Для чего нужна товарно-транспортная накладная

Оформление товарно-транспортной накладной (ТТН) - важная составляющая документооборота транспортных компаний, а также других участников процесса перевозки - заказчиков услуг, грузоотправителей и грузополучателей.

Сложности с ней возникают лишь потому, что периодически меняется статус этого документа. Одно время ТТН оформляли по типовым формам, затем она была переведена в статус бланков строгой отчетности, впоследствии стала обычной формой первичного учета.

10 декабря 2013 года привычная всем форма ТТН была отменена вместе с путевым листом грузового автомобиля и талоном заказчика.

14 января 2014 года появилась новая ТТН (форме N 1-ТН) как приложение 7 к Правилам N 363. Новая форма ТТН - это, по сути, упрощенная форма старой накладной. Старая форма в таблицах содержала 47 реквизитов, новая - только 15.

Обязательно ли оформлять ТТН?

ТТН, как и прежде, остается основным документом, который оформляют при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Следовательно, изменения, которые систематически происходят с формой ТТН, принципиально не изменили ее правовой статус. Более того, форма ТТН (приложение 7 к Правилам N 363) непосредственно касается всех перевозчиков, а не только подчиненных Мининфраструктуре предприятий.

В соответствии с п. 11.1 Правил N 363 основным документом на перевозку грузов является ТТН, форма которой приведена в приложении 7 к настоящим Правилам.

В п. 1 Правил N 363 ТТН определена как единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ), учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы.

Следовательно, целые применения ТТН являются:

- списание ТМЦ;

- учет ТМЦ на пути перемещения;

- оприходование, складской, оперативный и бухгалтерский учет ТМЦ;

- основанием для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы.

Из приведённого перечня целей использования ТТН видно, что она используется как для оформления хозяйственной операции по передаче ТМЦ продавцом покупателю (первые три пункта), так и для оформления хозяйственной операции по предоставлению услуг перевозки и сопутствующих им услуг (четвертый пункт).

Согласно п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. I НК Украины для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

А согласно ст. 9 Закона о бухучете основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- название документа (формы);

- дату составления;

- название предприятия, от имени которого составлен документ;

- содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

- должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

Таким образом, ТТН, как и прежде, остается основным документом, который оформляют при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Наличия ТТН требуют Правила N 363, а также как обязательный документ она упоминается в п. 1 Перечня N 207. Кроме того, среди документов водителя, на основании которых выполняются грузовые перевозки, также упоминается ТТН в ст. 48 Закона об автотранспорте.

Следовательно, ТТН как документ подтверждает факт получения услуг по перевозке товаров, но не факт их приобретения. Параллельно заметим, что ТТН не относится к тем первичным документам, которые для целей налогового учета необходимы для подтверждения факта продажи либо приобретения товаров.

Отсутствие транспортной документации означает лишь нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом, которые, в свою очередь, не связаны с соблюдением налогового законодательства и не влияют на формирование показателей налоговой отчетности.

Несмотря на то, что ТТН по-прежнему остается в числе обязательных для заполнения документов, но нужна она только тогда, когда груз перевозят с привлечением сторонних лиц (перевозчиков) на основании договора перевозки. А это значит, что выписывать ТТН или нет, нужно решать в каждом конкретном случае в зависимости от того, кто осуществляет транспортировку.

Так, если для перевозки груза субъект хозяйствования привлекает транспортную компанию, то выписывать ТТН нужно обязательно.

Учесть транспортные затраты в составе бухгалтерских и налоговых расходов позволит любой первичный документ, например, акт предоставленных транспортных услуг.

Если же субъект хозяйствования решит использовать для доставки грузов собственный автотранспорт, то ТТН в данном случае не обязательна.

Вместо ТТН водителя достаточно обеспечить товарной накладной или другим документом, подтверждающим право собственности на груз.

