Консультации органов государственного надзора с общественностью

Участие представителей общественности в государственном управлении может служить гарантией соблюдения законности в деятельности органов государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о госнадзоре общественные объединения в лице их уполномоченных представителей имеют право осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования во время осуществления относительно них мер государственного надзора.

Органы государственного надзора обязаны рассматривать обращения общественных объединений, их уполномоченных представителей в интересах субъектов хозяйствования в порядке, установленном для рассмотрения обращений субъектов хозяйствования. По инициативе общественных объединений органы государственного надзора проводят консультации с общественностью в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Однако же, такой порядок отсутствовал в течение десяти лет с момента принятия данного закона.

24 мая 2017 года Кабинетом Министров Украины был утвержден Порядок N 398, который вступил в силу 13 июня 2017 года.

Данный подзаконный акт предусматривает как публичные, так и письменные консультации органов государственного надзора с представителями общественных организаций по вопросам, возникающим в процессе осуществления государственного надзора.

Обратим Ваше внимание на то, что об участии представителей общественности в проведении мер государственного надзора речь в документе не идет. Предусмотрены только консультации по сути действующего законодательства.

Действие нормативноправового акта распространяется на любые государственные инспекции, работающие в Украине. Наверное, целью принятия данного документа было улучшение общественного мнения о работе органов власти.

Проведение подобных консультаций следует отличать от деятельности общественных советов при органах власти, предусмотренных Постановлением N 996. Ведь общественные советы действуют на постоянной основе, а консультации с общественностью по тому или иному вопросу могут проводиться периодически в зависимости от поступления обращений от общественных организаций.

В соответствии с п. 3 Порядка N 398 консультации могут проводиться по инициативе общественных объединений, профсоюзных организаций или организаций работодателей.

Никаких ограничений, связанных с профилем деятельности организации, законодательство не предусматривает. Форма обращения также может быть свободной.

Консультации могут касаться вопросов планирования мер государственного надзора, разъяснения норм законодательства, которое относится к компетенции таких органов, и консультационной поддержки общественных организаций по вопросам участия в мерах государственного надзора.

Конечно же, у организаций работодателей, общественных организаций предпринимателей могут возникать вопросы к работникам контролирующих органов по поводу их деятельности.

Недостатки или же нарушения в работе налоговой инспекции, инспекции по защите прав потребителей, по надзору за охраной труда или же иных органов контроля могут стать предметом для встречи представителей общественности с руководством контролирующего органа.

Абсолютно естественно, что любые недоразумения можно разрешить в ходе публичной встречи руководства контролирующей инспекции с представителями общественности. На такие встречи могут быть приглашены предприниматели определенного населенного пункта, руководство предприятий, юристы общественной организации, инициировавшей такое мероприятие.

Профессиональные союзы работников определенной отрасли могут проявить интерес к работе инспекции по вопросам труда и защите их трудовых прав работниками этой инспекции. Консультации могут касаться обращений отдельных граждан в данную инспекцию по вопросам нарушения их трудовых прав. В данной встрече могут принять участие представители трудовых коллективов различных предприятий той или иной отрасли экономики.

Как предусмотрено п. 6 Порядка N 398 форма и дата проведения консультации с общественностью определяется органом государственного надзора с учетом предложений общественной организации.

В соответствии с п. 7 Порядка N 398 в случае проведения публичного общественного обсуждения орган государственного надзора в течение пяти рабочих дней со дня получения такого обращения письменно информирует общественную организацию о проведении такого обсуждения. В случае необходимости приглашение может быть отправлено другим органам государственного надзора, общественным советам и вспомогательным органам, созданным при органах государственной власти.

В соответствии с п. 8 Порядка N 398 контролирующий орган публикует на своем официальном веб-сайте информационное сообщение о проведении публичного общественного обсуждения.

В таком объявлении должны быть указаны:

- вопросы, вынесенные на обсуждение;

- место и время его проведения;

- адрес электронной почты;

- срок и форма подачи предложений для обсуждения;

- данные должностного лица, ответственного за проведение мероприятия.

То есть в проведении такой встречи могут принять участие представители различных общественных организаций, которые проявили интерес к обсуждаемой проблеме.

В отношении места и продолжительности проведения самого мероприятия никаких требований законодательство не предусматривает. Регламент проведения встречи должен быть согласован между представителями органа власти и общественной организацией, которая такую встречу инициировала.

Согласно с п. 9 Порядка N 398 орган государственного надзора в течение пяти рабочих дней после проведения публичного общественного обсуждения публикует на своем официальном веб-сайте информацию о результатах проведения публичного мероприятия.

В сообщении указываются вопросы, вынесенные на обсуждение, информация о гражданах и организациях, которые приняли участие в мероприятии и содержание предоставленных консультаций.

Кроме проведения публичных встреч Порядок N 398 предусматривает также и предоставление письменных консультаций. В соответствии с п. 10 Порядка N 398 письменная консультация предоставляется не позднее, чем в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения, в том числе путем отправки на электронный адрес общественной организации соответствующего уведомления.

Данное письмо может быть разослано общественной организацией руководству предприятий, деятельности которых оно касается. Безусловно, данный документ нельзя рассматривать в качестве подзаконного акта, обязательного для исполнения.

Но в любых спорах с работниками контролирующего органа, возникающих при проведении плановых и внеплановых проверок, представители предприятия могут ссылаться на такое письмо.

При подготовке административного иска с требованиями об отмене штрафных санкций, которые были применены к предприятию, копия такого письма может прилагаться к пакету документов, направляемых в суд. Рассматривать ли данное письмо в качестве доказательства в споре, конечно же, будет решать судья, но в качестве аргумента для обоснования собственной правоты оно может использоваться. Представители инспекции будут крайне странно выглядеть, если будут противоречить сами себе.

Таким образом, инициатором проведения консультаций органов государственного надзора с общественностью могут быть только общественные организации, а не отдельные субъекты хозяйствования.

Причем как местные, так и всеукраинские общественные организации могут обратиться в орган государственного надзора любого уровня для проведения публичной встречи или получения письменной консультации по вопросам государственного надзора. Только будучи членом какой-либо общественной организации, руководство предприятия или физическое лицо - предприниматель могут обратиться к руководству объединения работодателей для организации общественного обсуждения вопросов государственного надзора. Порядок N 398 не содержит каких-либо оснований для отказа общественной организации в публичной консультации по вопросам государственного надзора.

Однако же, позитивная роль общественного обсуждения деятельности органов государственного контроля может состоять в следующем:

1) получение официальных письменных разъяснений спорных норм законодательства или же вопросов, связанных со вступлением в силу нового законодательства;

2) разрешение любых недоразумений, возникающих в работе органов надзора с подконтрольными предприятиями;

3) полученные официальные письменные разъяснения могут быть использованы предпринимателями для защиты своих законных интересов в дальнейшем общении с представителями контролирующих органов;

4) формирование обстановки открытости и прозрачности во взаимоотношениях органов власти и представителей предпринимательства.

По нашему мнению, стоит использовать любую возможность для защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

Список использованных документов

Закон о госнадзоре - Закон Украины от 05.04.2007 г. N 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"

Порядок N 398 - Порядок проведения органами государственного надзора (контроля) консультаций с общественностью по инициативе общественных объединений, утвержденный Постановлением КМУ от 24.05.2017 г. N398

Постановление N 996 - Постановление КМУ от 03.11.2010 г. N 996 "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики"

Станислав Васильев, кандидат юридических наук

"Консультант бухгалтера" N 14 (834) 24 липня 2017 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)