировки налоговых накладных по НДС не сможет на 100 % предотвратить регистрацию фиктивного НДС. Это признают и в Минфине Украины, поэтому кроме махинаторов страдают и вполне законопослушные предприятия.

В ГФСУ также не отрицают, что по Критериям риска была приостановлена регистрация ряда накладных плательщиков реального сектора экономики.

Основной Критерий риска - несоответствие объемов поставки товаров (услуг) на "входе" и "выходе". ГФСУ в Письме N 2723/99-99-07-05-01-18 сообщила, что для применения данного Критерия (то есть проведения мониторинга) должны выполняться следующие условия:

1) объем поставок товара (услуги), указанный в НН/РК в 1,5 раза больше остатка разницы объема приобретения на таможенной территории Украины такого товара (услуги) (кроме объема приобретения товаров (услуг) по операциям, освобожденным от налогообложения или подлежащих налогообложению по нулевой ставке) и/или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 01.01.2017 г. в полученных НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН, и таможенных декларациях, и объема поставок соответствующего товара/услуги, указанного в НН/РК, зарегистрированных с 01.01.2017 г.

Исходя из формулировки "объемы поставки" сравниваться будут именно стоимостные показатели налоговых накладных, то есть их графа 10 (а по расчетам корректировки - графа 13). А вот количественное движение при этом учитываться не будет.

Также отметим, что c 01.07.2017 г. по 11.08.2017 г. разница признавалась между объемом поставок и объемом приобретения, к тому же при расчете объема поставки не учитывались расчеты корректировки, однако учитывались объемы приобретенных товаров по освобожденным от НДС операциям и операциям, которые облагаются по нулевой ставке;

2) преобладание в таком остатке (более 75 % общего такого остатка) товаров с кодами УКТ ВЭД, которые определяются ГФСУ.

Перечень кодов товаров согласно УКТ ВЭД, применяемых для осуществления мониторинга соответствия НН/РК Критериям риска утвержден Приказом N 461;

3) отсутствие товара (услуги), указанного (указанной) в налоговой накладной, которая подана на регистрацию в ЕРНН, в информации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, как товара (услуги), которая поставляется (изготавливается) на постоянной основе. Имеется в виду Таблица данных налогоплательщика, которая является приложением к Критериям риска.

Приостановка регистрации НН/РК по этому Критерию риска осуществляется при условии, что сумма НДС, указанная в зарегистрированных в отчетном (налоговом) периоде налоговых накладных, с учетом НН/РК, представленной на регистрацию в ЕРНН, больше среднемесячной суммы уплаченных за последние 12 месяцев единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ) и налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями.

Второй Критерий риска - отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право предприятия на производство, экспорт, импорт, оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 п. 215.3 ст. 215 разд. VI НК Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной, представленной на регистрацию в ЕРНН.

Если по результатам мониторинга будет определено, что НН/РК соответствует какому-либо из приведенных выше условий, регистрация такой НН/РК будет приостановлена.

Больше всего проблем с регистрацией НН/РК возникло у производителей, у которых на входе несколько кодов УКТ ВЭД сырья и материалов, а на выходе товар с другим кодом.

Сразу же возникла проблема регистрации НН/РК по предприятиям, которые предоставляют услуги, например перевозки. Основанием прекращения регистрации их налоговых накладных стало то, что коды УКТ ВЭД на оказание услуг не совпадают с кодами на "входные" товары, что совершенно логично, но система этого не предусмотрела.

И здесь уже у плательщика возникла обязанность доказывать свое право на регистрацию и тратить большое количество времени и усилий на оформление данных доказательств.

Таким компаниям пришлось предоставлять комиссии таблицы данных и свои технологические карты, чтобы подтвердить использование сырья в производстве.

Масса предприятий по Украине не могут получить право на налоговый кредит, и по цепочке все контрагенты сейчас несут убытки. Компенсировать такие потери налогоплательщикам никто не будет.

Законодатели, наделившие фискальные органы правом блокировать НН/РК, не позаботились о том, чтобы должностные лица отвечали за некорректные решения и злоупотребления.

Хотя предполагалось, что система блокировки НН/РК должна сыграть на руку "белым" налогоплательщикам, облегчив и ускорив процесс возмещения НДС.

При внедрении любой масштабной системы мониторинга НН/РК необходимо, чтобы цель оправдывала средства. Первые шаги по блокировке НН/РК свидетельствуют об обратном. Государство ничего особого не выиграло, а потери у бизнеса уже огромные из-за этой системы, но подсчитать их невозможно, так как даже в судах невозможно потребовать компенсации за блокировку НН/РК.

