Финансирование исполнительного производства:
новые положения о средствах исполнительного производства

Порядок финансирования исполнительного производства изменен новым Законом об исполнительном производстве.

Так, ст. 42 разд. V указанного Закона устанавливает следующий перечень средств исполнительного производства:

- исполнительный сбор, взысканный с должника в порядке, установленном ст. 27 разд. IV Закона об исполнительном производстве, в случае если исполнительное производство осуществляется государственным исполнителем;

- основное вознаграждение частного исполнителя, в случае если исполнительное производство осуществляется частным исполнителем;

- авансовый взнос взыскателя;

- денежные средства, взысканные с должника на расходы исполнительного производства.

Исполнительный сбор

Согласно ст. 21 разд. V Закона об исполнительном производстве исполнительный сбор - это сбор, взимаемый на всей территории Украины за принудительное исполнение решения органами государственной исполнительной службы. Исполнительный сбор взимаётся с должника в Государственный бюджет Украины.

Часть 5 ст. 27 разд. IV Закона об исполнительном производстве устанавливает случаи, когда исполнительный сбор не взимается:

- по исполнительным документам о конфискации имущества, взыскании периодических платежей, наложении ареста на имущество для обеспечения исковых требований, по исполнительным документам, подлежащих немедленному исполнению;

- в случае выполнения решений Европейского суда по правам человека;

- если исполнение решения осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда в порядке, установленном Законом N 4901;

- по исполнительным документам о взыскании исполнительного сбора, взыскании расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных исполнителем в соответствии с требованиями настоящего Закона;

- в случае выполнения решения частным исполнителем;

- по исполнительным документам о взыскании задолженности, которая подлежит урегулированию в соответствии с Законом N 1730, а также в соответствии с постановлениями государственных исполнителей, вынесенными до вступления в силу этого Закона (вступил в силу 30.11.2016 г.)

Исполнительный сбор взимается государственным исполнителем в размере:

- 10% суммы, которая фактически взыскана, возвращена, или стоимости имущества должника, переданного взыскателю по исполнительному документу;

- двух минимальных размеров заработной платы с должника - физического лица и в размере четырех минимальных размеров заработной платы с должника - юридического лица за принудительное исполнение решения неимущественного характера.

Исполнительный сбор взимается в части, которая не была взыскана в ходе предварительного исполнения, в случае последующих предъявлений государственному исполнителю к исполнению исполнительного документа (ч. 6 ст. 27 разд. IV Закона об исполнительном производстве).

Взысканный исполнительный сбор подлежит возврату, в случае окончания исполнительного производства в связи с отменой решения, которое подлежало исполнению или признания судом исполнительного документа, не подлежащего исполнению (ч. 7 ст. 21 разд. IV Закона об исполнительном производстве);

При передаче исполнительного документа от органа государственной исполнительной службы частному исполнителю исполнительный сбор не взимается, если он не был взыскан на момент передачи.

Авансовый взнос взыскателя

До принятия Закона об исполнительном производстве в нынешней редакции авансирование исполнительного производства осуществлялось взыскателем в добровольном порядке. На сегодня оплата авансового взноса взыскателем является обязательной.

Так, согласно ч. 2 ст. 26 разд. IV Закона об исполнительном производстве к заявлению о принудительном исполнении решения взыскатель добавляет квитанцию об уплате авансового взноса в следующих размерах:

- 2 % суммы, подлежащей взысканию, но не более 10 минимальных размеров заработной платы, при обращении за исполнением решения имущественного характера;

- 1 минимальный размер заработной платы с должника - физического лица и в размере 2 минимальных размеров заработной платы с должника - юридического лица, при обращении за исполнением решения неимущественного характера и решений об обеспечении иска.

Согласно ст. 8 Закона о Госбюджете 2017 минимальная заработная плата на 01.01.2017 г. составляет 3200 грн.

