Система электронного администрирования:
ремонт на ходу

Система электронного адми­нистрирования (СЭА) устояла. Несмотря на непрерывную кри­тику, иногда конструктивную, но большей частью истерическую и демонстративные пикеты под ВР Украины с лозунгами: «Все пропало, бизнес сливают, все уезжают», СЭА не только не отме­нили, но даже не отложили.

СЭА действует в полном объ­еме с 1 июля сего года - это основной вывод из Закона № 643, который был опубликован 29 июля 2015 г. и вступил в силу.

При этом в СЭА внесено целый ряд существенных изменений, некоторые из них постоянные, другие будут действовать вре­менно. Произведен своего рода «ремонт без остановки движения поезда».

Мы всегда настраивали чи­тателей на то, что СЭА будет действовать и надежды на ее отмену напрасны. И дело здесь не в том, хорошая или плохая эта система, а дело в том, что прак­тика оформления «бестоварных налоговых накладных» получила такое широкое распространение, что бороться с ней милицейскими или мотивационными мерами стало бесполезно. Увы, но в ближайший год альтернативы СЭА нет.

Практика функционирования этой системы в июле сего года подтвердила, что те предприятия, которые «сначала покупают, а потом продают», при условии, что они поняли механизм СЭА, не ощутили серьезных проблем, а вот те предприятия, которые «продавали то, что не покупали и не производили», столкнулись с проблемой регистрации нало­говых накладных (НН).

Эта проблема затронула и тех, кто оказывает услуги, при этом не только «фиктивные», но и вполне реальные. При этом июль месяц наглядно показал все те «технические пробле­мы» функционирования СЭА, на которые мы указывали еще в начале 2015 года, поэтому будет справедливо упрекнуть законо­дателей в том, что они «плохо слышат экспертов» и начинают соображать только тогда, когда, что называется, «упрутся лбом в проблему, которую сами же и создали». Закон № 643 устранил некоторые из этих проблем, хотя, к сожалению, далеко не все.

А теперь давайте разберем основные изменения в НК Укра­ины, которые введены Законом № 643.

1. Средства на казначейском счете (НДС-счете в СЭА) не мо­гут быть источником погашения налогового долга по решению налогоплательщика, но ГФСУ, согласно новому абзацу 4 п. 87.1 ст. 87 гл. 9 разд. ІІІ НК Украины, получила право на списание этих средств в счет погашения налогового долга при получении права продажи имущества, на­ходящегося в налоговом залоге в порядке, определенном ст. 95 гл. 9 разд. ІІІ НК Украины.

Так, взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, и со счетов налогоплательщиков в СЭА НДС, открытых в органе, осуществля­ющем казначейское обслужи­вание бюджетных средств, осу­ществляется по решению суда, которое направляется к исполне­нию контролирующим органам, в размере суммы налогового долга или его части (п. 95.3 ст. 95 гл. 9 разд. ІІІ HK Украины).

2. Плательщик НДС не обязан осуществлять хранение доку­ментов полученных из ЕРНН (п. 121.1 ст. 121 гл. 11 разд. II НК Украины).

3. Согласно изменениям, вне­сенным в абзац 1 п. 120-1.1 ст. 120-1 гл. 11 разд. ІІ НКУкраины, штраф­ные санкции не применяются за нарушение сроков регистрации НН и расчетов корректировок налоговых накладных (РК НН), которые не подлежат выдаче покупателю. При этом, ответс­твенность за несвоевременную регистрацию РК НН будут нести не только продавцы, но и покупа­тели, в тех случаях когда на них возложена обязанность регистрации РК НН.

При этом согласно п. 35 подразд. 2 разд. XX НК Украины штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК НН, предус­мотренные п. 120-1.1 ст. 120 гл. 11 разд. ІІ НК Украины, составленных до 1 октября 2015 года не приме­няются.

Это, безусловно, порадует продавцов, но создает проблемы покупателям, у которых практи­чески нет способов воздействия на недобросовестных продавцов, которые не могут или не желают регистрировать НН. У продавцов, которые уменьшают налоговое обязательство в связи с возвра­том товаров, предоплаты или уменьшения цен, также могут возникнуть проблемы. Ведь регистрировать РК НН должны будут не они, а покупатели.

