Нюансы ведения бухгалтерского учета плательщиками
единого налога третьей группы

Юридические лица переходят на упрощенную систему налогообложения, как правило, для того, чтобы не только уменьшить количество уплачиваемых налогов и сборов в бюджет, а также, с целью упрощения ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Для плательщиков единого налога - юридических лиц важную роль играет размер получаемого дохода, который дает право на пребывание в той или иной группе плательщиков единого налога.

У плательщиков третьей группы величина единого налога будет зависеть от размера полученного дохода в отчетном периоде, поэтому они должны вести учет получаемых доходов в специальных Книгах, утвержденных Приказом N 579.

Плательщики единого налога третьей группы, которые не являются плательщиками НДС, ведут Книгу учета доходов в соответствии с Порядком N 579/1.

Плательщики единого налога третьей группы, которые являются плательщиками НДС, ведут Книгу учета доходов и расходов в соответствии с Порядком N 579/2.

Плательщики единого налога третьей группы (юридические лица) используют данные упрощенного бухгалтерского учета относительно доходов и расходов с учетом положений пунктов 44.2 и 44.3 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины (пп. 296.1.3 п. 296.1 ст. 296 гл. 1 разд. ХІV НК Украины).

Как вести упрощенный учет доходов и расходов

Частью 3 ст. 3 Закона о бухучете предусмотрено, что предприятия, имеющие право на ведение упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные плательщиками НДС, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.

Для ведения регистров бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства-юридическими лицами, которым предоставлено право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированных плательщиками НДС, предназначены Методические рекомендации N 720.

Так, Методические рекомендации N 720 определяют систему регистров, порядок и способ регистрации и обобщения информации в них без применения двойной записи для составления Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства по форме согласно приложению 2 к П(С)БУ25.

В большинстве случаев информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

При желании юридические лица (малые предприятия), которым предоставлено право вести упрощенный учет доходов и расходов, могут применять регистры бухгалтерского учета, которые ведутся в общем порядке средними, крупными или малыми предприятиями согласно Методическим рекомендациям N 356 или N 422.

Субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, признают расходы и доходы с учетом требований НК Украины и относят суммы, которые не признаются НК Украины расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения (п. 2.7 разд. III П(С)БУ25).

Периодичность составления регистров малые предприятия избирают самостоятельно. Это в зависимости от объема хозяйственных операций может быть месяц или квартал.

Система регистров для упрощенного учета доходов и расходов

Систематизация хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, которым дано право вести упрощенный учет доходов и расходов, осуществляется в таких журналах учета хозяйственных операций:

- Журнал 1-мс учета активов;

- Журнал 2-мс учета капитала и обязательств;

- Журнал 3-мс учета доходов;

- Журнал 4-мс учета расходов.

Информация о хозяйственных операциях из Журналов 1-мс и 2-мс используется для составления Баланса (форма N 1-мс), а из Журналов 3-мс и 4-мс - Отчета о финансовых результатах (форма N 2-мс) Упрощенного финансового отчета.

Записи в Журналах осуществляются на основании первичных документов в хронологической последовательности позиционным способом. По каждому первичному документу осуществляется одна запись. По хозяйственным операциям, одинаковым по экономическому содержанию, первичные документы в течение рабочего дня могут группироваться, а их итоговые данные переносятся в соответствующий Журнал.

"Журналы 1-мс и 2-мс открываются записями сумм остатков на начало отчетного периода по активам, капиталу и обязательствам, которые переносятся в строку "Остаток на начало периода" из Журналов 1-мс и 2-мс за предыдущий отчетный период из строки "Остаток на конец периода" по соответствующим позициям. Вновь созданные малые предприятия указанную строку не заполняют.

В графе "Содержание хозяйственной операции" приводится сжатое содержание хозяйственной операции и номер (номера) первичного документа(первичных документов), на основании которого (каких) делается запись.

Объем (сумма) хозяйственной операции указывается в соответствующей графе по активам, капиталу или обязательствам, стоимость которых изменяется в результате этой операции. Одновременно эта сумма отражается в графе "Всего".

Пример 1/Шлое предприятие "Юность" (плательщик, единого налога по ставке 4 %) отгрузило ООО "Ромашка" по накладной от 06.07.2015 г. N 12 стекло оконное 100 м2 на сумму 8000 грн. Покупатель оплатил покупку 10.07.2015 г.