Освобождаются от уплаты авансового взноса взыскатели по решениям о:

- взыскании заработной платы, восстановлении на работе и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;

- начислении, назначении, перерасчете, осуществлении, предоставлении, получении пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;

- возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью физического лица;

- взыскании алиментов;

- возмещении имущественного и/или морального вреда, причиненного в результате совершения уголовного преступления.

От уплаты авансового взноса также освобождаются государственные органы, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов І и II групп, граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае их обращение в органы государственной исполнительной службы.

В случае выполнения решения Европейского суда по правам человека авансовый взнос не уплачивается.

Статья 43 разд. V Закона об исполнительном производстве устанавливает положения о дополнительном авансировании расходов исполнительного производства, а именно: в случае если расходы на привлечение к проведению исполнительных действий субъектов хозяйствования на платной основе, изготовление технической документации на имущество, осуществление расходов на валютообменные финансовые операции и других расходов, связанных с перечислением средств, превышают сумму уплаченного авансового взноса, взыскатель обязан дополнительно осуществить авансирование таких расходов (случае нахождения исполнительного производства на исполнении в частной исполнителя авансирование взыскателем указанных расходов исполнительного производства является обязательным только по требованию частного исполнителя).

Согласно ч. 2 разд. V ст. 42 Закона об исполнительном производстве расходы органов государственной исполнительной службы и частного исполнителя, связанные с организацией и проведением исполнительных действий по обеспечению принудительного исполнения решений, являются расходами исполнительного производства.

Правила распределение взысканных с должника денежных сумм закрепляет ст. 45 разд. V Закона об исполнительном производстве.

Так, распределение взысканных исполнителем с должника по исполнительному производству денежных сумм (в том числе полученных от реализации имущества должника) осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь возвращается авансовый взнос взыскателя на организацию и проведение исполнительных действий;

- во вторую очередь компенсируются расходы исполнительного производства, не покрытые авансовым взносом взыскателя;

- в третью очередь удовлетворяются требования взыскателя и взыскивается исполнительный сбор в размере 10 % фактически взысканной суммы или основное вознаграждение частного исполнителя пропорционально фактически взимаемой с должника сумме;

- в четвертую очередь взыскиваются штрафы, наложенные исполнителем в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве.

Распределение денежных сумм в указанной очередности, осуществляется по мере их взыскания. Основное вознаграждение частного исполнителя взимается в порядке, предусмотренном для взыскания исполнительского сбора.

Учет взимаемых сумм на счетах частных исполнителей

Частный исполнитель для осуществления принудительного исполнения решений открывает в банках счета, в том числе при необходимости в иностранной валюте, для:

1) учета депозитных сумм и зачисления взысканных с должников денежных средств в национальной и иностранной валютах и их выплаты взыскателям;

2) зачисления средств исполнительного производства;

3) зачисления вознаграждения.

Средства, указанные в пунктах 1 и 2 , не являются доходом частного исполнителя.

Частный исполнитель в отношении каждого счета ведет электронный учет и отчетность по суммам на счетах в порядке, определенном Министерством юстиции Украины.

Денежные суммы, взысканные с должника (в том числе полученные от реализации имущества должника), зачисляются на соответствующий счет частного исполнителя.

Не допускается выплата взыскателю взысканных сумм наличными или выплата взысканных сумм другим лицам, не являющихся взыскателями (кроме выплаты денежных сумм залогодержателю, который не является взыскателем, согласно ст. 51 разд. VII Закона об исполнительном производстве).

Список использованных документов

Закон N 1730 - Закон Украины от 03.11.2016 г. N 1730-VIII "О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода за потребленные энергоносители"

Закон N 4901 - Закон Украины от 05.06.2012 г. N 4901-VI "О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений"

Закон о Госбюджете 2017 - Закон Украины от 21.12.2016 г. N 1801-VIII "О Государственном бюджете Украины на 2017 год"

Закон об исполнительном производстве - Закон Украины от 02.06.2016 г. N 1404-VIII "Об исполнительном производстве"

Яна Москаленко

"Консультант бухгалтера" N 3 (823) 06 лютого 2017 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)