Полномочия контролирующих органов во время проведения проверок
Проводя плановые и внеплановые проверки, должностные лица контролирующих органов пользуются соответствующими полномочиями, предусмотренными законодательством. Такие полномочия предусмотрены Законом о государственном надзоре, а также некоторыми иными законодательными актами.
Закон о государственном надзоре является основным законодательным актом, который регулирует полномочия различных контролирующих органов во время проведения проверок хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Закон о государственном надзоре устанавливает право государственных органов проводить плановые и внеплановые проверки предприятий. Две наши предыдущие статьи в журнале были посвящены основаниям и документам для проведения таких проверок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закон о государственном надзоре представители контролирующих органов имеют право требовать устранения нарушений законодательства, обнаруженных во время проверки.
Как предусмотрено ч. 7 и ч. 8 ст. 7 Закона о государственном надзоре на основании акта, составленного по результатам проверки, на предприятие направляется предписание или распоряжение об устранении нарушений законодательства, обнаруженных во время проверки. Такое предписание должно быть направлено на предприятие в течении пяти рабочих дней после окончания проверки.
Предписание подписывается должностным лицом, которое проводило проверку. Оно не может содержать решения о применении штрафных финансовых санкций, но устанавливает срок для устранения обнаруженных нарушений законодательства.
В ч. 1 ст. 8 Закон о государственном надзоре предусмотрено право должностных лиц контролирующего органа требовать прекращения действий, которые препятствуют проведению проверки.
В статьях 188-2-188-42 КУоАП установлена административная ответственность для работников и руководителей предприятий за неисполнение требований работников различных государственных инспекций или же за препятствование им в проведении проверок.
Права контролирующих органов
относительно документов, касающихся проверок
Должностные лица органов государственного контроля имеют право получать пояснения, справки, документы, материалы и сведения по вопросам, которые возникают во время проведения государственного надзора. А в соответствии со ст. 11 Закона о государственном надзоре руководитель предприятия обязан представлять документы по тем вопросам, которые возникают во время проведения проверки.
В п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей предусмотрено право работников контролирующего органа бесплатно получать от предприятия копии документов, которые характеризуют качество продукции, сырья и материалов. Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 20 разд. I НК Украины контролирующий орган имеет право получать копии документов о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Здесь стоит указать на то, что речь идет именно о копиях необходимых документов. Кроме того, в п. 7 ч. 1 ст. 20 разд. I НК Украины налоговикам предоставлено право получать от налогоплательщиков документы в электронном виде.
Обратим Ваше внимание на то, что ч. 10 ст. 4 Закона о государственном надзоре говорит об осмотре документов предприятия проверяющими. Данная норма запрещает изъятие у субъекта хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и иных документов, а также компьютеров и их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. То есть работники контролирующих органов имеют право снять копии с интересующих их документов, но ни в коем случае не изымать их.
Права контролирующих органов по отбору образцов продукции
В ч. 1 ст. 8 Закона о государственном надзоре предусмотрено право работников контролирующих органов отбирать образцы продукции для экспертного исследования. Согласно ст.ст. 13-16 Закона о государственном надзоре отбор образцов продукции осуществляется по таким правилам:
- отбор образцов продукции происходит на основании мотивированного решения руководителя органа государственного надзора или же его заместителя;
- в решении указывается количество образцов для каждого вида продукции, а также место проведения экспертизы;
- отбор продукции происходит в количестве не менее двух экземпляров, один из которых (контрольный) остается у субъекта хозяйствования;
- отбор образцов продукции производится в присутствии должностного лица субъекта хозяйствования и подтверждается Актом отбора образцов продукции. Представитель предприятия имеет право присутствовать при всех операциях, которые производятся во время отбора образцов продукции;
- перед началом отбора образцов продукции должностные лица органа государственного надзора должны предъявить субъекту хозяйствования соответствующее решение и разъяснить порядок отбора. Заметим, что этот порядок установлен в Постановлении N 1280.
Отобранные образцы продукции должны быть упакованы, укомплектованы и опечатаны. Условия хранения и транспортировки образцов, продукции должны соответствовать критериям, по которым проводится экспертиза.
