Трудоустройство иностранцев в Украине:
правовые и налоговые особенности1
Как известно, в Украине проживают и трудятся иностранные граждане. Однако каждая страна заинтересована, прежде всего, в трудоустройстве собственных граждан, поэтому со стороны государства, в том числе украинского, предусмотрены определенные меры, которые трудоустройство иностранцев ограничивают.
Сегодня мы рассмотрим вопросы, связанные с трудоустройством иностранцев в Украине и налогообложением их заработной платы.
Разрешение на трудоустройство иностранца: кому оно необходимо
Частью 4 ст. 3 Закона занятости населения (2) предусмотрено два варианта трудоустройства иностранцев.
Согласно первому варианту (абзац 2 ч. 4 ст. 3 Закона о занятости (2)) иностранцы и лица без гражданства (далее - иностранцы), которые прибыли в Украину для трудоустройства на определенный срок, принимаются на работу на основании разрешения на применение труда иностранца (далее - разрешение). Процедура выдачи, продления срока действия и аннулирования такого разрешения определена Порядком N 437, принятым во исполнение Закона о занятости (2).
Без вышеуказанного разрешения на трудоустройство (второй вариант) работу в Украине могут получить иностранцы (абзац 1 ч. 4 ст, 3 Закона о занятости (2)):
- которые постоянно проживают в Украине;
- которые признаны в Украине беженцами;
- которым предоставлено убежище, в Украине;
- которые признаны лицами, нуждающимися в дополнительной защите;
- которым предоставлена временная защита;
- которые получили разрешение на иммиграцию в Украину.
Кроме того, ч. 6 ст. 42 Закона о занятости (2) дополнительно предусмотрена категория граждан, которые могут работать в нашем государстве без получения разрешения. К ним, в частности, относятся:
- представители иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, обслуживающих такие компании на территории Украины;
- работники зарубежных средств массовой информации, аккредитованные для работы в Украине;
- спортсмены; которые приобрели профессиональный статус, артисты и работники искусства для работы в Украине по специальности;
- работники аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ.
Обращаем внимание на то, что ч. 2 ст. 42 Закона о занятости (2) установлено, что разрешение работодателю на применение труда иностранца выдается при условии, что в Украине (регионе) отсутствуют квалифицированные работники, способные выполнять соответствующий вид работы, или есть достаточное - обоснование целесообразности применения их труда.
Как обосновать целесообразность привлечения
к работе иностранца?
В п. 4 Порядка N 437 говорится, что под целесообразное и достаточное обоснование попадают, например, случаи, когда иностранец претендует на занятие должности руководителя, заместителя руководителя или другой руководящей должности при условии, что такой иностранец является;
- учредителем юридического лица;
- претендует на занятие долж ности, которая предусматривает создание объектов авторского
права и (или) смежных прав как основную трудовую обязанность;
- имеет диплом о высшем образовании одного из учебных заведений, отнесенных к первой сотне в одном из мировых рейтингов текущего, прошлых или позапрошлых годов.
Получение разрешения на трудоустройство иностранцев
Разрешение оформляет работодатель, пригласивший на работу иностранцев. Обращаться нужно в территориальный орган государственной службы занятости по местонахождению юридического лица.
Перечень документов, которые работодатель обязан предоставить в центр занятости для получения разрешения, содержат пункты 6 - 8 Порядка N 437.
После представления документов территориальный орган службы занятости в течение 7 рабочих дней со дня регистрации документов принимает решение о выдаче, отказе в выдаче, продлении действия, отказе в продлении действия или аннулировании разрешения (п. 13 Порядка N 437).
Разрешение выдают на срок, указанный в трудовом договоре (контракте), но не более чем на один год. Если трудовой договор (контракт) является бессрочным, то разрешение выдают на один год. Но действие такого разрешения может быть продлено неограниченное количество раз на тот же срок (п. 18 Порядка N 437).
Для лиц, которые относятся к внутрикорпоративным цессионариям (руководящий персонал, менеджер и специалисты), разрешение выдается не более чем на 3 года, и его действие может быть продлено на 2 года неограниченное количество раз (п. 19 Порядка N 437).
Внимание! На этом общение с территориальным органом службы занятости не заканчивается, В соответствии с п. 27 Порядка N 437 работодатель после получения разрешения в течение 7 рабочих дней с момента заключения с иностранцем трудового договора (контракта) предоставляет туда удостоверенную им копию такого договора.
В Письме N ДЦ-09-4005/0/6-12 разъясняется, что иностранец не имеет права работать на двух и более предприятиях в Украине, поскольку законодательство предусматривает возможность выдачи только одного разрешения на трудоустройство.
Кроме того, получение иностранцем в Украине высшего образования не освобождает его от необходимости получения такого разрешения. И хотя Письмо N ДЦ-09-4005/0/6-12 написано при действии старого (аналогичного) Порядка N 322, и старого Закона о занятости (1), его выводы актуальны и сейчас.