Правда за покупателем сохра­нили право подачи жалобы на поставщика, который нарушил порядок составления и регистра­ции НН/РК НН, и это право должно быть реализовано в декларации за тот период, в котором совер­шено нарушение (п. 201.10 ст. 201 разд. V HK Украины). Правда, тол­ку от такой жалобы мало, так как поступление такого заявления с жалобой является основанием лишь для проведения докумен­тальной внеплановой выездной проверки указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обяза­тельств по налогу относительно такой операции. Права на отраже­ние налогового кредита по такой жалобе у покупателя нет.

Несмотря на отмену штра­фов, предельные сроки для регистрации НН, составленных в период с 01.07 по 30.09.2015 г., сохраняются и согласно п. 39 подразд. 2 разд. XX НК Украины составляют:

- для НН, составленных с 1 по 15 день месяца, регистрация продлевается до последнего дня месяца (включительно), в кото­ром они составлены;

- НН, составленные с 16-ого по последний день месяца, под­лежат регистрации до 15-ого (включительно) числа месяца, следующего за месяцем, в кото­ром они выписаны.

Эти сроки имеют значения для включения сумм НДС в налого­вый кредит за отчетный период в соответствии с требованиями ст. 198 разд. V НК Украины. Поэ­тому продление сроков регистра­ции НН в ЕРНН «наруку» покупа­телю, поставщику, поскольку до 01.10.2015 г. штрафов нет, такое продление сроков регистрации НН безразлично.

Если плательщик НДС в те­чение 180 календарных дней с даты составления НН/РК НН, подлежащей выдаче покупателю, не зарегистрирует ее в ЕРНН, то это повлечет за собой штраф в размере 50% суммы НДС, указанной в такой НН/РК НН (п. 120-1.2 ст. 120-1 гл. 11 разд. II НК Украины).

Порядок применения штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК НН, как тех штрафов, ко­торые применяются к НН/РК НН, составленным с 01.07.2015 г. по 30.09.2015 г., так и тех, которые будут применяться с 01.10.2015 г., будет определен Минфином (п.120-1.3 ст. 120-1 гл. 11 разд. II НК Украины).

4. Статья 192 разд. VHK Укра­ины дополнена нормой (абзац 4 п. 192.1 ст. 192 разд. V НК Укра­ины), которой обязывает поку­пателя регистрировать РК НН в случае если сумма компенсации за товар (услугу) вследствие корректировки снизилась.

Ранее НК Украины не содер­жал такого правила, оно было предусмотрено только абзацем 3 п. 22 Порядка № 957.

Согласно новой редакции п. 192.1 ст. 192 разд. V НК Украи­ны поставщик может уменьшить сумму налогового обязательства только после регистрации РК НН покупателем в ЕРНН.

Кроме того в тексте ст. 192 разд. V НК Украины внесена норма, которая в феврале была сформулирована в Письме № 5292/7/99-99-19-03-02-17, а именно:

«Расчет корректировки, со­ставленный налогоплательщиком в налоговых накладных, состав­ленных после 1 января 2015 года, которые не выдаются получателю, а также составленных при получе­нии услуг от нерезидента, местом поставки которых определено та­моженную территорию Украины, подлежат регистрации в ЕРНН таким плательщиком налога не­зависимо от того, увеличивается или уменьшается сумма операции в результате корректировки».

5. Законодатель исключил из текста разд. V НК Украины поня­тие «право на налоговый кредит». Теперь говорится не о «праве включать суммы НДС в нало­говый кредит», а о «включении сумм НДС в налоговый кредит», соответственно вместо выраже­ния «дата возникновения права на налоговый кредит» теперь употребляется выражение «дата отнесения суммы в налоговый кредит».

