Механізм
огляду торговельної політики
(укр/рос)

Члени цим домовляються про наступне:

А. Цілі

(i) Метою Механізму огляду торговельної політики (ТПРМ) є забезпечення покращення дотримання всіма Членами правил, норм та зобов'язань, взятих за Багатосторонніми угодами про торгівлю і, де це може бути застосовано, за Угодами про торгівлю з обмеженою кількістю учасників, і внаслідок цього, більш збалансованого функціонування багатосторонньої торговельної системи шляхом досягнення більшої транспарентності та розуміння торговельної політики та практики Членів. Відповідним чином механізм огляду дає можливість регулярного колективного визначення суті і проведення оцінки всіх аспектів торговельної політики та практики окремих Членів та їх впливу на функціонування багатосторонньої торговельної системи. Однак він не має слугувати основою для контролю за виконанням окремих зобов'язань за угодами чи процедур врегулювання суперечок або накладати на Членів нові зобов'язання щодо політики.

(ii) Аналіз, який здійснюється в рамках механізму огляду, проходить по можливості на фоні якомога більш широкого охоплення економічних потреб та потреб, пов'язаних з розвитком, політикою та цілями конкретного Члена, а також з урахуванням його зовнішнього середовища. Разом з цим функцією механізму огляду є дослідження впливу торговельної політики та практики Члена на багатосторонню торговельну систему.

В. Внутрішня транспарентність

Члени визнають, що внутрішня транспарентність прийняття рішень урядом щодо питань торговельної політики є притаманною як для економіки Членів, так і для багатосторонньої торговельної системи, і домовляються заохочувати та сприяти більшій транспарентності в їх власних системах, визнаючи, що імплементація внутрішньої транспарентності має здійснюватися на добровільній основі та враховувати правову і політичні системи кожного Члена.

С. Процедури огляду

(i) Цим засновується Орган по огляду торговельної політики (зазначений тут як ТПРБ) для виконання оглядів торговельної політики.

(ii) Торговельна політика та практика всіх Членів підлягає періодичному оглядові. Вплив окремих Членів на функціонування багатосторонньої торговельної системи, визначений у вигляді їх долі у світовій торгівлі в останній репрезентативний період, буде вирішальним чинником при визначенні частоти проведення оглядів. Таким чином визначені перші чотири сторони торгівлі (вважаючи Європейські Співтовариства як одну) підлягають оглядові кожні два роки. Огляд наступних 16 проводиться кожні чотири роки. Огляд інших Членів проводиться кожні шість років за винятком того, що для найменш розвинених країн-Членів може встановлюватися довший період. Зрозуміло, що огляд сторін торгівлі, які мають спільну торговельну політику і налічують більше одного Члена, має охоплювати всі компоненти політики, що мають вплив на торгівлю, включаючи відповідну політику та практику окремих Членів. Як виняток, у випадку змін у торговельній політиці та практиці окремих Членів, які можуть мати суттєвий вплив на їх торговельних партнерів, ТПРБ може після проведення консультацій попросити зацікавленого Члена провести його наступний огляд раніше.

(iii) Обговорення на засіданнях ТПРБ керується цілями, викладеними у пункті А. Ці обговорення зосереджені на торговельній політиці та практиці Членів, які є предметом оцінки в рамках механізму огляду.

(iv) ТПРБ встановлює загальний план проведення оглядів. Він також може обговорити та взяти до відома оновлені звіти Членів. ТПРБ встановлює програму проведення оглядів для кожного року в ході консультацій з Членом, якого це безпосередньо стосується. В ході консультацій з Членом чи Членами, щодо яких проводиться огляд, Голова може вибрати осіб для участі в обговоренні, які, діючи персонально, розпочинають ці обговорення в ТПРБ.

(v) ТПРБ базує свою роботу на наступній документації:

(a) повний звіт, зазначений в пункті D, який надається Членом чи Членами, щодо яких проводиться огляд;

(b) звіт, який має готувати Секретаріат на свою власну відповідальність, оснований на наявній у нього інформації, а також тій, що надається зацікавленим Членом або Членами. Секретаріат має намагатися отримати пояснення від зацікавленого Члена або Членів щодо їх торговельної політики та практики.

(vi) Звіти Члена, щодо якого проводиться огляд, а також Секретаріату разом з протоколом відповідного засідання ТПРБ публікуються відразу після проведення огляду.

(vii) Ці документи подаються на розгляд Міністерської Конференції, яка бере їх до відома.

