О значении размера нормативной денежной оценки земельного участка

Земельные ресурсы как неоценимое богатство государства следует использовать рационально и по целевому назначению.

Для обеспечения финансирования мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия почв, ведению государственного земельного кадастра и других мероприятий, направленных на проведение земельной реформы, должна быть сформирована четкая система поддержки государственных программ относительно их проведения с указанием источников финансирования.

Одним из основных источников для финансирования указанных выше мероприятий является земельный налог.

Правильность налогообложения земли зависит от многих факторов и в первую очередь от того, на каких условиях предоставляются земельные участки (постоянное пользование, собственность, аренду), с какой целью (целевое назначение), в зависимости от чего определяются их категории, а также от наличия денежной оценки земли.

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

Плательщики налога на землю

Плательщиками земельного налога в Украине являются:

- владельцы земельных участков, земельных долей (паев);

- землепользователи.

Особенности взимания земельного налога с субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлены гл. 1 разд. XIV НК Украины.

Согласно пп. 4 п. 297.1 ст. 297 гл. 1 разд. XIV НК Украины плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления,уплаты и представления налоговой отчетности, в частности по налогу на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой - третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Даже в случае временного прекращения хозяйственной деятельности плательщики единого налога земельный налог не уплачивают, если при осуществлении деятельности земельные участки плательщиком использовались.

Объекты налогообложения земельным налогом

Объектами налогообложения земельным налогом являются:

- земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании;

- земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Денежная оценка земельных участков и ее виды

Согласно предписаниям ст. 201 ЗК Украины, денежная оценка земельных участков определяется на рентной основе. В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной.

База налогообложения для земельных участков определяется, в зависимости от того, была ли проведена их нормативная денежная оценка.

Так, согласно п. 271.1. ст. 271 разд. XII НК Украины базой для налогообложения земельным налогом является:

- нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным разд. XII НК Украины;

- площадь земельных участков, нормативную денежную оценку которых не проведено.

Обязательность проведения нормативной денежной оценки земель предусмотрена ст. 13 Закона об оценке земель. Сроки проведения нормативной денежной оценки земельных участков:

- земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет;

- земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов сельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет;

- земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов несельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 7 -10 лет.

Нормативная денежная оценка земельных участков

Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Согласно ст. 13 Закона об оценке земель нормативная денежная оценка земельных участков проводится в случае:

- определения размера земельного налога;

- определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;

- определения размера государственной пошлины при мене, наследовании (кроме случаев наследования наследниками первой и второй очереди по закону (как случаев наследования ими по закону, так и случаев наследования ими по завещанию) и по праву представления, а также случаев наследования собственности, стоимость которой облагается по нулевой ставке) и дарении земельных участков согласно закону;

- определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

- разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель;

- отчуждения земельных участков площадью более 50 гектаров, которые относятся к государственной или коммунальной собственности, для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений.

Нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения ежегодно индексируется на коэффициент, который рассчитывается Центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, по состоянию на 1 января текущего года (п. 289.2 ст. 289 разд. XII НК Украины).

Центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов является Государственное агентство земельных ресурсов Украины (Госземагенство), деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Во исполнение п. 289.3 ст. 289 разд. XII НК Украины Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра Письмом N 6-28-0.22-201/2-16 сообщила, что по информации Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен за 2015 год составил 143,3 %.

Учитывая это, коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, рассчитанный в соответствии с п. 289.2 ст. 289 разд. XII НК Украины, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 1,433.

Вместе с тем, согласно п. 6 подразд. 6 разд. XX НК Украины установлено, что индекс потребительских цен за 2015 год, который используется для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей), применяется со значением 120 %.

Учитывая изложенное, значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей) за 2015 год составляет 1,2.

Основанием для проведения оценки земель (бонитировки грунтов, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков) является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (ст. 15 Закона об оценке земель).

Нормативная денежная оценка земельных участков может проводиться также на основании договора, который заключается заинтересованными лицами в порядке, установленном законом.

Механизм нормативной денежной оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов регламентирует Порядок N 18/15/21/11.

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится субъектами оценочной деятельности, которые получили лицензии на проведение работ по землеустройству (п. 1.7. Порядка N 18/15/21/11).

Своевременное проведение (повторной) нормативной денежной оценки земельных участков в населенных пунктах Украины в сроки, определенные действующим законодательством, - источник дополнительных поступлений в местный бюджет по плате за землю.

Экспертная денежная оценка земельных участков

Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков. Денежная оценка земельных участков проводится по методике, которая утверждается Кабинетом Министров Украины.

Проведение экспертной денежной оценки земельных участков всех категорий земель при заключении гражданско-правовых сделок и переоценки основных фондов для бухгалтерского учета в соответствии с законодательством регламентирует Методика N 1531.