Покупатель, по прежнему, может включать сумму НДС в налоговый кредит по первому событию при условии получения зарегистрированной НН в сроки, установленные НК Украины, или в том периоде, в котором НН/РК НН зарегистрирована в ЕРНН (если регистрация произошла с нару­шением сроков). В этом смысле временное изменение сроков регистрации НН в ЕРНН поможет покупателю получить налоговый кредит в том периоде, на который приходится налоговое событие.

Пример. Покупатель получил от продавца товар 31.07.2015 г. на сумму 6000 грн (в том числе НДС - 1000 грн). Если продавец зарегистрирует НН на такую пос­тавку товаров до 15.08.2015 г., то покупатель имеет право вклю­чить НДС в сумме 1000 грн в налоговый кредит за июль 2015 г. Естественно, что и подать такую налоговую декларацию по НДС он сможет не раньше чем продавец зарегистрирует НН в ЕРНН.

В том случае, когда продавец своевременно не зарегистрирует НН в ЕРНН, то право на включение в налоговый кредит суммы НДС по такой поставке будет зависеть от даты регистрации ННвЕРНН. Если такая регистрация будет проведе­на с 16.08.2015 г. по 31.08.2015 г., то включить в налоговый кредит покупатель сможет такую НН за август 2015 г. И такое право у него будет сохранено за любой месяц до 30 июля 2016 года.

При этом теперь покупатель может «отодвинуть» включение указанной в НН суммы НДС в налоговый кредит, отраженный в налоговой декларации по НДС. Такая «сдвижка» возможна на 365 дней с даты составления НН (новый абзац 4 п. 198.6 ст. 198 разд. V НК Украины). Подавать уточняющий расчет в этом случае не надо.

6. В новой редакции п. 198.6 ст. 198 разд. V НК Украины пре­дусмотрено, что основанием для начисления сумм налога, которые относятся в налоговый кредит, являются НН, получение из ЕРНН (а не от покупателя!!!). Соответственно продавецтеперь не обязан выдавать НН покупа­телю, его обязанности согласно новой редакции п. 201.1 ст. 201 разд. V НК Украины ограничи­ваются «составлением НН» и «регистрацией ее в ЕРНН».

7. Из реквизитов НН исклю­чены:

- местонахождение продав­ца;

- вид гражданско-правового договора.

При этом, если поставщиком является филиал (структурное подразделение), в НН кроме на­логового номера плательщика НДС дополнительно указывается номер такого филиала (структур­ного подразделения).

При этом, согласно новому абзацу 6 п. 201.10 ст. 201 разд. V НК Украины НН/РК НН может быть предоставлена покупателю в электронной форме с соблюде­нием требований законодатель­ства об электронном докумен­тообороте и ЭЦП. Однако такая НН не дает права на налоговый кредит. При контроле соответс­твия реквизитов НН требованиям п. 201.1 ст. 201 разд. V HK Украины контролирующий орган будет исходить из НН, полученной из ЕРНН.,

8. В случае, если приобре­тенные или изготовленные то­вары/услуги, необоротные ак­тивы частично используются в облагаемых, а частично - в необлагаемых операциях (осво­божденных или не являющихся объектом налогообложения), то плательщик НДС после отнесения сумм НДС на такие товары/услу­ги, необоротные активы обязан, исходя из той части стоимости таких товаров/услуг, необорот­ных активов, которые используются в необлагаемых операциях, начислить НДС, выписать НН и зарегистрировать ее в ЕРНН до конца отчетного периода (нов редакция п. 199.1. ст. 199 разд. V НК Украины). При этом за несвоевременную регистрацию штрафа не будет, но такая за­держка регистрации НН приведет к возникновению SПеревищ, что уменьшит регистрационный лимит для регистрации НН.

9. Перерасчет суммы НДС, начисленной (уплаченной) при приобретении необоротных ак­тивов, которые используются, как в облагаемых, так и необла­гаемых операциях, с 01.07.2015 г. производится больше не будет (п. 199.4. ст. 199 разд. V исклю­чен из текста НК Украины). При этом такой перерасчет по итогам года, двух и трех лет надо прово­дить по необоротным активам, приобретенным до 0107.2015 г. (п. 42. подразд. 2 разд. XX НК Украины).

