Лицензии: особенности учета; стоимость; алкогольнолицензионные нюансы1
Наше предприятие планирует осуществлять вид деятельности, на который нужно получить специальное разрешение - лицензию. Просим разъяснить, как правильно учитывать лицензии.
Лицензия - это НМА
В соответствии со ст. 1 Закона о лицензировании, лицензия - это документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности, подлежащего лицензированию.
Такое право в бухгалтерском учете принято считать нематериальным активом (далее - НМА, см. последний абзац п. 5 П(С)БУ 8, а также пп. 1.3.6 разд. I Методических рекомендаций N 1327). Подтверждает это и Минфин: в Письме N 31-34000-20-10/18896 говорится, что лицензии отражаются в составе прочих нематериальных активов при условии соответствия критериям признания активов.
Напомним, что НМА - это немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (п. 4 П(С)БУ 8). А вот срок полезного использования лицензии для признания ее НМА не имеет значения (п. 1.2 Методических рекомендаций N 1327).
Для того чтобы зачислить НМА на баланс, необходимо одновременное выполнение условий, установленных в п. 2.1 Методических рекомендаций N 1327:
- предприятие осуществляет контроль за объектом НМА;
- существует вероятность получения будущих экологических выгод, связанных с его использованием;
- его стоимость может быть достоверно определена.
При этом приобретенный (созданный) НМА зачисляют на баланс предприятия по первоначальной стоимости (п. 10 П(С) БУ 8), которая состоит из:
- цены приобретения;
- таможенной пошлины, косвенных налогов, не подлежащих возмещению;
- других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, в котором он пригоден для использования по назначению (п. 11 П(С)БУ 8, п. 2.5 Методических рекомендаций N 1327).
Ценой приобретения лицензии будет сумма лицензионных платежей, подлежащих уплате в течение срока ее действия.
Сколько стоит лицензия
Обращаем внимание на то, что с 28.06.2015 г. благодаря Закону о лицензировании все лицензии теперь выдаются на неограниченный срок, то есть они стали бессрочными. А за выдачу таких лицензий осуществляется разовая плата в размере:
- одной МЗП (до 30.11.2016 г. - 1450 грн, с 01.12.2016 г. - 1600 грн), установленной на день принятия решения о выдаче лицензии, - если ее выдает центральный орган исполнительной власти;
10 % МЗП - за лицензию, выданную местным органом исполнительной власти.
При этом для видов деятельности, лицензируемых с учетом особенностей, определенных профильными законами, указанный размер оплаты актуален только в случае, если этими профильными законами не предусмотрен другой размер (п. 1 ст. 14 Закона о лицензировании). Такая разовая плата и будет ценой приобретения лицензии.
Кстати, при получении лицензии, дающей право осуществлять производство и торговлю спиртом, алкогольными напитками и табаком, ориентироваться следует на Закон N 481.
Напомним, что срок действия "алкогольно-табачных" лицензий ограничен, а оплата за них осуществляется периодически - в течение срока действия.
Так, стоимость розничной лицензии установлена частями 14 - 17 ст. 15 Закона N 481 в зависимости от вида торговой деятельности и места торговли2 и составляет:
а) 780 грн на каждое место торговли независимо от его территориального расположения - за лицензию на розничную торговлю сидром и перри (без добавления спирта);
б) для мест торговли в пределах городов, а также расположенных за пределами городов областного значения и г. Киева на расстоянии до 50 км и имеющих торговые залы площадью свыше 500 кв.м:
- 8000 грн на каждый отдельный РРО (КУРО), находящийся на месте торговли, - за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками (кроме сидра и перри);
- 2000 грн на каждое место торговли - за лицензию на розничную торговлю табачными изделиями;
в) для мест торговли, расположенных на территории сел и поселков, за исключением тех, которые расположены в пределах территории городов:
- 500 грн на каждый отдельный РРО (КУРО), находящийся на месте торговли, - за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками (кроме сидра и перри);
- 250 грн на каждое место торговли - за лицензию на розничную торговлю табачными изделиями.
"Алкогольно-табачную" лицензию выдают на год, а ее стоимость оплачивают ежеквартально равными долями (ч. 18 ст. 15 Закона N 481). Причем первую часть стоимости лицензии необходимо внести еще до ее получения. Последующие очередные платежи за лицензию нужно будет вносить до истечения срока, указанного на оборотной стороне лицензии в отметке о текущем (ежеквартальном) внесении платы за лицензию.
Амортизация лицензии
В соответствии с п. 25 П(С) БУ 8 начисление амортизации НМА - лицензии осуществляется в течение срока его полезного использования, который устанавливается предприятием при зачислении этого актива на баланс.
При этом НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. Пунктом 5.3 Методических рекомендаций N 1327 установлено, что объект НМА признается имеющим неопределенный срок полезного использования, если нет предполагаемого ограничения периода, в течение которого такой объект будет обеспечивать экономические выгоды.
Так что если лицензия является бессрочной и предприятие не ограничивает период, в течение которого оно будет осуществлять разрешенную этой лицензией деятельность, она является НМА с неопределенным сроком полезного использования. И амортизации стоимость такой лицензии не подлежит.
В то же время предприятие вправе определить срок полезного использования бессрочной лицензии и согласно последнему абзацу п. 26 П(С) БУ 8: для начисления амортизации НМА оно может применять сроки полезного использования, установленные налоговым за конодательством.
А что нам говорит налоговое законодательство?
В соответствии с пп. 138.3.4 п. 138.4 ст. 138 разд. ІІІ НК Украины, если согласно правоустанавливающему документу срок действия права пользования НМА не установлен, такой срок определяется плательщиком налога самостоятельно, но не может составлять менее двух и более десяти лет.