Экспертная денежная оценка предусматривает определение рыночной (вероятной цены продажи на рынке) или другого вида стоимости объекта оценки (залоговая, страховая, для бухгалтерского учета и т. п.), за которую он может быть продан (приобретен) или иным образом отчужден на дату оценки в соответствии с условиями соглашения.

Экспертная денежная оценка земельных участков проводится в случае:

- отчуждения и страхования земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности;

- залога земельного участка в соответствии с законом;

- определения инвестиционного вклада в реализацию инвестиционного проекта на земельные улучшения;

- определения стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, в случае если они вносятся в уставный фонд хозяйственного общества;

- определения стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации хозяйственного общества (предприятия) с государственной долей или долей коммунального имущества, которое является владельцем земельного участка;

- выделения или определения доли государства или территориальной громады в составе земельных участков, находящихся в общей собственности;

- отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете соответственно законодательству Украины;

- определения убытков владельцам или землепользователям в случаях, установленных законом или договором;

- решения суда.

Во всех других случаях денежная оценка земельных участков может проводиться по согласию сторон и в случаях.

Основаниями для проведения экспертной денежной оценки земельного участка является договор, который заключается заинтересованными лицами в порядке, установленном законом, а также решение суда.

Ставки земельного налога

В зависимости от проведения или непроведения денежной оценки земельных участков применяются следующие ставки земельного налога (рис.).

Рисунок

Рисунок для ознакомления находится: раздел "Справочники", подраздел "Приложения к документам", папка "Консультации".

Постоянные землепользователи - это те, которые имеют бессрочное право владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности (ч. 1 ст. 92 ЗК Украины).

Согласно ст. 92 ЗК Украины право постоянного пользования земельным участком приобретают:

- предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной формам собственности;

- общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

- религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;

- публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования;

- высшие учебные заведения независимо от формы собственности;

- совладельцы многоквартирного дома для обслуживания такого дома и обеспечения удовлетворения жилищных, социальных и бытовых нужд собственников (сособственников) и нанимателей (арендаторов) квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

В настоящее время НК Украины устанавливает лишь определенные "пороги" ставок по налогу на землю, а вот конкретные значения ставок земельного налога устанавливаются решением органов местной власти.

Органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, предоставляют соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка решения о ставках земельного налога и предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам (п. 284.1 ст. 284 разд. XII НК Украины).

При этом решения советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом (п. 271.2 ст. 271 разд. XII НК Украины).

Частью 5 ст. 59 Закона о местном самоуправлении определено, что акты органов и должностных лиц местного самоуправления нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если органом или должностным лицом не установлен более поздний срок введения этих актов в действие.

Акты совета, сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории (ч. 1 ст. 73 Закона о местном самоуправлении).

Следовательно, решение органа местного самоуправления относительно новой нормативной денежной оценки земельных участков является обязательным для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории с учетом сроков, определенных этим решением.

Вместо того, чтобы прояснить ситуацию с порядком применения новых ставок земельного налога, налоговики решили воспользоваться противоречиями в решениях местной власти.

Так в консультации (категория 112.03 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР") налоговики отмечают, что если решение органа местного самоуправления по установлению ставок земельного налога (или изменения в решение) принято в 2016 году, то такое решение является обязательным для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами. Обязанность относительно применения ставок земельного налога у плательщика возникает с учетом сроков, определенных таким решением органа местного самоуправления.

Обращаем внимание на то, что есть определенные неувязки по заполнению колонки 9 раздела I "Расчет суммы земельного налога" и колонке 9 раздела II "Расчет суммы арендной платы" Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности). Так, в форме декларации эта колонка называется "Нормативна грошова оцінка земельної ділянки", что предполагает указывать здесь нормативную денежную оценку всего земельного участка.

Однако в консультации (категория 112.05 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР") налоговики разъяснили, что поскольку согласно форме Налоговой декларации для исчисления годовой суммы земельного налога и годовой суммы арендной платы учитывается общая площадь земельного участка (колонка 8 разделов I и II Налоговой декларации), то для определения размера платы за землю (земельного налога, арендной платы) следует использовать нормативную денежную оценку единицы площади земельных участков. То есть в колонке 9 разделов I и II Налоговой декларации указывается нормативная денежная оценка единицы площади земельного участка.

Размер арендной платы за земельные участки
государственной или коммунальной собственности

Размер арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:

- не может быть меньше 3 % нормативной денежной оценки (пп. 288.5.1 п. 288.5 ст. 288 разд. XII НК Украины);

- не может превышать 12 % нормативной денежной оценки (пп. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 разд. XII НК Украины);

- может превышать предельный размер арендной платы, установленный в пп. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 разд. XII НК Украины, в случае определения арендатора на конкурентных началах (пп. 288.5.3 п. 288.5 ст. 288 разд. XII НК Украины).

Нормы п. 288.5 ст. 288 разд. XII НК Украины устанавливают минимальные и максимальные границы размера арендной платы в процентах к нормативной денежной оценке.

