Изменения в приеме на работу

Все мы знаем, что с 1 января 2015 года произошли серьезные изменения в привычной работе как юридических лиц, так и физических лиц - предпринимателей.

В этой статье рассмотрим изменения, которые внесены Законом N 77 и коснулись приема сотрудников на работу.

Изменения, которые затронули вопросы приема сотрудников на работу, изложены в разд. VII Закона N 77. Самыми значимыми, по мнению автора статьи, являются изменения, - внесенные в ст. 24 КЗоТ Украины. В табл. 1 приведем изменения, внесенные в гл. III "Трудовой договор" КЗоТ Украины, вызвавшие больше всего разговоров и беспокойства у работодателей.

Таблица 1

N
п/п 
КЗоТ Украины  Старая редакция  Новая редакция 
1.  ч. 3 ст. 24  Заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа
о зачислении работника на работу 
Работник не может быть допущен к
работе без заключения трудового
договора, оформленного приказом
или распоряжением собственника
или уполномоченного им органа, и
уведомления центрального органа
исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по
администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о принятии работника на работу в порядке,
установленном Кабинетом Минист
ров Украины 
2.  ч. 4 ст. 24  Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе  исключена 
3.  ст. 24-1  В случае заключения трудового договора между работником и физическим лицом физическое лицо или по доверенности уполномоченное им лицо должно в недельный срок с момента фактического допущения работника к работе зарегистрировать заключенный в письменной форме
трудовой договор в государственной службе занятости по месту своего проживания в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной
политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения 
исключена 

Также изменения коснулись порядка ведения трудовых книжек. Если раньше согласно ст. 48 КЗоТ Украины трудовые книжки велись на всех сотрудников, которые работали больше 5 дней по основному месту работы и по желанию на работников, работавших по совместительству, при условии, что они подлежат обязательному общегосударственному страхованию, то новая редакция ст. 48 КЗоТ Украины обязывает субъектов хозяйствования вести трудовые книжки также на студентов высших и учеников средних учебных заведений, проходящих стажировку на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Те же сроки (5 дней) предусмотрены и для оформления первой записи для студентов высших и учеников средних учебных заведений, которые проходят стажировку на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Изменения, внесенные в ст. 196 КЗоТ Украины, носят скорее косметический характер, так как внесены они в соответствии ранее принятыми законами (табл. 2).

Таблица 2

Старая редакция  Новая редакция 
Статья 196. Броня приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве
Для всех предприятий и организаций устанавливается броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессиональные учебно-воспитательные заведения, а также других лиц моложе восемнадцати лет.
Районные и городские советы утверждают программы устройства на работу выпускников общеобразовательных школ, квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи и обеспечивают их выполнение всеми предприятиями, учреждениями, организациями.
Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение на производстве указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суде 
Статья 196. Дополнительные гарантии в содействии трудоустройству
Для трудоустройства молодежи, закончившей
или прекратившей обучение в общеобразова-
тельных, профессионально-технических и вы-
сших учебных заведениях, уволившейся со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и впервые принимающейся на работу, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц, которым
исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу, а также других категорий лиц, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, предприятиям, учреждениям и организациям устанавливается квота в соответствии с Законом о занятости населения 

Дополнения, внесенные в ст. 232 КЗоТ Украины, дают право работнику подавать заявление в суд в случае, если с ним не составлен трудовой договор. Это может быть удобно использовано, если сотрудника, к примеру, не устраивает типовой трудовой договор предприятия и он хочет изменения определенных условий.

Претерпела изменения и ст. 235 КЗоТ Украины, в которую внесли "дух" всех изменений и теперь орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о начислении и:

- выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы;

- уплате в соответствии с законодательством НДФЛ и суммы ЕСВ за установленный период работы.

И конечно, куда же без всевидящего ока и кары провинившегося. Так, в ст. 265 КЗоТ Украины вместо обобщающих двух строк, о том, что лица виновные за нарушения законодательства по труду несут ответственность согласно действовавшему законодательству, расширили до полного описания всего плохого, что может светить нанимателю.

Штраф, в тридцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения грозит работодателю за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, связанное с фактическим допуском работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформлением работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного на предприятии, выплатой заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и/или налогов.

Штраф, в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, грозит тем, кто не соблюдает минимальных государственных гарантий в оплате труда.

Штраф, в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, грозит за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам и других выплат, предусмотренных законодательством о труде, или выплата их не в полном объеме более чем за один месяц.

Штраф, в размере одной минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, может быть применен за нарушение других требований трудового законодательства.

И чтобы такие штрафы не были применены к работодателям, работников необходимо оформлять на работу обязательно, но перед этим уведомить ГФСУ по форме установленной Кабинетом Министров Украины.

Да вот парадокс, что пока такой формы Кабинет Министров Украины не обнародовал.

То есть, или работника не надо принимать вообще, или принимать, но без оформления, со страхом попасть под все вышеперечисленные санкции.

В информационно-справочном ресурсе "ЗІР" налоговики, как всегда, процитировали норму законодательства и сообщили, что пока нет разработанного и утвержденного Кабинетом Министров Украины порядка, то и комментировать им нечего. А будут ли применяться штрафные санкции за неуведомление о приеме на работу пока неизвестно.

Конечно здравый смысл нам подсказывает, что штрафы применяться не должны, так как работодатель не имел возможности соблюсти законодательство, но, к сожалению, не из закона и не из ответа налоговой мы этого не видим...

Список использованных документов

КЗоТ Украины - Кодекс законов о труде Украины

Закон N 77 - Закон Украины от 28.12.2014 г. N 77-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда"

Закон о занятости - Закон Украины от 05.07.2012 г. N 5067-VI "О занятости населения"

"Консультант бухгалтера" N 3 (775) 9 лютого 2015 року
Передплатні індекси: 21946 (українською мовою), 22789 (російською мовою)