ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС АССОЦИАЦИЯ

ПИСЬМО
15.07.2013 N 724/2013/20

Путевой лист грузового автомобиля

(Извлечение)

Европейская Бизнес Ассоциация (далее - Ассоциация) обращается с вопросом об обязательной форме путевых листов грузовых автомобилей (типовая форма N 2-ТН).

Недавно произошло закономерное и ожидаемое представителями бизнеса событие. Приказом Государственной службы статистики Украины от 19.03.2013 г. N 95 "О признании утратившим силу приказа Государственного комитета статистики Украины от 17 февраля 1998 года N 74 "Об утверждении типовой формы первичного учета работы служебного легкового автомобиля и Инструкции о порядке ее применения" (далее - Приказ N 74) была отменена форма путевого листа служебного легкового автомобиля и Инструкция о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы. Такие изменения имеют положительное значение, ведь в течение длительного времени представители налоговых органов считали путевые листы указанной формы обязательными документами, подтверждавшими количество израсходованного горючего на общий пробег служебных легковых автомобилей, а, следовательно, и соответствующие валовые расходы.

Следует отметить, что Приказ N 74 оставался последним подзаконным нормативно-правовым актом, в котором упоминалась данная форма (типовая форма N 3). Еще в 2011 году обязательность путевых листов (как документа установленного образца для определения и учета работы транспортного средства) была отменена изменениями, внесенными Законом Украины от 05.07.2011 г. N 3565-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения излишнего государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок" в ряд других законов. В частности:

- из текста Закона Украины от 05.04.2001 г. N 2344-III "Об автомобильном транспорте" было исключено понятие "путевой лист";

- из абзаца второго ст. 16 Закона Украины от 30.06.93 г. N 3353-ХII "О дорожном движении" слова "передавать для проверки... путевые (маршрутные) листы" были исключены;

- уточненная редакция п.21 ст. 11 Закона Украины от 20.12.90 г. N 565-ХII "О милиции" не предусматривает проверку у водителей путевых листов и т.п.

Мы понимаем, что отмена Приказа N 74 в этом случае не означает отказ от документального оформления служебных поездок, а также учета транспортной работы служебных легковых автомобилей, а лишь предоставляет определенную свободу действий для частного бизнеса, который теперь имеет право утверждать внутренние документы такого характера в соответствии со своей учетной политикой и в соответствии с правилами бухгалтерского учета, установленными Законом Украины от 16.07.99 г. N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности".

При этом остается открытым вопрос об обязательности применения типовой формы путевых листов грузовых автомобилей (типовая форма N 2-ТН). Ведь все вышеуказанные законодательные изменения касаются путевых листов грузовых автомобилей так же, как и путевых листов служебных легковых автомобилей. Приказ Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. N 488/346 "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля", которым утверждена форма путевого листа грузового автомобиля, пока еще не отменен, а следовательно, он является действующим. Кроме того, Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 25.02.2009 г. N 207 (далее - Перечень), среди обязательных документов, сопровождающих перевозку груза, предусматривает, как и ранее, путевой лист.

По нашему мнению, типовая форма N 2-ТН путевых листов грузовых автомобилей также должна быть отменена.

Поэтому просим рассмотреть возможность отмены обязательной формы путевого листа грузового автомобиля, так же, как это было сделано относительно легкового автомобиля; и исключить словосочетание "путевой лист" из Перечня в целях согласования норм действующих нормативно-правовых актов Украины.

Исполнительный директор А.ДЕРЕВЯНКО