При этом если сумма годового платежа по договору аренды земли является меньшей, чем сумма платежа, определенная п. 288.5 ст. 288 разд. XII НК Украины, то годовая сумма платежа, подлежащая перечислению в бюджет, не может быть меньше 3 % нормативной денежной оценки.

Основания для начисления земельного налога

Согласно п. 286.1 ст. 286 разд. XII НК Украины основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Размер арендной платы за землю устанавливается в договоре аренды земли.

Механизм предоставления информации о налогоплательщиках, объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, для обеспечения ведения их учета, а также исчисления и взимания налогов и сборов, определяет Порядок N 1386 (в соответствии с НК Украины и Законом об информации информация субъектами информационных отношений предоставляется ГФС и/или ее территориальным органам).

Госгеокадастр и Минюст подают ежемесячно до 10 числа, а также на запрос территориального органа ГФС по месту нахождения земельного участка или ГФС информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в том числе:

- Госгеокадастр - о земельных участках, в частности о кадастровом номере земельного участка, дате регистрации в Государственном земельном кадастре, дате государственной регистрации земельного участка (согласно государственному акту на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком или договору аренды), площади согласно правоустанавливающим документам, целевом назначении и месте расположения земельного участка, дате и значении нормативной денежной оценки, доле каждого из совладельцев земельного участка (в случае если земельный участок находится в общей долевой собственности), а также о землевладельцах или землепользователях, в частности наименование и местонахождение или фамилия, имя, отчество и место жительства землевладельца или землепользователя;

- Минюст - о землевладельцах или землепользователях, в частности о наименовании и местонахождении или фамилии, имени, отчестве и месте жительства землевладельца или землепользователя (в случае наличия такой информации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество), названии, номере и дате правоустанавливающего документа, кадастровом номере земельного участка, площади согласно сведениям Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, дате государственной регистрации вещного права, целевом назначении, местонахождении земельного участка (в случае наличия такой информации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество), размере доли в праве общей собственности на земельный участок (в случае, когда имущество принадлежит на праве общей долевой собственности), а также об объектах незавершенного строительства.

Как видим, что у фискальных органов есть вся информация для исчисления и уплаты земельного налога, но п. 286.2 ст. 286 разд. XII НК Украины требует чтобы при подаче первой декларации (фактического начала деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Согласно ст. 20 Закона об оценке земель данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценки земель.

Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений (ст. 23 Закона об оценке земель):

При этом нормы НК Украины не оговаривают обязательного представления оригинала справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка вместе с представлением налоговой декларации по плате за землю.

Следовательно, при подаче первой налоговой декларации по плате за землю вместе с ней, по выбору налогоплательщика, может быть подан как оригинал справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, так и ее копия.

Справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка носит информационный характер, поэтому непредставление плательщиком платы за землю вместе с налоговой декларацией за отчетный период такой справки (выписки) не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации по плате за землю.

Формат (стандарт) налоговой декларации по плате за землю (земельного налога и арендной платы государственной и коммунальной собственности) предусматривает подачу в электронном виде средствами телекоммуникационной связи налоговой декларации, приложения 1 к налоговой декларации "Сведения об имеющихся земельных участках" и приложения 2 к налоговой декларации "Сведения о льготах на земельный налог с имеющихся площадей земельных участков".

Что касается подачи в электронном виде средствами телекоммуникационной связи вместе с налоговой

ией по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, то поскольку формат (стандарт) такого документа в электронном виде отсутствует, плательщики платы за землю должны подавать такие справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка на бумажных носителях в контролирующий орган по местонахождению земельного участка.

Список использованных документов

ЗК Украины - Земельный кодекс Украины

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон о местном самоуправлении - Закон Украины от 21.05.1997 г. N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине"

Закон об информации - Закон Украины от 02.10.1992 г. N 2657-XII "Об информации" в редакции от 13.01.2011 г. N 2938-VI

Закон об оценке земель - Закон Украины от 11.12.2003 г. N 1378-1V "Об оценке земель"

Методика N 1531 - Методика экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденная Постановлением КМУ от 11.10.2002 г. N 1531

Порядок N 18/15/21/11 - Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденный приказом Минагрополитики, Украинской академии аграрных наук, Госкомзема, Министерства строительства; архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 27.01.2006 г. N 18/15/21/11

Порядок N 1386 - Порядок представления информации о налогоплательщиках, объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, для обеспечения ведения их учета, а также исчисления и взимания налогов и сборов, утвержденный Постановлением КМУ от 21.12.2011 г. N 1386

Письмо N 6-28-0.22-201/2-16 - Письмо Государственной службы Украины по вопросам геодезии; картографии и кадастра от 11.01.2016 г. N 6-28-0.22-201/2-16 "Об индексации нормативной денежной оценки земель"

Людмила Волинец

"Консультант бухгалтера" N 24 (820) 26 грудня 2016 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)