Стороны, которые задействованы в ТТН

Статьей 909 ГК Украины предусмотрено, что по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с п. 11.4 Правил N 363 ТТН заказчик (грузоотправитель) должен выписывать в количестве не менее четырех экземпляров. Первый экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя), второй экземпляр водитель (экспедитор) должен передать грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью грузополучателя (при необходимости печатью или штампом), остаются у перевозчика. Один из этих двух экземпляров ТТН будет предоставлен заказчику услуг перевозки со счетом на оплату предоставленных услуг, то есть вернется грузоотправителю, но уже со всеми подписями в нем.

Итак, участников процесса перевозки груза - трое:

- грузоотправитель;

- перевозчик;

- грузополучатель.

Порой грузополучатель и грузоотправитель могут совпадать в одном лице. Например, в соответствии со ст. 664 ГК Украины обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю, если договором установлена обязанность продавца доставить товар, или в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю по местонахождению товара. При этом если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца доставить товар или передать товар в его местонахождении, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю.

Следовательно, к заполнению ТТН будут иметь отношение и продавец (как грузоотправитель), и покупатель (как грузополучатель) - только в том случае, если из договора не вытекает обязанность продавца доставить товар или передать в его местонахождении.

В том случае, когда продавец обязался доставить товар покупателю, то грузоотправителем и грузополучателем будет он сам. Если обязательством продавца является передача товара в его (товара) местонахождении, то грузоотправителем и грузополучателем будет покупатель.

И только в том случае, если стороны не оговорили в договоре поставки ни первый, ни второй вариант исполнения продавцом своей обязанности, ТТН будет иметь значение для всех трех участников поставки и перевозки товара. Тогда ТТН будет выполнять две отдельные функции, а именно служить основанием:

- для списания ТМЦ, их учета на пути перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета;

- для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы.

Выполнение ТТН двух функций в данном случае означает оформление двух разных по своему юридическому содержанию и учетному характеру хозяйственных операций: поставки и перевозки. То есть при помощи ТТН оформляется хозяйственная операция поставки, участниками которой являются грузоотправитель и грузополучатель, и хозяйственная операция перевозки груза, участником которой является грузоотправитель и перевозчик.

Поскольку ТТН оформляется две хозяйственные операции, каждая из которых имеет свою суть, то она должна служить также и основанием для учета обеих операций.

В соответствии со ст. 1 Закона о бухучете хозяйственная операция - действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

А согласно ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете обязательным реквизитом первичного документа является, кроме всего прочего, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции. То есть каждая хозяйственная операция должна измеряться своими единицами.

Исходя из формы ТТН, приведенной в приложении 7 к Правилам N 363, грузоотправитель должен оформлять ТТН на каждую поездку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно.

Иными словами - при перевозке товара в одном авто нескольким грузополучателям грузоотправитель должен выписать ТТН каждому из них. А также во время перевозки товара одному грузополучателю несколькими авто - ТТН на каждое авто. Если же доставляют товары одному грузополучателю одним авто несколькими поездками ТТН оформляют на каждую поездку отдельно.

Хозяйственная операция по перевозке груза в ТТН

В соответствии с п. 1 Правил N 363 грузовое место - условная единица груза для приема его к перевозке или сдачи грузополучателю при осуществлении погрузки или разгрузки подвижного состава.

То есть в отношениях между перевозчиком и заказчиком его услуг в качестве единицы груза применяется не стоимость товара, а грузовое место.

Именно количество грузовых мест должно влиять на стоимость услуг перевозки. Стоимость услуг, в свою очередь, будет выступать количественной характеристикой указанной операции, предназначенной для отражения в бухгалтерском учете.

Согласно п. 14.1 Правил N 363 форма и порядок расчетов, а также случаи изменения размера оплаты за перевозку грузов и предоставления других связанных с этим услуг определяются Перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем - Заказчиком при заключении ими Договора на перевозку грузов.

Такая договоренность должна быть отражена в п. 3.1 Договора перевозки (Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в городском и междугородном сообщении приведен в приложении 1 к Правилам N 363).

