СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 1980 г. N 59
МОСКВА, КРЕМЛЬ
О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского
учета и повышении его роли в рациональном и экономном
использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов
( С изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями
Совета Министров СССР
N 397 от 11.05.85
N 1123 от 08.10.87
N 1330 от 26.11.87
N 712 от 04.06.88
N 531 от 29.07.91 )
( О применении Положения на территории Украины дополнительно
см. Письмо Главного контрольно-ревизионного управления
N 12-14/384 от 16.09.2003 )
( О применении Положения до 3 апреля 1993 года см. Письма
Министерства финансов
N 31-04200-30-23/148 от 17.10.2003
N 31-04200-10-23/161 от 06.11.2003 )
Совет Министров СССР отмечает, что за последние годы в народном хозяйстве осуществлен ряд мер по совершенствованию организации бухгалтерского учета. Улучшены методология и организация учета, повысилась его действенность. Расширилось применение средств механизации и автоматизации учета, созданы централизованные бухгалтерии, упразднены бухгалтерии в структурных подразделениях предприятий.
Между тем некоторые министерства и ведомства еще не уделяют должного внимания вопросам улучшения организации бухгалтерского учета и контроля за правильным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также усилению борьбы с бесхозяйственностью, расточительством, расходованием государственных и общественных средств не по назначению.
Во многих объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях ослаблена ответственность работников за правильное и своевременное составление первичной учетной документации по начислению заработной платы и использованию материальных ценностей. Нередки случаи, когда сырье и материалы отпускаются без взвешивания и пересчета, что снижает достоверность учета и создает возможности для хищений.
Со стороны многих должностных лиц по-прежнему допускается недооценка бухгалтерского учета и роли работников бухгалтерий в осуществлении контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий. Министерства и ведомства зачастую мирятся с таким положением дел, не принимают необходимых мер к повышению уровня руководства бухгалтерским учетом, не проявляют заботы о подборе и подготовке бухгалтерских кадров и повышении их квалификации.
Учитывая важное значение дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета в повышении эффективности управления экономикой страны и в обеспечении рационального, экономного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, Совет Министров СССР постановляет:
1. Обязать министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов рассмотреть состояние бухгалтерского учета в подведомственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, разработать и в 1980 - 1981 годах осуществить мероприятия по значительному улучшению организации учета, уделив при этом особое внимание:
повышению роли бухгалтерского учета в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в сборе необходимой информации о ходе выполнения планов и причинах отклонений от плановых заданий, нормативов и смет;
упорядочению первичной учетной документации, обеспечению широкого внедрения типовых унифицированных форм ее и строгого соблюдения порядка оформления этой документации;
дальнейшему повышению уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, улучшению их проектирования и широкому применению типовых проектных решений;
укомплектованию централизованных бухгалтерий, а также бухгалтерий объединений, предприятий, организаций и учреждений квалифицированными специалистами, улучшению переподготовки бухгалтерских кадров, имея в виду возрастающие требования к организации учета и контроля. Рассмотреть вопрос о введении в штаты министерств, ведомств, их главных управлений и управлений всесоюзных и республиканских объединений специалистов по методологии, организации и механизации бухгалтерского учета.
2. Министерствам, ведомствам и управлениям (отделам) исполнительных комитетов Советов народных депутатов проводить систематические проверки состояния бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях; обобщать опыт работы передовых бухгалтерских коллективов и широко распространять его в подведомственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, проводить конкурсы и смотры на лучший, образцово поставленный учет с высоким уровнем механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.