D. Надання звітності

З метою досягнення якомога повнішої транспарентності кожний Член регулярно надає звіт до ТПРБ. Повні звіти описують торговельну політику та практику, здійснювану зацікавленим Членом або Членами, в узгодженому форматі, визначеному ТПРБ. Цей формат спочатку базується на "Схематичному форматові для звітів країн", встановленому Рішенням від 19 липня 1989 року (BISD 36S/406-409), зміненому так, як це необхідно для поширення сфери охоплення звітів на всі аспекти торговельної політики в рамках Додатка I Багатосторонніх угод про торгівлю та, де це може бути застосовано, Угод про торгівлю з обмеженою кількістю учасників. Цей формат ТПРБ може переглянути з урахуванням практичного досвіду. Між оглядами, у випадку суттєвих змін у торговельній політиці, Члени надають короткі звіти; згідно з узгодженим форматом надається щорічна оновлена статистична інформація. Особливо мають бути враховані труднощі найменш розвинених країн-Членів у складанні їх звітів. Секретаріат на запит дає можливість отримання технічної допомоги країнам-Членам, що розвиваються, і особливо найменш розвинутим країнам-Членам. Інформація, яка міститься в звітах, має якомога повніше відповідати нотифікаціям, здійсненим у рамках положень Багатосторонніх торговельних угод і, де це може бути застосовано, Угод про торгівлю з обмеженою кількістю учасників.

Е. Взаємозв'язок з положеннями

ГАТТ 1994 та ГАТС
щодо платіжного балансу

Члени визнають необхідність зведення до мінімуму труднощів урядів, які пов'язані з обов'язковим проведенням повного циклу консультацій в рамках положень ГАТТ 1994 або ГАТС щодо платіжного балансу. З цією метою Голова ТПРБ в ході консультацій з зацікавленим Членом або Членами та з Головою Комітету із обмежень пов'язаних з платіжним балансом домовляється про адміністративні заходи, які приведуть прийнятий ритм оглядів торговельної політики у відповідність з розкладом консультацій щодо платіжного балансу, але не відкладають проведення огляду торговельної політики більш ніж на 12 місяців.

F. Оцінка механізму

ТПРБ проводить оцінку дії ТПРМ не пізніше ніж через п'ять років після набрання чинності Угодою про заснування СОТ. Результати оцінки представляються на Конференцію міністрів. Він може після цього проводити оцінку ТПРМ через інтервали, визначені ним, або як вимагає Конференція міністрів.

G. Огляд розвитку міжнародного
торговельного середовища

Щорічний огляд розвитку міжнародного торговельного середовища, який має вплив на багатосторонню торговельну систему, також проводиться ТПРБ. Проведенню огляду має допомогти щорічний звіт Генерального директора, який описує основну діяльність СОТ і висвітлює важливі питання політики, які мають вплив на торговельну систему.

"Результати Уругвайського раунду
багатосторонніх торговельних переговорів"
Тексти офіційних документів

Механизм обзора торговой политики

Члены настоящим договариваются о следующем:

A. Цели

(i) Целью Механизма обзора торговой политики ("МОТП") является содействие усовершенствованному соблюдению всеми членами правил, норм и обязательств, принятых по Многосторонним торговым соглашениям и, где применимо, по Соглашениям с ограниченным кругом участников, и, следовательно, уравновешенному функционированию многосторонней торговой системы, путем достижения в ней большей гласности и понимания торговой политики и практики членов. Таким образом, механизм обзора дает возможность регулярно производить коллективную оценку значимости всего спектра торговой политики и практики отдельных членов и их влияния на функционирование многосторонней торговой системы. Это, однако, не может служить основой для реализации конкретных обязательств по указанным Соглашениям или для процедур урегулирования споров, или налагать на членов новые политические обязательства.

(ii) Анализ, осуществляемый в ходе применения механизма обзора, по возможности, производится на фоне более широких экономических нужд и потребностей развития, политики и целей конкретного члена, а также с учетом его внешнего положения. Однако основным назначением механизма обзоров является исследование влияния торговой политики и практики члена на многостороннюю торговую систему.

B. Гласность внутри страны

Члены признают присущую ценность гласности внутри страны в области принятия правительственных решений по вопросам торговой политики как для экономики стран-членов, так и для многосторонней торговой системы, и согласны поощрять и содействовать большей гласности внутри их собственных систем, признавая, что осуществление гласности внутри страны должно проводиться на добровольной основе с учетом правовой и политической системы каждого члена.

C. Процедуры обзора

(i) Настоящим образуется Орган по проведению обзора торговой политики (упоминаемый здесь как "ООТП"), чтобы выполнять обзоры торговой политики.