В Журнале 3-мс учета доходов за III квартал 2015 года эта операция будет отражена следующим образом (табл, 1).

Таблица 1

N
з/п 
Дата  Зміст господарської операції (первинний документ, N)  Дебітор (покупець)  Відмітка про оплату  Дохід (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)  Вирахування з доходу  Інші доходи  Разом доходів  Доходи, які збільшують фінансовий результат після оподаткування 
Повернення товарів  Непрямі податки  інше 
10  11  12 
<...> 
06.07  Скло
віконне
100 м2
згідно
з накл.
N 12 
ТОВ
"Ромаш-
ка" 
10.07  8000  8000 
<...> 

Ведомости учета хозяйственных операций

При необходимости, в частности в случае значительного объема хозяйственных операций, дополнительно юридическим лицам - плательщикам единого налога третьей группы могут применяться такие ведомости учета хозяйственных операций:

- Ведомость 1.1-мс учета необоротных активов;''

- Ведомость 1.2-мс учета начисления амортизации;

- Ведомость 2.1-мс учета расчетов с поставщиками, другими кредиторами и бюджетом;

- Ведомость 2.2-мс учета расчетов с работниками;

- Ведомость 4.1-мс учета расходов на ремонт и улучшение основных средств.

Нюансы учета основных средств плательщиками единого налога

Так как для исчисления единого налога юридическим лицам - плательщикам единого налога третьей группы важна именно сумма полученного дохода, то может сложиться впечатление, что расходы для них вообще не важны. Действительно, "единоналожниками" - плательщиками НДС в Книге учета доходов и расходов ведется учет не только доходов, но и расходов. Однако, величина отраженных расходов в такой Книге никоим образом не влияет на сумму единого налога, а просто позволяет контролирующим органам при проверке условно определить добавленную стоимость для целей контроля за НДС в определенные периоды.

И все же юридическим лицам - плательщикам единого налога третьей группы вспомнить о расходах придется в том случае, когда они будут продавать основные средства.

Ведь при продаже основных средств юридическими лицами - плательщиками единого налога доход определяется как сумма средств, полученных от продажи таких основных средств. Если основные средства проданы после их использования в течение 12 календарных месяцев со дня ввода в эксплуатацию, доход определяется как разница между суммой средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи (п. 292.2 ст. 292 гл. 1 разд. XIV НК Украины).

Следовательно, в этой ситуации без данных бухгалтерского учета не обойтись. Более того, для учета основных средств в НК Украины предусмотрены свои специальные правила, которые также необходимо будет учитывать налогоплательщикам единого налога.

Юридические лица - плательщики единого налога третьей группы должны соблюдать общие требования НК Украины. Следовательно, основные средства для них - это объекты, определенные пп. 14.1.138 НК п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины.

Юридические лица - плательщики единого налога третьей группы обязаны соблюдать стоимостный критерий, установленный НК Украины для основных средств. С 01.09.2015 г. такой критерий изменился. То есть, с этой даты относить к основным средствам налогоплательщикам можно активы, определенные пп. 14.1.138 НК п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины, и стоимость которых составляет более 6000 грн (до этой даты было более 2500 грн).

Документы для оприходования и учета основных средств юридические лица - плательщики единого налога третьей группы используют те же, что и налогоплательщики на общей системе:

- акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств;

- инвентарная карточка учета основных средств и т. п.

В бухгалтерском учете юридические лица - плательщики единого налога третьей группы учитывают основные средства на счете 10 "Основные средства", их амортизация начисляется на счете 13 "Износ необоротных активов". В том случае, когда юридические лица - плательщики единого налога третьей группы используют Упрощенный план счетов, то бухгалтерский учет на этих счетах может и закончится.

Если же предприятие приняло решение использовать общий План счетов, тогда основные средства ими учитываются на соответствующих аналитических субсчетах счета 10, а их амортизация - на субсчете 131.

Откуда брать данные об остаточной балансовой стоимости проданных основных средств юридическим лицам - плательщики единого налога третьей группы?

Для единого налога важна дата поступления выручки от продажи объекта основных средств, но она может затянуться во времени или производиться частями. Будет ли это как-то влиять на определение остаточной (балансовой) стоимости проданного объекта?