10. Поставщикам, которые осуществляют непрерывные и ритмичные поставки товаров/ услуг, возвратили право на со­ставление сводных НН. При этом при поставке покупателям-пла­тельщикам НДС, НН по каждому покупателю, а при поставке субъ­ектам, которые не зарегистриро­ван таковыми, можно составлять одну. При этом НН должны быть составлены не позднее пос­леднего дня месяца, в котором осуществлена поставка (п. 201.4 ст. 201 разд. VHK Украины).

Ритмичным характером пос­тавки является поставка товаров/ услуг одному покупателю два и более раз в месяц.

В случае если на дату состав­ления таких НН сумма средств, которые поступили на счет про­давца, как предоплата превышает стоимость поставленныхтоваров и услуг за месяц, натакое превы­шение составляется отдельная НН как на предварительную оплату (аванс). НН на дату пос­ледующей отгрузки товара по такой предоплате в этом случае не составляют.

Кроме того, продавец может составлять НН по ежедневным итогам операций, расчеты за которые проводятся через кассу/ РРО или через банковские учреждения, в том числе с использова­нием платежного устройства, а также при выписке транспортных билетов, гостиничных счетов, счетов за услуги связи, других услуг, стоимость которых оп­ределяется приборами учета, и при предоставлении налогоп­лательщиком кассовых чеков, в которых указывается сумма поставленных товаров, общая сумма начисленного НДС с указа­нием фискального и налогового номера поставщика.

11. Регистрация НН, состав­ленных до 01.07.2015 г. будет осуществляться без ограничений (п. 35 подразд. 2 разд. XX НК Ук­раины). Это правило вступает в силу с 4-го рабочего дня после вступления в силу Закона № 643, таким днем является 4 августа 2015 г.

Это, очевидно, порадует тех, кто до конца июля 2015 г. так и не зарегистрировал НН, очевидно, ожидая отмены электронного ад­министрирования. Такие хитрецы оказались в выигрыше.

12. Существенные изменения внесены в порядок расчета «регистрационного лимита» (SНакл).

Во-первых, согласно новому п. 34 подразд. 2 разд. XX НК Ук­раины, на третий рабочий день после вступления в силу Закона № 643, то есть на 3 августа, зна­чение сумм, на которые можно регистрировать НН/РК НН («ре­гистрационный лимит» - SНакл ), как положительное, так и отри­цательное, принимается равным нулю, кроме значений SНаклОтр, SМит и SНаклВид, которые фак­тически сформировались на 1 июля 2015 г.

Во-вторых, при исчислении показателей SНаклОтрц и SНаклВид с 01.07.2015 г. учитываются РК НН, составленные с 1 июля и зарегистрированные в ЕРНН к НН, которые составлены до 01.07.2015 г. и подлежали выдаче покупателям (п. 200-1.3 ст. 200-1 разд. V НК Украины).

В-третьих, в Течение третьего рабочего дня после вступления в силу Закона № 643 «регистра­ционный лимит» (SНакл) авто­матически увеличивается (п. 34 подразд. 2 разд. XX НК Украины):

- на сумму среднемесячного размера сумм НДС, за послед­ние 12 отчетных месяцев (июнь 2014 г. - май 2015 г.) или 4 кварталов, которые были задек­ларированы к уплате и погашены, а для сельхозпроизводителей суммы, которые были направле­ны на специальный счет.

Для тех плательщиков, кото­рые на 01.07.2015 г. были заре­гистрированы более 12 месяцев (4 кварталов) такое увеличение должно быть произведено в течение третьего рабочего дня, следующего за днем вступления в силу Закона № 643, а для тех, кто был зарегистрирован менее 12 месяцев/4 кварталов, а также для плательщиков, которые заре­гистрированы после 1 июля 2015 года - увеличение будет произ­водиться в течение первого числа квартала, который наступает за кварталом, в котором срок регис­трации достигает 12 месяцев.