Метод амортизации НМА предприятие выбирает самостоятельно, а при невозможности выбора амортизацию начисляют с применением прямолинейного метода (п. 27 П(С)БУ 8).
Кстати, срок полезного использования НМА и метод его амортизации пересматривают в конце отчетного года, если в следующем периоде ожидаются изменения срока полезного использования этого актива и изменения условий получения будущих экономических выгод.
НМА с неопределенным сроком полезного использования в конце каждого года оценивают на наличие признаков неопределенности - если они отсутствуют, таким НМА устанавливают срок полезного использования (п. 31 П(С)БУ 8). Так что неопределенное может стать определенным.
Алкогольно-лицензионные нюансы
А если в лицензию вносятся изменения, можно ли в период ее переоформления осуществлять торговлю алкогольными и табачными изделиями?
В консультации, опубликованной в еженедельнике "Податковий, банківський, митний консультант" N 25/2016, разъясняется, что можно осуществлять такую деятельность на основании копии ранее выданной лицензии до получения лицензии на новом бланке с учетом изменений.
А если лицензия закончилась, а подакцизные товары остались. Можно ли их вернуть поставщику?
Любопытно, но в подкатегории 115.03 "ЗІР" налоговики высказались по этому поводу подозрительно лояльно, но четкого ответа на вопрос и аргументов в пользу своего разъяснения так и не привели. Так что мы не советуем быть столь доверчивыми по отношению к разъяснениям в "ЗІР".
Как же тогда быть?
Самое безопасное и правильное решение - избавляться от всех алкогольно-табачных остатков еще до истечения срока лицензии. Если же заблаговременно избавиться от всех остатков не удастся, тогда налоговики разрешают субъекту хозяйствования (его собственнику) такие остатки выпить и выкурить (см. консультацию в подкатегории 115.03 "ЗІР"). Для этого можно организовать, например, праздник или корпоратив для своих работников либо использовать алкогольные напитки в представительских целях (на самом деле или путем соответствующего документального оформления3).
И еще один важный вопрос: нужно ли вносить изменения в лицензию в случае переименования улицы или населенного пункта?
Напомним, что в Письме N 2375/10/28-10-06-11 налоговики говорили о последствиях переименования населенных пунктов для собственников РРО и лицензиатов. Они считают, что наличие алкогольной лицензии все же требует представления данных об изменении наименования улицы и выдачи субъекту хозяйствования новой лицензии.
Об этом свидетельствует ст. 15 Закона N 481, которой предусмотрено, что в случае изменения сведений, указанных в выданной субъекту хозяйствования лицензии, орган, выдавший лицензию, на основании заявления субъекта хозяйствования в течение трех рабочих дней выдает субъекту хозяйствования лицензию, оформленную на новом бланке с учетом изменений.
ГФСУ в Письме N 7654/6/99-99-11-02-02-15 разъяснила, что если во исполнение Закона N 317 органами исполнительной власти или местного самоуправления принято решение о переименовании улицы или других топонимов (географических названий), вследствие чего изменяется адрес хозяйственной единицы, собственник соответствующего помещения должен привести свои учредительные документы, документы на хозяйственную единицу и другие документы в соответствие с Законом.
Обращаем внимание на то, что речь идет именно об алкогольной лицензии, которая, по сути, контролируется налоговиками. А других лицензий это требование не касается, так как согласно п. 15 ст. 13 Закона о лицензировании единственным основанием для переоформления является изменение наименования юридического лица или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
__________________________
1Статья любезно предоставлена нам журналом "Бухгалтер" NN 45 (857)/2016 (подписной индекс 74201)
2По мнению Государственной регуляторной службы Украины, изложенному в Письме N 6854, информация о местах осуществления хозяйственной деятельности может содержаться в заявлении о получении лицензии, содержание и форма которого должна быть установлена соответствующими Лицензионными условиями, или в документах, прилагаемых к заявлению о получении лицензии (например, сведения или информация, составленные и подписанные непосредственно соискателем лицензии).
3B зависимости от степени жадности руководства.
Список использованных документов
ГК Украины - Гражданский кодекс Украины
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон N 317 - Закон Украины от 09.04.2015 г. N 317-VIII "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики"
Закон N 481 - Закон Украины от 19.12.1995 г. N 481/95-ВР "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий"
Закон о лицензировании - Закон Украины от 02.03.2015 г. N 222-VIII "О лицензировании видов хозяйственной деятельности"
Методические рекомендации N 1327 - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина Украины от 16.11.2009 г. N 1327
П(С)БУ 8 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.1999 г. N 242
Письмо N 31-34000-20-10/18896 - Письмо Минфина Украины от 13.07.2009 г. N 31-34000-20-10/18896 "Относительно отражения в бухгалтерском учете стоимости приобретенных лицензий и компьютерных программ"
Письмо N 6854 - Письмо Государственной регуляторной службы Украины от 15.09.2015 г. N 6854 "О рассмотрении письма [относительно мест осуществления хозяйственной деятельности]"
Письмо N 2375/10/28-10-06-11 - Письмо Межрегионального главного управления ГФСУ от 03.02.2016 г. N 2375/10/28-10-06-11 "О предоставлении разъяснения [относительно переименования населенных пунктов]"
Письмо N 7654/6/99-99-11-02-02-15 - Письмо ГФСУ от 06.04.2016 г. N 7654/6/99-99-11-02-02-15 "О предоставлении налоговой консультации [относительно перерегистрации РРО в случае переименования улицы]"
Алла Погребняк
"Консультант бухгалтера" N 24 (820) 26 грудня 2016 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)