В Акте отбора образцов продукции указывается номер и дата решения о проведении такового, наименование и местонахождение юридического лица или физического лица - предпринимателя, у которого изымают образцы продукции, должность и фамилия представителя предприятия, а также перечень и количество отобранных образцов.
В случае подтверждения результатами экспертизы (испытания) факта нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства субъект хозяйствования возмещает расходы на проведение экспертизы (испытания) согласно Порядку N 1279.
Образец заполнения Акта отбора образцов продукции приведем на рис.
Рисунок.
Рисунок для ознакомления находится: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".
Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы образцов продукции финансируются за счет контролирующего органа.
Стоит отметить, что в Украине действуют и такие законодательные акты, которые предусматривают бесплатный отбор образцов для экспертного исследования.
Например, п. "і" ч. 1 ст. 41 Закона N 4004 говорит о бесплатном отборе образцов для государственной санитарноэпидемической экспертизы. Эта норма противоречит ст. 16 Закона о государственном надзоре. Представляется, что в данном случае должен применяться Закон о государственном надзоре, поскольку именно он устанавливает основные принципы государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности.
Логичным продолжением отбора продукции является проведение экспертизы отобранных образцов продукции. В соответствии со ст.ст. 17-18 Закона о государственном надзоре проведение экспертизы происходит по следующим правилам:
1) экспертиза проводится по решению руководителя органа государственного надзора или его заместителя;
2) представителя предприятия следует ознакомить с решением о проведении экспертизы и с ее заключением;
3) срок проведения экспертизы составляет четырнадцать рабочих дней с дня принятия решения о ее проведении;
4) привлечение экспертов происходит на договорной основе за счет средств контролирующего органа;
5) по своей инициативе субъект хозяйствования может провести экспертизу контрольного образца продукции, который у него остался. В случае расхождения результатов двух экспертиз или же при несогласии предпринимателя с результатами государственной экспертизы он может обжаловать ее заключение в суде.
Заметим, что п. 9 ч. 1 ст. 20 разд. I НК Украины предоставляет контролирующему органу в сфере налогообложения право требовать проведения ревизий товарно-материальных ценностей и средств на счетах предприятия.
Права контролирующих органов по приостановке
работы субъекта предпринимательской деятельности
Достаточно интересным представляется вопрос о праве контролирующих органов приостанавливать работу предприятия.
В соответствии с ч.1 ст. 239 ХК Украины органы государственной власти имеют право приостановить деятельность предприятия. В ст. 246 ХК Украины говорится о приостановлении деятельности, которая происходит с нарушением экологических требований.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 4 Закона о государственном надзоре производство и реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг могут быть приостановлены полностью или частично исключительно по решению суда. То есть работники контролирующего органа не могут самостоятельно принять такого решения, но вправе обратиться в суд с ходатайством о приостановлении работы предприятия.
Например, п. 31 и п. 32 ч. 1 ст. 20 разд. I НК Украины предусматривают, что контролирующий орган имеет право обратиться в суд с ходатайством о приостановке расходных операций налогоплательщика в случае препятствования в проведении проверки или же невыполнения законных требований проверяющих.
Однако же, согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 65 Закона о безопасности пищевых продуктов компетентный орган имеет право принять решение о временном приостановлении производства пищевых продуктов, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, на срок до десяти календарных дней.
Такое решение может быть принято в случае несоблюдения требований законодательства относительно качества продуктов. На следующий день после принятия данного решения контролирующий орган должен обратиться в суд, который может приостановить деятельность предприятия на более длительный срок. То есть Закон о безопасности пищевых продуктов разрешает контролирующим органам приостанавливать деятельность предприятия и без решения суда.
Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей орган защиты прав потребителей имеет право приостанавливать работу субъектов хозяйствования в сфере торговли в случае систематической реализации товаров ненадлежащего качества, нарушения правил торговли и предоставления услуг. Нормы данного Закона даже не предусматривают обращения в суд для принятия подобного решения.