Обращаем внимание на то, что при заключении договора подряда с иностранцем получать разрешение не нужно. Данный вывод подтверждается и в Письме NДЦ-09-588/0/6-13. В нем разъясняется, что действующим законодательством Украины (ХК Украины, Закон о госрегистрации) не предусмотрено получение разрешения на использование труда иностранцами, оформившими свои правоотношения с работодателями на основании гражданско-правовых соглашений (договоров подряда).
Плата за выдачу разрешения и когда ее нет
Выдача разрешения является платной: она обходится в четыре минимальные заработные платы (п. 2 Постановления N 437), которые зачисляются в бюджет «безработного» Фонда, что подтверждается квитанцией о внесении платы (п. 15 Порядка N 437).
В настоящее время плата за разрешение равна 5512 грн (1378 грн х 4). С 01.05.2016 г. такая плата составит 5800 грн (1450 грн х 4), а с 01.12.2016 г. - 6200 грн (1550 грн х 4).
В случае невнесения работодателем такой платы в течение 10 рабочих дней со дня получения им решения о выдаче разрешения, направленного почтой с уведомлением о вручении, такое решение отменяется. Если деньги поступят своевременно, то территориальный орган службы занятости оформляет и выдает разрешение в течение 3 рабочих дней со дня их зачисления (п. 16 Порядка N 437).
А вот для лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, плату за выдачу разрешения не взимают (абзац 2 ч. 3 ст. 42 Закона о занятости (2)1 Такую же норму содержит и п. 2 Постановления КМУ N 437, но к получателям статуса беженца добавлены и лица, которые нуждаются в дополнительной защите. Также плату не взимают с лиц, предоставивших документы для продления разрешения (п. 2 Постановления N 437).
Работник-иностранец у ФЛПа: можно ли
К сожалению, ФЛП не имеет права использовать труд иностранцев при наличии вышеуказанного разрешения. Почему?
Не знаем, но в ст. 42 Закона о занятости (2) речь идет об использовании труда иностранцев предприятиями, учреждениями и организациями. А в Письме N ДЦ-09-6306/0/6-13 со ссылкой на ст. 42 Закона о занятости (2) прямо указано, что действующее законодательство Украины не предусматривает возможности предоставления разрешения на применение труда иностранцев физлицу-предпринимателю.
А вот Договор подряда с иностранцем ФЛП оформить сможет. Об этом еще при действии старого Закона о занятости (1) говорилось Госцентром занятости в Письме N ДЦ-09-276/0/6-12.
Применение санкций к работодателю
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона, о занятости (2) трудоустройство иностранца без разрешения обойдется работодателю недешево: с 01.01.2016 г. по 31.04.2016 г. в 27 560 грн (в размере 20 минимальных зарплат, установленном на момент выявления нарушения), а с 01.05.2016 г. - еще дороже.
Трудоустройство иностранца на иных условиях, нежели предусмотренные разрешением, будет стоить работодателю 10-кратного размера минимальной заработной платы, установленного на момент выявления нарушения (с 01.01.2016 г. по 31.04.2016 г. - 13 780 грн).
Кроме того, статьей 204 КУоАП установлено, что нарушение порядка трудоустройства иностранцев и оформления для них документов должностными лицами предприятий влечет наложение штрафа от 100 до 200 нмдг (от 1700 до 3400 грн).
Особенности налогообложения зарплаты иностранцев
В соответствии с пп. 162.1.2 п. 162.1 ст. 162 разд. IV НК Украины физлицо-нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине, является плательщиком НДФЛ.
Особенности налогообложения доходов, полученных нерезидентами, установлены в п. 170.10 ст. 170 разд. IV НК Украины. Согласно ему доходы с источником их происхождения в Украине, которые начисляют (выплачивают, предоставляют) в пользу нерезидентов, облагаются НДФЛ по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами раздела IV НК Украины для нерезидентов).
Если доходы нерезиденту выплачивает резидент (юридическое лицо или самозанятое лицо), то такой резидент считается налоговым агентом нерезидента в отношении этих доходов. Во время заключения договора с нерезидентом, условия которого предусматривают получение им дохода с источником происхождения в Украине (в частности, и при заключении трудового договора), резиденту следует указать в договоре ставку налога, которую будут применять к таким доходам (пп. 170.10.3 п. 170.10 ст. 170 разд. IV НК Украины).
Во время выплаты зарплатного дохода иностранцу применяют ставку 18 % (п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины). Поскольку доходы работника-иностранца облагают НДФЛ, то они становятся и объектом обложения военным сбором: никаких исключений в отношении работников-нерезидентов п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НК Украины не устанавливает.
Казалось бы, ничего сложного, однако как определить, кого считать резидентом для исчисления НДФЛ, а кого - нет.
Что касается определения физических лиц-нерезидентов, в НК Украины имеется весьма лаконичная формулировка: нерезиденты - это физические лица, не являющиеся резидентами Украины (подпункт «в» пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
Подпункт «в» пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 разд. I HK Украины дает, в том числе, следующее определение резиденту: физическое лицо, имеющее местожительство в Украине.