Сумма этого увеличения еже­квартально (в течение 1-го числа соответствующего квартала) автоматически пересчитывается с учетом последних 12 месяцев/4 кварталов;

- на сумму остатков средств на счетах СЭА на начало третьего рабочего дня после вступления в силу Закона № 643 за вычетом сумм, заявленных в налоговых декларации за июнь 2015 года к перечислению в бюджет в счет налоговых обязательств и на текущий счет плательщика. Такое увеличение должно быть произ­ведено до конца июля сего года;

- на сумму переплат, в том чис­ле ошибочно уплаченных сумм по состоянию на 01.07.2015 г. (такое увеличение должно быть произ­ведено в течение 10 календарных. дней после вступления в силу Закона № 643). Такие переплаты считаются погашенными одно­временно с увеличением регист­рационного лимита (SНепогаш). При этом, если по итогам сентяб­ря декларируется сумма к уплате в бюджет, то эта сумма уменьша­ется на сумму переплат, а если задекларированная к уплате в бюджет сумма меньше суммы переплат или задекларировано отрицательное значение НДС, то налогоплательщик в налоговой декларации по НДС увеличивает сумму отрицательного значе­ния на сумму «непогашенных» переплат, которое переносится в налоговую отчетность ноября 2015 года. В любом случае сум­ма таких переплат возврату не подлежат;

- на сумму отрицательного значения, отраженную в налого­вой декларации по НДС за июнь 2015 года, которая засчитывается в состав налогового кредита следующего периода, и сумму непогашенного отрицательного значения предыдущего отчетно­го периода (июля). Такое увели­чение должно быть произведено до 31 июля сего года. Для пла­тельщиков, которые применяют квартальный отчетный период, увеличение «регистрационного лимита» должно быть произве­дено до 20 августа.

Отрицательное значение нало­гового обязательства, на сумму которого увеличен регистрацион­ный лимит, подлежит налоговой проверке в общеустановленном порядке. Если по результатам проверки будет выявлено за­вышение такого значения, то к плательщику НДС, в дополнение к санкциям, предусмотренным, ст. 123 гл. 11 разд. II НК Украины, применяется штраф в размере 10% завышения, а сумма за­вышения исключается из «ре­гистрационного лимита» (п. 41 подразд. 2 разд. XX НК Украины). Эти штрафы могут применяться начиная с 1 августа (п. 1разд. 2 Закона № 643).

Новый порядок корректиров­ки «регистрационного лимита» на сумму отрицательного значения налогового обязательства и сум­му переплат потребует изменение формы налоговой декларации по НДС. Такая форма должна быть утверждена до 20 августа 2015 года.

В-четвертых, возврат средств с казначейского счета СЭА теперь может осуществляться только при отсутствии превышения сумм налога в зарегистриро­ванных НН над суммой налога, задекларированной в налоговой отчетности (п. 200-1. 5 ст. 200-1 разд. V НКУкраины). Такое превышение может возникнуть в периоде, сле­дующем за периодом, в котором была обратная ситуация, но все оформленные НН были зарегистрированы (п. 200-1.5 ст. 200-1 разд. V НК Украины).

В-пятых, плательщик НДС сможет направлять запрос в СЭА, по которому ему предоставляется информация о движении средств на счете в СЭА.

Такой порядок безусловно, затруднит возврат средств с казначейского счета для тех предприятий, которые будут регистрировать НН в периоде, следующем за периодом воз­никновения налогового обяза­тельства.

13. К плательщикам НДС, у которых на казначейском счете есть достаточная сумма для уплаты доначисленных контро­лирующем органом налоговых обязательств, не применяются штрафные санкции и пеня за несвоевременную уплату нало­га (п. 40 подразд. 2 разд. XX НК Украины). Если такие санкции уже были начислены в период действия тестового режима (то есть после 01.02.2015 г.), то такие санкции подлежат списанию.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон № 643 - Закон Украины от 16.07.2015 г. № 643-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налога на добавленную стоимость»

Порядок № 957 - Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина Украины от 22.09.2014 г. № 957

Письмо № 5292/7/99-99-19-03-02-17 - Письмо ГФСУ от 17.02.2015 г. № 5292/7/99-99-19-03-02-17» О налоге на добавленную стоимость»

"Консультант бухгалтера" N 15 (787) 10 серпня 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)