3. Обязать министерства, ведомства, управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов, объединения, предприятия, организации и учреждения:
принять меры к обеспечению строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и других материальных ценностей. Ограничить число должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Перечни таких лиц и видов материальных ценностей должны определяться руководителями объединений, предприятий, организаций и учреждений по согласованию с главными бухгалтерами;
осуществить на действующих предприятиях и в хозяйственных организациях ремонт и реконструкцию существующих, а в необходимых случаях строительство новых складских помещений; оснастить склады, кладовые, цехи, производственные участки необходимыми весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями. Определить в соответствии с действующим законодательством меры ответственности заведующих складами, кладовщиков и других должностных лиц за правильность приемки, хранения и отпуска материальных ценностей;
внедрить эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением каждым работником, бригадой, участком, мастерской, цехом установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, нормативов использования оборудования и инструментов, а также за выполнением заданий по экономии материальных ресурсов. Принять меры к повышению достоверности оперативного учета движения деталей, узлов и полуфабрикатов в производстве. Не допускать расходования материальных ценностей сверх установленных норм, а также списания их по действующим нормам при наличии экономии против этих норм.
Министерствам и ведомствам разработать и в 6-месячный срок утвердить, исходя из отраслевых особенностей, рекомендации по организации оперативного учета движения деталей, узлов и полуфабрикатов в производстве, определив должностных лиц, ответственных за организацию этого учета;
разработать и в 1980 - 1981 годах осуществить мероприятия по улучшению нормирования и учета трудовых затрат на производство отдельных видов продукции, усилению контроля за соответствием фактически выполненных работ их оплаченному объему, а также по более широкому применению учета выработки и оплаты труда по конечной производственной операции;
повысить персональную ответственность мастеров, бригадиров, начальников участков, прорабов, нормировщиков и других должностных лиц за правильное оформление первичной документации по учету выработки и начислению заработной платы;
осуществить мероприятия по совершенствованию калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, и прежде всего по широкому внедрению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Признать необходимым включать в планы объединений, предприятий и организаций по новой технике задания по механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ и внедрению нормативного метода учета и калькулирования.
4. Утвердить прилагаемое Положение о главных бухгалтерах.
Министерствам, ведомствам и управлениям (отделам) исполнительных комитетов Советов народных депутатов обеспечить необходимый контроль за соблюдением этого Положения и привлекать к ответственности должностных лиц, допускающих его нарушение.
Министерству финансов СССР разработать и в 6-месячный срок утвердить общее положение об организации бухгалтерской работы в министерствах, ведомствах, всесоюзных и республиканских объединениях, главных управлениях министерств и в других органах управления.
( Пункт 5 утратил силу на основании Постановления Совета Министров СССР N 712 от 04.06.88 )
6. Обязать Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли довести к 1981 году изготовление утвержденных в установленном порядке бланков учетной и отчетной документации до объемов, обеспечивающих удовлетворение потребности в них объединений, предприятий, организаций и учреждений, а также организовать продажу этих бланков через торговую сеть.
Запретить объединениям, предприятиям, организациям и учреждениям применять, а типографиям изготовлять бланки учетной и отчетной документации, не соответствующие утвержденным в установленном порядке образцам.
7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Госплану СССР:
предусмотреть на 1981 - 1985 годы значительное увеличение приема учащихся в высшие учебные заведения и техникумы по специальностям "Бухгалтерский учет" и "Механизированная обработка экономической информации";
рассмотреть и решить вопросы об открытии в отдельных технических и других высших учебных заведениях учетно-экономических факультетов и курсов по подготовке для поступления на указанные факультеты, а также о расширении переподготовки специалистов по бухгалтерскому учету.
8. ЦСУ СССР принять меры к дальнейшему развитию сети учебных комбинатов и школ по подготовке и повышению квалификации бухгалтеров и работников механизированного учета, имея в виду обеспечить потребность объединений, предприятий, организаций и учреждений в таких работниках Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик ежегодно в сроки, установленные для разработки государственных планов экономического и социального развития, определять по согласованию с ЦСУ СССР контингент указанных работников, подлежащих обучению в учебных комбинатах и школах ЦСУ СССР.
9. В связи с изданием настоящего постановления признать утратившими силу:
абзац первый пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 г. N 923 "О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве" (СП СССР, 1964 г., N 23, ст. 140);
постановление Совета Министров СССР от 27 июня 1975 г. N 559 "Об установлении в районных (межрайонных) объединениях и отделениях Сельхозтехники должности главного бухгалтера" (СП СССР, 1975 г., N 16, ст. 99).