Кого блокировка НН/РК не затрагивает

Не попадают под блокировку НН/РК, которые:

1) не подлежат выдаче получателю (покупателю). Такие налоговые накладные составляются в случае:

- осуществления операций по поставке неплательщикам НДС;

- при условной продаже (в частности, при начислении налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 ст. 198 и п. 199.1 ст. 199 разд. V НК Украины, аннулировании регистрации налогоплательщика, в случае превышения базы над договорной стоимостью);

- при получении услуг от нерезидента;

- при осуществлении экспортных операций;

- при составлении сводных налоговых накладных по ежедневным итогам реализации.

В "шапке" таких налоговых накладных заполнено поле "Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини" и указан один из типов причин;

2) составлены на освобожденные от НДС операции (ст. 197 разд. V НК Украины; пункты 2, 3, 4-1 12, 23, 26, 26-1, 27, 28, 32, 38, 45, 46, 47 подразд. 2 разд. XX НК Украины);

3) объем поставок, в НН/РК, зарегистрированных в текущем месяце, с учетом представленной на регистрацию НН/РК, составляет менее 500 тыс. грн и руководитель - должностное лицо такого налогоплательщика занимает аналогичную должность не более чем в трех действующих налогоплательщиков. При определении объема поставки не учитывается сумма НДС. За текущий период берется отчетный период, в котором составлена НН/РК, которая регистрируется в ЕРНН;

4) общая сумма уплаченных в 2016 году ЕСВ, налогов и сборов плательщиком и его обособленными подразделениями составляет более 5 млн грн. При расчете суммы налогов не принимаются во внимание суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Украины (этот признак используется с 01.04.2017 г. до 01.01.2018 г.);

5) одновременно D > 0,05, а Р < Рм х 1,3,

где D - расчетная величина, равная S / Т;

S - общая сумма уплаченных за последние 12 месяцев сумм ЕСВ, налогов и сборов (кроме суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями;

Т - общая сумма поставки товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемые по основной ставке и ставке 7 %, за последние 12 месяцев, по зарегистрированным НН/РК;

Р - сумма НДС в зарегистрированных в отчетном (налоговом) периоде НН/РК, с учетом представленной на регистрацию НН/РК;

Рм - самая большая месячная сумма НДС в зарегистрированных НН/РК за последние 12 месяцев.

В случае если по результатам проверки ГФСУ установлено, что НН/РК соответствует одному из приведенных выше признаков, - такая НН/РК не подлежит мониторингу.

В случае если в контролирующий орган поступила информация, свидетельствующая о предоставлении плательщиком недостоверной информации согласно приложениям к этим Критериям риска, Комиссия ГФСУ вправе принять решение не учитывать информацию, предоставленную плательщиком по установленной форме, при осуществлении ГФСУ мониторинга.

Как налогоплательщик узнает о блокировке налоговой
накладн
ой и какие понадобятся документы для разблокирования

О приостановлении регистрации налоговой накладной будет свидетельствовать Квитанция о приостановлении ее регистрации (она должна прийти в течение операционного дня).

Квитанцию о приостановлении регистрации НН/РК направляют и поставщику, и покупателю (абзац 12 п. 201.10 ст. 201 разд. V НК Украины и п. 17 Порядка N 1246). В такой Квитанции должны быть указаны:

а) порядковый номер и дата составления НН/РК;

б) определение критерия оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, на основании которых была осуществлена приостановка регистрации НН/РК;

в) предложение относительно предоставления налогоплательщиком объяснений и/или копии документов (по исчерпывающему перечню), достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой НН/РК в ЕРНН.

Исчерпывающий перечень таких документов в разрезе Критериев риска, утвержден Приказом N 567, к которым, в частности, относятся:

- договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями, переписка с контрагентами;

- договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления хозяйственной операции;

- первичные документы по поставке (приобретению) товаров/услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

- расчетные документы, банковские выписки из лицевых счетов;

- документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.

Как видим, что речь идет о документах, которые подтверждают как продажу, так и покупку товаров/услуг.

К тому же исчерпывающий перечень не предусматривает документального подтверждения наличия трудовых ресурсов, материально-технических и технологических возможностей для осуществления хозяйственных операций.

Подавать такие документы можно в течение 365 календарных дней (пп. 201.16.2 п. 201.16 ст. 201 разд. V НК Украины) контролирующему органу по основному месту учета.

Не позднее следующего рабочего дня со дня их получения налоговики по основному месту учета должны будут их передать Комиссии ГФСУ.

В Письме N 2723/99-99-07-05-01-18 налоговики проинформировали о том, что подавать документы нужно, используя Повідомлення щодо подачі документів про підтвердження реальності здійснення операцій по відмовленим ПН/РК за формою J(F)1312601.