ТТН в данном случае служит подтверждением исполнения перевозчиком своих обязательств, поскольку окончательный расчет за перевозку грузов осуществляется Заказчиком на основании счета Перевозчика, который должен быть выписан не позднее трех дней после выполнения перевозок с приложением ТТН (п. 14.4 Правил N 363).

Учитывая саму форму ТТН, водитель, как представитель перевозчика, должен своей подписью в ней подтвердить предоставление ему груза для перевозки в состоянии, соответствующем правилам перевозок определенных грузов, по количеству мест и массе брутто, а не по стоимости, которую, кстати, он ни проверить, ни сравнить со стоимостью, указанной в договоре поставки, не сможет. Поэтому для перевозчика имеет значение количество грузовых мест и передача их грузополучателю в полном объеме.

Стоимость услуги перевозки - это существенное условие договора перевозки, которое в ТТН не указывается, поскольку в этом нет смысла.

Таким образом, хозяйственная операция - услуга по перевозке - подтверждается договором и ТТН, имеет свои содержание, объем и единицу измерения, отличную от стоимости груза.

Хозяйственная операция по поставке товара в ТТН

Как было сказано выше, ТТН, кроме расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, является основанием (первичным документом) и для списания ТМЦ, их учета на пути перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета. А это уже касается хозяйственной операции поставки, осуществляемой между поставщиком и покупателем.

Именно поставщик на основании ТТН списывает товар со своего склада, ведет учет его перемещения, а покупатель осуществляет оприходование.

В соответствии с Инструкцией N 291, счета класса 2 "Запасы" "предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию готовой продукции, товаров, предметов труда, предназначенных для обработки, переработки, использования в производстве и для хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов. При этом готовая продукция, товары, производственные запасы и др., которые отгружены, до перехода покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности на них, отражаются на отдельных субсчетах соответствующих счетов учета запасов.

Поэтому в ТТН должна быть также указана стоимость груза, переданного перевозчику для перевозки, поскольку эта стоимость используется для определения общей суммы хозяйственной операции по поставке товаров, на которые оформлена ТТН.

Таким образом, в строке "Всего отпущено на общую сумму__, в т.ч. НДС__", приводится информация, необходимая для отражения операции поставки, осуществляемой между поставщиком и покупателем.

Использование стоимости груза, указанной в ТТН

Пунктом 4.3 Примерного договора, являющегося приложением к Правилам N 363, предусмотрено, что "Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность груза от полной или частичной утраты, повреждения или порчи при перевозке в размере фактического ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины".

В соответствии с п. 13.6 Правил N 363 в случае если при выявлении недостачи, повреждения или порчи грузов, Перевозчик и грузоотправитель или грузополучатель не достигли согласия в определении их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, по требованию Перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя проводится экспертиза в бюро товарных экспертиз или другими компетентными организациями либо физическими лицами.

Следовательно, в таком случае перевозчик и грузоотправитель или грузополучатель могут достичь согласия в отношении суммы уменьшения стоимости груза. По крайней мере, Правила перевозок грузов существование такого согласия допускают.

Согласно п. 16.1 Правил N 363 перед подачей грузоотправителем или грузополучателем иска к Перевозчику обязательно нужно предъявить ему претензию. Среди прочих реквизитов в претензии ее предъявитель должен указать "сумму претензии по каждому отдельному виду требований (за полностью утраченный груз или частичную его утрату либо недостачу, порчу, повреждение, за просрочку доставки и т. п.), если они подлежат денежной оценке, платежные реквизиты заявителя претензии".

В п. 16.11 Правил N 363 предусмотрено, что к претензии в отношении утраченного, отсутствующего, испорченного груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, прилагается документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. При этом "документом, подтверждающим оплату грузоотправителем стоимости груза, может служить документ банка или справка, подписанная руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия, заявившего претензию, о том, по какому счету и в какой сумме, когда и кому была произведена оплата стоимости груза.