Сразу же отметим, что дата выбытия объекта основных средств в связи с продажей и получение оплаты за проданный объект не влияют на остаточную балансовую стоимость объекта.

Данные об остаточной стоимости на день продажи должны рассчитывается согласно нормам П(С)БУ 7. В частности, п. 29 П(С)БУ 7 предусмотрено, что начисление амортизации производится ежемесячно.

Начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Начисление амортизации при применении производственного метода амортизации прекращается с даты, следующей за датой выбытия объекта основных средств.

Если продаваемые объекты основных средств находились в эксплуатации менее 12 месяцев, то остаточная балансовая стоимость объекта основных средств вообще не имеет никакого значения, так как в доход для налогообложения включается вся сумма полученных средств от продажи такого объекта.

В том случае, когда последующие части оплаты будут поступать уже после того, как основные средства пробудут в эксплуатации 12 месяцев - база налогообложения уменьшается на пропорциональную долю остаточной стоимости только в отношении этих частичных оплат.

Пример 2. Плательщик единого налога третьей группы заключил договор о продаже объекта основных средств на сумму 25 000 грн. Объект амортизируется более 12 месяцев.

Данные для расчета дохода, который включается в базу для исчисления единого налога при продаже объекта основных средств, оплата за который поступает частями, приведем в табл. 2.

Таблица 2

N
п/п
 
Период  Первоначальная стоимость, грн  Износ на конец периода, грн  Остаточная стоимость, грн  Частичная
оплата, грн 
Удельный вес частичной оплаты  База налогообложения, грн 
1.  Июнь 2015 года  80 000,00  57 768,00  22 232,00  5000,00  0,2  553,60* 
2.  Июль 2015 года  80 000,00  58 435,00  21 565,00  5000,00  0,2  687,00** 
3.  Август 2015 года  80 000,00  59 102,00  20 898,00  5000,00  0,2  820,40*** 
4.  Сентябрь 2015 года  80 000,00  59769,00   20 231,00  10 000,00  0,4  1907,60**** 
5.  Всего      25 000,00  3968,60 
Примечания.
* 5000,00 - 22 232,00 х 0,2 = 553,60 грн. грн.
** 5000,00 - 21 565,00 х 0,2 = 687,00 грн.
*** 5000,00 - 20 898,00 х 0,2 = 820,40 грн
**** 10 000,00 - 20 231,00 х 0,4 = 1907,60 

В приведенном примере рассматривается случай, когда все четыре части оплаты поступали до момента отгрузки, а амортизация продолжала начисляться, поэтому балансовая стоимость была разной.

Если же отгрузка, например, состоялась бы после поступления трех частей оплаты, но до поступления четвертой, база обложения единым налогом в сентябре 2015 года определялась бы исходя из части оплаты, поступившей в сентябре (0,4), умноженной на балансовую стоимость на конец того месяца, в котором состоялась отгрузка (в нашем случае это балансовая стоимость в сумме 20 898 грн).

Данные о первоначальной стоимости проданного объекта основных средств можно взять из Ведомости 1.1-мс (графа 16), а информацию о начисленной сумме амортизации - из Ведомостей 1.2-мс за весь период использования основных средств.

Общей суммы начисленной амортизации по конкретному объекту основных средств регистры упрощенного учета доходов и расходов не содержат. В графе 4 Ведомости 1.2-мс указывается процент начисления амортизации или ссылка на применение производственного метода.

В большинстве случаев налогоплательщики, у которых нет специального программного обеспечения, ведут ежемесячно в электронных таблицах специальные ведомости по начислению амортизации, в которых содержатся все данные по каждому объекту основных средств, в том числе и остаточная стоимость объекта на конец каждого месяца. Образец такой упрощенной ведомости приведем в табл. 3. Также неплохо если бы в таких таблицах фигурировала и ликвидационная стоимость по каждому объекту основных средств.