Формируется это Уведомление по каждой отдельной НН/РК, регистрация которой приостановлена. Форма Уведомления предусматривает, что в нем нужно указать реквизиты "заблокированной" налоговой накладной и привести "письменные" пояснения относительно подтверждения информации, указанной в "заблокированной" НН/РК (для этого предусмотрена специальная строка).

Подавать Уведомление можно через:

- личный кабинет электронного сервиса "Электронный кабинет плательщика" (режим "Ведение отчетности") (вход в который осуществляется по адресу: cabinet.sfs.gov.ua);

- через официальный вебпортал ГФСУ с помощью бесплатного программного обеспечения ГФС и любого программного обеспечения, которое формирует выходной файл в соответствии с утвержденным форматом (стандартом) - по выбору плательщика самостоятельно по своему усмотрению.

Далее к каждому такому Уведомлению нужно приложить копии документов в виде отдельных приложений по форме J(F)1360101 в формате PDF (размер каждого не должен превышать 2 мгб).

Первая квитанция, которую получит плательщик после отправки Уведомления и приложения, подтверждает передачу плательщиком документа в электронном виде, во второй квитанции определяется статус документа (Принято/Не принято).

Письменные объяснения и копии документов, указанные в исчерпывающем перечне, налогоплательщик представляет ГФСУ в электронном виде средствами электронной связи, определенными ДФС, с учетом требований Закона об ЭЦП, Закона об электронном документообороте и нормативно правового акта о порядке обмена электронными документами с контролирующими органами.

Неподача таких пояснений (копий) документов может стать причиной для принятия Комиссией ГФСУ решения об отказе в регистрации налоговой накладной (Постановление N 190).

Последствия блокировки налоговой накладной

НН/РК, регистрацию которых приостановлено, регистрируются в день:

1) принятия комиссией решения о регистрации НН/РК;

2) вступления в законную силу решения суда о регистрации НН/РК (в случае поступления в ГФСУ соответствующего решения суда).

Однако, для того, чтобы произошло событие, которое позволит зарегистрировать заблокированную ранее налоговую накладную или расчет корректировки к налоговой накладной, необходимо будет решение Комиссии или суда. Понятно, что такого решения нужно будет осуществить ряд действий.

К тому же, законодатели предусмотрели норму о том, что штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных не применяются на период приостановления регистрации налоговой накладной до принятия решения о возобновлении регистрации такой НН/РК (п. 120-1.1 ст. 120-1 гл. 11 разд. II НК Украины).

При этом заметим, что норма относительно приостановки начисления штрафов на период блокировки НН/РК прописана так, что нет четкого понимания относительно какого периода она действует: принятия решения Комиссией или же новой регистрации НН/РК.

Так как штрафы к заблокированной налоговой накладной не применяют до принятия комиссией решения о возобновлении регистрации налоговой накладной (именно до возобновления, а не до принятия комиссией какого-либо решения), поэтому отказ в регистрации налоговой накладной к штрафам приводить не должен.

Датой регистрации налоговой накладной должна быть дата принятия комиссией ГФСУ решения о ее регистрации. В том случае, когда по заблокированным налоговым накладным дело дойдет до судов, налоговую накладную при положительном исходе зарегистрируют днем вступления решения суда в законную силу или днем, указанным в решении (п. 20 Порядка N 1246).

А что будет если после блокировки НН/РК плательщик не будет применять меры по ее разблокированию или комиссия примет решение об отказе в регистрации НН/РК?

Если НН/РК не разблокированы - значит они не являются тем документом, за который нужно штрафовать налогоплательщика. Ведь именно налоговики усомнились в законности поставки по такой налоговой накладной.

Другое дело, что у налоговиков могут быть к налогоплательщику претензии относительного того, что на реальную операцию поставки так и не была оформлена налоговая накладная, а соответственно скрыт объект налогообложения. Узнать об этом налоговики смогут по жалобе покупателя.

По сути, до истечения 365 календарных дней (то есть периода, в течение которого плательщик может подавать документы для разблокировки НН/РК) оснований для применения штрафа у налоговиков быть не должно.

А вот после истечения указанного срока штраф за отсутствие НН/РК по операции, если операция действительно имела место, применить могут. Но только при условии, что плательщик так и не применял меры по разблокированию налоговой накладной.

Важно понимать какие же последствия блокировки НН/РК будут у продавца и покупателя.

Последствия блокировки для продавца

Блокировка налоговой накладной не освобождает продавца от обязанности отразить налоговые обязательства по такой налоговой накладной в Налоговой декларации по НДС.