(ii) Торговая политика и практика всех членов подлежат периодическому рассмотрению. Влияние отдельных членов на функционирование многосторонней торговой системы, определяемое по их доле в мировой торговле в последнем представительном периоде, будет решающим фактором при определении частоты обзоров. Определенные таким путем первые четыре участника торговли (считая Европейские Сообщества в качестве одного из них) являются предметом обзора каждые два года. Следующие 16 являются предметом обзора каждые четыре года. Другие члены являются предметом обзора каждые шесть лет, за исключением того, что для наименее развитых стран-членов может быть установлен более длительный период. Понимается, что рассмотрение участников торговли, имеющих общую внешнюю политику, распространяющуюся на нескольких членов, охватывает все компоненты политики, влияющие на торговлю, включая соответствующую политику и практику отдельных членов. Только в случае изменений в торговой политике или практике какой-либо страны-члена, которые могут иметь значительное воздействие на ее торговых партнеров, ООТП может попросить соответствующего члена, после консультации, провести его следующий обзор раньше.

(iii) Обсуждения на заседаниях ООТП руководствуются целями, изложенными в пункте A. Дискуссия концентрируется на торговой политике и практике членов, которые подлежат оценке согласно механизму обзора.

(iv) ООТП установит общий план проведения этих обзоров. Он может также обсуждать и делать замечания по предварительным докладам членов. ООТП составляет программу обзоров на каждый год в консультациях непосредственно со странами-членами. При консультативном участии члена или членов, которых это касается, председатель может выбрать докладчиков, которые, действуя в личном качестве, представляют эти обсуждения в ООТП.

(v) ООТП в своей работе основывается на следующей документации:

(а) полный доклад, указанный в пункте D, представленный страной-членом или странами-членами, являющимися предметом обзора;

(b) доклад, составленный Секретариатом под свою ответственность собственной инициативе, основанный на имеющейся у него информации, а также информации, предоставленной соответствующей страной-членом или странами-членами. Секретариат должен стараться уточнять у соответствующей страны-члена или стран-членов информацию, касающуюся их торговой политики и практики.

(vi) Доклады рассматриваемого члена и Секретариата, вместе с протоколами соответствующего заседания ООТП, публикуются безотлагательно после обзора.

(vii) Эти документы будут препровождаться Конференции министров, которая принимает их к сведению.

D. Доклады

В целях достижения наиболее полной гласности, каждый член регулярно информирует ООТП. Полные доклады характеризуют торговую политику и практику, проводимые соответствующим членом или членами, составляются по согласованной форме, определенной ООТП. Эта форма должна сначала основываться на схематической форме для Докладов по странам, установленной решением от 19 июля 1989 г. (BISD 36S/406-409), измененной, если это необходимо, чтобы расширить сферу докладов по всем аспектам торговой политики, охваченной Многосторонними торговыми соглашениями в Приложении 1 и, где применимо, Соглашениями с ограниченным кругом участников. Эта форма может быть пересмотрена ООТП с учетом практики. В период между обзорами члены представляют краткие доклады, если имеются значительные изменения в их торговой политике; ежегодная свежая статистическая информация будет представляться по согласованной форме. Особое внимание уделяется трудностям, с которыми встречаются наименее развитые страны-члены при составлении докладов. Секретариат оказывает техническое содействие по просьбе развивающихся стран-членов, и в особенности наименее развитых стран-членов. Информация, содержащаяся в докладах, должна быть в наиболее возможной степени скоординирована с уведомлениями, выполняемыми по условиям Многосторонних торговых соглашений и, где применимо, Соглашений с ограниченным кругом участников.

E. Связь с положениями ГАТТ 1994 г.
и ГАТС в отношении платежных балансов

Члены признают потребность сведения к минимуму бремени правительств при соблюдении в полном объеме консультаций в соответствии с положениями в отношении платежных балансов ГАТТ 1994 г. и ГАТС. С этой целью, председатель ООТП разрабатывает в консультациях с соответствующим членом или членами и председателем Комитета по ограничениям в связи с платежным балансом административные договоренности, чтобы увязать нормальный ритм обзоров торговой политики с расписанием консультаций по платежным балансам, но не откладывать обзоры торговой политики на срок более 12 месяцев.

F. Оценка Механизма

ООТП проводит оценку функционирования МОТП не позднее пяти лет после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Результаты этой оценки будут представлены Конференции министров. ООТП может в последующем производить оценки МОТП в определенные им сроки или по просьбе Конференции министров.

G. Общий обзор событий в международной торговой среде

ООТП также производит ежегодный общий обзор событий в международной торговой среде, которые оказывает воздействие на многостороннюю торговую систему. Этому обзору содействует ежегодный доклад Генерального директора, отражающий главные стороны деятельности ВТО и выделяющий значительные политические вопросы, влияющие на торговую систему.