Председатель
Совета Министров СССР А.КОСЫГИН
Управляющий Делами
Совета Министров СССР М.СМИРТЮКОВ
( О применении Положения на территории Украины дополнительно
см. Письмо Главного контрольно-ревизионного управления
N 12-14/384 от 16.09.2003 )
( О применении Положения до 3 апреля 1993 года см. Письма
Министерства финансов
N 31-04200-30-23/148 от 17.10.2003
N 31-04200-10-23/161 от 06.11.2003 )
Утверждено
постановлением Совета Министров
СССР
от 24 января 1980 г. N 59
Положение
о главных бухгалтерах
I. Общие положения
1. Настоящее Положение распространяется на главных бухгалтеров объединений, предприятий, организаций, учреждений, ведущих бухгалтерский учет и составляющих законченную бухгалтерскую отчетность, а также на главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий.
Особенности применения Положения в колхозах определяются Союзным советом колхозов.
2. Главные бухгалтеры обеспечивают организацию бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях, в организациях, учреждениях и контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности.
3. Главные бухгалтеры назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями предприятий, объединений, организаций и учреждений с последующим утверждением вышестоящим органом. ( Абзац перший пункту 3 в редакції Постанови Ради Міністрів СРСР N 1123 від 08.10.87 )
Назначение на должность и освобождение от должности главных бухгалтеров предприятий и организаций потребительской кооперации, а также общественных организаций утверждаются вышестоящим органом в порядке, установленном в соответствии с их уставами.
Возглавляемые главными бухгалтерами бухгалтерии объединений, предприятий, организаций, учреждений являются их самостоятельными структурными подразделениями (службами) и не должны входить в состав какого-либо другого подразделения (службы).
4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю объединения, предприятия, организации, учреждения, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка и методики осуществления контроля - начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.
5. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование.
В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.
6. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Копия этого акта направляется в вышестоящий орган. В необходимых случаях прием и сдача дел главным бухгалтером производятся при участии представителя вышестоящего органа.
7. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для объединения, предприятия, организации, учреждения.
8. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего - к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по объединению, предприятию, организации, учреждению.
9. В производственных (структурных) единицах объединений с разрешения министерства, ведомства может сохраняться должность главного бухгалтера.
II. Обязанности главных бухгалтеров
10. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
а) широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
б) полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
в) достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
г) точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения в соответствии с установленными правилами;
д) правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы;
е) участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб - непосредственное осуществление этих функций;
ж) проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
з) составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
и) осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
( Підпункт "к" пункту 10 втратив чинність в частині органів народного контролю на підставі Постанови Ради Міністрів СРСР N 531 от 29.07.91 ) к) необходимую помощь постоянно действующим производственным совещаниям, общественным группам (бюро) экономического анализа и органам народного контроля в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
л) активное участие работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета;
м) своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий и подготовку предложений по улучшению их работы;
н) сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
11. Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:
а) соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;
б) правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
в) соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;
г) взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
д) законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
12. При наличии в составе объединения, предприятия, организации, учреждения самостоятельной финансовой службы на главного бухгалтера возлагаются обязанности по учету финансовых, расчетных и кредитных операций и контролю за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций.
13. Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.
В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю объединения, предприятия, организации, учреждения для принятия мер.
14. Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания документов этим лицам должно быть оформлено приказом по объединению, предприятию, организации, учреждению.
Указанные выше документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально-ответственными лицами и работниками бухгалтерии данного объединения, предприятия, организации, учреждения, а также учреждениями банков.
15. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.
В случае получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.
Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.
Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа.
III. Права главных бухгалтеров
16. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Работники других подразделений и служб, занятые бухгалтерским учетом, по вопросам организации и ведения учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру.
17. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб объединения, предприятия, организации, учреждения.