Как установлено п. 2 ч. 4 ст. 41 Закона о регулировании градостроительства работники органа контроля имеют право останавливать подготовительные и строительные работы, которые не соответствуют требованиям законодательства, выполняются без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ. Кроме того, п. 9 ч. 4 ст. 41 Закона о регулировании градостроительства предоставляет им право приостанавливать на основании мотивированного письменного решения эксплуатацию оконченных строительством объектов, которые не сданы в эксплуатацию. Такие полномочия предоставлены без необходимости получить решение суда.
В пунктах "а", "б" и "в" ч. 1 ст. 42 Закона N 4004 установлено право работников контролирующих органов приостанавливать деятельность предприятий, учреждений, организаций, если таковая противоречит санитарным нормам. Речь идет именно о приостановлении такой деятельности без решения суда.
Таким образом, нормы некоторых законов Украины противоречат Закону о государственном надзоре в вопросе приостановки деятельности предприятия. Представляется, что в случае противоречия законодательных актов должен применяться именно Закон о государственном надзоре, поскольку он является основоположным для проведения государственного надзора в сфере предпринимательства.
Права контролирующих органов относительно
применения санкций к субъектам предпринимательской деятельности
Далее в ст. 8 Закона о государственном надзоре установлено право контролирующего органа применять санкции к субъектам хозяйствования, их должностным лицам в пределах и порядке, предусмотренном законом.
Поясним, что применение санкций в виде административной ответственности к должностным лицам субъекта хозяйствования регулируется КУоАП, который определяет перечень административных правонарушений в разных отраслях экономики Украины и виды административных взысканий за их совершение. Также в КУоАП перечислены органы власти, уполномоченные составлять протоколы об административной ответственности и выносить постановления о привлечении к таковой.
Что же качается санкций в отношении субъектов хозяйствования, то их перечень достаточно широк.
Например, ст. 16 Закона о лицензировании предусматривает аннулирование лицензии в случае повторного нарушения лицензионных условий или же невыполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений.
В ст. 23 Закона о защите прав потребителей предусмотрен перечень штрафов, применяемых к субъектам хозяйствования за различные нарушения прав потребителя.
Речь идет о таких нарушениях, как реализация продукции, которая не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, отказ потребителю в реализации его прав.
Также ст. 64 Закона о безопасности пищевых продуктов предусматривает взыскания в виде штрафов для предприятий, которые не соблюдают требования законодательства относительно безопасности и качества пищевых продуктов. То есть штрафы могут касаться не только отдельных должностных лиц предприятия, но и всего предприятия в целом.
Таким образом, перечень полномочий работников контролирующих органов в сфере хозяйственной деятельности достаточно широк. Главное помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренный Конституцией и законами Украины.
А любые злоупотребления или превышения полномочий могут стать основаниями для обжалования подобных действий в суде или же открытия уголовного производства.
Список использованных документов
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон N 1728 - Закон Украины от 03.11.2016 г. N 1728-VIII "О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"
Закон N 4004 - Закон Украины от 24.02.1994 г. N 4004-XII "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения"
Закон о безопасности пищевых продуктов - Закон Украины от 23.12.1997 г. N 771/97-ВР "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов" в редакции от 22.07.2014 г. N 1602-VII
Закон о государственном надзоре - Закон Украины от 05.04.2007 г. N 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"
Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.1991 г. N 1023-XII "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. N 3161-IV
Закон о лицензировании - Закон Украины от 02.03.2015 г. N 222-VIII "О лицензировании видов хозяйственной деятельности"
Закон о регулировании градостроительства - Закон Украины от 17.02.2011 г. N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности"
Порядок N 1279 - Порядок возмещения субъектом хозяйствования расходов, связанных с проведением экспертизы (испытания) образцов продукции, утвержденный Постановлением КМУ от 31.10.2007 г. N 1279
Постановление N 1280 - Постановление КМУ от 31.10.2007 г. N 1280 "Об утверждении Порядка отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей и формы акта отбора образцов продукции"
Станислав Васильев,
кандидат юридических наук
"Консультант бухгалтера" N 8 (828) 17 квітня 2017 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)