Таблица 3

Відомість нарахування амортизації основних засобів за жовтень 2015 року

Інвентарний номер об'єкту  Назва об'єкту основних засобів  На початок звітного періоду  Місячна норма амортизації, %  Сума  На кінець звітного періоду 
Первісна вартість, грн  Знос, грн  Вартість, яка амортизується  амори зації за звітний період, грн  Первісна вартість, грн  Знос, грн  Вартість, яка амортизується 
04012  Ноутбук  6400,00  1860,00  6200,00  2,00  124,00  6400,00  1984,00  6200,00 
05032  Стіл канцелярський  4300,00  1494,25  4300,00  1,39  59,77  4300,00  1554,02  4300,00 
<...> 

Также определить сумму начисленной амортизации по проданному объекту основных средств можно и расчетным путем. Например, при применении прямолинейного метода амортизируемую стоимость необходимо умножить на месячную норму амортизации и количество месяцев нахождения объекта в эксплуатации (включая месяц продажи).

Однако при продаже основных средств для юридических лиц - плательщиклов единого налога третьей группы определение остаточной балансовой стоимости на дату продажи - это не самая главная проблема.

Все дело в том, что у этих налогоплательщиков в составе основных средств могут также числится объекты, которые для целей налогообложения не относятся к основным средствам.

Например, это малоценные необоротные материальные активы (временные (нетитульные) строения, природные ресурсы, инвентарная тара, предметы проката, другие необоротные материальные активы), которые по стоимостным критериям не относятся к основным средствам в налоговом учете.

Для таких основных средств доходом от реализации у юридических лиц - плательщиков единого налога третьей группы будет вся сумма полученных средств.

Также вся сумма полученных средств будет учитываться и в ситуации, когда продается объект основных средств со 100 % износом. То есть, у такого объекта остаточная стоимость равна нулю, поэтому вся полученная выручка попадет в базу для исчисления единого налога.

Для юридических лиц - плательщиков единого налога третьей группы нет ограничений в отношении нижнего порога стоимости, по которой можно реализовывать основные средства.

Если юридическое лицо - плательщик единого налога третьей группы является также плательщиком НДС, то при продаже основных средств база для основных средств не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляется реализация основных средств (абзац 2 п. 188.1 ст. 188 разд. V НК Украины).

В этом случае остаточную балансовую стоимость нужно определять по данным бухгалтерского учета, но уже не на конец месяца, а на начало отчетного периода (месяца или квартала).

Есть свои нюансы и при определении выручки от продажи земельных участков у "единоналожников". В бухгалтерском учете земельные участки и капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством, в соответствии с п. 5 П(С)БУ 7 классифицируются как основные средства (подгруппа 5.1.1 группы 5.1 "Основные средства"),

В соответствии с п. 7 П(С)БУ 7 приобретенные (созданные) основные средства (в том числе земельные участки) зачисляются на баланс предприятия/учреждения по первоначальной стоимости. Перечень расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств, содержится в п. 8 П(С)БУ 7. Остаточная стоимость-разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленной амортизации (износа) (п. 4 П(С)БУ 7).

При этом согласно п. 22 П(С)БУ 7 стоимость земельных участков не является объектом для начисления амортизации в бухгалтерском учете, то есть земельные участки не имеют остаточной стоимости.

Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо - плательщик единого налога третьей группы при продаже земельного участка как отдельного объекта собственности включает в состав доходов все поступления средств, полученные от продажи такого земельного участка, в отчетном периоде (квартале) их получения.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон о бухучете - Закон Украины от 16.07.1999 г. N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"

Методические рекомендации N 356 - Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина Украины от 29.12.2000 г. N 356

Методические рекомендации N 422 - Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина Украины от 25.06.2003 г. N 422

Методические рекомендации N 720 - Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные Минфином Украины от 15.06.2011 г. N 720

П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. N 92

П(С)БУ 25 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства", утвержденное приказом Минфина Украины от 25.02.2000 г. N 39 в редакции от 24.01.2011 г. N 25

План счетов - План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291 в редакции от 09.12.2011 г. N 1591

Приказ N 579 - Приказ Минфина Украины от 19.06.2015 г. N 579 "Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения"

Порядок N 579/1 - Порядок ведения книги учета доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина Украины от 19.06.2015 г. N 579

Порядок N 579/2 - Порядок ведения книги учета доходов и расходов для плательщиков единого налога третьей группы, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина Украины от 19.06.2015 г. N 579

Упрощенный План счетов - Упрощенный План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина Украины от 19.04.2001 г. N 186

"Консультант бухгалтера" N 20 (792) 26 жовтня 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)