( Абзац другий пункту 17 втратив чинність в частині позбавлення премії робітників виробничих сфер народного господарства на підставі Постанови Ради Міністрів СРСР N 1330 від 26.11.87 ) За невыполнение или нарушение указаний главного бухгалтера, вытекающих из осуществления возложенных на него обязанностей, виновные могут лишаться по распоряжению руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения премий полностью или частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.
Подразделения и службы объединения, предприятия, организации, учреждения:
несут полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность их оформления;
обязаны своевременно передавать в бухгалтерию или на вычислительные установки необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы - приказы, постановления, распоряжения, а также договоры, соглашения, сметы, нормативы и другие материалы.
За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.
18. Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других) производятся по согласованию с главным бухгалтером.
19. Договоры и соглашения, заключаемые объединением, предприятием, организацией, учреждением на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также приказы и распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате и о премировании предварительно рассматриваются и визируются главным бухгалтером.
20. Главный бухгалтер имеет право:
а) требовать от руководителей бригад, участков, цехов, отделов и других подразделений и служб, а в необходимых случаях и от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения принятия мер к повышению эффективности использования государственных средств, к усилению сохранности социалистической собственности, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля, и в частности:
пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда и других норм;
улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья, материалов и других ценностей, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления;
проведения мероприятий по улучшению контроля за правильностью применения норм и нормативов, организации правильного первичного учета выработки продукции и движения деталей и полуфабрикатов, организации количественного (натурального) учета использования сырья и материалов в цехах, на производственных участках и т. п.;
б) проверять в структурных подразделениях и службах объединения, предприятия, организации, учреждения соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
( Підпункт "в" пункту 20 втратив чинність в частині позбавлення премії робітників виробничих сфер народного господарства на підставі Постанови Ради Міністрів СРСР N 1330 від 26.11.87 ) в) подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишении премий руководителей цехов, участков, бригад, отделов и других подразделений и служб, а также прорабов и мастеров, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля;
( Підпункт "г" пункту 20 втратив чинність на підставі Постанови Ради Міністрів СРСР N 531 от 29.07.91 ) г) вносить предложения в соответствующие комитеты народного контроля о производстве денежных начетов на должностных лиц, причинивших своими неправильными действиями или нераспорядительностью материальный ущерб государству, кооперативным и другим общественным предприятиям и организациям.
21. Органы государственного и хозяйственного управления обязаны оказывать всемерное содействие главным бухгалтерам в исполнении ими обязанностей и использовании прав, предусмотренных настоящим Положением.
Любые попытки преследования главного бухгалтера за исполнение этих обязанностей и использование прав должны решительно пресекаться, а виновные в этом лица - привлекаться к строгой ответственности.
22. Главный бухгалтер несет ответственность в случаях:
а) неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажения в бухгалтерской отчетности;
б) принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
в) несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;
г) нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
д) несвоевременного проведения в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, проверок и документальных ревизий;
е) составления недостоверной бухгалтерской отчетности по вине бухгалтерии;
ж) других нарушений положений и инструкций по организации бухгалтерского учета.
23. Главный бухгалтер несет наравне с руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения ответственность:
а) за нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;
( Підпункт "б" пункту 23 втратив чинність на підставі Постанови) Ради Міністрів СРСР N 531 от 29.07.91 ) б) за несвоевременное взыскание денежных начетов с должностных лиц на основе постановлений комитетов народного контроля;
в) за нарушение сроков представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам. ( Підпункт "в" пункту 23 із змінами, внесеними згідно з Постановою Ради Міністрів СРСР N 397 от 11.05.85 )
24. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность главных бухгалтеров определяется в соответствии с действующим законодательством.
При этом дисциплинарное взыскание на главного бухгалтера налагается в порядке подчиненности соответствующим вышестоящим органом.
На предприятиях, в организациях и учреждениях, где должность главного бухгалтера не предусмотрена, старшие бухгалтеры пользуются правами и несут обязанности в соответствии с настоящим Положением.