Если у физического лица есть местожительство также в иностранном государстве, его считают резидентом, если такое лицо постоянно проживает в Украине. Когда же лицо имеет место постоянного жительства также в иностранном государстве, его считают резидентом, если у него есть более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине.
Если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или если оно не имеет места постоянного жительства ни в одном из государств, его считают резидентом, если оно пребывает в Украине не менее 183 дней.
Если нерезидент является наемным работником украинского работодателя, то определить срок его пребывания в Украине не сложно, поскольку это подтверждается справкой о регистрации места жительства или места нахождения. Также ГНСУ в Письме N 14633/К/12-0016 уточняется, что подтверждением нахождения лица в Украине свыше 183 дней является паспортный документ, а также документы, на основании которых оно временно проживает в Украине.
Примерно такие же постулаты в вопросе определения статуса резидентства физического лица изложены и в Письме N 422/В/26-50-17-03-12. В редакционном комментарии к нему мы с сожалением отмечали, что окончательного вывода в вопросе определения резидентства налоговики не сделали.
Напомним, что для отражения в форме N 1ДФ выплаты дохода иностранцу для него следует получить идентификационный код.
МГУ ГФСУ - центральный орган по ОКП в Письме N 4262/10/28-10-06-11 разъяснило, что физическое лицо
- плательщик налогов независимо от возраста (как резидент, так и нерезидент), для которого ранее не формировалась учетная карточка плательщика налогов и которое не включено в Госреестр, обязано представить в соответствующий контролирующий орган учетную карточку физического лица
- плательщика налогов, которая является одновременно заявлением для регистрации в Госреестре, и предъявить документ, удостоверяющий личность (п. 70.5 ст. 70 гл. 6 разд. II НК Украины).
Документы, связанные с выплатой доходов физическим лицам, не имеющим регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины (п. 70.13 ст. 70 гл. 6 разд. II НК Украины).
В Письме N 4262/10/28-10-06-11 налоговики напомнили, что непредставление, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налога, которые привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к смене плательщика налога, влекут наложение штрафа в размере 510 грн (повторно в течение года - 1020 грн).
Что касается единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), то работодатель должен начислить его на зарплату работников-иностранцев. Такой вывод следует из п. 1 ч. 1 ст. 4 и абзаца 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о едином взносе. Начисление ЕСВ осуществляют по общей ставке 22 % (абзац 1 ч. 5 ст. 8 Закона о едином взносе).
_____________
1 Статья любезно предоставлена нам журналом «Бухгалтер» N 13 (825)/2016 (подписной индекс 74201)
Список использованных документов
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон о едином взносе - Закон Украины от 08.07.2010 г. N 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
Закон о занятости (1) - Закон Украины от 01.03.1991 г. N 803-ХІІ «О занятости населения» (утратил силу)
Закон о занятости (2) - Закон Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI «О занятости населения»
Закон о свободе передвижения - Закон Украины от 11.12.2003 г. N 1382-ІV «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине»
Порядок N 322 - Порядок выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденный Постановлением КМУ от 08.04.2009 г. N 322 (утратил силу)
Порядок N 437 - Порядок выдачи, продления и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, утвержденный Постановлением КМУ от 27.05.2013 г. N 437
Постановление N 437 - Постановление КМУ от 27.05.2013 г. N 437 «Вопросы выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства»
Письмо N ДЦ-09-276/0/6-12 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 18.01.2012 г. N ДЦ-09-276/0/6-12 «Относительно трудоустройства иностранных граждан в Украине»
Письмо N 14633/К/12-0016 - Письмо ГФСУ от 08.06.2012 г. N 14633/К/12-0016 «О рассмотрении письма (относительно порядка определения резидентського статуса физического лица)»
Письмо N ДЦ-09-4005/0/6-12 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 16.08.2012 г. N ДЦ-09-4005/0/6-12 «Относительно исполнения законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями и порядка оформления разрешения на трудоустройство иностранца»
Письмо N ДЦ-09-588/0/6-13 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 05.02.2013 г. N ДЦ-09-588/0/6-13 «Относительно необходимости получения разрешения на применение труда иностранного гражданина»
Письмо N ДЦ-09-6306/0/6-13 - Письмо Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины от 03.10.2013 г. N ДЦ-09-6306/0/6-13 «Относительно права физических лиц-предпринимателей применять труд иностранцев и лиц без гражданства в Украине»
Письмо N 422/В/26-50-17-03-І2 - Письмо Государственной налоговой инспекции в Голосеевском районе в г. Киеве от 08.07.2014 г. N 422/В/26-50-17-03-12 «Относительно предоставления справки о подтверждении статуса налогового резидента Украины»
Письмо N 4262/10/28-10-06-11 - Письмо Межрегионального главного управления ГФСУ от 26.02.2016 г. N 4262/10/28-10-06-11 «Относительно порядка отражения дохода нерезидента»
"Консультант бухгалтера" N 9 (805) 4 травня 2016 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)