Ведь блокировка НН/РК не влияет на дату возникновения налоговых обязательств, которая регулируется ст. 187 разд. V НК Украины, и никаких переносов сроков в связи с блокировкой НН/РК не предусмотрено в этом случае.

Для определения количества дней просрочки регистрации НН/РК для применения штрафа по ст. 120-1 гл. 11 разд. II НК Украины период блокировки не учитывается.

Пример 1. Налоговая накладная, датированная 11.09.2017 г., была отправлена на регистрацию 29.09.2017 г. и заблокирована.

Предельный срок для регистрации налоговой накладной, составленной с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца, - это последний день (включительно) календарного месяца, в котором они составлены. В нашем случае - это 30.09.2017 г.

Налоговая накладная была разблокирована (зарегистрирована) 10.10.2017 г.

Если налоговая накладная была отправлена на регистрацию в срок (до 30.09.2017 г.) и затем заблокирована, то в этом случае на весь период блокировки до 09.10.2017 г. течение сроков регистрации приостанавливается. К налогоплательщику штрафные санкции не применяются.

Приостановка сроков регистрации НН/РК не освобождает от штрафов налогоплательщика, который нарушил сроки их регистрации в ЕРНН.

Пример 2. Налоговая накладная, датированная 17.08.2017 г., была отправлена на регистрацию 18.09.2017 г. и заблокирована.

В этой ситуации налогоплательщик нарушил срок регистрации налоговой накладной на 3 дня. Налоговая накладная была разблокирована (зарегистрирована) 25.09.2017 г.

Если налоговая накладная была отправлена на регистрацию с нарушением предельного срока и затем заблокирована, то в этом случае лишь на период блокировки с 18.09.2017 г. до 24.09.2017 г. течение сроков регистрации приостанавливается.

А вот за нарушение предельного срока регистрации налоговой накладной на 3 дня штрафов налогоплательщику не избежать.

При нарушении срока регистрации до 15 календарных дней к налогоплательщику применяются штрафные санкции в размере 10 % суммы НДС, указанной в такой налоговой накладной.

Если налоговая накладная заблокирована, это означает, что она не зарегистрирована в ЕРНН и такая налоговая накладная не уменьшает лимит регистрации, предусмотренный п. 200-1.3 ст. 200-1 разд. V НК Украины.

Так как заблокированная налоговая накладная не уменьшает лимит регистрации, поэтому он может быть использован для регистрации других налоговых накладных.

В день, когда комиссия примет решение о возобновлении регистрации налоговой накладной, такая налоговая накладная снова будет проходить проверку на наличие лимита регистрации, достаточного для ее регистрации (п. 18 Порядка N 1246).

Когда лимита будет хватать, то налогоплательщику придет Квитанция о регистрации налоговой накладной. Если же на эту дату лимита будет не хватать, то согласно разъяснениям налоговиков, плательщик получит:

- решение о регистрации налоговой накладной;

- Квитанцию об ожидании регистрации в связи с недостаточностью лимита регистрации.

Как только лимита будет достаточно, тогда такая налоговая накладная будет зарегистрирована.

Подводя итог последствиям блокировки НН/РК у продавца заметим, что сама по себе блокировка налоговой накладной происходит помимо воли налогоплательщика. В большинстве случаев препятствие для блокировки будет устранено, когда продавец представит документы.

А это значит, что виновным в хозяйственных спорах относительно отсутствия регистрации налоговой накладной продавец может считаться только в том случае, если им не принимались меры по разблокированию НН/РК.

Последствия блокировки для покупателя

Блокировка НН/РК затрагивает интересы покупателей, которые по сути остаются в сложном положении, потому что полностью зависят от действий продавца. Ведь до того момента, пока продавец не выдаст им новую налоговую накладную или не разблокирует старую, права на налоговый кредит они иметь не будут.

О попытке регистрации налоговой накладной и ее блокировке покупатель будет уведомлен и это уже повод для беспокойства и контроля за сложившейся ситуацией. Право на налоговый кредит по заблокированной налоговой накладной покупатель получит после того как налоговая накладная будет разблокирована и зарегистрирована в ЕРНН.

В случае приостановления регистрации налоговой накладной отсчет срока в 365 календарных дней для отражения налогового кредита прерывается на весь период приостановки регистрации НН/РК и возобновляется со дня прекращения процедуры приостановления регистрации НН/РК (абзац 4 п. 198.6 ст. 198 разд. V НК Украины).

Месяц (квартал), в котором истекают предельные 365 календарных дней, является последним месяцем (кварталом), когда можно отразить налоговый кредит в Налоговой декларации по НДС.