Итак, учитывая, что заказчик и перевозчик могут достичь согласия в отношении суммы, на которую уменьшилась стоимость груза при перевозке, можно предложить стоимость груза, указанную в ТТН в строке "Всего отпущено на общую сумму__, в т.ч. НДС__", использовать в качестве базы для расчета суммы возмещения убытков, которые перевозчик должен уплатить заказчику в случае снижения стоимости груза во время пребывания его у перевозчика. Для этого стороны договора перевозки могут оговорить это в договоре, изложив его п. 4.3 следующим образом:

"4.3. Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность груза от полной или частичной утраты, повреждения или порчи при перевозке в размере фактического ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. Стороны согласовали, что размер материальной ответственности определяется на основании стоимости груза, указанной в товарно-транспортной накладной".

Конечно,заказчик и перевозчик могут воспользоваться общими правилами расчета суммы возмещений, если не включат приведенную редакцию п. 4.3 в договор, заключенный между ними. Однако следует сказать, что указание в договоре перевозки такой формулировки могло бы облегчить взаимоотношения между ними и упростить поиски компромисса в случае повреждения или утраты груза.

Подытоживая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что строка "Всего отпущено на общую сумму__, в т.ч. НДС__" в ТТН предназначен исключительно для отражения в учете поставщика и покупателя хозяйственной операции по поставке товара, перевозимого перевозчиком.

Ранее НДС отдельно не выделялся в ТТН, хотя на практике показатели по НДС все-таки дописывали.

Эта стоимость с согласия заказчика и перевозчика может быть использована также и для осуществления расчета суммы возмещения стоимости утраченного или испорченного груза.

Какую форму ТТН использовать?

С 18.03.2016 г. Вступил в силу Приказ N 26, которым Мининфраструктуры разрешило субъектам хозяйствования наряду с типовой формой N 1-ТН ( приложение 7 к Правилам N 363) применять ТТН произвольной формы.

Главное условие применения "произвольной" ТТН - она должна содержать набор обязательных реквизитов, которые перечислены в абзаце 2 п. 11.1 Правил N 363.

Обязательной для ТТН является такая информация:

- наименование документа ("Товарно-транспортная накладная");

- дата и место его составления;

- наименование (Ф. И. О.) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

- наименование и количество груза;

-основные характеристики и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать груз;

- марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицепа/полуприцепа;

- пункты погрузки и разгрузки с указанием полного адреса;

- должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

Таким образом, любое предприятие может взяв за основу форму N 1-ТН, разработать свою персональную ТТН исходя из собственной специфики деятельности.

Самостоятельно разработанную форму ТТН нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию. В остальном же правила заполнения ТТН не изменились.

Заполнять ТТН (как типовой, так и произвольной формы) разрешено как печатным способом, так и вручную. Более того, не запрещено применение комбинированного способа, когда часть реквизитов отпечатана на принтере, а часть - заполнена от руки.

Последствия отсутствия ТТН

Ответственность за нарушение законодательства об автомобильном транспорте изложена в ст. 60 Закона об автотранспорте.

Так, за предоставление услуг по перевозкам грузов без оформления документов, перечень которых определен статьями 39 и 48 Закона об автотранспорте, автомобильному перевозчику грозит штраф в размере 1700 грн (100 НМДГ) (ст. 60 Закона об автотранспорте).

Налагает его руководитель органа государственного контроля и его заместитель (п. 37 Порядка N 1567).

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон о бухучете - Закон Украины от 16.07.1999 г. N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"

Закон об автотранспорте - Закон Украины от 05.04.2001 г. N 2344-III "Об автомобильном транспорте", в редакции от 23.02.2006 г. N 3492-IV

Инструкция N 291 - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291

Перечень N 207 - Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный Постановлением КМУ от 25.02.2009 г. N 207

Порядок N 1567 - Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденный Постановлением КМУ от 08.11.2006 г. N 1567

Правила N 363 - Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 г. N 363

Приказ N 26 - Приказ Минифраструктуры от 27.01.2016 г. N 26 "О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине"

Людмила Волинец

"Консультант бухгалтера" N 17 (837) 18 вересня 2017 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)