При этом налогоплательщик-покупатель, столкнувшийся с блокировкой операции, будет вынужден перекрывать образовавшуюся "яму" собственными деньгами.

По общему правилу расчет корректировки, составленный поставщиком товаров (услуг) к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика НДС, подлежит регистрации в ЕРНН:

- поставщиком (продавцом) товаров (услуг), если предполагается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировки количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;

- получателем (покупателем) товаров/услуг, если предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю.

Несмотря на то, что регистрировать расчет корректировки на уменьшение налоговых обязательств в ЕРНН обязан покупатель, но подавать Уведомление о подаче документов о подтверждении реальности осуществления операций по отказано НН/РК по форме J(F)1312601 будет не он.

Так, в случае блокировки регистрации расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств Уведомление подается налогоплательщиком - продавцом, указанным в расчете корректировки и налоговой накладной, которая корректируется.

Как обжаловать решение о блокировке НН/РК

Напомним еще раз, что решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН может быть обжаловано в административном или судебном порядке (пп. 201.16.3 п. 201.16 ст. 201 разд. V НК Украины).

Административный порядок обжалования блокировки НН/РК

Процедуру рассмотрения жалоб на решения комиссии ГФСУ, которая принимает решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН определяет Порядок N 485.

Жалоба должна содержать:

- наименование или фамилию, имя, отчество налогоплательщика, подающего жалобу, его налоговый адрес;

- налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц - предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номером паспорта);

- реквизиты обжалуемого решения комиссии ГФС;

- информацию о причинах несогласия налогоплательщика с решением комиссии ГФС;

- сведения об обжаловании решения комиссии ГФС в суд;

- требования налогоплательщика, подающего жалобу;

- адрес, по которому необходимо направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Рассмотрение жалобы осуществляется комиссией ГФСУ по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФСУ, при участии уполномоченного лица Минфина. Жалобы подаются плательщиком НДС в ГФСУ в течение 10 календарных дней после получения им решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН.

Таким образом, жалобу в соответствии с Порядком N 485 нужно подавать непосредственно в ГФСУ. Ни областные управления ГФС, ни местные налоговые инспекции к обжалованию решения о блокировке НН/РК никакого отношения не имеют.

Сроки отсчитываются со дня получения налогоплательщиком решения, а не со дня отправки последнего налоговиками.

В случае если последний день срока подачи приходится на выходной или праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Решение комиссии по вопросам рассмотрения жалоб не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке (п. 17 Порядка N 485).

Судебный порядок обжалования блокировки НН/РК

Формально срок обращения в суд для обжалования решений устанавливается в 1095 дней. Он исчисляется с момента, когда налогоплательщик получил решение об отказе в регистрации НН/РК.

Так как в регистрации НН/РК заинтересован покупатель, то затягивать с подачей иска до окончания 1095-дневного срока не логично. Ведь на формирование налогового кредита покупателю отводят всего 365 календарных дней.

При подаче иска в суд ответчиком будет выступать ГФСУ. А вот Комиссия ГФСУ не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления.

Налогоплательщик сам выбирает в какой окружной административный суд ему обратиться:

или по его местонахождению, или в Киев по местонахождению ГФСУ (ч. 1 и 2 ст. 19 КАС Украины).

Однако, если представить объем исков, которые в принципе могут быть поданы в связи с блокировкой налоговых накладных, то суды могут просто "утонут" в таких спорах.

Список использованных документов

КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон об электронном документообороте - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 851-IV "Об электронных документах и электронном документообороте"

Закон об ЭЦП - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 852-IV "Об электронной цифровой подписи"

Порядок N 485 - Порядок рассмотрения жалоб на решения комиссии Государственной фискальной службы об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный Постановлением КМУ от 04.07.2017 г. N 485

Порядок N 1246 - Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный Постановлением КМУ от 29.12.2010 г. N 1246

Приказ N 461 - Приказ ГФСУ от 30.06.2017 г. N 461 "Об утверждении Перечня кодов товаров согласно УКТ ВЭД"

Приказ N 567 - Приказ Минфина Украины от 13.06.2017 г. N 567 "Об утверждении Критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и Исчерпывающего перечня документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных"

Постановление N 190 - Постановление КМУ от 29.03.2017 г. N 190 "Об установлении оснований для принятия решения комиссией Государственной фискальной службы о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или об отказе в такой регистрации"

Письмо N 2723/99-99-07-05-01-18 - Письмо ГФСУ от 06.09.2017 г. N 2723/99-99-07-05-01-18 "О системе мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков"

Людмила Волинец

"Консультант бухгалтера" N 18 (838) 25 вересня 2017 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)